Научная статья на тему 'ШКОЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНО-УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ПСТГУ'

ШКОЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНО-УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН БОЖИЙ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВ НОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНО-УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНАЯ КНИГА / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлянова Екатерина Александровна

Политические, экономические, социальные и духовные изменения, происходящие в России на рубеже XX-XXI вв., способствовали возрождению религиозного образования. Введение изучения религиозной культуры в учебных заведениях страны вызвало необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров. Открытие образовательной программы по заочной форме обучения «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» в рамках направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) стало одним из путей решения обозначенной проблемы. Статья посвящена рассмотрению основ проектирования авторского учебного курса, который в рамках подготовки педагогов по выше указанной программе помогает полноценно готовить учителя религиозной (православной) культуры и вероучения. Опираясь на цивилизационный, компаративистский, аксиологический, исторический подходы, а также на категориальный компонент парадигмального подхода, лексический и контекстуальный анализ, автор статьи дает определение новой дефиниции «Школьная религиозно-учебная литература», характеризует периоды развития данной литературы, указывая на ее роль и значение в деле народного просвещения, показывает преемственность религиозной культуры от Византии и ее влияние на становление и развитие учебно-религиозной литературы в России. Кроме того, в статье выделяются основные виды учебной литературы по религии, а также перечисляются требования к содержанию и оформлению учебника по Закону Божию, сформулированные дореволюционными законоучителями-методистами. Далее автор дает обоснование введения курса «Школьная религиозно-учебная литература», разработанного для студентов заочной формы обучения, обучаю щихся по программе «Религиозная культура, этика, просветительская и добро вольческая деятельность в школе» и его методическое описание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL RELIGIOUS LITERATURE FOR SCHOOLS AND ITS STUDY AS PART OF TEACHER TRAINING AT ST. TIKHON’S ORTHODOX UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

Political, economical, social, and spiritual changes that took place in Russia at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries have supported the revival of religious education. The introduction of teaching religious culture at educational institutions of this country made it necessary to prepare teachers of this subject. The opening of the educational programme “Religious Culture, Ethics, Enlightening and Volunteering Work at School” (part-time format) in the undergraduate specialisation 44.03.01 “Teacher training” at St. Tikhon’s Orthodox University for the Humanities came to be one of the ways to deal with this problem. The article is devoted to the elements of designing the course which helps to e ectively train a teacher of religious (Orthodox) culture and faith within the above-mentioned programme. Employing the civilisation-oriented, comparative, axiological, and historical approaches, as well as the category-based component of the paradigm approach, lexical and contextual analysis, the article determines the new de nition of the “educational religious literature for schools”, characterises periods in the development of this literature, shows its role and signi cance in the people’s education, demonstrates the continuity of religious culture from Byzantium and its in uence on the formation and development of educational religious literature in Russia. Besides, the article identi es main types of educational literature on religion and lists requirements for the content and layout of a textbook in Orthodox faith that were put forward by pre-Revolution authors. Furthermore, the article explains the relevance of the course in religious educational literature for schools that has been designed for part-time students of the programme “Religious Culture, Ethics, Enlightening and Volunteering Work at School” and gives a description of its methods.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНО-УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В ПСТГУ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Ивлянова Екатерина Александровна, Православный Свято-Тихоновский

2022. Вып. 66. С. 37-46

Б01: 10.15382Миг^202266.37-46

воскресная школа при храме святителя Димитрия,

гуманитарный университет,

митрополита Ростовского в Очаково

Москва, Россия katenela@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-7360-0187

Школьная религиозно-учебная литература

И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ

в ПСТГУ*

Е. А. Ивлянова

Аннотация: Политические, экономические, социальные и духовные изменения, происходящие в России на рубеже ХХ—ХХ1 вв., способствовали возрождению религиозного образования. Введение изучения религиозной культуры в учебных заведениях страны вызвало необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров. Открытие образовательной программы по заочной форме обучения «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» в рамках направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) стало одним из путей решения обозначенной проблемы.

Статья посвящена рассмотрению основ проектирования авторского учебного курса, который в рамках подготовки педагогов по выше указанной программе помогает полноценно готовить учителя религиозной (православной) культуры и вероучения.

Опираясь на цивилизационный, компаративистский, аксиологический, исторический подходы, а также на категориальный компонент парадигмального подхода, лексический и контекстуальный анализ, автор статьи дает определение новой дефиниции «Школьная религиозно-учебная литература», характеризует периоды развития данной литературы, указывая на ее роль и значение в деле народного просвещения, показывает преемственность религиозной культуры от Византии и ее влияние на становление и развитие учебно-религиозной литературы в России. Кроме того, в статье выделяются основные виды учебной литературы по религии, а также перечисляются требования к содержанию и оформлению учебника по Закону Божию, сформулированные дореволюционными законоучителями-методистами.

Далее автор дает обоснование введения курса «Школьная религиозно-учебная литература», разработанного для студентов заочной формы обучения, обучаю-

© Ивлянова Е. А., 2022.

* Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция» «Научно-методические основы построения курса "Методика изучения православного вероучения в школе"».

щихся по программе «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» и его методическое описание.

Ключевые слова: Закон Божий, основы православной веры, основы православной культуры, православное образование, религиозно-учебная литература, учебная книга, подготовка педагогов.

На рубеже ХХ—ХХ1 вв. в России после значительного перерыва и стагнации начало возрождаться религиозное образование в различных видах и формах: ознакомление с религиозной культурой в общеобразовательной школе, изучение православного вероучения (Закона Божия) в воскресных и православных общеобразовательных школах, получение полноценного богословского образования в духовных семинариях и академиях, при обучении на теологических факультетах и кафедрах. Постепенно встала проблема подготовки педагогических кадров для школ. Одним из путей ее решения стало открытие на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета образовательной программы по заочной форме обучения «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» в рамках направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» (в настоящее время в соответствии с потребностями обучающихся программа бакалавриата преобразуется в программу профессиональной переподготовки с соответствующим названием). Студенты, обучающиеся по данной программе, готовятся к осуществлению профессиональной деятельности в качестве учителя основ православного вероучения, основ православной культуры, этики в государственных и частных общеобразовательных, в воскресных школах, к реализации проектной деятельности в области религиозной культуры, а также культурно-просветительской и добровольческой. Не ставя целью данной статьи характеристику всех особенностей подготовки бакалавров по данной инновационной и эксклюзивной программе, кратко остановимся на рассмотрении тех основ, которые позволяют полноценно готовить учителя религиозной (православной) культуры и вероучения.

Благодаря «содержанию дисциплин, составляющих блок профессиональной и предметной подготовки будущих учителей, раскрывающемуся во взаимосвязи с богословскими дисциплинами»1, выпускники данной программы имеют ряд преимуществ перед выпускниками других педагогических вузов. Включенные в учебный план богословские (теологические) дисциплины («Введение в православное вероучение», «Введение в литургическое Предание», «Священное Писание Ветхого и Нового Завета», «История Церкви» и «История Русской Православной Церкви» и ряд других) позволяют студентам, с одной стороны, обогатить, дополнить и расширить свои знания в области психологии и педагогики, а с другой — дают теоретические основания для изучения методик преподавания православного вероучения и православной культуры. Указанные методики

1 Дивногорцева С. Ю. Использование наследия русской православной педагогики в образовательном процессе современного вуза // Гуманитарное знание в современном информационном обществе: сб. матер. науч.-практ. конф. Саров, 2007. С. 50.

оформлены в образовательной программе «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» в качестве самостоятельных курсов, однако в содержание соответствующей подготовки учителей включены дополнительные авторские курсы, расширяющие возможности методической подготовки будущих педагогов. К ним относятся: «Церковное краеведение», «Наглядные пособия на уроках основ православной культуры» и курс, разработанный автором данной статьи, под названием «Школьная религиозно-учебная литература в отечественной педагогике и образовании».

Прежде чем дать его методическое описание, поясним сам термин «школьная религиозно-учебная литература». Являясь частью религиозной культуры, православной педагогической культуры и иных конфессиональных педагогических культур в отечественной педагогике, новая дефиниция «Школьная религиозно-учебная литература», безусловно, требует научного обоснования. При исследовании данного феномена мы опирались на цивилизационный, компаративистский (В. Г. Безрогов)2, аксиологический, исторический подходы; также для определения самого понятия использовался категориальный компонент парадигмального подхода (М. В. Богуславский)3, лексический и контекстуальный анализ (М. А. Галагузова)4.

Основываясь на цивилизационном подходе, можно утверждать, что в период смены религиозной основы славянского государства во время Крещения Руси (988 г.) переход от язычества к христианству способствовал изменению всех видов жизнедеятельности славянского общества. Преемственность религиозной культуры от Византии определила социокультурный вектор развития общества, распространения и направления образования. Умение читать повышало грамотность в вопросах религиозного образования, что в свою очередь повлияло не только на духовно-нравственную направленность образовательно-воспитательного процесса, но и на становление и развитие школьной учебно-религиозной книги на Руси. Влияние мировых исторических процессов способствовало появлению новых видов учебных книг, адаптированных для русской культуры, таких, как катехизис. Кроме того, геополитические факторы, в том числе расширение границ Российского государства, также сказались на появлении и распространении отдельной группы школьной религиозно-учебной литературы, предназначенной для просвещения и приобщения к русской культуре народов России. Выявляя «обстоятельства возникновения»5 данной учебной литературы и сопоставляя ее содержание, компаративистский подход позволил выявить религиозный мини-

2 См.: Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4. С. 6-22.

3 См.: Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография. М., 2012. С. 82.

4 См.: Галагузова М. А. Научные и нормативные понятия в педагогических исследованиях // Педагогические науки. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-i-norma-tivnye-ponyatiya-v-pedagogicheskih-issledovaniyah/viewer (дата обращения: 10.05.2022).

5 Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Указ. соч. С. 15.

мум для учащихся, общие структурные элементы, подчеркнуть особенности некоторых изданий, а также выделить их отличительные черты6.

Аксиологический подход позволяет нам объяснить значимость учебной книги по религии, которая в первую очередь всегда выступала транслятором религиозно-нравственной системы ценностей. Выступая источником знаний о спасении души, учебная книга по религии (Библия) почиталась предками наравне с иконами и святынями.

Исторический подход позволил нам выявить логику развития и становления религиозно-учебной литературы в России, уникальные периоды ее развития:

• церковно-учительный период (кон. X в. — кон. XIII в.), для которого характерно обучение по церковным книгам, в первую очередь по книгам Священного Писания: псалтирь, часослов;

• период букварных катехизисов (кон. XIII в. — нач. XVII в.), появление первых книг для обучения чтению (азбуки, буквари, азбуковники) с входящими в их состав катехизическими сведениями;

• катехизический период (нач. XVII в. — нач. XIX в.), отличающийся от предыдущего появлением самостоятельной учебной книги — катехизиса, а также появлением первой учебной программы, учебника и методического руководства по Закону Божию;

• законоучительный период (нач. XIX в. — сер. XIX в.), связанный с формированием нового вероучительного предмета «Закон Божий», а также появлением новых учебных книг по изучению Священной истории Ветхого и Нового Заветов;

• основной период развития школьной религиозно-учебной литературы (сер. XIX в. — нач. XX в.), когда в школы Российской империи вводится обязательное изучение «Закона Божия» в начальных и средних учебных заведениях; составляется учебный план, программа преподавания для лиц православного исповедания, в который включаются несколько разделов: Священная и церковная история, богослужение, катехизис, изучение молитв; составляются программы данного курса для инородцев, основным содержанием таких программ является изучение избранных молитв, Символа веры, десяти заповедей, Священной истории Ветхого и Нового Заветов, знакомство с православным богослужением. Воспитанники иных конфессий обучаются по катехизисам, утвержденным государством, а также по иным учебникам. Для этого периода характерно появление различных типов школьной религиозно-учебной литературы для детей, формирование аппарата ориентировки в учебниках, внетекстовых компонентов (картинок), методических рекомендаций для законоучителей.

С помощью лексического, контекстуального анализа и категориального компонента парадигмального подхода нами была сформулирована новая дефиниция «школьная религиозно-учебная литература», определение которой будет дано ниже.

6 См.: Ивлянова Е. А. Религиозный образовательный минимум в содержании азбук и букварей православного миссионерского общества для новокрещенных инородцев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 3 (76). С. 153—170.

Анализируя развитие школьной учебно-религиозной литературы, необходимо отметить, что основными учебными книгами при обучении религии, например, в христианстве и исламе выступали: а) первоисточники (Библия, Коран и т. д.), тексты которых являются источником религиозного знания с одной стороны, и святыней — с другой; б) катехизис — учебная книга, излагающая основы вероучения; в) учебные книги, связанные с историей веры, богослужением, молитвами. Помимо вышеописанных учебных книг существовали азбуки и буквари, в состав которых, помимо основного раздела, посвященного обучению чтению, входил катехизический раздел с молитвами, текстами религиозного характера, а также тексты нравственного содержания, в которых раскрывались основные принципы этики и морали. Отдельным видом учебно-религиозной литературы были руководства, описывающие методику преподавания Закона Божия, Священной истории, молитв и т. д. Также наряду с вышеперечисленными учебными изданиями существовали пособия — карты, литографии географических мест, городов, рек, связанных со Священной историей, изображения культовых мест и проч.

К началу XX в. методистами-законоучителями был сформулирован ряд требований к содержанию и оформлению учебно-религиозной книги по Закону Бо-жию: от полиграфического оформления (шрифт, бумага, иллюстрации) до требований к самим текстам (соответствие программе, возрастным особенностям учащихся, использование «эвристических» вопросов и т. д.)7.

На сегодняшний день для ознакомления с религиозной (православной) культурой в общеобразовательной школе разнообразными коллективами авторов разработаны учебно-методические комплекты, состоящие из учебника, электронной формы учебника, методического пособия, рабочей тетради и т. д. На данный момент Министерством образования утверждены учебно-методические комплекты модуля «Основы православной культуры» следующих авторов: Т. А. Костюковой, О. В. Воскресенского, К. В. Савченко под редакцией Т. Д. Шапошниковой; А. В. Кураева; А. В. Бородиной; О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоиерея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной; Л. Л. Шевченко; Н. Ф. Виноградовой; М. В. Козлова под редакцией О. Ю. Васильевой.

При изучении православного вероучения (Закона Божия) в воскресных и православных общеобразовательных школах используются: а) репринтные издания дореволюционных законоучителей, например, священника Е. Ф. Сосун-цова, прот. А. Маляревского и др.; б) учебная литература, изданная в эмиграции: «Закон Божий» прот. Серафима Слободского, «Закон Божий» в пяти томах изд. УМСА-РЯЕВВ; в) авторские разработки современных законоучителей: «Вертоград» Л. А. Захаровой, «Уроки Закона Божия» А. А. Богдановой и т. д.; г) учебные пособия из единого учебно-методического комплекта для воскресных школ, разработанные Синодальным отделом религиозного образования и катехиза-

7 См.: Ивлянова Е. А. Учебник по Закону Божию для начальной школы в начале XX века: функции, требования и критерии оценки // История и актуальные проблемы религиозного (христианского) образования в России и за рубежом: коллективная монография. М., 2022. С. 34-57.

ции: «Основы христианской нравственности» священника Андрея Мекрюкова и «История христианской Церкви» священника Романа Сколоты.

Все вышеперечисленные учебные издания имеют как ряд достоинств, так и ряд недостатков, для выявления которых требуются отдельные исследования8.

Итак, исследуя генезис учебной книги по религии, автор статьи считает, что школьная религиозно-учебная литературатура — это совокупность переводных или оригинальных произведений письменности в области религиозных знаний, созданных для употребления в школьной системе образования в качестве средства обучения, религиозно-назидательного, просветительского характера.

К религиозно-учебной литературе относятся прежде всего первоисточники (Библия, Коран и др.), богослужебные книги (Часослов), катехизисы, азбуковники, азбуки, буквари, учебники, учебные пособия, руководства, хрестоматии, книги для чтения, словари, адресованные детям, а также руководства и методические пособия для учителей, предназначенные для работы в классе или дома.

Остановимся теперь подробнее на обосновании введения курса «Школьная религиозно-учебная литература в отечественной педагогике и образовании» для учителей православного вероучения и культуры и характеристике его содержания.

Будущие преподаватели основ православного вероучения в большей степени и в меньшей — основ православной культуры столкнутся с необходимостью работать в школе не только со светской учебно-методической литературой, но и со школьной религиозно-учебной книгой. Соответственно остро встает вопрос о подготовке студентов к работе со школьной религиозно-учебной литературой, а также о роли самой книги подобного рода в образовательном процессе.

Изучение в рамках подготовки кандидатской диссертации генезиса школьной религиозно-учебной литературы и собственного опыта преподавания автора данной статьи в конфессиональной школе и конфессиональном вузе (ПСТГУ) на кафедре педагогики привели к пониманию необходимости построения теоретических оснований и осмыслению перспектив научного развития истории и теории учебно-религиозной литературы в контексте требований, предъявляемых к содержанию и качеству общепедагогической подготовки студентов бакалавриата и магистратуры.

Цель предлагаемого студентам курса «Школьная религиозно-учебная литература в отечественной педагогике и образовании» состоит в необходимости расширить, углубить имеющиеся знания студентов по истории и теории учебной книги, а также сформировать компетенцию, связанную с умением осуществлять инновационную деятельность по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в традициях православного богословия и культуры на основе работы с религиозно-учебной книгой. Поставленные цели конкретизированы автором курса в следующих частных задачах:

8 См. подробнее: Ивлянова Е. А. Ценности и ценностные ориентиры в содержании учебных книг по православной культуре (на примере учебника «Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева) // Образовательная среда организации: пространство для духовно-нравственного и патриотического воспитания: материалы II Международной научно-практической конференции (29 ноября 2019). Ижевск, 2020. С. 44—52.

• раскрыть содержание понятия «школьная религиозно-учебная литература»;

• ознакомить студентов с историей возникновения, развития и становления школьной религиозно-учебной литературы в отечественной педагогике и образовании;

• рассмотреть развитие теоретических взглядов на задачи, функции и содержание учебников по религии;

• раскрыть содержательные и процессуальные основы учебников по религии;

• рассмотреть способы и формы представления учебной информации в учебно-религиозной литературе;

• обогатить, дополнить и расширить знания студентов в области методической работы с учебной книгой, в том числе религиозной;

• способствовать развитию у студентов умений анализировать, сравнивать, сопоставлять различные историко-педагогические факты;

• способствовать воспитанию у студентов интереса и творческого мышления при изучении курса;

• способствовать развитию у студентов научного интереса к проблемам развития школьной религиозно-учебной литературы.

Учебный курс «Школьная религиозно-учебная литература в отечественной педагогике и образовании» тесно связан с изучением таких дисциплин образовательной программы «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе», как: «Теория обучения и воспитания», «История педагогической мысли и философии образования», «Введение в православную педагогическую культуру», «Методика изучения основ православного вероучения и православной культуры» и др.

В процессе изучения курса «Школьная религиозно-учебная литература в отечественной педагогике и образовании» студенты овладевают целым рядом знаний и умений, которые обозначены выше в поставленных задачах, но, кроме того, необходимость работы при изучении данного курса с источниками в архивах и библиотеках способствует, по нашему мнению, развитию их исследовательской деятельности, что, несомненно, мотивирует на оптимизацию работы студентов при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

В процессе освоения данной дисциплины студенты, прежде всего, знакомятся с терминологией, касающейся теории учебной книги (учебник, учебная книга, учебное пособие, содержание и функции учебника, текстовые и внетекстовые компоненты, визуальный ряд и т. д.); они узнают историю возникновения, развития и становления школьной религиозно-учебной литературы в отечественной педагогике и образовании9, роль и значение учебной книги по религии в деле народного просвещения; выясняют, какой характер носила она в тот или иной исторический период времени, какие требования предъявлялись к дореволюционным учебным книгам и какие требования существуют на данный момент; знакомятся с дидактическими подходами к конструированию содержания школьного учебника; рассматривают структурные элементы

9 См., например, об этом: Ивлянова Е. А. Религиозный образовательный минимум... С. 153-170.

школьной литературы; учатся анализировать школьную религиозно-учебную литературу, делать сравнительный анализ учебников двух и более авторов, либо учебников, разных эпох; выявляют «сильные» и «слабые» стороны той или иной учебной литературы; устанавливают связи между содержанием учебников и образовательными программами, овладевают приемами организации различной деятельности школьников с использованием учебно-религиозной литературы.

В процессе изучения данной дисциплины используются различные формы учебной работы со студентами: кроме традиционных лекций, семинаров и практических занятий нередки экскурсии, например, в Музей книги при Российской Государственной библиотеке. Освоение учебной дисциплины предполагает написание реферата, докладов, выступлений, посвященных изучению истории школьной религиозно-учебной литературы, ее анализу. В ходе организации самостоятельной работы студентов им предлагается проработать конспекты лекций, выполнить анализ, в том числе сравнительный, религиозно-учебной литературы, составить глоссарий, осуществить разбор заданий, упражнений, используемых в учебниках; составить к учебному тексту не только содержательные, но и смысловые вопросы и т. п.

Приобретенные знания, умения и навыки позволят будущим педагогам анализировать имеющуюся религиозно-учебную литературу, выбирать из широкого ассортимента необходимую, грамотно составленную, методически верно использовать ее на уроках Закона Божия, основ православной веры, основ православной культуры, основ духовно-нравственной культуры народов России, а также проводить научные исследования в области изучения школьной религиозно-учебной литературы.

Список источников

Безрогов В. Г., Кошелева О. Е. Методологические аспекты сравнительных исследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 4. С. 6-22.

Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография. М., 2012.

Галагузова М. А. Научные и нормативные понятия в педагогических исследованиях // Педагогические науки. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-i-norma-tivnye-ponyatiya-v-pedagogicheskih-issledovaniyah/viewer (дата обращения: 10.05.2022). Дивногорцева С. Ю. Использование наследия русской православной педагогики в образовательном процессе современного вуза // Гуманитарное знание в современном информационном обществе: сб. матер. науч.-практ. конф. Саров, 2007. С. 48-50. Ивлянова Е. А. Религиозный образовательный минимум в содержании азбук и букварей православного миссионерского общества для новокрещенных инородцев // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 3 (76). С. 153-170. Ивлянова Е. А. Учебник по Закону Божию для начальной школы в начале XX века: функции, требования и критерии оценки // История и актуальные проблемы религиозного (христианского) образования в России и за рубежом: коллективная монография. М., 2022. С. 34-57.

Ивлянова Е. А. Ценности и ценностные ориентиры в содержании учебных книг по православной культуре (на примере учебника «Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева) // Образовательная среда организации: пространство для духовно-нравственного и патриотического воспитания: материалы II Международной научно-практической конференции (29 ноября 2019). Ижевск, 2020. С. 44-52.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 66. P. 37-46 DOI: 10.15382/sturIV202266.37-46

Ekaterina Ivlyanova, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, Sunday School at the Church of St. Dimitry, Metropolitan of Rostov, in Ochakovo Moscow, Russia katenela@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-7360-0187

Educational Religious Literature for Schools and its Study as Part of Teacher Training at St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

E. Ivlyanova

Abstract: Political, economical, social, and spiritual changes that took place in Russia at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries have supported the revival of religious education. The introduction of teaching religious culture at educational institutions of this country made it necessary to prepare teachers of this subject. The opening of the educational programme "Religious Culture, Ethics, Enlightening and Volunteering Work at School" (part-time format) in the undergraduate specialisation 44.03.01 "Teacher training" at St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities came to be one of the ways to deal with this problem. The article is devoted to the elements of designing the course which helps to effectively train a teacher of religious (Orthodox) culture and faith within the above-mentioned programme. Employing the civilisation-oriented, comparative, axiological, and historical approaches, as well as the category-based component of the paradigm approach, lexical and contextual analysis, the article determines the new definition of the "educational religious literature for schools", characterises periods in the development of this literature, shows its role and significance in the people's education, demonstrates the continuity of religious culture from Byzantium and its influence on the formation and development of educational religious literature in Russia. Besides, the article identifies main types of educational literature on religion and lists requirements for the content and layout of a textbook in Orthodox faith that were put forward by pre-Revolution authors. Furthermore, the article explains the relevance of the course in religious educational literature for schools that has been designed for part-time students of the programme "Religious Culture, Ethics, Enlightening and Volunteering Work at School" and gives a description of its methods.

Keywords: religious education, elements of the Orthodox faith, elements of Orthodox culture, Orthodox education, religious and educational literature, educational book, teacher training.

References

Bezrogov V., Kosheleva O. (2013) "Metodologicheskie aspekty sravnitel'nykh issledovanii v izuchenii uchebnoi literatury". Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika, vol. 4, pp. 6—22 (in Russian).

Boguslavskii M. (2012) Istoriiapedagogiki: metodologiia, teoriia, personalii. Moscow (in Russian).

Galaguzova M. (2016) "Nauchnye i normativnye poniatiia v pedagogicheskikh issledova-niiakh". Pedagogicheskie nauki, available at https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-i-normativnye-ponyatiya-v-pedagogicheskih-issledovaniyah/viewer (in Russian; accessed 10.05.2022).

Divnogortseva S. (2007) "Ispol'zovanie naslediia russkoi pravoslavnoi pedagogiki v obra-zovatel'nom protsesse sovremennogo vuza". Gumanitarnoe znanie v sovremennom informa-tsionnom obshchestve. Sarov, pp. 48—50 (in Russian).

Ivlyanova E. (2020) "Tsennosti i tsennostnye orientiry v soderzhanii uchebnykh knig po pravoslavnoi kul'ture (na primere uchebnika "Osnovy pravoslavnoi kul'tury" protodiakona Andreia Kuraeva)", in Obrazovatel'naia sreda organizatsii: prostranstvo dlia dukhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniia: materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (29noiabria 2019). Izhevsk, pp. 44—52 (in Russian).

Ivlyanova E. (2021) "Religioznyi minimum v soderzhanii azbuk i bukvarei pravoslavnogo mis-sionerskogo obshchestva dlia novokreshchennykh inorodtsev". Otechestvennaia izarubezhnaia pedagogika, vol. I/3 (76), pp. 153-170 (in Russian).

Ivlyanova E. (2022) "Uchebnik po Zakonu Bozhiiu dlia nachal'noi shkoly v nachale XX veka: funktsii, trebovaniia i kriterii otsenki" in Istoriia i aktual'nye problemy religioznogo (khris-tianskogo) obrazovaniia v Rossii i za rubezhom. Moscow, pp. 34-57 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 30.05.2022

The article was submitted 30.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.