Научная статья на тему 'Проектирование автоматизированной обучающей системы как образовательной среды развития компетентности специалистов'

Проектирование автоматизированной обучающей системы как образовательной среды развития компетентности специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / AUTOMATIZED TEACHING SYSTEM / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна, Колосович Марина Сергеевна

В статье описывается опыт создания автоматизированной обучающей системы в целях развития компетентности дознавателей и начальников подразделений дознания ОВД. На основе ситуационно-средового подхода к проектированию образовательного процесса раскрываются особенности данной автоматизированной обучающей системы. Приводятся результаты изучения мнений обучающихся и преимущества разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходякова Наталия Владимировна, Колосович Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTING AN AUTOMATIZED TEACHING SYSTEM AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SPECIALISTS’ COMPETENCE DEVELOPMENT

The experience of making the automatized teaching system as means of interrogating officers’ competence development is described in the article. On the basis of situational and environmental approach to projecting educational process the specific features of this automatized teaching system are unraveled. The results of investigating students’ opinions and the advantages of this project are given.

Текст научной работы на тему «Проектирование автоматизированной обучающей системы как образовательной среды развития компетентности специалистов»

Педагогические науки

Н.В. Ходякова, М.С. Колосович,

доктор педагогических наук, доцент, кандидат юридических наук, доцент,

Волгоградская академия МВД России Волгоградская академия МВД России

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

PROJECTING AN AUTOMATIZED TEACHING SYSTEM AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SPECIALISTS’ COMPETENCE DEVELOPMENT

В статье описывается опыт создания автоматизированной обучающей системы в целях развития компетентности дознавателей и начальников подразделений дознания ОВД. На основе ситуационно -средового подхода к проектированию образовательного процесса раскрываются особенности данной автоматизированной обучающей системы. Приводятся результаты изучения мнений обучающихся и преимущества разработки.

The experience of making the automatized teaching system as means of interrogating officers ’ competence development is described in the article. On the basis of situational and environmental approach to projecting educational process the specific features of this automatized teaching system are unraveled. The results of investigating students ’ opinions and the advantages of this project are given.

Новые приоритеты российского образования ориентируют проектировщиков образовательных систем на становление и непрерывное развитие компетентности специалистов, под которой современные исследователи В.А. Болотов, Е.О. Иванова, А.М. Кондаков, А.М. Митяева, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, М.М. Шалашова и др. понимают приобретенный человеком опыт мотивации, ценностно-смысловых отношений, рефлексии, репродуктивной и творческой деятельности, развития индивидуальных способностей,

т.е. своеобразный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта. Учеными доказано, что развитие компетентности специалиста сопряжено с развитием его личности, является продуктом его собственной жизнетворческой активности. Компетентность нельзя сформировать посредством трансляции готового знания и известных образцов выполнения деятельности, она развивается одновременно с развитием личности специалиста в ходе самостоятельного решения им реальных проблем, апро-

204

Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015

бации различных моделей профессионального поведения и деятельности [1—6].

Как показывают проведенные нами исследования [7], проектирование личностно развивающего образовательного процесса невозможно без создания образовательной среды, которая обеспечивает обучающихся с различающимся когнитивно-деятельностным и личностным опытом необходимыми условиями профессиональноличностного развития: внешними стимулами познавательной активности (социальными требованиями, противоречиями и коллизиями, статусными вызовами, ролевыми ожиданиями, подкреплениями и санкциями); содержательными источниками формирования индивидуальной профессиональной позиции (жизненным и культурным контекстом, профессиональными нормами и образцами, целостными образами); процессуальными возможностями учебнопрофессиональной деятельности и коммуникации (пространственно-временным режимом, диапазоном выбора партнеров, ресурсов, способов и средств). Образовательный процесс, проектируемый как активное взаимодействие личности с образовательной средой, отвечает природе личностного развития, развитие личности вне условий среды невозможно.

В данной работе авторами на примере проектирования автоматизированной обучающей системы «Оформление процессуальных документов уголовного дела (в сокращенной форме дознания)» описывается опыт создания в Волгоградской академии МВД России личностно развивающей образовательной среды, позволяющей обучающимся на факультете повышения квалификации дознавателям (начальникам подразделений дознания ОВД районного уровня) с различным опытом повышать свой уровень компетентности по вопросам осуществления предварительного расследования и производства следственных действий. Оговоримся, что термин «автоматизированная обучающая система», используемый нами в названии разработки, является общепринятым в педагогике и обозначает «комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечений на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения» [8], а словосочетание «как образовательной среды» указывает на специфику средового проектирования образовательного процесса в целом и процесса обучения в частности. Эта специфика состоит в том, что в разработанной нами автоматизирован-

ной обучающей системе учитываются не только внутренние связи названных компонентов комплекса между собой, но и их связи с внешними условиями среды (стимулами, содержательными источниками и процессуальными возможностями профессионально-личностного развития).

Проведенный нами в 2014 г. мониторинг правоприменительной практики территориальных ОВД (в исследовании участвовало 127 дознавателей и начальников подразделений дознания ОВД районного уровня из 36 регионов страны) позволил сделать вывод о том, что дознаватели и их руководители негативно восприняли новшества, введенные Федеральным законом от 04.03.2013 г. № 23-ФЗ, позволяющие осуществлять дознание в кратчайшие сроки. Осознавая необходимость оптимизации расходования сил и средств осуществляемого расследования, а также исключения необоснованного затягивания сроков досудебного разбирательства, указанные должностные лица не верят в эффективность предложенной релевантной модели дознания и отмечают ненужность такого нововведения.

Необходимо отметить, что такая же настороженность, а в ряде случаев и отрицание нововведения, прослеживается и в суждениях некоторых ученых-процессуалистов. При этом на вопрос о необходимости возвращения ранее существовавшей протокольной формы подготовки материалов подавляющее большинство опрошенных дознавателей (начальников подразделений дознания ОВД районного уровня) ответили положительно и только 25 (из 127) с этим не согласились.

Представляется, что одним из камней преткновения в реализации норм института дознания в сокращенной форме является не только определенная несогласованность его норм, но и отсутствие у дознавателей (их руководителей) опыта осуществления новой формы дознания, а также составления соответствующих процессуальных документов. Так, на вопрос, имеются ли случаи производства в подразделении дознания в сокращенной форме, подавляющее большинство опрошенных ответили отрицательно. Отсутствие (или минимум) соответствующей правоприменительной практики не может служить оправданием ограничения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства неграмотным применением норм рассматриваемого института.

Авторами была проанализирована многолетняя педагогическая практика преподавания спец-

205

Педагогические науки

курса повышения квалификации начальников подразделений дознания ОВД районного уровня. Обладая практическим опытом в расследовании уголовных дел и составлении соответствующих процессуальных документов, указанная целевая аудитория недостаточно ориентируется в современных достижениях юридической науки и стремительно меняющегося законодательства страны. Неосведомленность об изменениях и тенденциях развития криминалистической техники, тактики и методики препятствует качественному планированию предварительного расследования, производству отдельных следственных действий, а также составлению некоторых процессуальных документов. Нами выявлены затруднения слушателей в определении границ осматриваемой территории; выборе наиболее оптимального способа осмотра места происшествия и его последовательности; применении технических средств обнаружения и фиксации следов и предметов на месте происшествия в зависимости от времени суток, года, характера совершенного преступления; полноте и грамотности составления соответствующего протокола и др.

О недостаточном уровне профессиональной компетентности дознавателей свидетельствует и судебная практика. Представителями судебного сообщества выявляются нарушения уголовнопроцессуального законодательства при производстве осмотра места происшествия (других следственных действий) и фиксации его результатов в соответствующем протоколе. Усугубляет ситуацию и тот факт, что протокол осмотра места происшествия занимает ведущее место в системе объективных доказательств вины подсудимого, является объектом пристального внимания и предметом обжалования его допустимости как доказательства стороной защиты. К нему апеллирует суд, аргументируя свои решения, указанные в резолютивной части приговора.

Учитывая изложенное, авторский коллектив кафедры организации следственной работы и кафедры информатики и математики Волгоградской академии МВД России поставил перед собой задачу проектирования автоматизированной обучающей системы «Оформление процессуальных документов уголовного дела (в сокращенной форме дознания)» (АОС), позволяющей в кратчайшие сроки, с привлечением минимального количества сил и средств поднять у слушателей факультета повышения квалификации уровень компетентности в осуществлении дознания в

сокращенной форме и составлении соответствующих процессуальных документов.

Методологической основой педагогической модели АОС является ситуационно-средовой подход к проектированию образовательных сред, развивающих компетентность [9]. Реализация данного подхода предполагает дифференциацию обучающихся на четыре типологических группы в зависимости от индивидуальной ситуации взаимодействия с образовательной средой (адаптирующиеся к новым средовым условиям индивиды; субъекты самостоятельной деятельности в образовательной среде; субъекты рефлексии взаимодействия со средой; субъекты творческого преобразования среды) и актуализацию в образовательной среде условий (т.е. внешних стимулов познавательной активности, содержательных источников формирования профессиональной позиции и процессуальных возможностей деятельности и коммуникации) развития опыта каждой из типологических групп (см. табл.1).

Для первой группы слушателей — адаптирующихся к новой среде профессиональной деятельности индивидов — значимыми условиями являются новизна и системность предъявляемой информации. Для этой группы обучающихся в АОС был встроен информационно-правовой блок, позволяющий последовательно изучить необходимые источники правовой информации и получить системные представления о процессе дознания в сокращенной форме.

Для группы обучающихся второго типа — субъектов самостоятельной деятельности — значимыми условиями образовательной среды являются свобода выбора действий и наличие образцов-эталонов. В этих целях нами использовался метод проблемного обучения, позволяющий вначале поставить перед испытывающим дефицит необходимого опыта обучающимся задачу, затем предоставить ему выбор средств ее решения, после чего предъявить эталонный образец того или иного процессуального документа для сравнения с результатами самостоятельной работы.

При переходе обучающегося на уровень субъекта рефлексии (третья типологическая группа) важную роль в образовательной среде начинает играть самооценка. Сравнение составленного обучающимся процессуального документа с эталонным образцом, представленным в АОС, позволило создать условия для такой самооценки. Возможность самостоятельно оценить качество выполненного задания и незамедли-

206

Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015

тельно определить допущенные ошибки [10] нашла позитивный отклик у всех обучающихся данной группы в процессе опытной апробации АОС.

Для группы четвертого типа (субъектов творчества) важной является возможность участия в совершенствовании учебно-профессиональной деятельности в образовательной среде АОС. Для

этой группы нами были предусмотрены обсуждение перспектив улучшения АОС и возможной корректировки образцов процессуальных документов с учетом различий региональных требований, а также разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования дознания в сокращенной форме.

Проектирование компонентов АОС на основе ситуационно-средового подхода

Типологическая группа обучающихся Условия развивающей образовательной среды Компоненты АОС

Адаптирующиеся индивиды Новизна предъявляемой информации, ее доступность, системность Информационно-правовой блок

Субъекты самостоятельной деятельности Вариативность средств деятельности, наличие эталонов-образцов Блок «чистого» рабочего поля для составления процессуальных документов Блок эталонных образцов процессуальных документов

Субъекты рефлексии Условия для самооценки и самокоррекции Экранное сопоставление документов, поиск ошибок и несоответствий

Субъекты творчества Предоставление возможностей для креативных инновационных изменений в учебной и профессиональной деятельности Дополнение АОС «живым» обсуждением предложений с преподавателем и итоговым анкетированием

Отметим, что специфика построения АОС позволяет использовать ее как в процессе индивидуального (в том числе самостоятельного), так и в процессе группового обучения. Методика проведения занятий с применением АОС позволяет вовлечь в учебный процесс каждого слушателя, стимулируя его самостоятельно повышать уровень своей компетентности путем использования нормативного правового ресурса АОС (УК РФ, УПК РФ, комментарии к ним, материалы судебной практики, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, методические рекомендации и др.), эталонных образцов процессуальных документов.

Использование АОС в процессе группового обучения мы сопровождали компьютерной программой iTalc дистанционного контроля деятельности обучающихся, позволяющей наблюдать экранные действия каждого слушателя в любой момент времени на любом этапе выполнения им заданий, отслеживать результаты обучения и эффективность применяемой нами методики. Программа iTalc работает в локальной сети

и поддерживает информационное взаимодействие преподавателя с каждым пользователем рабочей станции.

Наша опытная работа показала, что АОС психологически хорошо воспринимается слушателями вне зависимости от их возраста, пола и должностной категории. Работа с системой не требует специальной предварительной подготовки, она понятна и удобна в управлении. Результаты проделанной слушателем работы по решению поставленных задач, составлению организационных и процессуальных документов автоматически сохраняются в его персональной папке, что позволяет обучающемуся в часы самоподготовки продолжить анализ допущенных ошибок. Кроме того, стандартные системные требования к программному обеспечению позволяют использовать программу на доступных и недорогих компьютерах, ноутбуках.

Опытная апробация возможностей АОС продемонстрировала, что она может быть эффективно использована не только при проведении практических занятий, в ходе которых отрабатываются ин-

207

Педагогические науки

дивидуальные алгоритмы действий и происходит закрепление навыков составления организационных и процессуальных документов, но и при осуществлении хорошо зарекомендовавших себя форм контроля (составление документов учебного уголовного дела, решение ситуационных задач на зачете, экзамене и т.д.).

Конструктивно АОС имеет модульный характер и рассчитана на возможность ее дальнейшего совершенствования. В процессе апробации АОС дознаватели и начальники подразделений дознания ОВД районного уровня из 36 регионов страны отметили специфическую возможность использования руководством территориальных ОВД данной системы на местах, без отрыва дознавателей от выполнения служебных обязанностей, в качестве средства определения уровня компетентности как начинающих, так и опытных специалистов (дознавателей), а также возможность при помощи программы самостоятельно овладеть опытом расследования в форме сокращенного дознания.

По завершении обучения слушатели факультета повышения квалификации оценивали свойства АОС. Из результатов проведенного анонимного анкетирования следует, что их подавляющее большинство оценивают свойства АОС положительно: 69% опрошенных слушателей оценили структуру АОС как оптимальную; 74%

восприняли экранное представление информации как эстетичное; 86% назвали систему эргономичной; 89 % сочли ее педагогически эффективной; 86% оценили АОС как психологически мотивирующую; 89% высказались о ее необходимости в процессе обучения; 56% отметили, что она необходима им в практической деятельности; 75% сочли ее необходимой и в практической деятельности, и в процессе обучения. Все полученные в результате анкетирования критические замечания были внимательно проанализированы разработчиками и стали объективным основанием для подготовки новой версии АОС.

Структура программы, последовательность предъявления задач построены таким образом, чтобы слушатель по мере выполнения заданий и составления требуемых организационных и процессуальных документов систематически обращался к ее ресурсам, обеспечивая самостоятельное углубленное изучение федеральных законов, нормативных актов, методических рекомендаций, материалов судебной практики (см. рис. 1).

После изучения информационных ресурсов программы обучающийся составляет в электронном виде требуемые организационные и процессуальные документы, которые в виде файла размещаются в автоматически созданной программой персональной папке слушателя (см. рис. 2).

Рис. 1

208

Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015

ервис Справка )бавить в библиотеку ’■

Общий доступ т Записать на

Имя

Дата изме

Васильев А.А. 2014 03 03 14 08 39

03.03.2014

Горелов И,В. 2014_03_03_11_38_27 03.03.2014

Кирков РА. 2014_03_03_13_37_24 03.03.2014

Маркова С.Н. 2014_03_03_12_26_58 03.03.2014

Семенова О.А. 2014_03_03_11_39_49 03.03.2014

Якименко А. В. 2014 03 03 11 49 12 03.03.2014

Рис. 2

После записи созданного документа в указанной папке редактирование его текста без разрешения преподавателя становится невозможным, что обеспечивает объективный контроль за качеством выполненного слушателем задания (см. рис. 3).

При этом сам слушатель имеет возможность в режиме реального времени самостоятельно оценивать полноту и качество выполненного им задания (см. рис. 4). Активировав нужную ссылку программы, он сравнивает свой результат с эталонным вариантом соответствующего документа. Эталонный вариант документа предварительно разрабатывается преподавателем с учетом развития современной юридической науки и практики. Форму представления подготовленных слушателем процессуальных документов (электронную или письменную) определяет преподаватель.

В ходе выполнения задания преподаватель контролирует ход самостоятельной работы слушателя. Запустив на компьютере программу iTalc, преподаватель имеет возможность на своем мониторе видеть содержимое экранов всех рабочих станций, т.е. в любой момент времени может проанализировать содержание и форму создаваемых

слушателями документов, контролируя объем и качество выполнения работы (см. рис. 5).

По завершении составления требуемых документов преподаватель проводит краткую беседу со слушателями, выясняя проблемы, с которыми они столкнулись при работе над документами в АОС, обсуждает перспективы ее улучшения, в том числе с использованием анкетирования.

При групповом обсуждении составленных документов (их количество определяет преподаватель) слушатели зачастую сами выявляли свои ошибки в составлении документов, комментируя их, опираясь на особенности данной деятельности в их подразделениях дознания, делясь своим опытом преодоления возникших трудностей расследования, в результате чего происходил взаимный обмен опытом решения проблем правоприменительной практики, совместная выработка оптимального алгоритма действий дознавателя и выполнения им заданий. Преподаватель играл роль модератора: комментировал высказывания, направлял развитие дискуссии, подводил итоги обсуждения, формулировал выводы.

Пароль

Введите пароль для открытия файла L:\., ,у, Заявление Д,С,Нестерова,doc

х

Рис. 3

209

Педагогические науки

Рис. 4

Рис. 5

Групповое обсуждение созданных документов и выявленных в них ошибок позволило достичь максимально эффективного решения поставленных задач, оптимизировать алгоритмы действий дознавателя на месте происшествия на

первоначальном этапе предварительного расследования, а преподавателю дало возможность осуществлять одновременный мониторинг правоприменительной практики ОВД различных субъектов Российской Федерации.

210

Вестник Воронежского института МВД России №1/ 2015

Как показал наш эксперимент, применение в ходе занятий АОС приводит к переходу слушателей из одной типологической группы (т.е. с одного уровня компетентности) в другую (на более высокий уровень), как правило, после изучения слушателем необходимого и достаточного количества нормативных актов, закрепления важнейших действий дознавателя на первоначальном этапе расследования, формирования умения правильно планировать осмотр места происшествия, его производство, составления соответствующего протокола, а также развития до уровня навыка умения грамотно описывать обнаруживаемые на месте происшествия объекты, способы их фиксации и изъятия, их упаковку.

Программа имеет «открытую архитектуру». Ее модульная гибкая структура позволяет преподавателю в кратчайшие сроки внести необходимые корректировки, связанные с изменениями в законодательстве. Принципы построения данной программы дают возможность использовать ее ресурсы при приеме зачета и экзамена (практическая часть билетов).

Преимуществами АОС являются:

- результативность обучения в образовательной среде, развивающей опыт компетентного решения слушателями-дознавателями (их руководителями) профессиональных задач, достигаемая за счет применения ситуационно-средового подхода;

- интерактивность взаимодействия обучающегося с системой;

- оценка уровня компетентности в режиме реального времени;

- объективные ориентиры для оценки и самооценки уровня компетентности слушателей;

- быстрая психологическая адаптация слушателей к взаимодействию с системой;

- возможность применения системы в индивидуальном и групповом обучении;

- возможность сохранения созданных в ходе работы в АОС организационных и процессуальных документов;

- возможность самообразования дознавателей (начальников подразделений дознания ОВД районного уровня) по вопросам осуществления дознания в сокращенной форме без отрыва от выполнения служебных обязанностей;

- «открытость» настройки программного

продукта, включающая в себя: возможность

наращивания функций и модулей, улучшение навигационных и методических возможностей программы, оперативное изменение информационных ресурсов в соответствии с изменяющимся законодательством;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доступность программы для пользователей любого уровня компетентности и должностной категории;

- минимальные системные требования.

Созданная АОС «Оформление процессуальных документов уголовного дела (в сокращенной форме дознания)» представляет собой проект, реализующий практическую направленность обучения, включающий средовые условия и ориентированный на ситуационные типы профессионально-личностного развития специалиста, что позволяет рассматривать его как способ педагогической поддержки непрерывного процесса развития компетентности дознавателя и начальника подразделения дознания ОВД районного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. —

2007. — № 9. — С. 3—11.

2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. Содержание образования: культурологический подход // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 13—19.

3. Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 14—18.

4. Митяева А.М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // Педагогика. —

2008. — № 8. — С. 57— 64.

5. Шалашова М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. — 2008. — № 7. — С. 54—59.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002 [Электронный ресурс]. — URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 10.01.2015).

7. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография. — Волгоград: Перемена, 2012. — 170 с.

8. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

9. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: дис. ... д-ра пед. наук. — Волгоград, 2013. — 450 с.

10. Овчинников В.А, Крючков В.В., Кор-маков А.Э. Об объективизации педагогического контроля в вузах МВД России // Вестник

211

Педагогические науки

Волгоградской академии МВД России. — 2013. — № 4(27). — С. 152—155.

REFERENCES

1. Bolotov V.A., Serikov V.V. Razmyishleniya o pedagogicheskom obrazovanii // Pedagogika. —

2007. — # 9. — S. 3—11.

2. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M., Shalyigina

I.V. Soderzhanie obrazovaniya: kulturologicheskiy podhod // Pedagogika. — 2005. — # 1. — S. 13—19.

3. Kondakov A.M. Standard innovatsionnost i preemstvennost // Pedagogika. — 2009. — # 4. — S. 14—18.

4. Mityaeva A.M. Soderzhanie mnogourov-nevogo vyisshego obrazovaniya v usloviyah reali-zatsii kompetentnostnoy modeli // Pedagogika. —

2008. — # 8. — S. 57— 64.

5. Shalashova M.M. Kompleksnaya otsenka kompetentnosti buduschih pedagogov // Pedagogika. — 2008. — # 7. — S. 54—59.

6. Hutorskoy A.V. Klyuchevyie kompetentsii i

obrazovatelnyie standartyi // Internet-zhurnal «Eydos». — 2002 [Elektronnyiy resurs]. — URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (data

obrascheniya: 10.01.2015).

7. Hodyakova N.V. Situatsionno-sredovoy pod-hod k proektirovaniyu lichnostno razvivayuschego obrazovaniya: metodologicheskie predposyilki i kontseptsiya: monografiya. — Volgograd: Pere-mena, 2012. — 170 s.

8. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar / pod red. B.M. Bim-Bada. — M.: Bolshaya ros-siyskaya entsiklopediya, 2002.

9. Hodyakova N.V. Situatsionno-sredovoy pod-hod k proektirovaniyu lichnostno razvivayuschih obrazovatelnyih sistem: dis. ... d-ra ped. nauk. — Volgograd, 2013. — 450 s.

10. Ovchinnikov V.A, Kryuchkov V.V., Kormakov A.E. Ob ob'ektivizatsii pedagogicheskogo kontrolya v vuzah MVD Rossii // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. — 2013. — # 4(27). — S. 152—155.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ходякова Наталия Владимировна. Начальник кафедры информатики и математики. Доктор педагогических наук, доцент.

Волгоградская академия МВД России.

E-mail: hodyakova@rambler.ru.

Россия, 400089, г. Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. (8442) 31-41-32.

Колосович Марина Сергеевна. Заместитель начальника кафедры организации следственной работы УНК по ПС в ОВД. Кандидат юридических наук, доцент.

Волгоградская академия МВД России.

E-mail: 270619@mail.ru.

Россия, 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 36. Тел. (8442) 24-18-54.

Khodyakova Nataliya Vladimirovna. Chief of the chair of Informatics and Mathematics. PhD, Assistant Professor.

Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: hodyakova@rambler.ru.

Work address: Russia, 400089, Volgograd, Istoricheskaya St., 130. Tel: (8442) 31-41-32.

Kolosovich Marina Sergeevna. Deputy head of the chair of Management of Investigative Activities. Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: 270619@mail.ru.

Work address: Russia, 400131, Volgograd, Kommunisticheskaya Str., 36. Tel: (8442) 24-18-54. Ключевые слова: автоматизированная обучающая система; образовательная среда; компетентность. Key words: automatized teaching system; educational environment; competence.

УДК 37.01

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.