УДК 303.443.2
DOI 10.24412/2713-1831-2021-1-38-43
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ*
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00749 «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»)
*
ВИНОКУРОВА Наталья Фёдоровна
д.п.н., профессор, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования НГПУ имени Козьмы Минина (Нижний Новгород, РФ)
ЛОЩИЛОВА Анна Александровна
к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики НГПУ имени Козьмы Минина (Нижний Новгород, РФ)
Аннотация. В статье раскрыта педагогическая проблема формирования культуры устойчивого развития средствами технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Её актуальность обусловлена опережающей функцией современного образования как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития. Рассмотрена структура культуры устойчивого развития в единстве аксиологического, онтологического, гносеологического и праксиологического компонентов. Определено специфическое содержание, базирующееся на особых культурно-экологических феноменах — культурных ландшафтах. Обоснованы этапы становления культуры устойчивого развития и комплементарная с ними технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Раскрыты концептуальные основы данной технологии, а также её целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты. Представлена сопряжённость процессуально-технологического компонента технологии с содержанием авторской программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».
Ключевые слова: культура устойчивого развития, культурно-ориентированные интегральные ситуации, культурные ландшафты, интегрально-ситуативный подход, коэволюция.
Введение
В настоящее время качественно новые социальные, экономические и экологические вызовы, проявляющиеся на всех территориальных уровнях, угрожают самой возможности
существования человеческой цивилизации. Не только в узком кругу специалистов, но и во многих слоях гражданского общества есть понимание того, что современный системный кризис — это внешнее проявление кризиса личности. В данной связи мировым сообществом практически повсеместно
признана ведущая роль образования, выступающего ключевым фактором перемен в направлении устойчивого развития.
Особенностью образования в интересах устойчивого развития, как глобального циви-лизационного образовательного проекта, является его опережающий характер, обусловленный специфической целью формирования культуры устойчивого развития. Культура устойчивого развития базируется на новых «человековключающих» моделях познания, коэволюционных ценностях, конструктивно-творческой созидательной деятельности, направленной на окультуривание окружающей действительности.
Имея проектный, междисциплинарный характер, она ориентирует на адаптацию, осмысление и творческое созидание в окружающей среде. Её формирование требует разработки новых инновационных технологий, способствующих преодолению отчуждённости человека и природы, формированию опыта культурообусловленных взаимоотношений между ними, взаимного единения и ценностного отношения.
В ходе исследований по проекту РФФИ нами была разработана технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций, основанная на идеях коэволюции, экогуманизма и постнеклассичности. В продолжение наших исследований в рамках данной статьи рассмотрим проблему формирования культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций.
Материалы и методы
В исследовании был использован ряд теоретических методов: системно-структурный анализ, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование. Анализа философских работ позволил определить ключевые идеи и положения, являющиеся «ядром» формирования культуры устойчивого развития:
• идеи коэволюции, выдвинутые академиком Н.Н. Моисеевым, которые предполагают преодоление идеологии покорения природы, выстраивание отношений с природой на основе эмпа-тии, события, партнерства, гармоничного со-развития;
• идеи устойчивого развития, предполагающие баланс экономического, экологического и социального спектров жизнедеятельности, являющиеся стратегическим вектором формирования экологической культуры в постиндустриальном обществе;
• идеи постнеклассичности, определяющие «новую картину» мира, новые модели познания, ориентирующие на преодоление дистанцирования познающего разума от изучаемых объектов;
• идеи экологизации и гуманизации, являющиеся «дирижирующими» направлениями развития современной пост-неклассической науки;
• идеи интегральной теории К. Уилбера, которая даёт возможность целостно представить картину совместно развивающихся процессов, явлений и их теоретической рефлексии.
• приоритетность кульутроориентиро-ванного содержания в связи с ключевой ролью культуры в достижении приоритетной стратегии современной цивилизации и значением личностных качеств в его достижении.
Анализ научной литературы позволил установить специфическое содержание формирования культуры устойчивого развития, связанное с изучением культурно-экологических феноменов, человекоразмерых моделей познания — культурных ландшафтов. С позиции системности культурный ландшафт можно рассматривать как сложную саморазвивающуюся геоэкосоциосистему (Б.И. Кочуров [7], Н.Н. Клюев и др.) — модель сотворчества человека и природы. Она позволяет раскрыть включенность человека в систему экологических отношений с природной, культурной, социально-технической подсистемами ландшафта, что способствует его идентификации с данным сложным территориальным комплексом.
Ключевыми методологическими ориентирами в формировании культуры устойчивого развития являются культурно-экологический, ландшафтно-средовый и интегрально-ситуативный подходы.
Культурно-экологический подход [2] обеспечивает «диффузное» проникновение культуры устойчивого развития во все компоненты педагогической системы. Экологизацию
образования в контексте культурологических идей.
Ландшафтно-средовый подход (Н.Ф. Винокурова [12]) ориентирует на рассмотрение культурного ландшафта в качестве культурно-экологической образовательной среды, содержащей широкий спектр возможностей для познания и постижения его коэволюци-онных ценностей, «прочтения его культурных значений», созидательной деятельности, направленной на взаимное улучшение личностных качеств учащихся и качеств ландшафта.
В позиции дополнительности к ландшафтно-средовому подходу находится интегрально-ситуативный подход (Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова [8]). Он развивает его средовые идеи и обеспечивает насыщение культурно-экологической образовательной среды культурно-ориентированными интегральными ситуациями, позволяющими обучающимися выйти на новый уровень постижения холистичности ландшафта через категориальную матрицу «целого» и «части». Такой подход к рассмотрению ландшафтов обусловлен спецификой освоения сложных человекоразмерных систем.
Результаты исследований
Системно-структурный анализ культуры устойчивого развития позволил раскрыть её аксиологический, онтологический, гносеологический и праксиологический аспекты (таблица 1), отразившие многообразие философских концепций культуры и её особенности комплексно влиять на все сферы сознания личности (Н.Ф. Винокурова [2]).
Определено, что становление культуры устойчивого развития отражает процесс культурного освоения субъектом ценностно-смысловых доминант культурно-цивилизационного пространства и предполагает реализацию ряда этапов (по Н.Ф. Винокуровой [2]):
1. культурно-адаптационный этап, связанный с означиванием окружающего пространства;
2. культурно-смысловой этап, предполагающий осознание, осмысление и понимание осваиваемого культурного пространства;
3. культурно-творческий этап, ориентирующий на творческое созидание.
Реализация данных этапов требует использования технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций.
Концептуальные основы разработанной нами технологии составляют идеи коэволюции, (Н.Н. Моисеев [10]); идеи теории сложности (синергетики) -- новой холистической методологии, обеспечивающей целостное видение сложных феноменов, раскрывающей «глубинную связь атомарности и интегральной целостности, их обращаемость и возможное превращение друг в друга» (Е.Н. Князева [6]); положения интегральной теории К. Уилбе-ра [17]. Исследования Н.И. Чуприковой [4] и Г.Н. Каропа [5], развивающие концепцию системной дифференциации, согласно которой знания, имеющие интегральный характер, «развиваются из нерасчлененных структур путем их постепенной дифференциации и системного обобщения» [4].
Культурно-ориентированные интегральные ситуации несут в себе идею общности
Таблица 1.
Структура культуры устойчивого развития (по Н.Ф. Винокуровой [2])
человека и мира, его включенности в ткань бытия (С.Л. Рубинштейн [14]). В данной связи их можно представить как целостную систему условий, «запускающих» механизм личностного саморазвития. Ситуации находятся в сопряжении с этапами формирования культуры устойчивого развития, позволяя обеспечить воздействие на все сферы сознания личности.
Основу представленных ситуаций составляет субъект-субъектное взаимодействие между педагогом, культурным ландшафтом и обучающимся. Культурный ландшафт ситуации рассматривается как равноправный субъект. Отношения между ним и личностью развивается от субъект-обособленного типа — к субъект-совместному и далее к субъект-порождающему, что позволили выделить исследования В.И. Панова [11]. В результате происходит постепенное взаимное улучшение качеств ландшафта и личности.
При конструировании содержательного компонента культурно-ориентированных интегральных ситуаций мы основывались на положениях М.В. Рагулиной [13] о специфике познания культурного ландшафта. С этих позиций ландшафт в содержании ситуаций предстаёт не как беспорядочная мозаика, а как закономерное сочетание эволюционирующих взаимосвязанных компонентов: природы, общества, культуры, отдельной личности. Развивая идеи американского психолога Дж. Брунера [1] о структурировании содержания, нами были установлены ключевые понятия, раскрывающие сущность ведущих идей и определяющие вектор изучения культурного ландшафта:
• в культурно-адаптационной интегральной ситуации такими понятиями являются «образ», «эстетика», «пейзаж»,
• в культурно-смысловой интегральной ситуации — «символ», «ценность», «наследие»,
• в культурно-созидательной интегральной ситуации — «качество» (экономическое, экологическое и социальное благополучие), «стратегия природопользования».
Процессуальный компонент ситуации представлен интегрально-дифференцированным алгоритмом, разработанным на основе «всесекторной, всеуровневой» ЛОЛЬ модели К. Уилбера [17], а также принципа системной дифференциации (Н.И. Чуприкова [4],
Г.Н. Каропа [5]), выражающего закономерность мыслительной деятельности человека, связанной с движением от целого к части.
В соответствии с представленными положениями нами был разработан алгоритм решения культурно-ориентированных интегральных ситуаций [12]. Он включает следующие стадии.
1 стадия, «Фокусировка на целом — встреча», ориентирована на знакомство с культурном ландшафтом, его чувственное познание. Своё ассоциативное восприятие школьники выражают в ментальной карте, отражающей их представление о культурном ландшафте.
2 стадия, «Фокусировка на части — диалог», предполагает выявление базовых отношений между компонентами ландшафта, осмысление их взаимовлияний друг на друга, что способствует постижению свойств ландшафта как целостного территориального комплекса. Она побуждает к диалогу со всеми компонентами ландшафта.
3 стадия, «Фокусировка на целом — синтез», представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации, своеобразный интегральный ландшафтный синтез. Осуществляется коэволюционных диалог, обобщающий в единое целое факты, информацию, полученные на предыдущей стадии.
В результате создаются образовательные продукты, специфика которых зависит от рассматриваемой культурно-ориентированной ситуации (таблица 2).
В качестве примера рассмотрим реализацию данной образовательной технологии в разработанной нами программе внеурочной деятельности для 7-8 классов «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».
Отметим, что содержание программы выстроено в соответствии с положениями интегрально-ситуативного подхода, требующего целостного рассмотрения культурного ландшафта в контексте развития всех его компонентов: природы, общества, культуры и внутреннего мира личности, проживающей на его территории.
Программа включает три раздела «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»:
Раздел 1. Погружение в культурный ландшафт усадеб Нижегородской области: взгляд эстета обеспечивает создание целостного образа культурного ландшафта.
Таблица 2.
Сопряжённость процессуально-технологического компонента технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций с содержанием программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»
Этапы процесса культурного освоения субъектом ценностно-смысловых доминант пространства культурного ландшафта
Культурно-ориентированные интегральные ситуации
Содержание программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»
Образовательный продукт культурно-ориентированных интегральных ситуаций
1.Культурно-адаптационный этап
1. Культурно-адаптационная интегральная ситуация
Раздел 1. Погружение в культурный ландшафт усадеб Нижегородской области: взгляд
Ментальная карта идеального образа культурного ландшафта
2.Культурно- 2. Культурно- Раздел 2. Культур- • «Жизненный кодекс
смысловой этап смысловая ные ландшафты природопользователя».
интегральная усадеб Нижего- • «Портрет идеального
ситуация родской области: пользователя культурного
взгляд ценителя ландшафта».
З.Культурно-творческий этап
3. Культурно-созидательная интегральная ситуация
Раздел 3. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд деятеля и творца
«Дорожная карта» творческо-созидательного совершенствования культурного ландшафта «Формулы» устойчивого развития культурного ландшафта Проекты по футуродизайну и экодизайну ландшафтов
Раздел 2. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд ценителя предполагает осмысление содержания, формирование ценностного отношения к культурным ландшафтам усадеб Нижегородской области.
Раздел 3. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд деятеля и творца направлен на включение обучающихся в жизнетворчество, созидательную деятельность в культурном ландшафте.
Выводы
Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориен-
тированных интегральных ситуаций позволяет обучающимся выйти на новый уровень осмысления взаимоотношений человека, общества и природы, осознать регулирующую роль культуры в достижении коэволюции между ними. Благодаря использованию культурных ландшафтов, как новых «человекораз-мерных» форм познания, создаются предпосылки для осознания холизма и атомарности, собственной «ответственной участности» в процессах и явлениях окружающей среды, формирования партнерского со-бытия человека и природы. Более подробно с результатами наших исследований можно ознакомиться в ряде наших статей и монографии [2, 3, 8, 12, 16, 18, 19].
Литература
1. Брунер Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М. АПН РСФСР, 1962.
2. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Формирование культуры устойчивого развития: методология и образовательная практика в регионе // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции, 2017. — С.14-17.
3. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — Том 1, № 61. — С. 149-153.
4. Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития /сост. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев. — М.: Языки славянской культуры, 2011. — 497 с.
5. Каропа Г.Н. Системная дифференциация как закономерность и принцип обучения [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2017. — Том 22, №6 (170). — С. 107-116. URL: https://doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116 (дата обращения: 10.04.2020).
6. КнязеваЕ.Н.Атомизм ихолизмвсовременнойтеориисложности//Философияикультура.—2013.—№6.—С. 736-745.
7. Кочуров Б.И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования: монография. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 162 с.
8. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф. Интегрально-ситуативный подход в формировании эколого-ориентиро-ванной жизнедеятельности личности при изучении культурного ландшафта // Известия ВГПУ — 2020. — №7 (150). — С. 12-17.
9. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 2 (10). — С. 17-21.
10. Моисеев Н.Н. Экология и образование. — М.: ЮНИСА, 1996. — 192 с.
11. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. — 2013. — Т. 4, №3. — С.13-27.
12. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. — Н. Новгород: ООО Кирилица, 2019. — 220с.
13. Рагулина М.В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд: монография. — Ульяновск: Зебра, 2015. — 147 с.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003.
15. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различия // Постнеклассика: философия, наука, культура. — СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009. — С.249-295.
16. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: учебное пособие // под. ред Н.Ф. Винокуровой. — Н. Новгород: ООО «Истоки», 2013. — 148.
17. Уилбер К. Интегральная психология: сознание, дух, психология, терапия. — М: ООО «Издательство ACT», 2004.
18. Loshchilova A.A., Vinokurova N. F., Zulkharnaeva A. V., Krivdina I.Yu., Martilova N.V., Korshunov M.Y. Practice-oriented educational program of activities of the children environmental association as a tool to form the seventh and eighth-graders' environmental responsibility // Nuances-Estudos Sobre Educacao. — 2019. DOI: https://doi.org/10.32930/ NUANCES.V30I1.7095
19. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2017. — Т. 7, № 9. — P. 409-414.
20. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M. Training of a geography teacher in the process of getting master's degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: theory and methodological experience // Man in India. — 2017. — Т. 97, № 15. - P. 559-571.
Ссылка для цитирования
Винокурова КФ., Лощилова А.А. Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.S-200S «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Vinokurova N.F., Loshchilova A.A. Formation of a culture of sustainable development on the basis of technology of cultural-oriented situations // Ecopoiesis: Eco-Human "tteory and Practice. — 2021. — Vol.2, №1. [open access internet journal]. — URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)