УДК 378.14 ББК 74.48 К 31
Ю.С. Каширская
Заместитель директора Областного государственного автономного учреждения «Институт развития образования», г. Ульяновск; E-mail: [email protected]
Е.В. Гулынина
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и информатики филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ессентуки; E-mail: [email protected]
Н.А. Казакова
Кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск; E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОБНОВЛЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
(Рецензирована)
Аннотация. Происходящие в стране и в мире объективные изменения создали и углубляют противоречия между результатами реально осуществляемой в педагогическом университете модели образовательного процесса и теми новыми задачами, которые призван решать выпускник университета уже сегодня. Актуальность рассматриваемых в данной работе вопросов обусловлена, в первую очередь, задачами модернизации программ и моделей подготовки современного учителя, стоящими сегодня перед российским образованием. На основании анализа отечественного и международного опыта формулируются основные принципы, которые должны позволить разрабатывать качественные образовательные программы, обеспечивающие в итоге прогнозируемый результат.
Ключевые слова: образовательная программа, компетенция, образовательный результат, учебная дисциплина.
Yu.S. Kashirskaya
Deputy Director of the Regional State Autonomous Institution "Institute of Education Development," Ulyanovsk; E-mail: [email protected]
E.V. Gulynina
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of Mathematics and Informatics Department, the Branch of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Pedagogical Institute", Essentuki; E-mail: [email protected]
N.A. Kazakova
Candidate of Biology, Associate Professor of Geography and Ecology Department, the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk; E-mail: [email protected]
THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL RESULTS IN THE UPDATED EDUCATIONAL PROCESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Abstract. The objective changes taking place in the country and in the world have created and deepen the contradictions between the results of the actual model of the educational process carried out at the pedagogical University and the new tasks that the University graduate is called to solve today. The relevance of the issues discussed in this paper is primarily due to the tasks of modernization of programs and models of training of modern teachers facing today's Russian education. Based on the analysis of domestic and international experience, the basic principles are formulated that should allow the development of high-quality educational programs which eventually provide a predicted result.
Keywords: educational program, competence, educational result, educational discipline.
При проектировании образовательной программы в первую очередь необходимо выделить основные понятия, требования и раскрыть подходы к проектированию. Что мы понимаем под образовательной программой? Какие требования предъявляются к структуре образовательной программы? Каков способ построения образовательной программы?
Для определения данного понятия сначала обратимся к нормативной документации. Согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [1, 2].
Проанализировав данное определение, можно выделить главные блоки, характеризующие образовательную программу. Иными словами, образовательная программа должна представлять собой совокупность образовательных результатов,
формируемых в процессе обучения, освоенных компетенций, а также форм и методов организации образовательного процесса, направленных на достижение планируемых образовательных результатов. Кроме того, образовательная программа должна содержать материалы, которые позволят обнаружить сформированные компетентности и определить их уровень.
Следовательно, при проектировании образовательной программы необходимо четко выстроить планируемые образовательные результаты (чего должен достигнуть обучающийся при освоении дисциплины?), затем сформулировать механизмы достижения данных результатов (каким образом этого достигнет?) и разработать оценочные средства (как обучающийся может продемонстрировать свои достижения?). Выделенные требования дополняют и уточняют основные требования к структуре образовательной программы, по которым образовательная программа должна включать [1; 3: 60; 4-6]:
- наименование дисциплины;
- перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
- указание места дисциплины в структуре образовательной программы;
- объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся;
- содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий;
- перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине;
- фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине;
- перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины;
- перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины;
- методические указания для обучающихся по освоению дисциплины;
- перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
- описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
Прежде чем определить способ проектирования и разработки образовательной программы дисциплины, необходимо обратиться к основным направлениям российской системы образования. Все изменения происходят в образовательной системе, связаны со сменой образовательной модели, которая ставит обучающегося в центр системы высшего образования, задавая новый вектор проектирования образовательных
программ «от результата». Суть данного подхода представляет собой последовательность определенных действий, содержащих следующие этапы:
- формулировка образовательных результатов;
- описание механизмов достижения образовательных результатов;
- разработка инструментов аттестации результативности.
Определим, что понимаем под образовательными результатами. Как соотносятся понятия «образовательные результаты», «компетентность» и «компетенции»? Как проектировать образовательные результаты дисциплины (модуля)?
Разработка образовательной программы начинается с проектирования образовательных результатов, поэтому необходимо определить, что мы понимаем под образовательными результатами, и соотнести понятия «образовательные результаты», «компетентность» и «компетенции». Под образовательными результатами понимаем то, «...что обучающийся должен знать, понимать и уметь делать после успешного завершения процесса обучения» [7: 88-90; 2: 30]. Иными словами, понятие «образовательный результат» представляет собой описание того, что обучающийся, освоив определенную образовательную программу, должен знать, понимать и уметь делать (владеть). Образовательные результаты раскрывают связь между процессами преподавания, обучения и диагностики. Обеспечение образовательных результатов достигается формированием у обучающихся определенного набора компетенций, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте. Следовательно, образовательные результаты выражаются знаниями, умениями, навыками, способностями и компетенциями, которые раскрывают то, что обучающийся сможет сделать после освоения образовательной программы.
Что же касается понятий «компетентность» и «компетенция», то до сих пор нет единого подхода к их точному определению. В данном контексте можно использовать определение, данное в Руководстве пользователя по EСTS: «Компетенция - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализоваться в широком спектре отраслей экономики и культуры» [4: 50]. Компетенция характеризует способность применять знания и умения, полученные в результате обучения, на практике, в том числе при решении ряда задач. Компетентность, в свою очередь, характеризуется владением соответствующих компетенций. Переход от понятия «компетентность» к понятию «образовательные результаты» ориентирован, прежде всего, на решение проблем неоднозначности интерпретации формулировок и сложности их диагностики. Таким образом, при проектировании образовательных результатов необходимо рекомендовать однозначные, понятные и диагностируемые формулировки. Этап проектирования образовательной программы реализуется через преобразование трудовых действий, содержащихся в Профессиональном стандарте педагога [4: 7-8], после соотнесения с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в проверяемые образовательные результаты.
Поскольку образовательные результаты определяют результативность выполнения специалистом определенной трудовой функции, образовательные результаты дисциплины (модуля) должны быть конкретными, проверяемыми, измеряемыми
и связанными с непосредственной деятельностью. При проектировании образовательных результатов должны учитываться особенности модели организации образовательного процесса и направленность (профиль) подготовки выпускника.
Из вышесказанного сформулируем требования, предъявляемые к образовательным результатам:
- образовательные результаты каждого этапа дисциплины (модуля) проектируются на основе образовательных результатов, заявленных в соответствующем учебном модуле программы, которые, в свою очередь, определены образовательными результатами программы;
- образовательные результаты определяют результативность выполнения специалистом определенной трудовой функции;
- образовательные результаты сопоставимы с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
- образовательные результаты должны быть конкретными, проверяемыми, измеряемыми, связанными с непосредственной деятельностью.
При проектировании образовательных результатов необходимо ориентироваться на профессиональный стандарт «Педагог», федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [4-6, 8], стандарты основного общего образования и на модель организации образовательного процесса педагогического университета.
Таким образом, предложенный механизм формирования образовательных результатов может быть использован при проектировании образовательных программ учебных дисциплин и практик педагогического направления.
Примечания:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
2. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Разработка моделей академического бакалавриата и исследовательской магистратуры в рамках реализации программы
модернизации педагогического образования: первые итоги // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 29-44. DOI: 10.17759/pse.2015200504.
3. Ахтариева Р.Ф. Проектирование основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Психологическая наука и образование. 2015. Том 7, № 4. С. 60-72. DOI: 10.17759/psyedu.2015070407.
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) // СПС КонсультантПлюс, 2019.
5. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования: метод. рек. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2008.
6. Руководство по использованию ECTS (Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (кредитов). URL: http://w umo.msu.ru/doсs/EPVO/ ECTS_RUS.pdf.
7. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. С. 87-104.
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
9. Капустина Е.В. Изменения в оценке образовательных результатов вузов: культурологический анализ // Философия о проблемах современной России. 2016. С. 63-67.
10. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации де-ятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 1.
References:
1. On Education in the Russian Federation: Federal Law dated by December 29, 2012 No. 273-FZ (edited on 26.07.2019) // SPS ConsultantPlus. M., 2019.
2. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. First results of developing the Academic Bachelor and Research Master program models under the modernization program of teacher education: // Psychological Science and Education. 2015. Vol. 20. No 5. P. 2944. DOI: 10.17759 / pse.2015200504.
3. Akhtarieva R.F. Projecting of the main professional educational programs (OPOP) for the training of teachers in accordance with the professional standard of the teacher [Electronic resource] // Psychological science and education. 2015. Vol. 7. No 4. P. 60-72. DOI: 10.17759 / psyedu.2015070407.
4. On the approval of the professional standard «Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general and secondary general education) (educator, teacher)»: order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013.No. 544н (edited on 05.08.2016) // SPS Con-sultantPlus, 2019.
5. Projecting modern educational and professional programs in the areas of teacher education: Methodological recommendations. SPb.: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. 2008.
6. Guidelines for the use of ECTS (European System for Transfer and Accumulation of Credit Units (Credits) URL: http: // w umo.msu.ru/doсs/EPVO/ECTS_ ENG.pdf.
7. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. The priority of educational results as a tool for the modernization of teacher training programs // Psychological Science and Education. 2014. Vol. 19. No 3. P. 87-104.
8. On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.01 Pedagogical education (Bachelor level): The order of the Ministry of Education of Russia of 04.12.2015 N 1426 // SPS ConsultantPlus. M., 2019.
9. Kapustina E.V. Changes in the assessment of educational results of higher schools: cultural analysis // Philosophy on the problems of modern Russia. 2016. P. 63-67.
10. Margolis A.A. Requirements for the modernization of basic professional educational programs (OPOP) for the training of teachers in accordance with the professional standard of the teacher: proposals for implementation of an active approach in the training of pedagogical staff // Psychological Science and Education. 2014. No.1.