Научная статья на тему 'Субъектно-ориентированный образовательный процесс: динамика внутреннего развития'

Субъектно-ориентированный образовательный процесс: динамика внутреннего развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / образовательный процесс / субъекты образовательных систем / динамика субъектов / многомерное взаимодействие субъектов / педагогическое проектирование / непрерывное личностное и профессиональное совершенствование / vocational training / educational process / educational system’s subjects / subject’s dynamics / multidimensional subject’s co-operation / pedagogical designing / non-stop personal and professional improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистоусов Владислав Анатольевич

Автором статьи предлагается вариант структурирования и анализа процессов в рамкахпедагогической деятельности, образовательной деятельности, взаимодействий педагогов и обучающихся,обусловливающих изменения субъектов образовательных систем. Учитывая, что субъект-субъектноевзаимодействие является одной из важнейших особенностей постиндустриальной парадигмы образования,предлагается учитывать динамику внутреннего развития при проектировании образовательного процесса.Возможными решениями могут быть: организация прогностических исследований и мониторинга измененийсубъектов; проектирование адаптивных образовательных технологий; организация профессионально-педагогического сопровождения субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS: INNER DEVELOPMENT’S DYNAMICS

Nonlinear dynamics causes the execution of human oriented scientific investigations in different spheres: management, psychology, ergonomics, engineering, pedagogic. Subject-subject interaction in vocational training is one of peculiarities of postindustrial education. The inner development’s dynamics is to be taken into consideration during the educational process’s designing. The author suggests the structure and shot description of processes causing subject’s alteration during educational process (educator’s activity; student’s activity; subject’s co-operation). The author offers some decisions: forecasting and monitoring of subject’s alteration & educational technologies; adoptive educational program’s designing; professional-pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Субъектно-ориентированный образовательный процесс: динамика внутреннего развития»

УДК 378

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ДИНАМИКА ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ

В.А. Чистоусов

Аннотация. Автором статьи предлагается вариант структурирования и анализа процессов в рамках педагогической деятельности, образовательной деятельности, взаимодействий педагогов и обучающихся, обусловливающих изменения субъектов образовательных систем. Учитывая, что субъект-субъектное взаимодействие является одной из важнейших особенностей постиндустриальной парадигмы образования, предлагается учитывать динамику внутреннего развития при проектировании образовательного процесса. Возможными решениями могут быть: организация прогностических исследований и мониторинга изменений субъектов; проектирование адаптивных образовательных технологий; организация профессионально -педагогического сопровождения субъектов.

Ключевые слова: профессиональное образование; образовательный процесс; субъекты образовательных систем; динамика субъектов; многомерное взаимодействие субъектов; педагогическое проектирование; непрерывное личностное и профессиональное совершенствование.

SUBJECT-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS:

INNER DEVELOPMENT’S DYNAMICS

V. Chistousov

Abstract. Nonlinear dynamics causes the execution of human oriented scientific investigations in different spheres: management, psychology, ergonomics, engineering, pedagogic. Subject-subject interaction in vocational training is one of peculiarities of postindustrial education. The inner development’s dynamics is to be taken into consideration during the educational process’s designing. The author suggests the structure and shot description of processes causing subject’s alteration during educational process (educator’s activity; student’s activity; subject’s co-operation). The author offers some decisions: forecasting and monitoring of subject’s alteration & educational technologies; adoptive educational program’s designing; professional-pedagogical support.

Keywords: vocational training; educational process; educational system’s subjects; subject’s dynamics; multidimensional subject’s co-operation; pedagogical designing; non-stop personal and professional improvement.

Нелинейное эволюционное развитие

обусловливает постнеклассическую научную парадигму, обеспечивая тем самым антропоцентрический «разворот» в

теоретическом и прикладном знании. Так, например, в различных работах в области инновационной теории управления успех организаций связывается с: корпоративной

культурой, ориентированной либо на внутренние рабочие процессы (Д. Денисон [4, c. 19]), либо - на клиентов (Г. Бехар [2, c. 17]); человекоориентированным менеджментом (В.В. Шпалинский [13, c. 6]); счастьем сотрудников (М. Воронин [3, c. 6]).

Средством и технологией решения проблемных задач в сложных системах является коллективная мыследеятельность, описываемая в работах Г.П. Щедровицкого (например, [14, c. 122]). Создание современных технических систем ведется на основе принципов человекоориентированного проектирования [6, c. 321].

Представителями гуманистических подходов в психолого-педагогическом знании

разрабатываются следующие проблемы: самоактуализация личности (А. Маслоу [5, c.

216]), эволюция личности (М. Чиксентмихайи [12, c. 218]), личностно-ориентированное образование (В.В. Сериков [10, c. 15]).

Одной из особенностей парадигмы постиндустриального образования является трансформация отношений в системе «педагог -обучающиеся» в формат субъект-субъектных [7, с. 201]. В связи c этим в рамках педагогического проектирования образовательного процесса, создаваемого для нелинейных условий, актуализируется необходимость рассмотрения процессов, обусловливающих изменения субъектов. В контексте данной статьи рассматривается динамика внутреннего развития образовательных систем (то есть без учета взаимосвязей и взаимодействий с внешними системами и процессами). Таким образом, целями настоящей статьи являются:

- выполнение структурирования

внутренних процессов, обусловливающих изменения субъектов образовательных систем;

- краткое описание процессов;

- обоснование вариантов возможных решений по конфигурации образовательных систем в рамках проектирования субъектноориентированного образовательного процесса.

261

Под образовательным процессом, вслед за А.М. Новиковым, будем понимать совокупную деятельность педагогов и обучающихся, включающую педагогическую деятельность, образовательную деятельность, взаимодействие субъектов [7, с. 140].

В.И. Загвязинский и его коллеги субъектом называют носителя активности, человека (или коллектив), способного ставить и осуществлять цели, вести анализ, принимать решения, наделенного определенной свободой, обладающего способностью к развитию и самореализации, преобразующего окружающий мир и себя в этом мире [9, с. 28].

В работе [8, с. 43] под взаимодействием субъектов понимается преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучающихся, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Отметим, что в значительном количестве психолого-педагогических

литературных источников взаимодействие по-прежнему (в соответствии с предыдущей парадигмой образования) трактуется в рамках субъект-объектных отношений педагогов и обучающихся. Это выражается, в частности, в том, что наличие изменений у педагогов (вследствие взаимодействия с обучающимися) не упоминается и, соответственно, не рассматривается.

Субъекты образовательных организаций представлены постоянным и переменным составами. Разноплановое субъект-субъектное взаимодействие может осуществляться в следующих пространствах:

- для научно-педагогических работников -совместная деятельность и общение с коллегами в образовательной организации в целом и в ее структурных подразделениях в частности;

- для обучающихся - совместная

деятельность и общение с обучающимися по осваиваемым направлениям подготовки (образовательным программам); в рамках / вне рамок структурных подразделений

образовательной организации; по курсам обучения и др.;

- для научно-педагогических работников и обучающихся - совместная деятельность и общение в рамках реализуемых направлений подготовки (образовательных программ).

Процессы, происходящие на субъектном уровне в современных образовательных организациях системы профессионального образования, характеризуются

многоаспектностью и противоречивостью. Не ставя задачу классификации (поскольку это не является предметом наших исследований и, в

значительной степени, относится к областям социологии и психологии), приведем наш вариант структурирования процессов, факторов и параметров, обусловливающих динамику изменения субъектов.

I. Процессы и факторы, обусловливающие изменения, общие для всех субъектов образовательных организаций:

1. Непрерывная эволюция личностей:

- возрастное развитие (физиологические процессы; кризисы);

- психологическое развитие

(одновременное наличие всех возможных вариантов цМемов (по Д. Беку, К. Ковану [1, с. 84]) и изменения их сочетаний на личностных уровнях отдельных субъектов и на уровне образовательной организации в целом в процессах разноплановых взаимодействий; кризисы).

2. Цикличность изменения поколений. В соответствии с теорией, разработанной Н. Хоувом и В. Штрауссом, всего существует четыре типа поколений, характеризующихся сменяемостью один раз в 20 - 22 года, сходными ценностными ориентациями и признаками (по-новому проявляющимися в последующих периодах); полный цикл составляет 80-90 лет [11].

3. Динамика удовлетворенности субъектами выполняемой деятельностью (интерес; характер; содержание; результаты, в том числе их соответствие ожиданиям; степень участия; выполняемые роли и др.).

II. Процессы и факторы, обусловливающие изменения научно-педагогических работников:

1. Наличие / отсутствие профессионального совершенствования (повышение квалификации; работа над диссертационными исследованиями; изменение должностного положения; изменение функций и характера деятельности).

2. Процессы профессионального выгорания.

3. Динамика организационной структуры образовательных организаций и, связанная с этим, динамика персонального состава первичных подразделений (кафедр, лабораторий, отделов), трансформация систем личностных и коллективных, личных и подразделенческих взаимосвязей и взаимодействий.

Отметим и наличие динамики постоянного состава традиционных образовательных организаций в соответствии с трендами, наметившимися в последние годы («интеграция и оптимизация образовательных организаций»; «эффективность»; «омоложение»; и др.).

4. Темп изменений в наборе образовательных программ (реализуемых образовательной организацией), структуре и

262

содержании учебных планов, структуре и содержании учебных дисциплин, приводящий к изменению степени «принятия», «глубины» эмпатии педагогами целей и содержания реализуемых образовательных программ.

5. Динамика объема, характера и содержания учебной нагрузки.

III. Процессы и факторы, обусловливающие изменения обучающихся:

1. Личностные предпочтения, связанные с перспективной успешной самореализацией в изменяющемся пространстве будущей профессиональной деятельности:

- различия в уровне и характере исходного базового образования, опыта и направленности (например, в естественнонаучной области; в области техники; в области экономики; в области педагогической деятельности и др.), с учетом дифференциации образовательных технологий и схем формирования мышления;

- различия в содержании, логике и технологиях освоения различных видов профессиональной деятельности, различных образовательных программ.

2. Динамика в i-том потоке переменного состава в процессе освоения образовательных программ:

2.1. Изменения j-того субъекта:

- процесс освоения образовательных программ (совершенствование ценностных ориентаций, мышления, профессиональноважных личностных качеств, знаний, умений, навыков, изменение степени «погружения» в образовательную деятельность, степени «присвоения» корпоративных (вузовских / профессиональных) ценностей);

- изменение характера образовательной деятельности: для студентов - в зависимости от периода обучения в вузе (адаптация; стабилизация; ориентация на выпуск и послевузовскую деятельность); для слушателей - в зависимости от периода освоения образовательной программы (трансформация в позицию обучающегося; взаимодействие; интеграция содержания образовательной программы и практического опыта);

- изменение интенсивности

«включенности» в образовательную

деятельность (периодические сомнения в верности выбора профессии, направления подготовки, образовательной программы и соответствующая «реверсивная» деятельность; необходимость совмещения обучения и работы);

- изменения, обусловленные

индивидуальными особенностями;

2.2. Различия учебных групп, входящих в i-тый поток:

- уникальность «подбора» субъектов в состав учебной группы (совокупность возрастных особенностей, индивидуальных особенностей, уровней базового образования, жизненного и профессионального опыта и др.);

- уникальность процесса становления учебной группы (самостоятельное, или при наличии внешнего воздействия; отсутствие / наличие и уровень межличностных связей; степень сплоченности коллектива);

- уникальность состава педагогов, взаимодействующих с группой;

2.3. Изменения k-той учебной группы:

- динамика содержания осваиваемых образовательных программ;

- уникальность состава педагогов (и

соответствующего «набора» примененных образовательных технологий),

обусловливающего процессы развития группы (в социальном, коммуникативном,

образовательном и других аспектах);

2.4. Изменения i-того потока:

- уникальность «набора» событий, составляющих для субъектов время освоения образовательных программ и степень «погружения» в них;

- уникальность состава педагогов, взаимодействующих с потоком;

3. Динамика переменного состава образовательной организации:

- «длинные волны», изменяющиеся в

большом временном периоде (в среднем 20-23 года), образуемые особенностями поколений [11] (отметим, кстати, что процесс вытеснения обучающихся - представителей поколения Y обучающимися - представителями поколения Z в ближайшие годы «достигнет» системы профессионального образования; в связи с этим возникает вопрос: готова ли система к

кардинальному изменению образовательных технологий);

- «короткие волны» с периодом 1 -2 года, связанные с особенностями (природными, социальными, экономическими, политическими, информационными, технико-технологическими и др.) истории развития и становления людей, родившихся в конкретный календарный год.

Обобщим и систематизируем

вышеизложенное. Динамика внутреннего развития, обусловливающая изменения субъектов образовательных систем,

характеризуется непрерывностью и

нелинейностью, параллельностью

осуществления процессов во времени. В целях обеспечения эффективности образовательного процесса целесообразно проектировать

263

следующие направления деятельности

образовательных организаций:

- прогностический мониторинг изменений субъектов;

- мониторинг эффективности реализуемых образовательных технологий;

- создание «банка» образовательных технологий и соответствующего им методического обеспечения;

- разработку адаптивных образовательных

программ, предполагающих возможность

Литература:

1. Бек Д., Кован К. Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями. Пер. с англ. - СПб.: Бест Бизнес Букс. - 2010. - 424 с.

2. Бехар Г. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер. - 2015. - 186 с.

3. Воронин М. Winning the Hearts: Достучаться до сердец сотрудников. - М.: Интеллектуальная Литература. - 2015. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн И., Лиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. -СПб.: Питер. - 2013. - 192 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер с англ. - СПб.: Питер. - 2014. - 400 с.

6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 356 с.

7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: ЭГВЕС, 2013. - 286 с.

8. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф. - 2006. - 368 с.

9. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия». - 2008. - 352 с.

10. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. - М.: Логос. - 2013. - 448 с.

11. Теория поколений. URL: https://ru.m.

wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.07.2015).

12. Чиксентмихайи М. Эволюция личности. Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2013. - 420 с.

13. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.: УРАО, 2000. - 184 с.

14. Щедровицкий Г.П. Организационно-

деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.:

Шк.Культ.Полит. - 1995. - С. 115-142.

«настройки» их целей, содержания, технологий на соответствие особенностям конкретных субъектов образовательных систем (в том числе и педагогических коллективов; групп, потоков обучающихся);

- организацию профессионально-

педагогического сопровождения субъектов образовательных систем и реализуемых образовательных программ.

References:

1. Bek D., Kovan K. Spiral'naja dinamika: upravljaja cennostjami, liderstvom i izmenenijami. Per. s angl. - SPb.: Best Biznes Buks. - 2010. - 424 s.

2. Behar G. Delo ne v kofe. Korporativnaja kul'tura Starbucks. Per. s angl. - M.: Al'pina Pablisher. - 2015. -186 s.

3. Voronin M. Winning the Hearts: Dostuchat'sja do serdec sotrudnikov. - M.: Intellektual'naja Literatura. -2015. - 192 s.

4. Denison D., Hojshberg R., Ljejn I., Lif K. Izmenenie korporativnoj kul'tury v organizacijah. - SPb.: Piter. - 2013. - 192 s.

5. Maslou A. Motivacija i lichnost'. Per s angl. -SPb.: Piter. - 2014. - 400 s.

6. Munipov V.M., Zinchenko V.P. Jergonomika: chelovekoorientirovannoe proektirovanie tehniki, programmnyh sredstv i sredy: Uchebnik. - M.: Logos, 2001. - 356 s.

7. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. - M.: JeGVES, 2013. - 286 s.

8. Obshhaja i professionaTnaja pedagogika: Uchebnoe posobie. - M.: Ventana-Graf. - 2006. - 368 s.

9. Pedagogicheskij slovar'. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija». - 2008. - 352 s.

10. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe. - M.: Logos. - 2013. - 448 s.

11. Teorija pokolenij. URL: https://ru.m.

wikipedia.org/wiki/ (data obrashhenija: 15.07.2015).

12. Chiksentmihaji M. Jevoljucija lichnosti. Per. s angl. - M.: Al'pina non-fikshn, 2013. - 420 s.

13. Shpalinskij V.V. Psihologija menedzhmenta: Uchebnoe posobie. - M.: URAO, 2000. - 184 s.

14. Shhedrovickij G.P. Organizacionno-dejatel'nostnaja igra kak novaja forma organizacii i metod razvitija kollektivnoj mysledejatel'nosti // Shhedrovickij G.P. Izbrannye trudy. - M.: Shk.Kul't.Polit. - 1995. - S. 115-142.

Сведения об авторе:

Чистоусов Владислав Анатольевич (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, докторант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: [email protected]

Data about the author:

V. Chistousov (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, doctoral candidate, Kazan Volga region Federal University, e-mail: [email protected]

264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.