Научная статья на тему 'Проектирование образовательного процесса в условиях опережающего развития'

Проектирование образовательного процесса в условиях опережающего развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опережающее развитие / педагогическое проектирование / многоуровневая педагогическая система проектирования / субъектно-ориентированный образовательный процесс / самообучающаяся образовательная организация / синхронизированная подготовка педагогов и обучающихся / удовлетворенность субъектов. / forestalling development / pedagogical designing / multilevel pedagogical designing’s system / subject oriented educational process / learning educational organization / synchronized training of educators & students / subject’s contentment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистоусов Владислав Анатольевич

Статья посвящена актуальной проблеме поиска возможной модели образовательного процесса, реализуемой в профессиональном образовании в условиях опережающего развития. Характерными чертами инновационного образовательного процесса должны стать формирование и развитие инновационных характеристик мышления, деятельности, взаимосвязей и взаимодействий. Предлагается разработать многоуровневую педагогическую систему проектирования субъектно-ориентированного образовательного процесса. Особенностями проекта являются: трансформирование образовательных организаций в самообучающиеся; синхронизация подготовки педагогов и обучающихся; достижение удовлетворенности субъектов образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS DESIGNING IN CONTEXT OF FORESTALLING DEVELOPMENT

The article is devoted to actual problem of vocational training organization in the conditions of forestalling development. Innovative characteristics of subject’s thinking, activity, correlations and co-operation are to be designed and achieved during educational process. The author suggests using multilevel pedagogical designing’s system of subject oriented educational process. Some system’s peculiarities are described: educational establishment’s transforming to learning organization, synchronized training of educators & students, contentment’s achieving during the flow of self-actualization.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного процесса в условиях опережающего развития»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УСЛОВИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

В.А. Чистоусов

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поиска возможной модели образовательного процесса, реализуемой в профессиональном образовании в условиях опережающего развития. Характерными чертами инновационного образовательного процесса должны стать формирование и развитие инновационных характеристик мышления, деятельности, взаимосвязей и взаимодействий. Предлагается разработать многоуровневую педагогическую систему проектирования субъектно-ориентированного образовательного процесса. Особенностями проекта являются: трансформирование образовательных организаций в самообучающиеся; синхронизация подготовки педагогов и обучающихся; достижение удовлетворенности субъектов образовательных систем.

Ключевые слова: опережающее развитие; педагогическое проектирование; многоуровневая педагогическая система проектирования; субъектно-ориентированный образовательный процесс; самообучающаяся образовательная организация; синхронизированная подготовка педагогов и обучающихся; удовлетворенность субъектов.

EDUCATIONAL PROCESS DESIGNING IN CONTEXT

OF FORESTALLING DEVELOPMENT

V. Chistousov

Abstract. The article is devoted to actual problem of vocational training organization in the conditions of forestalling development. Innovative characteristics of subject’s thinking, activity, correlations and co-operation are to be designed and achieved during educational process. The author suggests using multilevel pedagogical designing’s system of subject oriented educational process. Some system’s peculiarities are described: educational establishment’s transforming to learning organization, synchronized training of educators & students, contentment’s achieving during the flow of self-actualization.

Keywords: forestalling development; pedagogical designing; multilevel pedagogical designing’s system; subject oriented educational process; learning educational organization; synchronized training of educators & students; subject’s contentment.

Тенденции эволюционного развития

характеризуются нелинейностью, что обусловливает их изменчивость и неоднозначность. Одним из немногих общественных конструктов, непрерывно

создающим содержательные аспекты будущего, является профессиональное образование.

Ю.И. Дерябин, В.А. Дерябина, исходя из того, что в условиях неопределенности человек затрудняется с поиском ценностного идеала для сверки направления времени своей жизни, выдвигают интересную, на наш взгляд, гипотезу о введении символа индивидуальности в структуру темпорального самоопределения. Символический образ личностного времени есть интегральное образование биологического, психологического и социального времен, в которые включена личность, достигаемый, однако, только тогда, когда каждый вид времени рассматривается в едином поле ее ценностей. Процесс саморазвития, самодвижения рождается как результат нетождественности и неравенства индивидуальности самой себе как носителю многомерного образа времени [4, c. 1278].

Б.С. Гершунский акцентирует внимание на приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельного государства, каждого человека с точки зрения

поддержки или торможения отдельных тенденций развития, нахождения возможностей решения назревающих проблем, упреждения нежелательного развития событий. По мнению автора, выход из современного кризиса образования возможен лишь «на уровне планетарного сознания, на уровне мироощущения человеческой цивилизации» [2, c. 37]. Отсюда становится вполне логичным сделанное автором дополнение традиционной (технологической, транслирующей) функции образования в XXI веке синтезирующей, интеграционной, менталеобразующей и прогностической функциями.

Исследователи глобальных процессов приходят к выводу, что направление на ноосферогенез является вероятным градиентом существующих сценариев развития

(глобализация; устойчивое развитие; постиндустриальное (информационное)

общество), а условиями его достижения являются развитие мышления,

ориентированного на будущее, и опережающее развитие науки и образования [1, с. 158; 5, с. 14; 5 с. 36; 9].

Л.В. Лесков конструирует систему базовых постулатов ноосферогенеза, включающую

15

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

креативность, коэволюцию, компликативность, гармонизацию [7, с. 149].

В монографии С.Ю. Глазьева аргументируется, что превращение биосферы в ноосферу на рубеже XX и XXI вв. является основной закономерностью выживания и дальнейшего развития человечества. Решающую роль в формировании ноосферы, по мнению автора, должен сыграть шестой технологический уклад, несущей отраслью которого является образование и наука. Так, особенностями шестого технологического уклада (к которому уже осуществляется переход в странах, занимающих лидирующие позиции в экономике) являются, например, стратегическое планирование научно-технического и экономического развития, формирование интеграционных структур бизнеса, науки и образования, переход к непрерывному инновационному процессу и непрерывному процессу образования [3, с. 96].

В России «более 50 процентов технологий относится к четвертому технологическому укладу<...>, а почти 30 процентов - к третьему. Перед отечественными учеными, инженерами и преподавательским корпусом стоит грандиозная по сложности задача, обусловленная тем обстоятельством, что в течение ближайших лет экономика России должна «перепрыгнуть» через пятый технологический уклад» [11, с. 13].

А.М. Новиков предлагает трансформировать образовательные организации

профессионального образования в обучающиеся (самообучающиеся), обеспечивая тем самым их ориентацию на инновационное развитие [8, с. 141].

В этой связи в системе профессионального образования возникает необходимость обоснования моделей деятельности в условиях нелинейного развития, и в том числе решение проблемы проектирования образовательного процесса, обеспечивающего опережающее развитие. Считаем, что разработка многоуровневой педагогической системы проектирования субъектно-ориентированного образовательного процесса является одним из возможных вариантов решения данной проблемы. Охарактеризуем некоторые результаты, полученные в процессе наших исследований и создания концепции системы.

На этапе разработки перспективного проекта выполнено следующее.

Определены стратегии, для которых требуется разработать инновационную педагогическую систему проектирования

образовательного процесса (стратегии

динамики опережающего развития):

- непрерывный и нелинейный характер изменений;

- трансформация системы образования в несущую отрасль;

- одновременное включение в синхронизированные процессы личностного и профессионального становления и педагогов, и обучающихся.

Выявлены предпосылки разработки

многоуровневой педагогической системы проектирования субъектно-ориентированного образовательного процесса:

1. Важность обоснования и проектирования комплекса профессионально-педагогических средств, обеспечивающего эффективное профессиональное образование в условиях динамики нелинейных процессов.

2. Ориентация на опережающее развитие

субъектов, ключевых отраслей и сфер деятельности России, обусловливающая

необходимость разработки соответствующих моделей образовательных организаций, образовательных систем и процессов.

3. Недостаточное соответствие

традиционных образовательных моделей, применяющихся в системе профессионального образования, модели образования,

разработанной для постиндустриального общества, в части:

- реализации субъект-субъектного взаимодействия;

- проектирования компетентностно-

ориентированных образовательных программ в многоуровневой системе образования;

- задействования технологий,

обеспечивающих формирование направленности субъектов образовательных систем на непрерывное опережающее личностное и профессиональное становление и

самореализацию.

В целях обеспечения процессовпринятия решений на последующих этапах разработки составлен перечень общих характеристик проектируемой системы. Очевидно, что достижение соответствия вышеперечисленным стратегиям возможно лишь в том случае, если весь интегрированный паттерн

«Образовательная организация

профессионального образования» станет принципиально иным. Многоуровневый перечень общих характеристик проектируемой системы был составлен с использованием терминологии современных исследований в области футуросинергетики (таблица 1).

16

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Таблица 1. - Общие характеристики разрабатываемой многоуровневой педагогической системы проектированиясубъектно-ориентированного образовательного процесса

Уровень Характеристика

Философии, миссии, смыслов Обеспечение гармонизации многополярных целей, многоаспектного содержания и технологий в системах - «Эволюция - Культура (в широком смысле) -Образование»

- «Наука - Образование - Производство»

- «Внешние процессы - Динамика образовательной системы - Внутренние процессы»

- «Педагогическая деятельность - Непрерывное образование - Образовательная деятельность»

- «Взаимодействие субъектов - Опережающее образование - Инновационная деятельность -Опережающее развитие»

Т емпоральность, «разворот» в направлении будущего - мониторинговые и прогностические исследования

- преодоление инерционности, обретение гибкости и динамичности, готовности к оперативным изменениям и их альтернативному характеру

- проектировочная, проектная и исследовательская деятельность субъектов

Субъектная ориентация - инновационный менеджмент

- обеспечение многомерного движения личности в образовательном и профессиональном пространствах

- достижение удовлетворенности субъектов (условия, характер, содержание, результаты общения, деятельности, взаимодействий)

Среды - Создание условий (организационных, психологических, педагогических, эргономических, технологических и др.), стимулирующих и благоприятствующих непрерывной генерации, осмыслению и внедрению инноваций

- Усиление и изменение характера взаимосвязей и взаимодействий (процессы; системы; программы; организации; коллективы; субъекты)

- Обеспечение комфортности (эргономичность; дизайн; реальность и виртуальность; благоприятный психологический климат; экономия времени)

Образовательного процесса - Понимание образовательного процесса в широком смысле: как непрерывное совершенствование всех субъектов образовательной системы в условиях динамично изменяющегося мира

- Включение педагогов и обучающихся в непрерывные синхронизированные процессы личностного и профессионального становления

- Трансформация модели образовательной системы, содержания, технологий - формирование мышления субъектов, обладающего инновационной совокупностью характеристик

- осуществление инновационной деятельности

- генерация новейшего знания

Образовательный процесс (как объект проектирования) в условиях реализации намеченных стратегий также должен измениться.

Выявлен ряд специфических требований к результатам функционирования проектируемой системы (особенности инновационного образовательного процесса). Проектирование инновационного образовательного процесса должно предусматривать определение условий, организации, содержания и технологий:

- раскрытия личностного потенциала и самоактуализации субъектов образовательных систем;

- формирования и развития характеристик инновационного мышления (системность; нелинейность; креативность; оперативность; конвергентность);

- включения субъектов в инновационную

деятельность (прогностическую;

исследовательскую; проектировочную;

междисциплинарную; кроссдисциплинарную) и генерации новейшего знания;

17

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

- обеспечения усложнения характера взаимосвязей и взаимодействий;

- подготовки к действиям в нестандартной обстановке.

В процессе исследования нами был изучен опыт работы ряда образовательных организаций и корпоративных образовательных структур.

Определены принципиальные возможности создания многоуровневой педагогической системы проектирования субъектноориентированного образовательного процесса:

1. Изучение практики существующих

образовательных организаций и

образовательных систем показывает:

- наличие аналогов, частично удовлетворяющих отдельным требованиям из совокупности общих требований к проектируемой системе;

- отсутствие аналогов, полностью удовлетворяющих совокупности общих требований к проектируемой системе.

Следует отметить, что в сфере

промышленности и бизнеса (в части корпоративного образования), а также в сфере военного профессионального образования

имеются некоторые варианты решений, которые в случае их творческого переноса могут быть использованы в процессе проектирования искомой системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Принципиально новым моментом является

разработка содержания и технологий

синхронизированной непрерывной подготовки субъектов образовательных систем,

предполагающей дифференцированное

опережение (двойное - профессиональная подготовка педагогов и опережающая подготовка обучающихся), инновационную деятельность (в том числе по развитию образовательной организации) и достижение удовлетворенности субъектов.

Достижение удовлетворенности мы связываем с разработкой технологий включения субъектов образовательных систем в состояние потока, переориентированием образовательных организаций на развитие сотрудников, которое согласно исследованиям М. Чиксентмихайи [10, с. 124] может быть достигнуто следующими способами:

- создание максимально благоприятных объективных условий на рабочих местах;

- придание работе смысла и ценности;

- применение избирательного поощрения сотрудников, получающих удовлетворение от работы, для укрепления морального духа организации в целом.

3. Комплексный анализ общих требований к проектируемой системе, аналогов отдельных частных решений, имеющихся в практике, позволяет сделать заключение о возможности ее разработки, для чего требуется:

- обосновать конфигурацию системы, удовлетворяющую условиям функционирования и общим требованиям;

- выявить (контекстно соответствующие

требуемым) современные концепции, подходы и варианты решений в следующих отраслях теоретического и прикладного знания: методология; футуросинергетика, теория систем и системотехника; инженерия; теория и методика профессионального образования; психология; теория управления;

социоинженерия; осуществить творческий перенос;

- интегрировать авторские инновационные решения и творчески трансформированные (аналогичные, перенесенные, адаптированные) в единую систему.

На этапе моделирования искомой системы реализованы следующие элементы алгоритма разработки.

Составлен базовый терминологический перечень, характеризующий сущность замысла.

Приняты проектно-конструкторские

решения, определяющие особенности конфигурации системы:

- трансформация образовательной

организации профессионального образования в самообучающуюся;

- создание инновационной структуры содержания внутрифирменной подготовки субъектов образовательных систем;

- проектирование инновационного

комплекса дидактических средств,

обеспечивающего функционирование

образовательных систем в нелинейных условиях.

Разработано концептуальное смысловое ядро. Анализ его содержательной части позволяет выявить следующие особенности спроектированной системы:

- многополярность, свидетельствующая о равновесном состоянии;

- устойчивость, определяющаяся наличием пересекающихся гексад;

- гармоничность, достигаемая

рассмотрением «в единой схеме» целей субъектов, образовательной организации и эволюционного развития;

- синергетический эффект, о наличии которого свидетельствует возможность выделения эннеад;

18

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

- перспективность, связываемая с выходом системы в область смыслов, разума, то есть ноосферогенеза.

Обоснованы концептуальные решения в теоретико-методологическом, организационноуправленческом и технологическом планах применительно к многоуровневому

проектированию образовательного процесса: в системно-структурном аспекте; в

коммуникационном аспекте; в субъектном аспекте.

Сформулированы принципы,

характеризующие сущность системы.

Литература:

Эффективность отдельных элементов

разработанной педагогической системы подтверждается результатами вариативного педагогического эксперимента.

Таким образом, в процессе наших исследований обоснованы общие

характеристики и разработана структура многоуровневой педагогической системы образовательного процесса, в рамках стратегии

проектирования

перспективной

опережающего развития.

References:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М.: Academia, 1999. - 956 с.

2. Гершунский Б.С. Философия образования

для XXI века: Учебное пособие для

самообразования. - М.: Педагогическое

сообщество России, 2002. - 512 с.

3. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего

развития России в условиях глобального кризиса: монография. URL: http://www.glazev.ru/

econom_polit/ (дата обращения: 13.07.2015).

4. Дерябин Ю.И., Дерябина В.А. Символ

индивидуальности как форма темпорального самоопределения // Фундаментальные

исследования. - 2013. - № 6. - С. 1277-1281.

5. Левина Е.Ю., Щербаков В.С. Информационное управление в образовательных структурах / Е.Ю.Левина, В.С. Щербаков // Интеграция образования. - 2014. - Т. 18. - № 1(74). -С. 14-18.

6 Лесков Л.В. Неизвестная вселенная. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 232 с.

7. Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. - Научно-учебное пособие. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. - 170 с.

8. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: ЭГВЕС, 2013. - 286 с.

9. Урсул А.Д. Образование в информационноэволюционном ракурсе. URL: http://istina.msu.ru /profile/UrsulAD

10. Чиксентмихайи М. Правильный бизнес. Лидерство, состояние потока и создание смысла. -М.: Карьера Пресс, 2014. - 320 с.

11. Шестак В.П. Инженерный потенциал фундаментальной науки // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С. 13-21.

1. Bell D. Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo. Opyt social'nogo prognozirovanija. - M.: Academia, 1999. - 956 s.

2. Gershunskij B.S. Filosofija obrazovanija dlja XXI veka: Uchebnoe posobie dlja samoobrazovanija. -M.: Pedagogicheskoe soobshhestvo Rossii, 2002. - 512 s.

3. Glaz'ev S.Ju. Strategija operezhajushhego

razvitija Rossii v uslovijah global'nogo krizisa: monografija. URL: http://www.glazev.ru/

econom_polit/ (data obrashhenija: 13.07.2015).

4. Deijabin Ju.I., Derjabina V.A. Simvol individual'nosti kak forma temporal'nogo samoopredelenija // Fundamental'nye issledovanija. -2013. - № 6. - S. 1277-1281.

5. Levina E.Ju., Shherbakov V.S. Informacionnoe upravlenie v obrazovatel'nyh strukturah / E.Ju.Levina, V.S. Shherbakov //Integracija obrazovanija. - 2014. -T. 18. - № 1(74). - S. 14-18.

6. Leskov L.V. Neizvestnaja vselennaja. - M.: Izdatel'stvo LKI, 2008. - 232 s.

7. Leskov L.V. Futurosinergetika: universal'naja teorija sistem. - Nauchno-uchebnoe posobie. - M.: ZAO «Izdatel'stvo «Jekonomika»», 2005. - 170 s.

8. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. - M.: JeGVES, 2013. - 286 s.

9. Ursul A.D. Obrazovanie v informacionno-

jevoljucionnom rakurse. URL: http://istina.msu.ru

/profile/UrsulAD/ (data obrashhenija: 19.07.2015).

10. Chiksentmihaji M. Pravil'nyj biznes. Liderstvo, sostojanie potoka i sozdanie smysla. - M.: Kar'era Press, 2014. - 320 s.

11. Shestak V.P. Inzhenernyj potencial fundamental'noj nauki // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 2. - S. 13-21.

Сведения об авторе:

Чистоусов Владислав Анатольевич (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, докторант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]

Data about the author:

V. Chistousov (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, Ph.D. candidate, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: [email protected]

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.