Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ'

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / GEOGRAPHIC EDUCATION / INTEGRATED APPROACH / CULTURAL LANDSCAPE / VISUALIZATION / INFOGRAPHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Наталья Николаевна, Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Рассматривается специфика реализации интегрального подхода при изучении культурного ландшафта в школьной географии. Основное внимание уделено разработке содержания и средствам, обеспечивающим его трансляцию. Конструирование содержания основывается на человекоразмерности культурного ландшафта и типах взаимодействия субъекта с его подсистемами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Наталья Николаевна, Зулхарнаева Анастасия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH IN SCHOOL GEOGRAPHIC EDUCATION: STUDY OF CULTURAL LANDSCAPE

The article deals with the specificity of the implementation of the integrated approach while studying the cultural landscape in school geography. There is paid special attention to the development of the contents and the means providing its translation. The design of the content is based on the human-sizedness of the cultural landscape and the types of the cooperation of the subject and his subsystems.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ»

5. Mihajlova N.N., Yusfin S.M. Svobodosposob-nost' kak rezul'tat razvitiya sub#ektnosti rebenka v processe pedagogicheskoj podderzhki // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Socio-kinetika. 2014. T. 20. № 2. S. 143-147.

6. Mudrik A.V. Individual'naya pomoshch' v so-cial'nom vospitanii // Novye cennosti obrazovaniya: zabota - podderzhka - konsul'tirovanie. M., 1996.

7. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M., 2018.

8. Suholenceva E.N. Formirovanie otvetstven-nosti v sisteme pedagogicheskogo soprovozhdeniya podrostkov gruppy riska v obshchestvennom ob#-edinenii [Elektronnyj resurs] // Aktual'nye problemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedago-gicheskih i pedagogicheskih issledovanij: sb. tr. Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. «XV Levitovskie chteniya» (g. Moskva, 15-16 apr. 2020 g.): v 3 t. T. 3. M., 2020. S. 731-736.

9. Suholenceva E.N. Svoboda v sisteme pe-dagogicheskogo soprovozhdeniya v obshchestvennom ob#edinenii // Izv. Voronezh. gos. ped. un-ta. 2019. № 4(285). S. 101-105.

10. Suholenceva E.N. Formirovanie social'no-sub#ektnoj pozicii lichnosti v sisteme pedagogiche-skogo soprovozhdeniya obshchestvennogo ob#edi-neniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 9. S. 123-127.

11. Fel'dshtejn D.I. Socializaciya i individualiza-ciya - soderzhanie processa social'nogo vzrosleniya // Psihologiya razvitiya cheloveka kak lichnosti: v 2 t. M., 1997. T. 1. S. 222-239.

Formation of communicative and activity component of at-risk adolescents in the system of pedagogic support in social associations

The article deals with the concepts of "at-risk adolescents", "pedagogic support" and "communicative and activity component of personality". There are substantiated the concepts of "at-risk adolescents", "pedagogic support" and "line of personal development" from the author's point of view. The author experimentally defines the basic components of the system of the pedagogic support of at-risk adolescents.

Key words: social associations, pedagogic support, at-risk adolescents, communicative and activity component of personality.

(Статья поступила в редакцию 01.06.2020)

н.н. демидова, а.в. зулхарнаева

(Нижний Новгород)

интегральный Подход в школьном географическом образовании: изучение культурных ландшафтов*

Рассматривается специфика реализации интегрального подхода при изучении культурного ландшафта в школьной географии. Основное внимание уделено разработке содержания и средствам, обеспечивающим его трансляцию. Конструирование содержания основывается на человекоразмерности культурного ландшафта и типах взаимодействия субъекта с его подсистемами.

Ключевые слова: географическое образование, интегральный подход, культурный ландшафт, визуализация, инфографика.

Сегодня в условиях ускоряющихся и углубляющихся перемен в достижении и развитии научных знаний перед теорией и практикой образования стоит задача осмысления, актуализации и отражения новых тенденций в образовательном пространстве. В свете постнеклас-сических представлений современная картина мира определяется как интегральная целостность, открытая, многомерная, метафоричная по способу отношений человека с окружающим миром. Холистические идеи предопределяют взаимосвязи рационально-логического и эмоционально-ценностного знания. Смысловые акценты смещаются от дисциплинарных исследований в сторону интегрированных, междисциплинарных.

Вместе с тем, несмотря на всеобщее признание за образованием статуса «опережающего фактора перемен», оно продолжает транслировать традиционно сложившуюся структуру предметного преподавания в соответствии с дисциплинарной организацией науки, формируя у обучающихся фрагментарные, разобщенные «осколки» познаваемой действительности. Именно такой, «классический», вариант структуризации сложился в нашем школьном образовании.

* Исследование подготовлено при поддержке РФФИ (проект № 19-013-00749 «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»).

© Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В., 2020

- педагогические науки -

интегральная карта содержания понятия «культурный ландшафт»

внутренние внешние

субъективный уровень объективный уровень

е - субъективное осознание культурного ланд- - видоизменение ландшафта с целью адапта-

ы ьн шафта; ции;

льа - субъективное эмоциональное отражение - материализация целей и стратегий поведения

аду культурного ландшафта; в культурном ландшафте;

и - переживание доминант культурного ланд- - анализ природной и культурной составляю-

а д шафта; щих культурного ландшафта с целью улучше-

и - создание субъективного образа ландшафта; ния его качеств;

- самоидентификация в культурном ланд- - индивидуальная деятельность по изменению

шафте ландшафта;

- деятельность по улучшению жизнеобеспечи-

вающих функций ландшафта

т Субъектный опыт в восприятии ландшафта Поведенческий опыт в ландшафте (продукт -

ы с О (продукт - образ) поступок)

интерсубъективный уровень интеробъективный уровень

е - коммуникация с социокультурной средой - понимание ландшафта как системы, его компо-

ы NN ландшафта; нентов, динамики, законов и закономерностей,

н В - интериоризация культурных ценностей многоаспектности взаимосвязей компонентов;

и т ландшафта; - изучение функциональной целостности куль-

к е Е- - становление личности как субъекта культу- турного ландшафта;

л о ры, которую транслирует ландшафт; - связи между антропосферой, природной сферой

И - конструктивистский подход в освоении и техносферой

ландшафта;

- индивидуализация, самоопределение

в культурном ландшафте

Культурная идентичность субъекта в ланд- Интерпретация системной организации, функци-

т шафте (продукт - рефлексия) онирования ландшафта (продукт - географиче-

с О ская картина мира)

Однако отход от передачи знаний как самоцели школьного образования и переход к более гибкой компетентностной парадигме, новые требования к результатам общего образования, с их надпредметностью и личностными достижениями, активизировали в педагогическом сообществе обсуждение вопросов школьной ин-тердисциплинарности, приоритетности форм представления интегральных знаний [2; 9].

Специалисты отмечают, что будущее российского образования связывается с интегрированными образовательными моделями, обеспечивающими раскрытие синтезирующих, разноуровневых отношений между изучаемыми объектами, процессами, явлениями действительности в целокупном единстве. В реальной перспективе речь идет о внедрении ин-тегративного подхода в существующие школьные дисциплины.

Школьная география обладает достаточным потенциалом для реализации интегрального подхода, в контексте интегрального характера географических знаний. Исходным базисом интеграции является синтез естественно-географических и общественно-географических направлений географической науки. Это отражается в унификации ее понятийного аппарата, универсализации методов исследования, а также в междисциплинарной ориентации знаний.

Существенное значение в этом контексте имеет обращение к интегральным «человеко-размерным» моделям познания, в которых познающий субъект не отделен от познаваемого мира, а находится внутри него, отражая их единство и обоюдную самоценность. Такие познавательные системы, как ядра интеграции школьного географического образования,

должны стать основанием формирования его нового содержания [9].

Примером такого феномена может служить культурный ландшафт как пространственный синтез содержательных доменов -«культура», «природа», «личность». Именно культурный ландшафт отражает взаимосвязь естественно-научного и социокультурного аспектов и методов его изучения путем включения внутренних и внешних граней становления пространства и роли личности, социума и культуры в его развитии. По мнению В.А. Николаева, культурный ландшафт интегрирует природную составляющую, накопленные веками и вновь созданные материальные и духовные культурные ценности, опыт куль-турообусловленных взаимоотношений человека с окружающей средой [10]. Между тем, как показал анализ программ школьного географического образования, включение категории культурного ландшафта в содержание носит фрагментарной характер, его интегральная функция не раскрыта [11].

основываясь на всем вышеизложенном, мы определили особенности конструирования школьного содержания изучения культурных ландшафтов с помощью интегральных карт К. Уилбера и обобщений, сделанных М.В. Ра-гулиной, и разработали систему средств, обеспечивающих его трансляцию в контексте реализации интегрального подхода.

В исследованиях М.В. Рагулиной выделено четыре измерения культурного ландшафта (внешнее, внутреннее, индивидуальное и коллективное), которые порождают различные виды взаимодействий человека с социокультурным пространством и интерпретаций понимания культурного ландшафта [12] (см. табл. на с. 85).

компонентами интегральной карты являются квадратуры, уровни, линии и типы, выступающие контурами познания. Выделенные квадратуры находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии.

• Верхний левый сектор выражает особенности индивидуального «чувственного» входа во «вмещающий ландшафт».

• Нижний левый сектор служит источником формирования ландшафтного самоопределения субъекта, его жизненного мира, «географической идентичности» и проявляется в субъективном уровне. Результатом такого взаимодействия является культурная идентичность субъекта.

• Верхний правый сектор определяет поведение, направленное на изменение культур-

ного ландшафта, влияет на социальную и культурную составляющие ландшафта. Результатом жизнедеятельности субъекта в культурном ландшафте является опыт по освоению культурного ландшафта. Во взаимодействии с ландшафтом на субъективном уровне формируется субъектный опыт в восприятии ландшафта, продуктом такого восприятия может быть образ ландшафта.

• Нижний правый сектор, представляющий системную организацию природы, культуры, социума и техносферы, влияет на ценности субъекта и культурной общности, определяет культурную идентичность субъекта в социуме, «ландшафтный дискурс».

таким образом, интегральный подход позволяет осознать универсальную ценность и самоценность всех компонентов культурного ландшафта, выйти на новый содержательный уровень понимания, осмысления и применения знаний.

В проекции школьного образования новое интегральное содержание изучения культурного ландшафта предполагает поиск оптимальных, эффективных способов его трансляции, обеспечивающих комплексное воздействие на все сферы сознания личности, что предполагает взаимопересечение различных способов его постижения через интеллектуальное осмысление и эмоционально-чувственное восприятие.

Результатом поисков стало обращение к использованию средств визуализации содержания о культурном ландшафте, интегрирующем художественный и логический способы его познания. В психолого-педагогической литературе выделяют ряд средств визуализации: инфографику, ментальные карты, схемы, таймлайны, диаграммы, графики, мемы, комиксы. Всех их объединяет идея образной подачи информации с использованием символичности, метафоричности. На этой основе происходит визуализация сложных и многоаспектных объектов и процессов культурного ландшафта как единого социокультурного пространства личности. так формируется новая архитектура учебного взаимодействия.

Психолого-педагогической основой использования данных средств являются идеи интеграции чувственного и логического познания, построения личностью «образа мира», отраженные в исследованиях Д. Келли, Н.И. Чу-приковой. Г.К. Каропы, А.В. Хуторского. В исследованиях А.В. Хуторского подчеркивалась значимость эмоционально-образного и символического исследования изучаемого объекта, чей образовательный продукт выдается в сло-

весно-образной, символической, знаковой или графическая форме, особенности которой необходимо истолковать[14].

В теории Дж. Келли об индивидуальном осмыслении и интерпретации окружающего мира человек, обладая уникальной системой категориальных личностных конструктов, строит образ реальности и фиксирует роли [6]. В исследованиях Н.И. Чуприковой и Г.Н. Ка-ропы раскрывается психологический механизм формирования образа мира. Он формируется посредством иерархически организованных психологических структур, являющихся обобщенно-абстрактными продуктами переработки всего воспринятого человеком. Такими продуктами в контексте изучения культурного ландшафта выступают характеристики его компонентов, многообразие взаимодействий между компонентами, а также инвариантные характеристики внутренних состояний субъекта и субъект-субъектных отношений. С помощью этих структур личность формирует иерархически упорядоченные системы, которые могут быть средством познания, внутренними умственными психологическими формами [7; 15]. Идея развития данных когнитивных структур в сознании личности позволяет использовать ментальные карты в изучении культурного ландшафта. Построение логической схемы-кластера отражает несколько этапов изучения культурного ландшафта.

На первом этапе изучения выделяется первичная малоопределенная целостность, которая заключается в целостном представлении об изучаемом предмете, его состоянии и проблемах - происходит формирование «образа-каркаса» [7]. Это ассоциации, возникающие в сознании учащихся в связи с конкретным культурным ландшафтом, образы как результаты его чувственного восприятия.

На втором этапе происходит дифференциация, расчленение первичной целостности. Изучаются компоненты культурного ландшафта как составляющие единого целого, причем важно указать как на связи частей внутри культурного ландшафта, так и на их противоречивость. Другими словами, на созданный первоначально ассоциативный образ нанизываются более частные эмпирические значения культурного ландшафта и конкретные примеры, их подтверждающие.

На третьем этапе обозначается органическое единство всех элементов внутри целого за счет их связей. Происходит конкретизация взаимоотношений природного и социального внутри культурного ландшафта, формируется переход от частного к всеобщему. Представ-

ления о культурном ландшафте на этом этапе имеют более высокий уровень обобщения, формируется целостная картина мира и место личности в ней [15].

таким образом, с помощью ментальной карты происходит построение целостного конструкта культурного ландшафта, включающего ассоциативные элементы, основную структуру, противоречивость его компонентов и особенности взаимосвязей, но в то же время отражающих его целостность как системы. Подчеркнем, что особенностью создания ментальной карты является субъективное отражение представления о культурном ландшафте в силу субъективности ассоциаций.

Визуализация культурного ландшафта с использованием средств инфографики позволяет представить его в виде визуально-информационной модели как результата интеграции рационально-логического и эмоционально-художественного смысла. Интегративные качества культурного ландшафта подчеркиваются использованием символов и знаков, «кодирующих» осмысленное отношение личности к культурному ландшафту [1]. таким образом, культурный ландшафт представляет собой систему взаимосвязанных смысловых элементов-образов, иллюстраций, знаков, метафор, представленных в графическом виде и объединенных одной идеей - фокусом, визуальной метафорой.

Метафоричность в отображении культурного ландшафта характеризует новый уровень его осмысления, связанный с раскрытием культурных кодов, отражающий весь спектр взаимодействия человека и природы в изучаемом пространстве - гармоничного и сотворче-ского или деструктивного. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Ее применение при изучении культурного ландшафта позволяет использовать широкий спектр программных средств, превращая в интерактивный метод обучения [4].

Использование образовательного комикса как разновидности средства визуализации при изучении культурного ландшафта позволяет воспроизводить реальную ситуацию, применяя пиктограммы, вербальные и невербальные элементы, позволяет эмоционально окрасить содержание [5]. В комиксе текстовая информация занимает одну треть, в то время как большая часть представлена знаками, символами, мемами, смарт-объектами и т. п.

Преимущество использования образовательного комикса при изучении культурного

ландшафта заключается в том, что он позволяет:

- раскрыть мировоззренческие идеи взаимодействия человека и природы;

- расставить ценностно-смысловые доминанты в процессе восприятия образа культурного ландшафта;

- раскрыть сущность и динамику природных и социокультурных процессов в культурном ландшафте;

- рассмотреть характер взаимодействия человека с социокультурным пространством культурного ландшафта на различных интегральных уровнях;

- дать прогноз развития такого взаимодействия по различным сценариям.

Комикс как средство визуализации используется в методике применения ситуаций коэволюционного взаимодействия, образовательным продуктом которых является определение способа жизнедеятельности субъекта в культурном ландшафте [2; 3; 11]. Авторским коллективом разработано несколько разновидностей ситуаций: личностно-адап-тационная, личностно-смысловая, личностно-созидательная. Каждая из ситуаций отражает интегральный характер взаимодействия, диалог обучающегося с различными средами культурного ландшафта, составляющими его единой геокультурной среды: природной, социально-экономической, культурной, личностной.

таким образом, современные подходы к формированию научной картины мира характеризуют ее интегральный характер, комплексность и междисциплинарность. Это предполагает изучение культурных ландшафтов как многомерных объектов познания, включающих природную, социокультурную, техногенную составляющие, которые взаимодействуют на конкретной территории. Культурный ландшафт в контексте данного исследования является реальной проекцией образа мира личности, соответственно, учитывая интегральный подход, необходимо использование междисциплинарных методов и средств познания как в географии, так и в географическом образовании. Среди таких можно выделить средства и методы визуализации культурного ландшафта: создание инфографических схем, ментальных карт, образовательных комиксов. Их преимущество состоит в метафоричности, символическом восприятии, формировании представлений о культурном ландшафте как целостном, социо-природно-культурном обра-

зовании, развивающемся в пространстве и времени. Это позволяет изучать культурный ландшафт в школьной географии с точки зрения диалога и сотворчества, что способствует развитию коэволюционного взаимодействия в его пределах.

список литературы

1. Аранова С.В. Интеллектуальная графика в представлении педагогического продукта // Вестн. Герцен. ун-та. 2009. № 12(74). С. 30-35.

2. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 97.

3. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем: учеб.-метод. пособие. Н. Новгород, 2018.

4. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 11. URL: http://e-koncept.ru/2014/14 302.htm (дата обращения: 04.04.2020).

5. Калитина К.В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. Т. 3. URL: http://e-koncept. ru/2013/53454.htm (дата обращения: 04.04.2020).

6. Каропа Г.Н. Парадигмальные сдвиги и новые тенденции в экологическом образовании школьников // Адукацыя I выхаванне. 2009. № 9. С. 15-21.

7. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2000.

8. Лавренова O.A. Культура и пространство: ноосфера, пневматосфера и семиосфера как базисные концепты // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2010. Т. 8. Вып. 1. С. 90-95.

9. Непомнящий А.В., Писаренко В.И. Интегральный подход как методологическая основа инновационного образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integralnyy-pod hod-kak-metodologicheskaya-osnova-innovatsionno go-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2020).

10. Николаев В.А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: учеб пособие. М., 2003.

11. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: моногр. / под ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Рагулина М.В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд: моногр. Ульяновск, 2015.

13. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия / пер. с англ. под ред. А. Киселева. М., 2004.

14. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М., 1998.

15. Чуприкова Н.И. Психология умственного

развития: принцип дифференциации. М., 1997. * * *

1. Aranova S.V. Intellektual'naya grafika v pred-stavlenii pedagogicheskogo produkta // Vestn. Gercen. un-ta. 2009. № 12(74). S. 30-35.

2. Vinokurova N.F., Zulharnaeva A.V. Metodika realizacii kompetentnostnogo podhoda pri izuche-nii ekologicheskogo kraevedeniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 3. S. 97.

3. Demidova N.N., Zulharnaeva A.V. Tekhno-logiya kejs-stadi v izuchenii ekologicheskih problem: ucheb.-metod. posobie. N. Novgorod, 2018.

4. Ermolaeva ZH.E., Lapuhova O.V., Gerasimo-va I.N. Infografika kak sposob vizualizacii uchebnoj informacii [Elektronnyj resurs] // Koncept. 2014. № 11. URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (data obrashcheniya: 04.04.2020).

5. Kalitina K.V. Ispol'zovanie komiksov v obra-zovatel'nyh tekhnologiyah kak vazhnogo instrumenta dlya peredachi znanij [Elektronnyj resurs] // Koncept. 2013. T. 3. URL: http://e-koncept.ru/2013/53454.htm (data obrashcheniya: 04.04.2020).

6. Karopa G.N. Paradigmal'nye sdvigi i novye tendencii v ekologicheskom obrazovanii shkol'nikov // Adukacyya I vyhavanne. 2009. № 9. S. 15-21.

7. Kelli Dzh. Psihologiya lichnosti. Teoriya lichnyh konstruktov. SPb.: Rech', 2000.

8. Lavrenova O.A. Kul'tura i prostranstvo: noo-sfera, pnevmatosfera i semiosfera kak bazisnye kon-cepty // Vestn. Novosib. gos. un-ta. Ser.: Filosofiya. 2010. T. 8. Vyp. 1. S. 90-95.

9. Nepomnyashchij A.V., Pisarenko V.I. Integ-ral'nyj podhod kak metodologicheskaya osnova innovacionnogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integralnyy-pod hod-kak-metodologicheskaya-osnova-innovatsionno go-obrazovaniya (data obrashcheniya: 12.04.2020).

10. Nikolaev V.A. Landshaftovedenie: estetika i dizajn: ucheb posobie. M., 2003.

11. Proektirovanie ekologo-orientirovannoj zhiz-nedeyatel'nosti lichnosti obuchayushchegosya v kul'-turnom landshafte: teoretiko-metodologicheskij diskurs: monogr. / pod red. N.N. Demidovoj, N.F. Vi-nokurovoj. N. Novgorod, 2019.

12. Ragulina M.V. Kul'turnyj landshaft: integral'-nyj vzglyad: monogr. Ul'yanovsk, 2015.

13. Uilber K. Integral'naya psihologiya: Soznanie, Duh, Psihologiya, Terapiya / per. s angl. pod red. A. Kiseleva. M., 2004.

14. Hutorskoj A.V. Evristicheskoe obuchenie: Teoriya, metodologiya, praktika. M., 1998.

15. Chuprikova N.I. Psihologiya umstvennogo razvitiya: princip differenciacii. M., 1997.

Integrated approach in school geographic education: study of cultural landscape

The article deals with the specificity of the implementation of the integrated approach while studying the cultural landscape in school geography. There is paid special attention to the development of the contents and the means providing its translation. The design of the content is based on the human-sizedness of the cultural landscape and the types of the cooperation of the subject and his subsystems.

Key words: geographic education, integrated approach, cultural landscape, visualization, info-graphics.

(Статья поступила в редакцию 10.06.2020)

В.В. зайцев

(Волгоград)

совершенствование всероссийских проверочных работ по математике в начальной школе на основе опыта национального тестирования Великобритании

Проведен анализ всероссийских проверочных работ (ВПР) по математике в начальных классах. Представлена сравнительная характеристика организационных форм и содержания ВПР по математике в 4-м классе российской начальной школы и различных видов тестовых заданий по математике (Test A, Test B, Mental Arithmetic Test) для второй ключевой стадии начальной школы Великобритании. Данный опыт может быть полезен для совершенствования всероссийских проверочных работ по математике в начальной школе России.

Ключевые слова: качество общего образования, всероссийская проверочная работа, тестирование в начальной школе, математические тесты, национальное тестирование в Великобритании.

Повышение качества общего образования является одним из стратегических направлений развития системы российского образования на современном этапе. Необходимость

© Зайцев В.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.