УДК 378.146
Pronkina S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, Sakhalin State University (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
CONTROL OF KNOWLEDGE AND SKILLS OF STUDENTS IN THE AREAS OF TRAINING 44.03.01 PEDAGOGICAL EDUCATION PROFILE: THE DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE AT THE PROFILE OF "BASICS OF SPORTS TRAINING". The article discusses a question of practical use of materials of a monitoring system to assess knowledge and skills of students in the areas of training 44.03.01 Pedagogical Education: Physical education in the basic discipline of "Basics of Sports Training". From the general theoretical position the questions of control of knowledge and skills of students in higher education are revealed. The author reveals the value of the current control, highlights its features and offers practical experience of using the control work in the assessment of students' knowledge and skills in the basic discipline of the curriculum. The given material allows to speak about its effective influence on the formation of students' responsibility, independence, systematic work.
Key words: educational process in higher education, quality of training, basic discipline "Basics of sports training", current control, thematic control, control work, test control of knowledge, test tasks in system of assessment of students' knowledge.
С.А. Пронкина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта, Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск,
E-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФИЛЬ: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ»
В статье рассматривается вопрос практического использования материалов системы контроля для оценки знаний и умений студентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль: Физическая культура по базовой дисциплине «Основы спортивной тренировки». С общетеоретической позиции раскрываются вопросы контроля знаний и умений студентов в высшем образовании. Автор раскрывает значение текущего контроля, выделяет его особенности и предлагает практический опыт использования контрольной работы в оценке знаний и умений студентов по базовой дисциплине учебного плана. Приведенный материал позволяет говорить об эффективном влиянии его на формирование у студентов ответственности, самостоятельности, систематичности в работе.
Ключевые слова: учебный процесс в высшем образовании, качество обучения, базовая дисциплина «Основы спортивной тренировки», текущий контроль, тематический контроль, контрольная работа, тестовый контроль знаний, тестовые задания в системе оценки знаний студентов.
В настоящее время организация эффективного учебного процесса в высшем образовании не представляется возможной без диагностики и систематического контроля знаний и умений студентов. Качество обучения определяется совокупностью показателей, характеризующих результативность педагогического процесса и основных его компонентов, и контроль качества обучения является неотъемлемым компонентом учебного процесса. К его основным функциям относятся обучающая, воспитывающая и развивающая, ориентированные на установление соответствия процесса и результатов обучения Государственному образовательному стандарту высшего образования, на совершенствование учебно-воспитательного процесса и формирование устойчивых навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности студентов [1].
Авторы В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, М.Б. Челышкова, С.Г Коротков, Д.А. Крылов, И.С. Чупряков и многие другие уделяют большое внимание проблеме контроля знаний обучающихся в отечественной литературе. Высшая школа стремится найти методы и средства повышения мотивации обучения, способствующие максимальному развитию личностных качеств студентов, необходимых для их успешной подготовки к профессиональной деятельности.
Одна из задач учебного процесса в высшем образовании заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, а средствами достижения этой задачи являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных им знаний [2].
В процессе преподавания дисциплины в вузе студенты знакомятся с основными понятиями, необходимыми для решения теоретических и практических профессиональных задач; развивают логическое мышление; вырабатывают навыки педагогического исследования прикладных вопросов; повышают общий уровень знаний. А значит, вопрос совершенствование системы контроля знаний и умений студентов будет всегда актуален. Технология организации контроля включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля [3]. В вузе используются все виды контроля, остановимся на текущем.
Текущий контроль знаний осуществляется в процессе лекционных и практических занятий, путем постоянного наблюдения преподавателя за работой студентов в форме проверки домашних заданий, опроса, проведения самостоятельных и контрольных работ Постоянно учитывается и оценивается уровень знаний каждого студента. Данная форма контроля имеет важное организующее значение. Так как закономерности мыслительной деятельности таковы, что от всей учебной информации остается то, что находит постоянное применение и последовательное углубление [4].
Исходя из сказанного, автор статьи представляет опыт использования в учебном процессе по дисциплине «Основы спортивной тренировки» материалы контроля знаний и методы повышения объективности оценки знаний студентов.
На кафедре физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета при изучении базовой дисциплины Учебного плана «Основы спортивной тренировки» после прохождения каждого раздела дисциплины проводится тематический контроль знаний в форме тестовых заданий, выполнения индивидуальных заданий, контрольных работ, в ходе которого определяется, насколько студенты переосмыслили учебный материал, полученный на лекциях и практических занятиях и усвоенные ими знания достаточны для использования в решении практических задач по дисциплине.
Учебная дисциплина разделена на 6 блоков, по каждому блоку студенту предстоит выполнить контрольную работу. Контрольная работа проверяет не только первичные знания студентов, но и умение использовать знания в практической деятельности. Для оценки каждой контрольной работы используется трехбалльная система оценки (неудовлетворительно - 0 баллов, удовлетворительно - 1 балл, хорошо - 2 балла, отлично - 3 балла).
К итоговой форме контроля - экзамену студент может быть допущен только в случае сдачи 6 контрольных работ. Весь материал, выносимый на экзамен по дисциплине, также разбит на 6 блоков, каждый из которых содержит тестовые задания и вопросы практической направленности. Тесты сформулированы кратко и четко, содержат 5 вариантов ответов, один из которых правильный. Практические задания требуют от студента логического осмысления. Студентам предлагается за 45 минут выполнить все задания контрольной работы, их, как правило, 20. Контрольная работа сдана, если студент выполнил не менее 60% предложенных заданий.
Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучаемых. Это одно из средств индивидуального обучения. Тестовый контроль знаний одновременно выступает и фактором обучения. В процессе подготовки к сдаче тестов студенты повторяют пройденный материал, обобщают и переосмысливают его. Тестовая форма контроля выполняет также развивающую функцию. От студента, сидящего перед монитором, требуется организационная и психологическая мобилизация, ответственность, организация умственного труда, обострение внимания, тренировка памяти, воспитание воли. Практика показывает, что успешно сдают тестирование только те студенты, которые готовится к каждому учебному занятию. Лучшая подготовка - равномерная учебная работа в течение всего межсессионного периода.
Приведем пример комплексной контрольной работы по блоку «Физическая нагрузка в тренировочном процессе».
Вариант № 1
Выберите один из приведенных ответов
1. Нагрузка - это:
а) воздействие физических упражнений на организм для развития физических качеств;
б) количество выполненных на тренировочном занятии физических упражнений;
в) воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функциональных систем;
г) степень мышечного напряжения организма спортсмена при выполнении физических упражнений;
д) развитие организма под воздействием физических упражнений.
2. Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсмена могут быть условно разделены на:
а) развивающие, поддерживающие, восстановительные;
б) развивающие, соревновательные, поддерживающие;
в) тренировочные, соревновательные, восстановительные;
г) тренировочные, развивающие, поддерживающие;
д) соревновательные, развивающие, поддерживающие.
3. Объем нагрузки - это:
а) качество выполнения упражнения;
б) качественный критерий нагрузки;
в) количественный критерий нагрузки;
г) то, в чем измеряется степень утомления спортсмена;
д) размеры воздействия упражнений на организм.
4. Максимальные показатели объема нагрузки достигаются:
а) в переходном периоде учебно-тренировочного процесса;
б) в соревновательном периоде учебно-тренировочного процесса;
в) в подготовительном периоде учебно-тренировочного процесса;
г) в основном периоде учебно-тренировочного процесса;
д) на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.
5. В соревновательном периоде показатели объема нагрузки:
а) не повышаются и не понижаются;
б) повышаются;
в) снижаются;
г) снижаются или стабилизируются;
д) повышаются значительно.
6. Нагрузки большого объема требуют восстановления продолжительностью:
а) более 36 часов;
б) более 24 часов;
в) менее 24 часов;
г) менее 12 часов;
д) от 12 до 24 часов.
7. Интенсивность нагрузки определяет:
а) общее количество выполненной нагрузки;
б) направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена;
в) степень нервно-мышечного напряжения в ответ на нагрузку;
г) величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на психическую сферу спортсмена;
д) степень психического напряжения.
8.Первая зона тренировочных нагрузок в современной классификации (В.С. Фарфель) нагрузок по характеру энергообеспечения носит название:
а) аэробно-алактатная;
б) аэробная развивающая;
в) аэробная восстановительная;
г) аэробная-поддерживающая;
д) аэробно-анаэробная.
9. Для повышения алактатных анаэробных возможностей организма наиболее приемлемыми являются:
а) кратковременные нагрузки (5-10сек) с предельной интенсивностью;
б) кратковременные нагрузки (5-10сек) с непредельной интенсивностью;
в) продолжительные нагрузки (1,5-2часа) с умеренной интенсивностью;
г) нагрузки средней продолжительности (40-60мин.) с умеренной интенсивностью;
д) нагрузки средней продолжительности (1-4мин.) с умеренной интенсивностью;
10. Продолжительность работы в 5-ой анаэробно-алактатной зоне не превышает:
а) 25-40 сек.
б) 15-20 сек.
в) 20-30 сек.
г) 5-10 сек.
д) 40 сек.
Библиографический список
11. Интервалы отдыха, гарантирующие к моменту очередного повторения практически полное восстановление - это:
а) активные;
б) неполные (напряженные);
в) полные (ординарные);
г) нормированные;
д) регламентированные.
12. Механизм действия восстановительных нагрузок связан с переключением систем организма на другой вид деятельности, с активным удалением продуктов обмена из утомленных мышц по принципу «мышечного насоса», с повышением кровообращения и питания (трофики) утомленных органов и систем. Назовите имя автора этого утверждения_
13. Спортсмен пробежал 100 м за 18,5 с. Его скорость - 5,4 м/с. С какой интенсивностью (в %) пробежал спортсмен, если его лучший результат составляет 16 с.?_
14. Оптимальный интервал отдыха для повторного выполнения развивающей или поддерживающей нагрузки составляет_
часов.
15. Если повторить физическую нагрузку через 120 часов, будет ли наблюдаться суммарный эффект?_
16. В течение восьми недель на каждой тренировке первый спортсмен пробегал два раза с интервалом отдыха 3 мин дистанцию 100 м с предельной для себя скоростью. Утомления при этом он не испытывал.
Второй спортсмен выполнял эту же нагрузку повторно-серийным методом - две серии с 2-минутным отдыхом (ходьбой) между ними. В каждой серии - по три забега с 30-секундными интервалами. К концу нагрузки у спортсмена отмечалось - утомление, потливость, покраснение лица, снижение скорости в последнем забеге на 10%. Какова интенсивность нагрузки у первого и второго спортсмена?_Каков объем нагрузки у первого и второго спортсмена? _
У какого спортсмена выше КТЭ и прирост максимальной скорости?
17. После скольких недель систематических тренировок начинают появляться значительные и стойкие сдвиги, связанные со структурными изменениями в системах организма?_недель.
18. Какой должна быть продолжительность нагрузки, направленной на общую выносливость?_
19. Первый спортсмен выполнил тренировочную серию 10*50 м в плавании со скоростью 95% максимальной, интервал отдыха 15 с.
Второй спортсмен выполнил тренировочную серию 10*50 м в плавании со скоростью 95% максимальной, интервал отдыха 2-3 мин.
Развитию какого качества способствуют тренировочные упражнения в первом случае? _и во втором случае?_
20. Дайте сравнительную характеристику классификаций интенсивности нагрузок авторов М.Я. Набатниковой и Н.И. Волкова
Критерии М.Я. Набатникова Н.И. Волков
Количество зон
Время работы
ЧСС
Лактат в крови
Энерготраты
МПК
Приведённая система оценивания знаний и умений студентов предполагает последовательное суммирование оценок студентов по дисциплине в течение всего периода изучения дисциплины. Итоговая оценка складывается из оценок всех без исключения видов работы и контроля знаний: входного контроля, индивидуальной сдачи контрольных и самостоятельных работ, активности в обсуждении вопросов семинарских занятий, посещения лекций и ведения конспектов, выполнения итогового тестирования, участия в научно-исследовательской работе. Такой подход формирует у студентов навыки работы по самостоятельному овладению знаниями, ответственность и дисциплину. Внедрение такой системы оценки знаний студентов требует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она касается и планирования работы профессорско-преподавательского состава, и разработки соответствующего методического обеспечения, и организации контрольных проверок знаний. Все это способствует совершенствованию системы контроля знаний и умений студентов.
1. Барышева Т.Л. Вариативная система оценки качества обучения студентов технических специальностей в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
2. Мокеева О.А., Мокеева С.А. Контроль знаний и умений студентов. Таврический научный обозреватель. 2016; 4 (9).
3. Коротков С.Г., Крылов Д.А., Чупряков И.С. Контроль знаний и умений будущих бакалавров профессионального обучения. Современные наукоемкие технологии. 2015, 12-4: 674 - 678.
4. Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе. Молодой учёный. 2010; Т. 2, № В: 1ВВ - 190.
5. Павлов Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Высшее образование в России. 2000; 1: 116 - 121.
References
1. Barysheva T.L. Variativnaya sistema ocenki kachestva obucheniya studentov tehnicheskih special'nostej v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
2. Mokeeva O.A., Mokeeva S.A. Kontrol' znanij i umenij studentov. Tavricheskijnauchnyjobozrevatel'. 2016; 4 (9).
3. Korotkov S.G., Krylov D.A., Chupryakov I.S. Kontrol' znanij i umenij buduschih bakalavrov professional'nogo obucheniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2015, 12-4: 674 - 678.
4. Scherbakova E.V. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya organizacii uchebnogo processa v vuze. Molodoj uchenyj. 2010; T. 2, № B: 1BB - 190.
5. Pavlov N., Artemov A., Sidorova T., Frolov V. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000; 1: 116 - 121.
Статья поступила в редакцию 05.02.19
УДК 378
Rukavishnikova E.E., Cand. of Sciences (Psychology), Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORECASTING THE FUTURE AS THE MECHANISM OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS. The article deals with a problem of forecasting the future as a modern scientific area with an interdisciplinary character. The author justifies the relevance of the study, due to the specifics of the development of modern society. The consideration of the problem of forecasting the future in the period of early adolescence, one of the regularities of which is personal and professional self-determination, is being updated. The main content of the article is the analysis and synthesis of the results of the study to identify students in a pedagogical university of the ability to predict their future. The analysis of experimental results shows that students are aware of prospects for personal and professional development, are able to see changes and be ready for them. Perspective in a situation of uncertainty and challenges is the consideration of forecasting the future as a possibility of changing the vector of personality development in activities and communication, profession and life.
Key words: forecasting future, teacher, activity.
Е.Е. Рукавишникова, канд. психол. наук, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО КАК МЕХАНИЗМ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается проблема прогнозирования будущего как современного научного направления, имеющего междисциплинарный характер. Автором обосновывается актуальность исследования, обусловленная особенностями развития современного общества; актуализируется рассмотрение проблемы прогнозирования будущего в период ранней юности, одной из закономерностей которого является личностное и профессиональное самоопределение. Основное содержание статьи составляет анализ и обобщение результатов исследования по выявлению у студентов педагогического вуза умения прогнозировать свое будущее. На основании анализа экспериментальных результатов устанавливается, что студенты осознают перспективы личностного и профессионального развития, способны видеть изменения и быть готовыми к ним. Перспективным в ситуации неопределенности и вызовов является рассмотрение прогнозирование будущего как возможность изменения вектора развития личности в деятельности и коммуникации, профессии и жизни.
Ключевые слова: прогнозирование будущего, педагог, деятельность.
Одним из современных направлений научных исследований является изучение механизмов, закономерностей и особенностей прогнозирования будущего. Прогнозирования будущего - это заложенная в онтогенезе и экзистенции личности психологическая потребность. Человек всегда испытывал интерес к будущему, планировал его, предпринимал определенные действия, чтобы приблизится к будущему. В этом понимании прогнозирование можно рассматривать как уникальный вид деятельности человека, ориентированный на предвосхищение будущего, создание его идеального образа, осуществление и оценку последствий реализации замыслов [1, с. 134]. Актуальность исследований в этом направлении обусловлена особенностями современного развития общества. Отличительными особенностями этого развития является, с одной стороны, динамизм жизни современного человека, который проявляется в ускорении внешних и внутренних процессов. С другой - неопределенность и риски современного мира, безусловно, снижающие адаптивность и стрессоустойчивость личности, на фоне которых затрудняется процесс прогнозирования. Если рассмотреть исследуемую проблему в возрастной динамике, то наиболее чувствительным к проблеме прогнозирования является период ранней юности. Одной их закономерностей развития личности в этом возрасте является личностное и профессиональное самоопределение. Психологическими механизмами самоопределения является рефлексия и прогнозирование [2, с. 156]. На современном этапе студенты находятся в конфликтующей реальности, что порождает неуверенность в себе, напряженность и неуверенность в своем профессиональном будущем, что в свою очередь влияет на стратегическое планирование своего личного и профессионального будущего [3, с. 249].
Таким образом, актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнения, т. к. целью прогнозирования будущего является самоопределение личности в постоянно изменяющемся мире и обществе. Прогнозирование своего будущего структурируется ближайшими и дальними целями, которые находятся в тесной связи с другими жизненными целями.
Что же такое прогнозирование будущего? Обратимся к словарю, прогнозирование будущего - это построение временной транспективы, предсказание тенденции развития предмета процесса, системы на основании имеющейся специфической информации, сбор которой осуществляется двумя способами: на основе экстраполяции их поведения в прошлом и настоящем, второй способ
осуществляется на основе статистической обработки мнений по конкретным вопросам и областям знания [4, с. 31].
Предметом нашего исследовательского интереса стало выявление у студентов педагогического вуза умения прогнозировать свое будущее и степени уверенности в нем. Для решения поставленной мы использовали второй способ получения информации, в частности - статистическую обработку мнений. Нами было проведено анкетирование студентов 1-4 курсов педагогического института. Количество студентов, участвующих в анкетировании, - 82 человека. Анкетирование было анонимным, анкета включала в себя 11 вопросов, ответы на которые могли воссоздать студенту временную транспективу с многовариантностью настоящего и возможного будущего. Вопросы были представлены так, что, отвечая на них, студент «здесь и сейчас» через рефлексию собственных личностных и профессиональных достижений переходил к размышлениям о прогнозировании своего будущего и своего места в нем. Полученные данные позволяют сделать следующие заключения.
Существенное значение, по нашему мнению, имел вопрос о причинах выбора педагогической специальности. Ответы распределись следующим образом: «чувствую, что это мое призвание» - 46% опрошенных, что, несомненно, очень важно; «по советам родственников, друзей» - так ответило 22% опрошенных; «поступил/а, потому что прошел/а на бюджетную форму обучения» - 18%; затруднились ответить - 14%.
Следует обратить внимание, что вариантами ответов в позиции «Свой вариант ответа» стали такие как «хотел доказать всем, что могу получить высшее образование»; «интерес к изучению истории», «хотелось бы попробовать себя в этой профессии». В этом случае мы видим проявление интереса студентов в области предметного знания и самопознания.
Полученные ответы на этот вопрос позволяют предположить, что выбрав профессию по призванию и имея идеальный образ профессии и педагога (46%), студенты, будут ориентированы на проектирование своей деятельности и ее осуществление на этапе обучения в вузе. Подтверждением являются и ответы на вопрос «Собираетесь ли Вы, связать свою жизнь с педагогической деятельностью?» 66% студентов утвердительно ответили «да», при 7%, которые не планируют связывать будущее с педагогической деятельностью (примечание: предлагаемый вариант ответа «всё покажет время» не был выбран студентами).