Научная статья на тему 'Проектирование образовательного пространства военного вуза посредством составляющих педагогического мониторинга'

Проектирование образовательного пространства военного вуза посредством составляющих педагогического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Ольга Владимировна

Рассматриваются вопросы проектирования образовательного пространства военного вуза. Раскрываются системообразующие характеристики педагогического мониторинга, а также эффективные условия его внедрения в деятельность военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации. В ходе обобщения эмпирического материала предлагается концепция по организации педагогического мониторинга, его модель.The article touches upon the questions of the development of an educational space in the military institute of higher education. Backbone characteristics of pedagogical monitoring and effective conditions of its implementing into a work of educational organization of the Ministry of Defence of the Russian Federation are discovered. In the course of systematization of empirical material it is proposed concept of pedagogical monitoring implementing and its model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного пространства военного вуза посредством составляющих педагогического мониторинга»

УДК 378.147

О.В. Евдокимова,

Филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Пенза)

Проектирование образовательного пространства военного вуза посредством составляющих педагогического мониторинга

Определяющими компонентами проектирования пространства военной образовательной организации выступают социальный заказ Министерства обороны Российской Федерации, квалификационные требования и федеральный образовательный стандарт нового поколения. Образовательный стандарт высшего образования по военным специальностям предполагает, что выпускник военного вуза способен и готов действовать в быстро меняющейся обстановке, современной высокотехнологической среде [5, с. 8]. Это очень сложная и актуальная задача. Только современная технологическая и информационно-дидактическая база учебно-воспитательного процесса, интерактивные педагогические технологии, а также эффективно организованный мониторинг позволят решить ее максимально системно и грамотно.

Для объективной оценки качества образовательного процесса нужен механизм, обеспечивающий получение измеряемых показателей в динамике и на постоянной основе. Решением поставленной задачи является внедрение педагогического мониторинга в военную образовательную организацию Министерства обороны Российской Федерации.

Одним из необходимых условий обеспечения качества образовательного процесса является построение системы менеджмен-

Филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Пенза)

та качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования даны в ГОСТ Р 52614.2-2006. Мониторинг в этом стандарте представлен как ведущая составляющая образовательного процесса, направленная на качественное измерение, анализ и улучшение педагогической системы.

В последнее десятилетие рамки применения мониторинга как инструмента оценки и контроля активно расширяются. Мониторинг выступает важным средством, позволяющим в значительной мере решать задачи информационного обеспечения образовательного процесса, существенные про-

блемы квалиметрии, значительно содействовать сохранению единого пространства. В педагогике появление мониторинга вплотную связано с инновационными процессами, влекущими за собой разработку научно обоснованных методик отслеживания результатов обучения, создание единых средств контроля.

Анализ литературных источников позволил нам выделить признаки различных определений понятия «мониторинг». К ним относятся динамика, наблюдение, система, обратная связь, служба и др. Во всех случаях педагогический мониторинг - это система, направленная на изучение, систематизацию объектов образовательной деятельности. По нашему

© Евдокимова О.В., 2016

Таблица

Модель организации педагогического мониторинга образовательного процесса в военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации

Цель: обеспечение объективного оценивания, анализа и совершенствования образовательного процесса в военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации

Принципы педагогического мониторинга

- принцип целостности;

- принцип научности;

- принцип непрерывности;

- принцип преемственности;

- принцип диагностико-прогностической направленности;

- принцип терминальности;

- принцип гласности

Содержание подготовительной работы с педагогами и высшим офицерским составом, участвующими в мониторинге

- ознакомление с теоретическими основами образовательной квалиметрии;

- совершенствование практических умений работы с диагностическими материалами;

- формирование навыков обработки и интерпретации педагогической информации, получаемой в ходе мониторинга;

- формирование навыков построения корректирующей программы совершенствования образовательного процесса в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации Формы работы: лекции, семинары, индивидуальная и групповая работа, самоподготовка, лабораторная работа, тренинг и др. Этапы педагогического мониторинга образовательного процесса в военной образовательной организации Министерства

обороны Российской Федерации

1. Предварительный этап (изучение документации (программы, тематические планы, нормативные документы по организации различных сторон деятельности курсантов и слушателей), определение уровня готовности педагогических работников и высшего офицерского состава к проведению мониторинга в общеобразовательном учреждении);

2. Диагностический этап (осуществление квалиметрических процедур; создание банка данных с педагогической информацией; выводы по результатам диагностирования; обсуждение результатов исследования);

3. Корректирующий этап (разработка программы корректировки образовательного процесса, подготовка рекомендаций по методическому обеспечению корректирующей программы мониторинга; внедрение программы «Совершенствование образовательного процесса»);

4. Контрольно-прогностический этап (повторные квалиметрические процедуры; анализ и интерпретация результатов исследования; прогнозирование, обобщение опыта работы)

Условия эффективного применения педагогического мониторинга образовательного процесса

- готовность и подготовленность педагогических работников и высшего офицерского состава к проведению педагогического мониторинга;

- сформированность положительного отношения обучающихся к участию в мониторинге;

- методическое обеспечение реализации модели педагогического мониторинга образовательного процесса;

- неразрывное единство диагностического, корректирующего и контрольно-прогностического этапов педагогического мониторинга образовательного процесса;

- своевременная информированность участников педагогического мониторинга о его результатах;

- применение автоматизированных компьютерных программ в ходе проведения педагогического мониторинга

Результативность внедрения модели педагогического мониторинга -возросшие показатели образовательного процесса:

- устойчивая мотивация курсантов к обучению;

- повышение уровня предметной подготовки курсантов по учебным дисциплинам (культурология, психология, история, основы экономики, политология);

- заинтересованность курсантов в результатах образовательного процесса;

- повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогов к самостоятельной мониторинговой деятельности в ходе образовательного процесса;

- высокие показатели деятельности методического кабинета вуза;

- увеличение количества издательских материалов редакционно-издательской деятельности вуза;

- качественная и своевременная разработка учебно-методических комплексов учебных дисциплин;

- возросшие показатели научно-методической работы вуза

мнению, педагогический мониторинг - это система, обеспечивающая сбор педагогической информации, учет, анализ и прогнозирование протекания учебного процесса [2, с. 33].

Накопление, систематизация и анализ информации, полу-

чаемой в ходе педагогического мониторинга, - это трудоемкий процесс, требующий правильной и независимой организации труда. А.К. Аристов в исследовании «Педагогический мониторинг образования» пишет, что «работа с информацией о состо-

янии педагогической системы -самая сложная часть мониторинга, требующая затрат со стороны инспекторов и всех работников образовательного учреждения. Функционирование его должно стать объектом пристального наблюдения» [1, с. 29]. Поэтому при

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ЕВДОКИМОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хру-лёва (г Пенза). Сфера научных интересов: компетентностный подход в профессиональной подготовке военного специалиста, мониторинг качества профессионального образования. Автор 42 публикаций

Рассматриваются вопросы проектирования образовательного пространства военного вуза. Раскрываются системообразующие характеристики педагогического мониторинга, а также эффективные условия его внедрения в деятельность военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации. В ходе обобщения эмпирического материала предлагается концепция по организации педагогического мониторинга, его модель.

Ключевые слова: проектирование, образовательное пространство, военное образование, педагогический мониторинг.

The article touches upon the questions of the development of an educational space in the military institute of higher education. Backbone characteristics of pedagogical monitoring and effective conditions of its implementing into a work of educational organization of the Ministry of Defence of the Russian Federation are discovered. In the course of systematization of empirical material it is proposed concept of pedagogical monitoring implementing and its model.

Key words: development, educational space, military education, pedagogical monitoring.

организации мониторинга важно соблюдать информационную безопасность и создать строгую систему учета.

Результаты проведенного исследования по внедрению педагогического мониторинга в филиале Военной академии материально-технического обеспечения (г. Пенза) позволили разработать эффективную модель ее внедрения (табл.).

Обоснуем систему педагогических условий, обеспечивающих организационно-технологическую составляющую и эффективно организованную модель внедрения педагогического мониторинга образовательного процесса в военном вузе [3; 4, с. 92]:

- готовность и подготовленность педагогических работников и офицерского состава к прове-

дению педагогического мониторинга;

- сформированность положительного отношения обучающихся к участию в мониторинге;

- методическое обеспечение внедрения эффективной модели педагогического мониторинга образовательного процесса;

- неразрывное единство диагностического, корректирующего и контрольно-прогностического этапов педагогического мониторинга образовательного процесса;

- своевременная информированность участников педагогического мониторинга о его результатах;

- применение автоматизированных компьютерных программ в ходе проведения педагогического мониторинга.

Мы полагаем, что при использовании педагогического мониторинга можно определить качественное состояние образовательного процесса в организации, создать банк педагогической информации, наметить пути развивающей программы по повышению эффективности различных сторон работы военного вуза [2, с. 62].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристов А.К. Педагогический мониторинг образования // Диагностика и развитие: сб. науч.-метод. материалов. Новосибирск, 2004. С. 28-33.

2. Евдокимова О.В. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор совершенствования общеобразовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2009. 179 с.

3. Евдокимова О.В. Педагогический мониторинг образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view7idH6757

(дата обращения: 27.04.2016).

4. Евдокимова О.В. Оценка и контроль образовательного процесса в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: период. науч. изд. Изд-во Пенз. гос. технол. ун-та. 2014. № 04 (20). С. 91- 93.

5. Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации: монография / О. В. Евдокимова, О.Н. Пономарева, И. И. Грачев; под общ. ред. О.Н. Пономаревой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. 320 с.

LITERATURA_

1. Arístov A.K. Pedagogicheskij monitoring obrazovanija // Diagnostika i razvitie: sb. nauch.-metod. materialov. Novosibirsk, 2004. S. 28-33.

2. Evdokimova O.V. Pedagogicheskij monitoring obrazovatel'nogo processa kak faktor sovershenstvovanija obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija: dis. ... kand. ped. nauk. Penza, 2009. 179 s.

3. Evdokimova O.V. Pedagogicheskij monitoring obrazovatel'nogo processa v voennyh obrazovatel'nyh uchrezhdenijah vysshego professional'nogo obrazovanija Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 6. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=16757 (data

obrashhenija: 27.04.2016).

4. Evdokimova O.V. Ocenka i kontrol' obrazovatel'nogo processa v voennom obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovanija // XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastojashego plyus: period. nauch. izd. Izd-vo Penz. gos. tehnol. un-ta, 2014. № 04 (20). S. 91- 93.

5. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij v voennyh obrazovatel'nyh organizacijah vysshego obrazovanija Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii: monografija / O. V. Evdokimova, O.N. Ponomaryova, I. I. Grachyov; pod obshh. red. O.N. Ponomaryovoj. Penza: Izd-vo PGU, 2015. 320 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.