Научная статья на тему 'Проектирование декоративного изделия из нетрадиционного материала в процессе обучения декоративно-прикладному искусству'

Проектирование декоративного изделия из нетрадиционного материала в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение декоративно-прикладному искусству / проектирование декоративного изделия / нетрадиционные материалы / нетрадиционные производственные материалы / пенополиуретановый герметик / teaching decorative and applied art / decorative product design / non-traditional materials / non-traditional pro-duction materials / polyurethane foam sealant

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна, Попова Екатерина Игоревна, Стихина Екатерина Сергеевна

Статья посвящена особенностям проектирования декоративного изделия из нетрадиционного материала в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Отмечена проблема объединения традиционных художественных ценностей с новыми нетрадиционными выразительными возможностями материалов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, что позволяет не только расширить полихудожественный кругозор, но и раскрыть творческие способности каждого обучающегося, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Анализируются понятие «нетрадиционные материалы», подразумевающее применение новых материалов, инструментов и способов проектирования декоративных изделий, которые не являются общепринятыми, привычными. Рассматриваются виды нетрадиционных материалов, обеспечивающие наибольшую выразительность образа проекта декоративного изделия через разнообразие свойств и качеств применяемого материала. Особое внимание уделено использованию пенополиуретанового герметика как нетрадиционного производственного материала в процессе проектирования декоративных изделий. Выделяются характерные свойства герметизирующего материала. Раскрывается некий единый алгоритм действий при создании любого проекта декоративного изделия из пенополиуретанового герметика. При этом отмечено, что применение производственных нетрадиционных материалов для декоративно-прикладной деятельности, в частности пенополиуретанового герметика это все примеры творческого подхода педагогов к художественному образованию, которые сходны в одном увлечённом отношении к декоративно-прикладному искусству, стремлении внести что-то новое, нестандартное и оригинальное в личную практику обучения и воспитания обучающихся, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна, Попова Екатерина Игоревна, Стихина Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a decorative product from a non-traditional material in teaching arts and crafts

The article is devoted to the peculiarities of designing a decorative product made of non-traditional material in the process of teaching decorative and applied art. The problem of combining traditional artistic values with new non-traditional expressive possibilities of materials which allows not only to expand the poly-artistic horizons but also to reveal the creative abilities of each student which will have a beneficial effect on further education, will contribute to a conscious choice of profession. The concept of “unconventional materials” is analyzed, implying the use of new materials, tools and methods of designing decora-tive products that are not generally accepted and familiar. The types of non-traditional materials that provide the greatest ex-pressiveness of the image of a decorative product project through a variety of properties and qualities of the material used are considered. Special attention is paid to the use of polyurethane foam sealant as an unconventional production material when designing decorative products. The characteristic properties of the sealing material are highlighted. A certain unified algorithm of actions is revealed when creating any project of a decorative product made of polyurethane foam sealant. At the same time, it is noted that the use of non-traditional production materials for decorative and applied activities, in particular polyurethane foam sealant, are all examples of the creative approach of teachers to art education which are similar in one thing an enthusi-astic attitude to decorative and applied art, the desire to bring something new, non-standard and original into the personal practice of teaching and educating students, the desire to achieve higher significant results in the development of creative qualities of the personality of students.

Текст научной работы на тему «Проектирование декоративного изделия из нетрадиционного материала в процессе обучения декоративно-прикладному искусству»

УДК 37.016:745 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_138

Татьяна Викторовна Зверева, Екатерина Игоревна Попова, Екатерина Сергеевна Стихина

г. Шадринск

Проектирование декоративного изделия из нетрадиционного материала в процессе обучения декоративно-прикладному искусству

Статья посвящена особенностям проектирования декоративного изделия из нетрадиционного материала в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Отмечена проблема объединения традиционных художественных ценностей с новыми нетрадиционными выразительными возможностями материалов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, что позволяет не только расширить полихудожественный кругозор, но и раскрыть творческие способности каждого обучающегося, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии. Анализируются понятие «нетрадиционные материалы», подразумевающее применение новых материалов, инструментов и способов проектирования декоративных изделий, которые не являются общепринятыми, привычными. Рассматриваются виды нетрадиционных материалов, обеспечивающие наибольшую выразительность образа проекта декоративного изделия через разнообразие свойств и качеств применяемого материала. Особое внимание уделено использованию пенополиуретанового герметика как нетрадиционного производственного материала в процессе проектирования декоративных изделий. Выделяются характерные свойства герметизирующего материала. Раскрывается некий единый алгоритм действий при создании любого проекта декоративного изделия из пенополиуретанового герметика. При этом отмечено, что применение производственных нетрадиционных материалов для декоративно-прикладной деятельности, в частности пенополиуретанового герметика - это все примеры творческого подхода педагогов к художественному образованию, которые сходны в одном - увлечённом отношении к декоративно-прикладному искусству, стремлении внести что-то новое, нестандартное и оригинальное в личную практику обучения и воспитания обучающихся, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности обучающихся.

Ключевые слова: обучение декоративно-прикладному искусству, проектирование декоративного изделия, нетрадиционные материалы, нетрадиционные производственные материалы, пенополиуретановый герметик.

Tatiana Viktorovna Zvereva, Ekaterina Igorevna Popova, Ekaterina Sergeevna Stikhina Shadrinsk

Designing a decorative product from a non-traditional material in teaching arts and

crafts

The article is devoted to the peculiarities of designing a decorative product made of non-traditional material in the process of teaching decorative and applied art. The problem of combining traditional artistic values with new non-traditional expressive possibilities of materials which allows not only to expand the poly-artistic horizons but also to reveal the creative abilities of each student which will have a beneficial effect on further education, will contribute to a conscious choice of profession. The concept of "unconventional materials" is analyzed, implying the use of new materials, tools and methods of designing decorative products that are not generally accepted and familiar. The types of non-traditional materials that provide the greatest expressiveness of the image of a decorative product project through a variety of properties and qualities of the material used are considered. Special attention is paid to the use of polyurethane foam sealant as an unconventional production material when designing decorative products. The characteristic properties of the sealing material are highlighted. A certain unified algorithm of actions is revealed when creating any project of a decorative product made of polyurethane foam sealant. At the same time, it is noted that the use of non-traditional production materials for decorative and applied activities, in particular polyurethane foam sealant, are all examples of the creative approach of teachers to art education which are similar in one thing - an enthusiastic attitude to decorative and applied art, the desire to bring something new, non-standard and original into the personal practice of teaching and educating students, the desire to achieve higher significant results in the development of creative qualities of the personality of students.

Keywords: teaching decorative and applied art, decorative product design, non-traditional materials, non-traditional production materials, polyurethane foam sealant.

В системе художественного образования декоративно-прикладному искусству отводится значимая роль, в основном, не выходящая за рамки традиционных, проверенных историей видов выполнения декоративных изделий. В настоящее время в теории и практике декоративно-прикладного искусства, которое имеет в нашей стране глубокие устоявшиеся традиции, широко использует

138

новейшие материалы, средства, оборудование и технологии изготовления в процессе проектирования предметов и объектов декоративно-прикладного искусства. В рамках этих обстоятельств традиционные направления декоративно-прикладного искусства подверглись серьезной трансформации, а творческий спектр их расширился как за счет поиска новых идей, замыслов, технологий и средств

ISSN 2542-0291

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (59) 2023

передачи создаваемых образов в процессе проектирования декоративных изделий обучающимися.

Важность сохранения традиционности в проектировании изделий декоративно-прикладного искусства в новых современных условиях образования с одновременным применением новаторства можно осуществить через:

- импровизацию при создании проекта декоративно-прикладного искусства;

- применение инновационных технологий в создании проекта декоративного изделия;

- синтез различных видов декоративно-прикладного искусства и их новая интерпретация в проектировании декоративного изделия;

- трансформацию существующих стереотипов, т.е. традиции;

- использование нетрадиционных или новых материалов, методов и приемов для создания проекта декоративного изделия.

Изучая вопрос проектирования декоративных изделий в образовательных условиях, следует отметить, что современное декоративно-прикладное искусство стремительно меняет точку зрения на проблемы развития творческого потенциала и условия формирования творческих способностей, смену детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов, техник и материалов. Наиболее эффективным способом решения таких проблем является объединение традиционных художественных ценностей с новыми нетрадиционными выразительными возможностями материалов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Возможность применения нетрадиционных материалов в процессе обучения декоративно-прикладной деятельности не является новой и необходимость их использования в образовательном процессе приводит к повышению результативности обучения, при котором отход от традиционных, привычных способов проектирования декоративных изделий способствует поиску новых творческих решений через разнообразие свойств и качеств применяемого материала. Воплощая практический опыт проектирования декоративных изделий в нетрадиционном материале на занятиях декоративно-прикладным искусством приобретают основополагающее значение определенные характерные свойства, такие как:

- физические свойства (толщина, структура, прочность, жесткость);

- формообразующие свойства (упругость, гибкость, растяжение и сжатие);

- оптические свойства (цвет, оттенок, светопроницаемость);

- химические свойства (обработка, окраска).

Именно нетрадиционность материалов, их

свойства и способы применения позволяют прежде всего обеспечить наибольшую выразительность образа проекта декоративного изделия, если учитывать:

- соответствие выбора нетрадиционных материалов их возможностям;

- соответствие формы и образа проекта декоративного изделия из нетрадиционного материала его назначению;

- общее композиционное решение проекта декоративного изделия из нетрадиционного материала.

Актуальность проблемы использования нетрадиционных материалов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству обусловила необходимость рассмотреть понятие «нетрадиционные материалы». На первый взгляд, к нетрадиционным материалам относят абсолютно любые нетипичные средства для проектирования декоративных изделий, но выходя за рамки привычного понимания термин «нетрадиционные» можно рассмотреть, как не являющиеся традиционными; связанные с отступлением, отказом от традиций; свежими; новаторскими. Тем более нередко под понятием «нетрадиционный» в декоративно-прикладном искусстве подразумевают не только материалы, но применение новых инструментов и способов изготовления декоративных изделий, которые не являются общепринятыми, привычными [1].

В программный материал декоративно-прикладного искусства зачастую включены такие виды нетрадиционных материалов, которыми можно заменить в работе обычные, традиционно используемые на материалы [4]. Это может быть, например:

- полимерные материалы - линолеум, резиновые шланги разного диаметра, клейкая лента, изоляция с проводов, пенопласт и т.д.;

- бумажные и картонные материалы - офсетная бумага, бумажная масса, газетная бумага, упаковочная и оберточная бумага, картографическая бумага, обойная бумага, обложечная бумага, макулатурный картон, строительный картон, полиграфический картон и т.д.;

- картонажные материалы - бумажные мешки, пакеты, складные пачки, коробки и т. п.;

- природные материалы - песок, ракушки, скорлупа, пух, перо и т. д.;

- древесные материалы - древесно-стружеч-ная плита, опилки, стружка, шпон;

- металлические материалы - проволока, жестяные банки, гвозди;

- пластмассовые материалы - пуговицы, упаковки с ячейками, теннисные мячи, посуда, горшки, вазоны и др.

- натуральные материалы - вата, марля, шпагат, пенька, нитки;

- синтетические материалы - люрекс, синтепон, поролон, изолон [4].

Список ассортимента нетрадиционных видов материалов далеко не полный, должен постоянно корректироваться в зависимости от опыта и подготовки преподавателя, а также от времени и места выполняемых работ. В частности, за последние не-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (59) 2023

139

сколько лет для изготовления изделий декоративно-прикладного искусства применяется производственный материал, потенциал использования и применение которого практически безграничен.

Вопрос поиска новых декоративных форм и проектирования декоративных изделий из инновационных производственных материалов в декоративно-прикладном искусстве представляется недостаточно изученной в современных научных исследованиях. При этом, важно отметить, что включение производственных материалов в содержание программ по декоративно-прикладного искусства в условиях художественного образования оправдано, т.к. работа с ними позволяет не только расширить полихудожественный кругозор, но и раскрыть творческие способности каждого обучающегося, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

В широком смысле под производственными материалами понимают такие материалы, которые не входят в состав конечного продукта, но необходимы для нормального функционирования производственного процесса [3].

Внедрение таких материалов в учебный процесс предполагает сохранение традиционного декоративно-прикладного искусства в новых современных условиях существования с одновременным применением новаторства в этой области. Распространенными производственными материалами в области декоративно-прикладного искусства в практике выступают: пузырчатая алюминиевая пленка, титановая пена, графеновый аэрогель, искусственный паучий шелк, молекулярный суперклей и т.д. [2].

Все эти новшества вполне применимы при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства. Среди всего разнообразия производственных материалов особую значимость приобретает использование технологических возможностей герметика. Этот удобный полимерный материал способен облегчить монтажную работу, и спектр его применения необычайно высок. Но сейчас все чаще герме-тик стал получать необычное употребление в качестве материала для проектирования декоративных изделий. Чтобы разобраться, как это делать - необходимо вначале знать, что из себя представляет гер-метик и какими особенностями он обладает.

Герметик - вязкий полимерный состав, который отвердевает под действием влажности воздуха [5]. При контакте с воздухом смесь начинает значительно увеличиваться в объеме и происходит полимеризация вещества. Герметики бывают поли-уретановые, акриловые, силиконовые, битумные, тиоколовые и т.д. Наибольшее распространение в процессе обучения декоративно-прикладному искусству получил пенополиуретановый герметик.

Обратим внимание и выделим характерные следующие свойства герметизирующего материала:

- объём - при выходе из баллона, пенополи-уретановый герметик расширяет свой объем, разница которого по отношению к первоначальному составляет 40 раз;

- легкость - пенополиуретановый герметик не утяжеляет конструкцию;

- высокая степень адгезии - пенополиурета-новый герметик прочно сцепляется с большинством поверхностей материалов, исключая только маслянистые и полимерные покрытия;

- нет склонности к деформации - пенополи-уретановый герметик химически затвердевает.

Благодаря этим параметрам герметизирующего материала начало появляться множество декоративных изделий, изготовленных из пенополи-уретанового герметика. В последнее время широкую популярность приобрели скульптурные композиции и статуэтки из пенополиуретанового герметика, которые используют не только для помещений, но и на открытом воздухе.

Для создания качественных изделий декоративно-прикладного искусства из пенополиуретано-вого герметика используется неизменный набор предметов:

- пенополиуретановый герметик в баллонах и специальный пистолет для него;

- плёнка или клеёнка для защиты рабочей поверхности;

- канцелярский нож с дополнительными лезвиями (при работе их менять приходится часто - быстро тупятся);

- растворитель или очиститель для удаления пенополиуретанового герметика с различных поверхностей;

- латексные перчатки, чтобы защитить руки (тканевые быстро в негодность приходят);

- для выравнивания поверхности декоративных изделий в процессе проектирования нужна крупная и мелкая наждачная бумага;

- колер для краски (чтобы добиться нужного оттенка);

- набор кистей разных размеров, предназначенные для внешних работ;

- мебельный бесцветный защитный лак (особенно, если используете акриловую краску);

- чистая ветошь для очистки дула пистолета и удаления излишек герметика;

- для изготовления каркаса задуманной поделки потребуется разная пластмассовая или пластиковая никому не нужная тара, дощечки, арматура, проволока, куски старого линолеума и другой бросовый материал;

- утяжелители (пенополиуретановый герме-тик имеет небольшой вес, поделки необходимо утяжелить каким-нибудь подручным материалом). В качестве утяжелителя обычно используют мелкие камни, гравий, щебень, песок;

- шпаклевка: очень удобно корректировать некоторые детали в процессе доработки.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 140_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (59) 2023_2542-0291

Существует некий единый алгоритм действий при создании любого проекта декоративного изделия из пенополиуретанового герметика:

- наличие изображение фигурки, схемы или эскиза, за образец будущего декоративного изделия может быть взяты образ животных и птиц, детская игрушка, персонаж сказки, кинофильма или мультфильма, а также и классическое произведение искусства, отображающие идейные предпосылки будущего проекта декоративного изделия и его прообраз;

- изучение инструкции производителя пено-полиуретанового герметика, указанной на упаковке, с целью предупреждения вероятности развития нежелательных последствий;

- подготовка рабочей поверхности, предварительно застелив её бумагой или клеенкой - убедиться, что нет мелкого мусора и сквозняка;

- установление, укрепление и утяжеление каркаса, соответствующего будущему проекту декоративного изделия (в качестве каркаса используются подручные материалы - пенопласт, пластиковые бутылки, проволока, пластилин, деревянные рейки и т. д.), на который и будет слоями наноситься пенополиуретановый герметик;

- неоднократное встряхивание баллончика с герметиком, при этом держать его надо вниз колпачком - так снижается давление газа и расходуется больше пенополиуретанового герметика;

- расположение каркаса декоративного изделия вертикально или горизонтально, нанесение тонким слоем (толщиной не более 5 см) пенополиуретанового герметика при помощи специального пистолета;

- первоначальное «схватывание» пенополи-уретанового герметика в течение часа, а окончательное высыхание, в зависимости от толщины нанесенного слоя, в пределах 10 часов;

- обозначение карандашом или маркером места расположения впадин и выпуклостей, предусмотренные концепцией проекта декоративного изделия из пенополиуретанового герметика;

- нанесение последующих слоев пенополи-уретанового герметика, давая каждой прослойке хорошо высохнуть (минимум 15 минут) с учетом его физических свойств - разрушение пены под собственной тяжестью;

- полное просыхание герметика, ненужные пустоты заполнить пеной, а лишние фрагменты удалить канцелярским ножом, придавая очертания будущего проекта декоративного изделия;

- прикрепление дополнительных каркасных элементов из проволоки, воткнув их в высохший герметик каркаса, нанесение на них слоев пенопо-лиуретанового герметика по тому же принципу;

- нанесение шпаклевки и отшлифовывание пенополиуретанового герметика до гладкой поверхности наждачной бумагой, закрепленную на деревянный брусок, оставляя поверхность без шероховатостей;

- декорирование можно начинать после полного застывания - использование красок и дополнительного декора (искусственные цветы, бусы, светодиодные лампочки, пуговицы, шарики, цветные стеклышки).

Как видно из написанного, научиться создавать проекты декоративных изделий из пенополи-уретанового герметика при наличии понимания итогового художественного замысла несложно, хоть это и потребует времени. Более того проектирование декоративных изделий из пенополиурета-нового герметика в процессе обучения декоративно-прикладному искусству приобретает основополагающее значение в плане образовательных, развивающих и воспитывающих возможностей такие, как:

- формирование базовых знаний по проектированию декоративных изделий из пенополиурета-нового герметика через практические навыки традиционной художественной обработки различных материалов декоративно-прикладного искусства;

- развитие анализаторских способностей для изучения выразительных художественных свойств и технологических приемов обработки пе-нополиуретанового герметика в процессе проектирования декоративного изделия;

- воспитание ценности традиций декоративно-прикладного искусства и свободного выражения в процессе проектирования декоративного изделия из пенополиуретанового герметика.

Таким образом, применение производственных нетрадиционных материалов для декоративно-прикладной деятельности, в частности пенополи-уретанового герметика - это все примеры творческого подхода педагогов к художественному образованию, которые сходны в одном - увлечённом отношении к декоративно-прикладному искусству, стремлении внести что-то новое, нестандартное и оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности обучающихся, в то время как традиционным объектам декоративно-прикладного искусства присущи некоторая выработанная заданность и предопределённость воплощения художественных образов в декоративном материале, что в определенной степени не позволяет расширить творческие возможности обучающихся в создании нечто нового.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белобрыкина, О.Е. Развитие творческих способностей / О.Е. Белобрыкина. - Москва : Никея, 2016. - 216 с. -Текст : непосредственный.

2. Конова, С.В. Современные технологии изготовления предметов ДПИ / С.В. Конова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва : Институт стратегических исследований, 2014. - С. 409-411.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 3 (59) 2023

141

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Миротин, Л.Б. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры : учеб. пособие / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. - Москва : ИНФРА-М, 2003. - 252 с. - Текст : непосредственный.

4. Нагибина, М.И. Обновление содержания программы трудового обучения в начальных классах (работа с нетрадиционными материалами) / М.И. Нагибина. - Текст : электронный // Ярославский педагогический вестник. - URL: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka _i_psichologiy/4_7/.

5. Соломахо, В.Л. Справочник конструктора-приборостроителя. Проектирование. Основные нормы / В.Л. Соломахо, Р.И. Томилин, Б.В. Цитович, Л.Г. Юдовин. - Минск : Вышэйшая школа, 1988. - 272 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Belobrykina O.E. Razvitie tvorcheskih sposobnostej [Development of creative abilities]. Moscow: Nikeja, 2016. 216 p.

2. Konova S.V. Sovremennye tehnologii izgotovlenija predmetov DPI [Modern technologies for the manufacture of DPI items]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences]. Moscow: Institut strategicheskih issledovanij, 2014, pp. 409-411.

3. Mirotin L.B., Tashbaev Y.Je. Logistika dlja predprinimatelja: osnovnye ponjatija, polozhenija i procedury: ucheb. posobie [Logistics for an entrepreneur: basic concepts, regulations and procedures]. Moscow: INFRA-M, 2003. 252 p.

4. Nagibina M.I. Obnovlenie soderzhanija programmy trudovogo obuchenija v nachal'nyh klassah (rabota s netradi-cionnymi materialami) [Updating the content of the labor training program in elementary grades (working with non-traditional materials)]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/ped-agoka _i_psichologiy/4_7/.

5. Solomaho V.L., Tomilin R.I., Citovich B.V., Judovin L.G. Spravochnik konstruktora-priborostroitelja. Proektirovanie. Osnovnye normy [Reference book of the instrument designer. Designing. Basic norms]. Minsk: Vyshjejshaja shkola, 1988. 272 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Т.В. Зверева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального-технологического образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: vip.zvereva1982@mail.ru.

Е.И. Попова, кандидат экономических наук, доцент кафедры программирования и автоматизации бизнес-процессов, директор института информационных технологий, точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: itien@shgpi.edu.ru.

Е.С. Стихина, студент института информационных технологий, точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: katstih17@gmail.com. INFORMATION ABOUT AUTHORS:

T.V. Zvereva, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Vocational and Technological Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, e-mail: vip.zvereva1982@mail.ru.

E.I. Popova, Ph. D. in Economics, Associate Professor, Department of Programming and Automation of Business Processes, Director of the Institute of Information Technologies, Exact and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, e-mail: itien@shgpi.edu.ru.

E.S. Stikhina, Undergraduate Student, Institute of Information Technologies, Exact and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, e-mail: katstih17@gmail.com.

УДК 377.018.48: 35.08 Б01: 10.52772/25420291_2023_3_142

Лаура Советовна Каиржанова, Айгуль Уалихановна Жамантаева, Дмитрий Витальевич Лазаренко, Балганым Дюсеновна Оспанова г. Петропавловск, Республика Казахстан

Формирование ценностей у молодежи (на примере государственных служащих)

Деятельность государственных служащих должна быть ориентирована на решение насущных проблем населения, на качественное оказание государственных услуг. Центральной ценностью государственной службы выступает служение народу. От соотношения личностных ценностей зависит то, каким образом государственные служащие станут транслировать в своей работе ключевые ценности своей профессиональной деятельности. Впервые поступившие на государственную службу проходят определенный период адаптации, вхождения в «профессиональное поле». Ценности молодых государственных служащих претерпевают определенное преломление в период адаптации к новым условиям. Поэтому привитие необходимых регуляторов поведения молодым госслужащим достаточно актуальная проблема. В статье приводятся результаты исследования мотивационных типов ценностей молодых государственных служащих, обсуждается собственный опыт в организации обучения государственных служащих и формирования необходимых для их профессиональной деятельности ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценности, государственные служащие, развитие талантов, наставничество, человекоцентрич-ность.

"ТТ2 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 142_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (59) 2023_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.