Научная статья на тему 'СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА'

СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спартанская модель общества / социокультурный феномен / Spartan model of society / socio-cultural phenomenon

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В статье рассматривается проблема трансформации спартанского общества под влиянием внутренних и внешних факторов. Античная система воспитания и обучения представлена весьма разнообразна. Уникальность общественного устройства Спарты по сравнению с другими полисами проявлялась во всех сферах жизни. Спартанскому государству приписывают эффективное решение многих общественных проблем, способностью сформировать у граждан от раннего детства до поздней старости патриотизм и моральный долг перед Отечеством. Милитаристское устройство приносило свои плоды: в период расцвета спартанскому войску не было равных в бою. Законы Ликурга позволили установить практически равенство, унифицировать положение всех слоев населения. Богатство и роскошь считались ненужными верным своему отечеству спартанцам. В то же время они упрочили жесточайшую систему порабощения илотов. Стабильное устройство тем не менее пошатнулось: внешние угрозы и внутренняя борьба привели к трансформации, а затем и угасанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of transformation of Spartan society under the influence of internal and external factors. The uniqueness of the social structure of Sparta in comparison with other policies was manifested in all spheres of life. The militaristic device bore fruit: in its heyday, the Spartan army had no equal in battle. The laws of Lycurgus made it possible to establish almost equality, to unify the position of all segments of the population. Wealth and luxury were considered unnecessary by the Spartans loyal to their fatherland. At the same time, they consolidated the most brutal system of enslavement of helots. Nevertheless, the stable structure was shaken: external threats and internal struggle led to transformation, and then extinction.

Текст научной работы на тему «СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА»

11. Alatorre, S. Psychology of Mathematics Education / S. Alatorre, J.L. Cortina, M. Sáiz, A. Méndez 11 Mérida, Yucatán, México. - 2006. - № 9 (12). - 1034 p.

Педагогика

УДК 37.013.73

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Аннотация. В статье рассматривается проблема трансформации спартанского общества под влиянием внутренних и внешних факторов. Античная система воспитания и обучения представлена весьма разнообразна. Уникальность общественного устройства Спарты по сравнению с другими полисами проявлялась во всех сферах жизни. Спартанскому государству приписывают эффективное решение многих общественных проблем, способностью сформировать у граждан от раннего детства до поздней старости патриотизм и моральный долг перед Отечеством. Милитаристское устройство приносило свои плоды: в период расцвета спартанскому войску не было равных в бою. Законы Ликурга позволили установить практически равенство, унифицировать положение всех слоев населения. Богатство и роскошь считались ненужными верным своему отечеству спартанцам. В то же время они упрочили жесточайшую систему порабощения илотов. Стабильное устройство тем не менее пошатнулось: внешние угрозы и внутренняя борьба привели к трансформации, а затем и угасанию.

Ключевые слова: спартанская модель общества, социокультурный феномен.

Annotation. The article deals with the problem of transformation of Spartan society under the influence of internal and external factors. The uniqueness of the social structure of Sparta in comparison with other policies was manifested in all spheres of life. The militaristic device bore fruit: in its heyday, the Spartan army had no equal in battle. The laws of Lycurgus made it possible to establish almost equality, to unify the position of all segments of the population. Wealth and luxury were considered unnecessary by the Spartans loyal to their fatherland. At the same time, they Consolidated the most brutal system of enslavement of helots. Nevertheless, the stable structure was shaken: external threats and internal struggle led to transformation, and then extinction.

Key words: Spartan model of society, socio-cultural phenomenon.

Введение. На островах Эгейского моря, и на материковой территории Греции появилась уникальная культура, которая имела много общего с древними восточными культурами и была связана с Египтом, Малой Азиейи Междуречьем. На Крите появился вид письменности, который брал начало от пиктографических знаков и протошумерской письменности и реализовал потребности храмов и дворцовых хозяйств. В середине 2-го тысячелетия до н. э. в этом регионе появляется слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. Критские писцы установили твердые правила письменности: письмо было слева направо, выделялись заглавные буквы и красные строки. Культурное развитие в Древней Греции и на Крите было отброшено назад вторжением дорийских племен. Воспитание и обучение молодежи в Греции было отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых относят к легендарному древнегреческому поэту Гомеру. В то время не было привычных для нас школ, но культура и правила письменности, установленные критскими писцами, стали частью европейской письменной культуры в последующие века.

Проблема эффективного воспитания волновала человечество на заре его развития. Еще до выделения семьи из родовой общины воспитание подрастающего поколения считалось ответственным делом и выделялись члены племени, которые посвящали свое время этому нелегкому занятию. С появлением семьи как основного социального института вся ответственность за жизнедеятельность детей ложилась на ее плечи. Разумеется, в дописьменный период многое из конструирования прошлого остается на основе вещественных источников, сохранившихся наскальных рисунков и догадок.

Античная система воспитания и обучения представлена весьма разнообразна. Во многом уникальной и неповторимой является система воспитания в Спарте. Она выступала основой военизированного спартанского общества, одной из первых показала миру возможность реализации равноправного устройства социума, состоящих из сильных духом и физически граждан, создавших мощное государство (полис). Как известно, основная способность критически мыслящего человека отвечать на вопрос «как?» и «почему?». Попробуем выяснить, как спартиатам удалось создать высокоорганизованное общество, устойчивую государственность и почему оно распалось.

Изложение основного материала статьи. Воспитание и обучение подрастающего поколения - достойная забота о будущем не только конкретной семьи, но и общества в целом. Древняя Спарта отличилась и в этой области. Во-первых, в отличие от утонченных афинян, признающих одинаковую важность физического и интеллектуального развития, спартанцы формировали, в первую очередь, физически крепкого и закаленного воина. Существует легенда, что слабых младенцев после осмотра старейшинами, сбрасывали с горы Тайгет. С семилетнего возраста дети жили в агеллах, общее место, напоминающие по организации казарму. Условия нахождения в ней были суровыми: тонкий плащ на весь год, циновка вместо кровати, еда впроголодь, регулярные тяжелые физические упражнения. Во -вторых, практически не существовало различий в воспитании представителей обоего пола. Как мальчики, так и девочки проходили обучение владению спортивными снарядами и оружием. Здоровые и крепкие женщины могут воспроизвести на свет таких же будущих граждан сильной Спарты. Кроме того, женщины обладали высокой социальной активностью, что для общества Древнего Мира было нетипичным. Воспитание девочек, как правило, проходило в том же духе, что и мальчиков. Предположительно, мальчики и девочки обучались отдельно, но состязания и игры проводились публично, причем мальчики демонстрировали свои умения девочкам и наоборот. На этих праздниках спартанские юноши слышали похвалы и насмешки девушек, что, как говорит древний автор, сильно стимулировало их желание заниматься гимнастикой изо всех сил. В-третьих, сама система воспитания была направлена на развитие гражданского долга и умения выходить из сложных ситуаций. Скудное питание стимулировало юных спартанцев искать еду там, где это только можно, не исключая воровство. В случае, если неудавшегося воришку заставали за преступлением, его неминуемо ожидало наказание розгами: сам факт присвоения чужого не возбранялся, а его неудачные попытки - очень строго. Во время наказания нельзя было демонстрировать боль и обиду, для будущего защитника государства такое поведение считалось недопустимой слабостью. Плутарх так описывает ситуацию: «Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать». Для развития ловкости и физической подготовки у детей и юношей в Спарте широко использовались пляски, особенно военная пляска в полном вооружении, которая мимически

изображала различные битвы. Обучение чтению и письму было ограничено минимумом, а вместо этого дети присутствовали на общественных обедах и слушали рассказы о славных подвигах в военное и мирное время, а также учились выражать свои мысли ясно и кратко. Воспитание в Спарте было ориентировано на нравственное развитие, поэтому поэзия играла большую роль в спартанском образовании. Гимны, лирические песни и маршевые песни пелись во время гимнастических упражнений, общественных мероприятий и в походах. Важным элементом спартанской поэзии была музыка, которая помогала формировать нравственные качества. Спартанцы учились только для того, чтобы выживать. С 13 лет они посещали школы для гимнастических упражнений, которые возглавлял определенный старейшина, называемый «педоном». Эти школы находились под наблюдением старших поколений, которые считались отцами, учителями и наставниками для учеников. В этих школах подростки учились военному искусству, участвовали в учебных сражениях и походах, а также проводились беседы нравственного содержания. В 14 лет мальчики проходили публичные испытания, где показывали свои успехи в физической подготовке и музыке. Отметим, что воспитательная традиция Спарты оказалась скудной, с гипертрофированной военной подготовкой и невежеством молодого поколения. Спарта была одним из первых государств, которые начали государственное воспитание своих граждан. Они считали, что это поможет создать сильную и выносливую армию, которая сможет защитить государство. Однако, такой подход привел к тому, что у спартанцев было мало общеобразовательной подготовки и культурных знаний.

Целью воспитания было подготовить детей обоего пола к военной службе, научить их переносить лишения и развить физическую силу и здоровье. Поэтому основными занятиями для мальчиков и подрастающих подростков в детских домах были гимнастика и военные упражнения. Юные воины занимались на свежем воздухе, тренировки проходили в плохую погоду и в холод. Даже по каменистой местности Спарты тренирующиеся ходили босиком. Их волосы были коротко острижены, а головы открыты для дождя и холода. Им не давали теплой одежды, и они спали на сене, соломе и тростнике, который сами наломали на берегу р. Эбродт. Спартанцы считали, что чем строже воспитание, тем легче молодые люди будут адаптированы к суровым реалиям военного времени.

Помимо физической подготовки, спартанцы уделяли внимание и умственному развитию, однако их понимание данной проблемы отличалось от греческих полисов. Они полагали, что это была не только способность понимать и умело справляться с повседневными делами, которую можно было приобрести через опыт и общение с мудрецами, но и умение кратко и ясно выражать свои мысли. Соседями отмечалась хитрость спартанцев, проницательность и четкие ответы, способность говорить кратко и по существу. Достоинством спартанцев была способность незамедлительно действовать по приказу государства. Однако эмоциональная сфера личности спартанцев не была бедной. Поэтому среди них поощрялась дружба, в том числе и для обучения военному искусству и взаимопомощи в бою.

Во взрослой жизни воин, проявивший трусость на поле боя, был покрыт позором, его семья страдала вместе с ним. «Дрогнувшие», так их называет Ксенофонт, были лишены политических и части гражданских прав. Он отмечает, что смерть лучше «столь позорной и постыдной жизни».

Нетрудно догадаться, что, формируя с детства выносливость, умение переносить лишение, жестокость, физическую силу и ловкость, абсолютное подчинение старшему, система воспитания добилась главной цели - создание самого сильного и непобедимого полиса Древней Греции, поработившая не только илотов, и жестоко их эксплуатирующих, но и державшего в страхе соседей. Примером невиданной смелости, мужества и таланта стратега является известная многим история царя Леонида и трехсот спартанцев в Фермопильском ущелье, где многотысячной армии врага удалось одержать победу только после предательства. Мы не будем подробно останавливаться на всех этапах становления и развития спартанского государства. Однако обратим внимание на законы Ликурга, которые являются системообразующими для спартанского полиса. По утверждению Плутарха, они не были «писанными». Именно они позволили Спарте эмансипировать от норм и ценностей других греческих городов, создать автономное устройство. О самой личности Ликурга известно немногое, зачастую его связывают с полумифической фигурой, связанной с культом Зевса. Благодаря им в городе устанавливалось практически равенство: золотые монеты были заменены железными, даже для элиты богатство было «запрещено», оно и не требовалось, жизнедеятельность спартанцев обеспечивали илоты. Пища была простой. Ликург... уговорил спартанцев объединить все земли, а затем поделить их заново и впредь хранить имущественное равенство... Он разделил Лаконию между периэками, или, иначе говоря, жителями окрестных мест, на тридцать тысяч участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте, — на девять тысяч, по числу семей спартиатов...

Функции и задачи каждого жителя полиса были «закреплены» за ним в течение жизни. Если кто-нибудь наказывал мальчика, и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного. Заниматься ремеслом спартанцам было практически запрещено, все свободное время они должны были посвящать военной подготовке. Внутри общества конфликтов не было: строгость управления и, по свидетельствам современников, истинная любовь к Отечеству, не вызывала желания изменить существующее устройство. ...Затем Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние ремесла... Ремесленники, вынужденные отказаться от производства бесполезных предметов, стали вкладывать свое мастерство, в предметы первой необходимости. Чтобы нанестироскоши и страсти к богатству еще более решительный удар, Ликург провел третье и самое прекрасное преобразование — учредил общие трапезы...Низким и рабским считали они всякий ручной труд, всякие заботы, сопряженные с наживой... С точки зрения современного человека подобные системы воспитания и правила представляются практически невозможными для исполнения и полноценной жизни. Тем не менее спартанцам удавалось не только доминировать над другими греческими полисами, но и вызывать уважение древних греков. Спартанцы проявили себя как смелые воины, дисциплинированные граждане, искренне любящее Родину, несмотря на аскетизм и лишения. Плутарх, так описывает настроения о разгроме спартанцев в битве при Левктрах: «Родственники же уцелевших, напротив, оставались вместе с женами дома, как бы находясь в трауре; и если кто-нибудь из них вынужден был выйти из дому, то по его внешнему виду, голосу и взгляду видно было, как велики его уныние и подавленность...» Во главе полиса стояло два царя. Один занимался внешней политикой, другой - внутренней. В органах управления также были Народное собрание (апелла) и герусия, обладавшая широкими полномочиями. В историографической оценке Спартанскому государству приписывают эффективное решение многих общественных проблем, способностью сформировать у граждан от раннего детства до поздней старости патриотизм и моральный долг перед Отечеством.

Выводы. Возникает вопрос: почему столь стабильное, на первый взгляд, не лишенное демократических и олигархических признаков государство, пришло к закату?

- Со временем, законы и правила, которые носили характер, направленный против богатства, перестал устраивать военную и политическую элиту. Неравенство все больше проявлялось в социальном устройстве. Так, алчность, желание возвышаться над остальными или, другими словами, в действие пришло меткое выражение Дж. Оруэлла, «Все ... равны. Но некоторые ... более равны, чем другие». Война все чаще стала проводиться не только ради защиты собственных границ или необходимости, а именно с целью личного обогащения.

- Происходило интеллектуальное обеднение правящей верхушки. Новых решений для возникающих проблем не предлагалось. Спарта пришла в кризис, погрузившись в борьбу за власть. Пример, описанный Плутархом: «Алкивиад, не надеясь больше на спартиатов, которым он не доверял, и опасаясь Агида, стоп вредить им и чернить их в глазах Тиссаферна, советуя последнему не давать им помощи настолько значительной, чтобы полностью уничтожить афинян». Против Спарты стали образоваться военные коалиции, население нищенствовало. Так, Спарта вела войну с Персией, которая после ряда успехов спартанцев стала уверенно поддерживать греческие силы. Происходили огромные расходы на войну, особенно флот.

- Долгое время полис был замкнутым, хранил свои традиции, покинуть его было практически невозможно. Слава о боеспособности знаменитой спартанской фаланги выходила далеко за пределы Древней Греции. Спартанцы стали часто становится наемными воинами, получая высокую плату за свое мастерство. Наличие денег подталкивало их усилить обогащение, появлялась мотивация к самореализации и самовыражению не только в деле войны.

- В спартанском обществе появилась коррупция, которую отмечал Плутарх.

- Агис IV провел реформы, наиболее масштабными были изменения в армии, но былой силы они не вернули. Чрезмерное объединение, постоянно навязываемая интеграция и унификация во всех сферах жизни привела к протесту как внутриличностному (все больше спартанцев «пересматривали» свои взгляды на взаимоотношение с обществом, обесценивали прежние устои), так и внешнему.

Все проявилось в противоположное от демократических основ явление - сформировалась деспотия, которой быстро воспользовались внешние враги - Римская империя. Пообещав господство над греческими полисами, заручившись военной поддержкой, они после победы не торопились выполнять обещания. Спарта утрачивала былое могущество. Модель спартанского общества угасала. Нам предстоит открыть еще множество секретов, которые она хранит в своей уникальной организации.

Литература:

1. Медовичев, А.Б. Спартанский эксперимент: общество и армия Спарты / А.Б. Медовичев. -https://cyberleninka.rU/article/n/2016-04-009-andreev-yu-v-spartanskiy-eksperiment-obschestvo-i-armiya-sparty-pod-red" nikonorova-v-p-spb-peterburgskoe-lingvisticheskoe (дата обращения: 10.04.2023)

2. Печатнова, Л.Г. Традиция о «дрогнувших» в Спарте / Л.Г. Печатнова // Индоевропейское языкознание и классическая филология. - 2022. - №26-2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/traditsiya-o-drognuvshih-v-sparte (дата обращения: 12.02.2023)

3. Плутарх. Избранные жизнеописания / Плутарх. - URL: Избранные жизнеописания. В двух томах. Плутарх. 1 том, pdf.pdf (namdu.uz) (дата обращения: 10.04.2023)

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Корякина Татьяна Григорьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); доктор педагогических наук, профессор Прокопьева Мария Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); старший педагог дополнительного образования Васильева Арина Владимировна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детский (подростковый) центр» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля в условиях учреждения дополнительного образования детей. Актуальность темы связана с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Инклюзивное образование становится приоритетной формой обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и в сфере дополнительного образования. Цель статьи заключается в раскрытии педагогических условий организации инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля. Авторы статьи определяют, что системная и эффективная организация инклюзивной образовательной среды в танцевальном ансамбле возможна при опоре на модель, включающую социальный, технологический и пространственно-предметный компоненты инклюзивной образовательной среды. Социальный компонент, направленный на создание благоприятного климата в коллективе, на развитие толерантности, инклюзивной культуры, включает семейный инклюзивный проект «Добун», Уроки Доброты. Технологический компонент состоит из дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Исцеляющая сила танца» для инклюзивных групп и проекта «KYN book». Пространственно-предметный компонент - это безбарьерная среда инклюзивного центра «Солнечный мир» и ресурсное обеспечение танцевального ансамбля. Эффективность реализации модели инклюзивной образовательной среды танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй» определяется на основе сформированности инклюзивной культуры участников ансамбля, которая состоит из мотивационно-чувственного, ценностно-смыслового, коммуникативно-деятельностного критериев. Также проводится оценка культуры взаимодействия образовательного учреждения и родителей как показателя эффективности сотрудничества семьи и УДОД.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная образовательная среды, танцевальный ансамбль, дети с ОВЗ, дополнительное образование детей.

Annotation. The article deals with the pedagogical conditions of inclusive educational environment of a dance group in the conditions of additional education for children. Relevance of the topic is connected with the fact that every year the number of children with disabilities increases. Inclusive education is becoming a priority form of education and training of children with disabilities, including in the sphere of additional education. The purpose of the article is to disclose the pedagogical conditions of inclusive educational environment of the dance ensemble. The authors of the article determine that the systematic and effective organization of inclusive educational environment in a dance ensemble is possible when relying on the model that includes social, technological and spatial-subject components of an inclusive educational environment. The social component, aimed at creating a favorable climate in the team, the development of tolerance, inclusive culture, includes a family inclusive project "Dobun", Lessons of Kindness. Technological component consists of an additional educational program "Healing power of dance" for inclusive groups

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.