Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математические представления / психические функции / ранний возраст / младший дошкольный возраст / организация работы / математическая деятельность / mathematical representations / mental functions / early age / younger preschool age / organization of work / mathematical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева Светлана Юрьевна, Табачкова Евгения Александровна

В данной статье рассматривается значение и особенности развития элементарных математических представлений детей в раннем и младшем дошкольном возрасте. Овладение элементарными математическими представлениями выступает как неотъемлемая часть нормального психического развития ребенка. В процессе развития ребенка расширяются представления об окружающем мире, происходит овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что способствует развитию математической деятельности. Правильно организованная психолого-педагогическая работа способствует успешному развитию ребенка. В статье представлены задачи, принципы, методы и формы организации данной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьева Светлана Юрьевна, Табачкова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the significance and features of the development of elementary mathematical concepts in early and early preschool age. Mastering elementary mathematical concepts acts as an integral part of a child's normal mental development. In the process of the child's development, ideas about the surrounding world expand, new knowledge, skills and abilities are acquired, which contributes to the development of mathematical activity. Properly organized psychological and pedagogical work contributes to the successful development of the child. The article presents the tasks, principles, methods and forms of organization of this work with children of early and younger preschool age.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, доцент Кондратьева Светлана Юрьевна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург); магистр Табачкова Евгения Александровна

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассматривается значение и особенности развития элементарных математических представлений детей в раннем и младшем дошкольном возрасте. Овладение элементарными математическими представлениями выступает как неотъемлемая часть нормального психического развития ребенка. В процессе развития ребенка расширяются представления об окружающем мире, происходит овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что способствует развитию математической деятельности. Правильно организованная психолого-педагогическая работа способствует успешному развитию ребенка. В статье представлены задачи, принципы, методы и формы организации данной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: математические представления, психические функции, ранний возраст, младший дошкольный возраст, организация работы, математическая деятельность.

Annotation. This article discusses the significance and features of the development of elementary mathematical concepts in early and early preschool age. Mastering elementary mathematical concepts acts as an integral part of a child's normal mental development. In the process of the child's development, ideas about the surrounding world expand, new knowledge, skills and abilities are acquired, which contributes to the development of mathematical activity. Properly organized psychological and pedagogical work contributes to the successful development of the child. The article presents the tasks, principles, methods and forms of organization of this work with children of early and younger preschool age.

Key words: mathematical representations, mental functions, early age, younger preschool age, organization of work, mathematical activity.

Введение. В данной статье обращается внимание на то, что значимым фактором в развитии элементарных математических представлений детей раннего возраста является достаточный уровень развития многих психических процессов. Уже с первых дней жизни ребенок активно познает окружающий мир, знакомится с сенсорными стимулами, проявляет моторную активность. О роли формирования математических представлений в раннем и младшем дошкольном возрасте пишут многие исследователи [2, 4, 5]. Они отмечают, что успешное формирование элементарных математических представлений необходимо для дальнейшего полноценного развития дошкольника. Для этого важным условием является создание благоприятной предметно-развивающей среды, которая будет включать как эмоционально-насыщенное общение со взрослыми, так и предметную среду, насыщенную различными сенсорными стимулами. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям данной категории будет способствовать как успешной коррекции уже имеющихся отклонений, так предупреждению возникновения нарушений математической деятельности [2, 3, 6].

Изложение основного материала статьи. По мнению многих исследователей, ранний возраст - период интенсивного психического развития ребенка [4, 9, 11]. С первых дней жизни дети знакомятся с окружающим миром, проявляя посредством взрослого, целенаправленную активность при его изучении. На первом году жизни начинают формироваться сенсорные системы, развиваются представления о внешних свойствах предмета, накапливаются представления об окружающем мире. Эти и многие другие психические операции в дальнейшем необходимы для овладения математической деятельностью [1,4].

Сначала ребенок следит за перемещающимися объектами, бросает, постукивает, перекладывает предметы, постепенно овладевая осмысленными целенаправленными действиями. Позднее, в процессе своей активной деятельности, он знакомится с сенсорными эталонами, учится группировать предметы в зависимости от их формы, цвета, величины, овладевает элементами конструирования, начинает строить несложные постройки из кубиков.

Важное значение для развития математических представлений оказывает среда, способствующая развитию ребенка. Создание эмоционально насыщенного взаимодействия взрослого (педагога, родителей) и ребенка будет способствовать успешному развитию всех процессов. Чем разнообразнее действия взрослых, тем содержательнее ответные реакции и самостоятельные действия ребенка. Всё это способствует развитию моторики и предметно-практической деятельности ребенка [1,2].

Развитие представлений проходит последовательно, от простого к более сложному материалу. Необходимо учить детей раннего дошкольного возраста делить предметы на группы по величине, определять наибольший и наименьший предмет, раскладывать объекты по убывающей (возрастающей) последовательности с учетом величины, употребляя при этом, доступные ребенку, математические термины. В определенной последовательности осуществляется работа и по развитию цветоощущения и цветовосприятия. В раннем возрасте также интенсивно развивается пространственное восприятие и пространственные представления. С началом ходьбы дети овладевают пространством комнаты, знакомятся с новыми предметами и с их расположением относительно друг друга, учатся ориентироваться в пространстве и в схеме собственного

Большое значение на процесс сформирования математических представлений оказывает речь. Отмечается тесная взаимозависимая связь между неречевыми психическими процессами и речью [1, 4, 8]. Необходимо систематически проводить работу по развитию лексической стороны: расширению словаря ребенка, актуализации слов, переводу слов из пассивного словаря в активный.

В данной статье предлагается рассмотреть вопросы формирования и развития математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Остановимся на основных задачах, принципах, методах и формах организации психолого-педагогической работы по формированию математических представлений у данной категории детей.

Большое значение в работе с детьми раннего возраста имеет решение следующих задач: формирование и развитие пространственных представлений, пространственного восприятия; зрительного гнозиса, слуховой и зрительной памяти; развитие мыслительных операций, представлений о цвете, форме, величине предметов; развитие зрительно-моторной координации, ручной моторики; формирование и развитие речи.

Важной задачей является создание предметно-развивающей среды, способствующей изучению элементарных математических представлений. Такая среда должна включать различные предметы, пособия и игрушки, взаимодействие с

которыми будет способствовать развитию мыслительных операций. Речь взрослого также должна отвечать ряду требований: она должна быть эмоционально окрашенной, в умеренном темпе, нормальной разговорной громкости.

Формирование и развитие математических представлений должно происходить как в ходе повседневной жизни ребенка, так и на специально организованных занятиях. В процессе ознакомления с окружающим миром, взаимодействия со взрослыми, в процессе конструирования, изобразительной деятельности, на музыкальных занятиях, во время прогулок и свободной деятельности, происходит знакомство детей с формой, величиной, размером, цветом предметов и их количеством. Например, ребенок во время конструирования из кубиков несложной постройки закрепляет знания о цвете, форме, знакомится с понятиями: высокий-низкий, большой-маленький, короткий-длинный, один-много и др.

При организации работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно объединить разные виды деятельности, которые помогут детям овладеть средствами и способами получения математических представлений, осуществляя таким образом тесную взаимосвязь двигательной, познавательной и эмоциональной сфер.

Среди форм организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей данного возраста можно выделить следующие:

- обучение в повседневных жизненных ситуациях;

- праздники, с включением задач, направленных на формирование и развитие математических представлений;

- театрализованная деятельность с математическим содержанием;

- музыкальные, физкультурные, занятия по изобразительной деятельности и конструированию;

- самостоятельная деятельность ребенка (в специально созданной предметно-развивающей среде);

- специально подобранные и организованные игры с математическим содержанием.

В процессе проведения описанной выше работы учитывается ряд дидактических принципов: сознательности и активности, принцип наглядности, систематичности и последовательности, деятельностного подхода, принцип научности, доступности, принцип учета ведущего вида деятельности, учета возрастных и индивидуальных возможностей, принцип развивающего обучения и коррекционно-компенсирующей направленности образования и др. [7].

Участниками данного процесса являются: специалист по работе с детьми раннего возраста, логопед, психолог, родители (законные представители) и ребенок. В процессе работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста специалисту необходимо:

- сформировать интерес к математической деятельности у детей раннего возраста;

- помочь детям овладеть математическими знаниями, умениями и навыками и научить их применять усвоенные знания в практической деятельности;

- сформировать умение отражать математические представления в различной деятельности;

- формировать представления об окружающем мире, обогащать сенсорный опыт ребенка;

- развивать мыслительные операции, внимание, память, восприятие различных модальностей (слуховое и зрительное);

- развивать зрительно-моторную координацию, пространственные восприятие и представления;

- развивать речь ребенка (в том числе и математическую).

Работа с детьми раннего возраста должна строиться с учетом ведущего вида деятельности детей данного возраста-предметной деятельности, а также с учетом формы общения, по данным М.И. Лисиной: ситуативно-личностной (от рождения до шести месяцев жизни) и ситуативно-деловой (от 6 месяцев до 2 лет) формы общения [8]. Для этого целесообразно предлагать сначала ребенку реальные предметы, позже предполагаются задания уже с использованием геометрических форм и цифр: упражнения с блоками Дьенеша, с игрушками-сортерами, игры с пирамидой, матрешками, «Большие и маленькие мячи», «Павлин» и др.

Выводы. Математическая деятельность - сложный по своей организации процесс, направленный на формирование математического опыта путем активного познания окружающего мира и требующий достаточного уровня сформированности психических процессов. Уже с раннего детства у ребенка, благодаря взаимодействию с окружающим миром, формируются элементарные математические представления. Следует помнить, что математическая деятельность оказывает существенную роль в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, а правильно организованная предметно-развивающая среда и психолого-педагогическая работа будут способствовать успешной коррекции нарушений и предупреждению возникновения предрасположенности к нарушению в развитии математических представлений (дискалькулии).

Литература:

1. Аксенова, Л.И. Развитие социальных навыков у детей от рождения до трех лет / Л.И. Аксенова, Е.В. Шкадаревич, Н.Ш. Тюрина // Дети с проблемами в развитии. - 2004. - №3.

2. Березина, Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. A.A. Столяра. - М.: Просвящение, 1988.-303 с.

3. Воронина, Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учебное пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова // под общ. ред. Л.В. Ворониной. - Екатеринбург, 2017. - 289 с.

4. Громова, O.E. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста: Метод, пособие / O.E. Громова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 48 с.

5. Кондратьева, С.Ю. Значение «внутриутробной педагогики» в развитии детей раннего возраста в условиях семейного воспитания» / С.Ю. Кондратьева // Вестник приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема. -№ 4 (49). - 2022. - С. 65-71

6. Кондратьева, С.Ю. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у дошкольников с ОНР на основе экспериментальных данных / С.Ю. Кондратьева, Е.А. Табачкова // Специальное и инклюзивное образование: актуальные проблемы и инновационные подходы: сборник научных статей / под общ. Ред. И.В. Прищеповой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. - С. 108-112

7. Лисина, М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Науч,-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.

8. Норматова, Г.Т. Основные дидактические принципы в обучении математике / Г.Т. Норматова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - №11-2.

9. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева.--

2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.

10. Югова, О.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении / О.В. Югова, A.B. Миронова, Е.А. Рыкова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - №5. - С. 157-161

11. Alatorre, S. Psychology of Mathematics Education / S. Alatorre, J.L. Cortina, M. Sáiz, A. Méndez 11 Mérida, Yucatán, México. - 2006. - № 9 (12). - 1034 p.

Педагогика

УДК 37.013.73

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

СПАРТАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Аннотация. В статье рассматривается проблема трансформации спартанского общества под влиянием внутренних и внешних факторов. Античная система воспитания и обучения представлена весьма разнообразна. Уникальность общественного устройства Спарты по сравнению с другими полисами проявлялась во всех сферах жизни. Спартанскому государству приписывают эффективное решение многих общественных проблем, способностью сформировать у граждан от раннего детства до поздней старости патриотизм и моральный долг перед Отечеством. Милитаристское устройство приносило свои плоды: в период расцвета спартанскому войску не было равных в бою. Законы Ликурга позволили установить практически равенство, унифицировать положение всех слоев населения. Богатство и роскошь считались ненужными верным своему отечеству спартанцам. В то же время они упрочили жесточайшую систему порабощения илотов. Стабильное устройство тем не менее пошатнулось: внешние угрозы и внутренняя борьба привели к трансформации, а затем и угасанию.

Ключевые слова: спартанская модель общества, социокультурный феномен.

Annotation. The article deals with the problem of transformation of Spartan society under the influence of internal and external factors. The uniqueness of the social structure of Sparta in comparison with other policies was manifested in all spheres of life. The militaristic device bore fruit: in its heyday, the Spartan army had no equal in battle. The laws of Lycurgus made it possible to establish almost equality, to unify the position of all segments of the population. Wealth and luxury were considered unnecessary by the Spartans loyal to their fatherland. At the same time, they Consolidated the most brutal system of enslavement of helots. Nevertheless, the stable structure was shaken: external threats and internal struggle led to transformation, and then extinction.

Key words: Spartan model of society, socio-cultural phenomenon.

Введение. На островах Эгейского моря, и на материковой территории Греции появилась уникальная культура, которая имела много общего с древними восточными культурами и была связана с Египтом, Малой Азиейи Междуречьем. На Крите появился вид письменности, который брал начало от пиктографических знаков и протошумерской письменности и реализовал потребности храмов и дворцовых хозяйств. В середине 2-го тысячелетия до н. э. в этом регионе появляется слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже богатые горожане. Критские писцы установили твердые правила письменности: письмо было слева направо, выделялись заглавные буквы и красные строки. Культурное развитие в Древней Греции и на Крите было отброшено назад вторжением дорийских племен. Воспитание и обучение молодежи в Греции было отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых относят к легендарному древнегреческому поэту Гомеру. В то время не было привычных для нас школ, но культура и правила письменности, установленные критскими писцами, стали частью европейской письменной культуры в последующие века.

Проблема эффективного воспитания волновала человечество на заре его развития. Еще до выделения семьи из родовой общины воспитание подрастающего поколения считалось ответственным делом и выделялись члены племени, которые посвящали свое время этому нелегкому занятию. С появлением семьи как основного социального института вся ответственность за жизнедеятельность детей ложилась на ее плечи. Разумеется, в дописьменный период многое из конструирования прошлого остается на основе вещественных источников, сохранившихся наскальных рисунков и догадок.

Античная система воспитания и обучения представлена весьма разнообразна. Во многом уникальной и неповторимой является система воспитания в Спарте. Она выступала основой военизированного спартанского общества, одной из первых показала миру возможность реализации равноправного устройства социума, состоящих из сильных духом и физически граждан, создавших мощное государство (полис). Как известно, основная способность критически мыслящего человека отвечать на вопрос «как?» и «почему?». Попробуем выяснить, как спартиатам удалось создать высокоорганизованное общество, устойчивую государственность и почему оно распалось.

Изложение основного материала статьи. Воспитание и обучение подрастающего поколения - достойная забота о будущем не только конкретной семьи, но и общества в целом. Древняя Спарта отличилась и в этой области. Во-первых, в отличие от утонченных афинян, признающих одинаковую важность физического и интеллектуального развития, спартанцы формировали, в первую очередь, физически крепкого и закаленного воина. Существует легенда, что слабых младенцев после осмотра старейшинами, сбрасывали с горы Тайгет. С семилетнего возраста дети жили в агеллах, общее место, напоминающие по организации казарму. Условия нахождения в ней были суровыми: тонкий плащ на весь год, циновка вместо кровати, еда впроголодь, регулярные тяжелые физические упражнения. Во -вторых, практически не существовало различий в воспитании представителей обоего пола. Как мальчики, так и девочки проходили обучение владению спортивными снарядами и оружием. Здоровые и крепкие женщины могут воспроизвести на свет таких же будущих граждан сильной Спарты. Кроме того, женщины обладали высокой социальной активностью, что для общества Древнего Мира было нетипичным. Воспитание девочек, как правило, проходило в том же духе, что и мальчиков. Предположительно, мальчики и девочки обучались отдельно, но состязания и игры проводились публично, причем мальчики демонстрировали свои умения девочкам и наоборот. На этих праздниках спартанские юноши слышали похвалы и насмешки девушек, что, как говорит древний автор, сильно стимулировало их желание заниматься гимнастикой изо всех сил. В-третьих, сама система воспитания была направлена на развитие гражданского долга и умения выходить из сложных ситуаций. Скудное питание стимулировало юных спартанцев искать еду там, где это только можно, не исключая воровство. В случае, если неудавшегося воришку заставали за преступлением, его неминуемо ожидало наказание розгами: сам факт присвоения чужого не возбранялся, а его неудачные попытки - очень строго. Во время наказания нельзя было демонстрировать боль и обиду, для будущего защитника государства такое поведение считалось недопустимой слабостью. Плутарх так описывает ситуацию: «Чтению и письму они учились, но по необходимости, остальное же их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать». Для развития ловкости и физической подготовки у детей и юношей в Спарте широко использовались пляски, особенно военная пляска в полном вооружении, которая мимически

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.