ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 377.1 ББК Ч421.202.5
О. В. Закревская
Екатеринбург
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО (ПОЛНОГО) СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, моделирование, личность учащегося.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы профессиональной ориентации на современном этапе развития общества, влияние профессиональной ориентации на профессиональное самоопределение, представлена структурнофункциональная модель профессиональной ориентации учреждения общего (полного) среднего образования. Статья обращает внимание на формирование готовности к продолжению образования как определенной социокультурной компетенции.
O. V. Zakrevskaya
Ekaterinburg
PROJECTING A MODEL OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE ESTABLISHMENT OF GENERAL (FULL) SECONGARY EDUCATION
KEY WORDS: professional self-determination; vocational orientation; modeling; personality of a pupil.
ABSTRACT. Vocational counseling problems at the present stage of development of the society, influence of vocational counseling on professional self-determination are described in the article. The structural functional model of vocational counseling of establishment of the general (full) secondary education is presented. The article pays attention to formation of readiness for continuing education as a definite social competence.
Приоритетный национальный проект «Образование» [4] предусматривает модернизацию российского образования, результатом которой станет изменение его качества адекватно быстро меняющимся современным условиям развития общества и в соответствии с мировыми стандартами.
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной
© Закревская О. В., 2011
модели образования в 2009 — 2012 годы» [3], Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [2] предусматривают повышение социально-экономической эффективности общего среднего образования, реализацию принципа вариативности и дифференциации образования с учетом изменений рынка труда. Учащийся, ориентируясь на определенное направление своей будущей профессии, может
выбирать профиль для углубленного изучения материала на основе своих личных интересов, склонностей, способностей, компетентных рекомендаций. Вопрос выбора приоритетного профильного направления является одним из наиболее сложных и ответственных в системе школьного образования. Исходя из этого, возрастает роль профессиональной ориентации школьников как одного из приоритетов в развитии адаптивности личности к постоянно изменяющимся социальным условиям.
Размышляя о проблемах профориентации в современной России, Н. С. Пряж-ников отмечает, что «...все больше ощущается необходимость не только в расширении ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Ученый замечает, что в нашей стране все еще нет должной системности, целенаправленности в профориентационной работе. Даже непонятно, к какому ведомству эта деятельность относится — к Министерству образования или к Министерству труда и социального развития» [5]. (В настоящее время Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по труду и занятости — в структуре Министерства здравоохранения и социального развития РФ.)
Формально получается, что школьная профориентация относится к Министерству образования и науки РФ, ведь в должностной инструкции педа-гога-психолога сказано, что он оказывает помощь школьникам в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем, выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору молодежью профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив, а также способствующую развитию у молодежи готовности к достойной ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Реально профориентационная работа ведется в службах занятости, относящихся к Федеральной службе по тру-
ду и занятости. Однако в нормативных документах службы занятости говорится, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга».
В результате, межведомственная разобщенность, по мнению Н. С. Пряж-никова [5], привела к тому, что руководители российской системы образования сняли с себя ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и подготовку их к выбору профессии, профессиональному обучению и реальному трудоустройству.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Поднятие качества профориентационной работы на должный уровень является важной задачей образовательных учреждений разного уровня.
Профессиональная ориентация учащихся, долгие годы являвшаяся важнейшим направлением деятельности общеобразовательной школы, претерпевает в настоящее время существенные изменения. Каждое образовательное учреждение включает в учебный план, в план воспитательной работы мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию, но только комплексный подход к данной проблеме способен решить вопрос профессионального самоопределения учащихся. Способствовать этому может создание модели профессиональной ориентации муниципального образовательного учреждения. Ведущей идеей создания такой модели выступает идея развития, которая направлена на качественные преобразования системы профессиональной ориентации путем творческой реализации внутреннего потенциала образовательного учреждения общего (полного) среднего образования, его резервов и внутреннего потенциала учебного заведения.
Модель профессиональной ориентации — педагогическая модель, а значит, представляет собой схему, отра-
жающую реальный педагогический процесс. Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, недостаточно создать просто модель. Необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование.
Требования, предъявляемые к моделям, определены в работе А. М. Новикова и Д. А. Новикова «Образовательный проект: методология образовательной деятельности»[6. С. 19].
Первым таким требованием является ингерентность, т. е. достаточная степень согласованности создаваемой модели со средой, чтобы создаваемая модель была согласована со средой, в которой ей предстоит функционировать, входила бы в эту среду как естественная составная часть.
Второе требование — простота модели. Это связано с процессом формализации в моделировании — это выбор существенных качеств или характеристик модели путем отброса остальных, менее важных и менее существенных.
Третье требование, предъявляемое к модели — ее адекватность. Адекватность модели означает возможность с ее помощью достичь поставленной цели педагогической деятельности в соответствии со сформулированными целями. Адекватность модели означает, что она достаточно полна, точна и истинна.
Основой создаваемой модели профессиональной ориентации является социальный заказ — формирование личности учащегося, способного сделать самостоятельный объективный выбор профессионального обучения, опираясь на свои интересы, способности, возможности, учитывая потребности рынка труда.
Анализируя влияющие на учащегося в процессе профессионального само-
определения факторы (социальный заказ, личностные качества, информированность, среда, опыт деятельности, профессиональная диагностика), можно заметить, что менее всего школа имеет возможность влиять на социальный заказ, среду (за исключением места обучения), личность учащегося — темперамент. Организовать работу в направлениях информированности, профдиагностики, организации опыта деятельности, в развитии (частично) таких личностных характеристик, как интересы, склонности, способности, черты характера, средствами профессиональной ориентации вполне возможно.
На основании вышесказанного была создана структурно-функциональная модель процесса профессиональной ориентации для образовательного учреждения общего (полного) среднего образования, которая опирается на следующие подходы: системный (позволяющий рассматривать профессиональную ориентацию как систему мер, способствующих формированию профессионального самоопределения школьников), деятельностный (способствующий формированию у учащихся активного отношения к приобретению теоретических знаний и практических умений), компетентностный (способствующий развитию ключевых образовательных компетенций), личностно ориентированный (согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее отношению к миру, деятельности) и ресурсный (основанный на использовании внутренних и внешних ресурсов).
Схематично структурно-функциональная модель профессиональной ориентации представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель профессиональной ориентации учреждения общего (полного) среднего образования
Образовательная функция предполагает включение профориентационной учебной информации в содержание как предметного обучения, которое направлено на социально значимое психологическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников и развитие их задатков и способностей, присоединение школьников к успешной учебной и трудовой деятельности, системе общечеловеческих нравственных ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей,
создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и самообразования, так и в содержание внеклассной работы. Особенно ярко эта функция проявляется в рамках пред-профильного и профильного обучения, предоставляя возможность школьникам не только выяснить свое отношение к видам профессиональной деятельности (в рамках имеющихся профилей обучения), но и познать свои профессионально значимые качества, позволяет уточнить выбор направления профессионального обучения за счет
факультативных занятий и элективных курсов, которые могут быть направлены как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности, они способствуют углублению индивидуализации будущего профессионального обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся.
Эта функция является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств. Помимо обучающей эта функция имеет воспитательную составляющую. Система воспитательной работы обладает значительным потенциалом в создании условий для профессиональной ориентации, при которых могут начать работать факторы, влияющие на профессиональное самоопределение: осознание значимости общественнополезного труда, умение ориентироваться на рынке труда и профессий, учет своих потребностей, ценностей, идеалов, интересов и склонностей, а также способностей и свойств реагирования в определенных ситуациях (темпераментных свойств в сочетании с чертами характера и поведением личности), которые способствуют научно обоснованному выбору такой сферы деятельности учащегося, которая в значительной степени обеспечит его самореализацию.
Диагностико-консультационная функция профессиональной ориентации формирует готовность к осознанному и самостоятельному профессиональному самоопределению: позволяет учащимся осознать и оценить свои профессионально значимые качества (темпераментные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы выбора профессии, развитие операций мышления и т. д.), способствует определению оптимального соответствия между личностью и выбираемой профессией, готовности к постоянному повышению квалификации или смене специальности, профессии.
Субъекты моделирования — учащиеся, администрация, педагоги, психолог, родители, социальные партнеры.
Профессиональная ориентация в учреждении общего (полного) среднего образования имеет два этапа:
I этап — первичная ориентация в мире профессий (1 — 6 классы);
II этап — профессиональное самоопределение (7 — 11 классы):
1. выбор предпрофильного класса (7 класс);
2. выбор профильного класса
(9 класс);
3. выбор профессионального обучения (11 класс).
При реализации модели профессиональной ориентации необходимо опираться на следующие принципы:
1. научности, предполагающий соответствие содержания элементов профессиональной ориентации уровню последних научных исследований в психологической и педагогической науках;
2. гуманизации, способствующий в ходе мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию, изучению личности человека как высшей ценности на земле;
3. интеграции, предполагающий объединение усилий субъектов образовательного процесса при выполнении определенного направления профориентационной деятельности, при котором каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества социально-профессионального самоопределения личности;
4. дифференциации и индивидуализации, помогающий организовать образовательный процесс (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов учащихся;
5. непрерывности, который ориентирует всех субъектов профориентационной работы на обеспечение в образовательном процессе единства начального, основного и среднего (полного) образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами;
6. партнерства, предполагающий добровольное взаимодействие педагога и школьника ради достижения общих целей и совместного решения проблем на основе взаимоува-
жения и признания равных прав субъектов взаимодействия.
Исходя из представленной модели профессиональной ориентации учреждения общего (полного) среднего образования, можно сказать, что выбор профессии сегодня есть, по сути, выбор определенной образовательной области, а нередко и множества областей, в рамках которых будет проходить профессиональное развитие человека. Профессиональное самоопределение сегодня напоминает, скорее, выбор образовательного маршрута, чем места работы. Это связано не только с особенностями современного наукоемкого производства, но и с природой информационного общества, в котором стирается грань между профессиональнотрудовой и учебной, образовательной деятельностью. Овладение информацией, новыми способами профессионального мышления и технологиями профессиональной деятельности заполняет, по сути, основное содержание рабочего времени специалиста.
Выбирая профессию, выпускник школы должен выбрать и выстроить модель своего непрерывного образования, индивидуальную систему самоорганизации в образовательно-профессиональном пространстве. Образование для него является не временным этапом на пути карьерного роста, а основным содержанием жизнедеятельности, своего рода, образом жизни. Готовность к продолжению образования становится
ключевой компетенцией. Являясь сложным личностно-поведенческим конструктом, данная компетенция включает в себя опыт решения жизненных проблем, требующих рефлексии своей социальнопрофессиональной зрелости и открытости новому опыту; интерпретации и планирования своей жизни, построения образа будущего образования как важнейшей жизненной ценности.
Г. И. Аникина в статье «К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника: ориентация на продолжение образования» пишет, что ситуация развития личности современного старшеклассника такова, что готовность к получению желаемого образования выступает как системообра-
зующий фактор направленности личности на данном этапе ее социализации, становится доминирующим жизненным планом [1].
Вместе с тем нельзя не отметить, что большинство старшеклассников не могут соотнести престиж профессии, образовательный маршрут и структуру собственных способностей. Их отличает слабая ориентировка в ситуации на рынке труда, который уже давно перенасыщен специалистами таких профессиональных сфер, как юриспруденция, экономика, менеджмент, психология и т. п., в то время как спрос на квалифицированные рабочие кадры значительно превышает предложение. Старшеклассник часто не знает, чего он хочет, кем бы он хотел быть. Знание о профессии не делает ее автоматически предметом профессионального самоопределения. Предметом реального интереса она становится лишь тогда, когда приобретает для выпускника определенный смысл, т. е. вписывается в контекст его жизненных перспектив.
Предложенная модель профессиональной ориентации позволяет корректировать указанные выше негативные стороны профессионального самоопределения. С учетом сказанного можно выделить признаки ориентации на продолжение образования как определенной социокультурной компетентности старшеклассника, на развитие которой направлена деятельность в рамках описанной модели:
1. потребность в получении данного вида образования как системообразующий фактор направленности личности на данном этапе ее социализации;
2. знание о целях, содержании, формах и условиях получения данного вида образования, выбор наиболее оптимального из вариативных путей его достижения;
3. опыт углубленного изучения данной сферы;
4. оценка своих способностей, готовности к преодолению вступительных испытаний и прохождению программы обучения;
5. потребность в общении с обучающимися и выпускниками избирае-
мого образовательного учреждения, изучение их опыта.
Таким образом, анализ педагогических условий формирования готовности старшеклассников к продолжению образования позволил выделить систему личностно ориентированных ситуаций, актуализирующих процесс разработки собственного образовательного проекта. Первая из выделенных ситуаций — ситуация педагогической поддержки исканий учащихся, связанных с решением вопроса о смысле продолжения образования. Эффективная педагогическая поддержка решения этих проблем возможна при наличии доверия и равноправных диалогических партнерских взаимоотношений педагога и воспитанника, ориентации на индивидуальность и уникальность личности каждого воспитанника. Вторая ситуация, через которую должен «пройти» стар-
шеклассник, — это ситуация принятия решения о пути продолжения образования, что включает выбор профессиональной сферы и создание образа профессионала. Наконец, третья ситуация — это разработка конкретного образовательного «проекта», «маршрута», своего рода жизненного плана на ближайший период и на перспективу, что включает выбор образовательного учреждения, формы обучения, оценку своих интеллектуальных, временных, материальных и других ресурсов. В этой ситуации должны содержаться такие задачи, которые ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе жизненного пути как своеобразном поступке и давать ему нравственную оценку; обосновывать личную и социальную значимость своих намерений, не полагаясь на помощь и подсказку других.
ЛИТЕРАТУРА
1. АНИКИНА Г. И. К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника : ориентация на продолжение образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2006. Вып. 4. Режим доступа : http://elibrary.ru/.
2. КОНЦЕПЦИЯ профильного обучения на старшей ступени общего образования : приложение к Приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва № 2783 / Центр дистанционного образования Эйдос. Электрон. Журнал. Режим доступа к журн. : http://www.eidos.ru.
3. ПАСПОРТ государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики : внедрение современной модели образования в 2009—20l2 годы». Режим доступа : www.portal.gersen.ru.
4. ПРИОРИТЕТНЫЙ национальный проект «Образование» / Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа : http://mon.gov.ru.
5. ПРЯЖНИКОВ Н. С. Школьная профориентация : мечты и реальность // Школьный психолог. 2003. № 4. С. 12—13.
6. НОВИКОВ А. М. Образовательный проект : методология образовательной деятельности. М. : Эгвес, 2004. 120 с.
Статью рекомендует д-р псих. наук, проф. Э. Э. Сыманюк