Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 мая 2009 г. "Механизм формирования компетентностей в системе модульного обучения в университете"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 мая 2009 г. "Механизм формирования компетентностей в системе модульного обучения в университете" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В ходе инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий» началось освоение модульной организации учебного процесса и встраивания разработанных модулей в существующие учебные планы. Все модули имеют сопоставимый формат, который позволяет формировать из них индивидуальные образовательные маршруты для каждого обучающегося. В апробации 39 модулей, встроенных в 50 образовательных программ подготовки магистров (по 13 направлениям), приняли участие все факультеты и учебные институты университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 28 мая 2009 г. "Механизм формирования компетентностей в системе модульного обучения в университете"»

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 мая 2009 г.

«Механизм формирования компетентностей в системе модульного обучения в университете»

Заслушав и обсудив доклад профессора кафедры управления образованием А. В. Долматова «Механизм формирования компетентностей в системе модульного обучения в университете», Ученый совет отмечает, что в университете проведена значительная работа по развитию концепции компетентностного подхода и его внедрению в образовательный процесс.

В ходе инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий» началось освоение модульной организации учебного процесса и встраивания разработанных модулей в существующие учебные планы. Все модули имеют сопоставимый формат, который позволяет формировать из них индивидуальные образовательные маршруты

для каждого обучающегося. В апробации 39 модулей, встроенных в 50 образовательных программ подготовки магистров (по 13 направлениям), приняли участие все факультеты и учебные институты университета.

Модули обеспечены учебно-методическими комплексами, авторами которых в 2007 г. были 169 человек из 17 структурных подразделений, в 2008 г. — 200 человек из 23 структурных подразделений университета. За комплект образовательных модулей «Гуманитарные технологии в социальной сфере» Герценовский университет награжден дипломом юбилейной X Всероссийской выставки-форума «Образовательная среда 2008 года» и получил Гран-при на III конгрессе-выставке «Образование без границ» в 2009 г. Учебно-методические комплексы модулей доступны в фундаментальной библиотеке имени императрицы Марии Федоровны, в отраслевых библиотеках и на кафедрах, осуществляющих подготовку по этим направлениям. В ходе инновационной программы разработаны и опубликованы многочисленные научно-методические материалы (всего 71 книга), освещающие различные аспекты формирования компетентности (структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров, новые технологии оценки результатов обучения, система контрольно-измерительных материалов для оценки компетентности обучающихся и т. д.). Все они получили высокую оценку профессионального сообщества.

Реализация инновационной образовательной программы оказала существенное влияние на развитие материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса. Расширилось число учебных курсов, обучение по которым осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учебно-методическое управление организовало разработку собственного электронного ресурса, который позволяет каждому преподавателю представить задания для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы по своему курсу. Значительно расширились ресурсы информационно-библиотечной системы университета, которая пополнилась библиографическими, полнотекстовыми и навигационными базами. Обновлены программы практик и программ государственной аттестации на основе компетентностного подхода.

Ученый совет подчеркивает, что введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении различных форм учебного и внеучебного процесса, и в организации работы педагога, и в организации взаимоотношений со студенчеством, с абитуриентами, работодателями. Оценка уровня сформированности компетенций должна строиться не только с учетом учебных занятий (аудиторных и др.), но и исходить из совокупности различных форм деятельности студента. Понимая компетентность, как готовность и способность эффективно решать профессиональные задачи в различных условиях, обучение приобретает деятельностный характер, акцент смещается на практические занятия, на интерактивные формы, продуктивную работу в малых группах, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, использование междисциплинарных связей и проектно-созидательных технологий.

С этих позиций должны изменяться и механизмы освоения учебной информации: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, все большее значение приобретает самообучение, дистанционные и сетевые методы. Все эти формы направлены на формирование у студентов не только мотивации, но и компетенций, позволяющих самостоятельно повышать свой профессиональный уровень и адаптироваться к изменяющимся требованиям профессиональной деятельности.

Ученый совет обращает внимание, что в этой системе существенно изменяются требования к квалификации преподавателя и его профессиональной компетенции, что требует реализации новых форм и технологий повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Особую значимость приобретает специальная программа подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза, разработанная в университете.

В ходе реализации инновационной образовательной программы разработаны университетские нормативные документы, определяющие реализацию индивидуально-ориентированного образовательного процесса, вопросы организации системы контроля и качества освоения образовательной программы; ответственности университета и студента при реализации модульного учебного процесса: Положение об инди-

Материалы заседания Ученого совета университета 2S мая 2009 г.

видуально-ориентированном образовательном процессе в РГПУ им. А. И. Герцена; Положение о модульной организации образовательного процесса; Положение об академическом консультировании для организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса; Положение о составе информационного пакета университета. Все эти документы опубликованы и размещены для открытого доступа на официальном сайте Герценовского университета (на странице учебно-методического управления).

Внедрение действенных механизмов формирования компетентностей и эффективных способов их оценки сегодня имеют стратегическую значимость.

Вместе с тем Ученый совет отмечает, что внедрение компетентностного подхода сопровождается рядом проблем:

— недостаточно разработаны эффективные технологии формирования компетентностей и их оценки;

— имеются трудности с проектированием и разработкой содержания и структуры модулей;

— слабо реализуются возможности индивидуально-ориентированного образовательного процесса;

— полученный в ходе инновационной образовательной программы опыт модульной организации учебного процесса и создания электронных образовательных ресурсов в недостаточной мере стал ориентиром в профессиональной деятельности педагогического коллектива университета;

— недостаточно используются в процессе формирования компетенций как преподавателями, так и студентами ресурсы информационно-библиотечной системы университета, ее библиографические, полнотекстовые и навигационные базы;

— недостаточна профессиональная готовность профессорско-преподавательского и вспомогательного состава к реализации модульно-компетентностного подхода;

— слабо реализуются возможности созданной нормативной базы; разработанные и утвержденные документы не приняты как руководство к действию профессорско-педагогическим составом вуза.

Ученый совет постановляет:

1. Одобрить деятельность по внедрению механизмов формирования компетентностей в рамках модульной организации образовательного процесса. Считать данное направление приоритетным в достижении нового качества подготовки кадров.

2. В целях обеспечения согласованности и эффективности действий по реализации компетентностного подхода, обмена опытом разработки технологий формирования компетенций включить в план работы совещаний деканов вопросы по данной проблематике.

Ответственный: начальник учебно-методического управления.

Срок, октябрь 2009 г. — май 2010 г.

3. Организовать реализацию программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в целях эффективного внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс университета.

Ответственный: директор института постдипломного образования.

Срок, сентябрь — октябрь 2009 г.

4. Обсудить проблемы реализации компетентностного подхода на заседаниях учебно-методических комиссий факультетов (институтов), представить в учебно-методическое управление планы мероприятий по внедрению модульно-компетентностной технологии в образовательный процесс.

Ответственные: деканы факультетов, директора учебных институтов.

Срок: октябрь 2009 г.

5. В целях повышения эффективности методического обеспечения модульно-компетентностного обучения организовать доработку и публикацию учебно-методических материалов по модулям инновационной образовательной программы.

Ответственные: проректоры по учебной работе, начальник учебно-методического управления.

Срок: декабрь 2009 г.

6. При проведении конкурсного отбора на должности профессорско-преподавательского состава учитывать новые требования к уровню профессиональной компетентности преподавателей.

Ответственные: председатели ученых советов.

Срок: с 1 сентября 2009 г.

7. При установлении стимулирующих надбавок учитывать качественные показатели работы преподавателей по реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза.

Ответственные: деканы факультетов, директора учебных институтов.

Срок: с 1 сентября 2009 г.

S. Организовать планомерное формирование электронных ресурсов для самостоятельной работы студентов. Обеспечить методическую поддержку преподавателей в выполнении задачи эффективного использования данных ресурсов для организации внеаудиторной образовательной деятельности обучающихся в русле компетентностно-го подхода.

Ответственный: проректор по информатизации, начальник учебно-методического управления.

Срок: сентябрь — декабрь 2009 г.

S. Разработать предложения по включению в программы аттестации выпускников практических заданий и процедур, позволяющих объективно оценить уровень сформированности соответствующих компетенций.

Ответственные: деканы факультетов, директора учебных институтов.

Срок: октябрь — декабрь 2009 г.

10. Организовать встречи студентов и магистрантов с выпускниками университета, потенциальными работодателями в рамках семинаров, научно-практических конференций для обсуждения проблем повышения значимости компетенций в управлении человеческими ресурсами.

Ответственные: начальник управления развитием воспитательной деятельности, деканы факультетов, директора учебных институтов, руководитель Центра содействия трудоустройству выпускников «Мост».

Срок, сентябрь 2009 г. — апрель 2010 г.

11. Подготовить предложения по обеспечению участия работодателей в деятельности факультетов по реализации компетентностного подхода.

Ответственные: деканы факультетов, директора учебных институтов.

Срок: октябрь — декабрь 2009 г.

12. Организовать мониторинг реализации модульно-компетентностного подхода в образовательном процессе университета.

Ответственные: проректоры по учебной работе, начальник учебно-методического управления.

Срок: декабрь 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.