Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Карамирзаева Анжела Микаиловна, Кокурина Юлия Сергеевна

В статье исследуется актуальная и значимая социально-педагогическая проблема - проблема проектирования экологического воспитания детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что экологизация образовательного процесса на основе экоцентрического подхода позволит сформировать у подрастающего поколения ценностное и ответственное отношение к миру природы, осознанный взгляд на природное окружение. Авторами отмечаются негативные тенденции, сложившиеся за последние десятилетия в практике дошкольного образования, обусловленные недостаточным уровнем компетентности педагогов в данном вопросе. Показаны основные трудности и ошибки, связанные с экологическим воспитанием детей. Авторы убеждены, что проектирование процесса экологического воспитания дошкольников должно исходить из цели и задач экологического воспитания, определенных стандартом и образовательной программой. Представлены некоторые способы реализации программного содержания, с учетом специфики возраста детей, их интересов и потребностей. Определены возможные формы и методы организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении, как непосредственно организованные педагогом, так и самостоятельные. Одним из важнейших условий успешной реализации задач экологического воспитания детей определяется создание в группах уголков природы со всем необходимым оборудованием. Показана незаменимость семьи в реализации вопросов воспитания ответственного отношения к природе. Сделан вывод о том, что проектирование экологического воспитания продиктовано необходимостью поиска путей оптимального решения социальных задач в области охраны природы и повышения педагогической компетентности педагогов в данном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Карамирзаева Анжела Микаиловна, Кокурина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article examines an actual and significant socio-pedagogical problem - the problem of designing environmental education for preschool children. It is emphasized that the greening of the educational process on the basis of an ecocentric approach will allow the younger generation to form a valuable and responsible attitude towards the natural world, a conscious look at the natural environment. The authors note the negative trends that have developed over the past decades in the practice of preschool education, due to the insufficient level of competence of teachers in this matter. The main difficulties and mistakes associated with the environmental education of children are shown. The authors are convinced that the design of the process of environmental education of preschoolers should be based on the goals and objectives of environmental education, defined by the standard and the educational program. Some ways of implementing the program content are presented, taking into account the specifics of the age of children, their interests and needs. The possible forms and methods of organizing educational activities in a preschool institution, both directly organized by the teacher and independent, are determined. One of the most important conditions for the successful implementation of the tasks of environmental education of children is the creation in groups of corners of nature with all the necessary equipment. The indispensability of the family in the implementation of the issues of educating a responsible attitude to nature is shown. It is concluded that the design of environmental education is dictated by the need to find ways to optimally solve social problems in the field of nature conservation and improve the pedagogical competence of teachers in this matter.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Карамирзаева Анжела Микаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №125» (г. Нижний Новгород); магистрант Кокурина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №125» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье исследуется актуальная и значимая социально-педагогическая проблема - проблема проектирования экологического воспитания детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что экологизация образовательного процесса на основе экоцентрического подхода позволит сформировать у подрастающего поколения ценностное и ответственное отношение к миру природы, осознанный взгляд на природное окружение. Авторами отмечаются негативные тенденции, сложившиеся за последние десятилетия в практике дошкольного образования, обусловленные недостаточным уровнем компетентности педагогов в данном вопросе. Показаны основные трудности и ошибки, связанные с экологическим воспитанием детей. Авторы убеждены, что проектирование процесса экологического воспитания дошкольников должно исходить из цели и задач экологического воспитания, определенных стандартом и образовательной программой. Представлены некоторые способы реализации программного содержания, с учетом специфики возраста детей, их интересов и потребностей. Определены возможные формы и методы организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении, как непосредственно организованные педагогом, так и самостоятельные. Одним из важнейших условий успешной реализации задач экологического воспитания детей определяется создание в группах уголков природы со всем необходимым оборудованием. Показана незаменимость семьи в реализации вопросов воспитания ответственного отношения к природе. Сделан вывод о том, что проектирование экологического воспитания продиктовано необходимостью поиска путей оптимального решения социальных задач в области охраны природы и повышения педагогической компетентности педагогов в данном вопросе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектирование, дошкольный возраст, образовательная деятельность, образовательный процесс.

Annotation. The article examines an actual and significant socio-pedagogical problem - the problem of designing environmental education for preschool children. It is emphasized that the greening of the educational process on the basis of an ecocentric approach will allow the younger generation to form a valuable and responsible attitude towards the natural world, a conscious look at the natural environment. The authors note the negative trends that have developed over the past decades in the practice of preschool education, due to the insufficient level of competence of teachers in this matter. The main difficulties and mistakes associated with the environmental education of children are shown. The authors are convinced that the design of the process of environmental education of preschoolers should be based on the goals and objectives of environmental education, defined by the standard and the educational program. Some ways of implementing the program content are presented, taking into account the specifics of the age of children, their interests and needs. The possible forms and methods of organizing educational activities in a preschool institution, both directly organized by the teacher and independent, are determined. One of the most important conditions for the successful implementation of the tasks of environmental education of children is the creation in groups of corners of nature with all the necessary equipment. The indispensability of the family in the implementation of the issues of educating a responsible attitude to nature is shown. It is concluded that the design of environmental education is dictated by the need to find ways to optimally solve social problems in the field of nature conservation and improve the pedagogical competence of teachers in this matter.

Key words: environmental education, design, preschool age, educational activities, educational process.

Введение. Актуальность и значимость решения проблемы разработки содержания и технологии экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста обусловлена рядом факторов, важнейшими из которых, по нашему мнению, являются: ухудшение экологической остановки в мире; изменение экологической концепции взаимодействия человека с природой с антропоцентрической («природа - для человека») на экоцентрическую («человек - часть природы»); необходимость и возможность раннего старта целенаправленного экологического воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, обусловленная возрастными особенностями детей. Современное общество характеризуется осознанием необходимости сочетания общественного прогресса, движения человечества вперед с бережным и ответственным отношением к окружающей природной среде с целью обеспечения сохранения жизни на Земле, естественной среды обитания человека.

Экологизация образования и воспитания подрастающего поколения, т.е. формирование на всех этапах обучения экоцентрического типа сознания, является сравнительно новым направлением в педагогике, позволяет сформировать ценностно-нормативное отношение к природе, осознанный взгляд на природное окружение, и требует осуществления планомерного экологического образования на всех ступенях развития личности.

Изложение основного материала статьи. Дошкольный период детства рассматривается в современной психолого-педагогической науке как наиболее благоприятный, сензитивный период для формирования у детей базовых основ экологической культуры, грамотного и безопасного взаимодействия с миром природы. Дошкольник, как отмечается в ряде исследований психологов, в частности, Л.И. Божович, характеризуется активностью, любознательностью, впечатлительностью, эмоциональностью, восприимчивостью к обучающим воздействиям взрослых [1]. Сензитивность дошкольного возраста к познавательной деятельности и взаимодействию с миром природы подчеркивается в исследованиях О.В. Дыбиной [3], Н.Н. Поддъякова и др. [8].

С.Н. Николаева [7] считает воспитателя детского сада главным субъектом эколого-педагогического процесса. Будучи носителем экологической культуры, владея современными технологиями экологического воспитания, педагог организует

образовательную деятельность детей таким образом, чтобы она была эмоционально и содержательно насыщенной, активной, развивающей, способствующей формированию практических умений и навыков безопасного взаимодействия с природой, и постепенно трансформирующейся в самостоятельное поведение детей [71. Однако, во многих исследованиях, в частности Н.А. Рыжовой [91, С.Н. Николаевой [71, А.С. Москвиной [61 отмечается, что в практике работы по экологическому воспитанию в большинстве современных дошкольных организаций имеют место проблемы, в основе которых - недостаточная компетентность педагогов:

- акцентирование внимания на формировании у детей совокупности знаний (причем, нередко стихийных) о природе в ущерб воспитательным задачам, таким, как воспитание ценностного отношения к природе, формирование навыков доступной природоохранной деятельности;

- демонстрация детям эпизодов потребительского отношения к природе, что выражается в дифференциации живых объектов (растений, животных) на «вредные» и «полезные», в отношении к природным объектам и их охране лишь с точки зрения использования человеком («Они нам дают...»). Н.А. Рыжова, в частности, отмечает наличие такого отношения и его трансляции воспитанникам у 82% воспитателей [91;

- практика использования оценочных суждений по отношению к объектам природы (лягушкам, ужам, дождевым червям и др.): «Фу, какая мерзость! Брось немедленно», «Неприятный!», «Скользкий!», «Грязный!», «Заразный!» и т.п. Подобные реакции взрослых свидетельствуют о непонимании одной из основополагающих идей биоцентризма (экоцентризма), на которой построена современная теория экологического образования: живые объекты не могут быть вредными/полезными, хорошими/плохими, каждый из них самоценен и является частью сложной цепи природных взаимосвязей. В таких ситуациях дети в силу эмоциональности, впечатлительности и подражательности, «заражаются» от воспитателя негативным отношением к живому объекту и способны перейти к деструктивным действиям (бросить лягушку об асфальт, раздавить жука, др.);

- рассогласование в содержании и технологиях экологического воспитания, осуществляемого дошкольными организациями и родителями воспитанников.

Закономерно возникает вопрос о методически грамотно выстроенной педагогической деятельности, которая позволит в условиях образовательного процесса осуществлять экологическое воспитание дошкольников целенаправленно, в системе, на основе принципа биоцентризма, учитывая интересы и возрастные особенности детей; будет обеспечивать проектирование и дальнейшую реализацию программы мероприятий на основе комплексного применения методов и форм организации активности детей в разных видах деятельности. Всем этим требованиям отвечает деятельность педагогического проектирования, в основе которой - процесс создания проекта, его основное назначение - решение той или иной проблемы, в данном случае, вопросов экологического воспитания дошкольников.

Проектирование как деятельность может рассматриваться как путь познания, как способ организации процесса познания, как способ достижения цели и задач. Проектирование процесса экологического образования дошкольников определяется целями и задачами экологического воспитания, интересами детей. Содержательно реализация проектов предусматривает цикл экологических мероприятий, в основе которых лежат разнообразные виды и формы организации детской деятельности, организация продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Цель и задачи образовательной деятельности, как известно, определяются на основе требований ФГОС дошкольного образования и направлены на обеспечение условий для организации взаимодействия детей с природой и формирование осознанного отношения к ней. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию организуется в формах непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей [21. Реализация образовательной деятельности разных видов и культурных практик осуществляется через организацию ярких радостных событий жизни детей, в том числе, и по экологическому направлению: педагоги проводят традиционные сезонные праздники с использованием фольклорных материалов: праздник урожая, Осенины, встреча или проводы зимы, встреча весны. Перечень традиционных событий, праздников, мероприятий содержит итоговые мероприятия экологической направленности, например для детей 6-7 лет, театрализованное представление «Происшествие в лесу», праздник «Осенняя ярмарка», познавательное развлечение «В гости к Лесовичку», фольклорный праздник «Яблочный спас» и др.

В программе подчеркивается, что центральной категорией воспитания считается понятие «отношение» и, в связи с этим, необходимо приоритетной задачей рассматривать формирование системы отношений личности к самому себе, окружающим людям, природе; искусству; труду, здоровью и др., другими словами, воспитание духовно-нравственных качеств личности [51.

Проектирование и реализация экологического воспитания дошкольников требует от педагога использования разнообразных форм, методов и приемов работы [111. Следует отметить, что способы реализации программного содержания обусловлены спецификой возрастного и индивидуального подхода, направленностью образовательных интересов и потребностей детей. Во всех дошкольных группах предусмотрено проведение наблюдений в природе, разных видов игр, рассматривание и обсуждение познавательной литературы, детских иллюстрированных атласов и энциклопедий, рассказы о необычных фактах и событиях в природе, рассматривание макетов, оформление выставок детского творчества, оборудование центров природы, просмотр и обсуждение мультфильмов, фильмов, презентаций, экспериментирование. В старшей и подготовительной к школе группах добавляются экскурсии, коллекционирование, моделирование, чтение и обсуждение художественной и энциклопедической литературы, изготовление атрибутов для игр, проектная деятельность, создание макетов и моделей природоведческой направленности, организация выставок и мини-музеев.

Программой предусмотрено наличие экологических уголков или центров в группе. Интересы детей к природоведческой тематике могут быть удовлетворены в центре природы, центре экспериментирования, книжном центре, где размещено необходимое оборудование иллюстративного, познавательного, игрового, исследовательского характера, природный материал (семена, шишки и пр.), календари природы и дневники наблюдений. В методических пособиях и рекомендациях представлен значительный перечень средств реализации программы по разделу «Ознакомление с природой»: иллюстративные средства (плакаты, картинки, карточки, календари природы, календари погоды; схемы ухода за растениями, альбомы на природоведческую тематику); дидактические игры («Кто что ест?», «Кто где живёт?», «Найди, чей хвост?», «Во саду ли, в огороде», «Времена года» и др.); лепбуки; макеты (ферма, лес, водоем); коллекции камней и почв; гербарий; картотеки загадок об овощах, фруктах и ягодах, птицах, животных, природных явлениях, лекарственных травах; наборы игрушек, изображающих животных (домашние, дикие, саванны); муляжи овощей и фруктов.

Система образовательной деятельности в области экологического образования дошкольников должна включать следующие компоненты:

■ создание эколого-развивающей предметно-пространственной среды в помещении (уголки, центры, музеи, лаборатории природы) и на территории (цветник, метеоплощадка, огород, экологическая тропа) дошкольной организации;

■ посезонное комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности;

■ создание банка авторских методических разработок по экологическому воспитанию (конспекты игр, опытов, занятий, бесед; картотеки опытов, мультфильмов; планы работы с семьей и социальными партнерами, др.);

■ совместная познавательная и художественно-творческая деятельность педагогов, детей и родителей (экологические акции, досуги, праздники, проекты, походы, экскурсии, сезонный труд в природе);

■ чтение природоведческой (научной и художественной) литературы;

■ разные виды игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные);

■ создание проблемных ситуаций для инициирования познавательно-исследовательской деятельности детей в области изучения основ физики и естественных наук (магнетизм, электричество, оптика, др.);

■ здоровьесберегающие мероприятия (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание).

Безусловно, проектирование деятельности по экологическому образованию детей должно содержать и аспекты взаимодействия с семьями воспитанников, учитывая ту огромную роль и неоценимые возможности родителей в формировании у детей отношения к природе [4; 101. В рамках выполнения проектов экологической направленности взаимодействие педагогов с родителями воспитанников может быть организовано как в традиционных (родительское собрание, консультация, семинар и др.), так и в нетрадиционных (мастер-класс, день здоровья, круглый стол, гостиная, педагогическая мастерская и др.) формах.

Выводы. Таким образом, необходимость проектирования и реализации экологического образования в дошкольной организации продиктована социальным заказом общества, необходимостью поиска путей оптимального решения социальных задач в области охраны природы, значимостью проблемы для личностного развития каждого ребенка, необходимостью совершенствования методической грамотности воспитателей.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

2. Борокина, В.А. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе / В.А. Борокина, Т.Г. Ханова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 28-31

3. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации: практическое пособие / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с.

4. Иванова, И.Ю. Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье / И.Ю. Иванова [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 9.

5. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 2.

6. Москвина, А.С. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации / А.С. Москвина [и др.] // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 5 (41). - С. 271-288

7. Николаева, С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3-7 лет / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2022. - 112 с.

8. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н.Н. Подъяков. - М.: Образовательные проекты, 2021. - 224 с.

9. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Изд. Дом Карапуз, 2001. - 432 с.

10. Ханова, Т.Г. Взаимодействие детского сада с семьей как важный фактор экологического образования дошкольников // Т.Г. Ханова, А.Г. Платова, Т.И. Таранова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 399-402

11. Ханова, Т.Г. Технологии организации экологического воспитания в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Т.Н. Мезенцева, С. А. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 293-296

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Хашегульгова Жанна Ахметовна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас); старший преподаватель кафедры английского языка Ужахова Зухра Магомедовна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье изучен процесс раннего обучения иностранному языку средствами информационно-коммуникационных технологий. В настоящем исследовании предлагается обратиться к использованию информационно-коммуникационных технологий как к одному из потенциально эффективных средств развития языковых способностей детей в процессе раннего обучения иностранному языку. Целью раннего обучения иностранному языку как индивидуально обусловленного способа, процесса и результата коммуникативного, когнитивного, речевого и нравственного развития является общее развитие личности ребенка средствами иностранного языка. Особый акцент внутри этого процесса делается на развитие языковых способностей детей дошкольного возраста, которые, являясь индивидуальными свойствами личности, определяющими формирование социально-коммуникативной компетентности на дальнейших этапах онтогенеза, подразумевают не только механистическое овладение лексическими единицами и грамматическими конструкциями, но и способность и возможность уместного употребления, использования языка. В структуре языковых способностей выделяются следующие компоненты: аудитивный, функционально-структурный, лексический.

Ключевые слова: иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, школьник, раннее обучение. Annotation. The article studies the process of early learning of a foreign language by means of information and communication technologies. This study proposes to turn to the use of information and communication technologies as one of the potentially effective means of developing children's language abilities in the process of early learning a foreign language. The purpose of early learning a foreign language as an individually conditioned method, process and result of communicative, cognitive, speech and moral development is the overall development of the child's personality by means of a foreign language. Particular emphasis within this process is placed on the development of the language abilities of preschool children, which, being individual personality traits that

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.