Научная статья на тему 'РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамадаева Анжела Сергеевна, Магомедова Саида Алирзаевна

Цель - определить особенности реализации проектных методик инклюзии в сфере дополнительного образования. Проанализировать особенности реализации проектных методик образовательного учреждения типа «школа-сад» по развитию инновационной образовательной площадки в сфере реализации инклюзивного дополнительного образования. Методы. Наблюдение, беседа, интервью, анализ, построение и проектирование образовательных инноваций в сфере дополнительного образования. Результаты. Проанализированы этапы реализации проектов в сфере дополнительного образования. Сформулированы основные задачи, которые приходится решать образовательному учреждению в процессе создания образовательной площадки для проведения инклюзивных занятий. Выводы. Дополнительное образование играет большую роль для предоставления качественного разностороннего развития и образования детей. Вопросы развития дополнительного образования в России непосредственно связаны с реализацией политики государства в области защиты прав и интересов детей. Модернизация проектной деятельности в дополнительном образовании позволит детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью развивать свой потенциал в образовательной деятельности и окажет содействие в формировании коммуникации в группе ровесников. Задачами дополнительного образования на современном этапе является воспитание, обучении и социализации детей с ОВЗ, для достижения этих целей необходимо разработать и внедрить новые образовательные технологии. Идет поиск эффективных способов и решений применения имеющихся средств обучения, и опыт работы экспериментальной инновационной площадки Автономной некоммерческой организации (АНО) «Школа Юсупова» является одним из примеров реализации программы, деятельность которой повысит эффективность инклюзивного дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамадаева Анжела Сергеевна, Магомедова Саида Алирзаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF INCLUSION IN THE FIELD OF ADDITIONAL EDUCATION BY METHODS OF PROJECT ACTIVITIES

The aim of the article is to determine the features of implementation of project methods of inclusion in the field of additional education. To analyze the features of implementing project methods of an educational institution of the "school-garden" type for the development of an innovative educational platform in the field of inclusive additional education. Methods. Observation, conversation, interview, analysis, construction and design of educational innovations in the field of additional education. Results. The stages of implementation of projects in the field of additional education are analyzed. The main tasks that an educational institution has to solve in the process of creating an educational platform for conducting inclusive classes are formulated. Conclusions. Additional education plays an important role in providing quality, diverse development and education for children. The development of additional education in Russia is directly related to the implementation of state policy in the field of protection of children's rights and interests. Modernization of project activities in additional education will allow children with disabilities to develop their potential in educational activities and will assist in the formation of communication in a group of peers. The tasks of additional education at the present stage are education, training and socialization of children with disabilities.to achieve these goals, it is necessary to develop and implement new educational technologies. There is a search for effective ways and solutions to use the available training tools, and the experience of the experimental innovation platform of the Autonomous noncommercial organization (ANO) "Yusupov School" is one of the examples of the program implementation, whose activities will increase the effectiveness of inclusive education.

Текст научной работы на тему «РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕТОДАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

сия; е-mail: [email protected]

Гусейнов Ризван Меджидович, доктор химических наук, профессор, кафедра химии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; email: [email protected]

Гусейнова Тамила Ризвановна, воспитатель высшей категории, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 417», Москва, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 00.00.2020 г.

Rizvan M. Guseynov, Doctor of Chemistry, professor, the chair of Chemistry, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Tamila R. Guseynova, schoolmaster of highest quality, State Educational Government-Financed Institution "School No. 417", Moscow, Russia; e-mail: [email protected]

Received 00.00.2020.

Педагогические науки/ Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК: 376.3

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-72-79

Ресурс развития инклюзии в сфере дополнительного образования методами проектной деятельности

Дамадаева А. С. Магомедова С. А. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - определить особенности реализации проектных методик инклюзии в сфере дополнительного образования. Проанализировать особенности реализации проектных методик образовательного учреждения типа «школа-сад» по развитию инновационной образовательной площадки в сфере реализации инклюзивного дополнительного образования. Методы. Наблюдение, беседа, интервью, анализ, построение и проектирование образовательных инноваций в сфере дополнительного образования. Результаты. Проанализированы этапы реализации проектов в сфере дополнительного образования. Сформулированы основные задачи, которые приходится решать образовательному учреждению в процессе создания образовательной площадки для проведения инклюзивных занятий. Выводы. Дополнительное образование играет большую роль для предоставления качественного разностороннего развития и образования детей. Вопросы развития дополнительного образования в России непосредственно связаны с реализацией политики государства в области защиты прав и интересов детей. Модернизация проектной деятельности в дополнительном образовании позволит детям с ограниченны ми возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью развивать свой потенциал в образовательной деятельности и окажет содействие в формировании коммуникации в группе ровесников. Задачами дополнительного образования на современном этапе является воспитание, обучении и социализации детей с ОВЗ, для достижения этих целей необходимо разработать и внедрить новые образовательные технологии. Идет поиск эффективных способов и решений применения имеющихся средств обучения, и опыт работы экспериментальной инновационной площадки Автономной некоммерческой организации (АНО) «Школа Юсупова» является одним из примеров реализации программы, деятельность которой повысит эффективность инклюзивного дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проектная деятельность.

Формат цитирования: Дамадаева А. С., Магомедова С. А. Ресурс развития инклюзии в сфере дополнительного образования методами проектной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 72-79. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-72-79

Resource for the Development of Inclusion in the Field of Additional Education by Methods of Project Activities

Anzhela S. Damadaeva 1, Saida A. Magomedova 2,

1 Dagestan State Pedagogical University, 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to determine the features of implementation of project methods of inclusion in the field of additional education. To analyze the features of implementing project methods of an educational institution of the "school-garden" type for the development of an innovative educational platform in the field of inclusive additional education. Methods. Observation, conversation, interview, analysis, construction and design of educational innovations in the field of additional education. Results. The stages of implementation of projects in the field of additional education are analyzed. The main tasks that an educational institution has to solve in the process of creating an educational platform for conducting inclusive classes are formulated. Conclusions. Additional education plays an important role in providing quality, diverse development and education for children. The development of additional education in Russia is directly related to the implementation of state policy in the field of protection of children's rights and interests. Modernization of project activities in additional education will allow children with disabilities to develop their potential in educational activities and will assist in the formation of communication in a group of peers. The tasks of additional education at the present stage are education, training and socialization of children with disabilities.to achieve these goals, it is necessary to develop and implement new educational technologies. There is a search for effective ways and solutions to use the available training tools, and the experience of the experimental innovation platform of the Autonomous noncommercial organization (ANO) "Yusupov School" is one of the examples of the program implementation, whose activities will increase the effectiveness of inclusive education.

Keyword: inclusive education, additional education, children with disabilities, project activities.

For citation: Damadaeva A. S., Magomedova S. A. Resource for the Development of Inclusion in the Field of Additional Education by Methods of Project Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 72-79 DOI: 10.31161/1995-06592020-14-1-72-79 (In Russian)

Введение

Интеграция «особенных» детей в образовательный процесс - это естественный этап развития системы специального инклюзивного образования в любой стране мира. В данный процесс вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия [2].

Данный подход к образованию детей с ОВЗ вызван различными причинами, совокупно их можно назвать как социальный заказ, который достиг определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Согласно данным ЮНЕСКО от 1989 года, было выявлено, что 43 страны из 58 при-

знают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Решение проблем интеграции является приоритетным направлением научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе [7; 8].

Вовлечение детей с ОВЗ в стандартный образовательный процесс предполагает определенные изменения образовательной среды в целом, которая включает проведение коррекционно-развивающей работы, составление индивидуальных учебных планов, определение механизма оценивания достижений детей с ОВЗ.

В настоящее время считается, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, главной задачей остается стратегия создания доступной среды, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей [1].

Система организации инклюзивного образование предполагает создание:

- адаптивных программ обучения;

- доступной среды;

- систем сопровождения (тьюторского, психолого-педагогического и медицинского);

- технологий обучения;

- комплекса образовательных подходов.

Формирование знаний, умений и навыков у детей с особенностями развития основывается в первую очередь на системно-деятельностном подходе, который включает в процесс корректировки современные образовательные технологии [2].

Для увеличения эффективности процесса работы необходим поиск и использование активных форм, способов и приёмов обучения.

Логично обратиться к определению си-стемно-деятельностного метода обучения -это такой метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности [4].

Для успешной социализации особенным детям в коллективе могут помочь дополнительные занятия: кружки, секции и общие творческие курсы [14].

Так, включение ребенка с ограниченными возможностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению являются основными целями и задачами инклюзивного образования [15].

Актуальной задачей в дополнительном образовании является создание инклюзивной образовательной среды. Несомненно, дополнительное образование беспрепятственно дает возможность особенным детям попробовать свои силы и развиваться в разных сферах жизнедеятельности совместно со здоровыми детьми.

Дополнительное образование помогает детям с особенностями развития стать полноценными членами общества, а также учит детей сочувствовать, заботиться, помогать своему соратнику т. д.

Естественно, что дополнительное образование является свободным от разного рода ограничений, которые могут препятствовать реализации основных принципов инклюзивного образования [8; 16].

В инклюзивной концепции образования запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Дискриминация детей является неприемлемой, как и насилие и жестокое отношение, запрет к доступной информации, несоблюдение прав или их игнорирование и т. д.

Инклюзия разрешает все, что способно стимулировать нормальное развитие ребенка, способствует нравственному и профессиональному воспитанию, формированию активной личностной позиции, обеспечивать позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия.

Процесс образования детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования является одним из основных компонентов, так как представляется включение детей в продуктивную деятельность по планированию жизни и освоению способов реализации задуманных планов.

Содержание образования, которое рассчитано на обучение детей с ОВЗ, направлено не столько на учет имеющихся ограничений, сколько на компенсацию недостающих возможностей.

Многие педагоги уверены, что наиболее эффективным подходом в инклюзивном образовании, который комплексно решает многие проблемы, является проектная деятельность с обучающимися.

Главной целью метода проектов является предоставление учащимся возможности самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей [4; 5].

Учитель в проектной деятельности играет роль координатора, модератора, источника дополнительной информации, с точки зрения развития речевой и социальной компетенции учащихся меняются технологии корректирования учащихся, в сторону мониторинга, взаимной и самокоррекции [11].

Проектную технологию в педагогике изучали такие методисты, как Дж. Дьюи, У. Кил-Патрик, П. Ф. Каптерева и др. Проектная деятельность в педагогике относится к технологиям, способствующим интенсивному разностороннему развитию личности.

Обнаружение проблемы и процесс поиска путей решения, эксперимент, анализ источников информации, творческая разработка, описание этапов его создания, анализ, оформление выводов, психологическая подготовка для демонстрации проекта - каждый из перечисленных этапов проектной деятельности играет важную роль для актуализации знаний и умений обучающихся [12].

При работе над групповыми проектами выявляются проблемные ситуации, связанные с проблемами со здоровьем учащихся, но в то же время проявляются их сильные стороны.

В педагогической и методической литературе по инклюзивному обучению метод проектов считается наиболее перспективным для интегрированного и инклюзивного обучения.

Задачей, которая стоит перед разработчиками методов проектов, является выбор видов проектной деятельности, которые имеют межпредметную и метапредметную направленность и полностью базируются на программе образовательных учреждений и будут интегрированы с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения, будут соответствовать возрастным особенностям детей, а также легко адаптируются под потребности детей с ОВЗ без ущерба общему и индивидуальному конечному результату.

Безусловно, метод проектов тесно связан с системно-деятельностным методом обучения и позволяет эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных группах людей.

Согласно актуальным данным, у большого количества детей с ограниченными возможностями здоровья уровень познавательной активности является недостаточным, присутствует неустойчивость внимания и восприятия, слабое запоминание, а также повышенная утомляемость [1 1].

Проектная деятельность позволяет:

1) изучать процесс организации практической деятельности в цепочке проекта;

2) активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий интерес;

3) повышать уверенность участника, участвующего в проектной деятельности;

4) развивать осознание значимости коллективной работы;

5) возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности.

Можно выделить следующие виды проектов:

1. Игровые. В таких проектах дети играют конкретных персонажей. Участники разделяют роли, которые необходимы в данном проекте: литературные персонажи, вымышленные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения.

2. Исследовательские. В них дети проводят эксперимент, они исследуют, анализируют, результаты могут быть подготовлены в виде сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.

3. Практические. В таких проектах участники создают различные предметы, которые могут быть полезны в реальной жизни.

4. Творческие. То есть результатом такого проекта может стать спектакль, сказка, постановка [13].

В любом случае, каждый проект несет в себе исследовательскую, творческую, игровую и практическую деятельность детей.

Процесс создания проекта является длительным и трудоемким. Безусловно, каждый ребенок, особенно, дети с ОВЗ, сталкиваются с различными трудностями:

- низкий уровень самостоятельного мышления;

- включение всех участников образовательного процесса в работу над проектом [12].

Учитель должен использовать новые источники информации и направить учеников в нужное направление для самостоятельного поиска. Результат в любом случае достигается совместными усилиями, так применяя необходимые знания в различных областях должен получиться реальный и ощутимый результат. Процесс внедрения метода проектов поэтапный, переходящий от простого ознакомления учащихся с правилами работы, к основным задачам проекта [17].

Результаты

В АНО «Школа им. А. Юсупова» на протяжении последних лет проводится планомерная работа по созданию инновационной образовательной площадки (ИОП), на которой, в числе прочего, реализуются программы дополнительного инклюзивного образования. Такая площадка способна стать весьма важным социальным институтом, создающим условия для развития, обучения и защиты каждого ребенка, в том

числе и с ОВЗ. Именно здесь педагогов, детей и родителей может объединить забота о здоровье ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, условий для комплексного воздействия на ребенка, его развития с целью социальной реабилитации средствами дополнительного образования.

Уже первые шаги по организации работы на создаваемой ИОП получили весомую поддержку со стороны Фонда президентских грантов. Так, успешная реализация проекта «Школа для родителей «Уроки благонравия»» (заявка № 18-1-001390) в 2018-2019 гг. позволила консолидировать усилия педагогического коллектива и родителей учащихся в деле духовно-нравственного развития и воспитания последних через формирование у них компетенций в области личностной, социальной и семейной культуры.

Созданию ИОП способствовало и подписание в 2019 г. Договора о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе с Дагестанским институтом развития образования.

В 2020 году работа в этом направлении, в частности, проект «Автогородок: инновационный центр социализации для детей с инвалидностью и ОВЗ» (заявка № 20-2013554), вновь получила поддержку Фонда президентских грантов, позволившую качественно расширить возможности кадрового обеспечения и материальной базы, необходимых для организации дополнительного образования.

Целевыми группами проекта являются дети с инвалидностью и ОВЗ от 5-12 лет, проживающие в г. Махачкале, обучающиеся в специализированных (коррекцион-ных) общеобразовательных учреждениях, их родители и родители детей, не имеющих нарушений здоровья, а также члены волонтерского отряда АНО «Школа им. А. Юсупова».

Основная цель, которую ставили создатели проекта: создание образовательной среды, обеспечивающей доступность инклюзивного качественного дополнительного образования, успешную социализацию и творческое развитие для детей с инвалидностью и ОВЗ от 5 до 12 лет, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях г. Махачкалы.

В ходе реализации проекта на начальном этапе были осуществлены следующие шаги:

- сформирована команда, состоящая из представителей администрации АНО, волонтеров из числа педагогов, психологов-дефектологов;

- разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) «Тьюторское сопровождение детей с инвалидностью и ОВЗ в системе дополнительного образования», по которой на базе Дагестанского института развития образования (ДИРО) была подготовлена команда волонтеров для работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ на образовательной площадке в АНО;

- разработана адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразви-вающая программа (АДООП) социально-педагогической направленности «Дорога -наш друг» для детей с ОВЗ и инвалидностью для детей 5-12 лет;

- при школьном отделении АНО сформирован отряд юных инспекторов дорожного движения, члены которого вместе с членами существующего аналогичного дошкольного помогают обучающимся с ОВЗ в формировании знаний и навыков по безопасности дорожного движения в рамках инклюзивного допобразования;

- создана «Лаборатория безопасности» -специально оборудованный кабинет дополнительного образования по обеспечению безопасности дорожного движения;

- на территории пришкольного участка построен и оборудован стационарный автогородок;

- на созданной образовательной площадке начато проведение занятий с детьми целевой группы совместно с детьми школьного и дошкольного отрядов ЮИДД в соответствии с АДООП «Дорога - наш друг»;

- с родителями детей с инвалидностью и ОВЗ проводятся групповые и индивидуальные консультации психологом-дефектологом, так как общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы.

Задачи, которые стоят перед коллективом АНО на данном этапе, включают продолжение апробации АДООП на образовательной площадке в АНО, мониторинг и анализ результатов этой деятельности. В завершении проекта запланировано проведение итоговой Международной научно-

практической конференции на тему: «Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования».

Занятия, которые проводятся в рамках апробации АДООП на образовательной площадке в АНО не только позволяют расширить представления детей с инвалидностью и ОВЗ о городской транспортной среде и сделать последнюю менее опасной. Совместное обучение с детьми без нарушений жизнедеятельности также способствует их социализации, дает возможность быть включенными в общество сверстников.

Выводы

Применение методов проектов является актуальной и действующей инновационной моделью в создании образовательной среды. Проектная деятельность позволяет готовить кадры и создавать материальную базу для подобных инновационных образовательных площадок. Позволяет решить проблему интегрированного обучения детей с ОВЗ посредством обучения в творческих объединениях, которые бы предоставляли им равные возможности.

В АНО для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, создана среда, где можно развиваться, адаптироваться в здоровом обществе. Работа педагогов с семьями направлена на разностороннее воспитание детей, их творческое развитие и реализацию своих способностей в общественной жизни. Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия.

в России: материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». [Электронный ресурс] / Режим доступа: ИйрвУ/рву journals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/3628 7^И1:т1. (дата обращения: 17.01.2020 г.).

2. Битов А. Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М. : Правда. 2000. 254 с.

3. Бордовский Г. А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. СПб., 2008. 15-31.

4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М. : Изд-во МУ, 2000. 47 с.

5. Голованов В. П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования

В перспективе планируется реализация программ дистанционного обучения по двум направлениям:

- обучение в режиме онлайн, своего рода диалог педагога с воспитанником через веб-камеру;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самостоятельное обучение, когда дети осваивают разработанные педагогом поэтапные занятия с подробным описанием способов работы, фото- и видеоматериалами, технологическими картами, образцами, системой тестов, позволяющих закреплять материал. При этом ребенок сам выбирает темп освоения каждой темы.

Педагогический коллектив АНО старается создать максимально-благоприятные условия для социализации личности детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования. С этой целью применяются различные психолого-педагогические подходы и методы, главными из которых, пожалуй, являются разрушение стереотипов и формирование позитивного отношения к людям с инвалидностью.

Педагогам важно не только научить ребёнка, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились в дальнейшей жизни. Можно много говорить о проблемах социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их творческом развитии, но в условиях дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно реализовать множество интересных проектов, которые помогут добиться положительных результатов в этой области.

тание. 2015. № 1. С. 3-7.

6. Голованов В. П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/ voprosy-teorii/1805-inklyuzivnyj-potentsial-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej. (дата обращения: 17.01.2020 г.).

7. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39-47.

8. Дамадаева А. С. Процессы модернизации процесса образования в Республике Дагестан // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5/78. С. 87-90.

Литература

1. Алехина С. В. Инклюзивное образование детей // Дополнительное образование и воспи-

9. Дорохова Е. С. Организация инклюзивного образования в системе ДОД // Дополнительное образование. 2010. №° 1. С. 27-33.

10. Инклюзивное образование - это ... [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://akvobr.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie_ehto. html (дата обращения: 17.1.2020 г.).

11. Магомедова С. А., Дамадаева А. С. Опыт формирования духовно-нравственных ценностей школьников на основе культурных, исторических, религиозных ценностей и традиций родной культуры // Современные проблемы науки и образования. 2019. №№ 6. С. 35-36.

12. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова и др. Казань: Познание, 2013. 204 с.

13. Применение метода проектов в инклюзивном образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://logoprof.ru/ primenenie-metoda-proektov-v-inklyuzivnom-

1. Alekhina S. V. Inclusive education in Russia: Materials of the project "Education, well-being and the developing economy of Russia, Brazil and South Africa". [Electronic resource]. Mode of access: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbein g/issue/36287.shtml (accessed: 17.01.2020).

2. Bitov A. L. Osobyj rebenok: issledovaniya i opyt pomoshchi. Problemy integracii i socializa-cii [Special Child: research and experience of helping. Problems of integration and socialization]. Moscow, Pravda Publ., 2000. 254 p. (In Russian)

3. Bordovsky G. A. Inklyuzivnoe obra-zovanie: problemy sovershenstvovanie obra-zovatel'noj politiki i sistemy [Inclusive education: problems of improving the educational policy and system]. Saint Petersburg, 2008. Pp. 15-31. (In Russian)

4. Bychkov A. V. Metod proektov v sov-remennoj shkole [The method of projects in the modern school]. Moscow, MU Publ., 2000. 47 p. (In Russian)

5. Golovanov V. P. Inclusive potential of modern supplementary education for children. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie [Additional education and upbringing]. 2015. No. 1. Pp. 3-7. (In Russian)

6. Golovanov V. P. The inclusive potential of modern supplementary education for children. [Electronic resource]. Mode of access: http:// dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/voprosy-teorii/1805-inklyuzivnyj -potentsials ovremennogo -

obrazovanii-uchashchihsya-s-ogranichennymi-vozmozl^nostyami (дата обращения: 17.11.2020 г.).

14. Работаем по ФГОС основного общего образования: программы коррекционной работы / под ред. Е. Л. Черкасовой. М. : Перспектива, 2015. 88 с.

15. Садыкова А. Что происходит с инклюзивным образованием в России? [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://takiedela.ru/ news/2018/04/18/inclusion_mmco-expo/ (дата обращения: 17.01.2020 г.).

16. Уварова Н. А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: метод. Рекомендации. Екатеринбург: Дворец молодежи, 2005. 92 с.

17. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачёвой. М. : Национальный книжный центр, 2016. 144 с.

dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej. (accessed: 17.01.2020).

7. Guzeev V. V. The project method as a special case of integrated learning technology. Direktor shkoly [Headmaster of the school]. 1995. No. 6. Pp. 39-47. (In Russian)

8. Damadaeva E. S. Processes of modernization of the education process in the Republic of Dagestan. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education]. 2019. No. 5/78. Pp. 87-90. (In Russian)

9. Dorokhova E. S. Organization of inclusive education in the DOD system. Dopolnitel'noe obrazovanie [Additional education]. 2010. No. 1. Pp. 27-33. (In Russian)

10. Inclusive education is ... [Electronic resource]. Mode of access: https://akvobr.ru/inklyuzivnoe_obrazovanie_e hto.html (accessed: 17.1.2020).

11. Magomedova S. A., Damadaeva A. S. The experience of forming spiritual and moral values of schoolchildren on the basis of cultural, historical, religious values and traditions of their native culture. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2019. No. 6. Pp. 35-36. (In Russian)

12. Pedagogika i psihologiya inklyuzivnogo obrazovaniya: uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology of inclusive education: a textbook]. Ed. by D. Z. Akhmetova, Z. G. Nigma-tov, T. A. Chelnokova and others. Kazan, Poz-naniye Publ., 2013. 204 p. (In Russian)

References

13. Application of the project method in inclusive education of students with disabilities. [Electronic resource]. Mode of access: https://logoprof.ru/primenenie-metoda-proektov-v-inklyuzivnom-obrazovanii-uchashchihsya -s- ogranichennymi -vozmozhnostyami (accessed: 17.11.2020).

14. Rabotaem po FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya: programmy korrekcionnoj raboty [We work according to the Federal State Educational Standard of Basic General Education: correctional work programs]. Ed. by E. L. Cherkasova. Moscow, Perspektiva Publ., 2015. 88 p. (In Russian)

15. Sadykova A. What is happening with inclusive education in Russia? [Electronic resource]. Mode of access: https://takiedela.ru/news/2018/04/18/inclusion _mmco-expo/ (accessed: 17.01.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Дамадаева Анжела Сергеевна, профессор, проректор по стратегическому развитию и непрерывному образованию, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail:

[email protected]

Магомедова Саида Алирзаевна, доцент, кафедра социальных и информационных технологий, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 23.01.2020 г.

Работа выполнена при поддержке Фонда президентских грантов (проект № 20-2013554)

16. Uvarova N. A. Organizaciya sotrudnich-estva s sem'ej v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: metod. Rekomendacii [Organization of cooperation with the family in the system of additional education of children: method. Recommendations]. Ekaterinburg, Dvoretz Molodezhi Publ., 2005. 92 p. (In Russian)

17. FGOS: Vyyavlenie osobyh obra-zovatel'nyh potrebnostej u shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na urovne osnovnogo obshchego obrazovaniya [FSES: Identification of special educational needs of students with disabilities at the level of basic general education]. Ed. by E. L. Cher-kasova, E. N. Morgacheva. Moscow, Natsion-alny Knizhny Tsentr Publ., 2016. 144 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Angela S. Damadaeva, professor, vice-rector for Strategic Development and Continuing Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Saida A. Magomedova, assistant professor, the chair of Social and Information Technologies, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 23.01.2020.

The work is done with the support of Presidential Grants Fund (project No. 20-2-013554

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.