Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ / ИНТЕГРАЛЬНО-СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОЭВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Фёдоровна, Лощилова Анна Александровна

В статье раскрыта педагогическая проблема формирования культуры устойчивого развития средствами технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Её актуальность обусловлена опережающей функцией современного образования как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития. Рассмотрена структура культуры устойчивого развития в единстве аксиологического, онтологического, гносеологического и праксиологического компонентов. Определено специфическое содержание, базирующееся на особых культурно-экологических феноменах - культурных ландшафтах. Обоснованы этапы становления культуры устойчивого развития и комплементарная с ними технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Раскрыты концептуальные основы данной технологии, а также её целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты. Представлена сопряжённость процессуально-технологического компонента технологии с содержанием авторской программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Фёдоровна, Лощилова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»

УДК 303.443.2

DOI 10.24412/2713-1831-2021-1-38-43

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ*

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00749 «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»)

*

ВИНОКУРОВА Наталья Фёдоровна

д.п.н., профессор, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования НГПУ имени Козьмы Минина (Нижний Новгород, РФ)

ЛОЩИЛОВА Анна Александровна

к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики НГПУ имени Козьмы Минина (Нижний Новгород, РФ)

Аннотация. В статье раскрыта педагогическая проблема формирования культуры устойчивого развития средствами технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Её актуальность обусловлена опережающей функцией современного образования как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития. Рассмотрена структура культуры устойчивого развития в единстве аксиологического, онтологического, гносеологического и праксиологического компонентов. Определено специфическое содержание, базирующееся на особых культурно-экологических феноменах — культурных ландшафтах. Обоснованы этапы становления культуры устойчивого развития и комплементарная с ними технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Раскрыты концептуальные основы данной технологии, а также её целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты. Представлена сопряжённость процессуально-технологического компонента технологии с содержанием авторской программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».

Ключевые слова: культура устойчивого развития, культурно-ориентированные интегральные ситуации, культурные ландшафты, интегрально-ситуативный подход, коэволюция.

Введение

В настоящее время качественно новые социальные, экономические и экологические вызовы, проявляющиеся на всех территориальных уровнях, угрожают самой возможности

существования человеческой цивилизации. Не только в узком кругу специалистов, но и во многих слоях гражданского общества есть понимание того, что современный системный кризис — это внешнее проявление кризиса личности. В данной связи мировым сообществом практически повсеместно

признана ведущая роль образования, выступающего ключевым фактором перемен в направлении устойчивого развития.

Особенностью образования в интересах устойчивого развития, как глобального циви-лизационного образовательного проекта, является его опережающий характер, обусловленный специфической целью формирования культуры устойчивого развития. Культура устойчивого развития базируется на новых «человековключающих» моделях познания, коэволюционных ценностях, конструктивно-творческой созидательной деятельности, направленной на окультуривание окружающей действительности.

Имея проектный, междисциплинарный характер, она ориентирует на адаптацию, осмысление и творческое созидание в окружающей среде. Её формирование требует разработки новых инновационных технологий, способствующих преодолению отчуждённости человека и природы, формированию опыта культурообусловленных взаимоотношений между ними, взаимного единения и ценностного отношения.

В ходе исследований по проекту РФФИ нами была разработана технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций, основанная на идеях коэволюции, экогуманизма и постнеклассичности. В продолжение наших исследований в рамках данной статьи рассмотрим проблему формирования культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций.

Материалы и методы

В исследовании был использован ряд теоретических методов: системно-структурный анализ, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование. Анализа философских работ позволил определить ключевые идеи и положения, являющиеся «ядром» формирования культуры устойчивого развития:

• идеи коэволюции, выдвинутые академиком Н.Н. Моисеевым, которые предполагают преодоление идеологии покорения природы, выстраивание отношений с природой на основе эмпа-тии, события, партнерства, гармоничного со-развития;

• идеи устойчивого развития, предполагающие баланс экономического, экологического и социального спектров жизнедеятельности, являющиеся стратегическим вектором формирования экологической культуры в постиндустриальном обществе;

• идеи постнеклассичности, определяющие «новую картину» мира, новые модели познания, ориентирующие на преодоление дистанцирования познающего разума от изучаемых объектов;

• идеи экологизации и гуманизации, являющиеся «дирижирующими» направлениями развития современной пост-неклассической науки;

• идеи интегральной теории К. Уилбера, которая даёт возможность целостно представить картину совместно развивающихся процессов, явлений и их теоретической рефлексии.

• приоритетность кульутроориентиро-ванного содержания в связи с ключевой ролью культуры в достижении приоритетной стратегии современной цивилизации и значением личностных качеств в его достижении.

Анализ научной литературы позволил установить специфическое содержание формирования культуры устойчивого развития, связанное с изучением культурно-экологических феноменов, человекоразмерых моделей познания — культурных ландшафтов. С позиции системности культурный ландшафт можно рассматривать как сложную саморазвивающуюся геоэкосоциосистему (Б.И. Кочуров [7], Н.Н. Клюев и др.) — модель сотворчества человека и природы. Она позволяет раскрыть включенность человека в систему экологических отношений с природной, культурной, социально-технической подсистемами ландшафта, что способствует его идентификации с данным сложным территориальным комплексом.

Ключевыми методологическими ориентирами в формировании культуры устойчивого развития являются культурно-экологический, ландшафтно-средовый и интегрально-ситуативный подходы.

Культурно-экологический подход [2] обеспечивает «диффузное» проникновение культуры устойчивого развития во все компоненты педагогической системы. Экологизацию

образования в контексте культурологических идей.

Ландшафтно-средовый подход (Н.Ф. Винокурова [12]) ориентирует на рассмотрение культурного ландшафта в качестве культурно-экологической образовательной среды, содержащей широкий спектр возможностей для познания и постижения его коэволюци-онных ценностей, «прочтения его культурных значений», созидательной деятельности, направленной на взаимное улучшение личностных качеств учащихся и качеств ландшафта.

В позиции дополнительности к ландшафтно-средовому подходу находится интегрально-ситуативный подход (Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова [8]). Он развивает его средовые идеи и обеспечивает насыщение культурно-экологической образовательной среды культурно-ориентированными интегральными ситуациями, позволяющими обучающимися выйти на новый уровень постижения холистичности ландшафта через категориальную матрицу «целого» и «части». Такой подход к рассмотрению ландшафтов обусловлен спецификой освоения сложных человекоразмерных систем.

Результаты исследований

Системно-структурный анализ культуры устойчивого развития позволил раскрыть её аксиологический, онтологический, гносеологический и праксиологический аспекты (таблица 1), отразившие многообразие философских концепций культуры и её особенности комплексно влиять на все сферы сознания личности (Н.Ф. Винокурова [2]).

Определено, что становление культуры устойчивого развития отражает процесс культурного освоения субъектом ценностно-смысловых доминант культурно-цивилизационного пространства и предполагает реализацию ряда этапов (по Н.Ф. Винокуровой [2]):

1. культурно-адаптационный этап, связанный с означиванием окружающего пространства;

2. культурно-смысловой этап, предполагающий осознание, осмысление и понимание осваиваемого культурного пространства;

3. культурно-творческий этап, ориентирующий на творческое созидание.

Реализация данных этапов требует использования технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций.

Концептуальные основы разработанной нами технологии составляют идеи коэволюции, (Н.Н. Моисеев [10]); идеи теории сложности (синергетики) -- новой холистической методологии, обеспечивающей целостное видение сложных феноменов, раскрывающей «глубинную связь атомарности и интегральной целостности, их обращаемость и возможное превращение друг в друга» (Е.Н. Князева [6]); положения интегральной теории К. Уилбе-ра [17]. Исследования Н.И. Чуприковой [4] и Г.Н. Каропа [5], развивающие концепцию системной дифференциации, согласно которой знания, имеющие интегральный характер, «развиваются из нерасчлененных структур путем их постепенной дифференциации и системного обобщения» [4].

Культурно-ориентированные интегральные ситуации несут в себе идею общности

Таблица 1.

Структура культуры устойчивого развития (по Н.Ф. Винокуровой [2])

человека и мира, его включенности в ткань бытия (С.Л. Рубинштейн [14]). В данной связи их можно представить как целостную систему условий, «запускающих» механизм личностного саморазвития. Ситуации находятся в сопряжении с этапами формирования культуры устойчивого развития, позволяя обеспечить воздействие на все сферы сознания личности.

Основу представленных ситуаций составляет субъект-субъектное взаимодействие между педагогом, культурным ландшафтом и обучающимся. Культурный ландшафт ситуации рассматривается как равноправный субъект. Отношения между ним и личностью развивается от субъект-обособленного типа — к субъект-совместному и далее к субъект-порождающему, что позволили выделить исследования В.И. Панова [11]. В результате происходит постепенное взаимное улучшение качеств ландшафта и личности.

При конструировании содержательного компонента культурно-ориентированных интегральных ситуаций мы основывались на положениях М.В. Рагулиной [13] о специфике познания культурного ландшафта. С этих позиций ландшафт в содержании ситуаций предстаёт не как беспорядочная мозаика, а как закономерное сочетание эволюционирующих взаимосвязанных компонентов: природы, общества, культуры, отдельной личности. Развивая идеи американского психолога Дж. Брунера [1] о структурировании содержания, нами были установлены ключевые понятия, раскрывающие сущность ведущих идей и определяющие вектор изучения культурного ландшафта:

• в культурно-адаптационной интегральной ситуации такими понятиями являются «образ», «эстетика», «пейзаж»,

• в культурно-смысловой интегральной ситуации — «символ», «ценность», «наследие»,

• в культурно-созидательной интегральной ситуации — «качество» (экономическое, экологическое и социальное благополучие), «стратегия природопользования».

Процессуальный компонент ситуации представлен интегрально-дифференцированным алгоритмом, разработанным на основе «всесекторной, всеуровневой» ЛОЛЬ модели К. Уилбера [17], а также принципа системной дифференциации (Н.И. Чуприкова [4],

Г.Н. Каропа [5]), выражающего закономерность мыслительной деятельности человека, связанной с движением от целого к части.

В соответствии с представленными положениями нами был разработан алгоритм решения культурно-ориентированных интегральных ситуаций [12]. Он включает следующие стадии.

1 стадия, «Фокусировка на целом — встреча», ориентирована на знакомство с культурном ландшафтом, его чувственное познание. Своё ассоциативное восприятие школьники выражают в ментальной карте, отражающей их представление о культурном ландшафте.

2 стадия, «Фокусировка на части — диалог», предполагает выявление базовых отношений между компонентами ландшафта, осмысление их взаимовлияний друг на друга, что способствует постижению свойств ландшафта как целостного территориального комплекса. Она побуждает к диалогу со всеми компонентами ландшафта.

3 стадия, «Фокусировка на целом — синтез», представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации, своеобразный интегральный ландшафтный синтез. Осуществляется коэволюционных диалог, обобщающий в единое целое факты, информацию, полученные на предыдущей стадии.

В результате создаются образовательные продукты, специфика которых зависит от рассматриваемой культурно-ориентированной ситуации (таблица 2).

В качестве примера рассмотрим реализацию данной образовательной технологии в разработанной нами программе внеурочной деятельности для 7-8 классов «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».

Отметим, что содержание программы выстроено в соответствии с положениями интегрально-ситуативного подхода, требующего целостного рассмотрения культурного ландшафта в контексте развития всех его компонентов: природы, общества, культуры и внутреннего мира личности, проживающей на его территории.

Программа включает три раздела «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»:

Раздел 1. Погружение в культурный ландшафт усадеб Нижегородской области: взгляд эстета обеспечивает создание целостного образа культурного ландшафта.

Таблица 2.

Сопряжённость процессуально-технологического компонента технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций с содержанием программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»

Этапы процесса культурного освоения субъектом ценностно-смысловых доминант пространства культурного ландшафта

Культурно-ориентированные интегральные ситуации

Содержание программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»

Образовательный продукт культурно-ориентированных интегральных ситуаций

1.Культурно-адаптационный этап

1. Культурно-адаптационная интегральная ситуация

Раздел 1. Погружение в культурный ландшафт усадеб Нижегородской области: взгляд

Ментальная карта идеального образа культурного ландшафта

2.Культурно- 2. Культурно- Раздел 2. Культур- • «Жизненный кодекс

смысловой этап смысловая ные ландшафты природопользователя».

интегральная усадеб Нижего- • «Портрет идеального

ситуация родской области: пользователя культурного

взгляд ценителя ландшафта».

З.Культурно-творческий этап

3. Культурно-созидательная интегральная ситуация

Раздел 3. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд деятеля и творца

«Дорожная карта» творческо-созидательного совершенствования культурного ландшафта «Формулы» устойчивого развития культурного ландшафта Проекты по футуродизайну и экодизайну ландшафтов

Раздел 2. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд ценителя предполагает осмысление содержания, формирование ценностного отношения к культурным ландшафтам усадеб Нижегородской области.

Раздел 3. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд деятеля и творца направлен на включение обучающихся в жизнетворчество, созидательную деятельность в культурном ландшафте.

Выводы

Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориен-

тированных интегральных ситуаций позволяет обучающимся выйти на новый уровень осмысления взаимоотношений человека, общества и природы, осознать регулирующую роль культуры в достижении коэволюции между ними. Благодаря использованию культурных ландшафтов, как новых «человекораз-мерных» форм познания, создаются предпосылки для осознания холизма и атомарности, собственной «ответственной участности» в процессах и явлениях окружающей среды, формирования партнерского со-бытия человека и природы. Более подробно с результатами наших исследований можно ознакомиться в ряде наших статей и монографии [2, 3, 8, 12, 16, 18, 19].

Литература

1. Брунер Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М. АПН РСФСР, 1962.

2. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Формирование культуры устойчивого развития: методология и образовательная практика в регионе // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции, 2017. — С.14-17.

3. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — Том 1, № 61. — С. 149-153.

4. Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития /сост. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев. — М.: Языки славянской культуры, 2011. — 497 с.

5. Каропа Г.Н. Системная дифференциация как закономерность и принцип обучения [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2017. — Том 22, №6 (170). — С. 107-116. URL: https://doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116 (дата обращения: 10.04.2020).

6. КнязеваЕ.Н.Атомизм ихолизмвсовременнойтеориисложности//Философияикультура.—2013.—№6.—С. 736-745.

7. Кочуров Б.И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования: монография. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 162 с.

8. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф. Интегрально-ситуативный подход в формировании эколого-ориентиро-ванной жизнедеятельности личности при изучении культурного ландшафта // Известия ВГПУ — 2020. — №7 (150). — С. 12-17.

9. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 2 (10). — С. 17-21.

10. Моисеев Н.Н. Экология и образование. — М.: ЮНИСА, 1996. — 192 с.

11. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. — 2013. — Т. 4, №3. — С.13-27.

12. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. — Н. Новгород: ООО Кирилица, 2019. — 220с.

13. Рагулина М.В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд: монография. — Ульяновск: Зебра, 2015. — 147 с.

14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003.

15. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различия // Постнеклассика: философия, наука, культура. — СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. — С.249-295.

16. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: учебное пособие // под. ред Н.Ф. Винокуровой. — Н. Новгород: ООО «Истоки», 2013. — 148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Уилбер К. Интегральная психология: сознание, дух, психология, терапия. — М: ООО «Издательство ACT», 2004.

18. Loshchilova A.A., Vinokurova N. F., Zulkharnaeva A. V., Krivdina I.Yu., Martilova N.V., Korshunov M.Y. Practice-oriented educational program of activities of the children environmental association as a tool to form the seventh and eighth-graders' environmental responsibility // Nuances-Estudos Sobre Educacao. — 2019. DOI: https://doi.org/10.32930/ NUANCES.V30I1.7095

19. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2017. — Т. 7, № 9. — P. 409-414.

20. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M. Training of a geography teacher in the process of getting master's degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: theory and methodological experience // Man in India. — 2017. — Т. 97, № 15. - P. 559-571.

Ссылка для цитирования

Винокурова КФ., Лощилова А.А. Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.S-200S «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Vinokurova N.F., Loshchilova A.A. Formation of a culture of sustainable development on the basis of technology of cultural-oriented situations // Ecopoiesis: Eco-Human "tteory and Practice. — 2021. — Vol.2, №1. [open access internet journal]. — URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.