Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбородова Людмила Васильевна

Решение проблемы педагогических кадров, качества их профессиональной деятельности зависит в значительной мере от организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, которые осознанно выбирают профессию учителя и стремятся добиться поставленной цели. В статье дается определение понятий «допрофессиональная педагогическая подготовка», «проектировании», рассматривается сущность проектирования в образовательной организации, определяется его связь с другими близкими понятиями (моделирование, конструирование, программирование, планирование). Подчеркивается важность педагогического проектирования для объединения, развития сотрудничества заинтересованных субъектов (педагогов, детей, их родителей, специалистов, преподавателей педагогических вузов и колледжей) в процессе разработки концепции и программы, планов допрофессиональной педагогической подготовки, проектов, обеспечивающих непрерывное педагогическое образование. Рассматриваются функции проектирования (аналитическая, прогностическая, развивающая, интегрирующая и др.), предлагаются характеристики проектов (концепция, модель, программа, план, маршрут), определяются принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании допрофессиональной педагогической подготовки (прогнозирования, саморазвития, мотивационного обеспечения, взаимодействия, субъектной позиции взрослых и детей в процессе проектирования, технологичности, непрерывности, систематичности и цикличности). На основе анализа результатов многолетней опытной работы предлагаются этапы проектирования допрофессиональной подготовки школьников, ориентированных на педагогическую профессию, дается краткая характеристика действий взрослых и детей в процессе разработки проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF PRE-PROFESSIONAL PEDAGOGIC TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN AN EDUCATIONAL ORGANISATION

The solution of the problem of teaching staff, the quality of their professional activity depends largely on the organization of pre-professional pedagogical training of schoolchildren who consciously choose the profession of a teacher and strive to achieve their goal. The article defines the concepts of «pre-professional pedagogical training», «design», examines the essence of design in an educational organization, determines its relationship with other similar concepts (modeling, design, programming, planning). The importance of pedagogical design is emphasized for the unification and development of cooperation of interested subjects (teachers, children, their parents, specialists, teachers of pedagogical universities and colleges) in the process of developing the concept and program, plans for pre-professional pedagogical training, projects providing continuous pedagogical education. The functions of design (analytical, prognostic, developing, integrating, etc.) are considered, the characteristics of projects (concept, model, program, plan, route) are proposed, the principles that must be followed in the design of pre-professional pedagogical training (forecasting, self-development, motivational support, interaction, the subjective position of adults and children in the design process are determined, technological efficiency, continuity, systematicity and cyclicity). Based on the analysis of the results of many years of experimental work, the stages of designing pre-professional training of schoolchildren focused on the teaching profession are proposed, a brief description of the actions of adults and children in the process of project development is given.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

теория и методика обучения

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28,

№ 2. С. 45-52. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 45-52.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 159.99

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-45-52

проектирование допрофессиональной педагогической подготовки

школьников в образовательной организации

Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4440-5013

Аннотация. Решение проблемы педагогических кадров, качества их профессиональной деятельности зависит в значительной мере от организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников, которые осознанно выбирают профессию учителя и стремятся добиться поставленной цели. В статье дается определение понятий «до-профессиональная педагогическая подготовка», «проектировании», рассматривается сущность проектирования в образовательной организации, определяется его связь с другими близкими понятиями (моделирование, конструирование, программирование, планирование). Подчеркивается важность педагогического проектирования для объединения, развития сотрудничества заинтересованных субъектов (педагогов, детей, их родителей, специалистов, преподавателей педагогических вузов и колледжей) в процессе разработки концепции и программы, планов допро-фессиональной педагогической подготовки, проектов, обеспечивающих непрерывное педагогическое образование. Рассматриваются функции проектирования (аналитическая, прогностическая, развивающая, интегрирующая и др.), предлагаются характеристики проектов (концепция, модель, программа, план, маршрут), определяются принципы, которыми необходимо руководствоваться при проектировании допрофессиональной педагогической подготовки (прогнозирования, саморазвития, мотивационного обеспечения, взаимодействия, субъектной позиции взрослых и детей в процессе проектирования, технологичности, непрерывности, систематичности и цикличности). На основе анализа результатов многолетней опытной работы предлагаются этапы проектирования допрофессиональной подготовки школьников, ориентированных на педагогическую профессию, дается краткая характеристика действий взрослых и детей в процессе разработки проектов.

Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, допрофессиональная педагогическая подготовка, педагогическое проектирование, образовательная организация, концепция, модель, программа.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006)

Для цитирования: Байбородова Л.В. Проектирование допрофессионгальной педагогической подготовки школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 45-52. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-45-52

Research Article

design of pre-professional pedagogical training of schoolchildren in an educational organization

Lyudmila Vas. Bayborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, [email protected] , https://orcid.org/0000-0002-4440-5013

Annotation. The solution of the problem of teaching staff, the quality of their professional activity depends largely on the organization of pre-professional pedagogical training of schoolchildren who consciously choose the profession of a teacher and strive to achieve their goal. The article defines the concepts of «pre-professional pedagogical training», «design», examines the essence of design in an educational organization, determines its relationship with other similar concepts (modeling, design, programming, planning). The importance of pedagogical design is emphasized for the unification and development of cooperation of interested subjects (teachers, children, their parents, specialists, teachers of pedagogical universities and

© Байбородова Л.В., 2022

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 45

colleges) in the process of developing the concept and program, plans for pre-professional pedagogical training, projects providing continuous pedagogical education. The functions of design (analytical, prognostic, developing, integrating, etc.) are considered, the characteristics of projects (concept, model, program, plan, route) are proposed, the principles that must be followed in the design of pre-professional pedagogical training (forecasting, self-development, motivational support, interaction, the subjective position of adults and children in the design process are determined, technological efficiency, continuity, systematicity and cyclicity). Based on the analysis of the results of many years of experimental work, the stages of designing pre-professional training of schoolchildren focused on the teaching profession are proposed, a brief description of the actions of adults and children in the process of project development is given.

Keywords: continuing pedagogical education, pre-professional pedagogical training, pedagogical design, educational organization, concept, model, program.

Acknowledgements: The article was prepared as part of the fulfillment of the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00077-21-02 to carry out scientific research on the topic «Pre-professional pedagogical training of students in the system of continuing pedagogical education» (registry entry no. 730000F.99.1. BV09AA00006)

For citation: Bayborodova L.V. Designing of pre-professional pedagogical training of schoolchildren. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 2, pp. 45-52. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-45-52

Подготовка педагогических кадров является одной из важнейших государственных проблем, от решения которой зависит успешность социально-экономического развития страны, поэтому в системе образования должна трудиться лучшая, передовая часть молодежи. Однако в настоящее время существует дефицит педагогических кадров во многих регионах, не всегда лучшие представители молодого поколения обучают и воспитывают детей. Существует проблема ухода из системы образования начинающих учителей, потому что их выбор профессии был случайным, обусловленный ошибочными представления о деятельности педагога. В этой связи в последние годы на федеральном уровне проводится целенаправленная работа по выявлению и развитию педагогически одаренных детей, формированию у них интереса к педагогической профессии, по обеспечению профессионального самоопределения лучших школьников в сфере образования [Гаврилова, Безрукова: 99-103; Бугакова, Москвина: 28-31; Жук: 3-5]. Ярославский государственный педагогический университет выполняет государственный заказ на разработку темы «Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников в системе непрерывного образования», по подготовке педагогов образовательных организаций к решению этой проблемы.

Под допрофессиональной педагогической подготовкой мы понимаем «образовательную систему, содержательная и процессуальная стороны которой направлены на формирование педагогической культуры учащихся, ориентацию их на профессии сферы образования и развитие педагогически значимых качеств» (Успенский: 24). Одна из задач, которую особенно важно решить при организации ДПП школьников, - это приобщить всех субъектов к проектированию допрофессиональной педагогической подготовки на всех уровнях: в образовательной ор-

ганизации, в психолого-педагогическом классе (группе), каждого школьника. Это позволит присвоить смыслы, ценности ДПП участникам проектирования, сформировать осознанное и заинтересованное отношение субъектов к решению задач ДПП.

На данный момент имеются разные определения проектирования, но авторы единодушны в том, что результатом этого процесса является проект, прообраз объекта [Гурье: 15]. В контексте рассматриваемой проблемы важны два определения: «Проектирование - деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [Новые ценности: 76] и «Проектирование - деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей» [Муравьева: 51].

Для уточнения представлений о проектировании целесообразно соотнести этот процесс с другими, близкими к нему, понятиями: конструированием, программированием, моделированием, планированием. Главное их отличие можно связать с результатом названных процессов и соответственно определить их следующим образом: проект - преобразующий ситуацию; конструкт - реально воплощающийся в жизнь; модель - идеальный образ в виде схемы, описания, который является ориентиром при организации деятельности; программа - содержание и формы организации деятельности по реализации концепции с учетом модели; план - конкретный перечень действий, мероприятий, конкретизирующий программу с указанием порядка их осуществления. Взаимосвязь этих понятий и процессов определяет А.Н. Дахин, который отмечает, что «проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на про-

шлый опыт с целью его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы)» [Дахин: 12]. Соотношение проектирования и конструирования, по мнению автора, в том, что «проектирование может быть и теоретическим (на бумаге или компьютере), а конструирование предполагает материальное (реальное) воплощение проектной деятельности» [Дахин: 14].

Педагогическое проектирование является функцией управления организацией, коллективом. Целенаправленно работающий педагог-профессионал решение проблемы, организации дела начинает с проектирования, то есть с создания образа, проекта, который становится ориентиром для выбора, определения всех дальнейших действий. Педагогическое проектирование предусматривает взаимодействие субъектов, заинтересованных в развитии проектируемого процесса. Особенно важно организовать проектирование ДПП с участием школьников, так как обучающиеся приобретают опыт, полезный для их дальнейшей жизни и будущей профессиональной деятельности.

Кратко охарактеризуем функции проектирования при организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников:

- исследовательская, предусматривающая изучение теоретико-методологических основ процесса ДПП, определение содержания компонентов данного процесса, особенностей и возможностей образовательного процесса в данном типе образовательной организации и др.;

- аналитическая, позволяющая определить проблемы, имеющиеся ресурсы для их решения, исходные условия и средства для реализации проектов ДПП, предусмотреть и организовать в дальнейшем отслеживание результатов проектирования;

- прогностическая, означающая необходимость определения предполагаемых результатов конкретных действий, возможных достижений, последствий, проблем и трудностей от внедрения ДПП в образовательную организацию, определения возможных отклонений от проекта и замыслов, рисков, способов преодоления вероятных трудностей в реализации проекта ДПП;

- нормирующая, предполагающая разработку документов, регулирующих деятельность субъектов в процессе проектирования и организации ДПП в ОО (внесение положений в устав, подготовка положений о создании и деятельности психолого-педагогического класса, куратора и др.);

- конструктивная, нацеленная на создание интеллектуальных практических продуктов (концеп-

ция, программа, планы), позволяющих организовать ДПП школьников в ОО;

- стимулирующая, обеспечивающая положительное, заинтересованное, осознанное отношение субъектов к проектированию и организации ДПП, понимание важности целенаправленной совместной деятельности всех субъектов, заинтересованных в подготовке педагогических кадров;

- развивающая, означающая развитие проектировочных умений, коммуникативных способностей, личностных качеств у взрослых и детей, взаимодействия субъектов, участвующих в допрофессиональной педагогической подготовке, сотруднических отношений в коллективе ОО, взаимопонимания взрослых и детей;

- интегрирующая, предусматривающая интеграцию и конвергенцию ресурсов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, общего и дополнительного образования, профессиональных учебных заведений, объединение усилий, идей взрослых и детей, педагогов общеобразовательных и профессиональных организаций.

Реализация функций будет успешной, если в проектировании принимают участие все субъекты ДПП: педагоги, учащиеся, родители, партнеры и другие заинтересованные специалисты, при этом важно соблюдать комплекс взаимосвязанных принципов проектирования. Данный аспект проблемы проектирования ДПП не менее важен и активно обсуждается в педагогической науке. В процессе анализа результатов многолетних исследований мы совместно с М.И.Рожковым определили ряд специальных принципов, которыми следует руководствоваться при проектировании ДПП школьников:

- принцип прогнозирования ДПП, означающий необходимость определять перспективы развития процесса и его результаты, которые подтверждаются изменениями субъектов и их отношений, в частности, развитием школьников, их отношений к людям, детям, педагогической профессии, окружающему миру; развитием педагогов, их профессиональной позиции, а также других субъектов ДПП и в целом развитием образовательной организации, что предполагает разработку критериев и показателей для отслеживания результатов и эффективности процесса ДПП;

- принцип саморазвития, предусматривающий учет при проектировании ДПП в образовательной организации, деятельности психолого-педагогического класса (группы), индивидуальной образовательной деятельности школьников педагогически неуправляемых и инициируемых процессов, связанных с саморазвитием субъектов, невозможностью предусмотреть многообразие жизненных ситуаций, что должно найти отражение при разработке и оформлении проектов, чтобы можно было корректировать и перестраивать проекты по ходу их реализации;

- принцип мотивационного обеспечения проектирования, который требует целенаправленной подготовки субъектов к проектированию ДПП, формирующей у них положительного, заинтересованного отношения к этому процессу, обеспечивающей их активное и осознанное участие в проектировочной деятельности;

- принцип обеспечения субъектной позиции участников проектирования, означающий предоставление возможности всем субъектам проектирования ДПП выдвигать идеи, выражать свое мнение, занимать активную позицию в этом процессе;

- принцип организации взаимодействия участников проектирования ДПП, нацеленный на развитие сотрудничества субъектов проектирования, взрослых и детей, формирование у них взаимопонимания, взаимоуважительных и доброжелательных отношений, осуществление согласованных действий при разработке и реализации проектов;

- принцип технологичности, который можно охарактеризовать с двух позиций: а) как четкую последовательность действий педагогов, организаторов и всех других субъектов ДПП при проектировании этого процесса, предусматривающего создание коллективных (концепции и программы ДПП в организации, психолого-педагогическом классе) и индивидуальных проектов; б) как нацеленность процесса проектирования на разработку новых, перспективных в образовании технологий, которые позволяют формировать современного педагога;

- принцип непрерывности, систематичности, цикличности проектирования требует от педагогов и организаторов, чтобы они предусмотрели и запланировали процесс проектирования допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся на протяжении всего периода ДПП, создали перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день, конкретное занятие), обеспечили их взаимосвязь, подчиненность общим целям, концептуальным идеям; при этом важно осуществить цикличное развитие допрофессиональной педагогической подготовки школьников на всех уровнях проектирования.

Реализация указанных принципов, которые тесно взаимосвязаны, предусматривает согласованность действий организаторов и педагогов ДПП в процессе проектирования, нацеленных на достижение намеченных результатов.

Результатом проектирования допрофессиональ-ной педагогической подготовки могут быть: концепция, модель, программа, план (дорожная карта). Рассмотрим краткую характеристику этих проектов.

Нами разработана концепция допрофесиссиональ-ной педагогической подготовки школьников, предложенная образовательным организациям. Концепция

включает общие цели, которые могут быть конкретизированы в задачах ДПП с учетом возраста школьников, уровня развития их мотивации к образованию и профессии, подготовленности к деятельности социально-педагогической и психолого-педагогической направленности, что является основой для определения ближайших задач деятельности коллектива и ДПП каждого обучающегося.

Цели и задачи реализуются благодаря ряду идей допрофесссиональной педагогической подготовки. Мы предлагаем и обосновываем следующие идеи: опережающий характер ДПП, педагогизация социальной среды, индивидуализация образовательного процесса, интеграция и конвергенция ресурсов ДПП. В концепцию развития процесса, как правило, включаются подходы, в данном случае предлагаются аксиологический, рефлексивно-деятельностный, субъ-ектно-ориентированный, практико-ориентированный подходы. В концепции также рассматриваются бинарные принципы ДПП: организации деятельности педагогов, сопровождения школьников и принципы, стимулирующие самообразование и саморазвитие обучающихся. Концептуальные положения, раскрывающие сущность и способы реализации этих идей, подходов и принципов подробно изложены в монографии [Байбородова, Белкина: 76-112].

Безусловно, предложенная концепция является общей и требует конкретизации и применения к условиям определенной образовательной организации, поиска оригинальных решений, которые определяют авторство, отличие ДПП школьников данной организации, обоснованное влиянием различных факторов и учетом соответствующих условий.

Модель как образец, аналог процесса ДПП, представляет компоненты и взаимосвязь между ними, чтобы сложные процессы и явления представить в несколько упрощенном виде, в более простой по структуре и доступной для восприятия форме. В результате осуществляется перенос имеющейся собранной информации, добытой при использовании модели, по аналогии на прототип. Модель дает важные сведения об управлении объекта и позволяет прогнозировать его развитие. Модель служит для представления нового процесса или явления, не существующего еще в практике.

Организаторам, субъектам ДПП школьников целесообразно разработать статическую и динамическую модель. Статическая модель представит процесс ДПП в конкретный момент времени, динамическая модель покажет, как изменяется допрофессиональ-ная педагогическая подготовка через определенные промежутки времени. Она может быть представлена этапами развития этого процесса.

Для организации ДПП школьников в образовательной организации необходимо разработать мо-

дель на основе концепции ДПП, имеющегося опыта и реальных условий, результатов и достижений в организации. Модель позволяет обобщенно, абстрактно и схематично представить систему допрофессиональной педагогической подготовки школьников, которая станет ориентиром для субъектов ДПП.

Для организации допрофессиональной педагогической подготовки школьников необходимо создать программу в соответствии с общими концептуальными положениями ДПП и с учетом целей и задач конкретной организации, условий ее деятельности, запроса детей и их родителей. Программа определяет основные направления (виды или сферы деятельности) и формы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Возможно составление разных программ, но в первую очередь важно коллективно создать программу развития допрофессиональной педагогической подготовки школьников в образовательной организации, которую необходимо учитывать при составлении других программ в первичных объединениях и коллективах, учитывая возраст школьников, период обучения. Для успешного решения задач ДПП и достижения высоких результатов важно, чтобы составляемые программы были согласованы, подчинялись общим идеям концепции.

В образовательной организации для реализации концепции ДПП и конкретизации программ создаются разные планы: на определенный период (перспективные, на несколько лет, год, четверть, месяц), по конкретным разделам программы (научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогов, взаимодействие с родителями и др.), для конкретных объединений обучающихся социально-педагогической направленности, индивидуальной образовательной деятельности школьников и др.

План работы можно представить в виде дорожной карты, в которой четко и в определенной последовательности прописаны шаги и действия организаторов ДПП школьников на определенный период.

В ряде случаев при проектировании ДПП полезно разрабатывать маршрут (этапы) движения к поставленным целям, например, этапы развития психолого-педагогического класса, проблемной группы педагогов и маршрут индивидуальной образовательной деятельности школьника.

При проектировании допрофессиональной педагогической подготовки в образовательной организации важно обеспечить согласованность всех видов проектов, которые должны быть взаимосвязаны и подчиняться идеям концепции. Каждый проект обосновывается конкретными концептуальными положениями.

Основной проект - программа ДПП в организации, определяющая все другие проекты, которые ее конкретизируют. Программа ДПП предусматривает решение перспективных задач подготовки педаго-

гических кадров, реализацию идей концепции ДПП, взаимосвязь с другими программами образовательной организации, интеграцию учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования школьников. Такая программа, как правило, составляется на год или несколько лет, она может уточняться, корректироваться по ходу ее реализации.

В обобщенном виде программа допрофессиональной педагогической подготовки школьников может быть представлена следующими разделами:

Введение

1. Краткая информация об организации на первом этапе организации ДПП. В дальнейшем этот раздел включает краткий анализ ДПП школьников за прошедший период.

2. Концепция допрофессиональной педагогической подготовки школьников.

3. Содержание, формы, методы и технологии допрофессиональной педагогической подготовки школьников.

4. Взаимодействие субъектов образовательных отношений в процессе допрофессиональной педагогической подготовки школьников.

5. Создание условий для реализации программы.

6. Повышение профессионального мастерства педагогов в области допрофессиональной педагогической подготовки школьников.

7. Изучение эффективности и анализ процесса до-профессиональной педагогической подготовки школьников.

Предлагая вариант программы, отметим, что в каждой организации, соблюдая общие требования, следует найти свою форму плана, которая понятна, доступна для субъектов образовательных отношений, педагогов, социальных партнеров, концептуально обоснована. При этом необходимо учитывать особенности организации, предложения, выработанные взрослыми и детьми, отражающие их интересы и потребности.

Как было отмечено, проектирование - это технологичный процесс, состоящий из логически последовательных этапов организации допрофессиональ-ной педагогической подготовки. В образовательной организации могут разрабатываться разные проекты, но невозможно обойтись без концепции и программы ДПП в образовательной организации на определенный период времени. В этой деятельности участвуют все субъекты, заинтересованные в положительных результатах.

Опираясь на многолетний педагогический опыт, представим этапы проектирования ДПП в образовательной организации:

1) подготовка педагогического коллектива к проектированию ДПП школьников, включающая создание проблемной группы (совета дела) по разработке

идей, модели и программы допрофессиональной педагогической подготовки школьников, составление плана действий, распределение обязанностей между субъектами; разъяснение важности ДПП в организации, обсуждение в педагогическом коллективе современных педагогических идей, концепции ДПП, нормативных документов;

2) изучение реальных условий и возможностей для организации допрофессиональной педагогической подготовки в образовательной организации, которое, в частности, включает изучение кадровых ресурсов, определение возможных партнеров, образовательных организаций для сотрудничества, анализ материально-технической базы; изучение потребностей и профессиональных планов обучающихся и заказа их родителей; анализ опыта работы по допрофессиональной педагогической подготовке прошлых лет; обсуждение результатов собранной информации на педагогическом совете или проблемной группы;

3) коллективный анализ материалов по изучению возможностей организации ДПП с участием всех субъектов: педагогов, школьников, родителей, партнеров на собраниях школьного и классного коллективов, где важно выяснить мнение взрослых и детей об организации и уровне допрофессиональной подготовки, предварительно проведя анкетирование, беседы, фокус-группы, и принять решение о форме организации ДПП;

4) коллективный поиск и отбор идей организации ДПП с участием заинтересованных субъектов, определение главных проблем, которые требуют первоочередного решения, и поиск путей их решения в процессе проведения продуктивных игр, защиты проектов микрогрупп; определение специфики ДПП в организации, показывающей ее «лицо» и уникальность;

5) оформление концепции и программы допрофес-сиональной педагогической подготовки школьников в образовательной организации, которое осуществляется рабочей (творческой) группой педагогов на основе изучения, обобщения и систематизации собранных материалов на предыдущем этапе, после чего проект концепции и программы предлагается для ознакомления педагогам, детям, родителям, партнерам;

6) обсуждение, утверждение концепции и программы допрофессиональной педагогической подготовки школьников на расширенном педагогическом совете с участием заинтересованных субъектов (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), где сформированные микрогруппы (по 5-6 человек) готовят свое мнение о концепции и программе, дополнения и конкретные предложения по их доработке; затем участники обсуждения распределяются в проблемные группы с учетом разделов программы, чтобы разработать содержание и мероприятия по конкретным разделам;

7) коллективная разработка программы допро-фессиональной педагогической подготовки школьников, когда обсуждается содержание соответствующего раздела, создается банк идей, осуществляется отбор наиболее продуктивных предложений, написание разделов программы отдельными лицами, представителями проблемных групп; оформление и обсуждение первого варианта программы в проблемных группах, доработка программы организаторами проектировочной деятельности и ее тиражирование для коллективного обсуждения;

8) обсуждение и утверждение программы ДПП на сборе заинтересованных субъектов в микрогруппах из взрослых и детей по следующим вопросам: соответствие программы концептуальным идеям, целесообразность структуры программы, реальность и перспективность намеченного; что нужно исключить из программы и почему; что целесообразно дополнить, конкретизировать; с решения каких задач, проблем необходимо начать работу в ближайший период; определение ответственных за реализацию конкретных разделов программы;

9) составление плана действий на ближайший год (полугодие) по реализации программы ДПП, определение структурами и субъектами организации, ответственными лицами характера своего участия в реализации программы ДПП, составление субъектами своих программ, планов по реализации проектов на год, полугодие, ближайший период; осуществление координации планов и действий администрацией образовательной организации, руководителями ДПП;

10) определение исходного уровня подготовленности школьников к педагогической деятельности, сформированности универсальных педагогических компетенций, мотивации и профессионального самоопределения; разработка критериев и показателей для определения результатов и эффективности ДПП, отслеживания результатов реализации проектов, программ, что осуществляется творческой группой и организуется администрацией и специалистами;

11) реализация программы допрофессиональной педагогической подготовки школьников, что предполагает активную деятельность педагогов и организаторов ДПП под руководством представителя администрации организации, целенаправленную работу педагогов, органов самоуправления, научно-методическое обеспечение деятельности субъектов ДПП; на этом этапе организуется коллективное проектирование ДПП в психолого-педагогическом классе или группе, а также разработка индивидуальных образовательных проектов;

12) отслеживание результатов реализации программы, которое может быть текущим, то есть при подведении итогов мероприятий, воспитатель-

ных дел, организации социально-педагогических проб; периодическим, по итогам изучения дисциплины, проведения социально-педагогической практик, в конце четверти и т.п.; итоговым - в конце учебного года, при завершении реализации концепции и программы. Это позволяет своевременно выявлять проблемы и дефициты в ДПП школьников;

13) анализ результатов, который следует после изучения результатов ДПП и предусматривает коллективное подведение итогов, обсуждение участниками деятельности проведенной работы на каждом этапе, в конце занятия, после мероприятия, уточнение дальнейших действий с учетом текущего и промежуточного анализа, чтобы обеспечить повышение качества работы субъектов. В конце года организуется коллективный анализ с участием субъектов ДПП, взрослых и детей;

14) внесение изменений в концепцию и программу ДПП организации, а также другие программы и планы на основе изучения результатов и анализа проведенной работы, корректировка программ по ходу реализации проектов ДПП и особенно в конце учебного года, мае-сентябре, когда важно коллективно решить, что нужно сохранить и развивать, от чего отказаться, что внести в проекты, чтобы удовлетворить запросы и потребности школьников, заказ родителей, а также совершенствовать процесс подготовки.

Рассмотренные выше этапы логически связаны. В то же время их последовательность весьма условна, некоторые из этапов совпадают по времени их реализации, например, 9, 10, 11 этапы. Предлагаемый алгоритм, последовательность действий важно учитывать организаторам проектирования, уточняя и конкретизируя временные периоды, содержание этапов с учетом предложений субъектов проектирования. Так, в одних организациях цикл проектирования начинается в апреле-мае, другие коллективы приступают к этому процессу в сентябре, в том случае, если открытие психолого-педагогического класса или группы происходит в этот период.

После создания программы ДПП в образовательной организации педагоги проводят проектирование программ по определенным разделам или направлениям, которые конкретизируют общую программу, например, разрабатывается проект организации социально-педагогической практики или проект модуля «Профориентация» программы воспитания и т.п.

Важнейшей структурным компонентом в организации ДПП школьников является психолого-педагогический класс (ППК) или группа, где организуется целостный, системный процесс обучения и воспитания обучающихся в аспекте их будущей профессии на основе организации социально-педагогической деятельности [Диких, Чухина: 139-142]. Очень важно, чтобы в этом коллективе формировалась благоприят-

ные условия для подготовки будущего педагога, содействующие его личностному росту. Поэтому также важно организовать проектирование деятельности психолого-педагогического класса (группы), обучающегося [Организация обучения: 21-87], следуя принципам, общей логике и технологии проектирования, изложенной выше.

Сегодня значительная часть учащихся, особенно старшеклассников, стремится обучаться по индивидуальным образовательным проектам (программам, планам, маршрутам). Особенно полезна такая организация обучения в психолого-педагогическом классе, где школьники приобретают опыт проектирования, необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, проектирование допрофессиональной педагогической деятельности школьников -это многоаспектный, многоуровневый, непрерывный и цикличный процесс, который предусматривает активное участие педагогов, организаторов, детей, родителей и заинтересованных партнеров в разработке концептуальных основ, программ, планов, обеспечивающих качественную допрофессиональную подготовку школьников, без которой вряд ли можно успешно решать проблему педагогического образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Байбородова Л.В., Белкина В.В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников: монография. Ярославль, 2021. 282 с.

Бугакова Е.В., Москвина А.В. Из педагогического класса - в педагогическую профессию // KANT. Педагогические науки. 2018. №1 (26). С.28 - 31.

Гаврилова О.М., Безрукова Н.П. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «Школа-Университет» // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 99-103.

Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. Казань, 2004. 212 с.

Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1. С. 11-20.

Диких Э.Р., Чухина Е.В. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Гуманитарные исследования. 2019. №3 (24). С. 139-142.

Жук А.И. Педагогические классы в республике Беларусь - состояние и перспективы развития // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции, г. Минск, 5 ноября 2019 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка; под ред. А. И. Жука. Минск, 2019. С. 3-5.

Муравьева Г. Е. Основы теории проектирования образовательного процесса в школе // Школа будущего. 2009. № 1. С. 51-58.

Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995. 246 с.

Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным планам [Текст]: методические рекомендации для педагогических работников / Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. Ярославль, 2006. 116 с.

Успенский В.Б. Теоретические и методические основы допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль, 1999. 235 с.

References

Baiborodova L.V., Belkina V.V. Kontseptsiia i mo-deli doprofessional'noi pedagogicheskoi podgotovki shkol'nikov: monografiia. [The concept and models of pre-professional pedagogical training of schoolchildren: monograph]. Iaroslavl', 2021. 282 p. (In Russ.)

Bugakova E.V., Moskvina A.V Iz pedagogicheskogo klassa - v pedagogicheskuiu professiiu [From the pedagogical class to the pedagogical profession]. KANT. Pedagogicheskie nauki [KANT. Pedagogical sciences], 2018, № 1 (26), pp. 28-31. (In Russ.)

Gavrilova O.M., Bezrukova N.P. Innovatsionnye formy pedagogicheskogo soprovozhdeniia starsheklas-snikov k vyboru pedagogicheskoi professii v sisteme «Shkola-Universitet» [Innovative forms of pedagogical support for high school students to choose a teaching profession in the "School-University" system]. Kazan-skii pedagogicheskii zhurnal. [Kazan Pedagogical Journal], 2016, №2-1 (115), pp. 99-103. (In Russ.)

Gur'e L.I. Proektirovanie pedagogicheskikh sistem: ucheb. posobie. [Design of pedagogical systems: studies. stipend]. Kazan', 2004. 212 p. (In Russ.)

Dakhin A.N. Modelirovanie v pedagogike [Modeling in pedagogy]. Idei i idealy. [Ideas and ideals]. 2010. T. 2. № 1. pp. 11-20. (In Russ.)

Dikikh E.R., Chukhina E.V. Deiatel'nost' pedagogicheskikh klassov: opyt Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Activities of pedagogical classes: experience of Omsk State Pedagogical Univer-

sity]. Gumanitarnye issledovaniia [Humanitarian studies], 2019, №3 (24), pp. 139-142. (In Russ.)

Zhuk A.I. Pedagogicheskie klassy v respublike Belarus' - sostoianie i perspektivy razvitiia [Pedagogical classes in the Republic of Belarus - the state and prospects of development]. Pedagogicheskie klassy: opyt iperspektivy: materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Minsk, 5 noiabria 2019 g. [Teaching classes: Experience and prospects: materials of the III International Scientific and Practical Conference, Minsk, November 5, 2019], ed. by Maksima Tanka; pod red. A. I. Zhuka. Minsk, 2019, pp. 3-5. (In Russ.)

Muraveva G. E. Osnovy teorii proektirovanija obra-zovatel'nogo processa v shkole [Fundamentals of the theory of designing the educational process at school]. Shkola budushhego [School of the future], 2009, № 1, pp. 51-58. (In Russ.)

Novye tsennosti obrazovaniia: tezaurus dlia uchite-lei i shkol'nykh psikhologov [New values of education: Thesaurus for teachers and school psychologists], ed. by N.B. Krylova. Moscow, 1995, pp. 114. (In Russ.)

Organizatsiia obucheniia starsheklassnikov sel'skikh shkol po individual'nym planam: metodicheskie reko-mendatsii dlia pedagogicheskikh rabotnikov [Organization of training of high school students of rural schools according to individual plans: methodological recommendations for teaching staff], ed. by L.V Baiborodovoi, L. N. Serebrennikova. Iaroslavl', 2006, 116 p. (In Russ.)

Uspenskii V.B. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy doprofessional'noi pedagogicheskoi podgotovki shkol'nikov [Theoretical and methodological foundations of pre-professional pedagogical training of schoolchildren]. Iaroslavl', 1999, 235 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 18.04.2022; одобрена после рецензирования 19.06.2022; принята к публикации 27.06.2022.

The article was submitted 18.04.2022; approved after reviewing 27.06.2022; accepted for publication 27.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.