УДК 376
Ананьева Дарья Олеговна,
студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь
e-mail: [email protected] Гонина Ольга Олеговна,
к.пс.н., зав.базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Представлены результаты эмпирического исследования с целью изучения особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи, по итогам которого сделан вывод о том, что для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны несформированность представлений о цвете, недостаточная точность представлений о форме, сниженный объем представлений о величине, сложности тактильного обследования предметов, трудности целостного образа предметов. Предложены рекомендации по организации целенаправленной и систематической коррекционной работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Ключевые слова: дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, восприятие, сенсорное развитие.
Ananyeva Darya Olegovna,
student of the Tver State University, Tver
e-mail: [email protected] Gonina Olga Olegovna,
candidate of Ps.n., head.the basic department of psychological and pedagogical
support of educational practice Tver State University,
Tver
e-mail: [email protected]
FEATURES OF SENSORY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
WITH SPEECH DISORDERS
The results of an empirical study aimed at studying the features of sensory development of preschool children with speech disorders are presented, which concluded that for preschoolers with general speech underdevelopment, unformed ideas about color, insufficient accuracy of ideas about shape, reduced volume of ideas
about size, complexity of tactile examination of objects, difficulties of a holistic image of objects are characteristic. Recommendations on the organization of purposeful and systematic correctional work on the sensory development of preschool children with speech disorders are proposed.
Keywords: preschool age, general underdevelopment of speech, perception, sensory development.
Одной из важнейших аспектов коррекционной педагогики является проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами. Сенсорное развитие составляет основу общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. Актуальность настоящего исследования несомненна. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в дошкольном образовательном учреждении и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Следовательно, проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи приобретает все большее значение.
Исследование с целью изучения особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи проводилось на базе МАДОУ № 3 «Лучик» города Дубны Московской области. В исследовании приняли участие 10 детей дошкольного возраста с заключением ПМПК «ОНР, III уровень речевого развития».
Цель исследования - изучение состояния сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:
- подбор методик исследования особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
- диагностика особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи по описанной методике;
- анализ результатов исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
- составление серии игр и упражнений для сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи с учетом характера выявленных нарушений.
Для исследования были использованы следующие методики диагностики сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи:
1. Методика «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер) [2].
2. Методика «Разбери и сложи матрёшку» (Е.А. Стребелева) [6].
3. Методика «Сложи пазл» (Е.А. Стребелева) [6].
4. Методика «Собери цветок» (М.И. Земцова) [3].
5. Методика «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (М.И. Земцовой) [3].
Полученные диагностические данные были систематизированы, проведен количественный и качественный анализ результатов исследования сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В ходе проведения первой методики «Группировка игрушек» нами были
получены следующие результаты. 40 % дошкольников (Артем Ф., Игорь Ж.,
Лева Щ., Сережа Щ.) не всегда ориентировались на форму предмета, им было
трудно соотнести объемную фигуру с плоскостным изображением. Еще 40 %
детей (Ваня Б., Илья Г., Кирилл С., Нина К.) хотя выслушали задание логопеда
достаточно внимательно, но при выполнении не старались ориентироваться на
образец. У этих детей наблюдается неадекватное восприятие формы предметов,
3
они испытывали затруднения при определении формы и раскладывали игрушки без учета основного принципа. Для 20 % испытуемых (Даня С., Настя Р.) характерно невозможность выполнения задания.
В ходе проведения второй методики «Разбери и сложи матрёшку» нами были получены следующие результаты. Задание вызвало трудности у 10 % детей (Сережа Щ.). Этот ребенок продемонстрировал заинтересованность и умение сравнивать детали матрешки, но ему часто требовалась предварительная помощь и объяснение взрослого. Большинство дошкольников (70 %) выполняли задание хаотично (Артем Ф., Илья Г., Нина К.) и не сумели правильно соотнести детали матрешки (Даня С., Настя Р.), Игорь Ж., Лева Щ. нуждались в объяснении и постоянной поддержке логопеда. У 20 % детей отмечались отказы от выполнения задания (Ваня Б., Кирилл С.).
В ходе проведения третьей методики «Сложи пазл» нами были получены следующие результаты. 30 % детей (Артем Ф., Игорь Ж., Лева Щ.) увлеченно пытались соединить части в целую картинку, но самостоятельно не всегда у них получалось это выполнить. Дошкольники были заинтересованы в результате своей деятельности. Однако, 70 % испытуемых (Ваня Б., Илья Г., Кирилл С., Настя Р.) принимали задание, но не понимали, что части надо соединить в целое. Даня С., Нина К., Сережа Щ. клали части одну на другую, но стремились получить результат, после повторного обучения.
В ходе проведения четвертой методики «Собери цветок» нами были
получены следующие результаты. 20 % детей (Лева Щ., Сережа Щ.) имели
представление об основных цветах, способны достаточно адекватно выполнить
задание по подбору цветов по образцу. 50 % испытуемых (Артем Ф., Игорь Ж.,
Илья Г., Кирилл С., Настя Р.) смогли правильно выполнить задание, но
допустили ошибки, называя цвета лепестков. Характер ошибок может быть
разным: перепутали названия некоторых лепестков, не смогли назвать один
цвет правильно из-за незнания соответствующего слова. Тем не менее, 30 %
детей (Ваня Б., Даня С., Нина К. ) продемонстрировали низкий уровень умений
складывать цветок в соответствии с образцом, выполняя задание вместе со
4
взрослым, не высказывая желания перейти к самостоятельному выполнению задания.
В ходе проведения пятой методики «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» нами были получены следующие результаты. 10 % детей (Игорь Ж.) выполняли задания методом перебора вариантов и после обучения переходили к самостоятельному выполнению задания. Многие дошкольники (70 %: Артем Ф., Ваня Б., Даня С., Илья Г., Лева Щ., Нина К., Сережа Щ.) стремились обследовать предметы, но после обучения не переходили к самостоятельному способу действия и безразличны к результату своей деятельности. 20 % дошкольников (Кирилл С., Настя Р.) не понимали задание, не стремились его выполнить, после обучения не переходили на адекватные способы действия. Это связано с неразвитостью у данных детей речи и невозможностью описать предлагаемые предметы, а так же со скудным опытом тактильных ощущений в процессе их развития.
Обощая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи недостаточный уровень сенсорного развития. У них обнаруживалось несформированность представлений о цвете, недостаточная точность представлений о форме, сниженный объем представлений о величине, сложности тактильного обследования предметов, трудности целостного образа предметов. Полученные результаты говорят о необходимости проведения целенаправленной и систематической коррекционной работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В качестве средства сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи мы выбрали игровые упражения, так как благодаря занимательности действий они способствовуют овладению знаниями, навыками и умениями, усиливают потенциальные познавательные возможности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Для составления серии игр и упражнений для сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи мы использовали методические
рекомендации следующих авторов: Н.Ю. Боряковой, А.В. Соболевой [1], Т.Н. Моторная [4], С.В. Павлова [5], Т.В. Шаерман [7].
Коррекционная работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи состоит из следующих этапов:
- зрительное обследование натурального предмета или его заместителя (игрушки);
- формирование умения узнавать и называть предмет по его плоскостному цветному, силуэтному и контурному изображению;
- развитие умения составлять предмет из его составных частей в единое целое;
- формирование умения составлять предмет из геометрических фигур;
- совершенствование умения находить заданный предмет в окружающей обстановке.
Организация игровых упражнений по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи осуществляется в трех основных онаправлениях: подготовка к проведению игрового упражнения, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению игрового упражнения входят:
- отбор игры в соответствии с задачами;
- установление соответствия отобранной игрового упражнения программным требованиям воспитания и обучения детей определенной ос возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игрового упражнения;
- выбор места игрового упражнения, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для игрового упражнения;
- подготовка к игровому упражнению самого педагога: он одолжен изучить и осмыслить весь ход игрового упражнения, свое о место, методы руководства.
Проведение игровых упражнений по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи составляет 10-20 минут. Количество участников - 4-5 человек в возрасте 5-6 лет. Частота встреч - два раза в неделю. Эти игровые упражнения проводятся в первую половину дня.
Работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушениями речи проводится по следующим направлениям:
- развитие представлений о цвете;
- развитие представлений о форме;
- развитие представлений о величине;
- развитие навыков тактильного обследования предметов;
- развитие целостного образа предметов.
По направлению № 1 «Развитие представлений о цвете» можно привести в качстве примера игровое упражнение «Найди цветок для бабочки». Педагог расставляет на наборном полотне цветы четырех цветов и показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы - сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают, бабочку не видно - она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы и выполняют задание. У каждого ребенка вначале по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается. В конце занятия педагог подводит итог, называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на желтый цветок, синяя бабочка села на синий цветок и т.д. они спрятались, их не видно»
По направлению № 2 «Развитие представлений о форме» можно привести
в качестве примера игровое упражнение «Почтовый ящик». Педагог ставит
перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом
выкладывает объемные фигуры так, что бы основание каждой фигуры,
7
соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигуру к прорези, проворачивая нужной стороной.
По направлению № 3 «Развитие представлений о величине» можно привести в качестве примера игровое упражнение «Шарик в коробке». Педагог ставит на стол коробку, кладет около нее шарики и говорят детям, что сейчас дети узнают, какой шарик спрячет в этом домике. Вызывает одного и предлагает протолкнуть в отверстие шарик. Ребенок самостоятельно путем проб выполняет задание. Когда маленькие шарики спрячутся в домике, педагог обращает внимание детей, что отверстие в коробке маленькое, только для маленьких предметов. На подносе остались большие шарики.
По направлению № 4 «Развитие навыков тактильного обследования предметов» можно привести в качестве примера игровое упражнение «Поймай киску». Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика.
По направлению № 4 «Развитие целостного образа предметов» можно привести в качестве примера игровое упражнение «Найди пару». Перед началом игры подберите пары одинаковых игрушек - 2 мяча, 2 кубика и др. Дайте ребенку по одной игрушке из пары, остальные игрушки положите на другом конце стола. Попросите ребенка подобрать для каждой игрушки пару. Инструкция: «Найди такую же». После того, как пара найдена - игрушки обыгрываются - строим башенку из кубиков и т.д.
Таким образом, в рамках работы по сенсорному развитию детей
дошкольного возраста с нарушениями речи используют различные игровые
упражнения. Это позволяет детям овладеть умениями узнавать и называть
предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно
соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов
8
окружающего мира, изученных в рамках лексических тем. Значение коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; является основой для развития воображения; развивает внимание; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Список литературы
1. Борякова Н.Ю. Сенсорное воспитание в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 2. С. 199-205.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер. М. : Просвещение,1988. 144 с.
3. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности / М.И. Земцова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1956. -420 с.
4. Моторная Т.Н. Развитие сенсорного восприятия у детей с ТНР в условиях инклюзивного образования / Т.Н. Моторная // Дошкольная педагогика. 2020. № 1 (156). С. 55-56.
5. Павлова С.В. Опыт работы педагога-психолога по развитию сенсорной и моторной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи в детском саду / С.В. Павлова // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 644649.
6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие: с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е.А. Стребелева. М. : Просвещение, 2004. 164 с.
7. Шаерман Т.В. Комплексный подход к сенсорному воспитанию
детей дошкольного возраста с нарушениями развития / Т.В. Шаерман //
9
Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. материалы научно-практического семинара. Под редакцией: Г.С. Чесноковой, И.А. Федорченко; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет. 2015. С. 178-180.
References
1. Boryakova N.YU. Sensornoe vospitanie v sisteme pedagogicheskoj pomoshchi detyam s narusheniyami rechevogo razvitiya. N.YU. Boryakova, A.V. Soboleva. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2014. № 2. P. 199-205.
2. Venger L.A. Vospitanie sensornoj kultury rebyonka. L.A. Venger. M. : Prosveshchenie,1988. 144 p.
3. Zemcova M.I. Puti kompensacii slepoty v processe poznavatelnoj i trudovoj deyatel'nosti. M.I. Zemcova. M.: Iz-vo APN RSFSR, 1956. 420 p.
4. Motornaya T.N. Razvitie sensornogo vospriyatiya u detej s TNR v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. T.N. Motornaya. Doshkolnaya pedagogika. 2020. № 1 (156). P. 55-56.
5. Pavlova S.V. Opyt raboty pedagoga-psihologa po razvitiyu sensornoj i motornoj sfery detej s tyazhelymi narusheniyami rechi v detskom sadu. S.V. Pavlova. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2015. № 1 (6). P. 644-649.
6. Strebeleva E.A. Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detej rannego i doshkolnogo vozrasta: metodicheskoe posobie: s prilozheniem alboma «Naglyadnyj material dlya obsledovaniya detej». E.A. Strebeleva. M.: Prosveshchenie, 2004. 164 p.
7. SHaerman T.V. Kompleksnyj podhod k sensornomu vospitaniyu detej doshkolnogo vozrasta s narusheniyami razvitiya. T.V. SHaerman. Sovremennye napravleniya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detstva. materialy nauchno-prakticheskogo seminara. Pod redakciej: G.S. CHesnokovoj, I.A. Fedorchenko; Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF, Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. 2015. P. 178-180.