DOI 10.15593/2224-9354/2018.2.12 УДК 711.433:004.9
Н.Б. Акатов, С.В. Толчин, П.В. Молянов, А.В. Попов
ПРОЕКТ «УМНЫЙ ГОРОД»: ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗУЕМОСТИ И УСПЕШНОСТИ
Рассмотрены подходы к выявлению и оценке факторов, влияющих на реализуемость и успешность сложных совместных проектов, к которым можно отнести проект воплощения кластерной инициативы «Умный город». Проект «Умный город» направлен на внедрение в инновационном территориальном кластере предприятий ракетного и авиационного двигателестроения «Технополис Новый Звездный» элементов цифровой экосистемы как фактора опережающего развития. Авторы связывают свои выводы о факторах реализуемости проекта с созданием новой модели управления проектами в кластере, базирующейся на управлении системой взаимоотношений независимых участников проекта и способности управлять данной системой взаимоотношений. Для этой цели предложены механизмы формирования активной группы в кластере - нового субъекта управления и создания системы целевой проектно-ориентированной подготовки лидеров кластерных инициатив. Сделан вывод о том, что новая модель управления должна выстраиваться на принципах активной субъектности, саморазвития, партнерства и быть способной ответить на главный вызов современному управлению: гибкость, умение сотрудничать и скорость реализации проектов развития. Данный механизм нацелен на формирование среды саморазвития (субкультуры инновационного саморазвития и партнерства), создания лучших условий и для самореализации личности и гармонизации ее интересов с интересами других заинтересованных сторон. Таким образом, итоговые выводы о предпосылках реализуемости проекта «Умный город» авторы связывают с принципиальным повышением субъектности, коммуникативности, вовлеченности и доверия участников совместных кластерных проектов как основы для саморазвития. Данные условия должны быть созданы новой моделью управления проектами в кластере.
Ключевые слова: цифровая экономика, умный город, кластер, партнерский проект, индикаторы управления партнерским проектом, механизмы реализации партнерского проекта, факторы реализуемости партнерского проекта, субъект управления партнерским проектом.
Лидеры мировой экономики достигли высоких темпов экономического роста благодаря промышленной революции, одним из факторов которой являются цифровые преобразования (рис. 1). По оценкам Глобального института McKinsey, прирост стоимости, созданной цифровыми технологиями, в США может к 2025 году составить 1,6-2,2 трлн долл. США. К этому времени в Китае увеличение ВВП до 22 % может произойти за счет интернет-технологий [1, с. 8].
© Акатов Н.Б., Толчин С.В., Молянов П.В., Попов А.В., 2018
Акатов Николай Борисович - д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент и маркетинга» ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Толчин Сергей Вячеславович - руководитель проекта ПАО «Протон-ПМ», e-mail: [email protected].
Молянов Павел Валерьевич - менеджер проектов ПАО «Ростелеком», e-mail: [email protected].
Попов Александр Васильевич - заместитель управляющего директора АО «Редуктор -ПМ», e-mail: [email protected].
30 ООО 28 ООО 26 ООО 24 000 22 ООО 20 ООО 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000
ПрОМЫШЛ' ре в олю
. Нидерланды I Великобритания "I Германия
США
Россия/СССР Бразилия Китай Индия
1500 1550 1600 1650 1700 1750 1800 1850 1900 1950 2000
* Международные доллары 1990 г.-условная расчетая денежная единица, применяемая при сравнении макроэконоглшеских показателей разных стран мира ИСТОЧНИК: Ма(№ол-Ргс1ес1, версия 2013 г.
Рис. 1. Темпы экономического роста стран-лидеров [1, с. 7]
На Всемирном экономическом форуме в докладе о глобальной конкурентоспособности 2016-2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отстав от многих наиболее конкурентоспособных экономик мира. Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются «узкими» местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке [2, с. 9].
Сегодня Россия может занять достойное место среди стран-лидеров мировой экономики, реализуя свой потенциал в ходе цифровой революции. Утвержденная летом 2017 года Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определила цели и задачи экономического уклада России до 2025 года. Переход на качественно новый уровень использования цифровых технологий реален при объединении усилий бизнеса, науки, регионального управления для перехода на качественно новый уровень использования цифровых технологий во всех сферах социально-экономической деятельности.
Примером реальных действий, отвечающих требованиям программы «Цифровая экономика», является партнерский проект ПАО «Ростелеком» и ПАО «Протон-ПМ» - «Умный город», который подразумевает на базе технополиса «Новый Звездный» (пилотного инновационного территориального кластера) внедрение элементов цифрового производства на промышленных
предприятиях - участниках кластера, а на территории развития кластера -пос. Новые Ляды (г. Пермь) - элементов современного умного и эффективного города, адаптирующего информационные и социальные технологии под образ жизни современного человека.
Реализация партнерского проекта как двигателя зарождения прорывных технологических решений в технополисе направлена на создание благоприятной среды для креативного и творческого труда, она позволит [3, 4]:
• сформировать условия для повышения уровня жизни и развития человеческого капитала;
• обеспечить безопасность граждан;
• создать условия для свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов местного самоуправления;
• повысить эффективность государственного управления, развития экономики и социальной сферы;
• обеспечить устойчивый рост экономики и приток инвестиций;
• сформировать основы городской цифровой экономики и новые возможности для бизнеса.
Принимая во внимание обозначенную цель кластерной инициативы и известные подходы к созданию цифровой экосистемы технополиса, необходимо сделать акцент на том, что является главными предпосылками, факторами успешности реализации проекта «Умный город», а именно: люди, процессы и технологии.
Таким образом, с целью стандартизации подходов к реализуемости проекта можно использовать следующую классификацию понятий «Умный город» [4; 5, с. 20]:
Главные признаки классификации Классификация определений умного города
Идеологические измерения (каково видение умного города?) Нормативные измерения (где/какая сфера?) Технологические инструментальные измерения (кому будет передан результат проекта умного города?)
Цель создания умного города Улучшение качества жизни жителей Формирование устойчиво зеленой среды для жизни Инновационная трудовая жизнь
Фокус на... Услугах Инфраструктуре Человеческом / социальном капитале
С целью оценки реализуемости и успешности стратегии партнерского проекта «Умный город» актуальным является задача выявления и разработки системы ключевых индикаторов проекта. За базу может быть принята методологическая база индикаторов «умных городов» (рис. 2), разработанная в 2017 году Национальным исследовательским институтом технологий и связи (НИИТС) [6, с. 9].
Направление «умного города»
Умная экономика
Умное управление
Умные жители
Умные технологии
Умная среда
Умная инфраструктура
Умные финансы
_Уровень развития городской инфраструктуры для научной "и инновационной деятельности
_Уровень развития деятельности в области информационно-коммуникационных технологий
Уровень развития системы интернет-бронирования "мест проживания
-Уровень развития инфокоммумикационных систем администрации города -Уровень информационном открытости городской власти -Уровень вовлеченности граждан в управление городом
-Уровень посещаемости официальных веб-порталов администрации города
-Уровень развития документов стратегического планирования
-Уровень доступности информации о рынке труда в городе
-Уровень активности интернет-пользователей
-Уровень развития электронных карт учащихся
-Уровень развития сетей бесплатного беспроводного доступа
—Уровень развития сетей мобильного широкополосного доступа
-Уровень развития сетей связи для услуг телеметрии
Уровень развития услуг бесплатного беспроводного доступа в общественном транспорте
_Уровень активности жителей и администрации города в ликвидации незаконных свалок
Уровень развития систем мониторинга и предупреждения угроз "экологической безопасности
_Уровень развития системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения
-Уровень развития услуг каршериига в городе
—Уровень развития услуг онлайн мониторинга общественного транспорта —Уровень развития сервисов онлайн поиска, вызова и оплаты такси -Уровень развития сети заправочных станций для электромобилей -Уровень развития информационных систем управления градостроительства =Уровень развития систем банковского самообслуживания -Уровень прозрачности государственных закупок Уровень развития системы безналичной оплаты проезда
Рис. 2. Индикаторы «умного города»
Индикаторы «умных городов» НИИТС позволяют увидеть слабые и сильные стороны инфраструктуры города и сформировать приоритетные направления развития в будущем в соответствии со «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации» [7], «Национальной технологической инициативой» [8] и программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [2].
Использование представленных индикаторов применительно к территории города Перми позволяет выделить основные направления, связанные с достижением лучших показателей, прежде всего с подготовкой руководителей проектов - инновационных лидеров предпринимателей, носителей и «проповедников» культуры нового образа жизни (рис. 3).
Следует отметить, что сегодня есть отечественные концептуальные разработки по созданию локализованных поселений (см. например, г. Жуковский), отвечающих требованиям проектов класса «Умный город» [9]. Вместе с тем вопросы о том, как уместно инициировать данные концепции и как не попасть
в ловушку традиционного высказывания «хотели как лучше, получилось как всегда», остаются открытыми. Суть нашего предложения состоит в следующем: разрабатывается механизм вовлечения, наделения полномочиями и целевой про-ектно-ориентированной подготовки активной группы руководителей проектов, которые должны составить основу новой модели управления в кластере. Новая модель управления должна выстраиваться на принципах активной субъектности, саморазвития, партнерства и быть способной ответить на главный вызов современному управлению: гибкость, умение сотрудничать и скорость реализации проектов развитии [11]. Данный механизм нацелен на формирование среды саморазвития (субкультуры инновационного саморазвития и партнерства), создания лучших условий и для самореализации личности и гармонизации ее интересов с интересами других заинтересованных сторон [12, 13].
ПЕРМЬ
Умная экономика 1.00^.
Умные финансы 1 Умное V ^управление ^^Умные жители
Умная / ( инфраструктура \ \
\ У Умные
Умная среда технологии
— Значение г. Пермь - ■ Медианное значение
Рис. 3. Анализ уровня развития проекта «Умный город» [6, с. 17]
С учетом сложившихся современных подходов управления опережающим технологическим развитием формирование модели управления развитием проекта «Умный город», на наш взгляд, должно базироваться на ключевой идее саморазвития, деятельности саморазвивающегося субъекта управления, воспроизводящих процессы саморазвития. К числу таких новых логических структур следует отнести создание механизма формирования активного субъекта управления инновационным саморазвитием и развитие рефлексивно-креативного подхода к управлению [10].
Миссия создаваемого механизма состоит в формировании лидеров (агентов) изменений, способных осуществлять сложные, амбициозные, партнерские проекты реализации концепции «Умный город». Целью такого меха-
низма является создание условий и механизмов поиска, отбора, вовлечения и развития руководителей для новой модели управления в кластере. Общая схема механизма представлена на рис. 4.
ПРОЦЕССЫ ТЕХНОЛОГИИ
1,5 года
Рис. 4. Сеть процессов и технологий механизма реализации инициативы «Умный город»
Инициирование механизма целесообразно провести с открытия программы проектно-ориентированного обучения руководителей проектов и вовлечения их в систему комплексной самодиагностики кластера [12, 13], что должно дать спектр проектных предложений.
Авторами представлены основные процессы механизма проектно-ориентированного обучения в рамках кластерной инициативы:
• поиск, вовлечение и наделение полномочиями (вовлечение);
• самодиагностика, анализ и мониторинг (самодиагностика);
• моделирование и планирование компетенций (компетенции);
• проектно-ориентированная подготовка (обучение);
• инициирование и реализация проектов (проекты).
Реализация процессов обеспечивается сетью взаимосвязанных технологий: (1) «Технология вовлечения персонала в инновационную деятельность»; (2) «Технологий комплексной самодиагностики»; (3) «Технология разработки и актуализации стратегии»; (4) «Технология диагностики и планирования компетенций»; (5) «Технология проектно-ориентированной подготовки»;
(6) «Технология инициирования и внедрения инновационных проектов»;
(7) «Технология мониторинга, анализа и контроля». Результативность механизма оценивается в процессе самодиагностики по критериям: качество управления кластерного проекта, осуществляемого в рамках новой модели управления - активной группой; оценка восприятия (удовлетворенность, лояльность, приверженность) заинтересованных сторон и, прежде всего, жителей; критерии эффективности и результативности проектов.
Формируемая система управления базируется на принципах партнерства, активного взаимодействия и сотрудничества в системе «Вуз - Власть -Предприятия и организации».
Стратегии формирования механизма реализации сложных кооперационных проектов многовариантны и, как правило, уникальны [14, 15], однако в центре стратегических амбиций всегда находятся люди, способные брать на себя ответственность и риски [16, 17, 18]. На поиск, вовлечение и развитие таких людей и нацелен предлагаемый механизм.
При этом реализуемость проекта авторами определяется как способность новой системы управления достигать цели проекта. В нашей работе в качестве факторов, определяющих эту способность, предложено выделить: субъектность, коммуникативность, вовлеченность, компетентность и доверие [11]. В отличие от традиционного ресурсного подхода, в котором реализуемость определяется произведением отношения имеющегося финансового обеспечения к требуемому на коэффициент, определяющий условия реализации проекта, включая риски [19, с. 331], в нашей работе реализуемость определяется группой указанных факторов. При этом ресурсное обеспечение определятся как компетентность обосновать и привлечь требуемый капитал.
Таким образом, для обеспечения успешности реализации проекта «Умный город» необходимо использовать комплексный подход к организации эффективной структуры инновационного управления и ресурсного обеспечения развития территории, включающей в себя мероприятия:
1. Формирование рабочей (активной) группы, курирующей вопросы развития проектов «умного города».
2. Разработка и утверждение стратегии развития «умного города».
3. Разработка дорожной карты с определением объектов инфраструктуры для развития.
4. Разработка и утверждение программы комплексного развития территории.
5. Разработка и утверждение инвестиционных программ с технико-экономическими обоснованиями проектов. Закрепление приоритетов в программах развития муниципальных организаций.
Список литературы
1. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] / ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс», 2017. - 113 с. - URL: www.mckinsey.ru, (дата обращения: 02.02.2018).
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. - 68 с. - URL: http://government.ru/docs/28653 (дата обращения: 29.01.2018).
3. Умный город. Концепция, стандартизация и реализация смарт-сити [Электронный ресурс]. - URL: http://1234g.ru/novosti/smart-city (дата обращения: 02.02.2018).
4. Дрожжинов В.И. Умный город и принципы его создания [Электронный ресурс]. - URL: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-42-08/946-umnyj-gorod-i (дата обращения: 03.02.2018).
5. Умные города: модели, инструменты, рэнкинги и стандарты [Электронный ресурс] / В.И. Дрожжинов, В.П. Куприяновский, Д.Е. Намиот, С.А. Синягов, А.А. Харитонов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umnye-goroda-modeli-instrumenty-renkingi-i-standarty (дата обращения: 03.02.2018).
6. Индикаторы умных городов НИИТС. 2017 [Электронный ресурс]. -URL: http://niitc.ru/publications/SmartCities.pdf (дата обращения: 03.02.2018).
7. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642. - 24 с. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 29.01.2018).
8. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]: программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году / Агентство стратегических инициаторов. - URL: http://www.nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 02.02.2017).
9. Теслинов А.Г. Обоснование развития нукограда. Аргументы к решениям по развитию наукограда «Жуковский»: моногр. / Междунар. ин-т менеджмента ЛИНК. - М.: ДиБиЭй-концепт, 2017. - 166 с.
10. Акатов Н.Б., Гакашев М.М., Толчин С.В. Подходы к формированию современной модели управления промышленными кластерами // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2015. - № 4. - С. 19-35.
11. Гакашев М.М. Подход к управлению реализуемостью проектов высокотехнологичного предприятия в квазиинтегрированных промышленных образованиях [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электрон. науч. журнал. - 2017. - № 4(52). - URL: http:// eee-region.ru/ grade/regional-development/ (дата обращения: 28.01.2018).
12. Mayer F.A. Radarise your Business for Success. - Brussels Representative Office, EFQM, 2005. - 278 p.
13. Конти Т. Самооценка в организациях: пер. с англ. - М.: Стандарты и качество, 2000. - 328 с.
14. Джаафари А. Управление проектами в век хаоса, или изучение профессионализма в XXI веке [Электронный ресурс]. - URL: http://www. E-xecutive.ru (дата обращения: 28.01.2018).
15. Сазерленд Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами: пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 186 с.
16. В центре внимания - сотрудник, что способно изменить сферу труда будущего / К. Безнберг [и др.]. - М.: Элит, 2014. - 320 с.
17. Четыре правила эффективного лидера в условиях неопределенности / С. Кови, Б. Витман, Б. Ингланда. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.
18. Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. - 2004. -№ 2. - С. 5-15.
19. Управление развитием высокотехнологичных предприятий наукоемких отраслей промышленности / А.В. Фомина, Б.Н. Авдонин, А.М. Бать-ковский, М.А. Батьковский; под ред. А.В.Фоминой. - М.: Креативная экономика, 2014. - 400 с.
References
1. Tsifrovaia Rossiia: novaia real'nost' [Digital Russia. New reality]. McKin-sey&Company, 2017.
2. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 N 1632-r "Ob utverzhdenii programmy "Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii" [The program "Digital economy of the Russian Federation", approved by Government Decree of July 28, 2017, no. 1632-r].
3. Umnyi gorod. Kontseptsiia, standartizatsiia i realizatsiia smart siti [Smart city. Concept, standardization and implementation of smart city], avalable at: http://1234g.ru/novosti/smart-city.
4. Drozhzhinov V. Umnyi gorod i printsipy ego sozdaniia [Smart city and principles of its creation], avalable at: http://ecpol.ru/2012-04-05-13-41-25/2012-04-05-13-42-08/946-umnyj-gorod-i (accessed 3 February 2018).
5. Drozhzhinov V.I., Kupriianovskii V.P., Namiot D.E, Siniagov S.A. et al. Umnye goroda: modeli, instrumenty, renkingi i standarty [Smart cities: models, tools, rankings, and standarts]. International Journal of Open Information Technologies, vol. 5, no. 3, 2017 (accessed 3 February 2018).
6. Indikatory umnykh gorodov NIITS 2017 [Smart city indicators 2017], Moscow, 2017, available at: http://niitc.ru/publications/SmartCities.pdf (accessed 3 February 2018).
7. Strategiia nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii [Strategy of scientific and technological development of Russia]. Approved by the President Decree of 01 December 2016 no. 642, available at: http://kremlin.ru/ acts/bank/41449 (accessed 29 January 2018).
8. Natsional'naia tekhnologicheskaia initsiativa: programma mer po formirovaniiu printsipial'no novykh rynkov i sozdaniiu uslovii dlia global'nogo tekhnologicheskogo liderstva Rossii k 2035 godu [National technological initiative: program of measures to create entirely new markets and conditions for global tech-
nological leadership of Russia]. Agency of strategic initiators, available at: http://www.nti2035.ru/nti/ (accessed 02 February 2017).
9. Teslinov A.G. Obosnovanie razvitiia naukograda. Argumenty k resheneniiam po razvitiiu naukograda "Zhukovskii" [Rationale for development of science-city. Arguments to solutions on development of Zhukovsky science-city]. Moscow, 2017, International institute of management LINK, 166 p.
10. Akatov N.B., Gakashev M.M., Tolchin S.V. Podkhody k formirovaniiu sovremennoi modeli upravleniia promyshlennymi klasterami [Approaches to the formation of the modern management model of industrial clusters]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2015, no. 4, pp. 19-35.
11. Gakashev M.M. Podkhod k upravleniiu realizuemost'iu proektov vysokotekhnologichnogo predpriiatiia v kvaziintegrirovannykh promyshlennykh obrazovaniiakh. Regional economics and management, 2017, no. 4(52), available at: http://eee-region.ru/grade/regional-development/ (accessed 28 January 2018).
12. Mayer F.A. Radarise your business for Success. European Foundation for Quality Management, 2005, 278 p.
13. Conti T. Organizitional self-assessment [Russ. ed.: Konti T. Samootsenka v organizatsiiakh. Мoscow, The Advertising Information Agency "Standards and Quality", 2000, 328 p.].
14. Jaafari A. Project management in the age of complexity and change [Russ. ed.: Dzhaafari A. Upravlenie proektami v vek khaosa, ili Izuchenie professionalizma v XXI veke, available at: e-xecutive.ru].
15. Sutherland J. SCRUM. The art of doing twice the work in half the time [Russ. ed.: Sazerlend Dzh. Scrum. Revoliutsionnyi metod upravleniia proektami. Mann, Ivanov i Ferber, 2016, 186 p.].
16. Beznberg K., Kiuppers B. V tsentre vnimaniia - sotrudnik, chto sposobno izmenit' sferu truda budushchego [The focus is on the employee, what can change the future sphere of work]. Мoscow, Elit, 2014, 320 p.
17. Covey S. The 4 Imperatives of Great Leaders [Russ. ed.: Kovi S. Chetyre pravila effektivnogo lidera v usloviiakh neopredelennosti. Мoscow, Eksmo, 2010, 208 p.].
18. Szanto B. Sila innovatsionnogo samorazvitiia [Force of innovative self-development]. Innovations, 2004, no. 2, pp. 5-15.
19. Fomina A.V., Avdonin B.N., Bat'kovskii A.M. Upravlenie razvitiem vysokotekhnologichnykh predpriiatii naukoemkikh otraslei promyshlennosti [Management of development of high-tech enterprises in high-tech industries]. Ed. A.V. Fomina. Мoscow, Kreativnaia ekonomika, 2014, 400 p.
Оригинальность 84 %
Получено 06.02.2018 Принято 12.03.2018 Опубликовано 29.06.2018
N.B. Akatov, S.V. Tolchin, P.V. Molyanov, A.V. Popov
"SMART CITY" PROJECT: PRECONDITIONS FOR FEASIBILITY AND SUCCESS
The article considers approaches to identifying and assessing factors affecting feasibility and successfulness of complex joint projects, including the "Smart City" cluster initiative implementation. The "Smart City" project is aimed at introducing digital ecosystem elements as a factor of advanced development in the "New Star" Technopolis - an innovative territorial cluster of rocket and aircraft engine manufacturing enterprises. The authors link their conclusions about factors of project feasibility with creation of a new project management model in the cluster, based on managing the system of independent project participants relationships and the ability to manage this system of relationships. For this purpose, mechanisms for formation an active group in a cluster - a new management subject and creation of a targeted project-oriented training system for cluster initiatives leaders - are proposed. The article concludes that the new management model should be based on principles of active subjectivity, self-development, partnership and be able to respond to the main challenge of modern management: flexibility, ability to cooperate and speed of development projects implementation. This mechanism is aimed at creating a self-development environment (subculture of innovative self-development and partnership), making better conditions for self-realization of the individual and harmonizing personal interests with those of other interested parties. Thus, the authors connect final conclusions about preconditions for the "Smart City" project realizability with a principled increase in subjectivity, communicativeness, involvement and trust of joint cluster projects participants as the basis for self-development. These conditions must be created by a new project management model in the cluster.
Keywords: digital economy, smart city, cluster, partner project, indicators of partnership project management, mechanisms for implementing a partnership project, factors of partnership project feasibility, subject of partner project management.
Nikolay B. Akatov - Candidate of Economic Sciences, Professor, Dept. of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: [email protected].
Sergey V. Tolchin - Candidate of Geological Sciences, Head of the Proton-PM Project, e-mail: [email protected].
Pavel V. Molyanov - Project Manager, Perm Branch of Rostelecom, e-mail: [email protected].
Aleksandr V. Popov - Deputy Director, Reductor-PM, e-mail: [email protected].
Received 06.02.2018 Accepted 12.03.2018 Published 29.06.2018