DOI: "10.251983/1814-6457-228-48 УДК 374.31
Моисеева А.Н., Тавстуха О.Г., Полькина С.Н.
Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Занятие в системе дополнительного образования является базовой формой организации образовательного процесса. Особенности содержания, многообразие форм, варианты классификаций, технологии проектирования и проведения занятия представлены в научных публикациях, учебных изданиях, нормативно-правовых документах, методических материалах. Несмотря на это, существует необходимость раскрытия особенностей проектирования занятия в системе дополнительного образования. В рамках проведенного нами теоретического исследования были выделены основные требования к современному занятию: проектирование занятия с опорой на системно-деятельностный подход; обеспечение обучающемуся достижения личностных и метапредметных результатов; соблюдение логики проектирования и ведения занятия как целостной системы образовательной деятельности педагога и обучающихся; реализация развивающего характера учебной деятельности; соблюдение основных дидактических принципов; развитие основных компонентов учебной деятельности. Наше исследование деятельности педагогов дополнительного образования показывает, что значительная их часть испытывает определенные трудности в проектировании занятия, проявляющиеся в недостаточно эффективной организации деятельности обучающихся. В ряде случаев нарушаются основные дидактические принципы, нецелесообразно организуется групповая деятельность обучающихся. Для устранения выявленных затруднений нами предложены следующие способы: достижение соответствия структуры и содержания занятия нормативно-правовым документам; выделение и реализация учебных задач как стратегического плана действий обучающихся на каждом этапе занятия; определение темы как проблемы, которую необходимо решить на занятии, определение цели занятия как раскрытие смыслообразующих ключевых понятий темы; организация работы по усвоению обучающимися способов деятельности; составление исходной модели (продукта) итоговой деятельности обучающихся на занятии; отбор информации с учетом интересов и потребностей обучаемых; использование заданий исследовательского характера, нестандартных, занимательных задач, учебно-проблемных ситуаций; развитие мотивации; проведение смысловой рефлексии. В целом педагогу требуется понимание, что на занятии осуществляется педагогическая деятельность, позволяющая достичь современных образовательных результатов.
Ключевые слова: занятие, дополнительное образование, проектирование, личностные результаты, мета-предметные результаты.
Для цитирования: Моисеева А.Н. Проектирование современного занятия в системе дополнительного образования детей / А.Н. Моисеева, О.Г. Тавстуха, С.Н. Полькина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 48-56.
Moiseeva A.N., Tavstukha O.G., Polkina S.N.
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]: [email protected]; [email protected]
DESIGNING A MODERN LESSON IN THE CHILDREN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM
Lesson in the system of additional education is the basic form of organizing the educational process. Features of the content, variety of forms, variants of classifications, design technologies and lessons are presented in scientific publications, educational publications, regulatory documents, teaching materials. Despite this, there is a need to disclose the design features of a lesson in the system of additional education. Within the framework of our theoretical research, the main requirements for a modern occupation were identified: designing an occupation based on a system-activity approach; providing the student with the achievement of personal and meta-subject results; adherence to the logic of designing and conducting classes as an integral system of educational activities of the teacher and students; implementation of the developmental nature of educational activities; adherence to basic didactic principles; development of the main components of educational activities. Our study of the activities of teachers of additional education shows that a significant part of them experience certain difficulties in designing a lesson, manifested in an insufficiently effective organization of students' activities. In a number of cases, basic didactic principles are violated, and group activities of students are inappropriately organized. To eliminate the identified difficulties, we have proposed the following methods: achieving compliance of the structure and content of the lesson with regulatory documents; allocation and implementation of educational tasks as a strategic action plan for students at each stage of the lesson; defining the topic as a problem that needs to be solved in the lesson, defining the purpose of the lesson as disclosing the semantic key concepts of the topic; organization of work to assimilate the methods of activity by students; drawing up an initial model (product) of the final activity of students in class; selection of information taking into account the interests and needs of trainees; the use of research assignments, non-standard, entertaining tasks, educational problem situations; development of motivation; carrying out semantic reflection. In general, the teacher needs an understanding that in the classroom, pedagogical activities are carried out, which allow achieving modern educational results.
Key words: occupation, additional education, design, personal results, meta-subject results.
Дополнительное образование, обладая большим педагогическим потенциалом в формировании у детей востребованных современным обществом качеств личности, отличается вариативностью, мобильностью, доступностью, ориентацией на интересы, потребности и способности ребенка, практической направленностью, отсутствием регламентации стандартами.
Данные обстоятельства обусловливают и специфику занятия, являющегося основной формой образовательного процесса в системе дополнительного образования: «оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся» [4, с 79].
Особенности содержания, многообразие форм, варианты классификаций, способы проектирования, проведения, анализа занятий представлены в ряде научных публикаций, учебных изданий, нормативно-правовых документов, методических материалов [1-3], [5], [6], [13], [11], [15].
Вместе с тем анализ деятельности педагогов дополнительного образования детей показывает, что они испытывают определенные трудности в проектировании занятия: не реализуют требования современных документов, регламентирующих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; не организуют в полной мере деятельность обучающихся на основе системно-деятельностного подхода; ограниченно применяют современный методы, технологии, формы обучения и т. д.
Представленные факты актуализируют необходимость раскрытия особенностей проектирования занятия в системе дополнительного образования.
В учреждении дополнительного образования занятие является базовой формой организации образовательного процесса. Занятие характеризуется определённостью отводимого на него времени, относительно постоянным составом обучающихся, порядком проведения, целостностью структуры, преимущественно коллективной формой обучения.
Учебно-воспитательному процессу, организованному на занятии, свойственны определенные черты: единство воспитательной, развивающей и обучающей функций взаимодействия педагога и обучающихся; творческий характер деятельности; единство дидактической цели и подчинение ей всех компонентов занятия; построение занятия и его этапов с учётом содержания направленности дополнительной общеобразовательной программы, закономерностей усвоения учебного материала, места занятия в целостной системе обучения по программе.
Занятие является не только составной частью учебно-воспитательного процесса, но и проекцией профессиональной компетентности педагога, проявлением индивидуального стиля обучения, профессионально-личностной позиции, уровня мастерства.
Занятие дополнительного образования можно считать успешным, если педагог при его проектировании достигает соответствия его структуры и содержания нормативно-правовым документам. Именно они отражают государственные требования к образованию с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране.
Анализ документов позволяет выделить ряд общих требований, предъявляемых к занятию в дополнительном образовании (табл. 1).
Важным требованием к проектированию занятия является необходимость ориентации на достижение современных образовательных результатов, среди которых приоритетными, как утверждается в Концепции развития дополнительного образования детей, являются метапред-метные и личностные результаты [8, с.10].
В системе дополнительного образования детей нет предметов, содержание занятий проектируется с учетом определенных направлен-ностей и, как правило, имеет интегративный характер, что позволяет обеспечивать планируемые результаты, включающие сформирован-ность духовно-нравственных качеств личности, освоение универсальных учебных действий.
Достижение обучающимися личностных результатов определяется реализуемыми на занятии воспитательными задачами. Воспитание на занятии рассматривается как целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия
Таблица 1 Система требований, предъявляемых к современному занятию
Требование Нормативно-правовое обоснование
На занятии реализуется единство обучения, воспитания и развития обучающихся. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Ст. 2, п. 1).
Занятие разрабатывается в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (ФЗ -273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Статья 48 пункт 1.1.). Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной) (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 с изменениями и дополнениями от 05.09.2019, 30.09.2020)).
Тема занятия должна совпадать с учебным планом дополнительной общеобразовательной программы. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 с изменениями и дополнениями от 05.09.2019, 30.09.2020)).
На занятии предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа обучающихся в парах и группах. На занятии предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста обучающихся и типа занятия. Педагогические работники обязаны: ...применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (ФЗ - 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Статья 48 пункт 1.5.).
Занятие может иметь различную форму организации. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 с изменениями и дополнениями от 05.09.2019, 30.09.2020)).
Продолжение табл. 1
На занятии используются педагогические технологии, способствующие развитию обучающихся и не наносящие вред физическому или психическому здоровью обучающихся. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания (ФЗ -273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Статья 47 пункт 1.2.). Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 с изменениями и дополнениями от 05.09.2019, 30.09.2020)).
Занятие может быть реализовано с помощью дистанционных технологий и электронного обучения При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 с изменениями и дополнениями от 05.09.2019, 30.09.2020)).
На занятии используется условно-изобразительная наглядность (знаково-символические средства, модели и др.). Средства обучения используются целесообразно с учетом направленности дополнительной общеобразовательной программы, возраста обучающихся и уровня их развития. Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (ФЗ - 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Ст. 2, п. 26).
Ведется тонкий учет индивидуальных особенностей обучающихся. Предусмотрена дифференциация и индивидуализация обучения (на одном или нескольких этапах занятия). Педагогические работники обязаны: ...учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ФЗ - 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Статья 48 пункт 1.6.).
На занятии создаются условия, учитывающие особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 с изменениями и дополнениями от 05.09.2019, 30.09.2020)).
На занятии формируются личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия и коммуникативные универсальные учебные действия. Одним из оснований проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является ориентация на метапредметные и личностные результаты образования (Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»).
Окончание табл. 1
На занятии обеспечивается положительная учебная мотивация, в том числе формирование учебно-познавательных мотивов Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества . воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа (Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»).
На занятии организовывается сотрудничество педагога и обучающихся как равных партнеров, а также сотрудничество учащихся друг с другом. Стиль общения используется гибкий с преоблада нием демократичного. На занятии создается благоприятный психологический климат. Педагогические работники обязаны: .уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (ФЗ - 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Статья 48 пункт 1.3.).
им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества [9].
Метапредметный результат определяют сформированные у обучающихся универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К ним относится умение обучающихся определять цель и учебные задачи занятия, прогнозировать результаты практической деятельности, осуществлять самоконтроль и самопроверку учебных достижений, овладение навыками решения учебных задач, смыслового чтения, умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение договариваться в совместной деятельности и др. [7].
В целом достижение метапредметных результатов предполагает освоение таких умений и способов действия, которые можно применить не только в процессе обучения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, занятие, являясь частью единого образовательного процесса, характеризуется целостностью, комплексностью задач и средств реализации, согласованием процесса обучения, воспитания и развития; объединением знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения [10].
Необходимость ориентации на приоритетное достижение личностных и метапредметных результатов позволяет определить основные характерные черты современного занятия в системе дополнительного образования:
- педагог перестает быть транслятором знаний, обучающиеся становятся «добытчиками знаний» и опыта учебно-познавательной деятельности;
- занятие проектируется на основе деятель-ностного подхода, обучающиеся включаются различные виды деятельности;
- занятие имеет рефлексивную направленность, обучающиеся осуществляют самоанализ своей деятельности, определяют затруднения и способы коррекции;
- на занятии представлены критерии для оценивания как устных, так и письменных заданий, обучающиеся осуществляют самопроверку на основании представленных критериев;
- на занятии используются активные способы обучения: дидактическая игра, работа консультантов, групповая деятельность и др.;
- на занятии применяются разнообразные способы и средства обратной связи, различные технологии диагностики достижения планируемых результатов.
Не соблюдение требований к занятию приводит к возникновению трудностей, ошибок при его проектировании и проведении.
Таблица 2 - Типичные затруднения педагогов и способы их устранения при проектировании и реализации
занятия дополнительного образования
Требования к занятию Типичные затруднения Способы устранения
Проектирование занятия с опорой на системно-деятельностный подход. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить обучающемуся достижение личностных и метапредметных результатов. Включение обучающихся в различные виды деятельности, не связанные между собой смысловой и логической последовательностью Выделение и реализация учебных задач как стратегического плана действий обучающимся на каждом этапе занятия. Определение этапов занятия в зависимости от типа занятия: сообщения новых знаний, обобщения и закрепления знаний, контроля и т. д.
Соблюдение логики проектирования и ведения занятия. Тема обозначается в середине занятия или не обозначается совсем. Обучающиеся не принимают участия в целеполагании. Определение темы как проблемы, которую необходимо решить на занятии. Определение цели занятия как раскрытие смыслообразующих ключевых понятий темы.
Постановка учебных задач. На занятии не ставятся перед детьми задачи деятельности или ставятся преимущественно практические задачи. Обучающиеся не осознают задач своей деятельности, не понимают способов действия, с помощью которых выполняются задания. На занятии для понимания предстоящей деятельности обучающиеся принимают участие в определении учебных задач. Ведется работа по усвоению обучающимися спо собов деятельности.
Занятие как система образовательной деятельности педагога и обучающихся. Не закрепляется изученный или рассмотренный материал и способы деятельности, позволяющие достичь результата (Педагог не ставит «контрольные точки» после каждой учебной задачи занятия). Составление исходной модели (продукта) итоговой деятельности обучающихся на занятии. Наличие на занятии опорных сигнальных схем, контрольных вопросов, стартовой иллюстрации.
Занятие как целостная система. Педагог не возвращается в конце урока к обозначенной теме урока и сформулированной цели. В заключительной части занятия педагог возвращается к вопросам целеполагания.
Развивающий характер учебной деятельности на занятии. Педагог предлагает обучающимся задания, ориентированные на зону «актуального развития», а не на «зону их ближайшего» развития. Включение заданий проблемного обучения, исследовательской, поисковой деятельности.
Опора на теорию развития личности. Педагог дает задание обучающимся без учета последовательности использования визуальных, слуховых и моторных каналов получения и обработки информации (сначала смотрят и находят в тексте, обозначают по памяти письменно в тетради, самостоятельно называют и показывают). Учитывать психологические основы процесса обучения П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной.
Продолжение табл. 2
Соблюдение основных дидактических принципов. Принцип доступности. Круговой эффект учебной деятельности: содержание заданий упрощено, осуществляются многократные повторы. Включать дополнительный материал, расширяющий и углубляющий содержание материала.
Принцип научности. Обучающиеся приводят примеры, не имеющие отношение к теме или уводящие от нее. Вопросы должны быть четко сформулированы и содержать ключевые смыслообразующие слова.
Принцип связи теории с практикой. Не используются профориентационные возможности задания. Включать в содержание учебного материалы профориентационной направленности.
Принцип наглядности. Наглядность используется «ради наглядности», как средство привлечения внимания детей, не выполняя при этом дидактической функции. Использование наглядности для решения определенной учебно-практической задачи.
Рефлексивная деятельность обучающихся В основном представлена эмоциональной рефлексией обучающихся (смайлики, вагончики на завершающем этапе занятия). Проведение смысловой рефлексии по вопросам самоанализа изученной темы (Какие новые понятия узнали? С каким количеством заданий справились? Какие вопросы остались непонятными? Что расскажу об этом близким и друзьям?).
Организация групповой деятельности Организация групповой деятельности обучающихся размыта во времени (групповая работа на все занятие, групповая работа за 5 минут до конца занятия). Работа обучающихся в группе должна иметь четкую цель и временные границы.
Ведущий вид деятельности обучающихся на занятии Вне зависимости от предметной области знаний в незначительной степени представлена вербальная речь. Организовывать речевую деятельность на каждом этапе занятия.
Формирование мотивации учебной деятельности Педагог демонстрирует неактуальное и незначимое для обучающихся содержание учебного материала. Осознание роли содержания учебного материала. Отбор информации с учетом интересов и потребностей обучаемых. Использование заданий исследовательского характера, нестандартных, исторических и занимательных задач, учебно-проблемных ситуаций. Развитие познавательного интереса.
Опыт практической деятельности педагогов дополнительного образования в сфере повышения квалификации позволил выделить типичные затруднения, которые они испытывают при проектировании занятия (табл. 2).
Таким образом, педагог должен понимать, что на занятии:
- осуществляется педагогическая деятельность, входящая в целостную систему, позво-
ляющую достичь современных образовательных результатов у обучающихся, среди которых приоритетными являются личностные и мета-предметные;
- педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности обучающегося;
- педагогические действия являются лич-ностно значимыми для обучающихся.
23.08.2020
Список литературы:
1. Анализ занятия в системе дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Под. научн. ред. О.Г. Тавстуха; авт.-сост. Ю.В. Воронина. - Оренбург, 2019. - Текст : электронный. - Режим доступа: http://elib. osu.ru/bitstream/123456789/10374/1/ %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BD %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %BA % D1 %82 %D0 %BE %D1 %80_ %D0 %94 %D0 %9E %D0 %9F_ %D0 %BF %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 % B4 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B9.pdf (дата обращения: 07.12.2020).
2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования / Л.Н. Буйлова. - М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
3. Данилюк, А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Данилюк, А. Кондаков, В. Тишков // Социальная педагогика. - 2010. - №2. - С. 5-15.
4. Золотарева, А.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для вузов / А.В. Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 315 с.
5. Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей : учеб.- метод. пособие для рук. ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов / В.Н. Иванченко. - Ростов н/Д.: Учитель, 2007. - 288 с.
6. История и теория дополнительного образования : учебное пособие для академического бакалавриата / Б.А. Дейч [и др.]; под редакцией Б.А. Дейча. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 239 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 151 с.
8. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р). - Текст : электронный. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70733280/ (дата обращения: 07.12.2020).
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
B.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с.
10. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для высших учебных заведений: В 2-х кН / И.П. Подласый. - Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 576 с.
11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 с изменениями и дополнениями от 05.09.2019, 30.09.2020)). - Текст : электронный. - Режим доступа: http://base.garant.ru/72116730/ (дата обращения: 07.12.2020).
12. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р). - Текст : электронный. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71057260/ (дата обращения: 07.12.2020).
13. Ушакова, М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования / М.В. Ушакова // Внешкольник. - 1997. - №1. -
C. 30-32.
14. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями). - Текст : электронный. - Режим доступа: http://base.garant.ru/77687681/ (дата обращения: 07.12.2020).
15. Щетинская, А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учебное пособие / А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург, гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОПТУ 2006. -404 с.
References:
1. Science ed. Tavstuha O.G.; author Voronina YU.V. Analiz zanyatiya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: uchebno-metodicheskoe posobie [Analysis of classes in the system of additional education for children: teaching aid]. Orenburg, 2019. Available at: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10374/1/ %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BD %D1 %81 %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %BA %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80_ %D0 %94 %D0 %9E %D0 %9F_ %D0 %BF %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D 0 %B5 %D0 %B4 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B9.pdf (Accessed: 07.12.2020).
2. Bujlova L.N. Uchebnoe zanyatie v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya [An educational lesson in an institution of additional education]. M.: CDYUT «Bibirevo», 2001.
3. Danilyuk A., Kondakov A., Tishkov V. The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia. Social'naya pedagogika [Social pedagogy], 2010, no. 2, pp. 5-15.
4. Zolotareva A.V., Krinickaya G.M., Pikina A.L. Metodika prepodavaniya po programmam dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Teaching methodology for additional education programs for children: textbook and workshop for universities]. 2nd ed., corr. and revised. Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2020, 315 p.
5. Ivanchenko V.N. Zanyatiya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej : ucheb.-metod. posobie dlya ruk. OUDOD, metodistov, pedagogov-organizatorov [Classes in the system of additional education for children: textbook - method. handbook. OUDOD, methodologists, teacher-organizers]. Rostov n/D.: Uchitel', 2007, 288 p.
6. Dejch B.A. et al. Istoriya i teoriya dopolnitel'nogo obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata [History and theory of additional education: a textbook for academic bachelor's degree]. 2nd ed., corr. and revised. Moskva : Izdatel'stvo YUrajt, 2018, 239 s.
7. Asmolov A.G. et al. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya [How to design universal instructional activities in primary school. From action to thought: a guide for teachers]. 5th ed. Moskva: Prosveshchenie, 2014, 151 p.
8. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 4 sentyabrya 2014 g. N 1726-r). [Concept for the development of additional education for children (approved by the order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 N 1726-r)]. Available at: http://base.garant.ru/70733280/ (Accessed: 07.12.2020).
9. Danilyuk A.YA., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia]. M.: Prosveshchenie, 2010, 23 p.
10. Podlasyj I.P. Pedagogika: Novyj kurs: Uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij: V 2-h kn. [Pedagogy: New course: Textbook for higher educational institutions: In 2 books]. Book 1. M.: VLADOS, 2002, 576 p.
11. Poryadok organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym obshcheobrazovatel'nym programmam (utv. Prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 9 noyabrya 2018 g. N 196 s izmeneniyami i dopolneniyami ot 05.09.2019, 30.09.2020) [The procedure for organizing and carrying out educational activities for additional general education programs (approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated November 9, 2018 N 196 with amendments and additions dated 09/05/2019, 09/30/2020)]. Available at: http://base.garant.ru/72116730/ (Accessed: 07.12.2020).
12. Strategiya razvitiya vospitaniya v RF na period do 2025 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. N 996-r). [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 N 996-r)]. Available at: http://base.garant.ru/71057260/( Accessed: 07.12.2020).
13. Ushakova M.V. An educational lesson in an institution of additional education Vneshkol'nik [Vneshkolnik], 1997, no. 1, pp. 3032.
14. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" No. 273 dated December 29, 2012 (as amended and supplemented). Available at: http://base.garant.ru/77687681/ (Accessed: 07.12.2020).
15. Shchetinskaya A.I., Tavstuha O.G., Bolotova M.I. Teoriya i praktika sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: uchebnoe posobie [Theory and practice of modern additional education for children: textbook]. Orenburg: Izd-vo OPTU, 2006, 404 p.
Сведения об авторах
Моисеева Алена Николаевна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Тавстуха Ольга Григорьевна, заведующий кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Полькина Светлана Николаевна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат
педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
460000, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19