Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей деятельности у студентов вузов'

Психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей деятельности у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ВУЗЫ / РЕЛАКСАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ / STUDENTS / PSYCHOLOGY / QUESTIONING / HEALTH CARE / HEALTH CULTURE / UNIVERSITIES / RELAXATION TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халилова А.Ф., Матвеев Г.В.

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования культуры здоровья у студентов современных российских вузов. Отмечается важность данной проблемы в контексте взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса. Сформулированы специальные задания, которые помогают студентам организовать собственную деятельность и активность с учетом требований здоровьесбережения. Обращается внимание на психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности, правильное распределение нагрузки, необходимость учета режима труда и отдыха, подбор методов релаксации и медитации, выполнение гигиенической гимнастики, использование процедур закаливания, рациональное питание и т.д. Анализируется анкета «Психология здоровья», разработанная авторами, которая позволяет выявить уровень знаний здоровьесберегающей деятельности у студентов различных курсов, возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие. Рассмотрены результаты анкетирования на примере студентов ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»; показана позитивная динамика ключевых показателей; отмечены психолого-педагогические проблемы и перспективы дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халилова А.Ф., Матвеев Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF HEALTH-SAVING ACTIVITY AT UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with psychological and pedagogical aspects of the formation of health culture in students of modern Russian universities. The importance of this problem in the context of interaction of subjects of pedagogical and educational activity at various levels and stages of educational process is noted. Formulated special tasks that help students to organize their own activities and activity, taking into account the requirements of health savings. Attention is drawn to the psychological characteristics of students as subjects of educational activity, the correct distribution of the load, the need to take into account the mode of work and rest, the selection of methods of relaxation and meditation, performing hygienic gymnastics, the use of hardening procedures, rational nutrition, etc. The questionnaire "Psychology of health", developed by the authors, which allows to identify the level of knowledge of health-saving activities of students of different courses, the emergence and development of psychological tumors of students, their personal development, is analyzed. The results of the survey on the example of students of "Kazan national research technological University" are considered; the positive dynamics of key indicators is shown; psychological and pedagogical problems and prospects of further research are noted.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей деятельности у студентов вузов»

УДК 159.9.07:378.02:613.6.02

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

А.Ф. Халилова, Г.В. Матвеев

Аннотация. В статье рассматриваются психо лого-педагогические аспекты формирования культуры здоровья у студентов современных российских вузов. Отмечается важность данной проблемы в контексте взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса. Сформулированы специальные задания, которые помогают студентам организовать собственную деятельность и активность с учетом требований здоровьесбережения. Обращается внимание на психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности, правильное распределение нагрузки, необходимость учета режима труда и отдыха, подбор методов релаксации и медитации, выполнение гигиенической гимнастики, использование процедур закаливания, рациональное питание и т.д.

Анализируется анкета «Психология здоровья», разработанная авторами, которая позволяет выявить уровень знаний здоровьесберегающей деятельности у студентов различных курсов, возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие. Рассмотрены результаты анкетирования на примере студентов ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»; показана позитивная динамика ключевых показателей; отмечены психолого-педагогические проблемы и перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: студенты, психология, анкетирование, здоровьесбережение, культура здоровья, вузы, релаксационные методики.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF HEALTH-SAVING ACTIVITY AT UNIVERSITY STUDENTS

A. Khalilova, G. Matveev

Abstract. The article deals with psychological and pedagogical aspects of the formation of health culture in students of modern Russian universities. The importance of this problem in the context of interaction of subjects of pedagogical and educational activity at various levels and stages of educational process is noted. Formulated special tasks that help students to organize their own activities and activity, taking into account the requirements of health savings. Attention is drawn to the psychological characteristics of students as subjects of educational activity, the correct distribution of the load, the need to take into account the mode of work and rest, the selection of methods of relaxation and meditation, performing hygienic gymnastics, the use of hardening procedures, rational nutrition, etc.

The questionnaire "Psychology of health", developed by the authors, which allows to identify the level of knowledge of health-saving activities of students of different courses, the emergence and development of psychological tumors of students, their personal development, is analyzed. The results of the survey on the example of students of "Kazan national research technological University" are considered; the positive dynamics of key indicators is shown; psychological and pedagogical problems and prospects of further research are noted.

Keywords: students, psychology, questioning, health care, health culture, universities, relaxation techniques.

В настоящее время в современной российской педагогической психологии актуальным вопросом является сохранение и укрепление здоровья студентов как физического, так и психологического [1]. Интересы создания оптимальной психологии образовательной среды требуют, в том числе, формирования у молодых людей здоровьесберегающей компетенции. Для этого необходимо научить студентов проявлять самостоятельность в реализации

здоровьесбережения; развивать индивидуальные способы и стили здоровьесбережения; совершенствовать конструктивные умения организовывать собственную деятельность и активность с учетом требований

здоровьесбережения; использовать

релаксационные методики. Серьезную роль играет преодоление внутриличностных барьеров обучающихся, формирование психологических условий эффективности педагогического воздействия.

С этой целью авторами статьи в педагогической практике в 2014 - 2019 гг. в ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический

университет» использовались следующие методики: специальные задания на проектирование здоровьесберегающей

деятельности; авторская анкета «Психология здоровья».

В данной анкете содержатся комплекс вопросов и варианты ответов на них: «Как Вы проводите свободное время?», «Каково Ваше отношение к здоровому образу жизни? Насколько значимо для Вас вести здоровый образ жизни?», «Есть ли у Вас опасения, тревога за своё здоровье?», «Какие меры Вы предпринимаете для сохранения и укрепления своего здоровья?», «Выполняете ли Вы по утрам зарядку?», «Проводите ли Вы процедуры закаливания?», «Правильно ли составлен Ваш рацион?», «Практикуете ли Вы какой-либо вид спорта?», «Курите ли Вы?», «Употребляете ли Вы алкогольные напитки? Как часто?», «Употребляете ли Вы наркотики? Как часто?», «Каковы, по Вашему мнению, основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков?», «Имеете ли Вы вредные привычки? Что Вас побуждает к аддиктивному поведению?», «Что, по Вашему мнению, следует предпринять, чтобы мотивировать студентов вести здоровый образ жизни?», «Каково Ваше отношение к занятиям спортом?», «Если Вы полагаете, что «скорее отрицательное» или «отрицательное», то, пожалуйста, объясните, каковы причины подобного отношения?», «Какими, по Вашему мнению, должны быть занятия по физической культуре в вузе?», «Назовите, пожалуйста, в каких мероприятиях по здоровьесбережению, проводимых в вузе, Вы принимаете участие?», «Соблюдаете ли Вы режим активности и рекреации (труда и отдыха)?», «Часто ли Вам удаётся выезжать на отдых на природу?», «Регулярно ли Вы проходите медицинский осмотр?», «Практикуете ли Вы процедуры закаливания?», «Какие методы релаксации Вы используете?».

Кроме того, анализировались сведения о формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся, о посещаемости занятий по физической культуре как факторе активной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья в период обучения в вузе.

Для изучения уровня развития умений организовывать собственную деятельность и активность с учетом требования здоровьесбережения нами были разработаны специальные задания, суть которых заключается в составлении распорядка дня (недели, семестра) с обязательным включением в него элементов здоровьесберегающих технологий, а также составлении комплексов физических упражнений для организации самостоятельных занятий [3]. Учитывались психологические особенности

обучающихся как субъектов учебной деятельности.

Итак, студентам КНИГУ 1-3 курсов предлагалось составить распорядок дня для того или иного периода учебной деятельности. Например, режим учебного дня, режим выходного дня, распределение нагрузки в течение учебной недели с указанием времени труда и отдыха, распределение нагрузки в течение семестра, распределение дел в период подготовки к экзамену [7]. Для повышения мотивации и поддержания интереса к выполнению задания содержание каждого задания подбиралось в соответствии с актуальной ситуацией (например, задание на распределение нагрузки в течение семестра было дано в начале семестра, а задание на составление распорядка дня в период подготовки к экзамену было дано в конце семестра в преддверии сессии) [2].

Для качественной оценки выполнения заданий были выделены три уровня реализации здоровьесберегающих технологий в

деятельности:

1) низкий уровень присваивался работам, где представлен поверхностный план дел, либо план перегружен делами без применения компенсаторных и релаксационных технологий и способов здоровьесбережения. Студент не может рассчитать объем будущих нагрузок, поэтому не может спроектировать здоровьесберегающую деятельность;

2) средний уровень присваивался в том случае, когда студент включил в распорядок дня элементы здоровьесбережения. Однако при среднем уровне умение составить распорядок дня с использованием знаний о здоровьесбережении характерно только для ситуаций, которые были подробно изучены во время занятий;

3) высокий уровень владения умением организовывать свою деятельность и активность с учетом требования здоровьесбережения характеризуется грамотным распределением нагрузок, соблюдением режима труда и отдыха, наличием индивидуального стиля здоровьесберегающего поведения. Студент способен самостоятельно проектировать свои учебные действия на основе полной ориентировки в технологиях здоровьесбережения. Понимание сущности здоровьесбережения на таком уровне может быть охарактеризовано как творческое [8].

Задания на составление комплексов физических упражнений для организации самостоятельных занятий позволили студентам подобрать комплекс упражнений и выбрать необходимые методы и средства укрепления

здоровья в зависимости от индивидуальных особенностей организма, от заболевания [6]. Заданиями этого типа были: составление комплекса утренней гигиенической гимнастики; разработка комплекса упражнений, которые можно выполнять в течение учебного дня; составление комплекса производственной

гимнастики с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности.

Результаты исследования уровней сформированное™ умения организовывать собственную деятельность и активность с учетом требования здоровьесбережения представлены на рисунке 1 и 2.

60 50 40 30 20 10 0

соблюдение режима труда и отдыха

I низкий уровень

грамотное применение

распределение нагрузок компесаторных и в указанный период релаксационных техник

в течение дня

□ средний уровень

□ высокий уровень

Рисунок 1. - Распределение студентов по уровням сформированности умения организовывать собственную деятельность и активность с учетом требования здоровьесбережения (до исследования)

70 60 50 40 30 20 10 0

соблюдение режима труда и отдыха

грамотное применение

распределение нагрузок компенсаторных и в указанный период релаксационных техник

в течение дня

□ низкий уровень

ш средний уровень высокий уровень

Рисунок 2. - Распределение студентов по уровням сформированности умения организовывать собственную деятельность и активность с учетом требования здоровьесбережения (после исследования)

С целью регулирования функциональных показателей организма использовались элементы релаксации, медитации, дыхательной гимнастики, музыкотерапии.

Эффективность составленных комплексов упражнений оценивалась по следующим критериям педагогической психодиагностики:

- влияние подобранных комплексов на организм;

- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, определять способы и методы формирования преимуществ и устранения недостатков;

- знания по самовоспитанию, направленные на повышение выносливости и адаптационных качеств организма человека;

- готовность к достижению необходимой физической подготовленности организма

студента с целью реализации активной жизнедеятельности.

Также учитывались изменения, которые наблюдались после систематического выполнения разработанных комплексов упражнений. Опыт освоения разнообразных умений и навыков укрепления здоровья ускоряет овладение трудовыми двигательными навыками, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности.

Общеизвестно, что образовательный процесс представляет собой единство обучения и воспитания. В этой связи задания на проектирование здоровьесберегающей

деятельности являются одновременно и диагностическими, и формирующими умениями организовывать собственную деятельность и активность с учетом требования здоровьесбережения, так как с каждым новым заданием студенты учатся правильному распределению нагрузки, необходимости учета режима труда и отдыха, необходимости выполнения гигиенической гимнастики, то есть включению в свою деятельность здоровьесберегающих технологий [5]. Более того, эти задания позволили студентам наглядно увидеть свои ошибки в организации своей активности и наметить пути повышения эффективности здоровьесберегающей

деятельности.

Также перед нами стояла важная задача изучения характера здоровьесберегающего поведения (или его отсутствие) и те психологические барьеры его реализации, с которыми сталкиваются студенты в период обучения в вузе. Для этого нами в анкете «Психология здоровья» были перечислены методы сохранения и укрепления психофизического состояния студентов, деструктивные факторы нарушения

здоровьсберегающего поведения, стимулы отказа от вредных привычек, феномены окружающей среды, негативно влияющие на

здоровьесбережение.

Выделяют объективную и субъективную группы факторов, вызывающих проблемы формирования здоровьесберегающего поведения. К объективным относятся следующие: недостаточная помощь и внимание со стороны преподавателей к проблемам

здоровьесбережения; неудобное расписание; отсутствие контроля за соблюдением требований здоровьесбережения. В группу субъективных трудностей входят: трудности самостоятельной оценки правильности реализации

здоровьесберегающего поведения; низкая мотивация к занятиям физической культурой (выполнению утренней зарядки, упражнений); слабая физическая подготовка; отсутствие необходимых умений и навыков для организации самостоятельной работы и так далее. То есть это психологические трудности, связанные с недостаточным уровнем владения приемами здоровьесберегающей деятельности [4].

Результаты анкетирования на начальном этапе исследования выявили наиболее актуальные для студентов КНИТУ проблемы, среди них: недостаточное внимание к вопросам сохранения и укрепления здоровья (76%); отсутствие систематических действий для сохранения и укрепления здоровья (более 85%); неудобное расписание (67%), слабая мотивация у студентов к занятиям физической культурой (32%). Положительным результатом стал тот факт, что более 80% студентов не курят, 48% не употребляют алкоголь и 99,2% не употребляют и никогда не пробовали наркотики.

Анализ результатов изучения культуры здоровьесберегающего поведения студентов КНИТУ в 2014 - 2019 гг. показал значительные положительные изменения в реализации норм и правил культуры здоровья. Это такие показатели, как: забота и внимание к вопросам здоровья (с 24% до 56%); реализация конкретных действий по сохранению и укреплению здоровья (включая закаливание, выполнение утренней зарядки, контроль за режимом активности и отдыха) (с 24% до 56%); положительное отношение к занятиям по физической культуре (с 51% до 86%), о чем также свидетельствует улучшение посещаемости занятий по физической культуре. Все это позволяет говорить о возникновении и устойчивом развитии положительных психологических новообразований обучающихся.

Рассмотрение данных, полученных с помощью специально разработанных заданий, позволяет говорить о позитивной динамике в развитии умения студентов организовывать собственную деятельность и активность с учетом требований здоровьесбережения, включающие режим дня и отдыха, психологическую устойчивость, двигательную активность, закаливание, рациональное питание и т.д. В итоге создается оптимальная психология

образовательной среды на различных уровнях и ступенях образовательного процесса в высшем учебном заведении. В то же время необходимо учитывать профессионально-психологические особенности педагогов, занимающихся разработкой рабочих программ, их способности и компетентность. Целый ряд проблем требует

вмешательства со стороны администрации университета (организационные вопросы), а также в целом пересмотра федеральных

государственных образовательных стандартов с учетом требований личностного и психологического развития обучающихся.

Литература:

1. Лифанов А.Д. Отношения студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В.Д. Лифанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. № 4(110). - С.76-79.

2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М. Митяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

3. Морозов А.В. Медико-психологические аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды / А.В. Морозов, И.Ш. Мухаметзянов // Человек и образование. - 2016. - № 4(49). - C. 49-55.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: методическое пособие / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.

5. Халилова А.Ф. Представления студентов технического вуза о здоровом образе жизни и его

развитии в процессе занятий физической культурой / А.Ф. Халилова, Р.Г. Хуснутдинова, Э.Г. Ахметвалеева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6(160). - С. 264-267.

6. Халилова А.Ф. Самостоятельная работа как средство здоровьесбережения: сборник научных статей / А.Ф. Халилова, Э.Г. Ахметвалеева // Кирсановские чтения. - Вып. 4. - Казань: Изд-во КВВКУ, 2016. - С. 370-375.

7. Халилова А.Ф. Современные тенденции в развитии здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе студентов вузов / А.Ф. Халилова, У.А. Казакова, М.Б. Газизов // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Г. 17. - № 10. - С. 334-338.

8. Шуманков И.Д. Система здоровьесберегающих педагогических технологий образовательного учреждения на основе интеграции учебных дисциплин / И.Д. Шуманков // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3(21). - С. 264-267.

Сведения об авторах:

Халилова Альфия Фаридовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: halilovaal@mail.ru

Матвеев Георгий Валерьевич (г. Казань, Россия), кандидат исторических наук, доцент УВО «Университет управления «ТИСБИ».

Data about the authors:

A. Khalilova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, head teacher, Kazan National Research Technological University, e-mail: halilovaal@mail.ru

G. Matveev (Kazan, Russia), Candidate of Historical Sciences, associate professor, University of Management «TIAB».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.