Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНТИРИСКОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЫ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНТИРИСКОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЫ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ШКОЛА С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ / АНТИРИСКОВАЯ ПРОГРАММА / РИСКОВЫЙ ПРОФИЛЬ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Тавстуха Ольга Григорьевна, Полькина Светлана Николаевна

Необходимость обеспечения равенства всем обучающимся в получении образования высокого качества определяет актуальность проблемы разработки способов оказания помощи таким общеобразовательным организациям, которые стабильно демонстрируют низкие образовательные результаты. Определены особенности методической поддержки школы с низкими образовательными результатами. Особое внимание обращено на проектирование антирисковой программы, направленной на преодоление учебной неуспешности. Названы основные компоненты антирисковой программы и раскрыто их содержание. Цель антирисковой программы заключается в организация деятельности участников образовательных отношений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися. Планируемыми результатами реализации антирисковой программы являются снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности, демонстрация ими положительной динамики в освоении образовательной программы; увеличение доли обучающихся, подтвердивших свои оценки на всероссийских проверочных работах, государственной итоговой аттестации. Динамика измерений показателей для выработки управленческих решений осуществляется в рамках мониторинговых исследований, посещения и анализа уроков с целью выявления объективности оценивания обучающихся и эффективности используемых технологий. Деятельность коллектива школы по достижению цели и задач антирисковой программы включает следующие меры: мониторинг качества образования, организация методического сопровождения работы учителей по вопросам повышения качества образования, диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с трудностями в учебной деятельности, разработка индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения каждого обучающегося с рисками учебной неуспешности, взаимодействие с родителями обучающихся. Реализация указанных мер способствует повышению образовательного результата. Мониторинг качества образования, проведенный в школе, продемонстрировал, что содержание образовательных программ обучающимися освоено в полном объеме. Результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют о стабильности положительных результатов по обязательным предметам и повышении среднего балла предметов по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвиевская Елена Геннадьевна, Тавстуха Ольга Григорьевна, Полькина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING AN ANTI-RISK PROGRAM FOR A SCHOOL WITH LOW EDUCATION RESULTS

The need to ensure equality for all students in obtaining high-quality education determines the relevance of the problem of developing ways to provide assistance to such educational organizations that consistently demonstrate low educational results. Features of methodical support of school with low educational results are determined. Particular attention is paid to the design of an anti-risk program aimed at overcoming educational failure. The main components of the anti-risk program are named and their content is disclosed. The purpose of the anti-risk program is to organize the activities of participants in educational relations to ensure the successful assimilation of the main educational program by poor and weak students. The planned results of the implementation of the anti-risk program are a decrease in the share of students with the risks of educational failure, their demonstration of positive dynamics in the development of the educational program; increasing the proportion of students who have confirmed their assessments at all-Russian verification work, state final certification.The dynamics of measurement of indicators for the development of management decisions is carried out as part of monitoring research, visiting and analyzing lessons in order to identify the objectivity of assessing students and the effectiveness of used technologies. The activities of the school staff to achieve the goal and objectives of the anti-risk program include the following measures: monitoring the quality of education, organizing methodological support for the work of teachers on improving the quality of education, diagnosing the individual features of educational processes of students with difficulties in educational activities, developing individual educational routes for accompanying each student with the risks of educational failure, interaction with parents of students. The implementation of these measures contributes to the improvement of the educational result. The monitoring of the quality of education conducted at the school showed that the content of educational programs by students was fully mastered. The results of the state final certification show the stability of positive results in compulsory subjects and an increase in the average score of subjects of choice.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНТИРИСКОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЫ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-232-85 УДК 371.2

Матвиевская Е.Г., Тавстуха О.Г., Полькина С.Н.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия E-mail: ospu@ospu.ru; olgritav@yandex.ru; swetlana_polkina@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНТИРИСКОВОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЫ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Необходимость обеспечения равенства всем обучающимся в получении образования высокого качества определяет актуальность проблемы разработки способов оказания помощи таким общеобразовательным организациям, которые стабильно демонстрируют низкие образовательные результаты.

Определены особенности методической поддержки школы с низкими образовательными результатами. Особое внимание обращено на проектирование антирисковой программы, направленной на преодоление учебной неуспешности. Названы основные компоненты антирисковой программы и раскрыто их содержание. Цель антирисковой программы заключается в организация деятельности участников образовательных отношений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися. Планируемыми результатами реализации антирисковой программы являются снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности, демонстрация ими положительной динамики в освоении образовательной программы; увеличение доли обучающихся, подтвердивших свои оценки на всероссийских проверочных работах, государственной итоговой аттестации. Динамика измерений показателей для выработки управленческих решений осуществляется в рамках мониторинговых исследований, посещения и анализа уроков с целью выявления объективности оценивания обучающихся и эффективности используемых технологий. Деятельность коллектива школы по достижению цели и задач антирисковой программы включает следующие меры: мониторинг качества образования, организация методического сопровождения работы учителей по вопросам повышения качества образования, диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с трудностями в учебной деятельности, разработка индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения каждого обучающегося с рисками учебной неуспешности, взаимодействие с родителями обучающихся. Реализация указанных мер способствует повышению образовательного результата. Мониторинг качества образования, проведенный в школе, продемонстрировал, что содержание образовательных программ обучающимися освоено в полном объеме. Результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют о стабильности положительных результатов по обязательным предметам и повышении среднего балла предметов по выбору.

Ключевые слова: проект, школа с низкими образовательными результатами, антирисковая программа, рисковый профиль школы.

Mativievskaia E.G, Tavstukha O.G., Polkina S.N.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: ospu@ospu.ru; olgritav@yandex.ru; swetlana_polkina@mail.ru

DESIGNING AN ANTI-RISK PROGRAM FOR A SCHOOL WITH LOW EDUCATION RESULTS

The need to ensure equality for all students in obtaining high-quality education determines the relevance of the problem of developing ways to provide assistance to such educational organizations that consistently demonstrate low educational results.

Features of methodical support of school with low educational results are determined. Particular attention is paid to the design of an anti-risk program aimed at overcoming educational failure. The main components of the anti-risk program are named and their content is disclosed. The purpose of the anti-risk program is to organize the activities of participants in educational relations to ensure the successful assimilation of the main educational program by poor and weak students. The planned results of the implementation of the anti-risk program are a decrease in the share of students with the risks of educational failure, their demonstration of positive dynamics in the development of the educational program; increasing the proportion of students who have confirmed their assessments at all-Russian verification work, state final certification.The dynamics of measurement of indicators for the development of management decisions is carried out as part of monitoring research, visiting and analyzing lessons in order to identify the objectivity of assessing students and the effectiveness of used technologies. The activities of the school staff to achieve the goal and objectives of the anti-risk program include the following measures: monitoring the quality of education, organizing methodological support for the work of teachers on improving the quality of education, diagnosing the individual features of educational processes of students with difficulties in educational activities, developing individual educational routes for accompanying each student with the risks of educational failure, interaction with parents of students. The implementation of these measures contributes to the improvement of the educational result. The monitoring of the quality of education conducted at the school showed that the content of educational programs by students was fully mastered. The results of the state final certification show the stability of positive results in compulsory subjects and an increase in the average score of subjects of choice.

Key words: project, school with low educational results, anti-risk program, school risk profile.

Важным принципом государственной образовательной политики Российской Федерации является «признание приоритетности образования»

[14]. Рост ценности образования, являющегося одним из факторов социально-экономического развития страны, определяет необходимость предо-

ставления возможностей каждому обучающемуся получать качественное образование.

Несмотря на усилия государства в этом направлении, существует ряд школ, стабильно показывающих низкие образовательные результаты. Школы с низкими образовательными результатами (ТТТНОР) - «это школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным показателям учебные результаты хуже, чем все остальные. И какой бы тенденции ни подчинялись учебные результаты всех школ по этим показателям - росли, падали или стояли на месте, - устойчиво неуспешные школы всегда находятся «в хвосте» [11, с. 152].

Необходимость обеспечения равенства всем обучающимся в получении образования высокого качества определяет актуальность проблемы разработки способов оказания помощи таким общеобразовательным организациям. В работах современных ученых (М. Барбера, И.В. Бысик, И.Г. Груничевой, В.К. Зарецкого, А.В. Ильиной, Г.Б. Корнетова, С.Г. Косарецкого, М. Мурашееда, М.А Пинской, И.Д. Фрумина) называются факторы, позволяющие школе добиваться высоких образовательных результатов, раскрываются различные аспекты поддержки школ с низкими результатами обучения [1]-[5],

[7], [11], [12].

Решение данной проблемы предполагает определение способов выбора школ, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся. Выявление ШНОР осуществлялось на федеральном уровне с помощью специальной методики, основанной на анализе данных о качестве обучения, полученных в рамках мониторинговых исследований [8].

Для каждой конкретной школы были определены факторы, приводящие к устойчивой учебной неуспешности (разработан «рисковый профиль образовательной организации»), что позволило осуществить адресную методическую поддержку, включающую проектирование и реализацию антирисковых программ по определенным направлениям.

Рассмотрим особенности проектирования антирисковой программы, направленной на преодоление учебной неуспешности, на примере Карагачской средней общеобразовательной школы Беляевского района Оренбургской области, включенной в проект адресной помощи школам

с низкими образовательными результатами Федеральным институтом оценки качества образования «500+», который реализуется в рамках национального проекта «Образование» [9], [10], [13].

Проектирование программы школы включало аналитический этап и этап формирования комплекса мер, направленных на преодоление выявленных факторов риска низкой учебной успеваемости.

Аналитический этап включал исследование образовательной ситуации в школе, результаты которого в обобщенном виде представлены в SWOT-анализе (таблица 1).

По результатам анализа были сделаны выводы о том, что высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности обусловлена следующими факторами:

- низким уровнем мониторинга качества образования;

- неэффективной организацией методического сопровождения работы учителей по вопросам повышения качества образования;

- отсутствием системного взаимодействия с родителями по вопросам повышения успеваемости детей.

Основными способами повышения результативности обучения в школе являются «улучшение качества преподавания и обучения», включающее «высокие ожидания по отношению к ученикам», «последовательность и единообразие преподавания», «четкие правила поведения и нормы дисциплины» [15, с. 24], «поддержка позитивного учебного климата», «проведение непрерывного мониторинга достижений учеников» [16, с. 12, 16], «предоставление равных возможностей всем учащимся», оказание необходимой индивидуальной помощи нуждающимся, разнообразные занятия, регулярное участие родителей в школьных мероприятиях, поддержка доброжелательных и продуктивных отношений между собой [6, с. 88].

Ряд зарубежных исследователей также определяют в качестве мер повышения результативности школы мастерство учителя и эффективность педагогических методов [18], [19], партнерские взаимоотношения школы с семьей [17].

Потребность в решении выявленных проблем и осознание методических основ повышения результативности обучения в школе позволило разработать программу совместной работы всего коллектива по преодолению выявленных рисков

низких учебных результатов. Данное обстоятельство определило цель и задачи программы антирисковых мер в соответствии с рисковым профилем образовательной организации. Цель антирисковой программы заключается в организация деятельности участников образовательных отношений по обеспечению успешного усвоения основной образовательной программы неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися. Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

- провести мониторинг качества образования;

- организовать методическое сопровождение работы учителей по вопросам повышения качества образования;

- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с рисками учебной неуспешности;

- организовать взаимодействие с родителями по вопросам повышения успеваемости детей.

Планируемыми результатами реализации антирисковой программы являются снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспеш-

ности, демонстрация ими положительной динамики в освоении образовательной программы; увеличение доли обучающихся, подтвердивших свои оценки на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Динамика измерений показателей для выработки управленческих решений осуществляется в рамках мониторинговых исследований, посещения и анализа уроков с целью выявления объективности оценивания обучающихся и эффективности используемых технологий.

Срок реализации антирисковой программы небольшой: с мая по декабрь 2021 года. При этом деятельность школы может быть продолжена с учетом освоенных технологий проектирования и реализации программы, позволяющей школе повысить образовательные результаты.

Деятельность коллектива школы по достижению цели и задач антирисковой программы включает следующие меры:

1. Мониторинг качества образования (анализ входных и итоговых контрольных работ, ВПР, итоговой аттестации).

2. Организация методического сопровождения работы учителей по вопросам повышения качества образования (взаимопосещение и анализ

Таблица 1 - 8ШОТ-анализ

Сильные стороны Возможности

Школа обеспечена кадрами. Участники образовательного процесса заинтересованы в повышении уровня образовательных результатов. Обеспечение образовательных результатов обучающихся с различными способностями и возможностями. Повышение профессиональной компетентности педагогов в разных формах. Деятельность службы медиации. Взаимодействие с Оренбургским государственным педагогическим университетом. Вовлечение родителей в сопровождение своих детей в рамках образовательного процесса.

Слабые стороны Угрозы

Недостаточное использование педагогами образовательных технологий, способствующих повышению мотивации обучающихся. Низкие показатели образовательных результатов по ряду предметов на ОГЭ и ЕГЭ. Отсутствие системного психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Низкий уровень социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника (слабая степень включенности низкомотивированных учащихся в жизнедеятельность класса, школы, незаинтересованность учащихся в участии в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях). Не в полной мере сформирована система мониторинга качества образования в школе. Недостаточно развитая информационно-коммуникационная среда: отсутствие устойчивого доступа в интернет. Работа в сложных социально-экономических контекстах, локализация детей из семей, находящихся в сложной социальной ситуации: неполные семьи, семьи, где есть безработные родители, семьи, где родители выезжают на работу за пределы населенного пункта на полный рабочий день.

уроков, проведение семинаров школьных методических объединений).

3. Диагностика индивидуальных особенностей познавательных процессов обучающихся с трудностями в учебной деятельности.

4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения каждого обучающегося с рисками учебной неуспешности.

5. Индивидуальные беседы с родителями обучающихся с рисками учебной неуспешности.

6. Проведение родительского собрания «Пути преодоления школьной неуспешности».

Мониторинг качества образования, проведенный в школе, продемонстрировал, что содержание образовательных программ обучающимися освоено в полном объеме. Результаты итоговых контрольных работ, ВПР, итоговой аттестации свидетельствуют о стабильности положительных результатов по обязательным предметам и повышении среднего балла предметов по выбору.

26.05.2021

Список литературы:

1. Барбер М., Мурашеед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. - 2008. -№3. - С. 7-60.

2. Бысик Н.В., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: Эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - №5. - С. 87-101.

3. Груничева И. Г., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Поддержка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть национальной образовательной политики // Вопросы образования. - 2012. - №3. - С. 30-63.

4. Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим учеником: Теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода / Виктор Зарецкий. - М.: Чистые пруды, 2011. - 32 с.

5. Ильина А.В. [и др.]. Подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне // Современное педагогическое образование. - 2019. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ podhody-k-organizatsii-preventivnoy-i-adresnoy-podderzhki-shkol-s-nizkimi-rezultatami-obucheniya-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 12.12.2021).

6. Ковалева Г.С. Успешная школа и эффективная система образования: какие факторы помогают приблизиться к идеалу? / Г. С. Ковалева, О. Б. Логинова // Педагогические измерения. - 2017. - №2. - С. 81-90.

7. Корнетов Г.Б. Модель поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Школьные технологии. - 2017. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-podderzhki-shkol-iunktsK>mruyuscbIh-v-nebIagopriyatnyh-sotsialnyh-ustoviyah (дата обращения: 12.12.2021).

8. Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365434/d0864cdbc39bae60f46b4471b2db30bac4bfa13a/ (дата обращения: 08.12.2021)

9. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся / Федеральный институт оценки качества образования. - Москва, 2020. - 45 с. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0 %B4%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20 %D0%BF%D0%BE%20%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0.pdf(дата обращения: 12.12.2021).

10. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16)). - URL: https://base.garant. ru/72192486/ (дата обращения: 12.12.2021).

11. Пинская М.А., Косарецкий С. Г., Фрумин И. Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. - 2011. - №4. - С. 148-177.

12. Пинская М.А., Хавенсон Т. е., Звягинцев Р.С., Михайлова А.М., Чиркина Т.А., Косарецкий С.Г. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. - 2018. - №2. - С. 198-227.

13. Проект адресной помощи школам с низкими образовательными результатами «500+» - URL: https://fioco.ru/%D0%BE-%D 0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5 (дата обращения: 12.12.2021).

14. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 12.12.2021).

15. Я - эффективный директор: как разработать и реализовать программу улучшения образовательных результатов учащихся школы: учебно-методическое пособие / [сост. Н.В. Бысик и др.]. - М.: Университетская книга, 2018. - 112 с.

16. Я - эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / Составители: Н.В. Бысик, В.С. Евтюхова, М.А. Пинская. - М.: Университетская книга, 2017. - 164 с.

17. Masten A., Herbers J., Cutuli J., Lafavor T. (2008) Promoting Competence and Resilience in the School Context // Professional School Counseling. Vol. 12. No 2. P. 76-84.

18. Rockoff J. E. (2004) The Impact of Individual Teachers on Student Achievement: Evidence from Panel Data // The American Economic Review. Vol. 94. No 2. P. 247-252. - URL: http://www.jstor.org/stable/3592891 (дата обращения: 12.12.2021).

19. Siraj I., Taggart B. (2014) Exploring Effective Pedagogy in Primary Schools: Evidence from Research. London: Pearson. -URL: https://www.pearson.com/content/dam/one-dot-com/one-dot-com/global/Files/about-pearson/innovation/open-ideas/ ExploringEffectivePedagogy.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

References:

1. Barber M.. Murasheyed M. Kak dobitsya stabilno vysokogo kachestva obucheniya v shkolakh // Voprosy obrazovaniya. - 2008. - №3. - S. 7-60.

2. Bysik N.V.. Pinskaya M.A.. Kosaretskiy S.G. Proyektirovaniye modeli professionalnogo razvitiya pedagogov shkol. funktsioniruyushchikh v neblagopriyatnykh sotsialnykh usloviyakh. rabotayushchikh s uchashchimisya s riskom obrazovatelnoy neuspeshnosti: Empiricheskaya osnova i klyuchevyye sostavlyayushchiye // Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. - 2018. - T. 23. - №5. - S. 87-101.

3. Grunicheva I. G.. Pinskaya M. A.. Kosaretskiy S. G. Podderzhka shkol. pokazyvayushchikh nizkiye obrazovatelnyye rezultaty. kak chast natsionalnoy obrazovatelnoy politiki // Voprosy obrazovaniya. - 2012. - №3. - S. 30-63.

4. Zaretskiy V.K. Kak uchitelyu rabotat s neuspevayushchim uchenikom: Teoriya i praktika refleksivno-deyatelnostnogo podkhoda / Viktor Zaretskiy. - M.: Chistyye prudy. 2011. - 32 s.

5. Ilina A.V. [i dr.]. Podkhody k organizatsii preventivnoy i adresnoy podderzhki shkol s nizkimi rezultatami obucheniya na munitsipalnom urovne // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye. - 2019. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-organizatsii-preventivnoy-i-adresnoy-podderzhki-shkol-s-nizkimi-rezultatami-obucheniya-na-munitsipalnom-urovne (data obrashcheniya: 12.12.2021).

6. Kovaleva G.S. Uspeshnaya shkola i effektivnaya sistema obrazovaniya: kakiye faktory pomogayut priblizitsya k idealu? / G. S. Kovaleva. O. B. Loginova // Pedagogicheskiye izmereniya. - 2017. - №2. - S. 81-90.

7. Kornetov G.B. Model podderzhki shkol. funktsioniruyushchikh v neblagopriyatnykh sotsialnykh usloviyakh // Shkolnyye tekhnologii. -2017. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-podderzhki-shkol-?unktsyumruyuscYh-v-neYagopriyatnyh-sotsialnyh-ustoviyah (data obrashcheniya: 12.12.2021).

8. Metodika vyyavleniya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy. imeyushchikh nizkiye obrazovatelnyye rezultaty obuchayushchikhsya. na osnove kompleksnogo analiza dannykh ob obrazovatelnykh organizatsiyakh. v tom chisle dannykh o kachestve obrazovaniya. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365434/d0864cdbc39bae60f46b4471b2db30bac4bfa13a/ (data obrashcheniya: 08.12.2021)

9. Metodika okazaniya adresnoy metodicheskoy pomoshchi obshcheobrazovatelnym organizatsiyam. imeyushchim nizkiye obrazovatelnyye rezultaty obuchayushchikhsya / Federalnyy institut otsenki kachestva obrazovaniya. - Moskva. 2020. - 45 s. - URL: https://fioco.ru/ Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0% B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20 %D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0.pdf(data obrashcheniya: 12.12.2021).

10. Pasport natsionalnogo proyekta "Obrazovaniye" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i natsionalnym proyektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. N 16)). - URL: https://base.garant.ru/72192486/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).

11. Pinskaya M.A.. Kosaretskiy S. G.. Frumin I. D. Shkoly. effektivno rabotayushchiye v slozhnykh sotsialnykh kontekstakh // Voprosy obrazovaniya. - 2011. - №4. - S. 148-177.

12. Pinskaya M.A.. Khavenson T.E.. Zvyagintsev R.S.. Mikhaylova A.M.. Chirkina T.A.. Kosaretskiy S.G. Poverkh baryerov: issleduyem rezilyentnyye shkoly // Voprosy obrazovaniya. - 2018. - №2. - S. 198-227.

13. Proyekt adresnoy pomoshchi shkolam s nizkimi obrazovatelnymi rezultatami «500+» - URL: https://fioco.ru/%D0%BE-%D0%BF%D1% 80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5 (data obrashcheniya: 12.12.2021).

14. Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami). - URL: https://base.garant.ru/70291362/ (data obrashcheniya: 12.12.2021).

15. Ya - effektivnyy direktor: kak razrabotat i realizovat programmu uluchsheniya obrazovatelnykh rezultatov uchashchikhsya shkoly: uchebno-metodicheskoye posobiye / [sost. N.V. Bysik i dr.]. - M.: Universitetskaya kniga. 2018. - 112 s.

16. Ya - effektivnyy uchitel: kak motivirovat k uchebe i povysit uspeshnost «slabykh» uchashchikhsya: uchebno-metodicheskoye posobiye / Sostaviteli: N.V. Bysik. V.S. Evtyukhova. M.A. Pinskaya. - M.: Universitetskaya kniga. 2017. - 164 s.

17. Masten A.. Herbers J.. Cutuli J.. Lafavor T. (2008) Promoting Competence and Resilience in the School Context // Professional School Counseling. Vol. 12. No 2. P. 76-84.

18. Rockoff J. E. (2004) The Impact of Individual Teachers on Student Achievement: Evidence from Panel Data // The American Economic Review. Vol. 94. No 2. P. 247-252. - URL: http://www.jstor.org/stable/3592891 (data obrashcheniya: 12.12.2021).

19. Siraj I.. Taggart B. (2014) Exploring Effective Pedagogy in Primary Schools: Evidence from Research. London: Pearson. - URL: https:// www.pearson.com/content/dam/one-dot-com/one-dot-com/global/Files/about-pearson/innovation/open-ideas/ExploringEffectivePedagogy. pdf (data obrashcheniya: 12.12.2021).

Сведения об авторах:

Матвиевская Елена Геннадьевна, профессор кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, 13.00.08, https://orcid.org/0000-0003-4182-1297, e-mail: ospu@ospu.ru 460014, гОренбург, ул. Советская, д.19, т. +73532776839 Тавстуха Ольга Григорьевна, заведующий кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, 13.00.01, https://orcid.org/0000-0003-1672-3871, e-mail: olgritav@yandex.ru Полькина Светлана Николаевна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, 13.00.02, https://orcid.org/0000-0001-7070-9427, e-mail: swetlana_polkina@mail.ru,

460014, г. Оренбург, ул.Советская, д. 2, т: (3532)77 71 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.