Научная статья на тему 'Проектирование коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении'

Проектирование коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекционно-развивающая среда / дошкольное образовательное учреждение / наблюдение / анкетирование / общее недоразвитие речи / сенсорное развитие / сенсорные эталоны / correctional and developmental environment / preschool educational institution / observation / questioning / general underdevelopment of speech / sensory development / sensory standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Федоровна Долгополова

В настоящее время заметно увеличилось количество речевых и сенсорных нарушений у детей, поэтому возникла необходимость в организации особого образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении — коррекционно-развивающей среды. Статья подготовлена на основе материалов изучения коррекционно-развивающей среды средней группы одного из ростовских детсадов. Автором проанализирован опыт организации коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, описаны её структурные блоки (пространственно-временной, эмоциональных отношений ребенка со взрослым и ребенка с другими детьми, смысловой). Результаты внедрения модели организации среды, ориентированной на коррек-цию сенсорных и речевых дефектов — положительная динамика в развитии сенсорной культуры детей среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, повышение компетентности родителей и педагогов в во-просах сенсорного воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a Correctional and Developmental Environment in a Preschool Educational Institution

Nowadays, the frequency of speech and sensory disorders in children has increased markedly. Therefore, there is a need to organize a special educational space in a preschool educational institution — a correctional and developmental environment. The article is based on the materials of the study of the correctional and developmental environment in the middle group at one of Rostov's kindergartens. The author analyses the experience of creating such an environment and describes its main components, including spatial-temporal aspects, emotional relationships between children and adults, and interactions between children. The results of the implementation of the model are positive dynamics in the level of development of sensory culture of children of middle preschool age with speech disorders, increasing the level of competence of parents and teachers regarding sensory education of children.

Текст научной работы на тему «Проектирование коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Молодой исследователь Дона. 2024;9(3): 75-78. elSSN 2500-1779

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 373

Проектирование коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Т.Ф. Долгополова

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Аннотация

В настоящее время заметно увеличилось количество речевых и сенсорных нарушений у детей, поэтому возникла необходимость в организации особого образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении — коррекционно-развивающей среды. Статья подготовлена на основе материалов изучения коррекционно-развивающей среды средней группы одного из ростовских детсадов. Автором проанализирован опыт организации коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, описаны её структурные блоки (пространственно-временной, эмоциональных отношений ребенка со взрослым и ребенка с другими детьми, смысловой). Результаты внедрения модели организации среды, ориентированной на коррекцию сенсорных и речевых дефектов — положительная динамика в развитии сенсорной культуры детей среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах сенсорного воспитания детей.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая среда, дошкольное образовательное учреждение, наблюдение, анкетирование, общее недоразвитие речи, сенсорное развитие, сенсорные эталоны

Для цитирования. Долгополова Т.Ф. Проектирование коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Молодой исследователь Дона. 2024;9(3):75-78.

Designing a Correctional and Developmental Environment in a Preschool Educational Institution

Tatyana F. Dolgopolova

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation Abstract

Nowadays, the frequency of speech and sensory disorders in children has increased markedly. Therefore, there is a need to organize a special educational space in a preschool educational institution — a correctional and developmental environment. The article is based on the materials of the study of the correctional and developmental environment in the middle group at one of Rostov's kindergartens. The author analyses the experience of creating such an environment and describes its main components, including spatial-temporal aspects, emotional relationships between children and adults, and interactions between children. The results of the implementation of the model are positive dynamics in the level of development of sensory culture of children of middle preschool age with speech disorders, increasing the level of ru competence of parents and teachers regarding sensory education of children. ^

rn

u

Keywords: correctional and developmental environment, preschool educational institution, observation, questioning, general underdevelopment of speech, sensory development, sensory standards ^

For citation. Dolgopolova TF. Designing a Correctional and Developmental Environment in a Preschool Educational £

ptt

Institution. Young Researcher of Don. 2024;9(3):75-78.

© Долгополова Т.Ф., 2024

Введение. Построение коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении в последнее время становится все более востребованным в связи с увлечением количества детей с нарушениями психофизического развития. На организацию такой среды нацеливают и требования Федерального государственного образовательного стандарта по обеспечению равных возможностей для полноценного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Трудности, возникающие в обучении и воспитании детей с нарушениями развития, рассматриваются многими исследователями, и они прежде всего отмечают особенности сенсорного развития ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Я. Рубенштейн, Е.А. Стребелева, Л.В. Кузнецова и др.) В ходе общения с дошкольниками 4-5 лет с речевыми расстройствами были выявлены следующие особенности: дети путают цвета, оттенки, в своей речи почти не используют слова, обозначающие величины, не выделяют составные части предмета, с трудом определяют их пространственное расположение, все это приводит к нарушениям восприятия целостного образа предмета. Анализ научной литературы в области психологии и педагогики (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, М. Монтессори и др.) свидетельствует о необходимости организации в дошкольном образовательном учреждении особого образовательного пространства — коррекционно-развивающей среды, позволяющей максимально активизировать и стимулировать нарушенные сенсорные функции у детей с речевыми нарушениями.

Цель данного исследования — разработать и внедрить в практику детского сада модель среды, ориентированную на коррекцию сенсорных и речевых дефектов у дошкольников.

Основная часть. Понятие «коррекционно-развивающая среда» широко используется в научной литературе и анализируется с различных позиций. По определению М.Н. Поляковой, коррекционно-развивающая среда — это «естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами» [1].

По мнению Н.В. Нищевой, развивающая среда должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими группами, что стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, чувства уверенности в себе [2].

Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс считают, что эстетически оформленная, содержательная, информативная, разнообразная, динамичная среда способствует формированию у детей эстетического восприятия окружающего мира, развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей [3]. В свою очередь, исследования Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной, В.И. Ляскало свидетельствуют о том, что одним из факторов неполноценного развития ребёнка является бедность среды, что впоследствии может привести к педагогической запущенности.

В представленном исследовании предпринята попытка изучить особенности разработанной в дошкольном образовательном учреждении коррекционно-развивающей среды. В эксперименте приняли участие педагоги (11 чел.) и родители детей средней группы (20 чел.). Исследование проводилось на основе метода наблюдения и опроса участников образовательных отношений. Среда оценивалась по показателям, заявленным в ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность. Для оценки использовалась четырёхбальная система: «0» — данный критерий не выполняется; «1» — критерий скорее не выполняется, чем выполняется; «2» — скорее выполняется, чем не выполняется; «3» — критерий выполняется.

Результаты эксперимента показали, что среда в ДОУ полностью соответствует показателям «насыщенность», «безопасность», но низкими баллами оценены другие показатели: «трансформируемость», «полифункциональность», «вариативность», «доступность».

Данные анкетирования, посвящённого оценке удовлетворённости родителей развивающей средой в группе, продемонстрировали, что 70 % родителей положительно оценивают среду, у 20 % родителей средний Й уровень удовлетворённости средой, ещё у 20 % — низкий уровень. В ответах родителей отмечено, что они Ц хотят видеть больше интересных развивающих игрушек, получать полезные рекомендации по организации о развивающей среды в домашних условиях. Обследование детей средней группы выявило недостаточный уровень сенсорного и речевого развития: испытуемые не смогли правильно назвать и показать цвета и их ^ оттенки, путали фигуры и не называли их, с трудом собирали четырёхсоставную матрешку и разрезную картинку. У дошкольников отмечено недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением фонетико-Л фонематического и лексико-грамматического компонентов речи, связное высказывание состоит из простых и нераспространённых предложений.

Молодой исследователь Дона. 2024;9(3): 75-78. еНЯМ 2500-1779

На основании полученных в исследовании данных можно сделать вывод, что одним из возможных путей решения выявленных проблем является внедрение в практику работы ДОУ модели коррекционно-развивающей среды. Цель проектирования коррекционно-развивающей среды: организация психолого-педагогических условий для коррекция сенсорных нарушений у детей 4-5 лет с речевыми дефектами. Данная цель конкретизуется в следующих задачах:

1) развитие у детей всех видов восприятия (слуховое, зрительное, тактильное);

2) организация развивающего пространства группы (оснащение новыми пособиями и дидактическими играми, проведение индивидуальных, групповых, открытых занятий и занятий-экспериментов);

3) просвещение родителей в вопросах сенсорного развития дошкольников (консультации, создание мастерской по изготовлению сенсорных пособий на базе дошкольного учреждения).

После изучения исследований о средовом подходе (Д.В. Ермолаева, И.Ю. Захарова и др.) автором статьи в ходе эксперимента были выделены следующие структурные блоки модели коррекционно-развивающей среды ДОУ:

- пространственно-временной;

- эмоциональных отношений ребенка со взрослым и ребенка с другими детьми;

- смысловой [4].

Пространственно-временной блок подразумевает определённую организацию пространства, состоящего из различных стимулов (разнообразие текстур поверхностей, звуков предметов), сенсорное наполнение среды с учётом индивидуальных особенностей детей. Данный блок включает в себя пространственное расположение объектов и субъектов относительно друг друга, зонирование пространства группы, а что касается временной организации, среда может различаться по насыщенности событиями и скорости смены действий (темп и последовательность событий). В рамках этого блока была организована специальная зона сенсорного развития в группе с определённым визуальным расписанием для каждого ребёнка, в ней находятся разнообразные игры для формирования представлений о цвете, величине, форме предметов.

Блок эмоциональных отношений ребенка со взрослым и ребенка с другими детьми включает в себя разнообразные типы эмоциональных отношений, возникающих в рамках коррекционных занятий. Данный блок модели предполагает проведение индивидуальных, групповых и открытых занятий с детьми по сенсорному развитию («Путешествие в страну Сенсорика»), игр-экспериментирований (окрашивание воды путём смешивания различных красок, изменение вкуса воды, игры со стеклом «Мир в цветном стекле», игры с увеличительными стёклами, игры со льдом, песком).

Смысловой блок предполагает изучение интересов, предпочтений, особенностей детей экспериментальной группы и внесение коррективов в коррекционно-развивающую среду с учётом полученной информации и имеющихся возможностей детского сада. В рамках данного блока с дошкольниками проводятся сенсорные маршруты на территории сада (проходя по нему, дети собирают природные материалы для изготовления аппликации и игр — сортировка, выкладывание по контуру), обследуют на ощупь предметы (кора деревьев, песок, трава, гравий), определяют их поверхность. Далее с воспитанниками изготавливаются поделки, аппликации из природного материала, организуются выставки детских работ для родителей.

По разработанной модели были проведены консультации с родителями дошкольников на темы: «Создание развивающей среды в семье для ребенка с нарушениями речи», «Развитие сенсорных способностей детей в семье», «Игры для сенсорного развития дошкольников». Создана мастерская на базе детского сада по совместному с родителями изготовлению сенсорных пособий («Разноцветное мороженое», «Геометрические лупы», «Разложи конфеты по вазам» (игра на липучках), «Тактильные ладошки»).

Заключение. Проведенное автором исследование позволяет сделать вывод о том, что результатами реализации модели коррекционно-развивающей среды ДОУ, направленной на развитие сенсорной культуры детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольного образовательного учреждения, являются правильно организованная коррекционно-развивающего среда в группе детского сада, оснащение уголков новыми пособиями и дидактическими играми, повышение уровня сенсорного и речевого разви- ^ тия воспитанников, просвещение родителей и педагогов в вопросах сенсорного воспитания детей среднего до- " школьного возраста с речевыми патологиями.

о

Список литературы

1. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации. Москва: Центр педагогического образования; 2008. 96 с.

2. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работ в младшей логопедической группе детского сада. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС; 2004. 119 с.

3. Комарова Т.С., О.Ю. Филлипс. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. Москва: Педагогическое общество России; 2005. 128 с.

4. Ермолаев Д.В., Захарова И.Ю. Средовой подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Научно-практический сборник. 2006;5:9-33.

Об авторе:

Татьяна Федоровна Долгополова, магистрант кафедры дефектологии и инклюзивного образования Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), tdol9opolova@yandex. ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. About the Author:

Tatyana F. Dolgopolova, Master's Degree Student of the Department of Defectology and Inclusive Education, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), tdol9opolova@yandex.ru

Conflict of interest statement: the author does not have any conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

u o

ptt th

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.