Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / адаптированная дополнительная общеразви-вающая программа / инклюзивная смена в дет-ском лагере / инклюзивная образовательная среда / children with disabilities / adap-ted additional general development program / in-clusive shift in a children's camp / inclusive edu-cational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белокопытова Ксения Михайловна, Федотова Ирина Васильевна

Статья посвящена решению проблемы по-иска организационно-педагогических условий, обеспечивающих социализацию и социальную реабилитацию подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях лагеря. Авторы определили, что един-ство составляющих инклюзивной образова-тельной среды обеспечивается реализацией адаптированных дополнительных общеразви-вающих программ, при проектировании кото-рых следует учитывать потенциал детского оз-доровительного лагеря и специфику программ дополнительного образования. Представлен опыт проектирования адап-тированных дополнительных общеразвиваю-щих программ в ВДЦ «Орленок». Авторы фор-мулируют ряд рекомендаций для специалистов, реализующих программы дополнительного образования в рамках инклюзивной смены в детском лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белокопытова Ксения Михайловна, Федотова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing adapted additional general development programmes in the framework of a children's camp

The article is devoted to solving the problem of finding organizational and pedagogical condi-tions that ensure the socialization and social re-habilitation of children with disabilities and disa-bilities in a children's camp. The authors deter-mined that the unity of the components of an in-clusive educational environment is ensured by the implementation of adapted additional general development programs, the design of which should take into account the potential of the children's health camp and the specifics of additional edu-cation programs. The experience of designing adapted addi-tional general development programs at the Or-lyonok is presented. The authors formulate a number of recommendations for specialists imple-menting additional education programs as part of an inclusive shift in a children's camp.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ»

22. Шаповалов А. В., Хазова С. А., Клименко А. А. Содержание здоровьесберегаю-щей педагогической деятельности общеобразовательной организации // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. - № 3 (35). - С. 75-80.

23. Шемякина О. О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиант-ного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2011. - № 4. -Т. 1. - URL: https://psyjournals.ru/journals/psy-law/archive/2011 n4/49305.

К. М. Белокопытова, И. В. Федотова

УДК 376.1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Оведение. В настоящее время переход к инклюзивному образованию является важнейшим требованием социальной политики Российской Федерации. И если инклюзивное образование в рамках основного общего и среднего образования в последнее время стало широко обсуждаемой и разработанной темой, то инклюзия в среде детского лагеря - это не только одно из приоритетных направлений развития всероссийских детских центров и детских лагерей, но и значимая педагогическая инновация при обучении детей с инвалидностью и

ограниченными возможностями здоровья. И связано это, прежде всего, с тем, что в силу психофизиологических особенностей данная категория детей зачастую оказывается в ситуации изолированности от общества нормотипичных сверстников (домашнее обучение, нахождение в специализированных школах и т. п). И даже при относительно благоприятном онтогенезе (легкая степень выраженности дефекта, относительно сохранные высшие психические функции и эмоционально-волевая регуляция) эти дети практически не имеют опыта взаимодействия с другими сверстниками и взрослыми, их круг общения и возможности для самореализации ограничены, а уровень социализиро-ванности снижен. Преодоление данной обособленности - важнейшее условие для их социализации и самореализации.

Для детей с ОВЗ и инвалидностью большое значение имеет необходимость социальной и социокультурной реабилитации. И в данном случае детский лагерь становится одним из субъектов реабилитационного процесса, обладающего уникальным потенциалом. Такие известные педагоги, как В. П. Бедерханова, А. В. Мудрик, С. И. Панченко, Л. В. Спирина и многие другие, обращали внимание на воспитательный потенциал детского лагеря, который включает в себя свободу как необходимое условие человеческого развития; проживание детей в малых группах совместно со взрослыми; набор разнообразных объединений, кружков, мастерских, организованных совместно и с учетом общей идеи или интересов (В. П. Бедер-ханова, «Летний дом для детей и взрослых»); возможность приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей при включении в различные виды деятельности и социальные взаимодействия детей и взрослых (Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, И. И. Фришман). А существующая в условиях детского лагеря сфера дополнительного образования становится для особых детей проводником в «большой мир» и наиболее приспособленной для создания доступной образовательной среды, что обусловлено самой его спецификой:

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

- меньшая наполняемость группы: количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ;

- практико-ориентированный характер обучения;

- ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в школе, а на личные потребности и возможности каждого учащегося;

- возможность обучающегося максимально сконцентрироваться на любимом деле;

- отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения образовательных стандартов [2].

Ценность реализации программ дополнительного образования заключается в обеспечении возможности проявления социальной и творческой активности, расширении кругозора, формировании эстетического вкуса, повышении самооценки, воспитании потребности в самопознании и саморазвитии. А для того чтобы дети с особыми образовательными потребностями могли обучаться по таким программам, согласно действующему законодательству (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), программы при необходимости должны быть адаптированы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и при необходимости обеспечивали коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Изложение основного материала статьи. С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые становятся участниками смен в детских оздоровительных лагерях и детских центрах. И если большинство российских школ и учреждений дополнительного образования уже на практике освоили технологии инклюзивного образования, то методической базы дополнительного образования детей в условиях

инклюзивного отдыха на данный момент еще недостаточно. В 2022 году коллектив ВДЦ «Орленок» включился в работу по разработке адаптированных дополнительных общеразви-вающих программ и методических рекомендаций, которые, мы думаем, станут методическим подспорьем для других детских центров и лагерей. Были разработаны и апробированы три адаптированные дополнительные общеразви-вающие программы в условиях детского лагеря, проектирование которых осуществлялось путем модификации уже реализуемых в Орленке дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности «Та-лантиум» (театрализованная деятельность), «Творчество без границ» (прикладное и художественное творчество) и программа физкуль-турно-спортивной направленности - «Орленок-спортсмен».

Прежде всего, разработчиками были проанализированы нормативные документы, регламентирующие проектирование и реализацию адаптированных дополнительных программ, определяющие требования к результатам освоения адаптированной программы, структуре и условиям ее реализации, адаптации с учетом особых образовательных потребностей различных нозологических групп, формам и методам организации образовательной деятельности в дополнительном образовании и т. д. Однако, несмотря на прописанные в нормативных документах требования, коллектив разработчиков столкнулся с необходимостью решения важных вопросов.

Что является результатом освоения адаптированной дополнительной общеразвиваю-щей программы, кроме ключевых образовательных результатов с учетом вышеобозначен-ных обстоятельств, обуславливающих необходимость организации детского отдыха для детей с ОВЗ и их социальной и социокультурной реабилитации?

Каким образом реализовать программу дополнительного образования, чтобы при этом были учтены интересы и психофизиологические особенности детей и подростков с особыми образовательными потребностями различных нозологических групп?

Каким образом учесть возможности дополнительного образования в раскрытии творческого потенциала, формировании социальных и жизненных компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов различных нозологических групп и обеспечении максимальной самореализации каждого ребенка?

Какие должны быть формы и методы обучения, применяемые при реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы? Каким образом их адаптировать с учетом психофизиологических особенностей учащихся с инвалидностью и ОВЗ, и их образовательных потребностей, возможностью компенсации дефекта?

При этом следует учесть, что важным условием при разработке программ выступает необходимость интеграции содержания программы с содержанием программы детского лагеря (учет основной тематики программы, используемого средства, традиции и т.д.), особенностей детского лагеря (условия, кратковременность пребывания, интенсивность деятельности, среда, временный коллектив и др.), а рассматривая нахождение детей с ОВЗ в детском лагере как процесс социокультурной реабилитации, следует исходить не из того, чем не может овладеть ребенок, а из его возможностей достижения более высокого уровня личностного развития.

Специфика реализации данных программ с учетом адаптации к образовательными возможностям и потребностям детей с ОВЗ предусматривает прохождение озна-комительно-го уровня, краткосрочный формат реализации программы (14 ч.), в том числе в формате интенсивов, которой возможно реализовать через модульно-блочный принцип построения программы. Кроме этого, освоение программы может осуществляться в рамках выбранной модели инклюзии с учетом психофизиологических особенностей учащихся (полная или частичная инклюзия).

В чем же заключается адаптация дополнительных общеразвивающих программ для учащихся с ОВЗ и инвалидностью?

В отличие от основных программ дополнительного образования, адаптированные про-

граммы подразумевают подробное описание психолого-педагогической характеристики целевой аудитории и их образовательных потребностей. Прежде всего, это позволяет, опираясь на сильные стороны психофизиологии-ческих особенностей данной группы обучающихся с ОВЗ, предусмотреть возможности компенсации выраженного дефекта, тем самым наиболее полно раскрыть развивающий и кор-рекционный потенциал содержания программы с учетом индивидуальных особенностей детей, длительность и степень включения в самостоятельную деятельность, планирование режима занятий и особенности организации рабочего места учащихся и др.

Так, участие в программах творческой направленности детей и подростков с задержкой психического развития будет способствовать расширению кругозора, развитию памяти и внимания, пространственного воображения, понятийного и логического мышления, для детей с нарушением зрения - это возможность развития мелкой моторики, пространственных представлений, навыков осязания, расширению предметных представлений, для детей с нарушением слуха - развитие речи, формирование коммуникативных умений и навыков, умений полнее и эмоциональнее выражать свое мнение, мысли и чувства. Приобщение учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата к занятиям по физической культуре - активизации, поддержанию и восстановлению физических сил, затраченных вовремя какого-либо вида деятельности, координации движения, улучшению двигательных возможностей и т.д.

Определение содержания целевого блока программы, а именно цели, задач и результатов освоения программы. Целью выступает как содействие в формировании осознанного отношения к тому или иному виду деятельности, будь то физическая культура, театральная деятельность или декоративно-прикладное творчество, развитии творческих способностей детей, так и в ориентации на достижение мета-предметных и личностных результатов, посредством приобщения к той или иной деятельности.

Формулировка задач и результативности программ осуществляется через личностную, метапредпреметную и предметную составляющие. В адаптированных дополнительных обще-развивающих программах установлено, что решение предметных задач способствует развитию познавательного интереса к определенной области знаний, включению в познавательную деятельность, приобретению определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т. п. Например, способствовать развитию познавательного интереса к художественно-прикладной деятельности; обеспечить освоение знаний об истории различных видов декоративно-прикладного творчества; обучить базовым умениям работы в одной из декоративно-прикладной технике («Творчество без границ»); способствовать обогащению знаний о физической культуре; содействовать развитию пространственных представлений, ощущений и ориентации в процессе участия в физкультурно-спор-тивных занятиях и т. д. («Орленок - спортсмен»); содействовать формированию у обучающихся познавательного интереса к театральному творчеству; способствовать приобретению обучающимися знаний и умений в области театрального искусства и т. д. (Театральная лаборатория «Талантиум»).

Решение метапредметных задач предусматривает содействие формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных действий и направлено на коррекцию, развитие, социализацию и социальную адаптацию ребенка с ОВЗ. Примеры метапредметных задач: способствовать развитию умений использовать сохранные анализаторы в различных видах коммуникации в физкультурно-спортив-ной деятельности (программа «Орленок-спортсмен»); содействовать речевому развитию обучающихся, овладению изобразительно-выразительными средствами языка и социально-эмоциональными навыками поведения (программа «Театральная лаборатория «Талан-тиум»); развивать коммуникативные умения и навыки в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности (программа «Творчество без границ») и др.

Личностными результатами могут быть:

- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

- содействие формированию мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последствия, в т. ч. специальных умений и навыков с учетом нозологической группы (умение сопоставлять зрительные впечатления с учетом полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании сформированных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности для слабовидящих и т.д.).

Опора на модульно-блочный принцип организации образовательного процесса и реализация программ в формате «интенсивов». Модульное построение увеличивает гибкость и вариативность программы и позволяет оперативно подстраиваться под запросы, потребности, интересы и способности обучающихся с ОВЗ, учитывать степень выраженности нозологических нарушений, определяя длительность и характер включения в совместную деятельность в группе с нормотипичными детьми. Модульная схема может сочетаться с линейной, образуя так называемый комбинированный вариант. В этом случае программа включает базовый (обязательный) инвариантный модуль, который реализуется в линейном формате, и вариативные модули.

При разработке адаптированных дополнительных программ в ВДЦ «Орленок» применялись оба подхода. Так, программа «Талантиум» включает инвариантный модуль «Основы театрального искусства», включающий 4 обучающих занятия (интерактивная лекция и практические занятия) для всех детей - участников смены, на которых они знакомятся с видами искусства, историей возникновения и развития театра, историей зарождения русского театра,

жанрами и видами театра, актёрской системой К. С. Станиславского, а также пробуют себя в актерском и ораторском мастерстве, получают опыт сценического движения. Помимо этого, на занятиях педагог с помощью практических заданий и упражнений выявляет способности каждого обучающегося, его возможности, склонности.

Второй модуль «Театральная лаборатория» - вариативный. Обучающиеся выбирают занятия в одной из студий: актёрского мастерства, вокальной или хореографической с учетом своих интересов, возможностей и рекомендаций педагога. Преимущество данного подхода очевидны. Если ребенок испытывает трудности в проявлении и выражении эмоций, он ограничен в движении, у него стойкие нарушения речи и т. д., он может стать участником общего театрального действия и выразить себя через движение, танец, песню. Основная задача - подготовить ребят к участию в спектакле (ином сценическом действии), который является способом творческой самореализации обучающихся, демонстрации ими приобретённых знаний и умений, собственно итогом реализации программы «Театральная лаборатория «Та-лантиум».

Программа «Творчество без границ» представлена вариативными модулями по различным направлениям прикладного художественного творчества и предполагает более детальное знакомство и освоение таких техник декоративно-прикладного творчества, как работа с батиком, текстильный дизайн (вышивка, лоскутная аппликация, ковроткачество, вязание, кружевоплетение), войлоковаляние, лепка из глины (создание керамических изделий), техники работы с бумагой (аппликация, деку-паж, торцевание, оригами, квилинг, скрапбу-кинг и др.).

Программа «Орленок-спортсмен» предлагает детям освоить новые виды физкультурно-двигательной активности в традиционной линейной логике проведения занятий. Так, программа включает обучение игре бочче (занятия с мячом), привлечение к занятиям по плаванию, адаптивному скалолазанию и спортивному туризму.

Адаптация комплекса организационно-педагогических условий включает информационное, материально-техническое, кадровое обеспечение, разработку оценочных средств, позволяющих оценить результаты освоения программы, а также консультативно-методические обеспечение с описанием методов обучения и воспитания с учетом образовательных потребностей детей и подростков. Так, обучение слабослышащих детей строится с опорой на сохранные анализаторы - зрительный, тактильный, вибрационный, обонятельный. Для них объяснение нового материала сопровождается рассматриванием и осязанием модельных образцов изделий, выполненных в различных прикладных техниках. Практические работы для данной категории обучающихся проводятся с участием ассистента. Педагогами адаптированы способы и приёмы, уровень сложности заданий и упражнений, дифферен-цированность оценки результатов работы детей с ОВЗ в ходе занятия. Так, в работе с детьми с нарушением зрения осуществляется сочетание словесного описания действий, предметов с непосредственным изучением материала на ощупь. Необходимо говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы обучающиеся могли понять их, нужно давать время на обдумывание и не торопить с ответом, использовать дидактический материал. Обеспечить индивидуальный темп работы позволяют технологические карты. На уроках применяются адаптированные дидактические наглядные материалы (наиболее яркие, с крупным шрифтом, выпуклым силуэтом и т. д.). Наглядность поддерживает интерес, обеспечивает понимание содержания, создает условия для речевого общения, снимает напряжение, вызывает положительные эмоции. Целесообразно использовать не только иллюстрации, но и сами предметы: вышитый платок, глиняный кувшин, и т. д. В этом случае обучающийся может тактильно знакомиться с предметом. При необходимости, готовится табличка с текстом описания к предмету (предмет «кувшин» + табличка «кувшин»).

Особая роль в программах отводится итоговым занятиям. Например, в программе

«Творчество без границ» предусмотрено проведение занятия в формате экскурсии, где подготовка экскурсоводов осуществляется среди самих учащихся, в программе «Творчество без границ» - это создание коллективной творческой работы «Пейзажи «Орленка», где обучающийся с ограниченными возможностями здоровья естественным образом совершенствует навыки коммуникации, включаясь в совместное творчество с другими детьми.

С учетом полученного опыта разработки адаптированных дополнительных общеразви-вающих программ и результатов проведенной независимой экспертизы при апробации программ нами были сформулированы следующие рекомендации.

1. Интеграция адаптированной программы с программой смены детского лагеря, а именно, учет основной тематики программы детского лагеря, традиций, условий детского лагеря - сборность и краткосрочность существования детского коллектива, автономность от влияния прежнего социума, динамизм, насыщенность и интенсивность всех видов деятельности и общения, а также учет как типологических особенностей групп обучающихся с ОВЗ, так и индивидуальных характеристик, возможностей и их особых образовательных потребностей.

2. Учет принципов личностно-ориентиро-ванного, программно-вариативного, социально-адаптивного, деятельностного, средового и развивающего подходов при разработке программы. Наиболее значимые из них:

- дифференциация интересов детей с учетом их потребностей, возможностей;

- освоение ребенком новых видов деятельности, новых знаний и умений;

- ориентация на достижение метапредмет-ных и личностных результатов;

- возможность сотрудничать и взаимодействовать с нормотипичными сверстниками;

- выбор позиции, уровня включения в совместную деятельность;

- поддержка и сопровождение развития компенсаторных навыков дефекта.

3.Использование развивающего и коррек-ционного потенциала программы дополнитель-

ного образования для возможности компенсации вьграженного дефекта.

4. С целью исключения повышенных нагрузок и утомляемость следует продумать график занятий и степень загруженности детей с ОВЗ.

5. Разработка концепции и системы оценивания, позволяющие оценить не только предметные результаты, а важно объективно дать оценку сформированности метапредпретных и личных результатов освоения программы.

Выводы. Подводя итог, следует отметить, что разработчиками адаптированных дополнительных общеразвивающих программ в рамках реализации инклюзивной смены в ВДЦ «Орленок» пройден большой путь от разработки до реализации программ. Предлагаемый подход к конструированию особой среды для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, на наш взгляд, обеспечит успешную их самореализацию и будет способствовать решению задач социализации данной категории обучающихся за счет обновления и расширения форм, методов и технологий работы, эффективного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса.

Таким образом, разработка адаптированных общеразвивающих программа - одно из организационно-педагогических условий инклюзивной смены в условиях детского лагеря. Коллективом ВДЦ «Орленок» реализованы адаптированные общеразвивающие программы художественной направленности («Та-лантиум» и «Творчество без границ» и физ-культурно-спортивной направленности («Орленок-спортсмен»). Разработчики посчитали важным учесть тот существующий уникальный опыт Орленка (планирование реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка; традиции проведения итоговых мероприятий и разнообразие форм демонстрации обучающихся образовательных результатов, подходы к оценке измерения образовательных результатов и др.) и специфику Центра (влияние детского коллектива, широкий круг общения, как между детьми, так между деть-

202.J/.]-

ми и взрослыми, среда лагеря, интенсивность деятельности в течение дня личностно-ориен-тированное воспитание, вовлечение в продуктивную и творческую деятельности и т. д.).

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена решению проблемы поиска организационно-педагогических условий, обеспечивающих социализацию и социальную реабилитацию подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях лагеря. Авторы определили, что единство составляющих инклюзивной образовательной среды обеспечивается реализацией адаптированных дополнительных общеразви-вающих программ, при проектировании которых следует учитывать потенциал детского оздоровительного лагеря и специфику программ дополнительного образования.

Представлен опыт проектирования адаптированных дополнительных общеразвиваю-щих программ в ВДЦ «Орленок». Авторы формулируют ряд рекомендаций для специалистов, реализующих программы дополнительного образования в рамках инклюзивной смены в детском лагере.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; адаптированная дополнительная общеразви-вающая программа; инклюзивная смена в детском лагере; инклюзивная образовательная среда.

SUMMARY

The article is devoted to solving the problem of finding organizational and pedagogical conditions that ensure the socialization and social rehabilitation of children with disabilities and disabilities in a children's camp. The authors determined that the unity of the components of an inclusive educational environment is ensured by the implementation of adapted additional general development programs, the design of which should take into account the potential of the children's health camp and the specifics of additional education programs.

The experience of designing adapted additional general development programs at the Or-lyonok is presented. The authors formulate a num-

ber of recommendations for specialists implementing additional education programs as part of an inclusive shift in a children's camp.

Key words: children with disabilities; adapted additional general development program; inclusive shift in a children's camp; inclusive educational environment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бедерханова В. П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. - Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1993. - 64 с.

2. Мареева А. С. Организация дополнительного образования детей в условиях детского оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-dopolni-telnogo-obrazovaniya-detey-v-usloviyah-detsko-go-ozdorovitelnogo-lagerya.

3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 140174/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.