УДК 37.04 DOI: 10.25198/1814-6457-215-
Тавстуха О.Г., Муратова А.А. Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия
E-mail: [email protected]
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Профессиональная ориентация учащихся нормативно закреплена в качестве функции педагога дополнительного образования детей и взрослых Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Профессиональная ориентация предполагает осуществление комплекса мероприятий по формированию активной личности, самостоятельно определяющей свою профессиональную судьбу, осознающей свои возможности и профессиональные требования, которые будут к ней предъявляться. Современное видение профессиональной ориентации исходит из необходимости развития данного направления в связи с глобализацией и развитием мирового рынка труда. Содержание исследуемого феномена в зарубежных исследованиях наиболее полно отражено в термине «vocational guidance» (профессиональное руководство) выражается в помощи в выборе наиболее подходящей для человека профессии (профессионального направления, области деятельности человека), которая максимально соответствует его способностям. Такая помощь должна включать в себя: определение учащимся собственных возможностей, соотнесение потенциального профессионального выбора с ожиданиями окружающих; осознание возможных рисков; понимание доступных вариантов получения профессии; понимание требуемой квалификации, вознаграждения за работу; проектирование карьерных целей; определение дополнительных компетенций и квалификаций; изучение способов поиска работы; развитие необходимых личностных качеств и способов их развития; развитие стрессоустойчивости и позитивного восприятия неприятных ситуаций.
Профессиональная ориентация требует от педагога дополнительного образования специальной подготовки в рамках непрерывного образования, поиска технологий и вариантов подготовки к профессиональному выбору. Профессиональная ориентация учащихся предполагает осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения, нацеленного на осознанность и обоснованность выбора профессии и обуславливающего выполнение педагогом функций: диагностической, тактической, практической, аналитической. Профориентационная деятельность педагога дополнительного образования включает следующие направления работы: аналитико-диагностическое, просветительское, консультативное, организационное. Специфика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования предполагает широкие возможности оказания позитивного и продуктивного влияния на выбор профессии учащимися.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное руководство, педагог дополнительного образования, учащийся, выбор профессии, дополнительная общеобразовательная программа, психолого-педагогическое сопровождение.
Tavstukha O.G., Muratova A.A.
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
ROLE AND FUNCTIONS OF THE ADDITIONAL EDUCATION TEACHER IN VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS
Vocational guidance of students is standardly fixed in quality of function of the additional education teacher by the Federal law «About Education in the Russian Federation» and the professional standard «Additional Education Teacher of Children and Adults». Vocational guidance assumes implementation of a complex of actions for formation of the active personality with the created subject position which is independently defining the professional destiny realizing the professional requirements imposed to her, the opportunities. Modern vision of vocational guidance proceeds from need of development of this direction in connection with globalization and development of the world market of work. The maintenance of the studied phenomenon is most fully reflected in the term «vocational guidance» (the professional management) is expressed in the help in the choice of the profession, most suitable for the person (the professional direction, sphere of activity of the person) which as much as possible corresponds to his abilities. Such help has to include: definition by the pupil of own opportunities, correlation of the potential professional choice with expectations of people around; awareness of possible risks; understanding of available options of receiving profession; understanding of the required qualification, remunerations for work; design of the career purposes; determination of additional competences and qualifications; studying of ways of job search; development of necessary personal qualities and ways of their development; development of resistance to stress and positive perception of unpleasant situations.
Vocational guidance demands from the additional education teacher of special preparation within continuous formation, search of technologies and options of preparation for the professional choice. Vocational guidance of pupils assumes implementation of the comprehensive psychology and pedagogical support aimed at sensibleness and validity of choice of profession and causing performance of functions by him: diagnostic, tactical, practical, analytical. Professional orientation activity of the additional education teacher includes the following areas of work: diagnostic, educational, advisory, organizational. Owing to specifics of the professional activity the additional education teacher is capable to exert positive and productive impact on choice of profession by the pupil.
Key words: vocational guidance, professional management, additional education teacher, student, choice of profession, additional general education program, psychology and pedagogical maintenance.
В современных условиях на дополнительное образование детей возлагается миссия обеспечения учащимся адаптации к жизни в обществе и профессиональной ориентации (ст. 75 п.1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в рамках требований к опыту практической работы трудовой функции «Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» закрепляет за педагогом использование профориентационных возможностей занятий избранным видом деятельности.
Таким образом, профессиональная ориентация учащихся нормативно закреплена за педагогом дополнительного образования, что отражает необходимость его непосредственного участия в выборе учащимся профессии и наделяет рядом функций, обеспечивающих успешность исследуемого процесса. Это определяет задачу нашего исследования: определение роли и функций педагога дополнительного образования в профессиональной ориентации учащихся.
В организации профессиональной ориентации в учреждении дополнительного образования детей, по мнению О. Г. Тавстухи, А.А. Муратовой, важным является изучение, развитие и воспитание личности. Актуализация профо-риентационной проблематики необходима при рассмотрении вопросов развития личности, так как профессиональная деятельность обеспечивает человеку возможность реализовать жизненные замыслы, является определяющей в жизни большинства взрослых людей [5].
Профессиональную ориентацию учащихся необходимо рассматривать как комплекс мероприятий, осуществляемых образовательной организацией, семьёй и общественностью на основе достижений гуманитарных наук (педагогики, психологии, социологии) с учетом государственной политики в области подготовки кадров, ставящих задачу воспитания у учащегося осознанного отношения к труду и потребности в профессиональной деятельности. Взаимодействие образовательной организации, педагога дополнительного образования с родителями учащихся имеет особую значимость в связи с их влиянием на выбор профессии ребенка как
позитивного характера, так и негативного -ограничивающим принятие учащимся личной ответственности за выбор.
В работе В.И. Тарлавского, Е.А. Цуканова профессиональная ориентация трактуется как система взаимодействия личности и образования, способствующая развитию и соотнесению способностей, потребностей и индивидуальных особенностей личности (психологических, физиологических) с потребностями общества, ее профессиональному самоопределению [6].
Содержание профориентационной работы должно служить цели активизации личности в формировании субъектной позиции, самостоятельно определяющей свою профессиональную судьбу, осознающую профессиональные требования, предъявляемые к ней, свои возможности.
В контексте нашего исследования представляется необходимым обращение к зарубежной практике профессиональной ориентации учащихся. Отметим, что содержание исследуемого феномена наиболее полно отражено в термине «vocational guidance» (профессиональное руководство).
В зарубежных исследованиях, касающихся профессиональной ориентации учащихся, отмечается необходимость развития данного направления в связи с глобализацией и развитием мирового рынка труда. По мнению B.Yeçilyaprak (Ankara University, Турция), оценка новых парадигм, причины их возникновения и последствия делают востребованными профессиональное руководство и способы построения карьеры прежде всего в образовании [13].
В комплексном исследовании P.Plant (Дания), L.L. Christiansen (Норвегия), A. Lovén ( Швеция), G. Vilhjâlmsdottir (Исландия), R. Vuorinen (Финляндия) раскрываются социальные и стратегические аспекты профессионального руководства, включающего: информирование, совет, оценивание, преподавание, защиту, взаимодействие через Интернет, наставничество [10].
По мнению L. Riccia, V. Boccardi (International Relations Department, Università degli Studi «Guglielmo Marconi», Италия), невнимание к проблеме выбора профессии молодыми людьми приводит к негативным последствиям как для самого человека, так и для общества, с эконо-
мической и социальной точек зрения. Авторы отмечают связь выбора профессии с выбором учебного направления (didactic area). Этот выбор является ответственным и требует осмысленного отношения, так как: окружающая обстановка не всегда способна предоставить всю необходимую информацию о возможностях и возможной профессиональной деятельности; общеобразовательная школа часто не способна предоставить ученику соответствующее руководство и поддержку в выборе профессии [11].
Идея профессиональной ориентации исходит из того, что учащемуся необходима помощь относительно наиболее подходящей для него профессии (профессионального направления, области деятельности человека), которая максимально соответствует его способностям. Такая помощь является профессиональным руководством. Профессиональное руководство включает подготовку к получению профессии, вхождение в нее и сопровождение учащегося в выборе профессионального направления. Особенности дополнительного образования, в отличие от общего образования, позволяют педагогу осуществлять все составляющие профессионального руководства, так как учащиеся еще до получения профессионального образования начинают осуществлять профессиональную деятельность (например, в рамках художественного и спортивного направлений).
Выявление способностей учащегося включает следующие источники:
- информация от родителей;
- результаты педагогической диагностики способностей (полученные в процессе анкетирования, тестирования, наблюдения, анализа портфолио/работ учащегося);
- физические показатели учащегося.
Идентификация индивидуальных интересов, навыков, компетенций и талантов учащихся в дополнительном образовании имеет решающее значение для обеспечения адекватного собственным возможностям и востребованного в обществе выбора профессионального пути.
Профессиональное руководство предполагает помощь в определении целей и задач деятельности, возможностей и альтернатив в области профессиональной подготовки. Оно включает консультирование и информирование учащегося по выбору профессии, особенностям
индивидуальной карьеры и профессиональных потребностей, способам финансирования профессионального образования и обучения, тенденциям в сфере трудового законодательства, ситуации на рынке труда и тенденциям его развития, способам поиска места работы и получения профессионального образования [9]. Отметим, что зачастую педагог дополнительного образования имеет собственный опыт по указанным аспектам консультирования и информирования учащегося.
«Стратегии профессионального руководства в XXI веке» Международной ассоциация образования и профессионального обучения (1ЛБУО) целями профессионального руководства определяют помощь учащемуся в планировании образования, подготовке к профессии и карьерному росту [12]. Такая помощь должна включать в себя:
- определение учащимся собственных возможностей, сильных и слабых сторон, соотнесение потенциального профессионального выбора с ожиданиями семьи и общества; осознание возможных рисков;
- понимание доступных вариантов получения профессии, требований к абитуриентам;
- понимание доступных вариантов работы, требуемой квалификации, условий получения рабочего места, вознаграждения за работу;
- проектирование краткосрочных и долгосрочных карьерных целей;
- определение дополнительных к основному выбору профессии компетенций и квалификаций для эффективной профессиональной деятельности;
- изучение эффективных процедур поиска работы;
- развитие необходимых для успешной профессиональной деятельности личностных качеств и способов их развития;
- развитие стрессоустойчивости и позитивного восприятия неприятных ситуаций, связанных с профессиональными неудачами и потерей работы;
- определение альтернативных профессий.
Вышеизложенное определяет необходимость специальной подготовки педагога дополнительного образования к профориентационной деятельности, которую целесообразно осуществлять в рамках непрерывного образования - си-
стематического самообразования и повышения квалификации, планомерно осуществляемого на уровне организации дополнительного образования детей.
Согласно точке зрения О.В. Журавлевой, профориентационная деятельность педагога в современных условиях требует от него поиска технологий и вариантов подготовки к профессиональному выбору. Это поможет учащимся преодолеть сложившиеся стереотипы о профессиях и карьерном пути, осознать связь индивидуально-психологических особенностей, реализуемых в дополнительном образовании, с успешностью профессионального становления [2].
Профессиональная ориентация учащегося педагогом дополнительного образования предполагает осуществление им комплексного психолого-педагогического сопровождения, направленного на осознанность и обоснованность выбора профессии. Данный вид сопровождения, по мнению Е.М. Шалиной, обеспечивает последовательный характер формирования у учащегося готовности к обоснованному и ответственному профессиональному выбору, к профессиональному обучению, к профессиональной деятельности [8].
Осуществление педагогом дополнительного образования комплексного психолого-педагогического сопровождения учащегося в его профессиональной ориентации предполагает, по мнению А.А. Муратовой, выполнение им следующих функций:
- диагностической - выявление планов и намерений учащихся, их интересов, склонностей, мотивов, готовности к выбору профессии;
- тактической - проектирование дополнительной образовательной программы с учетом профориентационных аспектов, выявление про-фориентационных возможностей направления дополнительного образования;
- практической - собственно профориен-тационная деятельность (профессиональное руководство) в процессе реализации дополнительной образовательной программы;
- аналитической - анализ профориентаци-онной деятельности, включая корректировку, подготовку дополнительных материалов, отчёт и осмысление возникших проблем [3].
В рамках преподавания по дополнительным общеразвивающим программам мы вы-
деляем составляющие профориентационной работы педагога с учащимися:
- ознакомление с профессией и специальностями, её представляющими;
- психоэмоциональное и содержательное погружение учащегося в профессию;
- обсуждение с учащимся содержания и продукта деятельности специалиста, их отражения в рамках дополнительного образования, сопоставление поставленных задач и полученного результата;
- выстраивание индивидуальной траектории развития учащегося, определение возможных путей образования.
Особого внимания педагога в профессиональной ориентации требует сложившийся и складывающийся субъектный опыт учащегося, включающий личностные смыслы, ценности, установки, стереотипы. Субъектный опыт учащихся формируется в процессе анализа им собственной деятельности посредством определения перспектив и нацеленности на личную, учебную, профессиональную эффективность.
Профессиональная ориентация обеспечивает развитие самосознания учащегося, формирование профессиональных ценностей, проектирование им своего будущего, построение идеального образа профессионала. Н.Н. Трушина отмечает, что данные новообразования активизируют процессы самоопределения и самопознания, представления себя в профессии [7]. Профориентационная работа способствует эффективному определению смыслов, назначения, ценностей, содержание профессиональной деятельности.
Вслед за И.С. Артюховой, Н.Н. Трушиной [1], [7] мы определяем составляющие профо-риентационной деятельности педагога дополнительного образования:
- формирование у учащегося мотивации к выбору профессии (быть полезным себе, семье, обществу, государству; удовлетворить материальные потребности, амбиции и др.);
- обеспечение учащегося знаниями по выбору профессии (мир профессий, знания о самом себе, о современном рынке труда), источниками и способами получения этих знаний;
- воспитание уважительного отношения к разным видам профессиональной деятельности как общественно необходимым и равноценным;
- формирование оптимистического отношения к профессиональному будущему с осознанием возможных рисков, связанных с профессиональной деятельностью;
- предоставление возможности разнонаправленной профессиональной подготовки на основе осознания и формирования потребностей, интересов, убеждений, ценностных ори-ентаций, мотивов и отношений;
- моделирование будущего и идеального образа профессионала, реализации профессиональных и личностных интересов и планов.
Профориентационная деятельность педагога дополнительного образования включает следующие направления работы:
- аналитико-диагностическое - психолого-педагогическое изучение учащегося, выявление проблем выбора профессии, определение способов оказания помощи в выборе профессии. Данное направление реализуется через мероприятия: мониторинг профессионального самоопределения учащихся, соотнесение его с выбором направления дополнительного образования и пути дальнейшего профессионального образования с целью оценки эффективности профориентационной деятельности педагога; изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление профессиональных интересов, мотивов выбора с целью осуществления индивидуального подхода, выработки индивидуальной образовательной траектории в рамках дополнительного образования. Результаты аналитико-диагностической деятельности педагога должны носить исключительно ориентировочный, рекомендательный характер для учащихся, являются информационным источником для педагога, который с учетом полученных результатов проектирует и организует образовательную деятельность;
- просветительское - обеспечение учащегося информацией и знаниями, необходимыми для осознанного выбора профессии, соотнесения выбранного направления дополнительного образования с будущей профессиональной деятельностью. Данное направление включает формирование умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности. В рамках данного направления, согласно исследованию А.А. Муратовой, выделяются группы методов согласно задачам профессиональной ориента-
ции учащихся: информационно-справочные, диагностические (направленные на самопознание), методы морально-эмоциональной поддержки, методы обучения принятию решения и построению перспектив профессионального развития [4]. Владение обозначенными методами педагогом дополнительного образования обеспечивает эффективность профессиональной ориентации учащегося. Формами просветительской деятельности являются: составление профессиограммы (краткого описания профессии; справочной информации о профессии; информация о востребованности профессии на современном рынке труда); профессиональная реклама и агитация (требования: достоверность, оперативность и привлекательность); экскурсии учащихся на предприятия, на мероприятия (концерты, спортивные мероприятия, выставки), в профессиональные образовательные организации (требование: заблаговременный подбор и подготовка квалифицированных ведущих и экскурсоводов; создание условий для проведения экскурсии); встречи учащихся со специалистами по направлению дополнительного образования (требование: отбор и психолого-педагогическая подготовка специалистов к общению с учащимися); предоставление информации, рассказы, беседы о путях решения проблем выбора профессии; введение профориентационных элементов в содержание занятий; учебные и художественные фильмы; использование продуктов средств массовой информации (требование: учет и осознание учащимся специфики общения СМИ с аудиторией, требующего не только изложения существа вопроса в необходимом контексте и темпе, но и использования приемов привлечения внимания); «ярмарки профессий», на которых учащиеся встречаются с представителями различных профессий в рамках одного направления, одного предприятия или учреждения. Значимость просветительской деятельности заключена в осмыслении учащимся информации, побуждающем его обратиться к самому себе, задуматься над образом жизни, поведением, отношением к окружающей действительности;
- консультативное - взаимодействие педагогов с учащимися, включающее разъяснение вопросов развития, образования, выбора профессии с целью оказания им помощи в
определении собственного пути образования; консультирование по проблемам, возникающим в процессе выбора профессии; функции консультанта включают учет социокультурной ситуации, этнических (национальных), религиозных профессиональных аспектов;
- организационное - реализация программы дополнительного образования; координация деятельности субъектов психолого-педагогического сопровождения; проведение исследований по выявлению проблем учащихся; обсуждение планов и совместный анализ результатов работы; привлечение соответствующих специалистов для оказания помощи учащимся; экспертиза обучающих материалов, условий образовательной деятельности.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение учащегося в рамках профессиональной ориентации обеспечивает направленность исследуемого процесса на самопознание, определение мотивов выбора, выявление
и соотнесение возможностей и потребностей; обусловливает согласованность внешних (потребности рынка труда, наличие ресурсов для продолжения образования и профессионального становления) и внутренних (достижения, потребностей, способностей, профессионально важные качества) ресурсов саморазвития учащегося. Функции педагога дополнительного образования (диагностическая, тактическая, практическая, аналитическая) обеспечивают целостность профессии профессиональной ориентации. Результатом профессиональной ориентации учащегося должно стать определение им образовательного и профессионального пути в соотнесении с внешними и внутренними возможностями и потребностями.
Специфика профессиональной деятельности педагога дополнительного образования предполагает широкие возможности оказания позитивного и продуктивного влияния на выбор профессии учащимися.
24.11.2017
Список литературы:
1. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе / И.С. Артюхова // Педагогика. - 2004. - №2. - С. 2833.
2. Журавлева, О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О.В. Журавлева // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - №1. - С. 159-168.
3. Муратова, А.А. Профессиональное самоопределение подростка в процессе предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Анжелика Артуровна Муратова. - Оренбург, 2008. - 24 с.
4. Муратова, А.А. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке [Электронный ресурс] / А.А. Муратова // Интернет-журнал «Эйдос». - 2008. - 2 апреля. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/journal/2008/0402-2.
5. Тавстуха, О.Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учебно-методическое пособие / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова. - Оренбург: ОГПУ 2008. - 212 с.
6. Тарлавский, В.И. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта / В.И. Тарлавский, Е.А. Цуканов // Перспективы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 63-69.
7. Трушина, Н.Н. Повышение уровня самосознания на этапе выбора профессии / Н.Н. Трушина; под ред. М. Митиной // Психологическое сопровождение выбора профессии. - М., 1998. - С. 27-36.
8. Шалина, Е.М. Формирование личностной готовности учащихся к профессиональному выбору и профессиональному обучению: на примере педагогического лицея: автореф. дис....канд. психол. наук / Елена Михайловна Шалина. - Краснодар, 2000. - 23 с.
9. Nhlengetfwa, T. Unit 8: Career and Vocational Guidance Counselling for Caregivers / T. Nhlengetfwa // Commonwealth of Learning. -Vancouver, British Columbia, Canada, 2007. - 477 p.
10. Plant, P. Research in Educational and Vocational Guidance in the Nordic Countries: Current Trends / P. Plant, L.L. Christiansen, A. Loven, G. Vilhjalmsdottir, R. Vuorinen // International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2003. - №3, No. 2. -Pp. 101-122.
11. Ricci, L. Effective use of educational and vocational guidance services in distance education: the experience of USGM, Italy [Электроный ресурс] /L. Ricci, V. Boccardi. - Режим доступа: https://jyx.jyu.fi/dspace/bitstream/handle/123456789/22919/ Ricci_Boccardi.pdf?sequence=1.
12. Strategies for Vocational Guidance in the Twenty-first Century: International Association for Educational and Vocational Guidance (IAEVG) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org/education/educprog/tve/nseoul/docse/rstratve.html.
13. Yejilyaprak, B. The Paradigm Shift of Vocational Guidance and Career Counseling and its Implications for Turkey: An Evaluation from Past to Future / B. Yejilyaprak // Educational Sciences: Theory & Practice. - 2012. - №12. - Pp. 111-118.
References:
1. Artyuhova I.S. Problema vybora profilya obucheniya v starshej shkole. Pedagogika [Pedagogics], 2004, no. 2, pp. 28-33.
2. ZHuravleva O.V. Osobennosti motivacii professional'nogo vybora starsheklassnikov. Izvestiya VUZov. Povolzhskij region. Gumanitarnye nauki [News of higher education institutions. Volga region region. Humanities], 2015, no. 1, pp. 159-168.
3. Muratova, A.A. Professional'noe samoopredelenie podrostka v processe predprofil'noj podgotovki v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Extended abstract of Candidate's thesis. Orenburg, 2008, 24 p.
4. Muratova, A.A. Psihologo-pedagogicheskaya podderzhka professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya v predprofil'noj podgotovke. Internet-zhurnal «EHjdos» [Online magazine «Eydos»], 2008, 2 aprelya. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2008/0402-2.
5. Tavstuha O.G., Muratova A.A. Metodicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya v predprofil'noj podgotovke: uchebno-metodicheskoe posobie []. Orenburg: OGPU, 2008, 212 p.
6. Tarlavskij V.I., Cukanov E.A. Stanovlenie i razvitie professional'noj orientacii: obzor otechestvennogo opyta. Perspektivy nauki i obrazovaniya [], 2014, no. 2, pp. 63-69.
7. Trushina N.N., ed. M. Mitina Povyshenie urovnya samosoznaniya na ehtape vybora professii. Psihologicheskoe soprovozhdenie vybora professii []. M., 1998, pp. 27-36.
8. SHalina E.M. Formirovanie lichnostnoj gotovnosti uchashchihsya k professional'nomu vyboru i professional'nomu obucheniyu: na primere pedagogicheskogo liceya. Extended abstract of Candidate's thesis. Krasnodar, 2000, 23 p.
9. Nhlengetfwa T. Unit 8: Career and Vocational Guidance Counselling for Caregivers. Commonwealth of Learning. Vancouver, British Columbia, Canada, 2007, 477 p.
10. Plant P., Christiansen L.L., Loven A., Vilhjalmsdottir G., Vuorinen R. Research in Educational and Vocational Guidance in the Nordic Countries: Current Trends. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 2003, №3, no. 2, pp. 101-122.
11. Ricci L., Boccardi V. Effective use of educational and vocational guidance services in distance education: the experience of USGM, Italy. Available at: https://jyx.jyu.fi/dspace/bitstream/handle/123456789/22919/Ricci_Boccardi.pdf?sequence=1.
12. Strategies for Vocational Guidance in the Twenty-first Century: International Association for Educational and Vocational Guidance (IAEVG). Available at: http://www.unesco.org/education/educprog/tve/nseoul/docse/rstratve.html.
13. Ye^ilyaprak B. The Paradigm Shift of Vocational Guidance and Career Counseling and its Implications for Turkey: An Evaluation from Past to Future. Educational Sciences: Theory & Practice, 2012, no. 12, pp. 111-118.
Сведения об авторах:
Тавстуха Ольга Григорьевна, заведующий кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Муратова Анжелика Артуровна, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания Оренбургского государственного педагогического университета,
кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
460000, г. Оренбург, ул. Советская, 2