УДК 371.398 ББК 74.200.58
DOI: 10.35211/2500-2635-2024-3-59-60-65
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
DESIGNING PERSONAL RESULTS IN AN ADDITIONAL GENERAL EDUCATIONAL DEVELOPMENT PROGRAM
ТАВСТУХА Ольга Григорьевна
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
ПОЛЬКИНА Светлана Николаевна
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования личностных результатов в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Авторы раскрывают сущность понятия «личностные результаты». Разработанная методика проектирования личностных результатов в дополнительной обще-
TAVSTUKHA Olga G.
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
POLKINA Svetlana N.
Orenburg State Pedagogical
University,
Orenburg, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the problem of designing personal results in an additional general education general development program. The authors reveal the essence of the concept of "personal results", justify the need for the formation of personal results of students, and focus on data from an empirical study of the content of programs in terms
© Тавстуха О. Г., Полькина С. Н., 2024.
образовательной общеразвивающей программе направлена на преодоление выявленных затруднений педагогов дополнительного образования. Подчеркивается необходимость диагностики личностных результатов, в проведении которой важную роль играет формирующее оценивание. Сделан вывод о том, что проектирование личностных результатов является важнейшим условием для реализации воспитательного потенциала программы и достижения ее целей и задач.
Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, личностные результаты, алгоритм проектирования, диагностика.
of designing personal results. It is noted that the design of personal results should be carried out taking into account the focus of the program and the age characteristics of students based on the proposed algorithm. The need for diagnosing personal results is emphasized, in which formative assessment plays an important role. It is concluded that designing personal results is the most important condition for realizing the educational potential of the program and achieving its goals and objectives.
Keywords: additional general education development program, personal results, design algorithm, diagnostics.
Современное дополнительное образование переориентировано на личностное развитие обучающихся в процессе освоения содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и на первый план выходят личностные результаты. Следует отметить, что понятие «личностные результаты» и требования к их проектированию в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе появились сравнительно недавно.
К сожалению, на данный момент реализация этих требований у педагогов вызывает определенные затруднения, что сказывается в практике образования негативно. Кроме того, затруднительным является и методическое обеспечение формирования личностных результатов, разработка технологий и методик их педагогического сопровождения.
В связи с этим требуется уточнить методику проектирования личностных результатов при разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Логика научного исследования определяет первоочередной задачей уточнение терминологических позиций. Предлагается обратиться к вопросу, как рассматривается в педагогических исследованиях собственно понятие «личностный результат».
По мнению М. А. Иванова, под личностным результатом «понимается процесс развития личности обучающегося, формирующего его внутреннюю позицию и самооценку моральных норм и ценностей, принятых в обществе, необходимую для саморегуляции и самоуправления поведения» в соответствии с требованиями социума» (2024: 57).
Исследователь А. Д. Биктеева рассматривает личностное развитие подростков в контексте личностных достижений. В этом смысле личностное развитие интерпретируется посредством трансформаций различных сфер ребенка, которые имеют осознанный, позитивный, значимый характер. Такие трансформации необратимы и обусловлены мотивационным, знание-вым, деятельностным, аффективным результатом процесса успешной избранной деятельности (2002).
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования личностные результаты представлены комплексно (рис. 1) (2021). Они увязывают в единое целое и отражают как социальный заказ, так и интересы, способности и мотивы отдельного обучающего.
Исходя из содержательной характеристики личностных результатов, представленных в ФГОС ООО, Е. А. Беляева делает вывод, что личностные результаты отражают сформированность личностных качеств обучающихся (2017).
С Ценность самостоятельное и инициативы
Рис. 1. Комплекс личностных результатов ФГОС ООО (2021 г.)
По мнению А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской и И. А. Володарской, личностными результатами обучающихся являются такие качества личности, как «самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания» (2008:29).
К личностным результатам В. С. Басюк относит «формирование внутренней позиции ученика» (2017:40). Т. Н Полякова понимает под личностным результатом характеристику развития личности. Проявления данной характеристика могут быть очевидны, объективны и зафиксированы, поскольку отражают и указывают субъектность и саморазвитие (2016: 74).
Наличие различных трактовок личностных результатов свидетельствует о том, что этот феномен не до конца прояснен и остается предметом научных дискуссий.
Так, А. В. Хуторской утверждает, что образовательные результаты, которые создает ученик, являются по отношению к нему личностными (2016).
Таким образом, понимание и интерпретация личностных результатов образования остается предметом обсуждения и дальнейших исследований. Общая направленность научного поиска определяется кардинальным обновлением представлений и интерпретаций значения образования для личности, усиления тех аспектов, которые позволяют личности приобрести и проявить свою индивидуальность в образовательном контексте.
В основе работы положение о связи личностных результатов с развитием ценностно-смысловой (мотивационно-ценностной) сферы человека, что не предполагает включение всех результатов, достигнутых лично учащимся. Анализ научных публикаций и имеющегося практического опыта позволил определить требования к проектированию личностных результатов при реализации дополнительной общеобразовательной общеразви-вающей программы.
В первую очередь следует отметить, что формулировка личностных результатов должна отображать направленность, указывать цели и задачи программы, то есть быть целенаправленной.
Следующим является требование сформулировать ясно, конкретно и обеспечить измеримость исследуемых результатов, то есть конкретность и измеримость.
Третье требование - способы достижения. Необходимо разработать методики, выбрать образовательные технологи, которые будут эффективны для формирования личностных результатов.
Четвертое требование - диагностика. Для диагностики личностных результатов следует разработать критерии оценки достижения личностных результатов и способы их измерения.
Однако не все установленные требования реализуются в полной мере. Анализ программ, находящихся в свободном доступе (в частности, в навигаторе дополнительного образования в Оренбургской области), позволил выделить наиболее типичные затруднения педагогов в проектировании личностных результатов обучающихся (рис. 2).
Рис. 2. Наиболее типичные затруднения педагогов в проектировании личностных результатов обучающихся (по навигатору дополнительного образования в Оренбургской области)
Для преодоления возникших затруднений предлагается использовать алгоритм проектирования личностных результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, включающий несколько этапов:
- определение цели и задач программы;
- формулирование личностных результатов;
- выбор форм, методов, приемов обучения, образовательных технологий, направленных на достижение планируемых личностных результатов.
- разработка системы оценивания, которая позволит диагностировать личностные результаты обучающихся.
Ниже представлено содержание названных этапов.
Ориентиром для формулирования личностных результатов может служить их взаимосвязанный перечень по направлениям воспитания в ФГОС ООО (рис. 3).
Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание
Эстетическое воспитание Физическое воспитание Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания
Рис. 3. Ориентиры формулирования личностных результатов -перечень по направлениям воспитания в ФГОС ООО
Формулирование личностных результатов предполагает их соответствие воспитательным задачам ФГОС ООО.
В выборе образовательных технологий предпочтение следует отдавать технологиям, вовлекающим обучаемых в различные виды деятельности, оказывающим комплексное: воспитательное, развивающее, обучающее, воздействие на личность учащегося.
Особую сложность вызывает диагностика личностных результатов. Однако в настоящее время уже накоплен определенный опыт их оценивания, предложены различные диагностические технологии, среди которых преимуществом обладает формирующее оценивание. В научных работах Т. В. Четвертных была доказана эффективность влияния формирующего оценивания на развитие личностных образовательных результатов обучающихся (2018, 2020).
В целом при проектировании личностных результатов следует учитывать их важную роль в реализации воспитательного потенциала программы и достижении ее целей и задач (Сафронова 2018). Предложенная методика предоставляет педагогам дополнительного образования эффективные инструменты повышения качества образовательного процесса, направленного на воспитание активных и ответственных граждан, готовых к жизни в современном мире и его вызовам.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Басюк, В. С. Личностные результаты освоения основных образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС общего образования / В. С. Басюк // Развитие личности. - 2017. - № 3. - С. 29-42.
2. Беляева, Е. А. Личностные результаты как планируемая цель современного школьного обучения / Е. А. Беляева // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - 2017. - № 29(48). - С. 116-123.
3. Биктеева, А. Д. Педагогические условия ориентации подростков на личностные достижения в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Д. Биктеева. - Оренбург, 2002. - 25 с.
4. Иванов, М. А. Формирование личностных образовательных результатов обучающихся во внеурочной деятельности / М. А. Иванов // Мир науки, культуры, образования. - 2024. -№ 1(104). - С. 56-59.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Полякова, Т. Н. Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики / Т. Н. Полякова // Человек и образование. - 2016. - № 4. - С. 73-77.
7. Сафронова, Е. М. Освоение будущими педагогами технологии переживания радости обучающимися / Е. М. Сафронова // Primo aspectu. - 2018. - № 2(34). - С. 77-81.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. - Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
9. Хуторской, А. В. 12 ошибок ФГОС / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. - 2016. - № 1. - Режим доступа: URL: https://clck.ru/39fEar
10. Четвертных, Т. В. Измерение личностных образовательных результатов обучающихся на основе развития показателей субъектной позиции школьника / Т. В. Четвертных // Педагогический поиск. - 2020. - № 1. - С. 87-92.
11. Четвертных, Т. В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся [Электронный ресурс] / / Т. В. Четвертных // Электронный научный журнал «Вестник Оренбургского государственного педагогического университета». -2018. - № 2 (26). - С. 304-312. - Режим доступа: URL: http://vestospu.ru/archive/2018/