Научная статья на тему 'Проектирование образовательного маршрута: роль студента'

Проектирование образовательного маршрута: роль студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного маршрута: роль студента»

Материалы заседания Ученого совета 22 февраля 2007 г.

Главными задачами, решаемыми педагога-ми-технологами независимо от используемых дистанционных образовательных технологий, являются: непосредственное руководство работой обучающихся; проведение очных занятий с обучающимися в составе учебных групп; контроль качества усвоения разделов учебной программы и проведение промежуточной аттестации; техническое консультирование всех видов обучающихся индивидуально и в составе группы; участие в разработке учебных и методических материалов.

К главным задачам, которые решают преподаватели-методисты, относятся:

• разработка и своевременная актуализация учебных и методических материалов как для обучаемых, так и для преподавателей; профессиональная подготовка и научно-методическая поддержка деятельности педагогов-технологов, участие в их аттестации и повышении квалификации; участие в промежуточной и итоговой аттестации студентов и слушателей, проходящих процесс обучения (в случае работы по кейс-технологии);

• проведение лекций, семинаров, коллоквиумов, консультаций с использованием «offline»- или «on-lme»-технологий (в случае работы по сетевой технологии).

В настоящее время кафедра информационных и коммуникационных технологий включила учебные модули «Дистанционное образование» и «Проектирование и разработка цифровых образовательных ресурсов для ДО» в учебную программу «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза» для курсов повышения квалификации преподавателей университета. Вместе с тем опыт работы показывает, что для качественной подготовки преподавателя ДО требуется отдельная учебная программа не менее 72 часов. Учитывая это, кафедра разработала две соответствующие международным стандартам учебные программы, которые ориентированы на решение задачи по подготовке педагогических кадров для ДО: «Преподаватель дистанционного обучения» и «Инжиниринг образовательных технологий».

Решение выделенных задач относится к первоочередным действиям при организации в университете обучения на дистанционной основе. В то же время комбинация традиционных форм организации образовательного процесса и современных достижений в области информационных и коммуникационных технологий — основа для инновационного развития университета.

О. А. Филимонова,

студентка института детства

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА: РОЛЬ СТУДЕНТА

Сегодня студенты — это полноправные члены академического сообщества и равноправные участники образовательного процесса. В современном мире студент должен стать автором своего образовательного маршрута или хотя бы его соавтором. Но считает ли студент себя таковым? Что делается для того, чтобы это осознание состоялось?

Прежде всего, необходимо отметить, что инновационный подход к образованию подразумевает свободу выбора. А выбор этот невозможен без достаточной информированности студента. Причем в Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена в качестве приоритетных задач обозначено не только обновление образовательного процесса, но и его информационное сопровождение.

Готовясь к сегодняшнему совету, мы провели в институте детства и на ряде факультетов

опрос среди студентов-магистрантов и преподавателей.

Он позволил выявить формы работы, которые способствуют становлению студента как соавтора образовательной программы. Причем следует отметить, что эта работа инициируется как студентами, так и преподавателями.

В институте детства, например, создана электронная база данных по образовательным программам и, что очень важно, описаны образовательные программы, профили и дисциплины.

По желанию студентов IV курса в этом учебном году администрацией института была организована личная встреча с заведующими кафедрами, которые рассказали о магистерских программах, предлагаемых вниманию обучающихся.

Активно занимается включением в образовательную деятельность студентов студенческий совет факультета музыки, который совместно с

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

преподавателями разработал опорную схему построения образовательного маршрута студента. Есть стенд, где можно познакомиться с образовательными программами, реализуемыми на факультете. На этом факультете вошла в активную практику организация встреч студентов и администрации, где руководитель раскрывает своё видение развития факультета, а студенты задают интересующие их вопросы. Подобная практика существует и на ряде других факультетов, например, на факультете философии человека.

Представляется чрезвычайно важным опыт факультета иностранных языков, где студентам читается специальный курс «Образование как деятельность». Его ведут декан, заместители деканов, заведующие кафедрами.

К сожалению, работа по включению студентов в организацию образовательного процесса на многих факультетах сводится только к информации на сайте или на стенде об имеющихся программах. Проблема заключается в том, что сами студенты не проявляют должного внимания к этой информации. На наш взгляд, это происходит потому, что студенты не знают, как пользоваться этой информацией для организации собственного процесса обучения и не чув-

ствуют себя авторами своего образовательного маршрута.

Обобщая сказанное, хотела бы сделать следующий вывод. Внедрение инновационных программ и технологий возможно тогда, когда студент и преподаватель выступают в качестве единомышленников. А потому необходимо внедрение форм активного включения студентов в обсуждение проблем организации образовательного процесса. Студенты поддерживают такие формы, которые уже апробированы: встречи студентов с администрацией и преподавателями, заведующими кафедрами, определение преподавателями совместно со студентами наиболее оптимальных форм работы, проведение дебатов, тренингов, круглых столов, посвященных проблеме эффективности применения новых технологий, введение курса «Образование как деятельность».

Целесообразно также разместить информацию, помогающую студентам выбрать свой маршрут, на страничке каждого факультета на официальном сайте в разделах «Студентам» и «Абитуриенту». Это даст возможность нынешним и потенциальным студентам видеть конечные результаты своего обучения в РГПУ им. А. И. Герцена.

О. Б. Даутова,

доцент кафедры педагогики

ГОТОВНОСТЬ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА К РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Реализация инновационных образовательных программ требует высокого уровня инновационной готовности профессорско-преподавательского состава, так как современные образовательные программы основываются на проектировании гуманистической образовательной среды, выстраивании конструктивной симметричной коммуникации, характеризуются продуктивностью. Таким образом, инновационная готовность понимается как мотивационно-поведенческая предрасположенность к целенаправленному изменению системы отношений в образовательной среде университета.

Факторный анализ и экспертиза позволили выделить несколько видов готовности к инновациям.

I. На первом этапе внедрения инноваций целесообразно привлекать преподавателей с первыми двумя типами.

1. Готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового. Работник

в принципе хорошо воспринимает все новое, и на первых стадиях внедрения инновации он будет ее поддерживать, но если чувство новизны сойдет на нет, он может «переключится» на что-то другое.

2. Готовность при условии личностной и профессиональной самореализации. Работник готов поддержать новшество, инновацию, если она, по его представлению, связана с личностной и профессиональной самореализацией, поможет ему почувствовать себя профессионально выше.

II. Затем в инновационный процесс вовлекаются преподаватели, обладающие 3, 4, и 5 типом готовности.

3. Готовность при условии взять на себя ответственность за инновацию. Есть работники с ярко выраженными лидерскими наклонностями, которые поддержат новшество, если оно помогает реализовать им себя как руководителя, взять на себя ответственность за дело.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.