ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Дивногорцева Светлана Юрьевна,
д-р пед. наук,
2019. Вып. 53. С. 9-19
DOI: 10.15382MurIV201953.9-19
зав. кафедры ПиМНО ПСТГУ профессор кафедры педагогики
института «Высшая школа образования»
Московского педагогического государственного университета Российская Федерация, 115184,
г. Москва, ул. Новокузнецкая д. 23Б
ОЯСГО: 0000-0002-4143-2614
Преподавание православного вероучения и православной культуры:
*
ЗАДАЧИ, СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТ
С. Ю. Дивногорцева
Аннотация: Автор статьи поднимает проблему необходимости глубокой и фундаментальной подготовки учителей по основам религиозного вероучения и религиозной культуры. Практика преподавания этих предметов в современной российской школе насчитывает около тридцати лет, и для эффективного развития этого процесса становится недостаточным наличие и обобщение опыта. Автор статьи высказывает убеждение в том, в отечественном образовательном пространстве настало время научных исследований и появления науки о религиозном вероучении и религиозной культуре как учебных предметах и закономерностях обучения им различных возрастных групп, которая ляжет в основу подготовки соответствующих педагогических кадров. На примере разработки методики преподавания основ православного вероучения и православной культуры показана позиция автора и его научной школы в отношении постановки целей обучения этим предметам в школе, которые «диктуют» подходы к формулировке принципов, методов обучения и выявления его результатов. Во второй части статьи автором приведены примеры некоторых проблем методики преподавания православного вероучения и православной культуры, которые выявлены им на сегодняшний день и которые могут стать предметом научно-педагогических исследований: логика построения программ, особенности работы с терминологией, отбор содержания учебных книг и формулировки вопросов и заданий. Основной вывод, который делает автор статьи, касается того, что научные разработки методики преподавания православного вероучения и православной культуры не должны отставать от школьного обучения или идти вслед за ним, но удовлетворять его запросы, ориентировать школьных учителей на обоснованные, эффективные технологии и методики обучения.
* Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Ключевые слова: методика преподавания, православное вероучение, православная культура, учебный предмет, духовно-нравственное воспитание, педагогическая деятельность, научно-педагогическое исследование.
С начала 90-х гг. XX в. в православных школах России изучают основы православного вероучения, в государственных школах — основы православной культуры как факультатив или дисциплину по выбору, а с 2012 г. — как обязательный модуль по выбору курса «Основы религиозных культур и светской этики» для начальной школы. С 2015 г. в стандарт основного общего образования введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», содержание которой в настоящее время находится на стадии обсуждения. Предпринятые в руководстве отечественным образованием действия дают основание полагать, что оно, как и значительная часть российского общества, заинтересовано в изучении и формировании у подрастающего поколения россиян духовно-нравственной культуры, в том числе через приобщение обучающихся к основам религиозной традиции. В этом случае, полагаем, настало время масштабно и основательно, а не краткосрочно готовить соответствующие педагогические кадры, предварительно научно и методически обеспечив данный процесс. Формирующиеся технологии и методики преподавания религиозного вероучения и религиозной культуры подошли к тому этапу своего развития, когда уже недостаточным становится наличие эмпирического опыта, авторских идей вузовских и школьных педагогов. Для того чтобы эффективно готовить учителей и успешно преподавать, должна родиться наука о религиозном вероучении и религиозной культуре как учебных предметах и закономерностях обучения им различных возрастных групп, должна быть на научной основе разработана методика обучения детей, подростков и взрослых, изучен исторический и зарубежный опыт, созданы лаборатории и научные школы.
В представленной статье речь пойдет о разработке методик преподавания православного вероучения и православной культуры, в частности изложении идей, накопленных в ходе исследовательской деятельности сложившейся несколько лет назад в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете научной школы «Православная педагогическая культура в России и за рубежом» (руководитель — доктор педагогических наук С. Ю. Дивногорцева). Прежде всего отметим, что на педагогическом факультете обозначенного университета параллельно с подготовкой воспитателей для детских садов и учителей начальной школы обучающихся готовят к преподаванию православного вероучения и православной культуры, соответственно для них были в свое время разработаны учебные курсы по методикам преподавания православного вероучения и православной культуры. Имеющийся предварительный опыт позволил начать некоторые обобщения, в результате чего была подготовлена и выпущена коллективная монография преподавателей педагогического факультета «Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры»1, впервые в
1 Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография / [И. В. Метлик, С. Ю. Дивногорцева, Т. В. Склярова и др., научный редактор С. Ю. Дивногорцева]. М., 2016.
нашей стране издан учебник «Методика преподавания курса "Основы православной культуры"»2, одобренный Учебным комитетом Русской Православной Церкви, исследована история преподавания православного вероучения в дореволюционной России, в частности Т. А. Становской защищена летом 2017 г. диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.», в 2019 г. ожидается выход в свет коллективной монографии «Методическое наследие законоучителей российской школы второй половины XIX — начала XX в.».
В обосновании и развитии технологий и методик преподавания учебных предметов авторы того или иного методического подхода исходят из определенных установок. Наши установки и убеждения сформированы при работе с отечественными историческими материалами, в частности анализе работ передовых дореволюционных законоучителей, при изучении опыта преподавания христианской религии в Греции, Италии, Испании. Первая из них связана с формулировкой главной задачи уроков православного вероучения и православной культуры, каковой, на наш взгляд, должна быть задача духовного и нравственного развития и воспитания учащихся. Без постановки этой задачи они теряют, по нашему убеждению, всяческий смысл.
Заметим, что необходимость нравственного воспитания на уроках «Закона Божия» в России была обозначена в различных дореволюционных нормативно-методических документах в области образования3. Однако широкой практикой реализация этой задачи так и не стала, хотя многие передовые законоучителя, надо отдать им должное, видели и отмечали в своих работах ошибки преподавания «Закона Божия», заключающиеся в том, что оно шло отвлеченно, без заинтересованности детей, происходило нарушение баланса между догматическим и нравственным содержанием. Многими педагогами того времени отмечалось негативное влияние гербартовской системы обучения и воспитания на преподавание «Закона Божия», что выливалось в многознание, сухое заучивание, пренебрежение воспитанием воли и невнимание к чувствам детей4. Ряд законоучителей высказывали мысль о том, что необходимо развивать новое направление преподавания православного вероучения, которое должно быть направлено на ученика, ради которого существует школа, для которого предмет «Закон Божий» будет радостной встречей со Христом, которая поможет раскрыться образу Бо-жию в них, иными словами, будет способствовать развитию духовных и нравственных качеств, духовно-нравственной культуры личности.
Кроме решения задачи духовного и нравственного развития личности считаем важной реализацию еще одной задачи в ходе преподавания православного вероучения и православной культуры. О необходимости ее постановки в препо-
2 Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания курса «Основы православной культуры»: учебное пособие. М., 2017.
3 Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пруга-вин, сост. СПб., 1898.
4 Игнатьев А. А. Священник Евгений Федорович Сосунцов и его литературно-педагогическая деятельность / А. А. Игнатьев, сост. Казань, 1917.
давании христианства говорили нам в ходе совместных встреч и научных семинаров современные учителя религии в Греции, Италии, Испании. Дело в том, что какой бы подход мы ни избирали в преподавании православного вероучения и православной культуры — богословский, катехизаторский, культурологический и проч.5 — в любом случае мы будем говорить с детьми о сложившихся традициях православной культуры, в том числе «духовных традициях», которые, как полагается, нам не следует забывать. Но в этом случае неизбежно возникает опасность любования традицией как некой музейной ценностью. Познакомились, как в музее, получили, может быть, историческое знание и эстетическое удовольствие — и забыли. Возникает вопрос: зачем нам традиция, тем более зачем нам тратить драгоценное учебное время школьника на знакомство с ней, если мы не можем связать ее с настоящим? Поэтому еще одной главной задачей уроков основ православного вероучения и православной культуры мы считаем необходимость посмотреть насущным проблемам современной жизни в лицо и предложить на уроках детям, подросткам, юношам и девушкам христианские ответы на них.
Отметим, что похожим образом сформулированы и первые две задачи в Стандарте основного общего образования, где сказано, что «Изучение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; ... знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве»6.
Отметим также, что проблема развития учащихся в процессе обучения обсуждается в отечественной педагогической науке еще со времен К. Д. Ушинско-го. В советской дидактике «И. Я. Лернер выдвинул концепцию о четырехэле-ментном составе содержания образования, являющемся отражением состава культуры и включающем в себя: систему знаний о действительности, систему навыков и умений, опыт творческой деятельности и систему норм отношений к миру, друг другу»7. Отсутствием в содержании современного ему образования последних двух составляющих он объяснял слабость в развитии детей в массовом обучении. Задачу не только умственного, но и общего развития ума, воли и чувств личности ставил и довольно, на наш взгляд, успешно решал в 50—60 гг. ХХ в. академик Л. В. Занков. В работах Леонида Владимировича успешно, единственный раз в советской педагогике теоретически и экспериментально был раскрыт характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников, однако, как полагается в советское время, в этих исследованиях не ставилась задача организации работы по духовно-нравственному развитию личности. Подобного рода задача — рас-
5Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания... С. 20—24.
6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC %D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения 17.01.2019).
7 Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990. С. 11.
крытие связи между построением обучения и ходом духовного и нравственного развития школьников — не ставилась вообще никогда, да и ее формулировка кажется невозможной в силу длительности процесса воспитания личности, его многофакторности, зависимости от индивидуальных особенностей учащихся и т. д. Тем не менее, думается, это не отменяет важности и необходимости постановки задачи духовного и нравственного развития личности на уроках основ православной культуры и православного вероучения, равно как и задачи для научных исследований, которые, например, могут состоять в том, чтобы выявить характер объективной закономерной связи между построением обучения основам православного вероучения и православной культуры и формированием представлений школьников о возможности и необходимости применения их ценностных оснований при решении жизненных проблем и коллизий. До сих пор в плане воспитательно-развивающего воздействия на детей не изучены и не представлены в научных работах последствия изучения православного вероучения и православной культуры как педагогических нововведений, несмотря на то что соответствующей практике в нашей стране уже более тридцати лет.
Отметим, что, разумеется, перед учителем мало поставить задачу духовно-нравственного развития учащихся. Ему — и это задача научного сообщества — необходимо подробно разъяснить и дать четкое определение этого понятия, его отличия в контексте преподавания православного вероучения и православной культуры от понятия «усвоение» материала. Для учителя должны быть выдвинуты четкие дидактические принципы соответствующим образом построенного обучения. Отдельные попытки изложить их делаются8, но пока на интуитивной основе, в то время как большинство из них должны быть сформулированы в результате научного педагогического исследования, в том числе с опорой на теологию. При формулировке и раскрытии этих принципов было бы целесообразно сопоставить каждый из них с ранее сформулированными в отечественной и зарубежной дидактике принципами.
Важным является вопрос и о методах обучения, базирующихся на тех или иных сформулированных и научно обоснованных принципах. Еще В. В. Зень-ковский писал о важности чувств, развития эмоциональной сферы личности ребенка. Представляется, что в процессе преподавания основ православного вероучения и православной культуры должны быть использованы такие методы обучения, благодаря которым возникает связь познания с «многогранно проявляющимися чувствами школьников»9, которые будут способствовать постепенному развитию таких важных духовно-нравственных качеств личности, как осознание себя, способность вглядывания в свой внутренний мир.
В современной практике преподавания православного вероучения и православной культуры приходится наблюдать как отголоски классического немецкого отвлеченно-рассудочного преподавания, так и другую крайность — чрезмерное увлечение педоцентризмом, этого американского подхода в образовании, который диктует нам обучать через проблему, через занимательность, чтобы обучение проходило легко и незаметно в процессе игр, разгадывания кроссвордов,
8 См. об этом: Актуальные проблемы методики преподавания... С. 38—61.
9 ЗанковЛ. В. Избранные педагогические труды. М., 1990. С. 18.
решения тестов, участия в соревнованиях и т. п. И если немецкий подход порождал, как показала история, нелюбовь или безразличие к православию, то педо-центрический в большинстве случаев, на наш взгляд, порождает поверхностное отношение к нему, игру в православную культуру, отношение к ней как занимательной музейной ценности, но не как к возможной норме жизни. К сожалению, поверхностное отношение ко всему все более становится нормой нашей жизни. Мы не говорим с другими о важных вещах, неискренни, мы поверхностны к самим себе, потому что порой даже не пытаемся ответить на вопросы о том, кто мы, почему с нами происходят те или иные события и т. п. С этой точки зрения урок основ православного вероучения или основ православной культуры может стать тем событием, той встречей единомышленников или оппонентов, где они смогут всерьез и глубоко говорить, размышлять, дискутировать о современных проблемах, христианском взгляде на них и христианском подходе к их решению.
Одним из важных условий отхода от поверхностности может и должен стать также характер взаимоотношений учителя и учащихся на уроках основ православного вероучения и православной культуры, как, впрочем, на любых других уроках желательно тоже. На наш взгляд, неверной является установка на то, что преподавать православную культуру может любой желающий, хотя желание учителя вести такой курс в школе уже о многом говорит. Однако этого мало. Необходима не просто серьезная и глубокая подготовка учителя, но его жизнь в контексте православной культуры, подлинная любовь к этой культуре, что важно так же, как, например, любовь к математике или литературе соответствующих учителей-предметников, значение которой в деле преподавания не будет опровергать любой здравомыслящий человек. Но и этого недостаточно. К сожалению, часто наблюдаемым огромным недостатком православного образования в целом и его преподавания в частности, за что порой оно справедливо критикуется в светской среде, является авторитарный подход к взаимодействию с учащимися. Чрезвычайно важно с этой точки зрения умение родителя, воспитателя, педагога суметь распознать внутренний закон роста души ребенка. Профессор, протоиерей Василий Зеньковский по этому поводу отмечал, что «лучше не иметь никакой системы воспитания, . чем делать то, что насильственно должно его (ребенка. — Авт.) переделать и только испортить. Тайна человеческого роста настолько индивидуальна, что тот, кто только помогает в этом ребенку, — делает лучше, чем тот, кто что-то навязывает»10. Прежде всего это положение относится к духовной жизни и духовному опыту педагога, которые не должны довлеть над детьми. Любовь к детям должна сочетаться с уважением к ним на основе признания того факта, что каждый из нас — маленький или большой — есть образ Божий. Раскрытие этого образа, или духовно-нравственное развитие личности, — есть та среда, которая дает возможность педагогу действовать, но не подавляя, а предоставляя ребенку свободу. Это значит, что на уроках основ православного вероучения и православной культуры, как, впрочем, и на всех остальных, нужна особая доверительная атмосфера, опора на личный опыт детей, внимание к их вопросам, к их собственным оценкам и взглядам на изучаемое.
10 Зеньковский В. В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 25.
14
Исходная задача — духовное и нравственное развитие личности учащихся — определяет и подход к выявлению результатов. Считаем, что ни в коем случае это не должны быть формальные показания успеваемости, однако выявить критерии и показатели духовно-нравственного развития личности также не представляется объективно возможным. Поэтому оцениваться, например, могут совместные проекты детей, выполнение которых занимает довольно продолжительное время. Редкие отметки хороши тем, что снимают напряжение в обучении, способствуют подлинной мотивации в изучении предмета, а учителю позволяют лучше наблюдать за развитием учащихся. В общем и целом задача должна быть не в том, чтобы получить конкретный результат духовного и нравственного развития учащихся, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности в преподавании православного вероучения или православной культуры для развития учащихся. Выполнение этой задачи требует, в свою очередь, специального обдумывания и построения учебного процесса, исследования и обоснования конкретных путей и форм достижения на этих уроках единства обучения и воспитания как минимум и реализации «воспитывающего обучения» (прот. В. Зеньковский) как максимум. Эта задача может быть выполнена не путем проведения одних лишь конференций и обсуждений, а в процессе углубленных исследований школьной действительности, с одной стороны, и путем педагогического эксперимента — с другой, хотя методика исследования была и, увы, пока так и остается слабым звеном педагогики.
Предметом пристального анализа должны стать не показ и описание, но изучение и обобщение опыта учителей. Необходимо не просто собрать, но проанализировать широкий и разносторонний практический опыт преподавания православной культуры и православного вероучения. Интересно было бы, например, выявить образцы педагогического мастерства, обсудить проблему усвоения и освоения опыта передовых учителей их коллегами. Это первая и важнейшая задача на сегодняшний день. С другой стороны, было бы неправильно в решении вопроса о создании методики эффективного изучения православного вероучения и православной культуры удовлетвориться решением только этой задачи. Дидактика как наука создается не только на основе анализа и обобщения опыта, но и на основе проведения научно обоснованной экспериментальной работы, и тогда она уже не идет вслед за школьным обучением, и тем более она не должна от него отставать, но, наоборот, она должна удовлетворять запросы жизни и обучения.
Приведем лишь несколько примеров того, какие важнейшие проблемы может и должна решать методика преподавания православного вероучения и православной культуры как наука. Например, в Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования заложен системно-деятельностный подход. Под системностью обучения понимается необходимость преподавать основы наук в строго логическом порядке11, который определяется системой и логикой соответствующей науки. В то же время наука не переносится прямо в учебный предмет, а соотносится с возрастными особенностями учащихся, дидактическими принципами обучения. До революции, например, предлагали три
11 Занков Л. В. Избранные педагогические труды. С. 29.
ведущих способа, или последовательности, обучения Закону Божию, и каждый из них имел своих сторонников и противников12. Преимущество того или иного из них экспериментально доказано не было. В настоящее время, к сожалению, об этой проблеме вообще разговор не ведется, и содержание предлагаемых программ и учебников, наверное, построено, исходя из какой-то логики авторов, но вот соответствует ли она логике построения науки, в данном случае теологии, возрастным особенностям детей и каким дидактическим принципам — неизвестно.
Еще одна проблема — это проблема терминологии. Во-первых, есть установленные на сегодняшний день нормы дидактики, ограничивающие введение новых терминов в рамках определенной единицы учебного времени, что далеко не всегда соблюдается современными авторами учебников. Но дело даже не в этом. Если на уроках русского языка или, например, математики стоит задача усвоения школьниками терминологии предмета и оперирование ею, выработана определенная последовательность упражнений для решения этой задачи, то в нашей ситуации изначально такая задача, как мы считаем, ставиться не должна. Вернее, термины, новые понятия, конечно, нужны, без них невозможно изучить православное вероучение и культуру, но их необходимость не столько в том, чтобы ими оперировать, а чтобы смысл, заложенный в них, стал понят и принят школьниками, иногда как возможная норма жизни. Дело осложняется еще и тем, что словари, которые описывают значения соответствующих понятий, таких, например, как «милосердие», «смирение», «послушание», «жертвенная любовь» и проч., дают нам скорее материал для размышления и не вполне согласуются друг с другом в сути определения. В христианском же понимании они, как принадлежащие духовной сфере, вообще относятся к категориям, до конца невыразимым (преподобный Иоанн Лествичник писал о невозможности никаким словом изъяснить, например, качество смирения (это «есть безыменная благодать души, ... несказанное богатство, Божественное именование»)13. Таким образом, поскольку их нельзя до конца определить, то целесообразно, на наш взгляд, стремясь обозначить их сущность, описать, выделить признаки, свойства, наглядные проявления в действиях людей. В этом отношении, например, житийная литература как раз способна дать наглядные образцы раскрытия многих православных понятий.
Так, Л. Г. Дорофеева в своей монографии рассмотрела в филологическом ключе понятие «смирение» и дала содержательную характеристику образу смиренного человека в агиографии Древней Руси14, показав на примере ряда агиографических текстов большое количество проявлений смирения в жизни и уточнив, что на помощь его пониманию приходят существительные, позволяющие раскрыть концептосферу данного понятия: свобода — любовь — терпение — кро-
12 Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. н. М., 2017. С. 10.
13 Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
14 Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII в). Калининград, 2013.
тость — тишина — покаяние — плач (слезы) — умиление — радость и др., которые выражают духовное состояние человека, его ценностно-смысловое пространство и передаются во внутренних и внешних монологах и поведении святых (в педагогике это есть не что иное, как подбор частных случаев к общему понятию). Анализ монологов и поведения святого с целью выявлениях в их житии этого ключевого слова помогает читателю сформировать представление в данном случае о различных проявлениях смирения, сверить свои монологи и поступки с мерой, верным образцом, выполняя при этом трудную задачу вгляды-вания внутрь себя. Полагаем, что подобного рода исследования понятий, относящихся к духовно-нравственной сфере, необходимы для педагогики и выполнять их целесообразно в содружестве богословов, филологов, культурологов и педагогов. Основываясь на уже известных дидактических исследованиях, можно было бы в дополнение к этому еще порекомендовать такие задания, основанные на совместном поиске учителя и учащихся, когда необходимо опознать и выделить обозначенное данным термином явление среди других, а также, позднее, подобрать общее понятие к предъявляемым частным примерам. Работа должна быть выстроена в таком ключе доверия, диалога, обсуждения, чтобы новое понятие не просто перешло в активный словарь школьника, но чтобы явление, обозначаемое им, когда это необходимо, было знакомо, понятно детям и, как задача максимум, которая, конечно же, зависит от добровольного свободного выбора ребенка, — стало нормативным ценностным основанием выстраивания его жизнедеятельности.
Наконец, еще один пример. Определенным тормозом в решении задачи духовного и нравственного развития школьников в процессе обучения является, на наш взгляд, наличие в учебниках по православному вероучению и православной культуре множества частных сведений и терминов, а также подход авторов учебников, а в большем случае учителей, к формулировке вопросов детям, особенно при подведении итогов урока. Приходится констатировать, что осмыслению материала, связи материала с другими предметами, жизнью учащихся они, как правило, не способствуют, а по большей части направлены на припоминание отдельных фактических сведений в содержании изучаемого материала, ответы на которые слишком очевидны и порой даны в тексте учебника в готовом виде, а также не несут никакой воспитательной функции. Наблюдение и констатация этого явления означают необходимость более осмысленного, основанного на экспериментальных данных и широком обобщении опыта подходе к разработке содержания учебников, формулировке заданий и вопросов к изучаемому материалу, носящих проблемно-развивающий и воспитательный характер.
Приведенный весьма ограниченный перечень проблем и тем возможных исследований свидетельствует о том, насколько созрела необходимость в научно разработанной эффективной методике преподавания православного вероучения и православной культуры, которая должна быть основана на углубленных экспериментально-дидактических исследованиях.
Список литературы
Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография / [И. В. Метлик, С. Ю. Дивногорцева, Т. В. Склярова и др., научный редактор С. Ю. Дивногорцева]. М., 2016.
Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания курса «Основы православной культуры»: учебное пособие. М., 2017.
Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII в.). Калининград, 2013.
Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пруга-вин, сост. СПб., 1898.
Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
Зеньковский В. В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
Игнатьев А. А. Священник Евгений Федорович Сосунцов и его литературно-педагогическая деятельность / А. А. Игнатьев, сост. Казань, 1917.
Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. н. М., 2017.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83% D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 17.01.2019).
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019. Vol. 53. P. 9-19 DOI: 10.15382/sturIV201953.9-19
Svetlana Divnogortseva, Doctor of Sciences in Pedagogy, Head of Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities;
Professor, Department of Pedagogy, Institute "Higher School of Education", Moscow State Pedagogical University 23B Novokuznetzkaya Str., Moscow, 115184, Russian Federation sdivnogortseva@mail. ru ORCID: 0000-0002-4143-2614
Teaching of Orthodox Faith and Orthodox Culture: Objectives, Methods of Training and its Result
S. Divnogortseva
Abstract: The author of this article raises the problem of the need for deep and fundamental training of teachers in the basics of religious faith and religious culture. The practice of teaching these subjects in the modern Russian school has been developing for about thirty years, and the availability and synthesis of experience becomes insufficient for the effective further development of this process. The author of the article expresses her conviction that in Russian educational space it is time for
scientific research and the emergence of the science of religious faith and religious culture as educational subjects and patterns of teaching them to different age groups, which will form the basis for the training of relevant teaching staff. Using the example of developing a methodology for teaching the elements of Orthodox faith and Orthodox culture, the article manifests the position of the author and her scientific school in setting goals for teaching these subjects at school, which "dictate" approaches to the formulation of principles, teaching methods and revealing its results. In the second part of the article, the author presents examples of some of the problems of teaching methods of Orthodox faith and Orthodox culture, which have been revealed up to now and which can become the subject of scientific (pedagogical) research, i.e. the logic of making programmes, features of work with terminology, selection of the content of educational books and the formulation of questions and tasks. The main conclusion of the article concerns the fact that the scientific development of teaching methods of Orthodox dogmata and Orthodox culture should not lag behind school education or follow it, but should satisfy its needs, orient school teachers to reasonable and effective teaching techniques
Keywords: teaching methods, Orthodox faith, Orthodox culture, academic subject, spiritual and moral upbringing, pedagogical activity, pedagogical research.
References
Divnogortseva S. (ed.) (2016) Aktual'nye problemy metodiki prepodavaniia pravoslavnoi kul'tury: kollektivnaia monografiia [Current Issues in Methodology of Teaching Orthodox Culture: a collective monograph]. Moscow (in Russian).
Divnogortseva S., Ageyeva A. (2017) Metodikaprepodavaniia kursa «Osnovypravoslavnoi kul'tury»: uchebnoe posobie [Methods of Teaching the Course «Elements of Orthodox Culture», textbook]. Moscow (in Russian).
Dorofeeva L. (2013) Chelovek smirennyi v agiografii Drevnei Rusi (XI—pervaia tret'XVIIv.) [The Humble Man in the Hagiography of Ancient Rus' (11th — First Third of the 17th Centuries]. Kaliningrad (in Russian).
Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniia [Federal State Educational Standard of Main General Education], available at https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1%82%D1%8B/543 (17.01.2019, in Russian).
Ioann Lestvichnik. Lestvitsa [St. John Climacus. Ladder of Divine Ascent] (1994) Izdanie Sviato-Uspenskogo Pskovo-Pecherskogo monastyria (in Russian).
Zankov L. (1990) Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected Pedagogical Works]. Moscow (in Russian).
Zenkovskiy V., priest (1995) Psikhologiia detstva [Psychology of Childhood]. Ekaterinburg (in Russian).