Научная статья на тему 'Инновационный кадровый резерв территориального кластера «Технополис „Новый Звездный“» и проектно-ориентированные подходы его формирования'

Инновационный кадровый резерв территориального кластера «Технополис „Новый Звездный“» и проектно-ориентированные подходы его формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИДЕР / ИННОВАЦИОННЫЙ РЕЗЕРВ / САМОРАЗВИТИЕ / INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTER / PROJECT-ORIENTED PREPARATION OF THE PERSONNEL / INNOVATIVE LEADER / INNOVATIVE RESERVE / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акатов Н.Б., Арбузов И.А., Толчин С.В.

Основным содержанием работы является детальный анализ проектно-ориентированной подготовки в рамках Президентской программы в Пермском кластере как Центре инициирования и продвижения лучшей практики управления инновациями, освоения инновационной модели поведения ее участниками и, как результат, развитие в регионе активного субъекта управления инновационного руководителя для инновационной экономики России, лидера инновационных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акатов Н.Б., Арбузов И.А., Толчин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative personnel reserve of the territorial cluster “New Stellar” science and technology park and project-oriented approaches to its formation

The main content of the work is an analysis of the project-oriented training within the Presidential program in the Perm cluster as the Centre of initiation and promotion of the best practice of innovation management, the acquisition of innovative model of behavior by its participants and, as a result, the development of the active management subject in the region the innovative head for innovative economy of Russia, the leader of innovative transformations.

Текст научной работы на тему «Инновационный кадровый резерв территориального кластера «Технополис „Новый Звездный“» и проектно-ориентированные подходы его формирования»

УДК 331.108

Н.Б. Акатов, И.А. Арбузов, С.В. Толчин

ИННОВАЦИОННЫЙ КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА «ТЕХНОПОЛИС „НОВЫЙ ЗВЕЗДНЫЙ"» И ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Основным содержанием работы является детальный анализ проектно-ориентированной подготовки в рамках Президентской программы в Пермском кластере как Центре инициирования и продвижения лучшей практики управления инновациями, освоения инновационной модели поведения ее участниками и, как результат, развитие в регионе активного субъекта управления -инновационного руководителя для инновационной экономики России, лидера инновационных преобразований.

Ключевые слова: инновационный территориальный кластер, проектно-ориентирован-ная подготовка персонала, инновационный лидер, инновационный резерв, саморазвитие.

Стратегии европейских и российских кластерных инициатив формируются в контексте активного поиска и освоения инновационных моделей поведения участниками проектов [1, 2]. Успех в этом, прежде всего, зависит от способности создавать эффективные механизмы формирования активного субъекта управления инновационным развитием кластера. Такой механизм должен формировать организационную среду творческой напряженности путем инициирования процессов вовлечения субъектов управления, наделения полномочиями, поддержки их инновационных инициатив развития организации, ускоряющий самоопределение и инновационную активность субъекта.

«Лучшая практика» отечественных и зарубежных компаний «выращивания» инновационных руководителей нового типа известна как «системы управления талантами», «системы управления инновационным резервом». Достижение эффективности таких систем является сложной задачей, даже в рамках отдельной компании. В рамках кластера такая задача является еще более сложной, требующей согласования интересов самостоятельных участников кластера.

© Акатов Н.Б., Арбузов И.А., Толчин С.В., 2014

Акатов Николай Борисович - д-р экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Россия, Пермь), e-mail: alex@rmc.edu.ru.

Арбузов Игорь Александрович - генеральный директор ОАО «Протон-ПМ» (Россия, Пермь), e-mail: gd_secret@protonpm.ru.

Толчин Сергей Вячеславович - канд. геогр. наук, руководитель проекта «Технополис „Новый Звездный"» (Россия, Пермь), e-mail: e-mail: stolchin@protonpm.ru.

Одновременно решение данной задачи происходит в условиях объективной критики российского бизнеса за слабую инновационную активность и восприимчивость [3], а бизнес-образования - за отсутствие результативных технологий подготовки инновационных кадров. Бизнес-образование переживает кризис, связанный с переосмыслением своей миссии и роли в системе профессионального развития. Свидетельством данного кризиса является значительное количество зарубежных критических публикаций, например, книга Генри Минцберга, знаменитого гуру в области менеджмента, «Требуются управленцы, а не выпускники МВА», вышедшая в 2008 году. Так, относительно популярных во всем мире программ управленческой подготовки Master of Business Administration (МВА) Г. Минцберг делает вывод: «...на деле они (МВА) обучают неподходящих людей, неверными методами с негативными последствиями» [4].

Российские региональные рынки характеризуются отраслевой локализацией и закрытостью бизнес-организаций, выведенными из регионов центрами принятия решений и низкой степенью влияния на них региональных органов управления. Сектор малого и среднего бизнеса развит слабо. К сожалению, следует констатировать и тот факт, что менеджмент подавляющего количества отечественных компаний не воспринимает модель инновационного саморазвития организации как источник конкурентного преимущества и доминирующий ресурс в достижении конкурентного превосходства. Доступ к физическим ресурсам, административный ресурс, возможность специфических соглашений с властью остаются приоритетным ресурсом, в направлении которого выстраивается модель бизнеса. Такая позиция исключает саму возможность создавать инновационные бизнес-модели и находиться в русле тенденции смещения эпицентра конкурентной борьбы из традиционных сфер (продукция и технологии) в сферу систем управления, бизнес-моделей и человеческого капитала. В итоге, можно смело говорить о паритете взаимной инновационной несостоятельности бизнеса и бизнес-образования. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о необходимости научного осмысления причин такого состояния дел, разработки научных подходов к созданию современных инновационных моделей поведения бизнеса и модернизации бизнес-образования. Особенно актуальным это является в рамках тренда региональной активности, проявляющегося в кластерных инициативах.

Систематизация проблем создания инновационных кластеров позволяет выделить триаду факторов, лежащих в основе их возникновения и успешного развития [2]. К таким факторам можно отнести: наличие кризиса как инициирующего импульса поиска инновационных идей; выявленную и сформированную уникальность идеи создания кластера; сформированную бизнес-среду инновационного саморазвития. Именно данные факторы должны лечь в ос-

нову формирования стратегии создания кластера, другими словами, неучет этих факторов в стратегической парадигме делает кластерную инициативу подчиненной закономерности: «из не полной тысячи существующих инно-центров и технопарков смогли доказать свою эффективность немногие» [8]. Все это требует принципиально новых научных подходов, которые обеспечили бы практическое воплощение эффективной модели кластерного менеджмента и сформировали требования к современной модели подготовки инновационных лидеров.

Для формирования таких научных подходов группой организаций-участников инновационного кластера «Технополис „Новый Звездный"» был создан Пермский научно-исследовательский центр «Управление инновациями». В рамках развития НИЦ «Управление инновациями» Институтом экономики УрО РАН (г. Екатеринбург) и Пермским национальным исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ) выполнены научно-практические исследования, составляющие теоретико-методологическую основу проектно-ориентированной программы подготовки руководителей для организаций участников кластера. Всего за последние пять лет участниками центра по проблемам формирования активного субъекта управления и развития лидерства опубликовано более 40 научных статей, в том числе 15 в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ [5, 7]. Результаты исследований апробированы на 16 научно-практических конференциях, в том числе на 9 международных. С 2011 года ежегодно проводится международная научно-практическая конференция «Шумпетеровские чтения», одним из учредителей которой является Международное общество Й.А. Шумпетера (более 40 стран, более 400 участников, г. Аугсбург, Германия).

Изучение различных научных источников, дискуссий, различных взглядов позволяет выделить различные «углы зрения» на главный продукт деятельности - «программу подготовки». Нельзя не заметить тенденцию изменения восприятия: от «программы подготовки» к «механизмам активного влияния на бизнес и его окружение». По нашему мнению, сохранение позиции, преимущественно «программа подготовки», стратегически безнадежно. Прежде всего это значит продолжать находиться на исключительно конкурентном, но отживающем рынке традиционных программ подготовки, где доминирующими критериями являются компетентностный подход и академические критерии соответствия. С другой стороны, титаническая работа региональных бизнес-школ по выбору своей уникальной стратегии связана с известными рисками «заново изобрести высшее образование» [10].

Проектно-ориентированные программы следует рассматривать как особый формат подготовки руководителей на основе реальных проектов. В данном формате подготовки решаются, как минимум, две задачи:

1) реализация стратегически важных проектов для компании;

2) усиление управленческого потенциала компании.

Минимизация риска ухода подготовленного руководителя обеспечивается вовлечением его в решение задач развития своей организации и наделением соответствующими полномочиями. В такой постановке мы фактически формируем инновационный кадровый резерв организаций участников кластера. Так, с 2007 года Президентская программа подготовки управленческих кадров реализуется в двух форматах: проектно-ориентированном - формат А и традиционном - формат В. Центральное место в освоении программы типа А занимают подготовка и реализация специалистом проекта в интересах организации, направившей специалиста на обучение. Работы проводятся под руководством и при консультации преподавателя на всем протяжении образовательной программы. Однако согласно анализу результативности данных программ, проведенному ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров» (ФБУ «Федеральный ресурсный центр», г. Москва) в марте 2010 года, был сделан вывод о том, что вузы до сих пор не имеют четкого представления о «принципиальной разнице» между данными программами. У образовательных учреждений всегда остается возможность использовать имеющийся опыт традиционных программ, заменить часть «кейсов» на «учебные проекты», но тем самым исключить сущностную основу проектно-ориентированных программ.

Результативное решение данных задач возможно только при согласованной работе региональных органов исполнительной власти, образовательного учреждения и организации. Согласованность действий основных заинтересованных сторон следует рассматривать как необходимое требование, позволяющее говорить о синергетике в результатах. Хотелось бы подчеркнуть изменения трех ключевых характеристик:

1) восприятие результата (от экзамена и зачета, как подтверждения уровня компетенций, к реальному проекту и его результативности);

2) конкретизация точки контроля этого результата (от защиты проекта в образовательном учреждении к признанию результативности в организации);

3) отношение к участнику программы (от слушателя программы подготовки к реальному руководителю - лидеру, ответственному за реализацию проекта).

Принципиальная схема взаимодействия Региональной комиссии (РК), представляющей власть, образовательного учреждения (ОУ), участника программы (руководителя проекта) и направляющей организации, представлена на рисунке.

РКиОУ Рук. Проекта Организация

•ЗАШИТА.

Идентификация Рекомендации Рекомендации Рекомендации Сопровождение

проекта по разработке К по разработке по внедрению проекта

Предпроектные исследования ч4

Проектная сессия (ПИ1

Разработка концепции

Проектная сессия (К)

Разработка

проекта

*

Проектная сессия (Р)

Внедрение проекта

Завершение проекта

Проектная сессия (В)

Проектная сессия (3)

КАЛЕНДАРЬ Апрель • Ноябрь Ноябрь-Декабрь Декабрь-Март Март-Июнь Июнь- Завершение П

Рис. Схема взаимодействия заинтересованных сторон в проектно-ориентированной подготовке инновационных руководителей

Важнейшими элементами образовательной деятельности выступают такие специфические виды деятельности, как проектная сессия. Это активный метод обучения в виде мероприятия учебного процесса, содержательно и организационно направленного на решение конкретных задач реальных проектов путем применения полученных знаний для практических решений, а также определения потребности в знаниях. Две обязательные линии проектных сессий:

1) в производственных компаниях сессии имеют практическое значение для «выращивания» реального проекта, что должно быть подтверждено соответствующими решениями;

2) в образовательном учреждении сессии организуются в малых группах руководителями аттестационных работ.

Данная модель вполне работоспособна при трех, по нашему мнению, важнейших условиях: наличие реального заказчика на результат проекта; лидерской позиции руководителя проекта; преподавателя, имеющего признанный в деловом сообществе опыт результативного управления инновационными проектами. Другой важной особенностью реализации программы является ее направленность на поиск тех самых эффективных механизмов взаимодействия с университетом, которые олицетворяют природу конкурентного превосходства, базирующегося на умении сотрудничать.

Системным заказчиком на руководителей нового типа и их программы развития могут выступать центры инновационного развития, формирующиеся в регионах. На территории Пермского края таким системным заказчиком выступает «Технополис „Новый Звездный"». Основу кластера составляют организации: ОАО «Протон-ПМ»; ОАО «Пермский моторный завод»; ОАО «Авиадвигатель»; ОАО «Искра» и др. ОАО «Протон-ПМ» выступает координатором реализации программы развития кластера и новатором в области

развития отечественного ракетного двигателестроения. Предприятием при поддержке основного акционера ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» и отраслевого ведомства «Федеральное космическое агентство» проводится активная политика по модернизации предприятия. Реализация комплекса организационных мероприятий и научно-технических решений позволит создать к 2017 году современное производство по изготовлению и испытанию отечественной ракетно-космической техники нового поколения. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности России на международном рынке космических услуг.

Реальная работа по согласованию действий заинтересованных сторон в проектно-ориентированной подготовке инновационного кадрового резерва позволила сформировать несколько уровней согласования действий. На примере ПНИПУ и ОАО «Протон-ПМ» данную систему можно представить в виде таблицы.

Система согласований заинтересованных сторон в проектно-ориентированной подготовке инновационного резерва

Согласуемые позиции Образовательное учреждение (ПНИПУ) Направляющая организация (ОАО «Протон-ПМ)

Согласование подходов График реализации проект -но-ориентированной программы. Пример: Учебная программа модуля «Работа с проектом» Система работы с проектами инновационного резерва руководителей. Пример: СТП 303.00078-2009. Управление инновационным резервом персонала предприятия

Согласование процесса сопровождения развития карьеры Процесс сопровождения развития карьеры. Пример: Положение о процессе сопровождения развития карьеры Процесс работы с инновационным резервом. Пример: СТП 303.00078-2009. Приказ о закреплении наставников и их задачах

Согласование графика проектных сессий Закрепление преподавателей за проектами и кураторов организаций. Пример: Приказ «О закреплении преподавателей» График проектных сессий. Пример: Приказ о графике проектных сессий и требованиях по представлению материалов проекта

Согласование критериев оценки Реальность проекта, результативность и успешность проекта. Пример: Положение «О создании Пермского научно-исследовательского центра «Управление инновациями» Доля реальных проектов, % успешно завершенных проектов. Пример: СТП 203.090-2012. Система менеджмента качества. Организация управления проектами в ОАО «Протон-ПМ»

Необходимость перехода к формированию нового типа образования наглядно демонстрирует Гарвардская матрица и высказывание Сантьяго Иньигуэса, декана Мадридской IE Business School: «В прошлом „гуру" называли мудрецов, предлагающих блестящие идеи и теории. А сейчас нужны „кенгуру", которые способны легко, как австралийские сумчатые, перескакивать от исследовательской работы к преподаванию, а затем - к бизнес-консультациям. И делать все три вещи одинаково хорошо» [10].

Наличие таких преподавателей является критическим условием стратегического успеха в формировании инновационного кадрового резерва участников кластера. Проблема заключается в том, что становление таких преподавателей должно проходить «с колес», так как реального опыта, применимого на все случаи жизни, результативного управления инновационными преобразованиями пока просто нет и, учитывая высокую турбулентность, скорость изменений и неопределенность внешних условий, не будет. Можно воспользоваться точными рекомендациями Гарвардской матрицы для преподавателей бизнес-школы, например, «от гуру требуется замолчать; не лекции, а активная работа, диалог, тренинги; отказ от накопленных лекционных наработок; высокие нервные нагрузки» [10], однако даже такие кардинальные изменения не охватывают всей проблематики становления преподавателя нового типа. У преподавателя появляется новая миссия по созданию среды саморазвития активного субъекта управления и ответственности за результативность проектов развития организации, которые осуществляют участники программы.

Работа над стратегической задачей создания инновационного кадрового резерва кластера позволила принципиально поменять контингент участников программы, совершить важнейший переход от «слушателей программы» к «руководителям реальных проектов», персонально ответственных за результативность, и создать обстановку творческой напряженности и эффективности самого процесса образования. Важнейшим параметром данного процесса является показатель реальных проектов в учебной группе. Так, за период 2007-2013 годов показатель реальных проектов предприятий-участников кластера был увеличен с 30 до 80 %.

Региональный опыт реализации проектно-ориентированных программ подготовки инновационных руководителей был рассмотрен 25-26 апреля 2013 года в городе Перми [6]. Организаторами семинара выступили ФБУ «Федеральный ресурсный центр», правительство Пермского края, ПНИПУ и региональное объединение работодателей Пермского края «Сотрудничество». Актуальность семинара была вызвана, с одной стороны, все возрастающими требованиями результативности управленческой подготовки, с другой -проблемами реализации на практике проектно-ориентированного формата подготовки и необходимостью развития методологической основы данного типа подготовки.

На семинаре были представлены результаты формирования и развития инновационного резерва персонала следующими предприятиями: ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Авиадвигатель», ОАО НПО «Искра». Каждое предприятие представило разработанную систему подготовки управленческого резерва, оформленную как стандарт предприятия и оцениваемую по ключевым показателям [4].

Проектно-ориентированная подготовка руководителей для организаций инновационного кластера способна сыграть роль результативного механизма формирования активного субъекта управления и усилить личностно-мотивационную основу для формирования организационной среды творческой напряженности. Данный механизм создает базу для формирования новой модели менеджмента, базирующейся на активизации процессов самоорганизации и саморазвития [7, 9].

Список литературы

1. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - М.: Изд-во НИУ «Высшая школа экономики», 2013. - 108 с.

2. The Cluster initiative greenbook 2.0 / Goran Lindqvist, Christian Ketels, Orjan Solvell, 2013.

3. Индикаторы инновационной деятельности. 2013: стат. сб. - М.: Изд-во НИУ «Высшая школа экономики», 2013. - 472 с.

4. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую практику управления и систему подготовки менеджеров: пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2008. - 544 с.

5. Молодчик А.В., Акатов Н.Б. Механизмы инновационного саморазвития региональной бизнес-школы // Экономика региона. - 2013. - № 3 (35). -С.207-221.

6. О межрегиональном семинаре «Опыт реализации проектно-ориенти-рованных программ подготовки руководителей» (Пермь, 2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pprog.ru/news/19/2446/ (дата обращения: 15.01.2014).

7. От самоорганизации к саморазвитию: смена парадигмы менеджмента: моногр. / под науч. ред. С.В. Комарова; Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2013. - 257 с.

8. Руководство по созданию и развитию инновационных центров (технологии и закономерности) / Рейтинг. агентство «Эксперт РА». - Сколково, 2012. - 23 с.

9. Саморазвивающиеся социально-экономические системы: теория, методология, прогнозные оценки: в 2 т. / под общ. ред. А.И. Татаркина; Ин-т экономики Ур ОРАН. - М.: Экономика; Екатеринбург, 2011.

10. Santiago Iñiguez de Onzoño. The Learning Curve / How Business Schools are Reinventing Higher Education. - Palgrave Macmillan, 2011. - 202 p.

Получено 4.03.2014

N.B. Akatov, I.A. Arbuzov, S.V. Tolchin

INNOVATIVE PERSONNEL RESERVE OF THE TERRITORIAL CLUSTER "NEW STELLAR" SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK AND PROJECT-ORIENTED APPROACHES TO ITS FORMATION

The main content of the work is an analysis of the project-oriented training within the Presidential program in the Perm cluster as the Centre of initiation and promotion of the best practice of innovation management, the acquisition of innovative model of behavior by its participants and, as a result, the development of the active management subject in the region - the innovative head for innovative economy of Russia, the leader of innovative transformations.

Keywords: Innovative territorial cluster, project-oriented preparation of the personnel, innovative leader, innovative reserve, self-development.

Akatov Nikolai Borisovich - Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Dept. of Management and Marketing, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: alex@rmc.edu.ru.

Arbuzov Igor Aleksandrovich - General Director of «Proton-PM», e-mail: gd_secret@protonpm.ru.

Tolchin Sergey Vyacheslavovich - Candidate of Geographic Sciences, Project Manager of "New Stellar" science and technology park, e-mail: stolchin@protonpm.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.