Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ / БОГОСЛОВИЕ (ТЕОЛОГИЯ) / ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивногорцева Светлана Юрьевна

В работе зафиксированы два возможных направления подготовки учителей православного вероучения для воскресных и православных общеобразовательных школ современной России - теологическая подготовка с усилением педагогической составляющей и педагогическая с включением теологической компоненты. Целью предложенной статьи является обоснование логики и содержания подготовки учителя православного вероучения в рамках педагогического направления образования с включением богословской (теологической) составляющей. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали анализ и синтез информации из современных научных статей, сопоставление научных идей и концепций, педагогического опыта прошлого и современности, нормативных документов, сайтов православных образовательных учреждений, включенное наблюдение, моделирование. Результаты. В статье представлен опыт проработки логики и содержания подготовки учителей основ православного вероучения. В качестве исходной составляющей были взяты традиции и опыт подготовки учителей начальных классов, в содержание образовательной программы и учебного плана которых были включены новые элементы: основы православного богословия и культуры; христианская антропология как дисциплина, непосредственно связывающая богословие с педагогикой и раскрывающая для последней иные горизонты взгляда на личность, ее воспитание и развитие, а значит, позволяющая формулировать иные принципы педагогической деятельности, применять свои особые методы образования личности; методика преподавания основ православного вероучения, знания, умения и опыт овладения которой расширяются и закрепляются в ходе прохождения обучающимися педагогической практики в воскресной и православной общеобразовательной школе, исследования ее отдельных аспектов в ходе подготовки обучающимися курсовых и выпускных квалификационных работ. Выводы. Предложенные логика и содержание подготовки преподавателя основ православного вероучения не требуют разработки отдельной образовательной программы подготовки в рамках бакалавриата, они вполне вписываются в структуру существующих образовательных программ, например, подготовки учителя начальных классов, при условии, что разработчики данных программ ставят своей целью включить в ряд формируемых у обучающихся профессиональных компетенций готовность к осуществлению образовательного процесса в православно-ориентированной школе. Допускаем, что предложенная модель (от изучения теологии к методике преподавания религии в школе) может быть распространена на подготовку учителя любой иной традиционной религии в школе при сохранении логики и изменении содержательного наполнения дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE LOGIC AND CONTENT OF TEACHER TRAINING IN ORTHODOX RELIGIOUS EDUCATION

The article marks two possible directions in preparing teachers for teaching Orthodox religious education at Sunday schools and Orthodox secondary schools of the present-day Russia, i.e. theological training with a more prominent pedagogical element and pedagogical training that includes the theological element. The aim of the article is to provide a foundation for the logic and content of training teachers in Orthodox religious education in the framework of pedagogical direction of education that includes the theological element. Materials and methods. The main methods of the study are analysis and synthesis of information from contemporary scienti c articles, comparing scienti c ideas and concepts, pedagogical experience of the past and the present, legislative documents, websites of Orthodox educational institutions, participant’s observation, modelling. Results. The article uses the experience of elaborating the logic and content of teacher training in elements of the Orthodox religious education. The starting point was traditions and experience of training teachers of elementary school, in whose educational programme and curriculum new elements were included: Orthodox theology and culture; Christian anthropology as a subject that immediately links theology and pedagogy and exposes for pedagogy new horizons of looking at the person, education and development and, therefore, allows one to formulate new principles of educational activity, employ its own speci c methods of educating the person; methods of teaching elements of Orthodox religion, the knowledge, skills and experience of which are broadened and assimilated through pedagogical practice at Sunday schools and Orthodox secondary schools, the study of its speci c aspects when writing assignments and dissertations. Conclusions. The proposed logic and content of training a teacher of elements of Orthodox religion will not demand the making of a speci c educational programme on the undergraduate level, they are already quite incorporated in the structure of existing educational programmes, e.g. the training of primary school teachers, on condition that the authors of these programmes have the aim of including in the range of professional competencies the readiness to implement educational process at an Orthodox-oriented school. It is supposed that the proposed model (from studying theology to the methods of teaching religion at school) may be expanded on teacher training of any other traditional religion at school while preserving the logic and changing the content of the subject.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГИКИ И СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Дивногорцева Светлана Юрьевна, д-р пед. наук, доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Московский педагогический государственный университет Москва, Россия sdivnogortseva@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-4143-2614

2022. Вып. 66. С. 13-24

Б01: 10.15382Миг^202266.13-24

Проектирование логики и содержания подготовки

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация: В работе зафиксированы два возможных направления подготовки учителей православного вероучения для воскресных и православных общеобразовательных школ современной России — теологическая подготовка с усилением педагогической составляющей и педагогическая с включением теологической компоненты. Целью предложенной статьи является обоснование логики и содержания подготовки учителя православного вероучения в рамках педагогического направления образования с включением богословской (теологической) составляющей.

Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали анализ и синтез информации из современных научных статей, сопоставление научных идей и концепций, педагогического опыта прошлого и современности, нормативных документов, сайтов православных образовательных учреждений, включенное наблюдение, моделирование.

Результаты. В статье представлен опыт проработки логики и содержания подготовки учителей основ православного вероучения. В качестве исходной составляющей были взяты традиции и опыт подготовки учителей начальных классов, в содержание образовательной программы и учебного плана которых были включены новые элементы: основы православного богословия и культуры; христианская антропология как дисциплина, непосредственно связывающая богословие с педагогикой и раскрывающая для последней иные горизонты взгляда на личность, ее воспитание и развитие, а значит, позволяющая формулировать иные принципы педагогической деятельности, применять свои особые методы образования личности; методика преподавания основ православного вероучения, знания, умения и опыт овладения которой расширяются

© Дивногорцева С. Ю., 2022.

* Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция» «Научно-методические основы построения курса "Методика изучения православного вероучения в школе"».

С. Ю. Дивногорцева

и закрепляются в ходе прохождения обучающимися педагогической практики в воскресной и православной общеобразовательной школе, исследования ее отдельных аспектов в ходе подготовки обучающимися курсовых и выпускных квалификационных работ.

Выводы. Предложенные логика и содержание подготовки преподавателя основ православного вероучения не требуют разработки отдельной образовательной программы подготовки в рамках бакалавриата, они вполне вписываются в структуру существующих образовательных программ, например, подготовки учителя начальных классов, при условии, что разработчики данных программ ставят своей целью включить в ряд формируемых у обучающихся профессиональных компетенций готовность к осуществлению образовательного процесса в православно-ориентированной школе. Допускаем, что предложенная модель (от изучения теологии к методике преподавания религии в школе) может быть распространена на подготовку учителя любой иной традиционной религии в школе при сохранении логики и изменении содержательного наполнения дисциплин.

Ключевые слова: подготовка учителя, основы православного вероучения, богословие (теология), христианская антропология, методика преподавания, православный вуз.

С начала 90-х гг. ХХ в. в образующемся государстве Российская Федерация уходит в прошлое коммунистическая идеология СССР, а с ней — неприятие и отторжение Русской Православной Церкви в различных областях жизни общества. Становится вновь возможным религиозное образование в целом и православное образование в частности. В целях широкой реализации последнего на рубеже ХХ—ХХ1 вв. растет число «духовных учебных заведений разного уровня и профиля»1 — воскресные школы, православные общеобразовательные школы, духовные семинарии и академии, появляются православные вузы (прежде всего Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), в которых значительное место в содержании образования отводится изучению православного вероучения. Позднее в вузах России стали возникать кафедры теологии и иные структурные подразделения, реализующие образовательные программы по теологии.

Встал вопрос о преподавательском составе для этих образовательных учреждений. Проблема педагогических кадров для духовных семинарий и академий довольно скоро стала решаться путем предоставления преподавательских мест выпускникам этих учебных заведений. Педагогический коллектив православных общеобразовательных и воскресных школ формировался и до сих пор формируется из числа бывших учителей светских школ, а также выпускников светских педагогических вузов, в ряде случаев не имеющих педагогического образования (последняя ситуация в основном «сходит на нет» в православных общеобразовательных школах, но до сих пор довольно типична для воскресных школ).

1 Исидор (Тупикин Р. В.), митр. Государственная аккредитация Смоленской православной духовной семинарии: задачи, опыт, перспективы // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 3 (12). С. 121.

Важнейшим предметом православной общеобразовательной или воскресной школы является курс «Основы Православной веры» («Закон Божий»). Довольно часто этот предмет ведет священнослужитель или мирянин, имеющий диплом теолога, полученный либо в светском вузе, либо в духовной семинарии. На этот счет имеется зарубежный опыт, когда религию в школе преподает выпускник теологического факультета. В нашей стране в настоящее время теология «имеет статус самостоятельной отрасли научного знания и направления подготовки в высшей школе»2, и также не раз высказывалась точка зрения в защиту такого подхода, когда преподаватель основ православного вероучения должен иметь базовую теологическую подготовку.

Вполне можно согласиться с той точкой зрения, что «учитель с качественной теологической подготовкой сможет более эффективно преподавать знания о религиях»3, но лишь при том условии, что не менее качественной и объемной будет и психолого-педагогическая, а также методическая подготовка будущего педагога, для чего одной производственной практики, как делают многие духовные семинарии и вузы, реализующие направление «Теология», совершенно недостаточно. Что предлагают на сегодняшний день, например, духовные семинарии? На сайте духовной образовательной организации высшего образования «Смоленская Православная Духовная Семинария Смоленской епархии Русской Православной Церкви», одной из первых получивших лицензию и государственную аккредитацию среди духовных семинарий в учебном плане по направлению 48.03.01 «Теология», выявлено по две зачетных единицы (72 академических часа, из них примерно 50% — аудиторных, остальное отводится на самостоятельную работу обучающихся) на предметы «педагогика» (или «православная педагогика», по выбору) и «психология» (или «православная психология», также по выбору студента), часы на педагогическую практику не обнаружены, среди факультативов — «методика преподавания теологии», и это, разумеется, не одно и то же что методика преподавания православного вероучения в школе4. На сайте духовной образовательной организации высшего образования «Пензенская духовная семинария Пензенской епархии Русской Православной Церкви» нами также обнаружено лишь по две зачетных единицы на предметы «педагогика» и «психология»5. Поскольку тенденцией последних лет стала унификация учебных планов для духовных образовательных учреждений, вполне допустимо предположить, что и в учебных планах других духовных семинарий Русской Православной Церкви положение с изучением педагогики и психологии обстоит примерно так же.

2 Склярова Т. В. Теологическое образование и наука в России с 1993 по 2015 год: документы, события, факты // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 12.

3 Шмонин Д. В. «Толедские принципы» и теология в школе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 85.

4 См.: Официальный сайт Смоленской Православной Духовной Семинарии. URL: http://smolensk-seminaria.ru/sveden/files/Uchebnyy_plan_2021-2025(2).pdf (дата обращения: 10.05.2022).

5 См.: Официальный сайт Пензенской духовной семинарии. URL: https://seminariapenza. ru/sveden/files/ilovepdf_merged.pdf (дата обращения: 10.05.2022)

Отметим, что до революции 1917 г. Закон Божий был основным предметом большинства школ Российской империи, а духовные семинарии готовили обучающихся не только как будущих священнослужителей, но и как преподавателей этого предмета (законоучителей). Кроме этого, часть учащихся духовных семинарий не принимала священнический сан, в ряде случаев при этом становясь обычными педагогами школ. Кафедр педагогики при этом в духовных образовательных учреждениях, как правило, не существовало (известно, например, что постановлением Священного Синода в 1867 г. в Санкт-Петербургской духовной академии была открыта самостоятельная кафедра по педагогике, однако вскоре, в 1869 г., она была соединена с кафедрой нравственного богословия). Во второй половине XIX в. в содержание образования духовных образовательных учреждений начали вводиться психолого-педагогические дисциплины: например, в Московской духовной семинарии изучались психология, дидактика (на ее изучение отводилось два урока в неделю в 5-м классе и один урок — в 6-м классе, т. е. примерно 60 и 30 аудиторных часов соответственно, что даже больше, чем в духовных семинариях на сегодняшний день). Кроме того, ученики Московской духовной семинарии проходили практику в образцовой начальной школе, основанной при семинарии и предназначенной для обучения мальчиков из низших сословий. В такой школе семинаристы 5-х и 6-х классов в назначенное время проводили уроки — один урок в неделю при обучении в пятом классе и два урока в неделю в шестом6. Педагогика преподавалась и в Санкт-Петербургской духовной семинарии, при ней для организации педагогической практики семинаристов была создана воскресная школа.

Одновременно заметим: при том, что до революции 1917 г. педагогическая подготовка будущих пастырей и преподавателей православного вероучения была объемнее и носила практико-ориентированный характер, к ней было немало замечаний и критики, например, за недостаточный объем, несоответствие преподавателей педагогики в семинариях занимаемой должности (отсутствия у них самих педагогического образования и опыта, когда, например, дидактику читал философ; недостаточное количество педагогической практики и т. д.). Профессором Н. Н. Глубоковским предлагалось, например, хотя бы при одной духовной академии организовать педагогический институт, который и будет готовить пожелавших заниматься педагогической деятельностью выпускников духовных семинарий, однако данное предложение не было реализовано. Отметим также, что весьма распространенной и положительно зарекомендовавшей себя инновацией того времени стало повышение профессионального уровня законоучителей на кратковременных педагогических курсах и съездах (известно, например, что священномученик Фаддей (Успенский), будучи инспектором, преподавателем, позднее ректором духовных образовательных учреждений, не только организовывал такого рода курсы, но и сам давал на них образцовые уроки для учителей).

Таким образом, в зарубежной практике, в истории России имеется опыт подготовки теологов как преподавателей религии в школе. Однако что касается ситуации в нашей стране, то ни ранее, ни сейчас, этот опыт нельзя назвать успешным, поскольку как не доставало, так и в настоящее время не достает пе-

6 См.: Кедров Н. И. Московская духовная семинария. М., 1889. С. 61.

дагогической составляющей в этой подготовке — как теоретической, так и практической. В том числе проблемой можно считать отсутствие курса, нацеленного на изучение методики преподавания православного вероучения.

Не альтернативой, но параллельным путем подготовки учителей православного вероучения в школах можно, на наш взгляд, считать педагогическую подготовку с включением теологической компоненты в образовательную программу. Такой уникальный для нашей страны опыт уже более двух десятков лет существует в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, который можно с полной уверенностью назвать инновационным, поскольку он направлен на проникновение в практику педагогического нововведения — подготовки в рамках педагогического направления преподавателя православного вероучения для православно-ориентированной школы. Нельзя сказать, что творческий коллектив, работающий на педагогическом направлении в ПСТГУ, создал какую-то новую педагогическую систему, но мы ввели новые элементы в существующую систему подготовки учителя начальных классов, по-новому их скомбинировали, что дает основание, согласно выводам коллег7, считать деятельность нашего педагогического коллектива инновационной.

Рассмотрим, каким же образом спроектированы логика и содержание обучения с целью подготовки преподавателя православного вероучения в школе. Прежде всего мы исходили из существующих в ПСТГУ возможностей подготовки учителя начальных классов, которая начала реализовываться на тогда только что образовавшемся педагогическом факультете под руководством кандидата педагогических наук о. Киприана (Ященко) в 1997 г. За несколько лет удалось выстроить учебный план в соответствии с существующими на то время стандартами и традициями подготовки учителя начальных классов в нашей стране, собрать коллектив единомышленников-педагогов, ввести в содержание образования в качестве вузовского компонента богословский (теологический) компонент. Постепенно к настоящему времени сложились концептуальные идеи, ряд аспектов моделирования подготовки студентов к преподаванию православного вероучения в школах.

«Моделирование в современных педагогических исследованиях, — как отмечают коллеги, — выступает в качестве одного из ведущих методов анализа явлений, поиска наиболее оптимальных путей построения процессов обучения и воспитания, развития личности. Особенно актуальным создание моделей... становится в связи с необходимостью реализации новых теоретических подходов в педагогическом процессе»8. В соответствии с данной установкой выделим наиболее важные аспекты, связанные с подготовкой будущих учителей к преподаванию православного вероучения в школе в условиях их обучения в конфессионально-ориентированном вузе, и предпримем попытку сконструировать соответствующую содержательную модель.

7 См.: Беленок И. Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): дис. ... д-ра пед. наук. Новосибирск, 2000.

8 Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов. Ярославль, 2011. С. 11.

В связи с трудностью обеспечения в будущем полноценной нагрузки преподавателя православного вероучения мы посчитали целесообразным не открывать отдельный профиль в рамках направления «Педагогическое образование», а готовить к этому виду деятельности обучающихся в рамках традиционных для отечественной высшей школы профилей, в частности, профиля «Начальное образование». Укреплению этой позиции способствовало и то обстоятельство, что с 2012 г. в отечественную школу был введен в качестве обязательной дисциплины предмет «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого стали «Основы православной культуры». Предмет был предназначен для изучения в 4-м классе, т. е. в начальной школе; соответственно, учитель начальной школы, как посчитали мы, должен быть прежде всего подготовлен к его преподаванию. Реализация данной идеи имела на Педагогическом факультете ПСТГУ уже некоторую историю, поскольку в рамках подготовки студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования» ранее реали-зовывалась специализация «Основы православной культуры в начальной школе» (отметим, что до 2012 г. предметы с такого рода или близким и к нему названием и содержанием довольно часто включались в учебные планы отечественных школ в качестве предметов регионального, школьного компонентов, а также факультативов). Итак, профессорско-преподавательской корпорацией Педагогического факультета ПСТГУ было принято решение, что учитель начальной школы, которого готовит ПСТГУ, получит дополнительные компетенции по преподаванию основ православной культуры в общеобразовательной школе и основ православного вероучения (Закона Божия) в православно-ориентированной (общеобразовательной или воскресной) школе. Предоставленная последними Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования определенная свобода в содержательном наполнении образовательной программы вузов, а также предлагаемые ими компетенции, позволили выстроить логику и содержание подготовки учителя начальных классов в ПСТГУ следующим образом.

Тот факт, что ПСТГУ является конфессионально-ориентированным высшим учебным заведением и студенты, поступающие сюда на обучение, в большинстве случаев выбирают данный вуз по причине соответствия содержания образования в нем, уклада и выстраивания жизнедеятельности их мировоззренческим позициям, дало нам основание для введения в образовательный процесс подготовки педагогов знаний, предоставляющих методологическую базу для понимания психолого-педагогических дисциплин как православно-ориентированных. Для них в образовательной программе был выделен отдельный блок «Основы православного богословия и культуры», куда вошли такие предметы, как: введение в православное вероучение, введение в литургическое предание, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, агиология, патрология.

По этой же причине дисциплины так называемого социогуманитарного блока также «усилены» и дополнены знаниями из области православного богословия и культуры: так, например, курс истории дополняется курсами по истории древней христианской Церкви и Русской Православной Церкви, в изучении философии значительное место отводится наследию русской религиозной

философии, введены курсы иконоведения (теории и истории христианского искусства), церковно-певческого обихода.

Принимая во внимание важнейший на сегодняшний день в педагогической науке принцип универсальности при подготовке специалиста, в образовательную программу «Начальное образование» были включены дисциплины, знакомящие студентов в адекватных и должных пределах с другими религиями и идеологиями, их критическое оценивание с позиций православной традиции (факультативные курсы «религиоведение» и «сектоведение»).

Включение всех вышеупомянутых курсов позволяет, во-первых, формировать такую важнейшую для современного педагога универсальную компетенцию, как «способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах»9, а также позволяет сформировать теоретические основы для дальнейшего осуществления современными учителями актуальной на сегодняшний день деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, основанной на традициях православного богословия и культуры.

Следующей важнейшей особенностью образовательной программы «Начальное образование» стало наполнение блока профессиональных знаний ценностно-смысловыми ориентирами, изучение психолого-педагогических дисциплин через призму христианской антропологии, православного богословия и культуры, что способствует, например, пониманию педагогической деятельности как нацеленной на спасение и нравственное назидание личности, позволяет говорить о трехстороннем характере воспитания (воспитание человека Богом, самовоспитание, воздействие на человека других людей), о другодоминантности развития личности (направленность на служение Богу и человеку), о приоритетности религиозно-нравственного воспитания личности и т. д.10

Осознание христианского смысла получаемых профессиональных психолого-педагогических знаний способствует, во-первых, возведению христианских ценностей в миропонимании будущих педагогов на новый качественный уровень, во-вторых, — реализации их будущей профессиональной педагогической деятельности как аксиологически обусловленной, в-третьих, создает не только усвоенную, но и осмысленную в определенной парадигме теоретическую базу для формирования профессиональных умений, формирование которых начинается с изучения методик и технологий преподавания тех или иных предметов начальной школы.

В рамках данной статьи, чтобы не выходить за пределы обозначенных темы и цели, не будем останавливаться на стратегии выстраивания всех методических курсов для подготовки будущего учителя начальных классов, а рассмотрим лишь специально введенный в ПСТГУ для будущих педагогов модуль «Методы и тех-

9 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

10 См. подробнее: Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. М., 2011. С. 21.

нологии преподавания православного вероучения и культуры», в который нами были включены такие дисциплины, как: методика преподавания курса «Основы православной культуры», методика преподавания курса «Основы Православной веры», церковнославянский язык и методика его преподавания курса «Основы Православной веры», церковнославянский язык и методика его преподавания. Модуль дополняется факультативом «Церковное краеведение», на котором студенты учатся организации учебно-исследовательской деятельности на основе изучения краеведческого материала церковного характера. Таким образом, как видим, три из предложенных дисциплин модуля непосредственно готовят студентов к преподаванию православного вероучения в православных общеобразовательных и воскресных школах.

Дисциплина «Методика преподавания курса "Основы Православной веры"» разработана доцентом кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, кандидатом педагогических наук Татьяной Алексеевной Становской. Во многом содержание курса основывается на изучении исторического опыта преподавания Закона Божия в России в ходе подготовки и защиты Т. А. Становской диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (научный руководитель — доктор педагогических наук С. Ю. Дивногорцева)11 и лишь пока еще в небольшой степени отражает обобщение современного отечественного опыта, который было бы полезно сравнить с современным опытом такого рода за рубежом (эти темы ждут своих исследователей для написания кандидатских и докторских диссертаций). К настоящему времени содержание дисциплины «Методика преподавания курса "Основы Православной веры"» включает в себя изучение таких тем, как:

— общие вопросы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в традициях православного богословия и культуры;

— вопросы истории формирования и становления методики преподавания предмета «Основы Православной веры» («Закон Божий»), современные актуальные проблемы преподавания курса;

— содержание, цель и задачи курса «Основы Православной веры»;

— стандарты и документы, регламентирующие преподавание курса «Основы Православной веры»;

— требования к личности и профессиональной деятельности преподавателей курса «Основы Православной веры»;

— методика преподавания отдельных тематических разделов курса «Основы Православной веры»;

— особенности проведения урока курса «Основы Православной веры», методов и средств обучения, оценивания обучающихся;

— учебно-методическое обеспечение предмета «Основы Православной веры»: особенности и критерии выбора;

— вопросы планирования, проектирования и конструирования рабочих программ по предмету «Основы Православной веры».

11 См.: Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX вв.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

В процессе изучения данного предмета, а также вышеупомянутых курсов церконо-славянского языка и методики его преподавания, церковного краеведения, студенты закрепляют как общепрофессиональные компетенции, например, связанные с разработкой основных и дополнительных образовательных программ, так и профессиональные, например, способность к осуществлению инновационной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников на основе базовых национальных ценностей и в традициях православного богословия и культуры, способность осуществлять индивидуальную и совместную образовательную деятельность обучающихся на приходах Русской Православной Церкви, способность организовывать различные виды внеурочной деятельности для достижения обучающимися личностных и межпредметных результатов.

Если в ходе изучения методики преподавания основ православного вероучения обучающиеся получают необходимые педагогические знания, у них формируются профессиональные умения, то в течение практики они овладевают соответствующими навыками. Так, в ходе педагогической практики в воскресной школе студенты учатся разрабатывать структуру дополнительных образовательных программ для данного вида учебно-воспитательных учреждений, овладевают опытом постановки и решения задач духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в традициях православного богословия и культуры в условиях внеучебной деятельности, организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурно-досуговой с учетом возможностей воскресной школы, историко-культурного своеобразия социокультурной среды, учатся грамотно ставить образовательные цели, знать и соотносить содержание учебного материала, формы, методы и средства обучения по различным предметам в воскресной школе со знаниями в области православного богословия.

Вообще уместно отметить, что при выборе других различных видов практики в школе (проектно-технологической, преддипломной и т. д.) студенты вправе выбирать виды образовательных учреждений — будет ли это государственная или частная православная общеобразовательная школа. Довольно часто такой выбор зависит от темы курсового или дипломного исследования. Если студент выбирает объектом своего исследования процесс изучения православного вероучения, то в этом случае базой его исследования и прохождения практики становится православная общеобразовательная или воскресная школа.

Поскольку студенты педагогического направления первую курсовую работу пишут на втором году обучения, она, как правило, бывает посвящена вопросам общей педагогики или психологии, истории педагогики и образования. На этом этапе обучения студенты еще не овладевают методикой преподавания основ православного вероучения, но уже знакомятся с особенностями образовательного процесса в православно-ориентированных школах, выбирая темой своих исследований, например, такие: «Компетенции законоучителя современной воскресной школы», «Малокомплектная воскресная школа: особенности, преимущества и недостатки в современных условиях», «Особенности работы классного руководителя в современной православной школе», «Методы организации деятель-

ности в воспитательной работе педагога современной православной школы». На третьем году обучения студенты работают над курсовым исследованием «методического характера», поэтому темы их работ связаны с изучением тех или иных аспектов методики преподавания различных предметов в начальной школе, в том числе методики изучения основ православного вероучения. В соответствии с этой задачей и формулируется тематика курсовых работ, например: «Жития святых как средство формирования представлений младших школьников о христианской семье на уроках основ православной веры», «Групповая учебная работа на уроках основ православной веры как средство повышения познавательного интереса младших школьников», «Проектная деятельность как средство развития творческой активности младших школьников на уроках основ православной веры», «Технология проблемного обучения младших школьников как средство формирования понятий о христианской нравственности на уроках основ православной веры», «Формирование вероучительных знаний у младших школьников в воскресной школе посредством ролевой игры», «Использование иконографических изображений при изучении притч на уроках Закона Божия в воскресной школе как средство повышения активности и сознательности усвоения материала обучающимися» и др. Как правило, некоторые из выбранных тем к концу обучения на ступени бакалавриата «перерастают» в более углубленное исследование в процессе подготовки студентами выпускных квалификационных работ.

Таким образом, логика и содержание подготовки современного учителя основ православного вероучения на кафедре педагогики ПСТГУ вписана в контекст подготовки учителя начальных классов и заключает в себя: общетеоретическую подготовку обучающихся — изучение основ педагогики и основ православного богословия, а также при желании студентов основ религиоведения, знания из которых могут быть синтезированы студентами при написании курсовой работы, связанной с исследованием образовательного процесса в воскресных или православных общеобразовательных школах, и, затем — методическую (курс «Методика преподавания курса «Основы Православной веры»), соединенную с прохождением практики (обязательной для всех в воскресных школах и по выбору студентов в православной общеобразовательной школе) и написанием курсовой работы, а далее выпускной квалификационной работы, когда студент выбирает предметом своего исследования тот или иной аспект методики преподавания основ православной веры в школе.

Список источников

Беленок И. Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): дис. ... д-ра пед. наук. Новосибирск, 2000. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической

культуры в России. М., 2011. Исидор (Тупикин), митр. Государственная аккредитация Смоленской православной духовной семинарии: задачи, опыт, перспективы // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 3 (12). С. 119-129. Кедров Н. И. Московская духовная семинария. М., 1889.

Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов. Ярославль, 2011.

Официальный сайт Пензенской духовной семинарии. URL: https://seminariapenza.ru/ sveden/files/ilovepdf_merged.pdf (дата обращения: 10.05.2022).

Официальный сайт Смоленской Православной Духовной Семинарии. URL: http:// smolensk-seminaria.ru/sveden/files/Uchebnyy_plan_2021-2025(2).pdf (дата обращения: 10.05.2022).

Склярова Т. В. Теологическое образование и наука в России с 1993 по 2015 год: документы, события, факты // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV. Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 11—27.

Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX вв.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 12.05.2022).

Шмонин Д. В. «Толедские принципы» и теология в школе // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 72—88.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 66. P. 13-24 DOI: 10.15382/sturIV202266.13-24

Svetlana Divnogortseva, Doctor of Sciences in Education, Associate Professor, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia sdivnogortseva@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-4143-2614

Designing the Logic and Content of Teacher Training in Orthodox Religious Education

S. Divnogortseva

Abstract: The article marks two possible directions in preparing teachers for teaching Orthodox religious education at Sunday schools and Orthodox secondary schools of the present-day Russia, i.e. theological training with a more prominent pedagogical element and pedagogical training that includes the theological element. The aim of the article is to provide a foundation for the logic and content of training teachers in Orthodox religious education in the framework of pedagogical direction of education that includes the theological element.

Materials and methods. The main methods of the study are analysis and synthesis of information from contemporary scientific articles, comparing scientific ideas and concepts, pedagogical experience of the past and the present, legislative documents, websites of Orthodox educational institutions, participant's observation, modelling. Results. The article uses the experience of elaborating the logic and content of teacher training in elements of the orthodox religious education. The starting point was traditions and experience oftraining teachers ofelementary school, in whose educational

programme and curriculum new elements were included: Orthodox theology and culture; Christian anthropology as a subject that immediately links theology and pedagogy and exposes for pedagogy new horizons of looking at the person, education and development and, therefore, allows one to formulate new principles of educational activity, employ its own specific methods of educating the person; methods of teaching elements of Orthodox religion, the knowledge, skills and experience of which are broadened and assimilated through pedagogical practice at Sunday schools and Orthodox secondary schools, the study of its specific aspects when writing assignments and dissertations.

Conclusions. The proposed logic and content of training a teacher of elements of Orthodox religion will not demand the making of a specific educational programme on the undergraduate level, they are already quite incorporated in the structure of existing educational programmes, e.g. the training of primary school teachers, on condition that the authors of these programmes have the aim of including in the range of professional competencies the readiness to implement educational process at an Orthodox-oriented school. It is supposed that the proposed model (from studying theology to the methods of teaching religion at school) may be expanded on teacher training of any other traditional religion at school while preserving the logic and changing the content of the subject.

Keywords: religious education, methods of teaching religion, methods of teaching Orthodox religion, didactics, teaching principles, teaching methods and techniques, Orthodox university.

References

Divnogortseva S. (2011) Istoriko-teoreticheskii analizpravoslavnoipedagogicheskoi kul'tury v Ros-sii. Moscow (in Russian).

Belkina V. (ed.) (2011) Kompetentnostnyipodkhod vprotsesse nepreryvnogoprofessional'nogopeda-gogicheskogo obrazovaniia studentov. Yaroslavl (in Russian).

Isidor (Tupikin, metropolitan) (2020) "Gosudarstvennaia akkreditatsiia Smolenskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii: zadachi, opyt, perspektivy". Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii, 2020, vol. 3 (12), pp. 119—129 (in Russian).

Shmonin D. (2017) ""Toledskie printsipy" i teologiia v shkole". Gosudarstvo, religiia, Tserkov' v Rossii i za rubezhom, 2017, vol. 4, pp. 72—88 (in Russian).

Skliarova T. (2021) "Teologicheskoe obrazovanie i nauka v Rossii s 1993 po 2015 god: dokumen-ty, sobytiia, fakty". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV. Pedagogika. Psikhologiia, 2021, vol. 63, pp. 11—27 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 28.05.2022 The article was submitted 28.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.