Научная статья на тему 'Проектирование фонда оценочных средств по дисциплине основной образовательной программы высшего образования направления подготовки 44. 01. 03 Педагогическое образование профиль "физическая культура"'

Проектирование фонда оценочных средств по дисциплине основной образовательной программы высшего образования направления подготовки 44. 01. 03 Педагогическое образование профиль "физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СПОРТИВНЫЕ ТРЕНИРОВКИ / ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / HIGHER EDUCATION QUALITY / CERTIFICATION / ACADEMIC SUBJECT / SPORTS TRAINING / ASSESSMENT TOOLS / LEARNING OUTCOMES / TEST OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронкина Светлана Александровна

Современный образовательный процесс высшей школы требует быстрого и качественного усвоения студентами научных знаний, воспитания нравственной, этической, ответственной личности, способной реализовать эти знания в будущей профессии. В связи с этим актуальным становится вопрос оценки качества освоения знаний студентами. В статье на примере учебной дисциплины «Основы спортивной тренировки» по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» раскрывается содержание методов оценки результативности освоения студентами знаниями по учебной дисциплине. Основной целью данной статьи является освещение ряда положений о формировании фонда оценочных средств по учебной дисциплине в системе высшего образования, наиболее важной стороной которого является умение преподавателя осуществлять разработку практического материала, позволяющего оценить степень освоения обучающимися содержания дисциплины и соответствия требованиям к профессиональной подготовке бакалавра. Автором статьи проанализированы документы, регламентирующие процедуру разработки фонда оценочных средств, выявлены методы, необходимые для эффективного построения содержания дисциплины. Приводятся примеры практического построения и использования в учебном процессе студентов Сахалинского государственного университета методов оценивания результатов освоения знаний по учебной дисциплине, созданных с использованием фонда оценочных средств, раскрывающих и учитывающих специфику учебной дисциплины. Раскрывая содержание дисциплины, по которой ведется обучение будущих бакалавров в сфере физической культуры и спорта, автор приходит к выводу о том, что образовательный процесс с использованием фонда оценочных средств способствует всестороннему погружению обучающихся в теоретический и практический материалы дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронкина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF STUDENT ASSESSMENT SYSTEM FOR THE BASIC ACADEMIC SUBJECT "PHYSICAL TRAINING" IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

The modern higher education process demands fast and high quality acquisition of scientific knowledge, education of a moral, ethical and responsible personality capable to realize the knowledge obtained in the future professional activity. In this regard, the question of evaluation and assessment of the quality of knowledge acquisition by the students becomes quite urgent. The article reveals the content of the methods of assessment of the students’ effectiveness of knowledge acquisition on the example of the academic discipline «Sport Training Basics» in the profile «Physical Training» of the education area 44.03.01 «Pedagogical Education». The main aim of the given article consists in highlighting a number of provisions about the formation of assessment means package in an academic subject in the system of higher education, the most important aspect of which is the teacher’s ability to design practical material allowing assessment of the level of acquisition of the content of the discipline by the students, and the correspondence to the requirements to the professional training of a bachelor. The author of the article has analyzed the documentation regulating the procedure of assessment means package design, and has determined the methods necessary for efficient construction of the discipline content. The article contains examples of practical application of practical design and use of the methods of assessment of knowledge acquisition in the academic subject revealing and reflecting the specificity of the given discipline in the academic process of the Sakhalin State University. Describing the content of the discipline studied by the future bachelors in the sphere of physical culture and sport, the author comes to the conclusion that the educational process using a student assessment system package facilitates deeper immersion of the students in the theoretical and practical material of the discipline.

Текст научной работы на тему «Проектирование фонда оценочных средств по дисциплине основной образовательной программы высшего образования направления подготовки 44. 01. 03 Педагогическое образование профиль "физическая культура"»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 378.146

ББК Ч448.902.8 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Пронкина Светлана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта, Сахалинский государственный университет; 693008; г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 296; e-mail: [email protected].

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 44.01.03 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество высшего образования; текущая аттестация; учебные дисциплины; спортивные тренировки; фонды оценочных средств; результаты обучения; проверка знаний.

АННОТАЦИЯ. Современный образовательный процесс высшей школы требует быстрого и качественного усвоения студентами научных знаний, воспитания нравственной, этической, ответственной личности, способной реализовать эти знания в будущей профессии. В связи с этим актуальным становится вопрос оценки качества освоения знаний студентами. В статье на примере учебной дисциплины «Основы спортивной тренировки» по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» раскрывается содержание методов оценки результативности освоения студентами знаниями по учебной дисциплине.

Основной целью данной статьи является освещение ряда положений о формировании фонда оценочных средств по учебной дисциплине в системе высшего образования, наиболее важной стороной которого является умение преподавателя осуществлять разработку практического материала, позволяющего оценить степень освоения обучающимися содержания дисциплины и соответствия требованиям к профессиональной подготовке бакалавра. Автором статьи проанализированы документы, регламентирующие процедуру разработки фонда оценочных средств, выявлены методы, необходимые для эффективного построения содержания дисциплины.

Приводятся примеры практического построения и использования в учебном процессе студентов Сахалинского государственного университета методов оценивания результатов освоения знаний по учебной дисциплине, созданных с использованием фонда оценочных средств, раскрывающих и учитывающих специфику учебной дисциплины. Раскрывая содержание дисциплины, по которой ведется обучение будущих бакалавров в сфере физической культуры и спорта, автор приходит к выводу о том, что образовательный процесс с использованием фонда оценочных средств способствует всестороннему погружению обучающихся в теоретический и практический материалы дисциплины.

Pronkina Svetlana Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Physical Training and Sport, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia.

DESIGN OF STUDENT ASSESSMENT SYSTEM FOR THE BASIC ACADEMIC SUBJECT «PHYSICAL TRAINING» IN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

KEYWORDS: higher education quality; certification; academic subject; sports training; assessment tools; learning outcomes; test of knowledge.

ABSTRACT. The modern higher education process demands fast and high quality acquisition of scientific knowledge, education of a moral, ethical and responsible personality capable to realize the knowledge obtained in the future professional activity. In this regard, the question of evaluation and assessment of the quality of knowledge acquisition by the students becomes quite urgent. The article reveals the content of the methods of assessment of the students' effectiveness of knowledge acquisition on the example of the academic discipline «Sport Training Basics» in the profile «Physical Training» of the education area 44.03.01 «Pedagogical Education».

The main aim of the given article consists in highlighting a number of provisions about the formation of assessment means package in an academic subject in the system of higher education, the most important aspect of which is the teacher's ability to design practical material allowing assessment of the level of acquisition of the content of the discipline by the students, and the correspondence to the requirements to the professional training of a bachelor. The author of the article has analyzed the documentation regulating the procedure of assessment means package design, and has determined the methods necessary for efficient construction of the discipline content.

The article contains examples of practical application of practical design and use of the methods of assessment of knowledge acquisition in the academic subject revealing and reflecting the specificity of the given discipline in the academic process of the Sakhalin State University. Describing the content of the discipline studied by the future bachelors in the sphere of physical culture and sport, the author comes to the conclusion that the educational process using a student assessment system package facilitates deeper immersion of the students in the theoretical and practical material of the discipline.

Повышение качества образования — ление для Российской Федерации, реализа-

актуальное и приоритетное направ- ция которого, прежде всего, связана с:

© Пронкина С. А., 2018

- «обновлением» («модернизацией») содержания образования в целом;

- поиском оптимальных методов, способов и средств организации осуществления образовательного процесса в образовательной организации высшего образования;

- «коренным» переосмыслением цели и результата осуществления образовательного процесса в образовательной организации [3, с. 15].

Повышение требований профессиональной сферы к уровню подготовки специалистов с высшим образованием и вызванное этим все возрастающее внимание к его качеству предопределяют необходимость реализации комплекса мер, связанных с принятием эффективных управленческих решений в сфере образования, направленных на повышение компетентности выпускников вузов. Эта процедура требует разработки специальных методик и моделей оценивания результативности освоения студентами учебных дисциплин в разрезе формирования компетенций обучающихся. Создание такого мо-дельно-инструментального комплекса как основы для формирования фондов оценочных средств дисциплин и оценивания результатов их освоения является востребованной задачей в вузах России [4, с. 90-97].

В связи с этим усложняется контроль оценки результатов образования в вузе. Под «оценкой» знаний, умений и уровня приобретенных компетенций понимается процесс определения достигнутого обучающимся на момент обучения уровня знаний, умений и навыков и сравнения с эталонными представлениями, описанными в федеральных государственных образовательных стандартах и образовательных программах по каждой учебной дисциплине, модулю, практике и определение степени их соответствия требованиям, предъявляемым нормативными документами [3, с. 10].

Целями оценивания знаний, умений и уровня приобретенных компетенций обучающихся выступают:

- внутренняя и внешняя коррекция образовательного процесса в случае недостаточного усвоения содержания материала обучающимися;

- определение пробелов в обучении;

- подтверждение достижений обучающимися и мотивации к дальнейшей работе;

- планирование последующих этапов обучения и регулирование степени их сложности;

- сбор информации для диагностирования (мониторинга) в обеспечении качества образования [8. с. 117].

Согласно реализации основных профессиональных образовательных программ диагностика и оценка уровня сформированности

компетенций у студентов должна осуществляться на протяжении всего образовательного процесса, начиная с входной аттестации, проходя через все виды промежуточного и рубежного контроля, заканчиваясь итоговой аттестацией. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций [9, с. 1—3].

Фонд оценочных средств для осуществления текущей и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами основной образовательной программы высшего профессионального образования и обеспечивает повышение качества образовательного процесса в вузе по учебной дисциплине [1, с. 100].

При компетентностном подходе в контроле результатов образования следует отметить возрастающую роль оценочных шкал, которые позволяют оценить комплексный набор действий. В связи с этим актуальным становится использование эссе, контрольных работ, исследовательских проектов, защиты рефератов, устных докладов, презентаций, портфолио и др. Оценочная шкала делает процедуру оценивания более объективной, исключает субъективизм преподавателя [8, с. 117].

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра (курса), включает аттестацию на лекциях, практических, семинарских, лабораторных занятиях, тестирование в ходе повседневной учебной работы с использованием балльно-рейтинговой технологии [9, с. 2-3].

Рассмотрим методологию оценивания компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВО на примере рабочей программы учебной дисциплины «Основы спортивной тренировки» направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура» и фонда оценочных средств для осуществления текущей аттестации обучающихся по этой дисциплине.

При разработке фонда оценочных средств учтено мнение Л. Н. Ерофеевой [3, с. 201-206] о необходимости обеспечивать тесную взаимосвязь двух сторон учебного процесса — образовательных технологий (путей и способов выработки компетенций) и методов оценки степени сформированно-сти компетенций.

Таблица 1

Фонд оценочных средств для осуществления текущей аттестации обучающихся по дисциплине «Основы спортивной тренировки»

Материалы текущего контроля успеваемости Тема / учебная нагрузка / код компетенций

Дискуссия с обучающимися по вопросам: - система подготовки спортсменов на разных этапах истории человеческого общества (в Древней Греции, в мире во второй половине XIX, XX ст.); - возрождение Олимпийских игр как мощный стимул развития системы подготовки спортсменов; - современная система знаний о подготовке спортсменов; - классификация видов спорта по Л. П. Матвееву; - спорт как многогранное общественное явление по подготовке человека к различным видам деятельности, как средство воспитания физически совершенной личности; - понятие спорта в узком и широком смыслах; - спорт в упрочении и расширении интернациональных связей; - спорт как средство этического воспитания личности; - спорт как средство эстетического воспитания; - спорт — мощный фактор вовлечения людей в общественную жизнь; - спорт в развитии международных связей. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовка к семинарскому занятию по теме «Специфические и общие функции спорта». Тема 1. Возникновение и состояние современного спорта. Спорт в современном обществе, классификация видов спорта, исторические предпосылки формирования общей теории подготовки спортсменов (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ОК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5.

Круглый стол, позволяющий включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. Вопросы: - причина отнесения соревновательно-эталонной функции к специфическим функциям спорта; - в какой группе видов спорта соревновательно-эталонная функция выражена наиболее ярко; - подтвердите слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла «Наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах»; - каковы возможности спорта в личностно-направленном воспитании человека; - докажите положительное влияние спорта на организм ребенка; - спорт — это искусство? Вопросы для самостоятельного изучения: подготовка выступлений по теме «Факторы, определяющие развитие спортивных достижений». Тема 2. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения (2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ОПК-5; ПК-4; ПК-5; ПК-11.

Мини-конференция — подготовленные студентами самостоятельно публичные выступления по результатам учебно-исследовательской работы по темам: - термины: «спортивный результат», «спортивное достижение», «спортивный рекорд», «спортивный успех»; - критерии определения спортивных результатов; - индивидуальная одаренность спортсмена; - научно-методические основы системы спортивной подготовки; - экономическое обеспечение в развитии спортивного движения; - требования ЕВСК по присвоению спортивных разрядов в избранном виде спорта. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовка к контрольной работе по теме «Цели и задачи спортивной тренировки, средства спортивной тренировки, методы спортивной тренировки». Тема 3. Спортивные достижения, критерии их оценки и тенденции развития (2 часа — семинарское занятие). ПК-4; ПК-11.

Продолжение таблицы 1

Материалы текущего контроля успеваемости Тема / учебная нагрузка / код компетенций

Контрольная работа как средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме: - определение понятий «тренировка», «тренированность», «подготовленность», «адаптация»; - средства спортивной тренировки: собственно-тренировочные, есте-ственно-средовые, медико-биологические, материально-технические, психологические; - методы спортивной тренировки: общепедагогические, практические: методы, направленные на освоение спортивной техники, на развитие физических качеств; - методы спортивного отбора в многолетнем процессе подготовки спортсменов. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовка к тесту «Виды подготовки спортсменов». Тема 4. Цели и задачи спортивной тренировки. Средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки (2 часа — лекция; 4 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ОК-7; ПК-2.

Тест — система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося, 5 вариантов теста по 15 вопросов. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовиться к практической работе по теме «Принципы спортивной тренировки». Тема 5. Виды подготовки спортсменов: спортивно-техническая, тактическая, физическая, психологическая (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа).

Решение задач, позволяющих оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей. Учебное задание на занятии: - проявлением какого принципа является постоянное совершенствование спортивного инвентаря и оборудования, условий мест проведения соревнований, правил соревнований и т. д. - приведите пример успешного выступления спортсменов в различных видах спорта, как это соотносится с принципом углубленной специализации; - разработайте схему примерного соотношения средств общей и специальной подготовки начинающих спортсменов в годичном цикле подготовки в избранном виде спорта; - дайте характеристику ближнего тренировочного эффекта изменений функционального состояния, происходящего в организме спортсмена после тренировочного занятия; - дайте характеристику принципу, выдвинутому известным американским тренером по плаванию Д. Каунсилмен «боль-сильная боль-агония»; - заполните таблицу согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по избранному виду спорта «количество соревнований на различных этапах подготовки». Вопросы для самостоятельного изучения: подготовка к коллоквиуму «Тренировочные и соревновательные нагрузки». Тема 6. Принципы спортивной тренировки (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ОПК-2; ПК-1; ПК-2.

Коллоквиум — средство контроля усвоения учебного материала по теме «Основы дозирования физической нагрузки в спортивной тренировке», организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися: - дайте определение понятий «физическая нагрузка», «соревновательная нагрузка», «адаптация», «объем нагрузки», «интенсивность нагрузки»; - классификация нагрузки по характеру, направленности, координационной сложности, психической напряженности; - классификация нагрузки по величине воздействия на организм; - пять зон интенсивности нагрузки; - объем работы; - продолжительность и характер интервалов отдыха; - перечислите признаки «внешней» стороны нагрузки; - перечислите признаки «внутренней» стороны нагрузки; - какова должна быть продолжительность работы для достижения максимума образования лактата в крови; - возможно ли достоверное увеличение количества митохондрий, уровней миоглобина, сократительного белка, ферментов, расширения капиллярной сети после 4 недель напряженной тренировки. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовка реферата на тему «Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура в избранном виде спорта». Тема 7. Тренировочные и соревновательные нагрузки (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ОПК-2; ПК-1; ПК-2.

Продолжение таблицы 1

Материалы текущего контроля успеваемости Тема / учебная нагрузка / код компетенций

Реферат — продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа учебно-исследовательской темы, где студент раскрывает суть спортивной подготовки как многолетнего процесса и его структуру, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовить реферат на тему «Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура в избранном виде спорта». Тема 8. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структу-ра(2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-4; ПК-8.

Творческое задание — частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания о цикличности тренировочного процесса, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Темы для творческого задания: - разработать содержание втягивающего микроцикла для спортсменов группы начальной подготовки в избранном виде спорта; - разработать содержание втягивающего мезоцикла для спортсменов группы начальной подготовки в избранном виде спорта; - разработать содержание подготовительного этапа для спортсменов группы начальной подготовки в избранном виде спорта. Тема 9. Структура малых, средних и большого тренировочных циклов — микроциклов, мезоциклов и макроцикла (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-4; ПК-8.

Проект — продукт, получаемый в результате выполнения учебного и исследовательского задания. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Вопросы для самостоятельного изучения: разработать план тренировочного занятия для спортсменов группы начальной подготовки в избранном виде спорта в общеподготовительном периоде. Тема 10. Структура и содержание отдельного тренировочного занятия (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-4; ПК-8.

Кейсъ1 с анализом документов в группах — проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Группам предлагается проанализировать документы планирования детской спортивной школы по избранному виду спорта. Тема 11. Общие положения технологии планирования в спорте. Перспективное, текущее, оперативное планирование (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-4; ПК-8.

Кейсы — проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Кейс-измерители основаны на использовании проблемных заданий, в которых обучающимся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, содержащую в себе необходимую, но неполную информацию для решения заданной проблемы: - подберите 2 теста, позволяющие определить уровень развития быстроты спортсмена; - подберите 2 теста, позволяющие определить уровень развития силовой выносливости спортсмена; - подберите 2 теста, позволяющие определить уровень развития скоростной выносливости спортсмена; - подберите 2 теста, позволяющие определить уровень развития координационных способностей спортсмена; - подберите 2 теста, позволяющие определить уровень развития ско-ростно-силовых способностей спортсмена; - подберите методику определения объема техники спортсмена; - подберите методику определения тактической подготовленности спортсмена; - подберите методику определения уровня надежности спортсмена. Тема 12. Общие положения комплексного контроля в спорте (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-4; ПК-8.

Кейсы с анализом документов в группах — проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы: - разработать дневник тренировки спортсмена в избранном виде спорта; - проанализировать качество подготовки дневника тренировки спортсмена в избранном виде спорта у студентов другой группы. Тема 13. Учет в процессе спортивной тренировки (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-11; ПК-12.

Окончание таблицы 1

Материалы текущего контроля успеваемости Тема / учебная нагрузка / код компетенций

Проект — продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве, уровень сформиро-ванности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Выполняется в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Темы для проекта: - способности как совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение; - четыре этапа спортивного отбора в многолетнем процессе подготовки спортсменов; - антропометрические исследования; - медико-биологические исследования; - педагогические контрольные испытания; - психологические обследования; - социологические исследования. Тема 14. Этапы спортивного отбора в многолетнем процессе подготовки спортсменов (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-11; ПК-12.

Эссе — средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной задаче. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовить эссе по теме «Моделирование и прогнозирование в спорте». Тема 15. Моделирование и прогнозирование в спорте (2 часа — лекция; 2 часа — семинарское занятие; 2 часа — самостоятельная работа). ПК-2.

Статья — подготовленное студентом самостоятельно научное исследование, демонстрирующее уровень владения студента учебным материалом, сформированность общих умений работать с информацией. Вопросы для самостоятельного изучения: подготовить статью и выступление на студенческие научные чтения об истории развития избранного вида спорта в Сахалинской области. Тема 16. Развитие спорта в Сахалинской области. ОК-1.

Экзамен по дисциплине «Основы спортивной тренировки» проводится в сроки, установленные учебным планом и определяемые календарным учебным графиком образовательного процесса. Экзамен прово-

дится в форме устного ответа на вопросы экзаменационного билета. Распределение проверяемых результатов обучения по дисциплине по видам контроля приводится в сводной таблице (табл. 2).

Таблица 2

Сводная таблица по критериям оценки уровня обученности студента по дисциплине «Основы спортивной тренировки»

Текущий контроль успеваемости Экзамен

Дискуссия Круглый стол Мини- конференция Контрольная работа Тест Решение задач Коллоквиум Реферат Творческое задание Проект Кейсы Эссе Статья

Таким образом, разработанный по дисциплине фонд оценочных средств способствует решению задачи установления соответствия уровня сформированности компетенций студента требованиям стандарта. Фонд оценочных средств позволяет ориентировать обучающихся на личностные достижения; обучение

не только знаниям, но и способам деятельности в различных ситуациях; обучение самоорганизации, работе в команде, объективной самооценке результатов своей деятельности; формирование способности ответственно и квалифицированно решать проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алилуйко Е. А. Фонд оценочных средств в структуре основной образовательной программы высшего образования // Вестник РМАТ. — 2014. № 3 — С. 100.

2. Гизатуллин М. Г., Варакосов Д. В. Некоторые аспекты реализации фондов оценочный средств для осуществления промежуточной аттестации обучающиxся по учебной дисциплине в структуре рабочей программы учебной дисциплины / / Проблемы обеспечения качества высшего образования в условия* реализации ФГОС : материалы 58 (LVIII) научно-методической конференции. — Новосибирск : СибГУТИ, 20l7. — С. l5.

3. Ерофеева Л. Н. Фонд оценочный средств и его формирование по дисциплине / Л. Н. Ерофеева, С. В. Лещева // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы III Междунар. науч. -практ. конф. (Чебоксары, 4 окт. 20l5 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 20l5. — № 2 (3). — С. 20l—206.

4. Ильина Т. С. Модельно-инструментальный комплекс оценивания качества освоения образователь-ньк программ студентами высшего учебного заведения / Т. С. Ильина, А. Н. Полетайкин, В. С. Канев // Проблемы обеспечения качества высшего образования в условияx реализации ФГОС : материалы 58 (LVIII) научно-методической конференции. — Новосибирск : СибГУТИ, 20l7. — С. 90.

5. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курам-шина. — М. : Советский спорт, 2003.

6. Методические рекомендации по формированию фонда оценочный средств по практике / ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», управление образовательной политики, отдел практики и трудоустройства ; сост. М. В. Найн, И. А. Колоскова. — Челябинск : ЧелГУ, 20l5. — 20 с.

7. Методические указания по разработке и процедурам оценивания фонда оценочный средств, применяемый в xоде промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации обучающикся / сост.: Н. Ю. Филоненко ; НОУ ВПО «Липецкий эколого-гуманитарный институт». — Липецк : ЛЭГИ, 20l4. — 26 с.

8. Минин М. Г., Муратова Е. А., Мжайлова Н. С. Фонд оценочный средств в структуре образовательный программ / / Высшее образование в России. — 20ll. — № 5. — С. ll7.

9. Некрасова О. А. Фонд оценочный средств как инструмент оценивания сформированности компетенций у будущиx педагогов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/20l4/20l4-4-5l^

10. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.l2.20l2 № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://www.garant.ru/.

11. Платонов В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение. — К. : Олимп. лит., 20l4. — 624 с.

12. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник тренера высшей квалификации. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с. : ил.

13. Холодов Ж. К., Кузнецов B. С Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.

REFERENCES

1. Aliluyko E. A. Fond otsenochnykh sredstv v strukture osnovnoy obrazovatel'noy programmy vysshego obrazovaniya // Vestnik RMAT. — 20l4. № 3 — S. l00.

2. Gizatullin M. G., Varakosov D. V. Nekotorye aspekty realizatsii fondov otsenochnykh sredstv dlya osushchestvleniya promezhutochnoy attestatsii obuchayushchikhsya po uchebnoy distsipline v strukture rabochey programmy uchebnoy distsipliny // Problemy obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya v usloviyakh realizatsii FGOS : materialy 58 (LVIII) nauchno-metodicheskoy konferentsii. — Novosibirsk : SibGUTI, 20l7. — S. l5.

3. Erofeeva L. N. Fond otsenochnykh sredstv i ego formirovanie po distsipline / L. N. Erofeeva, S. V. Leshcheva // Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya : materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 4 okt. 20l5 g.) / redkol.: O. N. Shirokov [i dr.]. — Cheboksary : TsNS «Interaktiv plyus», 20l5. — № 2 (3). — S. 20l—206.

4. Il'ina T. S. Model'no-instrumental'nyy kompleks otsenivaniya kachestva osvoeniya obrazovatel'nykh programm studentami vysshego uchebnogo zavedeniya / T. S. Il'ina, A. N. Poletaykin, V. S. Kanev // Problemy obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya v usloviyakh realizatsii FGOS : materialy 58 (LVIII) nauchno-metodicheskoy konferentsii. — Novosibirsk : SibGUTI, 20l7. — S. 90.

5. Kuramshin Yu. F. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury : uchebnik / pod red. prof. Yu. F. Kuramshina. — M. : Sovetskiy sport, 2003.

6. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniyu fonda otsenochnykh sredstv po praktike / FGBOU VPO «ChelGU», upravlenie obrazovatel'noy politiki, otdel praktiki i trudoustroystva ; sost. M. V. Nayn, I. A. Koloskova. — Chelyabinsk : ChelGU, 20l5. — 20 s.

7. Metodicheskie ukazaniya po razrabotke i protseduram otsenivaniya fonda otsenochnykh sredstv, primenyaemykh v khode promezhutochnoy attestatsii i gosudarstvennoy itogovoy attestatsii obuchayushchikhsya / sost.: N. Yu. Filonenko ; NOU VPO «Lipetskiy ekologo-gumanitarnyy institut». — Lipetsk : LEGI, 20l4. — 26 s.

8. Minin M. G., Muratova E. A., Mikhaylova N. S. Fond otsenochnykh sredstv v strukture obrazovatel'nykh programm / / Vysshee obrazovanie v Rossii. — 20ll. — № 5. — S. ll7.

9. Nekrasova O. A. Fond otsenochnykh sredstv kak instrument otsenivaniya sformirovannosti kompetentsiy u budushchikh pedagogov [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/20l4/20l4-4-5l.

10. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] : federal'nyy zakon ot 29.l2.20l2 № 273-FZ. — Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/.

11. Platonov V. N. Periodizatsiya sportivnoy trenirovki. Obshchaya teoriya i ee prakticheskoe primenenie. — K. : Olimp. lit., 20l4. — 624 s.

12. Platonov V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya : uchebnik trenera vysshey kvalifikatsii. — M. : Sovetskiy sport, 2005. — 820 s. : il.

13. Kholodov Zh. K., Kuznetsov B. C. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. — M. : Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2000. — 480 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.