Научная статья на тему 'Принципы современных педагогических технологий при обучении студентов-менеджеров'

Принципы современных педагогических технологий при обучении студентов-менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курицына Татьяна Николаевна

Статья посвящена современным тенденциям при формировании новых педагогических продуктивных технологий в процессе обучения студентов-менеджеров. Автор обращает внимание на необходимость ориентации на формирование профессиональных навыков в процессе их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курицына Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы современных педагогических технологий при обучении студентов-менеджеров»

№ 2 (31), 2009

"Культурная жизнь Юга России" ^

- совершенствование индивидуальных и коллективных форм воспитательной работы с учащимися;

- развитие проектно-организационной компетентности педагогического коллектива в воспитательной деятельности;

- сотрудничество и педагогическое взаимодействие училища с другими социальными институтами.

Анализ динамики критериев, показателей модальности образовательной среды и ее оценок за период эксперимента свидетельствует об имеющихся потенциальных возможностях совершенствования и перспективах развития образовательного процесса в профтехучилище.

Выполненное исследование дает основание считать, что полученный материал раскрывает некоторые аспекты проблемы проектирования культурно-воспитательной среды современного

учреждения начального профессионального образования. Оно перспективно для обогащения этнокультурным содержанием многоуровневой системы профессионального образования, выявления механизмов преемственности воспитательного процесса, выработки авторской модели и технологии в учреждениях различного типа.

Литература

1. Беляева А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995.

2. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М., 1998.

3. Безрукова В. С. Педагогика: Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. С. 334.

4. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). М., 2003.

M. SINKO, V. A. PETKOV. THE PROJECTING OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the pedagogical organizational base of the professional cultural and educational environment in the institution of primary vocational training. The description of its structure as well as the criteria of its effective functioning and approaches to the designing is given.

Key words: cultural environment of educational institution, level of students' breeding.

т. н. КУРИЦЫНА

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ

Статья посвящена тенденциям формирования новых педагогически продуктивных технологий при обучении студентов-менеджеров. Автор особо подчеркивает необходимость ориентации на формирование профессиональных навыков в учебном процессе.

Ключевые слова: продуктивное обучение, педагогическая технология, принципы ценностной ориентации знаний.

Педагогика XXI века, подталкиваемая техно-логизацией и рыночными отношениями, выбирает в качестве приоритета ориентацию на технологичность в обучении. Сущность педагогической технологии как всеобъемлющего многостороннего явления определена Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологиям развития высшего образования. Потребности в определенном качестве образования требуют принципиально новых подходов к технологии обучения, особенно по таким сравнительно новым специальностям, как менеджмент.

Принципиально важным, как утверждает Э. М. Коротков [1], является переход от прежней схемы предметно-информационного типа образования к образованию профессионально-деловому, от образования констатирующего - к образованию опережающему и перспективному, от образования репродуктивного - к образованию креативному.

Процессы специальной подготовки должны при формировании необходимых навыков учитывать пути, готовящие выпускников вузов к эффективной профессиональной деятельности. В связи с этим возникает следующая проблема относительно технологии образования менеджеров: современный специалист должен быть способен разрабатывать стратегии поведения в различных рыночных ситуациях, уметь предвидеть и понимать поставленную перед ним задачу и составлять логичный план действий. Для этого необходимо практически осмысливать проблему, моделировать ситуации при помощи деловых игр, получать знания не только из уст преподавателя, а из совместной деятельности учебной группы, из постановки и анализа задач. Для менеджера крайне важны навыки принятия управленческих решений, поэтому столь актуальны в процессе обучения деловые игры, анализ кейсов, т. е. арсенал новых педтехнологий.

"Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (31), 2009

По существующим определениям, педагогическая технология - это комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству решением проблем, относящихся ко всем аспектам усвоения знаний.

Педтехнологии можно рассматривать и как ставящий своей задачей оптимизацию форм образования системный метод создания, применения и определения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий.

Организация технологий образования отражает потребность в интенсификации формирования профессионализма, использовании коммуникативных методов освоения профессии и социально-деловых отношений.

В связи с этим можно сформулировать ряд принципов построения современных технологий образования.

Принцип ценностной ориентации знаний предполагает стратегию обучения, при которой профессиональные знания формируются не при передаче информации, а при стимулировании интеллекта; они концептуально оформляются и преобразовываются в профессиональном сознании.

Принцип неформального образования способствует развитию индивидуальности и творческого мышления, предполагает не прямое интеллектуальное воздействие на студента, а опосредованное, через его интересы, способности и т. д.

Принцип коллективно-обучающей деятельности можно считать самым актуальным для специфики обучения менеджеров: он стимулирует развитие навыков сотрудничества в команде, умения ее формировать и следовать общекомандным установкам и целям.

Принцип регулирования качества образования предполагает контроль качества обучения и многокритериальную оценку особенностей формируемого профессионализма (характер знаний, тип мышления, личностные установки, обретение индивидуальности, творческий потенциал и др.).

В отечественной педагогике понятие «продуктивное обучение» появилось в 1993 году с момента создания академиком М. А. Башмаковым института продуктивного обучения.

Особенностью продуктивной педагогики является профессиональная направленность обучения. Главная новация этой разновидности технологий - усиление роли практики, а основная цель - увеличение времени активной тренировочной работы каждого студента. Как утверждает исследователь И. П. Подласый [2], в условиях высокой концентрации внимания и активности при большом объеме самостоятельных упражнений коэффициент усвоения может достигать 90% и более.

Выбор характера педтехнологии определяется структурой знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Поэтому сейчас приоритетными становятся технологии, которые формируют не только профессиональные знания, но и профессиональное мышление: умение видеть проблему, исследовать ее, выбирая оптимальное решение, и является признаком профессионализма. Особую роль в этом процессе играет управление качеством технологии образования, которое заключается в проектировании различных технологий за счет варьирования компонентов.

Литература

1. Короткое Э. М. Управление качеством образования. М., 2006. С. 176-179.

2. Подласый И. П. Педагогика. М., 2008. С. 263.

T. N. KURITSYNA. MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THE STUDENTS-MANAGERS

This article describes the tendencies of forming the new pedagogically productive technologies in teaching the students-managers. The author places an emphasis on the necessity of forming the professional skills in the study process.

Key words: productive teaching, pedagogical technology, principles of value system of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.