Таблица 1
Готовность студентов к осуществлению ранней профилактики девиантного поведения учащихся
Группа Когнитивный Мотивационно-ценностный Деятельностный
В С Н В С Н В С Н
ЭГ 47% 35% 18 % 58% 27% 15% 60% 30% 10%
КГ 25% 15% 60% 15% 50% 35% 40% 28% 32%
Если изначально контрольная и экспериментальная группа студентов практически не отличались при диагностике уровня готовности к осуществлению ранней профилактики девиантного поведения учащихся, то после включения в образовательный процесс вопросов, связанных с работой с учащимися, которые проявляют девиантное поведение и родителями детей с отклоняющимся поведением, повысился уровень знаний будущих педагогов по проблеме, выявлена положительная тенденция готовности на практике реализовывать обозначенный круг вопросов профилактики девиантного поведения младших школьников. Главное - это не останавливаться на достигнутом и совершенствовать методы работы, успешно применять их в рамках воспитательной деятельности по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.
Литература:
1. Гущина Н.А. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. -С. 53-60.
2. Калинина К.А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/profilaktika-deviantnogo-povedemya-mladshego-shkolnika (дата обращения: 18.12.2021).
3. Комягин И.М., Прокофьева О.Н. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Сер. "Психолого-педагогические науки. 2020". - Калуга, 2020. - С. 434-438.
4. Соколов И.С. Педагогические аспекты девиантного поведения воспитанников школ-интернатов // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 2. - С. 112-113.
Педагогика
УДК 37.033
кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Кобалян Тамара Георгиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГО-
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТАХ
Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования курса внеурочной деятельности, обеспечивающего развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Её актуальность обусловлена деятельностной и культурологической парадигмами современного образования, необходимостью развития обучающихся как субъектов культуры и собственной жизнедеятельности. Проанализированы различные подходы к понятию «жизнедеятельность», раскрыты особенности развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Представлены теоретико-методологические основы проектирования курса «Ландшафтная кругосветка: на пути к эколого-ориентированной жизнедеятельности». Раскрыта его специфика, цель, содержание, используемые педагогические технологии. Материалы статьи представляют практическую ценность для школьных учителей, студентов педагогических вузов, педагогов дополнительного образования.
Ключевые слова: эколого-ориентированная жизнедеятельности личности, внеурочная деятельность, культурный ландшафт, программы курсов внеурочной деятельности, коэволюция, устойчивое развитие.
Annotation: the article is devoted to the problem of designing a course of extracurricular activities, ensuring the development of environmentally oriented life of students in a cultural landscape. Its relevance is due to the activity and culturological paradigms of modern education, the need to develop students as subjects of culture and their own life. Various approaches to the concept of "life activity" are analyzed, the features of the development of eco-oriented life activity of students in the cultural landscape are revealed. The theoretical and methodological foundations of designing the course "Landscape around the world: on the way to an environmentally oriented life" are presented. Revealed its specificity, purpose, content, used pedagogical technologies. The materials of the article are of practical value for school teachers, students of pedagogical universities, teachers of additional education.
Keywords: environmentally-oriented life activities of a person, extracurricular activities, cultural landscape, curriculum of extracurricular activities, co-evolution, sustainable development.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном
ландшафте»
Введение. В настоящее время система образования выполняет опережающую функцию, выступая условием перехода современной цивилизации на путь устойчивого развития, предполагающего коэволюцию человека и природы, эколого-ориентированный вектор жизнедеятельности личности.
Развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности личности требует трансформации целей и содержания современного образования, поиска новых педагогических технологий. Значительными возможностями для осуществления данного процесса обладает внеурочная деятельность. Она создаёт широкий спектр условий для воздействия на все сферы
сознания личности, включения обучающихся в разнообразные виды деятельности с учётом их склонностей, интересов и индивидуальных потребностей.
Вместе с тем, как показал анализ теории и образовательной практики, во внеурочной деятельности отсутствуют программы курсов, обеспечивающие комплексное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурных ландшафтах. Данное исследование направлено на решение указанной проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить разнообразие взглядов на понятие «жизнедеятельность». А.Л. Журавлев рассматривает жизнедеятельность «как различные формы и виды активности (деятельности, общения, отдельных действий и поступков) личности, а также включенность человека в межличностное и межгрупповое взаимодействие» [16]. С точки зрения А.Н. Леонтьева, М.С. Кагана, В.А. Петровского жизнедеятельность представляет собой псиологический, психофизиологический аспект деятельности [15]. Е.Ю. Коржова под жизнедеятельностью понимает процесс взаимодействия человека с жизненными ситуациями, представляющими собой «фрагмент среды, то есть внешних, объективных обстоятельств жизнедеятельности человека, с которыми происходит его непосредственный контакт [11]. К.В. Карпинский определяет жизнедеятельность как полидеятельностное образование, метасистемный уровень организации индивидуальной деятельности, «как форму произвольной активности, в ходе которой личность преобразует наличные жизненные обстоятельства в индивидуальный жизненный путь, руководствуясь смыслом собственной жизни» [9].
Изложение основного материала статьи. Научно-географическими основами исследования стали идеи культурной и гуманитарной географии, экологического ландшафтоведения и геоэкологии.
В процессе проектирования программы курса внеурочной деятельности также учитывались теоретические положения Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой, А.А. Лощиловой, А.В. Зулхарнаевой [1, 2, 10], связанные с развитием эколого-ориентированной жизнедеятельности личности в культурном ландшафте. Раскроем данные положения более подробно:
1. Идея культурных ландшафтов как образцов устойчивого природопользования, новых «человековключающих» моделей познания, отражающих диалектику взаимоотношений человека с целостным природным окружением.
2. Культурно-экологическая направленность. Рассмотрение эколого-ориентированной жизнедеятельности личности в контексте структуры и функций культуры природопользования (как способа жизневосприятия, жизнеосмысления и жизнетворчества в пространстве культурного ландшафта).
3. Учёт в процессе проектирования этапов развития эколого-ориентированной жизнедеятельности, отражающих преемственность культурного освоения среды культурных ландшафтов: а) культурно-адаптационного этапа, ориентированного на означивание пространства ландшафта, идентификацию с ним; б) культурно-смыслового этапа, предусматривающего осмысление и самоопределение личности в осваиваемом пространстве культурного ландшафта; в) культурно-творческого этапа, ориентирующего на творческую, созидательную деятельность в культурном ландшафте [10].
4. Использование технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций, позволяющих перейти от фрагментарности восприятия окружающего мира к целому (синкретичному) образу (Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова), учитывать последовательность развития эколого-ориентированной жизнедеятельности личности в культурном ландшафте. Культурно-адаптационная интегральная ситуация создаёт условия для развития способа эколого-ориентированного жизневосприятия, самоидентификации с культурным ландшафтом, целостность восприятия ландшафта через его образ. Культурно-смысловая интегральная ситуация содержит возможности для развития способа жизнеосмысления культурного ландшафта на основе освоения «хранимых» им коэволюционных ценностей и норм, освоения его исторической памяти. Культурно-созидательная интегральная ситуация стимулирует к эколого-ориентированному жизнетворчеству, создаёт условия для проектирования жизненной стратегии поведения в культурном ландшафте, направленной на сохранение экономического, экологического и социального благополучия [3]. Механизм решения рассмотренных ситуаций основан на принципе системной дифференциации Г.Н. Каропа, Н.И. Чуприковой [8, 6] и интегральном подходе К. Уилбера [18], предполагающих изучение объектов и явлений через категориальную матрицу целого и части.
В качестве методологического «фундамента» программы курса были отобраны культурно-экологический, личностно-деятельностный, интегрально-ситуативный и ландшафтно-средовой подходы, а также ряд реализующих их принципов: экогуманистический принцип, принцип историзма, прогностичности и альтернативности, культурно-творческий принцип, принцип общения на основе партнерства и толерантности, принцип целостного восприятия ландшафтов как жизненного мира человека.
Указанные идеи, теоретические положения и методологические подходы выступили основой проектирования программы курса внеурочной деятельности «Ландшафтная кругосветка: на пути к эколого-ориентированной жизнедеятельности».
Курс рассчитан на обучающихся 7 классов и имеет ярко выраженную коэволюционную, ценно-ориентированную, творческую направленность, способствует преодолению обучающимися внутренних барьеров познавательного, ценностного и практического характера, связанных с эколого-ориентированной жизнедеятельностью личности в культурном ландшафте.
Цель курса - создание условий для развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурных ландшафтах.
«Ядром» содержания программы курса «Ландшафтная кругосветка: на пути к эколого-ориентированной жизнедеятельности» являются культурные ландшафты. Данные объекты познания позволяют раскрыть взаимосвязи человека со всеми компонентами культурного ландшафта, продемонстрировать как «человек приспосабливается к ландшафту, а ландшафт приспосабливается к человеку» (Л.Н. Гумилев) [7], осуществить диалог с культурой, природой, обществом и самим собой. Изучение культурных ландшафтов осуществляется в контексте положений экологической, этнокультурной и культурологической (ценностной) концепций культурного ландшафта, развиваемых отечественными и зарубежными научными школами.
Содержание программы курса включает три раздела (таблица 1), предполагающие последовательное развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся на основе изучения культурных ландшафтов мира:
1) Первый раздел - «Погружение в культурные ландшафты мира». Предполагает изучение пейзажа, эстетики и образов культурного ландшафта. Обеспечивает создание идеального образа природопользователя культурного ландшафта.
2) Второй раздел программы - «Культурные ландшафты мира: интегральное осмысление» предусматривает изучение культурных ландшафтов в контексте, «хранимых» ими ценностей, значений и смыслов. Рассмотрение роли каждого компонента в эволюции культурного ландшафта.
3) Третий раздел программы - «Я в со-творчестве с культурным ландшафтом» содержит информацию, способствующую пониманию взаимообусловленности качества жизни в ландшафте и личностных качеств проживающего на его территории человека. Предполагает поиск «формул» устойчивого развития культурных ландшафтов и путей решения
его проблем. Включение обучающихся проектирование собственной стратегии эколого-ориентированной жизнедеятельности в культурном ландшафте, в футуро- и экодизайн его пространства.
Каждая тема раздела включает теоретический, коммуникативный и практический блоки. Это позволяет более глубоко воспринять и осмыслить культурный ландшафт как целостную систему, состоящую из совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга компонентов, наметить пути эколого-ориентированной жизнедеятельности в его пространстве.
Содержание программы реализуется последовательно в соответствии с указанными выше этапами развития эколого-ориентированной жизнедеятельности и технологией культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Первый раздел курса обеспечен культурно-адаптационной интегральной ситуацией. Во втором разделе реализуется культурно-смысловая интегральная ситуация. Третий раздел раскрывается через культурно-созидательную интегральную ситуацию. Сопряжённость этапов и разделов позволяет шаг за шагом «погружать» обучающихся в увлекательный мир культурных ландшафтов мира.
Таблица 1
Сопряжённость содержания программы курса внеурочной деятельности «Ландшафтная кругосветка: на пути к эколого-ориентированной жизнедеятельности» и культурно-ориентированных интегральных ситуаций
Наименование темы Виды культурно-ориентированных интегральных ситуаций
Раздел 1. Погружение в культурные ландшафты мира. Культурно-адаптационная интегральная ситуация
Тема 1. Культурный ландшафт и национальный пейзаж.
Тема 2. Образы культурных ландшафтов России: взгляд эстета.
Тема 3. Символы и знаки в образах культурных ландшафтов России.
Тема 4. Культурный ландшафт как текст: «прочтение «ландшафтного кода».
Тема 5. Моделируем образ культурного ландшафта и его идеального природопользователя.
Раздел 2. Культурные ландшафты мира: интегральное осмысление. Культурно-смысловая интегральная ситуация
Тема 6. Роль природных условий и факторов в развитии культурного ландшафта.
Тема 7. Особенности хозяйственной деятельности и её значение в развитии культурных ландшафтах России.
Тема 8. Культура как регулятор взаимоотношений природы и общества в ландшафте.
Тема 9. Выдающие личности и их влияние на эволюцию культурного ландшафта усадеб.
Тема 10. Этический кодекс природопользователя культурных ландшафтов усадеб.
Раздел 3. Я в со-творчестве с культурным ландшафтом. Культурно-созидательная интегральная ситуация
Тема 11. Проблемы развития и сохранения культурных ландшафтов России.
Тема 12. Качество жизни в культурном ландшафте.
Тема 13. В поисках компромиссов человека и природы в культурном ландшафте: «формулы» его устойчивого развития.
Тема 14. Стратегии культурно-созидательной деятельности в культурном ландшафте.
Тема 15. Проектирование стратегий устойчивого развития культурных ландшафтов.
Программа курса предусматривает проектную деятельность обучающихся. На первом установочном занятии школьникам предлагается выбрать один из культурных ландшафтов, входящих в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот ландшафт станет основой для их будущего учебного проекта. Для поддержания мотивации применяются элементы геймофикации (перевоплощение в персонажей, уровни прохождения и исследования ландшафта, показатели прогресса - стикеры и баллы за изучение тем), веб-квесты.
Выводы. Таким образом, программа курса внеурочной деятельности «Ландшафтная кругосветка: на пути к эколого-ориентированной жизнедеятельности» создаёт условия для овладения обучающимися эколого-ориентированными способами жизнедеятельности, основанными на коэволюционной системе ценностей, толерантности, ответственности, партнёрских субъект-субъектных отношениях с окружающим культурным ландшафтом. В исследовании раскрыты теоретико-методологические основы программы курса, особенности её целевого, содержательного и процессуально-технологического компонентов. Рассмотрена сопряжённость разделов программы с культурно-ориентированными интегральными ситуациями, обеспечивающими перевод её содержания в личностно-значимое.
Литература:
1. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теория и образовательная практика // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 96-99.
2. Винокурова Н.Ф. Коэволюционная парадигма экологического образования для устойчивого развития: методологические основы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2021. - Т. 16. - № 4. -С. 65-74.
3. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Ландшафтное воспитание школьников: теория и образовательная практика // Нижегородское образование. - 2020. - №2. - С. 52-58.
4. Ворохобов А.В. Персоналистическая концепция субъективности в философском наследии И.А. Ильина [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 9. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-9 (дата обращения: 10.12.2021)
5. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2. URL: https:// https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-6 (дата обращения: 10.12.2021).
6. Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития / сост. Н.И. Чуприкова, А.Д. Кошелев. - М.: Языки славянской культуры. - 2011. - 497 с.
7. Зулхарнаева А.В., Федянцева О.О. Методика формирования образа ландшафта во внеурочной деятельности по географическому краеведению // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 146-150.
8. Каропа Г.Н. Системная дифференциация как закономерность и принцип обучения [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 2017. - Т. 22. - Вып. 6 (170). - С. 107-116. URL: https://doi: 10.20310/1810-0201 -2017-22-6( 170)-107-116
9. Карпинский К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни // Методология и история психологии.
- 2010. - Том 5. - Выпуск 1. - С. 184-189.
10. Концепция и системно-структурная педагогическая модель развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающегося в культурном ландшафте: коллективная монография / Н.Н. Демидова [и др.]; под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2020. - 142 с.
11. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
12. Лихачев Д.С. Память преодолевает время // Наше наследие. - 1988. - № 1. - С. 1-4.
13. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Институт философии.
- Киев. Наукова думка, 1990.
14. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: «Молодая гвардия», 1990. - 352 с.
15. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: Монография, 1996.
16. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / под. ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Шороховой, 2001. - 288 с.
17. Рагулина М.В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд: монография. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 147 с.
18. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / К. Уилбер; Пер. с англ. под ред. А. Киселева. - М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004
Педагогика
УДК 372.891
кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ ПОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье раскрыта педагогическая проблема развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте, приоритетность которой обусловлена опережающей функцией современного образования в достижении устойчивого развития. Развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся осуществляется в контексте культурологических идей и деятельностной концепции культуры. Раскрываются возможности эмоционально-образного познания в развитии способов эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся. Отмечается научный интегральный и культурно-экологический потенциал культурного ландшафта как образовательной среды, содержащей широкий спектр возможностей для познания, осмысления и творческо-созидательной деятельности. Представлены содержательные и процессуальные аспекты эмоционально-образного познания культурного ландшафта, обеспечивающие развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся. Они представлены этапами и взаимосвязанными с ними культурно-экологическими модулями. Полученные в исследовании результаты могут быть полезными для учителей, педагогов дополнительного образования и студентов педагогических специальностей.
Ключевые слова: эколого-ориентированная жизнедеятельность, культурный ландшафт, эмоционально-образное познание, культурно-экологические модули.
Annotation. The article reveals the pedagogical problem of the development of eco-oriented life of students in the cultural landscape, the priority of which is due to the advanced function of modern education in achieving sustainable development. The development of eco-oriented life activities of students is carried out in the context of culturological ideas and the activity concept of culture. The possibilities of emotional-figurative cognition in the development of methods of eco-oriented life activity of students are revealed. The scientific integral and cultural-ecological potential of the cultural landscape as an educational environment containing a wide range of opportunities for cognition, comprehension and creative and creative activity is noted. The content and procedural aspects of emotional-figurative cognition of the cultural landscape are presented, which ensure the development of eco-oriented life activities of students. They are represented by stages and related cultural and ecological modules. The results obtained in the study can be useful for teachers, teachers of additional education and students of pedagogical specialties.
Keywords: ecologically oriented life activity, cultural landscape, emotional-figurative cognition, cultural and ecological modules.
Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00749 - "Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности
школьников в культурном ландшафте")
Введение. В настоящее время система образования становится особым инструментом развития культурно-экологических основ жизни, связанных с подчинением жизнедеятельности нравственным и экологическим императивам. Первостепенным становится развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности личности, базирующейся на коэволюционной системе ценностей, выстраивании отношений с окружающей средой на основе партнерства, толерантности и ответственности [12, 15].
В рамках исследования авторского коллектива по проекту РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (Н.Н. Демидова, Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова, А.В. Зулхарнаева) было определено, что эколого-ориентированная жизнедеятельность является проявлением культуры природопользования [13]. Отражая её структуру и функции, она включает способы