Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / инклюзивная образовательная среды / танцевальный ансамбль / дети с ОВЗ / дополнительное образование детей / inclusion / inclusive educational environment / dance ensemble / children with disabilities / additional education of children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Татьяна Григорьевна, Прокопьева Мария Михайловна, Васильева Арина Владимировна

В статье рассматриваются педагогические условия организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля в условиях учреждения дополнительного образования детей. Актуальность темы связана с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Инклюзивное образование становится приоритетной формой обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и в сфере дополнительного образования. Цель статьи заключается в раскрытии педагогических условий организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля. Авторы статьи определяют, что системная и эффективная организация инклюзивной образовательной среды в танцевальном ансамбле возможна при опоре на модель, включающую социальный, технологический и пространственно-предметный компоненты инклюзивной образовательной среды. Социальный компонент, направленный на создание благоприятного климата в коллективе, на развитие толерантности, инклюзивной культуры, включает семейный инклюзивный проект «Добун», Уроки Доброты. Технологический компонент состоит из дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Исцеляющая сила танца» для инклюзивных групп и проекта «KYN book». Пространственно-предметный компонент это безбарьерная среда инклюзивного центра «Солнечный мир» и ресурсное обеспечение танцевального ансамбля. Эффективность реализации модели инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» определяется на основе сформированное™ инклюзивной культуры участников ансамбля, которая состоит из мотивационно-чувственного, ценностно-смыслового, коммуникативно-деятельностного критериев. Также проводится оценка культуры взаимодействия образовательного учреждения и родителей как показателя эффективности сотрудничества семьи и УДОД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корякина Татьяна Григорьевна, Прокопьева Мария Михайловна, Васильева Арина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the pedagogical conditions of inclusive educational environment of a dance group in the conditions of additional education for children. Relevance of the topic is connected with the fact that every year the number of children with disabilities increases. Inclusive education is becoming a priority form of education and training of children with disabilities, including in the sphere of additional education. The purpose of the article is to disclose the pedagogical conditions of inclusive educational environment of the dance ensemble. The authors of the article determine that the systematic and effective organization of inclusive educational environment in a dance ensemble is possible when relying on the model that includes social, technological and spatial-subject components of an inclusive educational environment. The social component, aimed at creating a favorable climate in the team, the development of tolerance, inclusive culture, includes a family inclusive project "Dobun", Lessons of Kindness. Technological component consists of an additional educational program "Healing power of dance" for inclusive groups and the project "KYN book". The spatial component is a barrier-free environment of the inclusive center "Sunny World" and resources of the dance group. The effectiveness of the implementation of the model of inclusive educational environment of the dance ensemble "Il-Degei" is determined on the basis of the formation of inclusive culture of the ensemble participants, which consists of motivational and sensual, value and semantic, communication and activity criteria. The culture of interaction between educational institution and parents is also assessed as an indicator of the effectiveness of cooperation between the family and ECE institution.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ»

- Происходило интеллектуальное обеднение правящей верхушки. Новых решений для возникающих проблем не предлагалось. Спарта пришла в кризис, погрузившись в борьбу за власть. Пример, описанный Плутархом: «Алкивиад, не надеясь больше на спартиатов, которым он не доверял, и опасаясь Агида, стоп вредить им и чернить их в глазах Тиссаферна, советуя последнему не давать им помощи настолько значительной, чтобы полностью уничтожить афинян». Против Спарты стали образоваться военные коалиции, население нищенствовало. Так, Спарта вела войну с Персией, которая после ряда успехов спартанцев стала уверенно поддерживать греческие силы. Происходили огромные расходы на войну, особенно флот.

- Долгое время полис был замкнутым, хранил свои традиции, покинуть его было практически невозможно. Слава о боеспособности знаменитой спартанской фаланги выходила далеко за пределы Древней Греции. Спартанцы стали часто становится наемными воинами, получая высокую плату за свое мастерство. Наличие денег подталкивало их усилить обогащение, появлялась мотивация к самореализации и самовыражению не только в деле войны.

- В спартанском обществе появилась коррупция, которую отмечал Плутарх.

- Агис IV провел реформы, наиболее масштабными были изменения в армии, но былой силы они не вернули. Чрезмерное объединение, постоянно навязываемая интеграция и унификация во всех сферах жизни привела к протесту как внутриличностному (все больше спартанцев «пересматривали» свои взгляды на взаимоотношение с обществом, обесценивали прежние устои), так и внешнему.

Все проявилось в противоположное от демократических основ явление - сформировалась деспотия, которой быстро воспользовались внешние враги - Римская империя. Пообещав господство над греческими полисами, заручившись военной поддержкой, они после победы не торопились выполнять обещания. Спарта утрачивала былое могущество. Модель спартанского общества угасала. Нам предстоит открыть еще множество секретов, которые она хранит в своей уникальной организации.

Литература:

1. Медовичев, А.Е. Спартанский эксперимент: общество и армия Спарты / А.Е. Медовичев. -https://cyberleninka.rU/article/n/2016-04-009-andreev-yu-v-spartanskiy-eksperiment-obschestvo-i-armiya-sparty-pod-red" nikonorova-v-p-spb-peterburgskoe-lingvisticheskoe (дата обращения: 10.04.2023)

2. Печатнова, Л.Г. Традиция о «дрогнувших» в Спарте / Л.Г. Печатнова // Индоевропейское языкознание и классическая филология. - 2022. - №26-2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/traditsiya-o-drognuvshih-v-sparte (дата обращения: 12.02.2023)

3. Плутарх. Избранные жизнеописания / Плутарх. - URL: Избранные жизнеописания. В двух томах. Плутарх. 1 том, pdf.pdf (namdu.uz) (дата обращения: 10.04.2023)

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Корякина Татьяна Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); доктор педагогических наук, профессор Прокопьева Мария Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший педагог дополнительного образования Васильева Арина Владимировна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский (подростковый) центр» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля в условиях учреждения дополнительного образования детей. Актуальность темы связана с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Инклюзивное образование становится приоритетной формой обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и в сфере дополнительного образования. Цель статьи заключается в раскрытии педагогических условий организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля. Авторы статьи определяют, что системная и эффективная организация инклюзивной образовательной среды в танцевальном ансамбле возможна при опоре на модель, включающую социальный, технологический и пространственно-предметный компоненты инклюзивной образовательной среды. Социальный компонент, направленный на создание благоприятного климата в коллективе, на развитие толерантности, инклюзивной культуры, включает семейный инклюзивный проект «Добун», Уроки Доброты. Технологический компонент состоит из дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Исцеляющая сила танца» для инклюзивных групп и проекта «KYN book». Пространственно-предметный компонент - это безбарьерная среда инклюзивного центра «Солнечный мир» и ресурсное обеспечение танцевального ансамбля. Эффективность реализации модели инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» определяется на основе сформированности инклюзивной культуры участников ансамбля, которая состоит из мотивационно-чувственного, ценностно-смыслового, коммуникативно-деятельностного критериев. Также проводится оценка культуры взаимодействия образовательного учреждения и родителей как показателя эффективности сотрудничества семьи и УДОД.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная образовательная среды, танцевальный ансамбль, дети с ОВЗ, дополнительное образование детей.

Annotation. The article deals with the pedagogical conditions of inclusive educational environment of a dance group in the conditions of additional education for children. Relevance of the topic is connected with the fact that every year the number of children with disabilities increases. Inclusive education is becoming a priority form of education and training of children with disabilities, including in the sphere of additional education. The purpose of the article is to disclose the pedagogical conditions of inclusive educational environment of the dance ensemble. The authors of the article determine that the systematic and effective organization of inclusive educational environment in a dance ensemble is possible when relying on the model that includes social, technological and spatial-subject components of an inclusive educational environment. The social component, aimed at creating a favorable climate in the team, the development of tolerance, inclusive culture, includes a family inclusive project "Dobun", Lessons of Kindness. Technological component consists of an additional educational program "Healing power of dance" for inclusive groups

and the project "KYN book". The spatial component is a barrier-free environment of the inclusive center "Sunny World" and resources of the dance group. The effectiveness of the implementation of the model of inclusive educational environment of the dance ensemble "Il-Degei" is determined on the basis of the formation of inclusive culture of the ensemble participants, which consists of motivational and sensual, value and semantic, communication and activity criteria. The culture of interaction between educational institution and parents is also assessed as an indicator of the effectiveness of cooperation between the family and ECE institution.

Key words: inclusion, inclusive educational environment, dance ensemble, children with disabilities, additional education of children

Введение. В последние годы в связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья и гуманизацией российского общества инклюзивное образование стало одним из приоритетных направлений. Распространение опыта инклюзии способствует реализации прав детей с ОВЗ на образование, в том числе и на дополнительное. Независимо от нарушений в развитии дополнительное образование в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность раскрыть творческий потенциал, успешно пройти социализацию, реализоваться и самоактуализироваться. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [6], инклюзивность является одним из принципов создания условий для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования. Тем не менее, в настоящее время в системе дополнительного образования большинство детей с ОВЗ занимаются в отдельных (специальных) коррекционно-развивающих объединениях. Особенно это касается танцевального направления. Хотя именно танец может помочь решить проблему общения, замкнутости и изоляции от внешнего мира, а также может способствовать раскрытию личности ребёнка, тем самым успешнее пройти все этапы социализации. Исходя из этого, цель статьи - определение педагогических условий организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля.

Изложение основного материала статьи. Определение «инклюзивная образовательная среда» является комплексным, включающим рассмотрение образовательной среды в целом, специфику обучения детей с ОВЗ и создание психологически благоприятного климата для всех субъектов образовательного процесса. Существуют разные подходы к определению понятия «инклюзивная образовательная среда» [7]. Согласно первому подходу, для детей с нарушениями развития создаются специальные образовательные условия [4]. В отличие от него, представители «субъектного подхода» считают, что все участники образовательного процесса должны быть активными, что приведет к саморазвитию каждого, а также должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку вне зависимости от возможностей и потребностей. Мы считаем, что именно этот подход наиболее полно раскрывает особенности инклюзивной среды в системе дополнительного образования.

Эффективность организации инклюзивной образовательной среды в большей степени зависит от субъектной позиции родителей, от их активного участия в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество педагогов и семьи. Ведь как отмечает М.М. Прокопьева, семья является «основным фактором социализации личности ребенка формирует самоорганизующуюся личность в плане характера, воли, умственных, физических возможностей, нравственных качеств и выпускает ребенка в мир самоорганизующейся социоэтнокультурной среды» [5, С. 24].

В условиях инклюзивного дополнительного образования родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс творческой деятельности, стать не просто заказчиком образовательных услуг или сопровождающими. При этом содержание взаимодействия семьи и УДОД зависит и от направленности объединения. Деятельность танцевального ансамбля направлена на развитие эмоциональной, коммуникативной, двигательной сферы детей с ОВЗ, их реабилитацию средствами танцевального искусства.

Таким образом, на основе данных выводов, нами сформулировано определение инклюзивной образовательной среды организации дополнительного образования как системы влияний и социальных, пространственно-предметных условий учреждения дополнительного образования детей, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития, раскрытия и развития интересов и задатков на основе возрастных особенностей, возможностей здоровья и социальных потребностей.

В соответствии с целью исследования была проведена опытно-экспериментальная работа по организации инклюзивной образовательной среды при сотрудничестве семьи и организации дополнительного образования детей. В нём принимали участие 30 воспитанников младшей группы (из них 12 детей с ОВЗ) и 42 родителя инклюзивного танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» Инклюзивного Центра творческого развития детей «Солнечный мир» при МБОУ ДО «Детский (подростковый) Центр ГО «город Якутск».

Название танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» соответствует целям инклюзивной группы. В переводе с якутского языка «Ил» - дружба, взаимопонимание, сплочение, «Дэгэй» - танцуй, встань на ноги. В ансамбле занимаются 60 детей, в том числе 40 детей с инвалидностью. Из них 10 детей передвигаются на инвалидных колясках. Ансамбль является обладателем Гран-при, лауреатом и дипломантом международных, всероссийских, республиканских и городских фестивалей, смотров, конкурсов.

Руководитель инклюзивного танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» Васильева Арина Владимировна - старший педагог дополнительного образования, Отличник системы образования РС(Я), обладатель Нагрудного знака «Династия педагогов РС(Я)».

На констатирующем этапе исследования проводилась оценка первоначального уровня сформированности инклюзивной культуры у участников ансамбля, а также оценка культуры взаимодействия образовательного учреждения и родителей как показателя эффективности сотрудничества.

На основе работ Колокольцевой М.А. структурными компонентами инклюзивной культуры являются: мотивационно-чувственный (нравственные чувства, эмпатия, желание помочь детям с ОВЗ), ценностно-смысловой (понимание особенностей жизни людей с ОВЗ и их проблем, приверженность нравственным ценностям справедливости, свободы, равенства, взаимопомощи и др.); коммуникативно-деятельностный (умения, навыки и привычки, которые проявляются в процессе коммуникаций, устойчивость нравственного поведения) [2].

Данные компоненты оцениваются на основе критериев, показателей, уровней воспитанности инклюзивной культуры с помощью различных методик:

- мотивационно-чувственный критерий определялся с помощью методики «Цветик-семицветик»;

- ценностно-смысловой критерий выявлялся на основе адаптированной методики - анкеты «Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»;

- коммуникативно-деятельностный критерий инклюзивной культуры воспитанников определялся на основе метода социометрии Дж. Морено[3].

По результатам констатирующего этапа исследования были выявлены следующие уровни воспитанности инклюзивной культуры у участников ансамбля «Ил-Дэгэй»: низкий уровень наблюдался у 9 детей (30%); средний уровень - 14 (46,6%); высокий уровень - 7 детей (23,3%), что свидетельствует о необходимости проведения работы в данном направлении.

Оценка культуры взаимодействия образовательного учреждения и родителей как показателя эффективности сотрудничества семьи и учреждения дополнительного образования детей производилась на основе адаптированной методики «Культура взаимодействия образовательной организации и родителей» [1], которая выявила средний уровень информированности родителей в вопросах деятельности ансамбля и удовлетворенности взаимодействием с ансамблем.

Результаты контрольного этапа исследования свидетельствовали о необходимости разработки модели инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля при сотрудничестве с семьей, которая опирается на эколого-психологическом подходе В.А. Левина [9] и состоит из четырех компонентов.

Во-первых, это субъекты образовательного процесса. В рамках нашего исследования, это дети с ОВЗ и нормотипично-развивающиеся воспитанники, родители детей с ОВЗ и без ОВЗ, сотрудники УДОД: администрация, педагоги ансамбля, психологи.

Во-вторых, социальный компонент, который направлен на создание психологически благоприятного климата, на сплочение и формирование единого коллектива. Для этого в танцевальном ансамбле реализуется семейный инклюзивный проект «Добун», который нацелен на создание единого образовательно-воспитательного пространства, обеспечивающего развитие, активизацию детей и их семей инклюзивного танцевального ансамбля «Ил - Дэгэй».

Проект предусматривает работу по развитию личности каждого ребенка, организацию культурно-массовых совместных семейных мероприятий, привлечение детей и их семей к подготовке и проведению мероприятий, работу с родителями, что позволяет расширить возможности семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Для детей с особыми образовательными потребностями участие в проекте является не только интересным и полезным опытом, но и школой социальной адаптации, психологического и физического оздоровления и обретения уверенности в себе. Для типично развивающихся детей и их родителей инклюзивное творчество является шагом на пути к развитию гуманизма, сочувствия, эмпатии и толерантного восприятия детей с ОВЗ.

При реализации проекта особая роль отводится совместной работе с родительским комитетом. Семейный инклюзивный проект «Добун» включает участие родителей и детей в массовых мероприятиях, благотворительных акциях, мастер-классах, конкурсах. Также в рамках проекта проводится просветительская работа с родителями, разработка и выпуск полиграфической продукции и организацию летнего отдыха.

В рамках социального компонента инклюзивной образовательной среды ансамбля для сплочения детей в инклюзивной группе проводились Уроки Доброты [8], которые были ориентированы на просвещение школьников в области прав людей с инвалидностью, на развитие толерантного отношения к ним в частности и к другому человеку вообще.

Следующий компонент инклюзивной образовательной среды - технологический (психодидактический) включает в себя содержание, методы и формы обучения и воспитания.

Образовательная деятельность инклюзивного танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» ведётся по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Исцеляющая сила танца» для инклюзивных групп. Актуальность программы обусловлена тем, что в современной системе инклюзивного образования практически отсутствуют методические разработки по обучению танцам детей с детским церебральным параличом, т.е. с нарушениями опорно-двигательного аппарата и в основном передвигающихся на инвалидных колясках. Существующие программы по данному направлению преимущественно носят частный характер. Отличительной особенностью программы является привлечение детей, передвигающихся на инвалидных колясках, в танцевальное искусство, которое может быть способом общения для самовыражения, позволяющий ощутить радость движения, реализации желания найти взаимопонимание, приобрести уверенности себе и достичь цели и воплощать их в танцевальную импровизацию. Цель программы - развитие творческих способностей детей, передвигающихся на инвалидных колясках, посредством танцевального искусства. После успешного усвоения образовательной программы «Исцеляющая сила танца» ребенок переходит в основной состав студии «Ил-Дэгэй», где совершенствует свое мастерство.

Для повышения активности также разработана авторская методика «КУЫ-Ьоок» (электронный дневник с домашними заданиями), в котором участники ансамбля в каждом полугодии учебного года снимают видео с практическими заданиями для всех участников ансамбля. В нем фиксируются достижения, цели и задачи на определенный период через собственные знаки, символы и рисунки. Это помогает им строить планы, отмечать свои успехи и те моменты, над которыми стоит поработать, все это способствует формированию навыков самооорганизации.

Следующий компонент инклюзивной образовательной среды - это предметно-пространственный компонент, который включает безбарьерную среду инклюзивного центра «Солнечный мир» и ресурсное обеспечение танцевального ансамбля: инвентарь и костюмы, учитывающие двигательные возможности участников ансамбля.

Эффективность реализации модели инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» определялась на основе сравнительного анализа уровня развития инклюзивной культуры участников ансамбля и сформированности культуры взаимодействия образовательной организации и семьи. На контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. По результатам контрольного этапа исследования была выявлена динамика уровня воспитанности инклюзивной культуры у участников инклюзивного танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй». Были получены следующие результаты (рис.1) по уровню воспитанности инклюзивной культуры: средний уровень - 7 участников (23,3%); высокий уровень - 23 участника (76,7%).

90% 76,70%

70% 60% 50% 40% 30% 46,60%

3U Га 20% 10% 0% кон стати рующий эта □ низки контрольный этап 1 □ ср едний □ в ы со к и й

Рисунок 1. Сравнительные результаты исследования сформированности инклюзивной культуры участников ансамбля на констатирующем и контрольном этапах

На контрольном этапе результат анкетирования родителей показал повышение уровня развития культуры взаимодействия ансамбля и семьи.

Выводы. Таким образом, на основе проведенного исследования выявлены следующие педагогические условия организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля:

- сотрудничество с семьей и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;

- создание благоприятной толерантной атмосферы через реализацию семейного инклюзивного проекта «Добун», уроков Доброты;

- материально-техническое обеспечение деятельности ансамбля: создание безбарьерной среды;

- организационно-педагогическое обеспечение, которое предполагает реализацию АДОП «Исцеляющая сила танца» с учетом особенностей и возможностей детей, адаптацию методик обучения танцам к возможностям обучающихся с ОВЗ;

- комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса, которое обеспечивается администрацией, психологами и методистами Центра.

В результате организации инклюзивной среды в танцевальном ансамбле повысилась инклюзивная культура у всех участников, взаимодействие УДОД и семьи стало более тесным, а также ансамбль стал успешнее участвовать в инклюзивных танцевальных конкурсах и проектах.

Литература:

1. Калинина, Н.В. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: методическое пособие / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова // Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2002 - 32 с.

2. Колокольцева, М.А. Воспитание инклюзивной культуры у младших школьников. Учебное пособие / М.А. Колокольцева. - Москва: Издательство «Перо», 2019. - 107 с.

3. Марковская, И.М. Социометрические методы в психологии: учебное пособие / И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 46 с.

4. Олтаржевская, Л.Е. Развитие адаптивно-воспитательной среды в инклюзивном образовательном учреждении: дис. канд. пед. наук / Л.Е. Олтаржевская. - Москва, 2012. - 232 с.

5. Прокопьева, М.М. Основы самоорганизации семьи: монография / М.М. Прокопьева. - Якутск: Изд-во «Бичик»,

2000.- 112 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». - URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/403709682/#review (дата обращения: 5.02.2023)

7. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях / под ред. C.B. Алехиной, Е.В. Самсоновой. - Москва: МГППУ, 2022. - 19 с.

8. Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» - методика, технологии и реализация: метод, пособие / под ред. В.Д. Парубиной - Казань: ИД «МеДДоК», 2018. - 160 с. - URL: https://2017.perspektivainva.rU//images/publications/inclusive-edu/Formirovanie-incliuzivnoi-sredy-v-obrazovatelnoiorganizatcii (дата обращения: 15.11.2022)

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин - Москва: Смысл,

2001.-365 с.

Педагогика

УДК 614. 8. 084 (075. 8)

кандидат педагогических наук, доцент Криворотенко Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

О ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки методического пособия, в котором определены цели и задачи организации и проведения семинарских занятий в процессе изучения студентами вузов общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Тематика методического пособия отражает основные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды от любых негативных воздействий, связанные с выбором методов и способов их достижения. В настоящем исследовании освещены актуальные с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.