Научная статья на тему 'Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования'

Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синько Вячеслав Максимович, Петьков Валерий Анатольевич

В статье рассматриваются педагогические основы организации культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования. Дается характеристика сущности ее структуры, критериев эффективного функционирования и подходов к проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования»

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России"

ческих ценностей, подготовка к выполнению служебных обязанностей в войсках.

Литература

1. Бондаревская Е. В., Гукаленко О. В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании. Тирасполь, 2000. С. 19.

2. Костылев С. В. Психолого-педагогические условия эффективной организации процесса

формирования нравственно-патриотических ценностей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 11. С. 108-112.

3. Суворов А. В. Полковое учреждение. М., 1949. С. 168.

4. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. Т. 2. М., 1948. С. 29.

5. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994. С. 19.

S. V. KOSTYLEV. PRIOR DIRECTIONS OF SUPERVISING AND TEACHING STAFF'S ACTIVITY OF MILITARY COLLEGES

The main body of the article is given over to analyzing of supervising and teaching staffs activity in formation of moral-patriotic values of cadets in military colleges.

Key words: teaching staff, tolerance, moral-patriotic values.

В. М. синько, В. А. ПЕТЬКОВ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье рассматриваются педагогические основы организации культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования. Дается характеристика сущности ее структуры, критериев эффективного функционирования и подходов к проектированию.

Ключевые слова: культурно-воспитательная среда образовательного учреждения, уровень воспитанности учащихся.

Реформирование отечественной системы профессионального образования привело к тому, что наряду с положительными тенденциями - гуманизацией и демократизацией педагогических отношений - отмечаются и негативные: распространение бездуховности, разрушение привычных устоев и идеалов, социальная дезадаптация молодежи [1]. В этих условиях особую значимость приобретают социально-педагогические аспекты воспитания молодежи.

При анализе этого вопроса в рамках педагогической теории и практики можно сделать следующий вывод: педагогические коллективы этих учреждений часто используют старые формы и методы воспитательной работы; организация воспитания в учреждениях начального профессионального образования строится без опоры на ценности современной учащейся молодежи [2]. Таким образом, организация современного воспитания невозможна без использования педагогических принципов средового подхода, обеспечивающего гуманитарную направленность этого процесса, и культурологического подхода, реализующего культурную направленность. Комплексное использование этих подходов позволяет раскрыть педагогический потенциал культурно-воспитательной среды образовательного учреждения.

Культурно-воспитательная среда профессионально-технического училища представляет со-

бой пространство развития учащихся, вбирающее основные параметры их среды (отношения, ценности, символы, вещи, предметы), и включает в себя систему нравственных норм и взглядов, а также форм и методов организации образовательной деятельности, конечной целью которой является достижение высокого уровня воспитания.

Одним из перспективных направлений построения такой среды является педагогическое проектирование культурной и воспитательной деятельности учащихся. В качестве базового в нашем исследовании принято определение В. С. Безруковой, которая под педагогическим проектированием понимает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов и выделяет в нем три основных этапа:

- педагогическое моделирование (создание модели) - разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения;

- собственно педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшее планирование созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;

- педагогическое конструирование (создание конструкта) - прикладная детализация созданного проекта, приближающая его к процессу использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений [3].

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (31), 2009

Проектирование культурно-воспитательной среды в учреждениях начального профессионального образования основано на соблюдении ведущих принципов профессиональной школы (вариативности, регионализации, непрерывности образования, личностной ориентации, автономности и эффективности социального взаимодействия) и требует разработки теоретического и технологического обеспечения профессионального воспитания будущих специалистов. Данные принципы определяют методологию и психолого-педагогический характер направленности образовательного и воспитательного процесса, разработки и внедрения целевой программы. Их учет позволил соотнести педагогические идеи авторской концепции развития культурно-воспитательной среды профтехучилища со стратегией развития системы профессионального образования в Российской Федерации, определить роль и место культурно-воспитательной среды в воспитании учащихся.

При планировании опытно-экспериментальной работы (2002-2008 гг.) на базе профтехучилища № 58 г. Армавира всесторонне изучались особенности и структурные компоненты организации культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования, а также специфика профессионального воспитания учащихся. Разными формами исследования было охвачено около 1230 чел. Экспертами являлись 48 преподавателей профтехучилищ и руководителей производственных практик на предприятиях г. Армавира.

Мы руководствовались подходом к моделированию личностно ориентированного обучения и воспитания, предложенным Н. И. Алексеевым. Автор выстроил модель с опорой на уникальность и самобытность личности учащегося и на понятие «культурного акта», смысл которого заключается в самосоздании индивидуальности посредством самоутверждения в культуре [4]. Это позволило нам представить алгоритм разработки технологического обеспечения культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования как последовательность проектировочных операций: составление структурно-функциональной модели, построение технологии организации и мониторинг результатов образовательной деятельности.

Эта модель имеет многоуровневую структуру, включающую базовые, функционально-образующие, психолого-педагогические, субъектно-развивающие компоненты культурно-воспитательной среды, т. е. целостные конструкты, связанные в общей системе как горизонтально, так и вертикально. Каждый уровень включает в себя компоненты, раскрывающие интегративный характер культурно-воспитательной среды училища. Модель позволяет схематически представить, уточнить структуру, основные ее системные связи, функции, направления, способы организации культурно-воспитательной среды, пути дальнейшего ее совершенствования.

Технология организации культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования направлена на достижение целей общекультурного и профессионального развития. Алгоритм проектировочных действий включает в себя определенную последовательность этапов: предпроектный, формирование образа проектируемой среды, программирование и планирование проектной деятельности, реализация проекта, рефлексивный и постпроектный этапы.

Педагогический мониторинг является способом получения информации о результативности образовательной деятельности. Он включает отслеживание и анализ динамики развития культурно-воспитательной среды по базовым параметрам: содержательность, насыщенность и интенсивность, включенность и активность ее субъектов, целостность и управляемость, психологический комфорт, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность и устойчивость образовательной среды.

Обобщение исследовательских работ в области организации образовательных пространств начальной профессиональной школы позволило выявить группу факторов, влияющих на развитие среды личностно-профессионального становления учащихся: макрофакторы (региональное и муниципальное образовательное пространство); мезофакторы (инфраструктура учебно-профессионального комплекса образовательного учреждения); микрофакторы (готовность преподавателей к инновационной деятельности в культуросооб-разном образовательном пространстве, а также физическое окружение, персональное и межличностное пространство учащихся, программно-методическое обеспечение начальной профессиональной школы).

Выявленные факторы и трудности в организации профессионального воспитания и обучения при исследовании опыта работы профтехучилищ Краснодарского края послужили основой для создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешность развития культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования. Этот комплекс включает в себя:

- обеспечение ориентации образовательно-воспитательного процесса училища на развитие общекультурной и профессиональной воспитанности;

- разработку и реализацию программы общекультурного и профессионального воспитания учащихся;

- включение учащихся в деятельность, способствующую усвоению профессиональных, общекультурных и этнически обусловленных норм и традиций;

- оказание учащимся педагогической поддержки, обеспечивающей формирование установки на культурное и профессиональное самовоспитание и саморазвитие;

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России" ^

- совершенствование индивидуальных и коллективных форм воспитательной работы с учащимися;

- развитие проектно-организационной компетентности педагогического коллектива в воспитательной деятельности;

- сотрудничество и педагогическое взаимодействие училища с другими социальными институтами.

Анализ динамики критериев, показателей модальности образовательной среды и ее оценок за период эксперимента свидетельствует об имеющихся потенциальных возможностях совершенствования и перспективах развития образовательного процесса в профтехучилище.

Выполненное исследование дает основание считать, что полученный материал раскрывает некоторые аспекты проблемы проектирования культурно-воспитательной среды современного

учреждения начального профессионального образования. Оно перспективно для обогащения этнокультурным содержанием многоуровневой системы профессионального образования, выявления механизмов преемственности воспитательного процесса, выработки авторской модели и технологии в учреждениях различного типа.

Литература

1. Беляева А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995.

2. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М., 1998.

3. Безрукова В. С. Педагогика: Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. С. 334.

4. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). М., 2003.

M. SINKO, V. A. PETKOV. THE PROJECTING OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the pedagogical organizational base of the professional cultural and educational environment in the institution of primary vocational training. The description of its structure as well as the criteria of its effective functioning and approaches to the designing is given.

Key words: cultural environment of educational institution, level of students' breeding.

т. н. КУРИЦЫНА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Статья посвящена тенденциям формирования новых педагогически продуктивных технологий при обучении студентов-менеджеров. Автор особо подчеркивает необходимость ориентации на формирование профессиональных навыков в учебном процессе.

Ключевые слова: продуктивное обучение, педагогическая технология, принципы ценностной ориентации знаний.

Педагогика XXI века, подталкиваемая техно-логизацией и рыночными отношениями, выбирает в качестве приоритета ориентацию на технологичность в обучении. Сущность педагогической технологии как всеобъемлющего многостороннего явления определена Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям развития высшего образования. Потребности в определенном качестве образования требуют принципиально новых подходов к технологии обучения, особенно по таким сравнительно новым специальностям, как менеджмент.

Принципиально важным, как утверждает Э. М. Коротков [1], является переход от прежней схемы предметно-информационного типа образования к образованию профессионально-деловому, от образования констатирующего - к образованию опережающему и перспективному, от образования репродуктивного - к образованию креативному.

Процессы специальной подготовки должны при формировании необходимых навыков учитывать пути, готовящие выпускников вузов к эффективной профессиональной деятельности. В связи с этим возникает следующая проблема относительно технологии образования менеджеров: современный специалист должен быть способен разрабатывать стратегии поведения в различных рыночных ситуациях, уметь предвидеть и понимать поставленную перед ним задачу и составлять логичный план действий. Для этого необходимо практически осмысливать проблему, моделировать ситуации при помощи деловых игр, получать знания не только из уст преподавателя, а из совместной деятельности учебной группы, из постановки и анализа задач. Для менеджера крайне важны навыки принятия управленческих решений, поэтому столь актуальны в процессе обучения деловые игры, анализ кейсов, т. е. арсенал новых педтехнологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.