Научная статья на тему 'Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения на основе компетентностно-деятельностного подхода'

Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения на основе компетентностно-деятельностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / HEALTH CARE / EDUCATIONAL RESULTS / INDEPENDENT HEALTH CARE / COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH / INTERIORIZATION / EXTERIORIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубчикова Марина Геннадьевна, Коробченко Андрей Иванович

Проблема и цель. Исследование по проблеме развития компетенции здоровьесбережения студентов представлено с точки зрения организации деятельности преподавателя вуза как условия развития самостоятельности студентов в деятельности по сохранению своего здоровья. Проблема заключается в отсутствии чётких позиций по отношению к представлению образовательных результатов студентов в области общекультурных компетенций. Одной из важнейших ключевых компетенций является компетенция здоровьесбережения. Однако при всем многообразии работ, посвящённых этой теме, до сих пор остается открытым вопрос о конечных результатах по формированию данной компетенции у выпускников университетов, что должно быть предметом пристального внимания преподавателя уже на этапе проектирования деятельности и образовательных результатов обучающихся. Цель авторов заключается в представлении основных концептуальных положений и технологических шагов, описывающих деятельность преподавателя по проектированию образовательных результатов студентов в области общекультурных компетенций на примере компетенции здоровьесбережения. Методология. Исследование проводится на основе методов теоретического анализа. Авторы останавливаются на компетентностно-деятельностном подходе как наиболее эффективной методологической основе, способствующей решению заявленной проблемы. Результаты заключаются в представлении технологии деятельности преподавателя по проектированию образовательных результатов студентов в области компетенции здоровьесбережения в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт». Выводы. Формулируются выводы о том, что процесс проектирования образовательных результатов студентов в деятельности преподавателя должен осуществляться в соответствии с компетентностно-деятельностным подходом и включать детальное описание конечных результатов студентов на этапе завершения освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» через формируемые виды деятельности, включающие умения, знания и личностные качества. Основой для представления результатов в системно-структурном виде должны стать выделяемые в рамках компетенции здоровьесбережения виды деятельности, которыми овладевают выпускники университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубчикова Марина Геннадьевна, Коробченко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF STUDENTS EDUCATIONAL RESULTS IN THE FIELD OF INDEPENDENT HEALTH SAVING ON THE BASIS OF COMPETENCE-based and ACTIVITY-based APPROACHes

Introduction. A research on the development of students health-saving competence is presented from the point of view of University teacher's activity organization as a condition for the development of students' independence in the activity of preserving their health. The problem is the lack of clear positions in relation to the presentation of educational results of students in the field of General cultural competencies. One of the most important key competencies is a health saving competence. However, with all the variety of works devoted to this topic, the question of the final results on the formation of this competence among University graduates is still open, which should be the subject of close attention for a teacher at the stage of designing students activities and educational results. The purpose of the authors is to present the basic conceptual provisions and technological steps describing the teacher’s activities designing students’ educational results in the field of General cultural competence on the example of health saving competence. Methodology. The study is based on the methods of theoretical analysis. The authors dwell on the competence-activity approach as the most effective methodological basis contributing to the solution of the stated problem. The results are to present the technology of the teacher's activity on the design of students’ educational results in the field of health saving competence within the "Physical Culture and Sport" discipline. Conclusions. It is concluded that the process of designing students’ educational results in the teacher’s activities should be carried out in accordance with the competence and activity based approach and include a detailed description of the final results of students at the stage of completion of "Physical Culture and Sport" discipline through the formed skills, knowledge and personal qualities. The basis for the presentation of results in a systematic and structural form should be allocated within the competence of health activities, which are mastered by University graduates.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательных результатов студентов в области самостоятельного здоровьесбережения на основе компетентностно-деятельностного подхода»

УДК 378.14 DOI 10.17238^П1998-5320.2019.36.125

М. Г. Голубчикова, Иркутский государственный университет

А. И. Коробченко,

Иркутский государственный университет путей сообщения

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Проблема и цель. Исследование по проблеме развития компетенции здоровьесбережения студентов представлено с точки зрения организации деятельности преподавателя вуза как условия развития самостоятельности студентов в деятельности по сохранению своего здоровья. Проблема заключается в отсутствии чётких позиций по отношению к представлению образовательных результатов студентов в области общекультурных компетенций. Одной из важнейших ключевых компетенций является компетенция здоровьесбережения. Однако при всем многообразии работ, посвящённых этой теме, до сих пор остается открытым вопрос о конечных результатах по формированию данной компетенции у выпускников университетов, что должно быть предметом пристального внимания преподавателя уже на этапе проектирования деятельности и образовательных результатов обучающихся. Цель авторов заключается в представлении основных концептуальных положений и технологических шагов, описывающих деятельность преподавателя по проектированию образовательных результатов студентов в области общекультурных компетенций на примере компетенции здоровьесбережения.

Методология. Исследование проводится на основе методов теоретического анализа. Авторы останавливаются на компетентностно-деятельностном подходе как наиболее эффективной методологической основе, способствующей решению заявленной проблемы.

Результаты заключаются в представлении технологии деятельности преподавателя по проектированию образовательных результатов студентов в области компетенции здоровьесбережения в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт».

Выводы. Формулируются выводы о том, что процесс проектирования образовательных результатов студентов в деятельности преподавателя должен осуществляться в соответствии с компетент-ностно-деятельностным подходом и включать детальное описание конечных результатов студентов на этапе завершения освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» через формируемые виды деятельности, включающие умения, знания и личностные качества. Основой для представления результатов в системно-структурном виде должны стать выделяемые в рамках компетенции здоровьесбережения виды деятельности, которыми овладевают выпускники университета. Ключевые слова: общекультурные компетенции, здоровьесбережение, образовательные результаты, самостоятельное здоровьесбережение, компетентностно-деятельностный подход, интериори-зация, экстериоризация.

Проблема и цель. Сохранение здоровья как первостепенная задача государства сформулирована во всех стратегических и нормативных документах нашей страны. Актуальность решения этой задачи является аксиомой в любом государстве, считающем себя развитой, цивилизованной державой. В последние десятилетия понятие «здоровьесбережение» стало звучать как необходимая ключевая или общекультурная компетенция современного человека. Соответственно, в системе российского образования это стало неотъемлемой частью компетентностной модели выпускника учебного заведения любого уровня, что закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования. И казалось бы, к этапу обучения в вузе человек должен овладеть основными умениями и навыками, образующими данную компетенцию. Другими словами, должен уметь не только самостоятельно сохранять своё здоровье, но и приумножать его. Однако, как отмечают преподаватели высших учебных заведений, современные студенты не только не умеют заботиться о своем здоровье, но и не хотят этого делать. Даже когда им предлагаются готовые сценарии самосовершенствования, большинство студентов мотивированы только на получение зачёта [1, 2].

На сегодняшний день нет недостатка в определении понятия «здоровьесбережение», равно как и «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии». Вот, например, наибо-

лее краткое и популярное определение: здоровьесбережение - процесс сохранения и укрепления здоровья. Более развернутое определение здоровьесбережения в образовательном процессе даётся в диссертационном исследовании Глебовой Е. И.: «Под здоровьесбережением в образовательном пространстве следует понимать процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студента, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания студентом личной ответственности» [3].

В нашей работе мы рассматриваем способность к здоровьесбережению как составную часть компетентностной модели выпускника вуза. При анализе формулировок компетенций, связанных с сохранением здоровья студентов и относящихся к дисциплине «Физическая культура и спорт» как наиболее близкой к данной проблеме, бросается в глаза их размытость, отсутствие чётких указаний на конкретный результат. А это затрудняет работу преподавателей, даёт возможность интерпретировать компетенцию в разных вариантах. В большинстве ФГОСов данная компетенция сформулирована следующим образом: «Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности», - что соотносится с приведенными выше определениями здоровьес-бережения [4]. При проектировании образовательных результатов своих студентов преподавателям необходимо детально разобраться с каждым компонентом рассматриваемого понятия и создать условия для того, чтобы обучающийся осознанно овладел данным материалом. Причём в конечном итоге выпускник вуза должен быть готов самостоятельно осуществлять данную деятельность.

Таким образом, цель авторов заключается в представлении основных концептуальных положений и технологических шагов, описывающих деятельность преподавателя физической культуры и спорта по проектированию образовательных результатов студентов в области общекультурных компетенций на примере компетенции здоровьесбережения.

Методология. Поскольку современные требования к образовательным результатам обучающихся формулируются, согласно ФГОС, в терминах компетенций, нам представляется логичным искать решение проблемы в контексте компетентностного подхода, который развивается в направлении практикоориентированности.

Обращаясь к описанию компетенций, например в работах И. А. Зимней, мы видим, что под компетенцией здоровьесбережения она понимает «знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни» [5, с. 23]. В ключевых компетенциях для Европы в блоке «думать» выделена компетенция «оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой»; в блоке «адаптироваться» можно найти такие формулировки: «доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями» [5, с. 19].

На наш взгляд, в разных определениях здоровьесбережения не хватает главной характеристики, связанной с деятельностью субъектов образовательного процесса. Понимая компетенцию как деятельность, мы находим ответы на многие вопросы. В связи с чем для нас важны положения компетентност-но-деятельностного подхода, разработанные О. М. Коломиец в её многочисленных работах [6, 7, 8].

Развивая идеи Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, З. А. Решетовой, О. М. Ко-ломиец определяет структуру и содержание учебной деятельности студентов в соответствии с психологической природой деятельности человека. Хотя деятельность по здоровьесбережению, на первый взгляд, больше относится к практической, мы также склонны согласиться с утверждением З. А. Реше-товой о необходимости выделения особой универсальной формы деятельности, которую она называет теоретической [9]. В теоретической деятельности обучающийся познаёт не только сам изучаемый объект, но и способы, средства, формы и другие условия, то есть методологические средства, что является основой успешного самостоятельного применения компетенции в дальнейшей жизни.

Применительно к деятельности студента в области здоровьесбережения мы считаем необходимым обращение к двум этапам процесса усвоения: интериоризации как построению психического образа изученного объекта в сознании обучающегося и экстериоризации, при которой сформированный образ выступает в функции ориентировки по отношению к практической деятельности. Так, обучающийся овладевает образовательными результатами. Следовательно, задача преподавателя -организовать соответствующие виды деятельности студентов.

В своих работах О. М. Коломиец отмечает, что для реализации процесса интериоризации преподавателем должны быть организованы:

- учебно-исследовательская деятельность обучающегося по формированию системы субъектных знаний о структуре, содержании и характеристиках образовательных результатов (в «схемах ориентировки» системного типа);

- учебно-практическая деятельность по овладению содержанием «схем ориентировки» и развитию деятельности решения практических задач, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

Для реализации процесса экстериоризации организуется самостоятельная практическая деятельность по автоматизации решения задач, моделирующих социальные ситуации, и формированию практического навыка [8].

Как правило, в образовательном процессе вуза преподаватели недооценивают первые два вида учебно-профессиональной деятельности и переоценивают третий вид, то есть самостоятельную практическую деятельность, погружая в неё студентов без сформированного в сознании чёткого образа тех образовательных результатов, которыми они должны овладеть, и образа самого процесса овладения этими результатами [10]. Проводя соответствие между деятельностью студентов и преподавателя, мы понимаем, что данным трём видам деятельности студентов соответствуют три вида деятельности преподавателя по их организации. Но этого недостаточно. Для осуществления качественного процесса управления деятельностью студентов преподаватель предварительно должен спроектировать этот процесс в материализованной форме. То есть проектирование образовательных результатов обучающихся, в том числе по сохранению собственного здоровья, становится первым видом деятельности преподавателя. Для этого, как отмечает О. М. Коломиец, ему необходимо разработать новые дидактические средства - «схемы ориентировки» в виде опорных карт и опорных таблиц.

Методология компетентностно-деятельностного подхода позволяет детально прописывать все виды деятельности в соответствии с её структурой и содержанием.Это значит, что в любой деятельности необходимо выделять семь этапов: ориентировочный, планирующий, исполнительский, далее этапы самоконтроля, самооценки, самокоррекции и рефлексии. При этом содержание каждого этапа включает постановку цели, определение предмета деятельности, подбор технологий, методик, методов и способов её выполнения, необходимых для этого средств и форм, планирование действий и операций, прогнозирование продукта и результата. Эти положения необходимо учитывать при разработке технологии деятельности преподавателя по проектированию образовательных результатов обучающихся, в том числе и в области здоровьесбережения.

Результаты. Опираясь на концептуальные положения компетентностно-деятельностного подхода, мы считаем возможным разработать технологию деятельности преподавателя по проектированию образовательных результатов обучающихся в области самостоятельного здоровьесбереже-ния. При этом самостоятельное здоровьесбережение мы понимаем как деятельность, включающую следующие компоненты: самостоятельная диагностика своего физического состояния, самостоятельный подбор системы физических упражнений, самостоятельное построение тренировочного занятия, самостоятельная организация режима труда и отдыха. Когда мы рассматриваем данное понятие таким образом, более чётким становится понимание образовательных результатов в рамках компетенции ФГОС ВО: «Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4]. Тогда, на наш взгляд, можно детально раскрыть, в чем именно заключается правильное использование методов физического воспитания и укрепления здоровья.

В современных исследованиях по проблемам здоровьесбережения студентов большое количество работ посвящено проблемам организации соответствующей образовательной среды вуза [11, 12]. Это, безусловно, оправданно, поскольку решать данные вопросы необходимо в системе взаимодействия всех факторов. Нас же на данном этапе обсуждения проблемы интересует организация деятельности конкретного преподавателя - преподавателя дисциплины «Физическая культура и спорт», который является ключевой фигурой в этой среде. Именно через преподавательскую деятельность необходимо реализовывать положения компетентностно-деятельностного подхода. А для того чтобы они «заработали» в полной мере, необходима чёткая детальная технология уже на этапе проектирования образовательных результатов студентов.

Отталкиваясь от исследований О. М. Коломиец, позволивших ей сформулировать универсальные этапы деятельности преподавателя и компоненты содержания деятельности на каждом этапе, опишем данную технологию на примере работы преподавателя дисциплины «Физическая культура и спорт» через последовательные процедуры.

1. Выделить перечень всех видов компетенций обучающегося на основе ФГОС, относящихся к здоровьесбережению. Из соответствующего профессионального стандарта выделить перечень трудовых функций специалиста и трудовых действий в каждой из них, которые по своему содержанию соответствуют компетенциям. Мы используем для примера общекультурную компетенцию, встречающуюся в большинстве ФГОС: «Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [4]

2. Спроектировать «проявления компетенций на языке трудовых действий» как количественный состав образовательных результатов [4]. В нашем случае мы выделяем образовательные результаты обучающихся через их действия по здоровьесбережению: диагностика своего физического состояния, подбор системы физических упражнений, построение тренировочного занятия, организация режима труда и отдыха.

3. Спроектировать структуру каждого образовательного результата:

а) определить компоненты и элементы в структуре каждого компонента:

- в деятельностном компоненте - структурные этапы деятельности и элементы её содержания на каждом из них;

- в предметном компоненте - элементы «уметь», «знать», «владеть»;

- в субъектном компоненте - жизненные ориентиры, нравственные, этические, моральные ценности, личностно-профессиональные качества;

б) в структуре каждого компонента между элементами установить внутренние системные связи, отражающие их характер (соподчинения, рядоположенности и др.).

4. Спроектировать содержание каждого образовательного результата, т. е. структуру и содержание каждого умения как деятельности в отдельной схеме ориентировки системного типа, опорной карте (ОК), и установить связи между «знать» и «владеть» в структуре каждого умения при выполнении действий и операций:

а) на мотивационном этапе выявить потребность субъекта в совершении деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья;

б) на ориентировочном этапе оценить условия предстоящей деятельности и определить цель субъекта и предмет деятельности;

в) на планирующем этапе разработать алгоритм выполнения предстоящей деятельности, т. е. в соответствии с предметом подобрать технологию, метод, способ выполнения деятельности, средства, формы, дополнительные условия выполнения деятельности, действия и операции, а также то, что для данной деятельности следует знать и чем владеть;

г) на исполнительском этапе претворить намеченный план в жизнь;

д) на этапе самоконтроля провести анализ выполненной деятельности разными способами с целью обнаружения возможных ошибок;

е) на этапе самооценки выявить допущенные ошибки, определить их характер и причины;

ж) на этапе самокоррекции провести исправление допущенных ошибок: подобрать другое действие, операцию, знание вместо использованного;

з) на этапе рефлексии оценить соответствие между:

- продуктом деятельности и целью её субъекта;

- результатом деятельности и мотивом её субъекта.

5. Спроектировать содержание каждого образовательного результата, обобщив и систематизировав элементы знаний, выделив связи между ними в схемах ориентировки системного типа -опорных таблицах (от обобщённой ОТ к частным ОТ-1, ОТ-2, ОТ-3 и т. д.).

6. Определить перечень личностно-профессиональных характеристик специалиста для их развития у студентов и спроектировать содержание каждого из них в схеме ориентировки.

7. Разработать в схеме ориентировки процедуру измерения и оценки у обучающегося уровня образовательных результатов, шкалу оценивания и оценочные средства.

8. Организовать системные связи между схемами ориентировки, опорными картами и опорными таблицами в дидактическом пособии для преподавателя.

Таким образом, выстраивая образовательные результаты студентов, преподаватель создает основу для перевода деятельности по здоровьесбережению в плоскость самостоятельной практики. Но для этого ему необходимо в режиме совместной работы организовать этап интериоризации, включающий два последовательных подэтапа:

- учебно-исследовательская деятельность студентов, в рамках которой они разрабатывают схемы ориентировки в виде опорных карт и опорных таблиц;

- учебно-практическая деятельность, которая направлена на овладение содержанием схемы ориентировки на уровне сознания и формирует психический образ предстоящей деятельности по здоровьесбережению.

После того как преподаватель будет уверен в усвоении студентами всех необходимых схем ориентировки, можно говорить о возможности организации самостоятельной практической деятельности по их использованию, то есть реализации этапа экстериоризации. Далее применение контрольно-оценочных средств, разработанных также на этапе проектирования, позволит преподавателю или любому эксперту оценить уровень сформированности компетенции здоровьесбережения и возможности самостоятельного применения всех компонентов деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.

Выводы. Процесс проектирования образовательных результатов студентов в деятельности преподавателя должен осуществляться в соответствии с компетентностно-деятельностным подходом и включать детальное описание конечных образовательных результатов студентов на этапе завершения освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» через формируемые умения, знания и личностные качества. Основой для представления результатов в системно-структурном виде должны стать выделяемые в рамках компетенции здоровьесбережения виды деятельности, которыми овладевают выпускники университета.

Использование технологии проектирования образовательных результатов студентов обеспечивает преподавателю научно-методическую поддержку в разработке новых дидактических средств - схем ориентировки в виде опорных карт и опорных таблиц. Данные дидактические средства, осваиваемые студентами сначала в совместной деятельности с преподавателем, а затем в самостоятельной практической деятельности, на первых этапах также управляемой преподавателем, способствуют формированию и развитию компетенции самостоятельного здоровьесбережения.

Библиографический список

1. Красноперова Н. А. Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни студентов // Вестник СВФУ им. М. К. Аммосова. Якутск: Изд-во СВФУ, 2014. Т. 11, № 4. С. 109-117.

2. Кутепов М. М., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Возможности здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни // Балтийский гуманитарный журнал. Калининград: НП «Институт направленного образования, 2017. Т.6. № 3 (20). С. 210-213.

3. Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. 30 с.

4. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N 219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

6. Коломиец О. М. Организация учебно-профессиональной деятельности студента в преподавании на основе компетентностно-деятельностного подхода // Педагогический журнал. Ногинск: ООО «Аналитика Ро-дис», 2016. № 5. С. 47-58.

7. Коломиец О. М. Концепция преподавательской деятельности педагога высшей школы в контексте компетентностно-деятельностного подхода. М.: Издательский дом «Развитие образования», 2018. 157 с.

8. Коломиец О. М. Деятельностная основа профессиональных компетенций преподавателя высшей школы // Вестник Московского университета. Серия 20. М.: Изд-во МГУ, 2015. № 2. С. 73-89.

9. Решетова З. А. Психологическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению // Формирование системного мышления в обучении : учеб. пособие для вузов : под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 10-57.

10. Голубчикова М. Г. Проблема развития учебной самостоятельности студентов в образовательном процессе вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск: Изд-во ОмГА, 2018. № 3 (33). С.159-164.

11. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Проектирование здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды в вузе: контекстный подход // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». М.: Изд-во РУДН, 2013. № 4. С. 17-22.

12. Эбзеев Ш. К., Хатуаев Т. А. Концептуальные основы реализации здоровьесберегающего потенциала физкультурно-оздоровительной среды вуза // Вестник АГУ. Майкоп: Изд-во АГУ, 2018. № 3 (223). С. 183-188.

M. G. Golubchikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Irkutsk State University, 1 Karl Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7865-3031

e-mail: mg2@bk.ru A. I. Korobchenko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Irkutsk State Transport University 15 Chernyshevsky st., 664074, Irkutsk, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9650-8081

DESIGN OF STUDENTS EDUCATIONAL RESULTS IN THE FIELD OF INDEPENDENT HEALTH SAVING ON THE BASIS OF COMPETENCE-BASED

AND ACTIVITY-BASED APPROACHES

Introduction. A research on the development of students health-saving competence is presented from the point of view of University teacher's activity organization as a condition for the development of students' independence in the activity of preserving their health. The problem is the lack of clear positions in relation to the presentation of educational results of students in the field of General cultural competencies. One of the most important key competencies is a health saving competence. However, with all the variety of works devoted to this topic, the question of the final results on the formation of this competence among University graduates is still open, which should be the subject of close attention for a teacher at the stage of designing students activities and educational results. The purpose of the authors is to present the basic conceptual provisions and technological steps describing the teacher's activities designing students' educational results in the field of General cultural competence on the example of health saving competence.

Methodology. The study is based on the methods of theoretical analysis. The authors dwell on the competence-activity approach as the most effective methodological basis contributing to the solution of the stated problem.

The results are to present the technology of the teacher's activity on the design of students' educational results in the field of health saving competence within the "Physical Culture and Sport" discipline.

Conclusions. It is concluded that the process of designing students' educational results in the teacher's activities should be carried out in accordance with the competence and activity based approach and include a detailed description of the final results of students at the stage of completion of "Physical Culture and Sport" discipline through the formed skills, knowledge and personal qualities. The basis for the presentation of results in a systematic and structural form should be allocated within the competence of health activities, which are mastered by University graduates.

Keyword: General cultural competence, health care, educational results, independent health care, competence-activity approach, interiorization, exteriorization.

References

1. Krasnoperova N. A. The Motivation Component in the Structure of Forming Students' Healthy Lifestyle. Bulletin of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. 2014, vol. 11, no. 4, pp. 109-117. (In Russian).

2. Kutepov M. M., Vaganova O. I., Trutanova A. V. The possibility of health-saving technologies in the formation of a healthy lifestyle. Baltic Humanitarian Journal. 2017. T.6. № 3 (20). Pp. 210-213. (In Russian).

3. Glebova E. I. Health saving as a means of improving the efficiency of teaching students of the university: Abstract of dissertation cand. pedagogical sciences: 13. 00. 01. Ekaterinburg, 2005.: publ RSVPU, 2005, 30 p.

4. Affirming the State Educational Standard of High School Education of the Training Direction 09.03.02 Information Systems and Technologies (Bachelor Degree): the Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March, 12th, 2015, № 219. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/090302.pdf

5. Simnaja I. A. Key competence as effectively-targeted basis of competence approach in education. Author's version. Moscow: Research center of problems of quality of training of experts Publ, 2004, 42 p. (In Russian).

6. Kolomiets O. M. The organization of educational professional activity of the student in teaching on the basis of competence-based and activity approach. The Pedagogical magazine, vol. 5, 2016, pp. 47-58. (In Russian).

7. Kolomiets O. M. The concept of teaching activity of the teacher of higher school in the context of competence-activity approach. Moscow: Izdatelskij dom «Razvitie obrazovaniya» Publ, 2018, 157 p. (In Russian).

8. Kolomiets O. M. Activity basis of professional competences of the teacher of the higher school. Messenger of the Moscow university. Series 20, vol. 2, 2015, pp. 73-89. (In Russian).

9. Reshetova Z. A. Psychological theory of activity and activity approach to learning : Ed. by Z. A. Reshetovoj. Moscow: Yuniti-dana Publ, 2002, pp. 10-57. (In Russian).

10. Golubchikova M. G. The problem of students educational autonomy development at university. The Science of Person: Humanitarian Researches. 2018, no. 3 (33), pp. 159-164. (In Russian).

11. Madzhuga A. G., Sinicina I. A. Designing health saving and health creative educational environment at university: contextual approach. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics 2013, no. 4, pp. 17-22. (In Russian).

12. Ebzeev Sh. K., Khatuaev T. A. Conceptual bases of implementation of health saving potential of the sports health-improving environment of higher education institution. The Bulletin of the Adyghe State University. Series Pedagogy and Psychology. Maikop, 2018, no. 3 (223), pp. 183-188. (In Russian).

Поступила в редакцию 15.02.2019 © М. Г. Голубчикова, А. И. Коробченко, 2019

Авторы статьи:

Марина Геннадьевна Голубчикова, кандидат педагогических наук, Иркутский государственный университет, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, e-mail: mg2@bk.ru

Андрей Иванович Коробченко, кандидат исторических наук, доцент кафедры ФКиС, Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рецензенты:

О. М. Коломиец, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии, Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.

Ю. Б. Дроботенко, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.