Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ'

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ВОСПРИЯТИЕ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Д.О., Гонина О.О.

Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения особенностей коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, по итогам которого сделан вывод о том, что коррекционно-развивающие занятия с использованием методических приемов, направленных на развитие зрительного и тактильно-двигательного восприятия, формирование сенсорных эталонов и ориентировки в свойствах предметов, способствуют коррекции сенсорной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Приводятся примеры игр и заданий для проведения целенаправленной и систематической коррекционной работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Д.О., Гонина О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF SENSOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

The results of an empirical study are presented in order to study the features of the correction of sensory development of preschool children with general underdevelopment of speech, as a result of which it was concluded that correctional and developmental classes using methodological techniques aimed at developing visual and tactile-motor perception, the formation of sensory standards and orientation in the properties of objects, contribute to the correction of the sensory sphere of preschool children with speech disorders. Examples of games and tasks are given for conducting purposeful and systematic corrective work on the sensory development of preschool children with general speech underdevelopment of the third level.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ»

УДК 376

Ананьева Дарья Олеговна,

студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

e-mail: doananeva@edu.tversu.ru Гонина Ольга Олеговна,

к.пс.н., зав.базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

e-mail: olg1015@yandex.ru

КОРРЕКЦИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения особенностей коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, по итогам которого сделан вывод о том, что коррекционно-развивающие занятия с использованием методических приемов, направленных на развитие зрительного и тактильно-двигательного восприятия, формирование сенсорных эталонов и ориентировки в свойствах предметов, способствуют коррекции сенсорной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Приводятся примеры игр и заданий для проведения целенаправленной и систематической коррекционной работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, восприятие, сенсорное развитие.

Ananyeva Darya Olegovna,

student of the Tver State University, Tver

e-mail: doananeva@edu.tversu.ru Gonina Olga Olegovna,

candidate of Ps.n., head.the basic department of psychological and pedagogical

support of educational practice Tver State University,

Tver

e-mail: olg1015@yandex.ru

CORRECTION OF SENSOR DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDEVELOPMENT OF THE

THIRD LEVEL

The results of an empirical study are presented in order to study the features of the correction of sensory development of preschool children with general underdevelopment of speech, as a result of which it was concluded that correctional and developmental classes using methodological techniques aimed at developing visual and tactile-motor perception, the formation of sensory standards and orientation in the properties of objects, contribute to the correction of the sensory sphere of preschool children with speech disorders. Examples of games and tasks are given for conducting purposeful and systematic corrective work on the sensory development of preschool children with general speech underdevelopment of the third level.

Keywords: preschool age, general underdevelopment of speech, perception, sensory development.

Актуальность проблемы сенсорного развития детей дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи обусловлена значимостью сенсорной

сферы как фундамента общего развития ребенка с речевым нарушением, Кроме

того сенсорно-перцептивные функции необходимы для успешного обучения в

школе и для последующей трудовой деятельности. Необходимость коррекции

сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР)

обусловливает в теории и практике специального образования задачу

разработки и использования наиболее эффективных средств и методов

организации целенаправленной коррекционной работы. Известно, что у многих

детей с ОНР темп восприятия снижен, сужен его объем; недостаточна точность

восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), поэтому

эталонные представления не формируются своевременно; сенсорный опыт

долго не закрепляется и не обобщается в слове. Затруднена ориентировочно-

исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и

качеств предметов. Называя основные цвета, дети с ОНР затрудняются в

названиях промежуточных цветовых оттенков. Не используют слова,

обозначающие величины («длинный - короткий», «широкий - узкий»,

«высокий - низкий» и т. д., а пользуются общеупотребительными словами

«большой - маленький». Из-за слабости анализирующего восприятия дети с

ОНР затрудняются в выделении основных составных частей предмета,

определении их пространственного взаимного расположения, что приводит к

2

замедленному восприятию целостного образа предмета. Зрительное восприятие в течение длительного времени остается на более низком уровне, чем у их нормально развивающихся сверстников. Слуховое восприятие характеризуется нарушением слухового внимания, трудности дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. В реализации задачи по перцептивному действию дети с ОНР чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону, что приводит к нарушению восприятия целостного образа предмета.

Исследование с целью изучения особенностей коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОНР проводилось на базе ГБДОУ детский сад №12 Приморского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в количестве 6 человек.

Эмпирическое исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для изучения особенностей сенсорного развития у детей дошкольного возраста с нарушениями речи использовалась методика, предложенная Стребелевой Е.А. [3] Диагностика состояла из следующих пунктов:

1. Включение в ряд, цель которого - выявление уровня развития зрительной ориентировки на величину.

2. Коробка форм, цель которого - проверка уровня развития зрительной ориентировки на форму.

3. Построй из палочек (лесенка). Цель - выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

4. Сложи разрезную картинку (из четырех частей) - выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке

5. Сгруппируй картинки (по цвету и форме). Цель - проверка уровня развития зрительной ориентировки на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу.

Из полученных данных на констатирующем этапе исследования мы выяснили, что наиболее сформировано у детей с общим недоразвитием речи зрительное восприятие цвета и формы, наименее сформированы конструктивные способности и возможности группировок предметов по различным параметрам. При сравнении дети чаще пользовались практическим примериванием или целенаправленными пробами, зрительное соотнесение применялось ими очень редко (при использовании знакомых предметов (форм), таких как круг, квадрат, шар, куб.

На формирующем этапе исследования для коррекции сенсорного развития нами была разработана и проведена серия коррекционных занятий с использованием методических рекомендаций Венгер Л.А., Башаевой Т.В.[1;2], направленных на: развитие зрительного, тактильно-двигательного восприятия; формирование сенсорных эталонов; формирование ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов. Для коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи использовались словесные методы (объяснение, беседа), наглядные методы (демонстрация моделей фигур, предметов или их изображений и наблюдение), практические методы (аппликация, моделирование геометрических фигур из различных материалов, конструирование, элементарный опыт, обследование и сравнение предметов), игровой метод. Ниже приведены некоторые примеры заданий, которые были направлены на:

- коррекцию зрительного, тактильно-двигательного восприятия;

- формирование сенсорных эталонов и формирование соответствующего сенсорным эталонам словаря, обозначающего цвета, величину, форму;

- формирование ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов.

Одним из приёмов, применяемых для коррекции зрительного, тактильно-двигательного восприятия, является приём сравнения, направленный на

установление различия и сходства по различным критериям (цвету, форме, наличию, расположению). При этом использовали такие задания, как:

- «Найди отличия двух картинок»;

- сравнение геометрических фигур с натуральными предметами, имеющими форму, близкую к геометрической. Например, игра «Геометрическое лото», в которой дети учились сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Детям раздавались карточки с геометрическими образцами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), затем по указанию педагога дети подбирали к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, картина), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, флаг).

- сравнение путём наложения, приложения и зрительного соотнесения, например, в заданиях на сравнение величин (высоты, ширины). Это такие задания, как «Найди одинаковые по высоте палочки»; «Наложенные фигуры»; подбор предмета по заданной мерке, например, игра «Новогодние ёлочки»: детям нужно сравнить высоту ёлочки с предложенной меркой, и в зависимости от результатов сравнения, группировать ёлочки.

- группировка предметов по определённому признаку (например, геометрической форме), независимо от других его признаков (цвета, величины). Например, упражнение «Подбери по форме»: детям демонстрировалось по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм и раздавались карточки с контурами геометрических фигур - по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета. Далее дошкольникам предлагалось раскладывать фигуры по форме, не обращая внимания на цвет. «Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагал

обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

5

Для развития точности опознания использовались упражнения по

зрительно-осязательному переносу. Например, игра «Чудесный мешочек»: для

игры требуются два комплекта одинаковых фигур, в одном из которых фигуры

должны быть вырезаны из толстого материала (оргстекла, фанеры), в другом -

из тонкого (картона). Задача игры заключается в том, чтобы безошибочно

отыскать в мешочке на ощупь оба экземпляра фигуры, указанной на рисунке

или предварительно показанной ребенку, а позднее только по названию формы

Формированию ориентировочно-исследовательской деятельности,

направленной на исследование свойств и качеств предметов способствует

овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания,

обведения по контуру, ощупывания, сопоставления элементов фигур и др.

Также коррекции зрительного, тактильно-двигательного восприятия

способствовали задания на восприятие и воспроизведение целостного

предмета: «Найди по описанию», «Собери разрезанную фигуру (картинку)»,

«Дорисуй игрушку», «Незаконченные картинки», конструирование и

моделирование фигур из мозаики, объёмных геометрических фигур,

природного и подручного материала.

Формирование представлений о величине предметов также способствует

коррекции зрительного, тактильно-двигательного восприятия, слухового

восприятия. Наряду с приёмами сравнения путём наложения, приложения и

зрительного соотнесения, формированию представлений о величине предметов

способствует выстраивание сериационных рядов из убывающих

(возрастающих) по величине фигур. Например, «Построй лесенку», которую

дети конструировали как из плоских, так и из объёмных фигур; «Нарисуй

орнамент из палочек разной высоты по образцу. Придумай свой орнамент».

Выделение свойств цвета является неотъемлемым компонентом при

коррекции сенсорного развития и способствует как развитию зрительного

восприятия, формированию сенсорных эталонов, а также при этом

формируется ориентировочно-исследовательская деятельность у детей, которая

направлена на исследование свойств и качеств предметов. При этом

6

развивается функция цветовосприятия. Для этого дети учатся сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания и создавать их по собственному замыслу. Например, для формирования у детей представления о разных оттенках цвета по светлоте дети сами учились получать оттенки цвета, смешивая воду с красками. При этом словарь детей пополнялся такими словами, как «светлый», «темный», «светлее», «темнее», «оттенок».

Также развитию цветовосприятия способствует изобразительная деятельность, аппликация - дети учатся выделять основные цвета, подбирать к ним оттенки, называть их; дифференцировать похожие цвета. Например, аппликация «Праздничный салют», в ходе выполнения которой дошкольники с опорой на демонстрационный материал на листах бумаги из наборов кружков четырех-пяти светлотных оттенков красного, зеленого, фиолетового цветов выполняли аппликацию от самых тёмных к светлым оттенкам.

После проведения коррекционной работы нами было проведено повторное изучение особенностей сенсорного развития у детей дошкольного возраста с нарушениями речи с применением той же методики. Данные по всем диагностируемым критериям увеличились у всех детей, что говорит о том, что после проведения формирующего этапа исследования наблюдается положительная динамика по количественным и качественным критериям: дети стали более уверенно определять как цвет и его оттенки, так и форму, и величину предметов; у всех детей увеличились показатели оценки конструктивных способностей и возможностей различных группировок предметов; дети стали чаще и увереннее использовать зрительное соотнесение при сравнении и группировке предметов, практическое примеривание большинством детей использовалось минимально по сравнению с диагностикой на констатирующем этапе исследования.

Сравнив результаты контрольного и констатирующего этапа, мы пришли к выводу, что благодаря специально организованной коррекционной работе

наблюдается положительная динамика в коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Представим полученные данные на графике (рисунок 1), где отражены в процентном соотношении изменения успешности ответов на 2, 3 и 4 балла.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Включение в ряд

Коробка форм

2 балла

Построй из палочек

3 балла ■

Сложи разрезную картинку

4 балла

Сгруппируй картинки

Рис. 1. График изменения процентного соотношения результатов диагностики сенсорного развития на констатирующем и контрольном

этапах

На графиках рисунка 1 можно отметить, что при проведении повторной

диагностики сенсорного развития на контрольном этапе исследования при

выполнении детьми всех пунктов диагностики отмечается положительная

динамика: уменьшается количество ответов с низкими баллами (2), которые

являются показателями низкого уровня сенсорного развития, а растёт число

ответов с более высокими баллами.

Качественный и количественный анализ результатов контрольной

диагностики свидетельствует о том, что коррекционно-развивающие занятия с

8

использованием методических приемов, направленных на развитие зрительного и тактильно-двигательного восприятия, формирование сенсорных эталонов и ориентировки в свойствах предметов, способствуют коррекции сенсорной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Список литературы

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 237 с.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер. М. : Просвещение,1988. 144 с.

3. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева. М. : Просвещение, 2004. 164 с.

References

1. Bashaeva T.V. Razvitie vospriyatiya. Deti 3-7 let. - YAroslavl': Akademiya razvitiya, 2001. - 237 p.

2. Venger L.A. Vospitanie sensornoj kultury rebyonka. L.A. Venger. M. : Prosveshchenie,1988. 144 p.

3. Strebeleva E.A. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej rannego i doshkolnogo vozrasta: metodicheskoe posobie: s prilozheniem alboma «Naglyadnyj material dlya obsledovaniya detej». E.A. Strebeleva. M.: Prosveshchenie, 2004. 164 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.