Научная статья на тему 'РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ШКОЛЬНИК / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хашегульгова Жанна Ахметовна, Ужахова Зухра Магомедовна

В статье изучен процесс раннего обучения иностранному языку средствами информационно-коммуникационных технологий. В настоящем исследовании предлагается обратиться к использованию информационно-коммуникационных технологий как к одному из потенциально эффективных средств развития языковых способностей детей в процессе раннего обучения иностранному языку. Целью раннего обучения иностранному языку как индивидуально обусловленного способа, процесса и результата коммуникативного, когнитивного, речевого и нравственного развития является общее развитие личности ребенка средствами иностранного языка. Особый акцент внутри этого процесса делается на развитие языковых способностей детей дошкольного возраста, которые, являясь индивидуальными свойствами личности, определяющими формирование социально-коммуникативной компетентности на дальнейших этапах онтогенеза, подразумевают не только механистическое овладение лексическими единицами и грамматическими конструкциями, но и способность и возможность уместного употребления, использования языка. В структуре языковых способностей выделяются следующие компоненты: аудитивный, функционально-структурный, лексический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хашегульгова Жанна Ахметовна, Ужахова Зухра Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY FOREIGN LANGUAGE TEACHING BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article studies the process of early learning of a foreign language by means of information and communication technologies. This study proposes to turn to the use of information and communication technologies as one of the potentially effective means of developing children's language abilities in the process of early learning a foreign language. The purpose of early learning a foreign language as an individually conditioned method, process and result of communicative, cognitive, speech and moral development is the overall development of the child's personality by means of a foreign language. Particular emphasis within this process is placed on the development of the language abilities of preschool children, which, being individual personality traits that determine the formation of social and communicative competence at further stages of ontogenesis, imply not only the mechanistic mastery of lexical units and grammatical structures, but also the ability and possibility of appropriate use, language usage. The following components are distinguished in the structure of language abilities: auditory, functional-structural, lexical.

Текст научной работы на тему «РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

■ создание банка авторских методических разработок по экологическому воспитанию (конспекты игр, опытов, занятий, бесед; картотеки опытов, мультфильмов; планы работы с семьей и социальными партнерами, др.);

■ совместная познавательная и художественно-творческая деятельность педагогов, детей и родителей (экологические акции, досуги, праздники, проекты, походы, экскурсии, сезонный труд в природе);

■ чтение природоведческой (научной и художественной) литературы;

■ разные виды игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные);

■ создание проблемных ситуаций для инициирования познавательно-исследовательской деятельности детей в области изучения основ физики и естественных наук (магнетизм, электричество, оптика, др.);

■ здоровьесберегающие мероприятия (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание).

Безусловно, проектирование деятельности по экологическому образованию детей должно содержать и аспекты взаимодействия с семьями воспитанников, учитывая ту огромную роль и неоценимые возможности родителей в формировании у детей отношения к природе [4; 101. В рамках выполнения проектов экологической направленности взаимодействие педагогов с родителями воспитанников может быть организовано как в традиционных (родительское собрание, консультация, семинар и др.), так и в нетрадиционных (мастер-класс, день здоровья, круглый стол, гостиная, педагогическая мастерская и др.) формах.

Выводы. Таким образом, необходимость проектирования и реализации экологического образования в дошкольной организации продиктована социальным заказом общества, необходимостью поиска путей оптимального решения социальных задач в области охраны природы, значимостью проблемы для личностного развития каждого ребенка, необходимостью совершенствования методической грамотности воспитателей.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

2. Борокина, В.А. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе / В.А. Борокина, Т.Г. Ханова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 28-31

3. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации: практическое пособие / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с.

4. Иванова, И.Ю. Анализ проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста в семье / И.Ю. Иванова [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 9.

5. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 2.

6. Москвина, А.С. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации / А.С. Москвина [и др.] // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 5 (41). - С. 271-288

7. Николаева, С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3-7 лет / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2022. - 112 с.

8. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Н.Н. Подъяков. - М.: Образовательные проекты, 2021. - 224 с.

9. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Изд. Дом Карапуз, 2001. - 432 с.

10. Ханова, Т.Г. Взаимодействие детского сада с семьей как важный фактор экологического образования дошкольников // Т.Г. Ханова, А.Г. Платова, Т.И. Таранова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 399-402

11. Ханова, Т.Г. Технологии организации экологического воспитания в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Т.Н. Мезенцева, С. А. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 293-296

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Хашегульгова Жанна Ахметовна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас); старший преподаватель кафедры английского языка Ужахова Зухра Магомедовна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье изучен процесс раннего обучения иностранному языку средствами информационно-коммуникационных технологий. В настоящем исследовании предлагается обратиться к использованию информационно-коммуникационных технологий как к одному из потенциально эффективных средств развития языковых способностей детей в процессе раннего обучения иностранному языку. Целью раннего обучения иностранному языку как индивидуально обусловленного способа, процесса и результата коммуникативного, когнитивного, речевого и нравственного развития является общее развитие личности ребенка средствами иностранного языка. Особый акцент внутри этого процесса делается на развитие языковых способностей детей дошкольного возраста, которые, являясь индивидуальными свойствами личности, определяющими формирование социально-коммуникативной компетентности на дальнейших этапах онтогенеза, подразумевают не только механистическое овладение лексическими единицами и грамматическими конструкциями, но и способность и возможность уместного употребления, использования языка. В структуре языковых способностей выделяются следующие компоненты: аудитивный, функционально-структурный, лексический.

Ключевые слова: иностранный язык, информационно-коммуникационные технологии, школьник, раннее обучение. Annotation. The article studies the process of early learning of a foreign language by means of information and communication technologies. This study proposes to turn to the use of information and communication technologies as one of the potentially effective means of developing children's language abilities in the process of early learning a foreign language. The purpose of early learning a foreign language as an individually conditioned method, process and result of communicative, cognitive, speech and moral development is the overall development of the child's personality by means of a foreign language. Particular emphasis within this process is placed on the development of the language abilities of preschool children, which, being individual personality traits that

determine the formation of social and communicative competence at further stages of ontogenesis, imply not only the mechanistic mastery of lexical units and grammatical structures, but also the ability and possibility of appropriate use, language usage. The following components are distinguished in the structure of language abilities: auditory, functional-structural, lexical.

Key words: foreign language, information and communication technologies, schoolchild, early education.

Введение. Быстро меняющийся мир требует владения определенными навыками, обеспечивающими комфортное существование личности в управляемом информацией технологичном обществе. Ранее знакомство детей с иностранными языками вносит существенный вклад в развитие каждого ребенка, способствует повышению межкультурной компетенции, повышению умственной гибкости. В то же время, владение иностранными языками само по себе считается значимым навыком XXI века.

Безусловно, вопрос применения гаджетов, программ и техники, в частности, в поле дошкольного детства и образования - предмет постоянной полемики, и относиться к этому вопросу можно по-разному. В условиях тенденций настоящего этапа развития общества полностью оградить ребенка «от гаджетов» невозможно, он будет сталкиваться с информационными технологиями при общении со сверстниками, в процессе дальнейшей учебы, работы.

Изложение основного материала статьи. Обучение иностранным языкам дошкольников в силу особой сензитивности для развития речи и социально-коммуникативного развития личности в целом, несомненно, имеет огромную роль в повышении эффективности вышеназванных процессов.

Анализ соответствующей литературы и научных статей [1-6 и др.] показал, что можно заключить, что основное внимание исследователей направлено в сторону чисто практических, «учебных» аспектов. В различных работах иностранный язык рассматривается преимущественно лишь как средство развития собственно лингвистических способностей: лексических, грамматических, фонематических. Аспект же языковых способностей, которые предполагают полные ориентировки в смыслах и закономерностях языка, способность к интуитивно-непосредственному оперированию языковыми средствами («чувство языка» ил «языковое чутье»), восприятие интонационной стороны речи, языковую память и т.д., исследован недостаточно полно. В определенной мере этим можно объяснить тот факт, что многие потенциально эффективные средства языкового развития ребенка остаются вне поля зрения как ученых, так и практиков.

Современные дети воспринимают и усваивают информацию преимущественно через визуальные образы, поэтому видеоматериалы, в частности мультфильмы, являются доступным для них способом получения новых знаний и представлений, источником развития. Учитывая специфику возраста, наиболее релевантным в аспекте использования информационных технологий и в обозначенных ранее целях развития языковых способностей детей кажется обращение к мультипликации. Непосредственно просмотр мультипликационных фильмов - как самый простой способ работы с мультипликацией - давно используется в образовании, однако современные технологии позволяют организовывать и процесс создания авторского детского мультфильма.

Раннее обучение иностранному языку - актуальная проблема, являющая собой постоянный повод для полемики. По ней проведено достаточно большое количество исследований, выводы которых зачастую не только расходятся, но и противоречат друг другу [2].

Учёные [3 и др.], которые высказывают критику относительно ранне обучения дошкольников языкам в качестве аргумента приводят тот факт, что якобы в этом случае вместо игры на первый план выходит учебная деятельность и становится превалирующей.

Позволим себе отметить, что обозначенная проблема вскрывает несовершенства организационной стороны вопроса и методологического аспекта иноязычного образования, начиная с раннего возраста.

Так, выдающийся советский психолог А.А. Леонтьев в своих работах подчеркивает важность смещения фокуса с прагматической цели на образовательную: содержательное наполнение, выбор методики и технологии обучения должны учитывать закономерности развития речевых в целом и языковых в частности способностей детей, их психофизиологические возможности [3].

Так же критики раннего обучения иностранным языкам говорят о том, что возможно смешение речевых потоков двух языков (родного и иностранного). Несмотря на то, что эпизоды такого смешения действительно случаются в силу наиболее вероятно методических ошибок, аргумент находит массу опровержений в различных исследованиях. В частности, подтвержденным фактом считается то, что дети способны различать фонематику различных языков с рождения [4].

Отмечается, что в более старшем возрасте процесс изучения иностранного языка поддерживается также личностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и физиологической готовностью детей. Этому аргументу оппонентами противопоставляется имеющая множество подтверждений гипотеза о более быстром росте ростом нервных связей у детей-дошкольников, кроме того, на более раннем этапе интериоризация знаний языкового характера происходит инстинктивно [1].

Сторонники обучения дошкольников иностранному языку, акцентируя, что это самый очевидный способ приобщения дошкольников к общемировой культуре, в качестве ключевого довода «за» приводят сензитивность периода дошкольного детства к лингвистическим навыкам, расширение ситуаций и контекстов общения.

Как отечественные исследователи (Л.С. Выготский, Ю.П. Азаров), так и зарубежные авторы (Дж. Брунер, Б. Уайт, Т. Элиот и др.) в своих трудах приводят многочисленные свидетельства того, что дети осваивают иностранный язык легче нежели взрослые.

Уже является доказанным факт, что дошкольники имеют высокую степень способности к обучению через так называемый импринтинг (от англ. «imprinting» - «впечатывание»), который представляет собой психофизиологический механизм, обеспечивающий прочное формирование и закрепление в определенный критический (сензитивный) период некоего образа, действующий почти целиком автоматически, является не обратимым и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления. Эта способность позволяет детям дошкольного возраста легко усваивать иностранный язык [5].

Однако, всё ещё остаётся открытым вопрос конкретного возраста, когда начинать изучение иностранного языка было бы особенно эффективным и оказало максимальное положительное влияние на личность ребёнка.

Исследователи [3 и др.] считают целесообразным возраст от 3 лет. Верхним порогом называют 6 лет, подчеркивая, что на протяжении всего дошкольного детства ведущим типом деятельности является игровая, поэтому любое обучение в этом периоде имеет своей целью общее развитие и воспитание, в ходе которого происходит раскрытие потенциала каждого ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.

Возраст 3-6 лет, как благоприятный для начала обучения период, указывает в своих работах и А.Н. Утехина. По ее мнению, несмотря на то, что начинать изучение иностранных языков допустимо и имеет определенный смысл уже с 3-летнего возраста, наиболее целесообразным возрастным промежутком, обучение в который будет максимально эффективным, является период от 5 до 8 лет. При сохранении способности к интуитивному обучению у детей в этом

возрасте развивается способность к целенаправленной деятельности, сознательному обучению. При этом уже в достаточной степени усвоен родной язык, что облегчает обучение другим языкам [6].

В структуре языковых способностей можно выделить следующие ведущие компоненты, которые развиваются в процессе раннего обучения иностранным языкам:

• аудитивный (определяет способности воспринимать на слух все интонационные и смысловые оттенки речи собеседника: слуховая память, чувство ритма, фонематический слух);

• функционально-структурный («чувство языка», способность к эмоционально-образному восприятию языка);

• лексический (активный и пассивный словарь).

Очевидно, что любая программа и процесс обучения иностранному языку в целом опираются на особенности возраста и присущие ему характеристики и способы восприятия.

В связи с этим важно построить ее наиболее рационально с учетом психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста (памяти, работоспособности, утомляемости, потребности в чередовании и смене разных видов деятельности).

Ребенок-дошкольник не понимает необходимость обучения иностранному языку: он осваивает язык неосознанно, руководствуясь собственным интересом, который стимулируется уже со стороны педагога.

Рассмотрим, какие психофизиологические особенности детей- дошкольников стоит выделить и как эти особенности могут послужить дополнительным ресурсом при реализации иноязычного обучения.

Необходимо отметить высокий уровень физической активности и энергичности. Упомянем в этой связи метод полного физического реагирования. При планировании занятий важно учитывать, что дети дошкольного возраста способны концентрировать внимание на непродолжительный отрезок времени, кроме того, они легко отвлекаются.

Следующее, на что стоит обратить внимание, это то, что особенности овладения иностранным языком связаны с непосредственностью детского восприятия, склонностью к спонтанным действиям без лишнего смущения, откровенностью по отношению к взрослым, говорящим с ними на другом языке, с порой инициативной реакцией на несколько иные формы обучения. Дошкольники охотно подражают, имитируют, не боятся повторять за педагогом, подпевают песенкам. Чем интереснее, увлекательнее, веселее занятия, тем выше интерес к ним детей, а, следовательно, степень усвоения материала.

Уместно тут же упомянуть и то, что дети естественно любопытны и восприимчивы к новым идеям. Дошкольники обладают богатым воображением и получают удовольствие от занятий, которые поощряют их использовать свою фантазию. Логично в этой связи, а также учитывая, что на протяжении всего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игровая деятельность, выстраивать систему иноязычного образования с опорой именно на нее. Критически важно учитывать связь развития языковой способности и речевой активности с любым доступным видом деятельности дошкольника. Прежде всего развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности возраста. Ребенок продолжает развивать игровые навыки, которые являются основой гармоничного самосовершенствования, и одновременно осваивает культуру взаимодействия на иностранном языке, что включает лингвистические знания, речевые навыки, приобщение к традициям, этикету, воспитание положительного отношения к изучению языка, высокий познавательный интерес.

Существуют разнообразные программы раннего обучения иностранному языку [8]. На их успешность влияет масса факторов: выбор модели программы, наличие надлежащим образом подготовленных педагогов, наличие соответствующих в культурном и лингвистическом отношении материалов и преемственность уровней. По типам большинство из них можно отнести к следующим:

- FLEX (foreign language exploratory or experience) - программы исследования иностранного языка, познавательный уровень, направленные на поверхностное знакомство детей с языком и культурой другой страны (изучаются основные слова и фразы, однако акцент делается не овладении языком, а именно на повышении осведомленности детей о других языках и культурах, а следовательно, и о своей собственной; цель заключается в том, чтобы вызвать и поддерживать интерес, мотивировать детей к изучению языка);

- FLES (foreign language in elementary school) подразумевают изучение иностранного языка на регулярной основе, как предмет; цель - развить навыки аудирования и говорения на другом языке, а также некоторые навыки чтения и письма, то есть базовые навыки владения иностранным языком, применяются преимущественно на уровне начального общего образования, а также в системе дополнительного образования;

- программы погружения в языковую среду (иностранный язык используется в качестве средства обучения, степень использования разнится от частичного до полного погружения);

- переходные и поддерживающие двуязычные программы, которые нацелены на способствование переходу с основного языка на язык обучения: большая часть времени отводится на обучение на основном языке, в параллели изучается второй язык, доля его использования постепенно наращивается; в дальнейшем, при достижении достаточного уровня грамотности и в целом овладения вторым языком, в переходных программах от обучения на родном языке отказываются.

Используемые на уровне дошкольного образования программы раннего обучения иностранному языку преимущественно представляют собой программы типа FLEX или смешанный вариант FLEX и FLES (если речь не идет о билингвальных детских садах).

Центральное место в образовательном процессе занимает личность педагога: именно педагог является для воспитанников и учащихся носителем и транслятором языка, культуры в целом. Для удовлетворения постоянно меняющихся образовательных потребностей педагогу важно актуализировать знания, быть в курсе новый теорий, методов и технологий. Профессиональное развитие должно быть соотнесено с имеющимися условиями (образовательная среда, в которой работает педагог), образовательными потребностями, то есть его теоретическая часть должна коррелировать с практической реальностью.

Выводы. Несмотря на то, что существуют различные точки зрения на лучшее время для начала изучения иностранного языка, период дошкольного детства является сензитивным, начало изучения языка в этом возрасте имеет множественные подтверждения эффективности. Длительность сензитивного периода характеризуется различными учеными по-разному, в результате максимального обобщения этот период может быть определен промежутком от 3 до 8 лет.

Обучение выстраивается на основании оптимального учета возрастных психофизиологических особенностей детей, рационального использования динамики их развития, правильного определения целей, задач, средств, методик и технологий. Ведущими принципами становятся принципы интегративного обучения и коммуникативной целесообразности, ведущими способами и приемами - игрового моделирования типичных для детей ситуаций взаимодействия, мотивации, игрового характера деятельности. Игровая мотивация и реализация раннего обучения иностранному языку через специально организованные игры позволяют эффективно выстраивать этот процесс аналогично естественному процессу использования родного языка, моделируя большое разнообразие коммуникативных ситуаций, понятных и близких детям.

На современной стадии развития общества, характеризующейся процессами интеграции, информатизации и цифровизации, использование ИКТ в образовании является закономерным. Под информационно-коммуникационными технологиями в контексте образования понимается экологичное применение цифровых инструментов, средств, методов и оборудования для поддержки процессов преподавания, обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.

Возможные риски интеграции ИКТ в образовательный процесс нивелируются целенаправленной организацией процесса управления воздействием ИКТ на личность ребенка с тем, чтобы они выступали эффективным инструментом развития. С этой целью педагогам необходимо ответственно подходить к выбору адекватных средств, форм и способов применения ИКТ с опорой на основные принципы - соответствие уровню развития и психофизиологическим особенностям дошкольников, а также максимально интегрировать ИКТ с другими, присущими дошкольному возрасту, видами деятельности, центральное место среди которых принадлежит, безусловно, игре.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева и др. - Москва, 2022. - 177 с.

2. Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой ученый. - 2014. - № 20 (79). - С. 597-599

3. Никитенко, З.Н. Цели и результаты овладения иностранным языком в детском саду в контексте требований стандарта дошкольного образования / З.Н. Никитенко, Е.А. Никитенко // Дошкольное воспитание. - 2017. - №5. - С. 26-30

4. Протасова, Е.Ю. Методика раннего обучения иностранному языку: учеб. пособие / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина; под ред. Е.Ю. Протасовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 255 с.

5. Симонова, Я.А. Раннее обучение иностранному языку / Я.А. Симонова // Форум молодёжной науки. - 2021. - №2. - С. 68-74

6. Утехина, А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика: учебное пособие / А.Н. Утехина. -М.: Флинта: Наука, 2017. - 183 с.

7. Ушакова, О.С. Развитие языковой личности в дошкольном детстве / О.С. Ушакова // В сборнике: Язык и актуальные проблемы образования Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. - 2018. - С. 3-7

8. Shin, J.K. Teaching young learners English: from theory to practice / J.K. Shin, J. Crandall. - Heinle/Cengage Learning, 2013. - 417 p.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук Хмелькова Елена Вячеславовна

Вятский государственный университет (г. Киров);

кандидат педагогических наук, доцент Башмакова Светлана Борисовна

Вятский государственный университет (г. Киров)

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. В статье представлена структура технологии коррекции фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием мультимедийных средств. Разработанная технология включает содержательный и процессуальный компоненты. В содержательном компоненте охарактеризованы концептуальная, диагностическая и дидактическая составляющие. Концептуальная часть содержит теоретико-методологические основы для обоснования разработки технологии. Кроме того, в этой части сформулированы цель и задачи, описаны дидактические и специальные принципы. В диагностической составляющей предложена схема обследования произносительной стороны речи детей, отражены критерии для качественной оценки звукопроизношения. В дидактической части дано обоснование применения в коррекционной работе логопеда мультимедийных презентаций. Представлены варианты разработки мультимедийных презентаций на разных этапах коррекционной работы, приведены примеры игровых заданий. В процессуальном компоненте технологии рассмотрены организационные вопросы включения данной технологии в коррекционно-образовательный процесс. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

Ключевые слова: технология, звукопроизношение, фонетика, фонетические нарушения, дети дошкольного возраста, дизартрия, мультимедийные средства.

Annotation. The article presents the structure of the technology of correction of phonetic disorders in preschool children with speech disorders using multimedia. The developed technology includes content and process components. The conceptual, diagnostic and didactic components of the technology are characterized in the content component of the technology. The conceptual part of the technology contains theoretical and methodological framework to justify the development of technology. In addition, the goal and objectives are formulated, didactic and special principles are described. In the diagnostic component the scheme of examination of the pronunciation side of the children's speech is offered, the criteria for the qualitative evaluation of sound production are reflected. The didactic part gives the rationale for the use of multimedia presentations in the remedial work of the speech therapist. Options for the development of multimedia presentations at different stages of correctional work are presented, and examples of game assignments are given. The procedural component of the technology deals with organizational issues of including this technology in the correctional and educational process. Conclusions about the work done are made at the end of the article.

Key words: technology, sound reproduction, phonetics, phonetic disorders, preschool children, dysarthria, multimedia.

Введение. Сегодня в дошкольном образовании происходят трансформации из-за глобальных экономических, политических и социальных преобразований. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к содержанию воспитания детей.

В век компьютеризации применение компьютерных технологий в образовательном процессе стало одной из главных задач. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О государственных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одной из задач является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечивает доступность образования на всех уровнях [16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.