Научная статья на тему 'Проектирование модели социально-личностного развития школьников в иноязычной образовательной среде'

Проектирование модели социально-личностного развития школьников в иноязычной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONAL AND SOCIAL DEVELOPMENT / COGNITIVE COMMUNICATIVE APPROACH / FOREIGN EDUCATIONAL AREA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Татьяна Геннадьевна

В работе представлена разработка модели социально-личностного развития младших подростков в коммуникативно-образовательной среде на уроке иностранного языка. Данная модель подтверждает положительный потенциал когнитивно-коммуникативного подхода при изучении иностранного языка как средства социально-личностного развития обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projecting of the model of personal and social development of students in the foreign educational area

The article presents the project of a model of personal and social development of students in communicative educational area during the foreign language lessons. The given model asserts the positive potential of cognitive communicative approach while studying foreign languages as one of the methods of personal and social development of students.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели социально-личностного развития школьников в иноязычной образовательной среде»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

исследователей не рассматривает динамическую и внутреннюю наглядность, как прием семантиза-ции и не включает в потенциальный словарь слова, значение которых может быть определено путем перевода, что в значительной степени лимитирует возможности учащихся самостоятельно вводить в свой словарный запас абсолютно незнакомую, но мотивационно-обусловленную и тем самым необходимую им для реального языкового общения лексику.

Библиографический список

1. Безденежных М.А. Потенциальный словарный запас учащихся средней школы и его расширение при обучении чтению на немецком языке: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1968. - 33 с.

2. Гинзбург Б.М. Потенциальный словарный запас учащихся восьмилетней школы для чтения текстов и пути его формирования: Автореф. дис. ...

канд. пед. наук. - М., 1968. - 17 с.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. -222 с.

4. Мокреева Н.Г. Обучение пониманию неизученных слов при чтении на французском языке (в старших классах средней школы): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970. - 212 с.

5. Тарнопольский О.Б. Методика навчання шшомовно! мовленнево! дiяльностi у вищому на-вчальному заклащ освгги. - Кшв: Фiрма «1нкос», 2006. - 248 с.

6. Шапкина А.Н. Расширение потенциального словарного запаса на основе многозначности для чтения текстов на французском языке: (старший этап средней школы): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1980. - 22 с.

7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.

УДК 373.5

Юсупова Татьяна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт

[email protected]

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В работе представлена разработка модели социально-личностного развития младших подростков в коммуникативно-образовательной среде на уроке иностранного языка. Данная модель подтверждает положительный потенциал когнитивно-коммуникативного подхода при изучении иностранного языка как средства социально-личностного развития обучаемых.

Ключевые слова: социально-личностное развитие, когнитивно-коммуникативный подход, иноязычная образовательная среда.

Современные социально-образовательные изменения обуславливают необходимость совершенствования школьного учебного занятия по французскому языку в контексте основных приоритетов модернизации образования, напрямую связанных с его целевым и содержательным компонентами. В этой связи особое значение приобретает педагогическое проектирование учебного занятия в рамках определенной школьной ступени, среды и предмета, создающее условия становления и развития обучаемого в социуме как подлинного субъекта собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности. Для разработки модели социально-личностного развития школьников в коммуникативной образовательной среде на уроке иностранного языка лучше выбрать подход к учебному занятию как социально-педагогической системе, что определяет аспекты проектирования и успешного синтеза его составляющих.

Учебное занятие по французскому языку мы рассматриваем, в противовес традиционной стан-

дартизации, как подвижную, вариативную, социально и личностно-развивающую, совершенствующуюся процессуальную систему, которая может результативно существовать только за счет личностного развития обучаемых, межличностного взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом. Она может успешно функционировать не столько на основе передачи учебной информации ученикам от учителя, формировании предметных знаний и умений, сколько на основе организации учителем деятельности учащихся по усвоению этой информации за счет грамотного проектирования элементов занятия и использования инновационных технологий обучения.

В этой связи, используя математико-статистические принципы социального проектирования, учебную деятельность на уроке по французскому языку можно рассматривать как многопараметрическую систему, функционирование которой зависит от ряда интегральных по своей природе факторов и взаимозависимых компонентов, различные комбинации которых создают вариативную, соци-

184

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Юсупова Т.Г., 2015

Проектирование модели социально-личностного развития школьников в иноязычной образовательной среде

ально и личностно-развивающую коммуникативную образовательную среду. Последняя, в свою очередь, может принять самые разнообразные формы в зависимости от целей, задач, а также от методов, технологий и форм организации познавательной деятельности, используемых учителем в процессе работы на отдельном учебном занятии [2, с. 41].

В качестве основных элементов учебного занятия по французскому языку, подвергающегося процедуре социального проектирования, надо рассматривать его субъектов (в первую очередь, ученика и учителя), играющих определяющую роль в осуществлении процесса обучения иностранному языку в целеполагающем, организационном, функциональном, социально-развивающем плане, в вариации различных элементов системы. При этом в контексте взаимодействия ученика и преподавателя на уроке французского языка в современных условиях ключевой для проектирования структуры учебного занятия выступает целевая компонента, в рамках которой функционирование социально-педагогической системы урока французского языка связано с такими процессами как целеполагание, целесообразность, целеосуществление (трансформация внутренней цели в практическую деятельность), целеустремленность (планомерное теоретико-практическое движение к поставленной цели).

Проектирование целевой компоненты социально-развивающего учебного занятия находит свое отражение в триединой цели урока (ТЦУ) -сложном, заранее запрограммированном учителем четко определенном результате, который должен быть достигнут им и учащимся в конце учебного занятия по французскому языку при комплексной реализации в процессе учебной деятельности познавательного, воспитательного, обучающего и социально и личностно-развивающего компонентов. ТЦУ представляет собой тот системообразующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную стратегически направленную систему, в какой-то степени это «пусковой механизм» урока [2, с. 51].

Необходимо подчеркнуть, что ТЦУ при проведении урока французского языка в средней школе на средней ступени обучения не может быть достигнута сама по себе. Это обуславливается синергетическим свойством системного подхода к рассмотрению учебного занятия: связи между всеми компонентами учебного занятия должны быть прочными или восстанавливающимися, так как любое их нарушение, разрыв ведет к дисгармонии и препятствует достижению качества учебной деятельности на ее текущем и финальном этапах [3, с. 63]. Проектируя модель коммуникативной образовательной среды, исходя из убеждения в том, что если с позиций математизации процесса проекти-

рования учебного занятия по французскому языку различать его реальный процесс, регистрируемый процесс и виртуальный процесс (модель), то, на взгляд ряда исследователей [4, с. 67], свойства всех трех будут находиться в прямой корреляции с зависящими от конкретных условий свойствами положенных в их основу взаимосвязанных элементов, в сумме охватывающих все стороны обучения и социально-личностного развития учащихся.

Таким образом, если ТЦУ выступает доминантой проектного механизма учебного занятия по французскому языку с использованием когнитивно-коммуникативного подхода, то технологии проектирования - средствами ее практического достижения в процессе взаимодействия учителя и учеников.

В контексте обоснования стратегической ТЦУ модели социально-личностного развития школьников в коммуникативной образовательной среде на уроке французского языка, мы рассматриваем в ее качестве формирование языковой личности обучаемых, наделенной определенным уровнем для данной возрастной и образовательной ступени коммуникативной иноязычной компетенцией и социально-личностными компетенциями. При этом под языковой личностью в контексте когнитивнокоммуникативного подхода к обучению, формируемой средствами французского языка и культуры в средней школе, понимается личность обучаемого, способная и готовая успешно продуцировать тексты, воспринимать и выполнять иноязычные виды деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо) определенной степени.

Текст в рамках обоснованной нами целевой компоненты проектируемой модели рассматривается не только как единица коммуникации (обмена информацией) или одна из форм фиксации речи, но и в качестве формы общения, в качестве объекта исследования, в котором опредмечен и замещён весь процесс общения [1, с. 26]. На разнообразных текстах формируются и развиваются лексические, фонетические и грамматические навыки и умения речевой деятельности, различные компетенции (коммуникативная, лингвосоциокультурная, социально-личностная и т. д.). Работа над специально отобранными в содержание обучения французскому языку как предмету текстами позволяет формировать и соответствующие языковые и фоновые знания, речевые навыки и умения, входящие в состав различных компетенций [6, с. 33].

В качестве одной из определяющих характеристик личности учащихся при изучении французского языка с использованием когнитивнокоммуникативного подхода надо рассматривать определенный уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией [7, с. 6].

Под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность и готовность осу-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

185

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ществлять обучаемыми иноязычное межличностное и межкультурное социальное общение в заданных стандартом/ программой пределах [5, c. 6].

Практическое владение французским языком как иностранным проявляется в способности обучаемых к осуществлению межкультурного социального общения. В широком смысле, такое владение обеспечивает социально-личностное развитие обучаемого в прогрессе и представляет собой конгломерат коммуникативной компетенции (обеспечивающей передачу информации на вербальном и невербальном уровнях, т.е. с помощью лингвистических и паралингвистических средств); интерактивной компетенции, связанной с организацией и осуществлением общения как самостоятельной деятельности, и как деятельности, входящей в состав других деятельностей (учебной, бытовой и.т.д.); перцептивной компетенции, создающей фоновый контекст общения, обеспечивающей эффективность его осуществления, лингвокультурной компетенции и социально-личностной компетенции, связанной с опытом выявления, означивания социально-культурных, универсальных ценностей человеческих отношений, а также с развитием способности субъектов обучения осуществлять ценностно-детерминированный выбор, реализовывать свои личностные и общеучебные задачи в согласии с внутренне принятыми аксиологическими универсалиями человеческой жизни.

Библиографический список

1. Андронкина Н.М. Когнитивно-деятельностный подход к формированию лингвосоциокультурной компетенции в обучении немецкому языку студентов языкового вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2009. - 482 с.

2. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 2004. - 182 с.

3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 2009. - 160 с.

4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

5. Рузавин Г.И. Математизация научного знания. - М.: Мысль, 2004. - 207 с.

6. Трофимова А.Ю., Манджиева Е.В. Формирование навыков языковой компетентности младших школьников на уроках английского языка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т 20. - № 4. - С. 32-35.

7. Юсупова Т.Г. Социально-личностное развитие младших подростков в условиях иноязычной образовательной среды: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2011. - 23 с.

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.