педагогические науки
Лощилова Анна Александровна, Винокурова Наталья Федоровна ПРИНЦИП СУБЪЕКТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СПОСОБОВ ...
УДК 37.033
DOI: 10.26140/knz4-2020-0903-0011
ПРИНЦИП СУБЪЕКТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СПОСОБОВ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ
© 2020
AuthorlD: 874863 SPIN: 9214-0366 ResearcherlD: I-5429-2018 ORCID: 0000-0002-6296-5516 ScopusID: 57204900034
Лощилова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
общей и социальной педагогики
AuthorlD: 288644 SPIN: 5576-7350 ResearcherlD: AAC-4714-2020 ORCID: 0000-0002-2673-7700 ScopusID: 57191517203
Винокурова Наталья Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет) (604950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова,], е-mail: [email protected]) Аннотация. Актуальность статьи определяется приоритетом и опережающей функцией экологического образования как «ключевого фактора перемен» в направлении устойчивого развития, личностно-деятельностной и культурологической образовательными парадигмами, детерминирующими развитие обучающихся как субъектов учебно-познавательной деятельности, собственной жизнедеятельности и культуры. В статье раскрыты особенности реализации принципа субъектности при решении проблемы формирования личности как субъекта эколого-ориен-тированной жизнедеятельности в культурном ландшафте. Проведён анализ литературы по данной проблематике. Определена специфика принципа субъектности при реализации положений личностно-деятельностного, ландшаф-тно-средового и интегрально-ситуативного подходов. Представлены особенности культурно-ориентированных интегральных ситуаций, обеспечивающих формирование эколого-ориентированных способов «жизневосприятия», «жизнеосмысления» и «жизнетворчества» в контексте культуры природопользования. Раскрыт интегрально-дифференцированный механизм решения данных ситуаций, способствующий развитию субъективного опыта, холистического видения субъектом культурного ландшафта и своего места в его пространстве. Материалы статьи могут быть полезны школьным учителям, а также педагогами, осуществляющим свою деятельность в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: принцип субъектности, культурный ландшафт, интегрально-ситуативный подход, культура природопользования, способы эколого-ориентированной жизнедеятельности, интегрально-дифференцированный механизм.
PRINCIPLE OF SUBJECTIVITY IN THE FORMATION OF METHODS OF ECO-ORIENTED LIFE IN THE STUDY OF CULTURAL LANDSCAPES
© 2020
Loshchilova Anna Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of general and social pedagogy Vinokurova Natalia Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of geography, geographical and geoecological education Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) (604950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. Relevance of article is determined by priority and advanced function of environmental education as "a key factor of change" in the direction of sustainable development, personal-activity and culturological educational paradigm, determining the development of students as subjects of educational activity, their own life and culture. In the article the features of realization of the principle of subjectivity in addressing the issue of identity formation as a subject oriented towards ecology of life in the cultural landscape. The literature on this subject. The specificity of the principle of subjectivity in the implementation of the provisions of the personal-activity, landscape-environmental and integrally-situational approaches. The peculiarities of culturally-oriented integrated situations, ensuring the formation of eco-oriented ways of "isnamespace", "zhizneopisanie" and "creativity" in the context of culture of nature management. Disclosed is an integrated differential mechanism to address these situations, ensuring the development of subjective experience, holistic vision of the subject of the cultural landscape and their place in it. The article can be useful for classroom teachers as well as teachers operating in institutions of additional education.
Keywords: the principle of subjectivity, cultural landscape, integrated-contextual approach, culture management, methods of eco-oriented activity, integral-differential mechanism.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях социально-экономической трансформации общества, стремительных и масштабных изменений окружающей среды, когда технологические и политические ресурсы не в состоянии полностью обеспечить решения глобальных и локальных проблем, опережающая роль отводится образованию. Его личностно-деятель-ностная и культурологическая парадигмы задают вектор превращения обучающихся из сторонних наблюдателей Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)
в реально действующих субъектов, способных на основе природопользовательской культуры выстраивать собственную эколого-ориентированную жизнедеятельность в окружающей социоприродной среде, быть причастными к сохранению и созданию образцов устойчивого природопользования - культурных ландшафтов.
Воплощая идеи постнеклассической науки, культурный ландшафт выступает как «человекоразмерная» модель познания, в которой познающий субъект не отделён от мира, а находится внутри него (В.С. Стёпин [11). Его изучение создаёт предпосылки для понима-
Loshchilova Anna Aleksandrovna, Vinokurova Natalia Fedorovna pedagogical
PRINCIPLE OF SUBJECTIVITY IN THE FORMATION OF METHODS ... sciences
ния школьниками своего места в данном сложном территориальном комплексе, осмысление его как среды жизнедеятельности, от качества которой зависит их нормальное функционирование. Являясь носителем определённых историко-культурных кодов, ценностно-информационным ресурсом для настоящих и будущих поколений (Ю.А. Веденин [2]), ландшафт обладает значительным воспитательным потенциалом. С позиций средового подхода его можно рассматривать в качестве культурно-экологической развивающей среды, включающий «ценностные, эмоционально-окрашенные значения» (Дж. Гибсон [3]), образы и смыслы, побуждающие к овладению эколого-ориентированным «жизневоспри-ятием», «жизнеосмыслением» и «жизнетворчеством». Данные способы выделены нами на основе структуры и функций культуры природопользования. Они отражают процессы познания, переживания (сопереживания), действие (содействие) - когнитивный, аффективный и волевой аспекты целостной личности.
В данной связи актуализируется важность педагогической проблемы, связанной с развитием личности как субъекта эколого-ориентированной жизнедеятельности при изучении культурного ландшафта. Очевидно, что для развития данной проблемы важно использовать потенциал принципа субъектности, применение которого позволяет обеспечить самоидентификацию, самоопределение и самореализацию личности в среде культурного ландшафта, формирование субъектного опыта посредством овладения эколого-ориентированными способами жизнедеятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Большинство современных исследований базируется на положениях С.Л. Рубинштейна [4], провозгласившего в первой половине XX века принцип субъектности и заложившего теоретико-методологические основы субъектно-деятельностной парадигмы в отечественной психологии. Субъект в его работах рассматривается как эпицентр бытия, активно преобразующий его и составляющий с ним целостную систему. Его субъективные качества выражаются в способности к познанию, созерцанию, к деятельности, преобразованию бытия в Мир [5].
Значительный вклад в разработку идеи личности как субъекта жизнедеятельности внесли также исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Л. Журавлева. С позиции субъектно-бытийного подхода, развиваемого данными авторами, личность предстаёт как полисистемное образование, включающее и пространство психических явлений, и объективные пространства личностной бытийности (события среды, деятельность). В ходе самоактуализации, переустройства ею бытия объективные (внешние) пространства становятся её бытийными пространствами, непосредственно включёнными в её структуру.
А.В. Брушлинский, основоположник новой области научного знания - психологии субъекта, характеризует субъекта как «человека на высшем уровне деятельности, общения, целостности, автономности и т.д. ...субъект - это всеохватывающее, наиболее широкое понятие, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство, целостность всех его качеств: природных, социальных, индивидуальных и т.д.» [6].
В исследованиях, связанных с проблемой субъ-ектности также отмечается, что развитие субъекта происходит в процессе его жизнедеятельности. О.И. Мартынюк [7] указывает на активный характер бытия человека в процессе жизнедеятельности, который проявляется в ходе его взаимодействия с окружающим миром, при постановке целей и выборе средств достижения результата. К.В. Карпинский раскрывает жизне-48
деятельность как форму активности субъекта жизни, как «метасистемный уровень организации освоенных и выполняемых личностью видов деятельности, а также все формы субъектной активности, которые необходимы для видов деятельности в процессе практической реализации» [8].
В работах Л.И. Дементий [9] отмечается, что важнейшим свойством субъекта жизнедеятельности является ответственность, которая рассматривается как способ жизнедеятельности и личностный ресурс.
Идея субъектности - признания за учащимися прав деятельного и ответственного существа, раскрыта и в педагогической литературе. В исследованиях В.В. Серикова [10], И.С. Якиманской [11] указывается важность становления обучающихся как субъектов жизнедеятельности, необходимость проектирования образовательного процесса на основе их субъектного опыта.
В трудах Е.В. Бондаревской, развивающей культу-росообразной вектор личностно-ориентированного образования, ребёнок предстаёт не только в качестве субъекта жизни, но и истории, культуры. Его «субъектные свойства определяют меру его свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества» [12], а образование как часть культуры содержит возможности для создания культурно-развивающей среды, растящей и питающей личность.
В теории и методике обучения географии отдельные аспекты проблемы формирования у обучающихся способов эколого-ориентированной жизнедеятельности при изучении культурных ландшафтов рассматривались Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой, В.В. Николиной, И.А. Шевченко, Н.В. Мартиловой, но целостного исследования, раскрывающего её, не сложилось.
Актуальность исследования обусловлена приоритетностью идей постнеклассической науки, отражающих современный этап познания. Востребованностью в современном образовании новых инновационных технологий, обеспечивающих превращение обучающихся в субъектов эколого-ориентированной жизнедеятельности, способных выстраивать коэволюционное взаимодействие с культурным ландшафтом.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью данной статьи является осмысление специфики реализации принципа субъектности при разработке технологии, направленной на формирование способов эколого-ориентированной жизнедеятельности личности в культурном ландшафте.
Постановка задания. Определить специфику принципа субъектности при реализации положений лич-ностно-деятельностного, ландшафтно-средового и интегрально-ситуативного подходов как методологической основы технологии, направленной на формирование способов эколого-ориентированной жизнедеятельности личности.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В ходе исследования применялись следующие теоретические методы: структурно-функциональный анализ и обобщение научной литературы, проектирование и моделирование.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Значимыми для нашего исследования являются идеи коэволюции и устойчивого развития, идеи холизма, положения В.А. Петровского [13], развивающего теорию мультисубъектной личности (единомножии форм субъектности), положения психологии смысла Д.А. Леонтьева [14], идеи А.Г. Асмолова [15] об исто-рико-эволюционном подходе к пониманию личности, о совместной предметной деятельности как механизме, обеспечивающем вклад личности в социокультурную действительность.
Методологическую основу исследования составляют личностно-деятельностный, ландшафтно-средовой и ин-Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Лощилова Анна Александровна, Винокурова Наталья Федоровна ПРИНЦИП СУБЪЕКТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СПОСОБОВ ...
тегрально-ситуативныи подходы, в каждом из которых принцип субъектности реализуется в различных аспектах.
В контексте личностно-деятельностного подхода субъектныи принцип предполагает рассмотрение обучающихся как субъектов эколого-ориентированной жизнедеятельности, носителеи активности, основаннои на сознательной самореализации и саморазвитии в различных сферах: общения, созерцания, познания, рефлексии. В процессе саморазвития создаются предпосылки для самодвижения субъекта по траектории: «Я - реальное», «Я - должное», «Я - идеальное». Происходит создание «идеального образа» собственной жизнедеятельности в окружающей среде. Обучающиеся предстают не только в качестве субъекта жизни, но и культуры.
С позиции ландшафтно-средового подхода принцип субъектности отражает обусловленность взаимовлияний субъекта и окружающей среды ландшафта друг на друга в направлении улучшения их индивидуальных качеств. Такая среда представляет собой совокупность условий и факторов, способствующих его самоидентификации, формированию у него субъектного опыта, «культурной» модели эколого-ориентированного природопользования. В процессе культурного освоения субъектом пространства ландшафта, включающего культурно-адаптационный, культурно-смысловой и культурно-творческий этапы (по Н.Ф. Винокуровой [16]), происходит эволюция взаимоотношений между субъектом и ландшафтом: от субъект-обособленного - к субъект-совместному и субъект-порождающему типу взаимодействий (В.И. Панов [17]).
Реализуя положения интегрально-ситуативного подхода, принцип субъектности ориентирует учебно-воспитательный процесс на включение обучающихся в различные виды учебных и жизненных культурно-ориентированных интегральных ситуаций, составляющих технологическую основу формирования способов эко-лого-ориентированной жизнедеятельности в культурном ландшафте.
На основании данных теоретических положений и методологических подходов нами была разработана технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций (таблица 1). Она базируется на идеях интегральной теории К. Уилбера [18], концепции системной дифференциации Н.И. Чуприковой [19], Г.Н. Каропа [20], идеях М.М. Бахтина [21] о диалогизме и полифонии сознания. Культурно-ориентированные интегральные ситуации, составляющие основу технологии, создают возможности для интегрального изучения ландшафта, овладения личностью культурой природопользования как стратегического вектора становления способов эко-лого-ориентированной жизнедеятельности.
Таблица 1 - Технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся культуры природопользования
Этапы процесса культурно о освоения субъектом doMiittanm среды кулыпурного ландшафта
К у льту р но -а д а та цно нньш 2 этап Культур но-смысл О БОЙ 3 этап Культур но-творч е ский
Культурно-ориентированные интегральные итуации
1. Культурно-адаптационная интегральная ситуация 2. Культурно-смысловая интегральная ситуация 3. Культурно-созидательная интегральная ситуация
ilmtezpaiъно-дифферещиросанншi механизм решета ситуаций: 1 стадия «Фокусировка на целом: встреча» 2 стадия «Фокусировка на части: диалог» 3 стадия «Фокусировка на целом: синтез«
Результат: сформированные у обучающихся способы эколого-орнентированной жизнедеятельности
1. Эколого-орнентнрованный 2. Эколого-орнентнрованный 3. Эколого-орнентнрованный
жизнево с пр иятия жизнеосмысления жизнетворчества
Нами были выделены три вида культурно-ориентированных интегральных ситуаций, способствующих формированию способов эколого-ориентированной жизнедеятельности. Каждая из них сопряжена с этапами процесса освоения субъектом доминант культурно-экологической образовательной среды культурного ландшафта.
1. Культурно-адаптационная интегральная ситуация ориентирована на чувственно-образное постижение культурного ландшафта как территории жизнедеятельности, идентификацию обучающихся с ним. Создаются условия для эколого-ориентированного жизневоспри-ятия ландшафта, красоты его пейзажа, эстетических свойств. «Вплетаясь в ткань реальной жизни, - отмечает В.А. Барабанщиков, - восприятие выступает как феномен жизни, задающий ее течение и смысл» [22]. Изучение осуществляется через категорию «образ», что способствует формированию идеального образа культурного ландшафта.
2. Культурно-смысловая интегральная ситуация направлена на развитие ценностного отношения обучающихся к культурным ландшафтам, оценку параметров всех его компонентов с позиции их научной, исторической, художественной универсальной ценности. Знакомство с ландшафтом как носителем культурного наследия, коэволюционных смыслов, ценностно-информационного ресурса для настоящих и последующих поколений. Таким образом, его рассмотрение школьниками происходит через категории «ценность», «наследие», «символ». Возникающее в результате ценностное отношение к культурному ландшафту выполняет функцию самоопределения субъекта, что выражается в его осознанной, избирательной, активной позиции «Я - должное» в окружающей среде ландшафта.
3. Культурно-созидательная интегральная ситуация предполагает создание условий для развития эколого-ориентированного жизнетворчества. Ландшафт рассматривается через категорию «качество» (экономическое, экологическое и социальное благополучие), определяющееся единством качества системы жизнеобеспечения и личностными качествами, выраженными в результатах деятельности. Школьники знакомятся с особенностями природопользования и качеством жизни в культурном ландшафте, рассматривают особенности взаимодействий между компонентами, что является важным условием оценки своих реальных возможностей в сохранении и поддержании устойчивого развития данного сложного территориального комплекса.
Изучение культурных ландшафтов в данных ситуациях осуществляется на основании исследований М.В. Рагулиной [23], рассматривающей культурный ландшафт в рамках интегрального подхода. На основе интегральной модели (All Quadrants, All Levels) К. Уилбера, она «распределила» ландшафт как сложную целостность на следующие квадранты: субъективное осознание культурного ландшафта (квадрант «Я»), культурный слой ландшафта, общие ценностные установки (квадрант «Мы»), культурный ландшафт как материальный объект (квадрант «ОНО»), культурный ландшафт как система, взаимодействующая с социально-экономической, экологической системами (квадрант «ОНИ»). Подобное рассмотрение позволяет включить обучающихся в процесс восприятия, понимания и оценки взаимоотношений с ландшафтом, показать механизмы постижения субъектом культурного ландшафта как «живой развивающейся среды, партнёра».
Механизм решения данных ситуаций представлен интегрально-дифференцированным алгоритмом. Он обусловлен спецификой сложных «человекоразмерных» систем и основан на интегральной модели К. Уилбера, а также принципе системной дифференциации Н.И. Чуприковой, Г.Н. Каропа. В соответствии с ними процесс познания осуществляется от представлений о свойствах целого к отдельным элементам и обратно к целому на новом уровне осмысления. Он включает ряд стадий, представленных в таблице 1. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашей монографии и ряде статей [24-26].
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Полученные результаты свидетельствуют об их теоретической значимости. Она свя-
Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)
49
Loshchilova Anna Aleksandrovna, Vinokurova Natalia Fedorovna PRINCIPLE OF SUBJECTIVITY IN THE FORMATION OF METHODS .
pedagogical sciences
зана с проектированием технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций, обеспечивающей становление личности как субъекта эколого-ориентиро-ванной жизнедеятельности, что способствует дальнейшей разработке ландшафтно-средового, личностно-де-ятельностного и интегрально-ситуативного подходов в географическом образовании.
Новизна результатов определяется структурой технологии, представленной тремя ситуациями, а также интегрально-дифференцированным механизмом их решения.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Таким образом, принцип субъектности в формировании способов эколого-ори-ентированной жизнедеятельности обеспечивает рассмотрение обучающихся как субъектов жизнедеятельности и культуры, носителей активности, основанной на сознательной самореализации в сферах общения, созерцания, познания, творческо-созидательной деятельности в культурно-экологической образовательной среде культурного ландшафта. Включению субъектов в данную среду и формированию у них эколого-ориентированного жизневосприятия, жизнеосмысления и жизнетворчества способствует технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении связаны с экспериментальной проверкой полученных результатов, апробацией технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций в практике общеобразовательных школ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различия//Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ». 2009. С.249-295.
2. Веденин Ю.А.. Культурный ландшафт как хранитель исторической памяти земли//Региональные проблемы. 2018. Т.21. С.28-34. DOI: 10.31433/1605-220Х-2018-2103-28-34.
3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М. 1988. 462 с.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.2003.
5. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5-18.
6. Брушлинский А.В. Психология субъекта / отв. ред. В.В. Знаков. М.; СПб. 2003.
7. Мартынюк О. И. Жизненный путь личности / Отв. ред. Л. В. Сохань. Киев, 1987. С. 17.
8. Карпинский К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни// Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 1.С. 184-189.
9. Дементий Л.И. Ответственность как способ жизни // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября, 2004 г. Томск, Том. гос. ун-т, 2004. - С. 116-120.
10. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 448 с.
11. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированно-го образования.М.:БИНОМ.Лаборатория знаний.2013.-220с.
12. Бондаревская Е. В. Гуманитарная методология науки о воспитании// Педагогика. 2012. № 7. С.3-13.
13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъект-ности. Ростов-на-Дону: Феникс.1996.
14. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл.
15. 2007. 790с.
16. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования//Вопросы психологии. 1986. № 1. С.28-40.
17. Демидова Н.Н., Винокурова Н.Ф. Концептуальные основы проектирования модели эколого-ориентированных способов жизнедеятельности субъектов в культурном ландшафте // В сборнике: Экопсихологические исследования: экология детства и психология устойчивого развития; сборник научных статей. 2020. С.359-363.
18. Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука. 2004.
19. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия /Пер. с англ. под ред. А. Киселева. М: ООО «Издательство ACT». 2004.
20. Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития /сост. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев. М.: Языки славянской культуры. 2011. 497 с.
21. Каропа Г.Н. Системная дифференциация как закономерность и принцип обучения [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. 2017. Т. 22. Вып.
6 (170). С. 107-116. URL: https://doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116 (дата обращения: 10.04.2020)
22. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М.. 1986. С. 80-160.
23. Барабанщиков В. А. Контуры онтологической концепции восприятия // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 4-26.
24. Рагулина М.В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд: монография.- Ульяновск: Зебра, 2015. 147 с.
25. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 149-153
26. ДемидоваН.Н. и др. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеяткельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография/ под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Нижний Новгород: ООО «Кирилица». 2019. с. 220.
27. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern journal of language teaching methods. 2017. Том 7. Выпуск 9. С. 409-422.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект 19013-00749. Код конкурса А)
Статья поступила в редакцию 25.05.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020
50
Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)