Сфера услуг
УДК:338.1.+332 АБДУЛПАТАХОВ МУХТАР АБДУЛБЕГО-
ВИЧ
старший преподаватель кафедры Теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ОМАРОВ МУРАДГАДЖИ ОМАРОВИЧ
к.полит.н., доцент каф. Теории и истории социальной работы ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
АБДУЛОВА ПАРИХАН МАГОМЕДОВНА
магистр 2 курса Социального факультета ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
DOI: 10.26726/1812-7096-2021-10-82-92 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИИ ЛЮДЕЙ С ОВЗ: РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению и обоснованию роли высшего образования в процессе инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения их успешной социальной интеграции. В ходе подготовки статьи были использованы различные методы, такие как метод сравнения, экспертного анкетирования, статистического анализа показателей инклюзивной деятельности. В результате анализа опыта инклюзивного образования в России и Республике Дагестан выявлены проблемы, связанные с освоением людей с ОВЗ социального пространства. Отмечено, что реализация государственной политики в области образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность этой категории людей получить высшее образование, а также приобрести профессиональную специальность, которая позволит им адаптироваться в обществе. Для людей с ОВЗ такая специальность поможет преодолеть социальную изоляцию и стать экономически независимым членом общества. Ключевые слова: высшее образование, инклюзия, лица с ограниченными возможностями здоровья, социальная интеграция._
ABDULPATAKHOVMUKHTAR ABDULBEGOVICH
senior lecturer of the cafe of the Theory and history of social work of the Dagestan State University, e-mail: [email protected]
OMAROV MURADGADZHI OMAROVICH
Ph.D.in Political Sciences, associate professor of the Faculty.
Theories and history of social work of Dagestan State University,
e-mail: [email protected]
ABDULOVA PARIKHANMAGOMEDOVNA
2nd year Master of the Social Faculty Dagestan State University
HIGHER EDUCATION IN THE PROCESS OF INCLUSION OF PEOPLE WITH DISABILITIES: ROLE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Abstract. The article is devoted to the study and justification of the role of higher education in the process of inclusion of children with disabilities in order to ensure their successful social inte-
gration. During the preparation of the article, various methods were used, such as the method of comparison, expert questioning, statistical analysis of indicators of inclusive activity. As a result of the analysis of the experience of inclusive education in Russia and the Republic of Dagestan, the problems associated with the development of people with disabilities in the social space have been identified. It is noted that the implementation of the state policy in the field of education of persons with disabilities and persons with disabilities implies the possibility of this category of people to obtain higher education, as well as to acquire a professional specialty that will allow them to adapt to society. For people with disabilities, such a specialty will help overcome social isolation and become an economically independent member of society.
Введение. На сегодняшний день в российском обществе довольно хорошо изучены барьеры на пути получения людьми с ограниченными возможностями высшего образования. Наше государство принимает активные меры по их устранению. Однако, несмотря на внесенные в законодательство поправки, которые вменяют высшим учебным заведениям обязательства по созданию необходимых условий для обучения студентов с ОВЗ, проблема реализации права на образование для людей с инвалидностью до сих пор остается актуальной [8]. Проводимые на территории России исследования, во-первых, в большинстве своем сфокусированы на проблемах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья в попытке интеграции в общество, при получении профессионального образования [10]. Однако при всем этом заметно отсутствие практического освещения возможностей и способов преодоления данных проблем. Во-вторых, эти исследования освещают трудности, которые испытывают люди с ОВЗ на пути повышения доступности высшего образования. При этом не описывается, как управлять подобными трудностями. В-третьих, нет расширенного изучения институционального контекста. То есть как в действительности реализуются государственные требования, связанные с реализацией образовательных потребностей людей с ОВЗ. Следовательно, в настоящее время научная проблема состоит в том, чтобы восполнить вышеперечисленные недостатки [5].
Основная часть. Инклюзия (от inclusion - включение) представляет собой процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [1].
В России, к сожалению, термины «инклюзия» и «инклюзивное образование» не знакомы довольно широкому кругу общественности. В остальных развитых странах эти понятия не только общеизвестны, но и закреплены на законодательном уровне [15, 16]. Что касается самого инклюзивного образования, то его введение и осуществление поддерживают многие международные организации, такие как ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО.
Система социальной инклюзии и инклюзивного образования включает средние учебные заведения, средние профессиональные учебные заведения и высшие учебные заведения. Основная цель данных учебных заведений - создать безбарьерную среду для людей с ОВЗ в процессе получения ими образования и в ходе профессиональной подготовки. Социальная инклюзия включает мероприятия, связанные не только с техническим оснащением учебных учреждений, но также с созданием специальных пособий и курсов, с помощью которых возможно комфортное обучение как педагогов, так и людей с ОВЗ. На рисунке 1 перечислены функции высшего учебного заведения по осуществлению инклюзивной деятельности.
Лица с инвалидностью номинально обладают полнотой всех прав человека, которые наделяются на нормативно-правовом уровне и присущи всем членам человеческого общества. Однако в реальности же они могут испытывать определенные трудности, которые обусловлены наличием объективных и субъективных оснований их маргинализации и дезинтеграции. Среди них можно выделить недостаточную развитость общественного сознания, неустойчивость побуждений к независимой жизни и слабость социально-мотивационных механизмов.
На рисунке 2 перечислены пути выполнения миссии высшего профессионального образования в социальной инклюзии [13].
Участие в экспортировании, предоставление вузом консал тииг оных услуг.
Создание территорально-отраслевых образовательных кластеров
Содействие межведомственному взаимодействие в реализации ИО
Представление инновационных
проектов в рег ионалыюе правительство и департаменты
Руководство экспериментальными площадками, реализующими ИО
Организация системы студенческое о волонтёрского движения добровольческих инициашв
Подготовка педагогических кадров для ИО : бакалавриат, магистратура, дополнительные образовательные программы для буду*ц^ч и работающих специалистов, КПК
Рис. 1. Функции высшего учебного заведения по осуществлению инклюзивной деятельности.
Готовность региональных
властей
(региональные программы, поддерживающие ИО)
Готовность общества (инклюзивная культура)
Готовность педагогов (кадровое обеспечение ИО)
Готовность физической среды (инфраструктура доступа к объектам и услугам образования)
О М\ЛЬэгоН
Рис. 1. Пути выполнения миссии высшего профессионального образования в социальной инклюзии.
В основе инклюзивного высшего образования - комплекс мобильности различного рода, состоящий из:
1) инклюзивного высшего образования как канала социальной мобильности;
2) высшего образования как стимула мобильности в пространстве;
3) высшего образования как источника, с помощью которого формируется и накапливается социальный капитал для людей с ОВ.
Функцию высшего образования как канала социальной мобильности применительно к индивидам с ограниченными возможностями здоровья раскрыл в своих теоретических подходах П. Сорокин. Он оценил пространственную мобильность людей с ограниченными возможностями, которые имеют разный уровень образования. Также он обозначил связь между социальной мобильностью и мобильностью пространственной.
В работе анализируется возможность людей с ОВЗ реализовать свое право на образование. В процессе анализа было выявлено, что даже с учетом того, что количество учебных заведений, в которых люди с ОВЗ могут реализовать свои образовательные потребности, невелико. Но именно в этих учреждениях обучается основная масса людей с ОВЗ [5].
На современном этапе развития общества установлено, что между пространственной мобильностью людей с ОВЗ и различными социальными сферами существует связь. Люди с инвалидностью, получившие профессиональное образование, более мобильны и ведут активный образ жизни. Они активно посещают культурные места, чаще бывают на проведении интересных событий, легче устраиваются на работу, а также активно создают семьи, совершают путешествия. Преимущества, которые дает высшее профессиональное образование в инклюзивном формате, заключается в следующем:
- расширяются социальные сети контактов, посредством которых можно достичь различных целей;
- приобретаются стремления развиваться и вести активную жизненную позицию;
- растут шансы и возможности профессиональной самореализации;
- конкурентоспособность на рынке труда [14].
Регулирование инклюзивного образования на территории России осуществляется Конституцией РФ, Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года, Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года, Конвенцией ООН «О правах ребенка» и Протоколом № 1 Европейской конвенции «О защите прав и свобод человека» [12].
Несмотря на это, в настоящее время лишь отдельные высшие учебные заведения обладают необходимыми свойствами по обучению студентов с ОВЗ.
Проведем анализ информации, предоставленной Министерством науки и высшего образования в ходе проведения мониторинга и имеющейся на сайтах образовательных организаций за 2018 год. Высшие учебные заведения, в которых учатся 30 и более людей с ОВЗ, подразделили на 2 группы с учетом ориентации вуза на образовательные потребности и формат обучения людей с ОВЗ. 45 вузов из 71, которые были исследованы, идентифицируются как вузы, которые не ориентируются на образовательные потребности студентов с ОВЗ и не имеют четкого формата их обучения. Среди них выделяются 2 подгруппы:
- вузы, в которых присутствует комбинированная модель обучения студентов с ОВЗ, т. е. часть студентов ведет обучение инклюзивно, а часть - дистанционно или в отдельных группах;
- вузы, в которых не присутствует определенная модель обучения студентов с ОВЗ и которые не ориентированы на их образовательные потребности.
Заметно меньшее количество высших учебных заведений (26 из 71) отнесено к группе, имеющей ярко выраженную ориентацию на обучение студентов с инвалидностью и реализующей четкий формат их обучения. В зависимости от формата обучения вузы этой группы подразделяются на следующие подгруппы:
а) вузы, которые реализуют специальное обучение людей с ОВЗ студентов;
б) вузы, в которых присутствует интегрированная модель обучения;
в) вузы, в которых присутствует переходная модель от интегрированного к инклюзивному обучению;
г) вузы, в которых присутствует модель инклюзивного обучения [4].
Если сравнивать людей с ОВЗ, имеющих высшее образование, с людьми без образования или даже имеющих высшее профессиональное образование, то люди с ОВЗ, получившие образование, ведут более активный образ жизни. Они активно посещают культурные места, чаще бывают на проведении интересных событий, чаще устраиваются на работу и даже имеют более высокие доходы, а также активно создают семьи, совершают путешествия. Таким образом,
люди с ОВЗ, получившие высшее профессиональное образование, лучше преодолевают свои страхи и успешно социализируются в обществе [7].
В настоящее время число людей с ОВЗ, желающих получить профессиональное образование, растет с каждым днем, что связано с тем, что расширился спектр профессий. Очевидно, что человек с ОВЗ серьезно относится к получению профессии, поскольку это определяет его место в обществе. Адаптация системы образования к потребностям данной категории обучающихся находится на стадии формирования. Однако многие здания высших учебных заведений не приспособлены к тому, чтобы обеспечить «доступную среду» для людей с ОВЗ. Отсутствуют пандусы, специальные таблички со шрифтом брайля, специальные лифты и т. д.
H. И. Шуваловой были выделены проблемы инклюзивной деятельности в высших учебных заведениях. Были выделены 5 позиций, которые заключаются в следующем:
I. Отсутствуют гибкие образовательные стандарты. Учебные планы и само обучение не соответствуют тем потребностям, в которых нуждаются люди с ОВЗ.
2. Отсутствует специальная подготовка педагогов вуза для работы с людьми с ОВЗ. Они не владеют основами специальной психологии и коррекции.
3. Преподаватели не владеют званиями психофизического развития людей с ОВЗ, отсутствуют методики и технологии, связанные с созданием учебного и коррекционного процесса людей с ОВЗ.
Трудности внедрения модели инклюзии в РФ -
отсутствие готовности принимать «не таких» детей в систему массового образования:
1. На уровне юридической-нет законодательной базы
2. На уровне финансирования - не предусмотрены материальные затраты на эти нужды
3. На уровне профессиональной деятельности - отмечается нехватка специалистов в системе образования (педагогов, дефектологов, психологов и пр.)
4. На уровне общественного сознания - не сформированы необходимые социально-психологические установки.
Рис. 3. Трудности внедрения модели инклюзии в РФ.
Таким образом, процесс внедрения инклюзии в систему высшего профессионального образования сопровождается комплексом проблем научного и практического характера, общее решение которых в настоящее время находится на начальной стадии. Из всего вышеперечисленного мы можем делать вывод, что отечественная система высшего образования готова к принятию обучающихся с ОВЗ лишь в ограниченном количестве.
Что касается проблем и перспектив инклюзивного образования в Республике Дагестан, то здесь картина примерно такая же, как и в России в целом. По состоянию на 1 марта 2021 года данные Федерального реестра инвалидов ФГИС ФРИ среди жителей республики Дагестан насчитывают 307678 человек с инвалидностью [12].
Создание условий для комплексного решения задач по обучению, воспитанию, оздоровлению и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки РД.
В целях подготовки образовательных учреждений к введению ФГОС для лиц с ограниченными возможностями здоровья Министерство образования и науки РД издало приказ от 5
марта 2015 года №737 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ». Также был разработан план мероприятий по реализации комплекса мер по введению федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с инвалидностью. Данный план мероприятий представляет собой курсы, которые помогут преподавателям, работающим со студентами с ОВЗ, чтобы они в свою очередь максимально эффективно помогли данной социальной категории людей адаптироваться в обществе. Министерство образования и науки РД совместно с «Северо-Кавказским федеральным университетом» организовывает курсы повышения квалификации для специалистов: логопедов, сурдопедагогов, де-фектологов.
Создание условий для получения индивидами с инвалидностью качественного образования реализуется в рамках федеральной государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363. Объем субсидии на реализацию данной программы в Республике Дагестан в 2020 году составил 56,8 млн рублей.
В рамках реализации данной программы проводятся следующие мероприятия: создание в образовательных учреждениях республики универсальной архитектурной безбарьерной среды, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом. Количество образовательных организаций РД, являющихся участниками программы «Доступная среда» в 2020 году, составило 32. Из них 19 общеобразовательных и 13 дошкольных учреждений. К концу 2021 года в РД количество образовательных организаций, в которых созданы условия для обучающихся с инвалидностью, составит 22,9 % от общего количества образовательных учреждений. На начало 2021 учебного года 1898 человек с инвалидностью проходили обучение на дому.
Увеличению числа желающих получить образование, в частности высшее, среди молодых людей с инвалидностью способствуют льготы, предоставляемые высшими учебными заведениями при поступлении и во время обучения. К ним относятся:
- особая квота при поступлении абитуриентам с инвалидностью;
- назначение социальных стипендий данным категориям студентов;
- назначение материальной помощи при окончании каждого семестра для лиц, которые признаны получателями социальной помощи государства.
В ходе эмпирического исследования, проведенного в 2019-2020 годах Дамадаевой А. С. и Бехоевой А. А., уже на 1-й ступени введения инклюзии было отмечено, что ее участники психологически не готовы к такому формату обучения в образовательных учреждениях [14]. Люди с ОВЗ, заканчивающие общеобразовательные школы, зачастую не могут поступать в тот вуз, который хотят, потому что территории многих вузов не обустроены для передвижения таких людей. На современном этапе создание безбарьерной инфраструктуры ограничивается лишь тем, что устанавливаются специальные пандусы и лифты. Другая проблема, не менее острая - это низкая компетентность и небольшой опыт преподавателей в вузах, которые работают в данной социальной категории людей. Исследователями С. В. Алехиным и Т. А. Силантьевой отмечается, что между преподавателями вузов и специалистами в области инклюзии должно быть сотрудничество. Такое сотрудничество позволит разработать стратегии развития в области инклюзии.
Проблема, связанная с небольшим опытом преподавателей или отсутствием такого в работе с людьми с ОВЗ решается посредством повышения квалификации таких преподавателей. Следует отметить, что важным условием успешного получения высшего образования индивидами с ограниченными возможностями здоровья являются специально адаптированные программы и индивидуальные учебные планы.
Большинство исследователей считает, что образование людей с ОВЗ идет в 2 направлениях. Первое направление затрагивает начальный период времени обучения студента с ОВЗ, когда он обучается как обычный студент, и, соответственно, к нему относятся как ко всем другим студентам, что объясняется проявлением уважения и равноправия. Однако есть отрицательная сторона такого подхода, поскольку многие студенты с ОВЗ не могут осилить учебную программу, что приводит к их исключению из высшего учебного заведения.
Второе направление заключается в том, что к студенту с ОВЗ относятся не только как обучающемуся, но и как к инвалиду, что, соответственно, вносит коррективы в методику препо-
давания, в план проведения занятий, учебную нагрузку, а также в наличие специальных приспособлений, с помощью которых студент может беспрепятственно перемещаться на террито-
Внедрение инклюзии в вузах РД
• ,5а • Пропив
Рис. 4. Результаты опроса преподавателей вузов на предмет лояльности их отношения к внедрению инклюзивной модели обучения.
Проведенный опрос среди преподавателей вузов показал, что количество преподавателей, положительно относящихся к обучению людей с ОВЗ в вузах, составляет 76 %. Такие преподаватели считают, что любой человек, способный к самостоятельным занятиям, может получить высшее образование.
Таким образом, внедрение инклюзивного образования в общий процесс связан с тем, насколько к этому готовы преподаватели вузов, и здесь можно говорить о внешних и внутренних факторах, влияющих на них. Внешние факторы связаны с материальным обеспечением вузов, наличием в вузах методик и специальных программ, заинтересованность преподавателей в инклюзии и опыт их работы со студентами с ОВЗ. Внутренние факторы связаны с: самоактуализацией педагога, способностью его к самораскрытию, уровнем эмпатии и гибкостью в общении.
Исходя из опроса, проведенного в вузах Дагестана, факторы, которые препятствуют людям с ОВЗ включиться в образовательный процесс, состоят в следующем:
1. Невысокая доступность образовательного пространства вузов. Опрос показал, что 50 % педагогов считают, что многие факультеты не располагают соответствующими условиями для того, чтобы в них обучались студенты с ОВЗ. 30 % считают, что данную проблему можно решить, если переоборудовать здания вузов специально под возможности студентов с ОВЗ. И 14 % считают, что необходимо обеспечить материально-технические условия для проведения эффективного образовательного процесса.
2. Люди с ОВЗ нуждаются в медико-социальной и психолого-педагогической помощи. 17 % опрошенных считают, что данный фактор включает необходимость в привлечении специальных людей, тьюторов и создании на территории вузов кабинетов по медицинскому обслуживанию людей с ОВЗ.
3. Недостаточный уровень подготовки к обучению в вузе абитуриентов с ОВЗ и наличие когнитивных барьеров. 39 % опрошенных считают, что в общеобразовательных школах низкий уровень подготовки учеников с ОВЗ к поступлению в высшие учебные заведения, и при этом сами абитуриенты с ОВЗ имеют претензии, лишенные адекватности на получение высшего образования.
4. Социально-психологические барьеры. 43 % опрошенных считают, что большая часть
студентов с ОВЗ имеет психологические барьеры в обучении наравне с остальными студентами. Кроме того, в обществе существует стереотипное мнение, что люди с ОВЗ после окончания вуза не могут получить работу (45 %). Однако, следует отметить, что значительная часть студентов с ОВЗ имеет опыт интегрированного образования, что позволяет им в будущем свести свои страхи к минимуму и стать уверенными по поводу получения высшего образования в университете.
Центр инклюзивного образования Дагестанского государственного университета «ЦИО ДГУ» был создан приказом ректора ДГУ № 609 от 11.09.2017 «О центре образования инвалидов ДГУ». ДГУ является партнером сети вузов, которые реализуют инклюзивное высшее образование в СКФО. Также университет принимает участие в реализации проекта Регионального учебно-методического центра инклюзивного образования «РУМЦ». Целью данного проекта является создание единого информационно-образовательного пространства в СевероКавказском федеральном округе, обеспечивающего доступность и качество высшего образования для лиц с ОВЗ.
Для выявления ключевых направлений развития системы инклюзивного образования в ДГУ и для поддержки образовательного и профессионального становления детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в университете нами было проведено исследование в форме опроса относительно увеличения количества студентов с ограниченными возможностями здоровья. В качестве респондентов выступили преподаватели университета и студенты очного отделения. Результаты опроса показали, что 77 % опрошенных преподавателей ДГУ положительно относятся к перспективе увеличения численности студентов с инвалидностью, 33 % - против. При этом среди студентов, наоборот, свыше 90 % опрошенных заявили, что психологически не готовы обучаться совместно с большим количеством людей с ограниченными возможностями.
В то же время наблюдается ежегодное увеличение числа желающих обучаться в ДГУ среди молодых людей с инвалидностью, этому, как уже выше отмечалось, способствуют льготы, предоставляемые вузом при поступлении и во время обучения. Так, в 2020/2021 учебном году ДГУ принял по особой квоте на госбюджетную форму обучения 67 абитуриентов, имеющих льготы по инвалидности. Всего в университете проходят обучение около 370 студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Государственным интернет-порталом инклюзивного образования Российской Федерации был проведен мониторинг профессионально-ресурсной готовности ДГУ к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во время проверки устанавливалась степень соответствия материально-технической базы университета требованиям и критериям федеральной программы РФ «Доступная среда». По результатам проверки готовности материально-технической базы университета были выявлены следующие результаты: [9].
Учебные корпуса, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся с нарушениями зрения Отсутствует
Доступность библиотечного фонда для обучающихся с нарушениями зрения Доступно
Аудитории со стационарными техническими средствами для обучающихся с нарушениями зрения Доступно
Наличие мобильных адаптирующих устройств для лиц с нарушениями зрения Программы увеличения изображения на экране Программы экранного доступа Доступно
Готовность к обучению слабослышащих. Оценивается совокупность параметров из различных разделов опросной формы, определяющая степень готовности вуза к работе со слабослышащими абитуриентами и студентами.
Таблица 1
Учебные корпуса, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся с нарушениями слуха Отсутствует
Доступность библиотечного фонда для обучающихся с нарушениями слуха Отсутствует
Аудитории со стационарными техническими средствами для обучающихся с нарушениями слуха Отсутствует
Наличие мобильных адаптирующих устройств для лиц с нарушениями слуха Отсутствует
Таким образом, данные таблицы наглядно показывают, что ДГУ не располагает необходимыми средствами для обучения студентов с нарушением слуха. Готовность к обучению студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оценивается совокупность параметров из различных разделов опросной формы, определяющая степень готовности вуза к работе со студентами с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Таблица 3
Учебные корпуса, в которых создана безбарьерная среда для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Доступно
Доступность библиотечного фонда для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Доступно
Аудитории со стационарными техническими средствами для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Аудитории с иными техническими средствами Доступно
Наличие мобильных адаптирующих устройств для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата Отсутствует
Согласно данным таблицы, ДГУ частично готов к обучению студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В структуру Центра инклюзивного образования ДГУ входит Координационный совет центра. Основные функции центра заключаются в следующем: разработка плана по успешному развитию центра в соответствии с поставленными задачами и целями, разработка предложений по усовершенствованию работы центра, повышение квалификации специалистов, занятых в инклюзивном образовании; создание условий по оказанию консультативной помощи учебным подразделениям университета. Директор ЦИО представляет университет в отношениях с внешними организациями по вопросам инклюзивной деятельности. В своей работе ЦИО сотрудничает и с инновационно-технологическим центром при университете ИТЦ ДГУ, деятельность которого направлена на развитие инновационной составляющей научно-образовательной политики университета. Основной целью ИТЦ является развитие и внедрение в образовательный процесс новых инновационных методов обучения [7].
Центр инклюзивного образования реализует программу сопровождения в процессе обучения студентов с инвалидностью. Эта программа состоит из нескольких разделов:
1. Организационно-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Включает в себя систему наставничества и контроля факультетов ДГУ со стороны центра инклюзивного образования. Для студентов с инвалидностью создан щадящий режим, но не в оценке знаний, а в создании условий спокойной
реализации своих возможностей. В организационно-педагогическое сопровождение входит комплекс мер по оказанию помощи людям с ОВЗ. Это могут быть консультации индивидуального характера, предоставляющиеся студентам, которые длительно отсутствуют, помощь в самостоятельном изучении в случае, если студент с ОВЗ заболел, помощь в защите дипломных и курсовых работ и в сдаче сессии. Если возникает необходимость, привлекаются студенты-волонтеры. Много внимания уделяется прохождению инвалидами учебных и производственных практик. Перед началом образовательного процесса преподаватели получают характеристику ограничений физических возможностей на каждого из студентов с инвалидностью.
2. Психолого-педагогическое сопровождение. Включает в себя учебный материал, проведение лекций и семинаров педагогами. Люди с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем, связанных с их неготовностью в получении специальности. Чаще всего это связано с тем, что люди с ОВАЗ не имеют четких представлений о той профессии, которую выбрали или не имеют учебные навыки в приобретении специальности. Эффективность помощи в этом случае возможна только при совместной работе специалистов центра с учащимися, их родителями и преподавателями. Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов в вузе призвано обеспечить интеграцию в профессиональную среду, помочь им сформироваться в качестве квалифицированных специалистов. Особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих студентов с ОВЗ. Студенты с проблемами в физическом развитии медленно усваивают новый материал. Специалисты ЦИО рекомендуют использовать методы коррекции неуспеваемости до поступления в университет. Психокоррекция занимается исправлением особенностей психического развития, не соответствующих критериям «оптимальной» модели.
3. Социальное сопровождение студентов с ОВЗ. Социальное сопровождение представляет собой комплекс мероприятий, основным направлением которых является поддержка людей при интегрировании их в обучение в вузе. К социальному сопровождению относятся вопросы профилактики, оздоровления, лечения, обеспечения техническими приспособлениями средо-вой адаптации. С целью обеспечения важных принципов организации инклюзивного высшего образования к основным нуждам студентов с ОВЗ должен быть приспособлен не только кампус университета и библиотека, но и общежития. Помещения санитарно-бытового назначения оснащаются в соответствии с правилами устройства. Со студентов-инвалидов I и II групп и их сопровождающих не взимается плата до окончания ими обучения в университете. Важную роль при социальном сопровождении студентов с ОВЗ играет Студенческий совет. Одной из его целей является вовлечение студентов с инвалидностью и их активное участие в процессе деятельности совета.
4. Профилактически-оздоровительное сопровождение. Включает постоянный мониторинг состояния здоровья студентов с инвалидностью. Для всех инвалидов проводится клиническое исследование и систематическое психологическое тестирование. Данные задачи реализуются санаторием-профилакторием университета.
Выводы. В целом проведенные анализ и оценка позволяют нам констатировать тот факт, что, несмотря на достаточно активную политику внедрения инклюзивного образования в учебных заведениях региона экономические и материально-технические возможности республиканских учреждений высшего образования, в частности Дагестанского государственного университета, в настоящий момент не готовы к принятию студентов с ОВЗ в большом количестве и использованию комбинированной модели инклюзивного образования.
Также проведенное исследование позволило нам сделать некоторые выводы.
1. Процесс внедрения инклюзии в систему высшего профессионального образования сопровождается комплексом проблем научного и практического характера, общее решение которых в настоящее время находится на начальной стадии. Отечественная система высшего образования готова к принятию обучающихся с ОВЗ лишь в ограниченном количестве.
2. Региональные государственные учреждения и высшие учебные заведения на сегодняш-
Литература
1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.
2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//mintrud.gov.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
3. Дамадаева А. С., Бехоева А. А. Проблемы и возможности реализации инклюзивного образования в современном вузе //Национальный психологический журнал. - 2019. - № 3(35).
4. Коржук С. В. Высшее образование как канал социальной инклюзии индивидов с инвалидностью: автореферат дис... кандидата социологических наук: 22.00.04 /Коржук Софья Владимировна; [Место защиты: Ин-т экономики и организации пром. пр-ва СО РАН]. - Новосибирск, 2018. - 26 с.
5. Коржук С. В. Доступ к высшему образованию для лиц с ограниченными возможностями здоровья: ограничения и перспективы инклюзивного образования / Социология и общество // Сб. трудов конф. Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость [Электронный ресурс]: V Всероссийский социологический конгресс. 19-21 окт. 2016г. Москва-Екатеринбург/ [отв. ред. В.А.Мансуров]; Рос. об-во социологов, ИНИОН РАН.
6. Мартынова Е. А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов с инвалидностью / Серия «Педагогические науки». - 2013. - № 1.
7. Нормативно-правовая база «Центра инклюзивного образования» Дагестанского государственного университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ndoc.dgu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
8. Палхаева Е. Н., Жукова Н. Е. Проблемы инклюзии в высшем образовании: обзор современных гуманитарных исследований / Современные проблемы науки и образования. - 2017.
9. Портал инклюзивного образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu-open.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
10. Траулько Е. В. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы /Вестник Тисби. - № 1. - 2019.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
12. Федеральный реестр инвалидов ФГИС ФРИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sfri.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
13. Шабунова А. А. Эксклюзия как критерий выделения социально уязвимых групп населения / Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 2 (44).
14. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Доступность высшего образования для инвалидов: политика в сфере высшего образования людей с инвалидностью / Журнал исследований социальной политики. -2004. - № 1.
15. Detraux J. and Dens A. Special Education in Belgium [Text] // European Journal of Special Needs Education. 2002. Vol. 7. No. 1. P. 63—79.
16. Kuglemas J. Sustaining cultures of inclusion: The value and limitations of cultural analyses [Text] // European Journal of Psychology andEducatio. 2016. Vol. 21. No. 3. P. 279-292.
References:
1. Alekhina S. V. Principy inklyuzii v kontekste razvitiya sovremennogo obrazovaniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. - № 1. - C. 5-16.
2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» na 2011-2020 gody. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http//mintrud.gov.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
3. Damadaeva A. S., Bekhoeva A. A. Problemy i vozmozhnosti realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v sovremennom vuze // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2019. - № 3(35).
4. Korzhuk S. V. Vysshee obrazovanie kak kanal social'noj inklyuzii individov s invalidnost'yu: avtoreferat dis... kandi-data sociologicheskih nauk: 22.00.04 / Korzhuk Sofya Vladimirovna; [Mesto zashchity: In-t ekonomiki i organizacii prom. pr-va SO RAN]. - Novosibirsk, 2018. - 26 s.
5. Korzhuk S. V. Dostup k vysshemu obrazovaniyu dlya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: ograni-cheniya i perspektivy inklyuzivnogo obrazovaniya / Sociologiya i obshchestvo // Sb. trudov konf. Sociologiya i ob-shchestvo: social'noe neravenstvo i social'naya spravedlivost' [Elektronnyj resurs]: V Vserossijskij sociologicheskij kongress. 19-21 okt. 2016g. Moskva-Ekaterinburg/ [otv. red. V.A.Mansurov]; Ros. ob-vo sociologov, INIONRAN.
6. Martynova E. A. Inklyuzivnoe obuchenie kak uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya studentov s invalidnost'yu / Seriya «Pedagogicheskie nauki». - 2013. - № 1.
7. Normativno-pravovaya baza «Centra inklyuzivnogo obrazovaniya» Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ndoc.dgu.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
8. Palhaeva E. N., ZHukova N. E. Problemy inklyuzii v vysshem obrazovanii: obzor sovremennyh gumanitarnyh issle-dovanij / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2017.
9. Portal inklyuzivnogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://edu-open.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. Traul'ko E. V. Inklyuzivnoe obrazovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: problemy i perspektivy / Vestnik Tisbi. - № 1. - 2019.
11. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 24 noyabrya 1995 goda №181-FZ «O social'noj zashchite invalidov v RF».
12. Federal'nyj reestr invalidov FGIS FRI. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://sfri.ru/, svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. SHabunova A. A. Eksklyuziya kak kriterij vydeleniya social'no uyazvimyh grupp naseleniya / Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - 2016. - № 2 (44).
14. YArskaya-Smirnova E. R., Romanov P. V. Dostupnost' vysshego obrazovaniya dlya invalidov: politika v sfere vysshego obrazovaniya lyudej s invalidnost'yu / ZHurnal issledovanij social'noj politiki. - 2004. - № 1.
15. Detraux J. and Dens A. Special Education in Belgium [Text] // European Journal of Special Needs Education. 2002. Vol. 7. No. 1. P. 63-79.
16. Kuglemas J. Sustaining cultures of inclusion: The value and limitations of cultural analyses [Text] // European Journal of Psychology and Educatio. 2016. Vol. 21. No. 3. P. 279-292.