Научная статья на тему 'Проектирование в профессиональном образовании: трансформация ведущих концептов'

Проектирование в профессиональном образовании: трансформация ведущих концептов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / НЕЛИНЕЙНО-ДЕТЕРМИНИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / NON-LINEAR DEVELOPMENT / FORESTALLING EDUCATION / SYSTEMS ENGINEERING / NON-LINEAR DESIGNING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистоусов Владислав Анатольевич, Казанцева Людмила Александровна

Анализируется проблема проектирования образовательного процесса в инновационном вузе. Предлагается новый педагогический феномен нелинейно-детерминированное проектирование. Описываются аспекты и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing in vocational training: key concept's transformation

The authors actualize the problem of educational process's designing in innovative university. The newest pedagogic phenomenon non-linear designing is suggested. Some aspects and peculiarities of non-linear designing are described.

Текст научной работы на тему «Проектирование в профессиональном образовании: трансформация ведущих концептов»

УДК 378 ББК 74

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЕДУЩИХ КОНЦЕПТОВ

ВЛАДИСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ ЧИСТОУСОВ,

кандидат педагогических наук, докторант, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: vchistous@mail.ru; ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА КАЗАНЦЕВА, профессор кафедры педагогики, Университет управления «ТИСБИ», г. Казань, доктор педагогических наук

E-mail: menedgment-kfu@mail.ru Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется проблема проектирования образовательного процесса в инновационном вузе. Предлагается новый педагогический феномен — нелинейно-детерминированное проектирование. Описываются аспекты и особенности.

Ключевые слова: нелинейное развитие; опережающее образование; системная инженерия; нелинейно-детерминированное проектирование; образовательный процесс.

Abstract. The authors actualize the problem of educational process's designing in innovative university. The newest pedagogic phenomenon — non-linear designing — is suggested. Some aspects and peculiarities of non-linear designing are described.

Keywords: non-linear development; forestalling education; systems engineering; non-linear designing; educational process.

Актуальность постановки проблемы проектирования инновационного образовательного процесса в профессиональном образовании определяется следующими обстоятельствами. Первое обстоятельство связано с непрерывными изменениями факторов, детерминирующих цели, содержание, технологии образовательного процесса. Так, анализ философской и профессионально-педагогической литературы показывает, что динамика развития цивилизации, культуры, областей знания, науки, техники, технологий, профессиональной деятельности и ее вариативных областей (в том числе, и области профессионального образования), рынка труда, социума, субъектов подчиняется различным нелинейным закономерностям [1; 3; 5; 6]. Второе обстоятельство, взаимосвязанное с первым, состоит в том, что время полного жизненного цикла систем (изделий; программ) уменьшается относительно времени полного жизненного цикла подготовки кадров в системе профессионального образования, что обусловливает необходимость разработки моделей опережающей подготовки и инновационных образовательных программ. Заметим, что

скорости этого процесса отличаются в различных областях знания и деятельности, причем наибольшие скорости достигаются в высокотехнологичных областях. Третье обстоятельство принадлежит к сфере проектировочной деятельности. В техническом знании (которое ранее, собственно, и послужило основным источником формирования концептуальных основ педагогического проектирования) изменился характер проектируемых систем. В настоящее время — это комплексные инженерные системы, представляющие собой интеграцию различных физических эффектов, достигающуюся оптимальным сочетанием разнородных компонентов. Для их разработки потребовалась командная деятельность различных специалистов, объединенная единой методологией. Отсюда, вследствие трансформации объектов проектирования (от систем к комплексным инженерно насыщенным системам) произошла трансформация проектировочных концептов (от инженерии к системной инженерии) [2].

Градиентом трансформации профессионального образования в условиях нелинейности является

ориентир на модели опережения. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, в области педагогики, теории и методики профессионального образования возникает ряд проблемных вопросов: Возможно ли решение современных проектировочных задач на основе концептов, имеющихся в области профессионального образования? Соответствуют ли представления о феномене «педагогическое проектирование», накопленные к настоящему времени в профессионально-педагогическом знании, системно инженерному знанию, как методологической основе проектирования современных систем? Как проектировать опережающее образование в условиях нелинейной динамики среды? Анализ авторских концептуальных моделей (В.С. Безрукова; В.П. Беспалько; Ю.Г. Татур; А.А. Кирсанов; Л.И. Гурье; А.М. Новиков; Н.О. Яковлева; В.В. Афанасьев; В.Э. Штейн-берг) показал, что феномен «педагогическое проектирование»: а) является компонентом деятельности педагогов (то есть включает лишь одну их трех категорий субъектов образовательного процесса); б) гомогенен (традиционно проектируются образовательные программы, причем в обучающем аспекте; воспитательный и развивающий аспекты либо проектируются отдельно, вне связи с обучающим, либо остаются на периферии процесса); в) выполняется на отдельных участках жизненного цикла (за исключением модели [4]) и реализуется, как правило, линейно, с минимумом итераций. Следует отметить, что сопоставление перечисленных выше авторских моделей с системно инженерными подходами выявило и наличие отдельных соответствий, однако, к сожалению, ни одна рассмотренная модель не может быть охарактеризована их комплексом.

Обобщение и систематизация ключевых позиций, характеризующих динамику современного мира, профессионального образования, проектировочной деятельности в процессе перехода к условиям нелинейности позволили обосновать необходимость трансформации теоретических основ проектирования в профессиональном образовании. Фактически, и условия среды, в рамках которых реализуются программы профессионального образования и те, на подготовку к деятельности выпускников в которых они ориентированы, кардинально изменились. Это, в свою очередь, обусловило необходимость поиска инновационных решений и, соот-

ветственно, совершенствования: а) объектов проектирования (комплекс «образовательная организация высшего образования — образовательный процесс — среда» вместо разработки какой-либо одной из этих составляющих); б) характера проектирования (необходимость целостной разработки комплексных гетерогенных образовательных систем взамен конструирования их отдельных элементов); в) требуемых результатов проектирования (их многомерного, многоаспектного представления в отличии от одномерного, одноаспектного). По аналогии с технико-технологическим знанием, в котором изменение объекта проектирования с систем на комплексные инженерно-насыщенные системы привело в методологическом плане к трансформации инженерии в системную инженерию (системотехнику, социотехнику), постановка задач проектирования образовательных систем, характеризующихся в настоящее время комплексностью, сложностью, гетерогенностью, в педагогике, теории и методике профессионального образования объективно определяет необходимость соответствующей трансформации ведущих концептов проектирования. Следуя установленной аналогии, в условиях нелинейного развития феномен «педагогическое проектирование» должен концептуально трансформироваться. Новейшему феномену было присвоено наименование «нелинейно-детерминированное проектирование». Нелинейно-детерминированное проектирование есть системообразующий компонент деятельности субъектов и средство обеспечения успешности образовательных систем в условиях нелинейной динамики среды. Наименование предложенного феномена отражает синергетическую парадигму (ядро современной картины мира), характер субъектов, среды, целей, содержания, процесса, результатов проектировочной деятельности в сфере профессионального образования. Слово «успешность» используется нами в системно инженерной трактовке: проектирование реализуется на полном жизненном цикле; продукты проектирования характеризуются непременным наличием инновационных компонентов и потенциальными возможностями перспективной модернизации; обеспечивается удовлетворенность пользователей (потребителей). В отличие от педагогического проектирования, нелинейно-детерминированное проектирование предполагает уча-

№ 3 / 2017

Вестник экономической безопасности

179

стие всех субъектов образовательных систем (педагоги; обучающиеся; внешние субъекты) в разработке инновационного образовательного процесса.

В рамках выполняемого исследования нелинейно-детерминированное проектирование было представлено в виде системно инженерной схемы, что позволило конфигурировать и интегрировать разнородные представления о проектировочной деятельности в сфере образования в нелинейных условиях среды. Основаниями визуализации явились систем-но-деятельностная методология и системотехнические правила изображения объектов [7, с. 437— 448]. Композиционно схема представлена тремя основными областями: 1) область знания; 2) область мыследеятельности; 3) область нелинейно-детерминированного проектирования. Область мыследе-ятельности, следуя терминам организационно-де-ятельностной методологии, является кентавр-объектом (в нашем исследовании — деятельность по проектированию проектирования). Этот совокупный объект состоит из искусственной системы (задача — искусственно-техническая организация и преобразование естественной системы: проектирование образовательного процесса) и естественной системы (образовательный процесс как совокупная деятельность субъектов образовательных систем, системообразующим компонентом которой в нелинейных условиях среды является проектирование). Поэтому схемно область мыследеятельности представляется в виде матрешки (искусственная система охватывает естественную систему). Содержательное наполнение областей многомерно и представляет собой ряд сегментов и проектировочных параметров. В рамках каждого выделенного сегмента рассматривается пять параметров, однако, в общем случае, принимая во внимание нелинейность, открытость, как проектируемых систем, так и процесса проектировочной деятельности, процесс их эволюционного усложнения, в перспективе число проектировочных параметров будет только возрастать. Учитывая, что проектирование является системообразующим компонентом деятельности субъектов образовательных систем (как на этапе проектирования образовательного процесса, так и на этапах его реализации и рефлексии), методологический и проектировочный сегменты (с идентичным содержательным наполнением) включены

в структуру искусственной и естественной систем. В искусственную систему дополнительно включен и организационно-технический сегмент, обеспечивающий аккумулирование проектировочных знаний, единую технологическую основу проектировочной деятельности субъектов образовательных систем. Состав остальных сегментов соответствует аспектам нелинейно-детерминированного проектирования: организационно-проектировочному, субъектно-проектировочному, коммуникационно-проектировочному, знаниево-проектировочному, программно-проектировочному. Системно инженерное (системотехническое) представление нелинейно-детерминированного проектирования служит основой для решения многомерных проектировочных задач, возникающих в профессиональном образовании в нелинейных условиях.

Таким образом, трансформация проектировочных концептов в профессиональном образовании, состоящая в переходе от педагогического проектирования к нелинейно-детерминированному проектированию, основанному на системно инженерных (системотехнических) подходах, обеспечивает нахождение баланса инновационных решений в динамичном многомерном проектировочном пространстве субъектами образовательных систем.

Литература

1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. 272 с.

2. Косяков А., Свит У. и др. Системная инженерия. Принципы и практика. Пер с англ. под ред. В.К. Батоврина. М.: ДМК Пресс, 2014. 624 с.

3. Лесков Л.В. Неизвестная вселенная. М.: Издательство ЛКИ. 2008. 232 с.

4. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Эгвес. 2013. 286 с.

5. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход: Учебное пособие. М.: ЛИБРОКОМ. 2013. 344 с.

6. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 744 с.

7. Щедровицкий Г.П. «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах / Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Шк.Культ. Полит., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.