УДК 316.334 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-222-225
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГ ОТОВКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Борцов доктор социологических наук, профессор Института социологии и
Юрий регионоведения, Южный федеральный университет (344022, Россия,
Сергеевич г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160).E-mail: [email protected]
Гафиатулина кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры региональной
Наталья социологии и моделирования социальных процессов Института социологии
Халиловна и регионоведения, Южный федеральный университет (344022, Россия,
г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160). E-mail: [email protected]
Косинов кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры физического
Сергей воспитания и спорта, Ростовский государственный экономический университет
Сергеевич (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69). E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена проблеме проектирования образовательных программ подготовки студенческой молодежи в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Технология подготовки молодых специалистов в области физкультурно-оздоровительных услуг должна обеспечить формирование у них умений определять перспективные профессиональные задачи. При формировании учебных планов и рабочих программ дисциплин следует предусматривать подходы, определяющие социально-педагогические стратегии подготовки молодых специалистов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Первая стратегия носит общеметодологический и общетеоретической характер подготовки специалистов. Основу содержания обучения молодежи при реализации второй (базовой, общепрофессиональной) и третьей стратегии (подготовка специалистов по конкретной специальности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг) составляет набор дисциплин специализации.
Ключевые слова: молодежь, стандарт образования, образовательные программы, социально-педагогические стратегии, подготовка молодых специалистов, сфера физкультурно-оздоровительных услуг, технологии преподавания дисциплин, дисциплины специализации, модернизация образовательной системы.
Повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов для физкультурно-оздоровительной сферы является одной из приоритетных задач модернизации образовательной системы. Концентрированным выражением стратегий, целей и содержательных приоритетов в системе подготовки молодых специалистов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг (различных санаторно-курортных учреждений, физкультурно-оздоровительных центров, гостиничных комплексов, фитнес-клубов, культурно-развлекательных комплексов) является подготовка профессиональных кадров высокой специализации. Такого рода специалистов готовят в разных учреждениях образовательной сферы.
Современное содержание стандарта образования в данной сфере предлагает реализацию требований социума, учет его потребностей в специалистах, пользующихся особенно высоким спросом на рынке труда. В стандартах образования, обеспечивающих подготовку молодых специалистов, отражаются проблемы духовно-нравственной жизни молодежи, развития ее интеллектуальных способностей и норм поведения в обществе [1].
Анализ исследований по проблеме проектирования образовательных программ подготовки молодых специалистов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг (Р.Ф. Ахтариева, О.В. Добро-роднова, Ю.Н. Назаров, Л.Г. Смешляева, Е.В. Сартакова и др.), позволил определить подготовку молодых специалистов как обучение, направленное на формирование у молодежи знаний, умений и навыков, необходимых для определения перспективных специфических профессиональных задач и их адекватной реализации в практической физкультурно-оздоровительной деятельности [2].
Требования рынка услуг к образованию и образовательным программам носят конкретный социально-исторический характер. Бесспорно, что выпускники учебных заведений в области физкультурно-оздоровительной сферы должны владеть набором средств и методов повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Развитие рыночных отношений, курс на интенсивное развитие сферы досуга и массовой физ-культурно-спортивной деятельности требуют подготовки современных специалистов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, которые в своей деятельности исходят из таких экономических категорий, как рынок труда, рынок социального капитала, рынок услуг, спрос и предложение.
Реализация стратегии модернизации, обновления и усовершенствования учебных планов и рабочих программ, инновационной образовательной продукции (учебников, учебных пособий и
учебно-методических пособий]; современной технологии обучения учащейся и студенческой молодежи; системы информационного обеспечения учебно-образовательного процесса предъявляют серьезные требования к профессиональному базису и коммуникативной компетентности преподавателя [3], его профессионально-теоретическим и конкретно-прикладным знаниям и умениям, организаторским навыкам и морально-психологическим качествам личности.
Цели, содержание и результаты обучения специалистов сферы физкультурно-оздоровительных услуг должны быть адекватными ожиданиям общества и государства. Образование в данной сфере призвано выпускать молодых специалистов в интересах будущего качественного состояния сферы физкультурно-оздоровительных услуг. Соответственно и формирование целей обучения и воспитания должно исходить из необходимости быстрой адаптации выпускника к будущей профессиональной деятельности, эффективного применения полученных знаний, умений и навыков в практической физкультурно-оздоровительной деятельности.
Для современной системы образования весьма важно включить в число наиболее значимых целей подготовки специалистов формирование готовности и способности к развитию социально-педагогических условий профессиональной деятельности, в частности, для тех молодых специалистов, которые в перспективе станут трудиться в экономическом секторе - физкультурно-оздоровительном бизнесе. При этом профессиональную готовность принято понимать как «цель подготовки специалиста, результат обучения в профессиональной школе, обобщенный в системе показателей подготовки» [4, с. 300].
Характерной чертой развивающей деятельности молодого профессионала является его «проектный» тип мыслительной деятельности, предполагающий способность к реализации инновационных процессов. Подобный тип мышления наиболее практичен по причине того, что реализуемая на практике профессиональная деятельность является коллективно распределенной. Поэтому технология подготовки такого специалиста должна обеспечить формирование у него умений определять перспективные профессиональные задачи. Характерной отличительной чертой данного процесса является соединение у обучающейся молодежи теоретических знаний о специфике будущей деятельности и их способностей в определении нового, ранее неизвестного явления в системе профессионального труда. Содержание обучения молодежи при этом условии должно раскрывать как сущность и конкретность профессиональной деятельности, так и логику его развития. Конкретизацию такого содержания целесообразно проводить на предметном уровне, который предусматривает и учитывает [5]:
- нормативные представления об основных видах деятельности специалиста в сфере физкультурно-оздоровительных услуг;
- научные фундаментальные знания, составляющие основу качественного решения задач профессиональной деятельности;
- развитие мышления и способностей выпускника к проектированию профессиональной деятельности с учетом изменяющихся социально-экономических условий развития общества.
Согласование технологии преподавания дисциплин специализации не исключает, а определяет выделение в учебно-образовательном процессе ведущей дисциплины, содержание которой отвечает логике изучения других дисциплин. На основании этого можно выделить социально-педагогические положения, определяющие сущность профессиональной подготовки специалиста физкультурно-оздоровительных услуг.
Во-первых, в образовательном стандарте в основу содержания профессиональной подготовки выпускников должны быть положены знания о физической культуре, социологии, психологии, медицине, управлении, специфических особенностях оздоровления. Проектирование профессиональной подготовки молодых специалистов проводится, как правило, с полным учетом современной классификации специальностей и специализаций. При формировании учебных планов и рабочих программ дисциплин необходимо предусматривать подходы, определяющие социально-педагогические стратегии подготовки специалистов для сферы физкультурно-оздоровительных услуг [5].
Сущностью первой стратегии (имеющей общеметодологическую и общетеоретическую подготовку] является то, что она определяет необходимость формирования знаний теории и методики физической культуры, их связи с сопряженными дисциплинами. Основу системы знаний на данном уровне проектирования составляют следующие блоки учебно-образовательных дисциплин: общие теоретико-методологические основы дисциплин федерального компонента; дисциплины общепрофессиональные и предметной подготовки; дисциплины специализации, обеспечивающие профессиональную подготовку молодого специалиста в сфере физкультурно-оздоровительных услуг [6].
Основу содержания обучения молодежи при реализации второй стратегии подготовки молодых специалистов составляет набор следующих дисциплин: гуманитарных, специальных и техни-
ческих, связанных с теорией обеспечения организации и ведения профессиональной деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг; теории и практики физкультурно-оздоровительного сервиса; частные дисциплины, раскрывающие специфическую деятельность в индустрии гостеприимства.
С целью реализации третьей стратегии в процессе подготовки молодежи по конкретной специальности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, требования к обязательному минимуму содержания образования предусматривают наличие: умения профессиональной деятельности по должностному предназначению; знания конкретных видов материально-технического и финансового обеспечения; знания содержания и умения эксплуатации физкультурно-спортивной базы, технических средств обучения и тренировки; знания в сфере нормативно-правовых документов, определяющих условия деятельности в этой сфере образования, отдыха, лечения и восстановления всех составляющих состояния здоровья [7]; наконец, знания должностных обязанностей и специфики деятельности персонала сферы физкультурно-оздоровительных услуг.
Во-вторых, при формировании цикла «Дисциплины специализации» в рамках учебных программ подготовки специалистов следует предусмотреть тот перечень дисциплин, который будет способствовать формированию знаний, умений и навыков управленческой деятельности должностных лиц физкультурно-оздоровительных учреждений по реализации и развитию сферы физкультурно-оздоровительных услуг.
Направленность обучения должна обеспечиваться блоком обязательных профессиональных дисциплин (ОПД): физическая культура, иностранный язык, философия, отечественная история, психология и педагогика, правоведение. Также в состав цикла целесообразно включить социологию, медико-биологические дисциплины, экономику, менеджмент.
В-третьих, содержание и объем дисциплин целесообразно определять исходя из квалификационных требований к специалистам, их должностному предназначению. Как подчеркивают Т.Г. Момот, Е.Ю. Шарайкина и С.И. Степанова, в настоящее время «ценится фундаментальность полученных знаний, а также умение использовать инструментарий клинического мышления, рациональности и анализа» [8, с. 15]. Фундаментализация профессионального образования должна обеспечиваться за счет изучения цикла «Дисциплины специализации» в объеме не менее 40% часов к общему объему подготовки молодежи. При разработке рабочих программ дисциплин специализации особое внимание стоит уделить введению в состав предметных знаний современного научного тезауруса в обосновании содержания обучения.
В-четвертых, стандарт образования по циклу «Дисциплины специализации» должен быть ориентирован на формирование профессиональных качеств, отражать современные требования к личностным качествам специалиста [9]. С учетом профиля подготовки и интересов обучаемых необходимо предусмотреть введение дополнительных дисциплин (курсов] по выбору, перечень которых, объем и формы преподавания определяют структурные подразделения (факультеты и кафедры].
В-пятых, стандарт образования должен раскрывать содержание узкой подготовки выпускников и ориентировать молодого специалиста на конкретную профессию, поэтому необходимо тесно увязывать содержание этих дисциплин с содержанием учебно-практической деятельности студенческой молодежи сферы физкультурно-оздоровительных услуг.
Таким образом, проектирование профессиональной подготовки молодых специалистов проводится с полным учетом современной классификации специальностей и специализаций. При формировании учебных планов и рабочих программ дисциплин необходимо предусматривать подходы, определяющие социально-педагогические стратегии подготовки специалистов для сферы физкультурно-оздоровительных услуг.
Литература
1. Maksim Vaskov, Alexander Rezvanov, Valery Kasyanov, and al. (2018). Value Orientations of Russian Youth in the System of Managing the Moral Security of Society (2018) // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. No 2. 2018. Pp. 134-140. http://heraldnamsca.in.ua/index.php/hnamsca/article/view/309.
2. Смешляева Л.Г., Сартакова Е.В. Основы проектирования образовательных программ бакалаврской подготовки педагогов в вузе // Человек и образование. 2017. №4 (53]. С. 184 - 188.
3. Гафиатулина Н.Х., Рачипа А.В., Самыгин С.И. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23 - 27.
4. Добророднова О.В. Профессиональная подготовка специалистов к организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Ученые записки Орловского государственного университета. 2011. С. 299 - 308.
5. Назаров Ю.Н. Проектирование социально-образовательных программ для подготовки специалистов оздоровительных учреждений / Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисцип. науч.-практ. конф. М., 2007. С. 149 - 154.
6. Косинов С.С. Спорт как агент социализации молодежи в условиях кризиса социализационной системы российского общества // Общество и право. 2012. №5 (42). С. 281 - 285.
7. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm University. 2015. № 17. P. 146 - 157.
8. Момот Т.Г., Шарайкина ЕЮ., Степанова С.И. Опыт формирования профессиональной компетентности и самообразовательной деятельности будущих специалистов среднего медицинского звена в ходе организации самостоятельной работы / Сборник научно-методических статей преподавателей Красноярского медицинского техникума / Под ред. Д.В. Лушникова. Красноярск, 2012. С. 15 - 19.
9. Bayramov V.D., Raydugin D.S., Kirik V.A., Starygina A.M., Zagutin D.S. Inclusion and inclusive education: interpretation conflict // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 5.
Bortsov Yury Sergeyevich, Doctor of sociology sciences, Professor, Institute of Sociology and Regional Studies of Southern Federal University (160, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Gafiatulina Natalya Halilovna, Candidate of sociological science, associate professor of chair of region sociology and modeling of social processes, Institute of sociology and regional studies, Southern federal university (160, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] Kosinov Sergey Sergeyevich, candidate of sociological sciences, senior teacher of chair of physical training of sport and tourism, Rostov state economic university (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
DESIGNING OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF TRAINING YOUNG SPECIALISTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL AND HEALTH-IMPROVING SERVICES Abstract
This article is devoted to the problem of designing educational programs for preparing students in the field of sports and recreation services. The technology of training young specialists in the field of physical culture and health services should ensure the formation of their skills to identify promising professional tasks. In the formation of curricula and work programs of disciplines, it is necessary to provide approaches that determine the socio-pedagogical strategies for training young professionals in the field of sports and recreation services. The first strategy has a general methodological and general theoretical nature of training. The basis of the content of youth education in the implementation of the second (basic, general professional) and the third strategy (training specialists in a particular specialty in the field of sports and recreation services) is a set of disciplines of specialization. Keywords: youth, educational standard, educational programs, social and pedagogical strategies, training of young specialists, the sphere of health and fitness services, technology of teaching disciplines, disciplines of specialization, modernization of an educational system.
References
1. Maksim Vaskov, Alexander Rezvanov, Valery Kasyanov, and al. (2018). Value Orientations of Russian Youth in the System of Managing the Moral Security of Society (2018) // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. No 2. 2018. Pp. 134-140. http://heraldnamsca.in.ua/index.php/hnamsca/article/view/309.
2. Smeshlyaeva L.G., Sartakova E.V. Osnovy proektirovaniya obrazovatel'nyh programm bakalavrskoj podgotovki pedagogov v vuze // CHelovek i obrazovanie. 2017. №4 (53). P. 184 - 188.
3. Gafiatulina N.H., Rachipa A.V., Samygin S.I. Informacionnaya setevaya sreda kak faktor vliyaniya na social'noe zdo-rov'e rossijskoj studencheskoj molodezhi // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2018. № 1. P. 23 - 27.
4. Dobrorodnova O.V. Professional'naya podgotovka specialistov k organizacii zdorov'esberegayushchej deyatel'nosti v doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. P. 299 - 308.
5. Nazarov YU.N. Proektirovanie social'no-obrazovatel'nyh programm dlya podgotovki specialistov ozdorovitel'nyh uchrezhdenij / Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii: Materialy mezhdiscip. nauch.-prakt. konf. M., 2007. P. 149 - 154.
6. Kosinov S.S. Sport kak agent socializacii molodezhi v usloviyah krizisa socializacionnoj sistemy rossijskogo ob-shchestva // Obshchestvo i pravo. 2012. №5 (42). P. 281 - 285.
7. Gafiatulina N.Kh. Social health of students in the gender dimension // Bulletin of Perm University. 2015. № 17. P. 146 - 157.
8. Momot T.G., SHarajkina E.YU., Stepanova S.I. Opyt formirovaniya professional'noj kompetentnosti i samoobra-zovatel'noj deyatel'nosti budushchih specialistov srednego medicinskogo zvena v hode organizacii sa-mostoyatel'noj raboty / Sbornik nauchno-metodicheskih statej prepodavatelej Krasno-yarskogo medicinskogo tekhnikuma / Pod red. D.V. Lushnikova. Krasnoyarsk, 2012. P. 15 - 19.
9. Bayramov V.D., Raydugin D.S., Kirik V.A., Starygina A.M., Zagutin D.S. Inclusion and inclusive education: interpretation conflict / / Indian Journal of Science and Technology. 2016. T. 9. № 5.