педагогические науки
4. Коломийченко Л.В. современные подходы к преодолению кризиса в образовании // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 5. с. 101-103.
5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. M.: Академия, 2005.
6. об образовании в российской Федерации: федер. закон рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. думой Федер. собр. рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. советом Федерации Федер. собр. рос. Федерации 26 дек. 2012 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 17.05.2019).
7. Одинцова M.A., Захарова Н.Л. Психология стресса: учебник и практикум для академического бакалавриата. M., 2017.
8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. M.: Академия, 1999.
9. Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю., Корнеев Д.Н., Лоскутов А.А. Технология модульного обучения как инструмент созидания индивидуальной образовательной траектории обучающегося // Вестн. Че-ляб. гос. пед. ун-та. 2016. № 7. с. 49-55.
10. Якиманская И.с. Основы личностно-ори-
ентированного образования. M., 2014.
* * *
1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii. M.: Pedagogika, 1989.
2. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Pedagogika. 1997. № 4. S. 11-17.
3. Zagvyazinskij V.I., Zakirova A.F., Ataha-nov R. [i dr.]. Kachestvennye i kolichestvennye meto-dy psihologicheskih i pedagogicheskih issledovanij / pod red. V.I. Zagvyazinskogo. M., 2013.
4. Kolomijchenko L.V. Sovremennye podhody k preodoleniyu krizisa v obrazovanii // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2017. № 5. S. 101-103.
5. Kraevskij V.V. Obshchie osnovy pedagogiki. M.: Akademiya, 2005.
6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 17.05.2019).
7. Odincova M.A., Zaharova N.L. Psihologiya stressa: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. M., 2017.
8. Talyzina N.F. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: Akademiya, 1999.
9. Uvarina N.V., Korneeva N.Yu., Korneev D.N., Loskutov A.A. Tekhnologiya modul'nogo obuche-niya kak instrument sozidaniya individual'noj obrazo-
vatel'noj traektorii obuchayushchegosya // Vestn. Chelyab. gos. ped. un-ta. 2016. № 7. S. 49-55.
10. Yakimanskaya I.S. Osnovy lichnostno-orien-tirovannogo obrazovaniya. M., 2014.
Theoretical aspects of the organization of pedagogical support in the formation of coping behaviour of future officers
The article supports the idea that developing and implementing of pedagogical support in forming coping behaviour in the cadet training system will help military personnel learn to withstand the stressors of military professional activity and will contribute to effective training at a military university.
Key words: stress, pedagogical support, coping behavior, cadet, military professional activity, military university.
(Статья поступила в редакцию 05.07.2019)
А.С. САПожНИКов, г.Е. АСАКАЕВ, А.П. ШАрухИН (Санкт-Петербург)
организация мониторинга качества обучения курсантов в предметной области педагогики: уРОвнЕвый подход
Рассматривается мониторинг качества обучения курсантов военно-образовательных организаций высшего образования в предметной области педагогики в контексте системного и уровневого подходов как фактор повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки будущих офицеров.
Ключевые слова: мониторинг качества обучения, система мониторинга, уровни мониторинга качества обучения, алгоритм действий преподавателя, алгоритм действий курсанта.
Создание нового для России вида войск национальной гвардии (ВНГ), естественно, требует разработки и коррекции всех элементов подготовки кадров для этого вида войск.
© сапожников А.с., Асакаев Г.Е., Шарухин А.П., 2019
известия вгпу
Не менее важно найти оптимальные формы оценки достижений на различных этапах обучения (и особенно будущих офицеров) как той основы, которая обеспечит боеспособность ВНГ в будущем. Одним из главных требований здесь является качество подготовки курсантов военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации (ВООВО внГ рФ) и его мониторинг.
на основе анализа научно-педагогической литературы (150 источников), а также практики (200 опросных листов) дисциплину «Педагогика» можно считать одной из ведущих в работе будущего офицера воспитателя, требующей мониторинга на различных этапах обучения курсантов ВООВО ВНГ РФ. Исходя из этого, обращение к проблеме организации мониторинга качества обучения курсантов в предметной области педагогики можно считать актуальным.
В работах исследователей мониторинг рассматривается как процесс [5; 11], как система [6; 12; 14], как деятельность [3; 9]. Тем не менее анализ научных работ и публикаций, по-священых проблеме исследования, свидетельствует о том, что в них недостаточно представлена целостная система мониторинга качества обучения в предметной области педагогики, не рассматривались критерии качества компонентов системы обучения в предметной области педагогики, не проводились исследования на примере будущих офицеров войск национальной гвардии. В связи с этим проблема организации мониторинга качества обучения курсантов ВООВО ВНГ РФ является актуальной как с научной, так и с прикладной точки зрения.
Особенность мониторинга качества обучения курсантов ВООВО ВНГ РФ заключается в сложности системы мониторинга, направленности, систематичности и непрерывности в процессе изучения дисциплины «Педагогика». Цель мониторинга качества обучения курсантов ВООВО ВНГ РФ - определение уровня качества подготовки.
Анализируя образовательную деятельность образовательных учреждений войск национальной гвардии, педагогическую деятельность преподавателей, ведущих занятия в предметной области педагогики и осуществляющих мониторинг качества обучения, можно сделать вывод о том, что мониторинг качества обучения в предметной области педагогики представляют собой систему сбора, обра-
ботки и хранения полной, достоверной информации об организации и реализации учебного процесса, его результатах, а также о факторах, которые влияют на качество подготовки [6].
Система мониторинга качества обучения курсантов ВООВО ВНГ РФ включает четыре взаимосвязанных блока [10]:
1) компоненты системы обучения в предметной области педагогики (целевой, содержательный, организационный, технологический, учебно-методический, субъектно-лич-ностный, результирующий);
2) критерии качества компонентов системы обучения;
3) компоненты системы мониторинга качества обучения в предметной области педагогики (целевой, субъектный, организаци-онно-деятельностный, организационно-методический, технологический, критериально-оценочный);
4) критерии эффективности системы мониторинга качества обучения.
Мониторинг имеет уровневую структуру.
Первый уровень мониторинга и оценки качества обучения в предметной области педагогики - это государственный уровень. Он включает деятельность государственных органов, центрального аппарата войск национальной гвардии Российской Федерации, которые осуществляют мониторинг и оценку качества обучения в предметной области педагогики, разрабатывая федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, требования к подготовке кадров, а также специальные требования к подготовке специалистов по направлениям деятельности.
В т о р о й у р о в е н ь - это уровень образовательного учреждения. На этом уровне организуются мониторинг и оценка качества учебного процесса в предметной области педагогики в рамках разработанной на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных требований [7], предъявляемых к обучающимся, основной профессиональной образовательной программы.
Для этого осуществляются мониторинг и оценка:
1) деятельности кадров управленческого аппарата курсантских подразделений и преподавательского состава;
2) создаваемой учебно-материальной базы и учебно-методических материалов в предметной области педагогики;
3) планирования образовательной деятельности в предметной области педагогики, производство расчетов и его корректировка с учетом возникающих требований;
4) всех форм занятий в предметной области педагогики - лекций, семинарских и практических занятий.
Третий уровень - это уровень преподавателя. Именно на этом уровне проявляется взаимодействие преподавателя и курсанта в процессе обучения в предметной области педагогики [1].
Этот уровень охватывает вопросы мониторинга управленческой деятельности и стиля поведения преподавателя, отражает его конкретные действия по обеспечению эффективности проведения занятий. Преподаватель, осуществляя свою деятельность и организуя деятельность курсанта, должен придерживаться следующего алгоритма действий.
1. Уяснить:
- место своей дисциплины в основной профессиональной образовательной программе;
- требования, предъявляемые к подготовке специалистов;
- конкретную цель дисциплины и вытекающие из нее задачи, порядок тем, количество часов, технологию и методику оценки курсантов.
2. Оценить педагогическую ситуацию:
- образовательный уровень обучающихся, отношение к учебе, стремление стать профессионалом;
- уровень своего педагогического мастерства;
- условия проведения занятия, материально-техническое обеспечение, состояние аудитории, исправность технических средств, используемых для проведения занятия, наличие необходимой литературы, утвержденной для преподавания дисциплины и т. д.
3. Принять решение при подготовке к занятию:
- какие ставить цели и задачи;
- какие методы, технологии применять на занятии, какими принципами руководствоваться;
- каким требованиям должно соответствовать содержание занятия и как его лучше скомпоновать.
4. При проведении занятий следовать нижеприведенным рекомендациям.
4.1. На лекции:
- мотивировать, поддерживать интерес обучающихся;
'кие науки -
- добиваться понимания обучающимися учебных задач, которые решаются на лекции;
- поддерживать контакт с аудиторией;
- обеспечивать интерактивность и проб-лемность лекции;
- стимулировать активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления;
- соблюдать педагогический такт.
4.2. На семинаре:
- организовывать проверку знаний, полученных на прошлых занятиях, и усвоение содержания лекции на самостоятельной подготовке;
- добиваться углубленного изучения материала, полученного на лекции;
- обеспечивать обсуждение и выработку единого понимания изучаемых вопросов;
- прививать обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа информации;
- способствовать формированию и развитию у обучающихся научного мышления;
- прививать умения активного участия в творческой дискуссии;
- учить делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение [2].
4.3. На практическом занятии:
- добиваться выработки практических умений и приобретения навыков в решении
задач;
- учить проектированию профессиональных действий.
4.4. При управлении написанием курсовой работы:
- учить применению полученных знаний для решения задачи курсовой работы;
- организовывать и корректировать проведение научных исследований и обоснование принимаемых решений;
- формировать умение обосновывать научные выводы, вести дискуссию.
5. Контролировать и оценивать деятельность обучающегося как на каждом занятии, так и в процессе выполнения семестровых контрольных работ, защиты курсовой работы и при ответе на зачете [8].
указанный алгоритм действий преподавателя представлен с точки зрения управленческого подхода впервые и позволяет преподавателю качественно и эффективно организовывать образовательную деятельность в предметной области педагогики.
Четвертый уровень - это уровень курсанта. На этом уровне реализуя и органи-
известия вгпу
зуя свою учебную деятельность, курсант взаимодействует с преподавателем [4].
В процессе обучения и взаимодействия с преподавателем курсант должен придерживаться следующего алгоритма действий.
1. Уяснить:
- цели и задачи дисциплины, а также ее важность в будущей профессиональной деятельности;
- требования, предъявляемые к курсанту в процессе обучения по дисциплине;
- цель конкретной темы занятия, порядок ее отработки, на что следует обратить особое внимание.
2. Оценить учебную ситуацию:
- свои возможности по усвоению дисциплины, желание обучаться;
- стиль проведения занятий преподавателем;
- условия организации занятия, состояние и работоспособность технических средств сопровождения занятия, порядок в аудитории, наличие необходимой на занятии литературы;
- наличие задания на самостоятельную подготовку и проведение консультации преподавателем [13].
3. Принять решение при подготовке к занятию:
- к какой теме занятия, по каким вопросам, отрабатываемым на занятии, необходимо готовиться;
- какую применить методику и технологию при подготовке ответов на вопросы;
- какими должны быть содержание и структура ответов на вопросы занятия;
- провести расчет времени на подготовку по каждому вопросу.
указанный алгоритм действий представлен с точки зрения управленческого подхода и позволяет курсанту качественно и эффективно организовывать учебную деятельность в предметной области педагогики, а представленная система мониторинга качества обучения и уровневый вариант мониторинга качества обучения в предметной области педагогики обеспечивают эффективную организацию деятельности субъектов процесса обучения в предметной области педагогики, может инициировать его результативность, конкретность, индивидуальность.
Таким образом, организация мониторинга качества обучения курсантов ВооВо ВнГ РФ в контексте системного подхода позволяет повысить качество подготовки будущих офи-
церов ВНГ. Оценка качества обучения, основанная только на контроле как разовом, периодическом явлении, направленном на результирующий компонент, не обеспечивает охвата остальных компонентов системы обучения и мониторинга, что ведет к снижению качества подготовки курсантов внГ.
Список литературы
1. Безрукова B.C. Педагогика: учеб. пособие по направлению 050100 «Педагогическое образование». Ростов н/Д.: Феникс, 2013.
2. Демченко C.B. Семинар как форма организации учебного занятия [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АС-ГАРД», 2016. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archi ve/206/10977/ (дата обращения: 03.04.2019).
3. Кальней В.А., Шишов С.Е., Бухтеева Е.Е. Управление качеством образовательного процесса: моногр. / Рос. междунар. академия туризма. М.: Логос, 2015.
4. Карсанов Э.Х., Шарухин А.П. Общая педагогика. Обучение и воспитание: учеб. пособие / С.-Петерб. воен. ин-т войск нац. гвардии Рос. Федерации. СПб., 2017.
5. Каргина З.А. Теория и практика проведения мониторинга в дополнительном образовании детей (региональный опыт) / под ред. Л.Н. Буйловой. М.: Перо, 2014.
6. Леницкий К.С. Организационно-педагогическое обеспечение мониторинга качества обучения будущего специалиста в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2016.
7. Ольховский Д.В. Профессионально-педагогическая подготовка инструкторов в системе дополнительного военного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2017.
8. Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации: [приказ Федер. службы войск нац. гвардии Рос. Федерации от 07 нояб. 2017 г. № 467 (последняя редакция)] [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_283901/ (дата обращения: 04.04.2019).
9. Поташник М.М. Управление качеством образования: практико-ориентированная моногр. и метод. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Пед. о-во России, 2006.
педагогические науки
10. Сапожников А.С. Мониторинг качества обучения но дисциплине «Педагогика» // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 4(52). С. 41-49.
11. Сахарчук Е.И. Стандарты высшего профессионального образования как основа управления качеством образования // Изв. Волгогр. гос. нед. ун-та. 2012. № 4(68). С. 52-57.
12. Сергеева Е.В. Мониторинг учебных достижений студентов педагогического вуза в системе управления качеством подготовки специалистов // Изв. Волгогр. гос. нед. ун-та. 2010. № 9(53). С. 75-79.
13. Тряпицына А.П. Организация самостоятельной работы студентов но педагогическим дисциплинам: учеб.-метод. комплекс / нод ред. А.П. Тряпицыной. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. Ч. 1.
14. Чандра М.Ю., Сергеева Е.В. Организационно-педагогические условия реализации мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 870-874.
* * *
1. Bezrukova V.S. Pedagogika: ucheb. posobie po napravleniyu 050100 «Pedagogicheskoe obrazovanie». Rostov n/D.: Feniks, 2013.
2. Demchenko S.V. Seminar kak forma organiza-cii uchebnogo zanyatiya [Elektronnyj resurs] // Aktu-al'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, sentyabr' 2016 g.). Samara: OOO «Izdatel'stvo ASGARD»,
2016. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/ 10977/ (data obrashcheniya: 03.04.2019).
3. Kal'nej V.A., Shishov S.E., Buhteeva E.E. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa: monogr. / Ros. mezhdunar. akademiya turizma. M.: Logos, 2015.
4. Karsanov E.H., Sharuhin A.P. Obshchaya pedagogika. Obuchenie i vospitanie: ucheb. posobie / S.-Pe-terb. voen. in-t vojsk nac. gvardii Ros. Federacii. SPb.,
2017.
5. Kargina Z.A. Teoriya i praktika provede-niya monitoringa v dopolnitel'nom obrazovanii detej (regional'nyj opyt) / pod red. L.N. Bujlovoj. M.: Pero, 2014.
6. Lenickij K.S. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie monitoringa kachestva obucheniya bu-dushchego specialista v voennom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2016.
7. Ol'hovskij D.V. Professional'no-pedagogiche-skaya podgotovka instruktorov v sisteme dopolnitel'-nogo voennogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2017.
8. Ob utverzhdenii osobennostej organizacii i osu-shchestvleniya obrazovatel'noj, metodicheskoj i nauch-
noj (nauchno-issledovatel'skoj) deyatel'nosti v oblasti podgotovki kadrov v interesah oborony i bezopasnos-ti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravopo-ryadka, a takzhe deyatel'nosti voennyh obrazovatel'-nyh organizacij vysshego obrazovaniya vojsk nacio-nal'noj gvardii Rossijskoj Federacii: [prikaz Feder. sluzhby vojsk nac. gvardii Ros. Federacii ot 07 noyab. 2017 g. № 467 (poslednyaya redakciya)] [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant Plyus. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_283901/ (data ob-rashcheniya: 04.04.2019).
9. Potashnik M.M. Upravlenie kachestvom obra-zovaniya: praktiko-orientirovannaya monogr. i metod. posobie. 2-e izd. pererab. i dop. M.: Ped. o-vo Rossii, 2006.
10. Sapozhnikov A.S. Monitoring kachestva ob-ucheniya po discipline «Pedagogika» // Novoe v psiho-logo-pedagogicheskih issledovaniyah. 2018. № 4(52). S. 41-49.
11. Saharchuk E.I. Standarty vysshego profes-sional'nogo obrazovaniya kak osnova upravleniya kachestvom obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. 2012. № 4(68). S. 52-57.
12. Sergeeva E.V. Monitoring uchebnyh dosti-zhenij studentov pedagogicheskogo vuza v sisteme up-ravleniya kachestvom podgotovki specialistov // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2010. № 9(53). S. 75-79.
13. Tryapicyna A.P. Organizaciya samostoyatel'-noj raboty studentov po pedagogicheskim disciplinam: ucheb.-metod. kompleks / pod red. A.P. Tryapicynoj. SPb., RGPU im. A.I. Gercena, 2009. CH. 1.
14. Chandra M.Yu., Sergeeva E.V. Organizacion-no-pedagogicheskie usloviya realizacii monitoringa kachestva osvoeniya obuchayushchimisya osnovnyh obrazovatel'nyh programm vuza // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 10-4. S. 870-874.
Organization of monitoring the quality of cadet training in the subject field 'Pedagogy': a layered approach
The article considers monitoring the quality of cadet training in the subject field 'Pedagogy' in military educational organizations of higher education in the context of a systematic layered approach as a factor in increasing the effectiveness of professional and pedagogical training of future officers.
Key words: monitoring the quality of training, monitoring system, levels of monitoring the quality of training, algorithm of the teacher's actions, algorithm of the cadet's actions.
(Статья поступила в редакцию 04.07.2019)