Научная статья на тему 'Организация дистанционного образования в университете'

Организация дистанционного образования в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / E-LEARNING
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Елена Зотиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного образования в университете»

телем), освоении базового материала студентами, и других. Применение технических средств высокого современного уровня настолько привлекательно, впечатляюще, завораживающе, что оно может легко затмить содержательный аспект общения и создать иллюзию того, чего на самом деле не происходит — взаимопонимания.

Во-вторых, необходимо совмещение разных образовательных и национальных культур. В противном случае именно непосредственный доступ к иноязычной аудитории вместо разрушения стереотипов может способствовать их укреплению: «Да видел я этих тупых американцев, целый семестр вместе в аудитории сидели. Вы бы слышали их вопросы нам!»

Второй момент — это мотивация участия студентов и преподавателей в анализируемом виде образовательной деятельности. Простите за прямолинейность, но иногда это просто некоторое начетничество. Видеоконференция прошла, ее участники поговорили через Интернет, рассказали всем, что такое событие состоялось, а дальше, до следующей видеоконференции ничего не изменяется ни в сознании участников, ни в практике преподавания в российской аудитории.

Для анализируемого опыта виртуального образовательного общения цели и задачи должны быть продуманы и поставлены таким образом, чтобы без него (без этого опыта) невозможно было обойтись, чтобы его ничем другим невозможно было заменить. Только при таких условиях использование исключительно дорогостоящей и капризной техники и огромная, затратная во всех отношениях предварительная работа преподавателя и студентов могут быть оправданы.

И, наконец, третий момент. Он касается идеологии использования технических средств в целом. Сокращение аудиторных часов, акцент на внеаудиторной работе и пресловутый опыт Запада радикальным образом повышают ценность общения студентов с преподавателем и друг с другом. Тратить драгоценное аудиторное время на общение с «машиной» (в широком смысле) — это уже даже не роскошь, а расточительность. Сидеть перед мониторами студенты могут и должны самостоятельно. Наша задача — обеспечить им эту возможность.

Аудитория — это место для непосредственного общения, которое ничем невосполнимо. И именно его обеспечивают хорошо подготовленные телемосты и интерактивные мультимедиакурсы.

Е. З. Власова,

заведующая кафедрой информационных и коммуникационных технологий

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Сохраняя и умножая свои традиции, РГПУ им. А. И. Герцена стремится стать университетом инновационного типа с развитой корпоративной культурой.

Для достижения этой цели необходимо планомерно и динамично внедрять инновационные технологии на всех уровнях организации и проведения образовательного процесса со студентами, с преподавателями в системе дополнительного образования, при подготовке научных кадров в аспирантуре и докторантуре. Внедрение системы е-Ьеагш^ позволит университету сократить прямые и организационные издержки на обучение, повысить однородность профессионального уровня, предоставит новые возможности для аттестации сотрудников, обеспечит накопление и передачу опыта и знаний образовательного учреждения, а также будет способствовать развитию и укреплению корпоративной культуры.

Для осуществления в университете образовательного процесса по образовательным программам высшего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий требуется решить ряд первостепенных задач.

1. Тщательно изучить нормативно-правовую базу дистанционного образования (далее — ДО).

2. Провести анализ технической готовности университета к реализации дистанционного образования и подготовить соответствующий бизнес-план с учетом существующих нормативных требований к количеству компьютеров, комплектов видеопроекционной аппаратуры на 100 обучаемых и т. д.

3. Подготовить специальные учебные помещения для организации ДО с учетом требований к их оборудованию. Вуз, применяющий дистанционные образовательные технологии с инте-

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

рактивной телекоммуникационной поддержкой учебного процесса, должен иметь оборудованную студию (студии) для проведения телеконференций и комплекты видеопроекционной аппаратуры для обеспечения телеконференций с филиалами или другими образовательными учреждениями. По установленным нормам телекоммуникационное и серверное оборудование, множительная техника и сканер должны размещаться в отдельном помещении с ограниченным доступом.

4. Продумать формы организации (включая электронные) текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся при освоении образовательных программ. Дополнительно должна быть обеспечена надежная (в том числе электронная) идентификация личности обучающихся.

5. Обеспечить техническое сопровождение используемых в ДО технологий (кейс-технология, сетевые технологии, телекоммуникационные технологии). В частности, при использовании кейс-технологии не предъявляются особые требования к коммуникационным каналам связи для доступа обучающихся к средствам и базам данных дистанционного обучения. Вузу необходимо иметь выход в Интернет, а также web-сайт со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для студента, обеспечивающий двустороннюю связь между вузом (преподавателями) и студентами (может быть, один web-сайт для нескольких вузов). Дополнительно необходимо предусмотреть варианты устных консультаций студентов с преподавателями в дневное время. Это может быть многоканальная телефонная связь, e-mail, ICQ, CHAT, рубрика FAQ (часто задаваемых вопросов) на web-сайте. При организации обучения на основе сетевых технологий пропускная способность телекоммуникационного канала вуза (филиала) должна быть достаточна для организации учебного процесса, предусмотренного учебным планом. Использование интернет-технологии требует подключения рабочего места обучаемого к сети Интернет, причем пропускная способность должна быть не менее 30 Кбит/сек. Следует учесть, что для размещения информационных ресурсов требуются коммуникационные узлы (внешние и университетские порталы) с каналами пропускной способностью не менее 1 Кбит/сек на одного обучающегося. При использовании телекоммуникационной технологии пропускная способность каналов связи должна удовлетворять требовани-

ям: к обучающемуся — не менее 1 Мбит/сек; от обучающегося — не менее 8 Кбит/сек.

6. Предусмотреть библиотечно-информационную оснащенность учебным процессом. В частности, организовать базу данных дистанционного обучения (на различных типах носителей), включающую фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.

7. Обеспечить разработку коллекции цифровых образовательных материалов, представленных в виде учебно-методических комплексов. Это могут быть такие ресурсы, как: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, цифровые учебно-методические комплексы, включающие учебники на цифровой основе, учебные пособия, тренажерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, комплекты контрольно-измерительных материалов на цифровой основе, учебные фильмы в формате БУБ, аудиозаписи и записи в цифровом формате, другие коллекции материалов, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

8. Начать (безотлагательно) решение вопроса кадрового обеспечения образовательного процесса на дистанционной основе.

Педагогические работники вуза, осуществляющие образовательный процесс с использованием ДО, делятся на две основные группы:

• профессорско-преподавательский состав вуза, подготовленный для преподавания в новой информационной образовательной среде (эти преподаватели осуществляют опосредованное взаимодействие со студентами независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации); в данном случае речь идет о преподавателях-методистах;

• преподаватели и учебно-вспомогательный персонал, подготовленные для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и осуществляющие очные занятия с обучающимися (это педагоги-технологи (тьюторы)).

Главными задачами, решаемыми педагога-ми-технологами независимо от используемых дистанционных образовательных технологий, являются: непосредственное руководство работой обучающихся; проведение очных занятий с обучающимися в составе учебных групп; контроль качества усвоения разделов учебной программы и проведение промежуточной аттестации; техническое консультирование всех видов обучающихся индивидуально и в составе группы; участие в разработке учебных и методических материалов.

К главным задачам, которые решают преподаватели-методисты, относятся:

• разработка и своевременная актуализация учебных и методических материалов как для обучаемых, так и для преподавателей; профессиональная подготовка и научно-методическая поддержка деятельности педагогов-технологов, участие в их аттестации и повышении квалификации; участие в промежуточной и итоговой аттестации студентов и слушателей, проходящих процесс обучения (в случае работы по кейс-технологии);

• проведение лекций, семинаров, коллоквиумов, консультаций с использованием «offline»- или «оп-1те»-технологий (в случае работы по сетевой технологии).

В настоящее время кафедра информационных и коммуникационных технологий включила учебные модули «Дистанционное образование» и «Проектирование и разработка цифровых образовательных ресурсов для ДО» в учебную программу «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза» для курсов повышения квалификации преподавателей университета. Вместе с тем опыт работы показывает, что для качественной подготовки преподавателя ДО требуется отдельная учебная программа не менее 72 часов. Учитывая это, кафедра разработала две соответствующие международным стандартам учебные программы, которые ориентированы на решение задачи по подготовке педагогических кадров для ДО: «Преподаватель дистанционного обучения» и «Инжиниринг образовательных технологий».

Решение выделенных задач относится к первоочередным действиям при организации в университете обучения на дистанционной основе. В то же время комбинация традиционных форм организации образовательного процесса и современных достижений в области информационных и коммуникационных технологий — основа для инновационного развития университета.

О. А. Филимонова,

студентка института детства

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА: РОЛЬ СТУДЕНТА

Сегодня студенты — это полноправные члены академического сообщества и равноправные участники образовательного процесса. В современном мире студент должен стать автором своего образовательного маршрута или хотя бы его соавтором. Но считает ли студент себя таковым? Что делается для того, чтобы это осознание состоялось?

Прежде всего, необходимо отметить, что инновационный подход к образованию подразумевает свободу выбора. А выбор этот невозможен без достаточной информированности студента. Причем в Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена в качестве приоритетных задач обозначено не только обновление образовательного процесса, но и его информационное сопровождение.

Готовясь к сегодняшнему совету, мы провели в институте детства и на ряде факультетов

опрос среди студентов-магистрантов и преподавателей.

Он позволил выявить формы работы, которые способствуют становлению студента как соавтора образовательной программы. Причем следует отметить, что эта работа инициируется как студентами, так и преподавателями.

В институте детства, например, создана электронная база данных по образовательным программам и, что очень важно, описаны образовательные программы, профили и дисциплины.

По желанию студентов ГУ курса в этом учебном году администрацией института была организована личная встреча с заведующими кафедрами, которые рассказали о магистерских программах, предлагаемых вниманию обучающихся.

Активно занимается включением в образовательную деятельность студентов студенческий совет факультета музыки, который совместно с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.