Научная статья на тему 'Стратегия инновационного саморазвития ОАО «Протон-ПМ»: создание инновационного территориального кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”»'

Стратегия инновационного саморазвития ОАО «Протон-ПМ»: создание инновационного территориального кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННОЕ САМОРАЗВИТИЕ КЛАСТЕРА / АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО САМОРАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА / МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА / INNOVATIVE CLUSTER / INNOVATIVE SELF-DEVELOPMENT / ACTIVE SUBJECT OF MANAGEMENT / CLUSTER INNOVATIVE SELF-DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGIC TRANSIT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арбузов Игорь Александрович, Толчин Сергей Вячеславович, Акатов Николай Борисович

Из всех кластерных инициатив лишь немногие смогли доказать свою результативность и эффективность, что актуализирует необходимость создания современных теоретических и методологических основ стратегии (концептуального видения) создания и развития конкретного кластера. На примере создания кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”» рассматривается стратегический подход «инновационное саморазвитие кластера». Данный подход реализуется на основе механизмов формирования активного субъекта управления и инициирующей роли в формировании модели инновационного саморазвития кластера предприятия ОАО «Протон-ПМ», как носителя компетенций и уникальной идеи удержания конкурентного превосходства на международном рынке создания ракетоносителей нового поколения для освоения космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арбузов Игорь Александрович, Толчин Сергей Вячеславович, Акатов Николай Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STRATEGY OF INNOVATIVE SELF-DEVELOPMENT AT OJSC Proton-PM: CREATING AN INNOVATIVE ROCKET ENGINE BUILDING TERRITORIAL CLUSTER ‘NEW STELLAR SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK’

Of all the numerous cluster initiatives just a few managed to prove their efficiency and demonstrate sensible results. This explains why it is so crucial to create modern strategic theoretical and methodological foundations (concept vision) for initiation and development of a certain cluster. The present article describes a strategic approach entitled innovative cluster self-development, exemplified by the rocket engine building cluster ‘New Stellar science and technology park’. This approach draws on some mechanisms of creating an active management subject and promoting a model of innovative self-development at the cluster Proton-PM, the latter being a reservoir of competences and unique ideas of preserving competitive advantages in the international market of the new generation rocket carriers for space exploration.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного саморазвития ОАО «Протон-ПМ»: создание инновационного территориального кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”»»

УДК 621.45:658.11.011.4-025.27(470.53)

И.А. Арбузов, С.В. Толчин, Н.Б. Акатов

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО САМОРАЗВИТИЯ ОАО «ПРОТОН-ПМ»: СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ «ТЕХНОПОЛИС “НОВЫЙ ЗВЕЗДНЫЙ”»

Из всех кластерных инициатив лишь немногие смогли доказать свою результативность и эффективность, что актуализирует необходимость создания современных теоретических и методологических основ стратегии (концептуального видения) создания и развития конкретного кластера. На примере создания кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”» рассматривается стратегический подход «инновационное саморазвитие кластера». Данный подход реализуется на основе механизмов формирования активного субъекта управления и инициирующей роли в формировании модели инновационного саморазвития кластера предприятия ОАО «Протон-ПМ», как носителя компетенций и уникальной идеи удержания конкурентного превосходства на международном рынке создания ракетоносителей нового поколения для освоения космоса.

Ключевые слова: инновационный кластер; инновационное саморазвитие кластера; активный субъект управления; стратегия инновационного саморазвития кластера; модель стратегического перехода.

Многие развитые страны активно используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, особенно в тех областях, где ожидается технологический прорыв. Причем инновационная ориентированность кластеров способствует росту конкурентоспособности национальной экономики [2, 4]. Теоретико-методологическое осмысление природы инновационной результативности кластерного подхода требует разрешения важнейших проблем от конкретизации того, что понимается под кластером в каждом конкретном случае, до конкретных факторов, определивших успех или несостоятельность определенных кластерных инициатив. Кластеры отличаются большим много-

© Арбузов И.А., Толчин С.В., Акатов Н.Б., 2013

Арбузов Игорь Александрович - генеральный директор ОАО «Протон-ПМ» (Россия, Пермь), e-mail: pr@protonpm.ru.

Толчин Сергей Вячеславович - канд. геогр. наук, руководитель проекта «Технополис “Новый Звездный”» (Россия, Пермь), e-mail: pr@protonpm.ru.

Акатов Николай Борисович - д-р экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Пермского национального исследовательского политехнического университета, президент Межрегиональной ассоциации преподавателей MBA РАБО (Россия, Пермь), e-mail: alex@rmc.edu.ru.

образием форм, размеров, широтой охвата и уровнем развития. Так, исследования создания и развития инновационных центров, как одной из кластерных форм, подчеркивают вывод о том, что «история каждого из них (инновационных центров) уникальна». «На их развитии сказывались тысячи факторов -исторические особенности, деловой уклад, уровень образованности населения и развитие промышленности, государственная политика» [6, с. 3]. Именно это многообразие требует разработки своей индивидуальной стратегии создания кластера, результативность которой проверяется временем и должна быть подтверждена инновационными, синергетическими результатами.

Вместе с тем решение проблем создания инновационного кластера возможно, благодаря следованию нескольким идеям, сформулированным И.А. Шумпетером еще в первой половине XX века. К таким идеям можно отнести исключительную «роль новых людей - предпринимателей», внедряющих инновации («новые комбинации»), «созидательное разрушение» и «понимающее восприятие» [1]. Глубокое осознание и признание данных идей сложилось на фоне многочисленных фактов в мире современного бизнеса, подчеркивающих принципиальную смену экономических условий хозяйствования и изменений в природе конкурентоспособности. Смещение эпицентра конкурентной борьбы из традиционных сфер (продукция и технологии) в сферу систем управления, бизнес-моделей и человеческого капитала.

Требование принципиально новой модели управления [9] подтверждается и исследованиями эффективных инновационных центров [6]. Инновационный центр следует рассматривать не только как институт развития, но и как «организацию (особого устройства), ведущую хозяйственную деятельность», успех которой определяет отнюдь не создание единого координационного центра или «суперадминистратора», а механизмы поиска и достижения гармоничного баланса интересов участников. Например, «организация регулярных встреч руководителей управляющих компаний с руководителями работающих в них независимых институтов поддержки, поиск компромиссов» [6, с. 23]. Важность создания креативной бизнес-среды, обеспечивающей автономность и независимость участников-резидентов центра инновационного развития, подчеркивает их стратегическую ориентацию на саморазвитие [3, 5, 7].

Систематизация проблем создания инновационных кластеров позволяет выделить триаду факторов, лежащих в основе их возникновения и успешного развития. К таким факторам относятся: наличие кризиса как инициирующего импульса поиска инновационных идей; выявленная и сформированная уникальность идеи создания кластера; сформированная бизнес-среда инновационного саморазвития. Именно данные факторы должны лечь в основу формирования стратегии создания кластера. Другими словами, неучет

этих факторов в стратегической парадигме делает кластерную инициативу подчиненной закономерности. «Из неполной тысячи существующих инно-центров и технопарков смогли доказать свою эффективность немногие» [6, с. 6]. Все это требует принципиально новых стратегических подходов, которые обеспечили бы практическое воплощение известных фундаментальных идей.

1. Общая концепция кластера - оценка уникальности и реалистичности.

В настоящее время бизнес выступает инициатором и системным интегратором научно-технических и инвестиционных решений в процессе реализации крупных инвестиционных проектов, связывающих инновации и рыночный спрос. Для развития отрасли важно, чтобы присутствовали компании -стратегические новаторы, которые рассматривают масштабные долгосрочные проекты инновационного развития в качестве основного ресурса конкурентоспособности. Формирование и развитие стратегических новаторов может обеспечить конкурентоспособность в национальных и глобальных рынках [2, 4].

На территории Пермского края ОАО «Протон-ПМ» выступает стратегическим новатором в области развития отечественного ракетного двигателестроения. Предприятием при поддержке основного акционера ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хру-ничева» и отраслевого ведомства «Федеральное космическое агентство» проводится активная политика по реализации программы технического перевооружения. Реализация комплекса научно-технических решений и организационных мероприятий позволит создать к 2017 году современное производство по изготовлению и испытанию ракетно-космической техники нового поколения. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности России на международном рынке космических услуг.

В 2011 году предприятием при поддержке Правительства Пермского края был инициирован проект по созданию территориального производственного кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”». Идея создания технополиса предполагает развитие не только промышленной площадки с применением технологий мирового уровня, но и сопутствующее формирование необходимой социальной, образовательной, научной и инновационно-внедренческой инфраструктуры (рис. 1).

В начале 2012 года проект ОАО «Протон-ПМ» был презентован Председателю Правительства РФ В. Путину. В результате было сформулировано поручение Правительства от 29.02.2012 № ВП-П7-1232 «О создании территориального производственного кластера ракетного двигателестроения».

В марте 2012 года Минэкономразвития РФ объявило конкурс по формированию инновационных территориальных кластеров, отбору пилотных проектов с целью оказания им государственной поддержки. Федеральным

министерством была разработана и предложена методология формирования кластеров, которая сформулирована в следующих документах: «Методические материалы по разработке программы развития инновационного территориального кластера», «Порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных кластеров», «Критерии конкурсного отбора программ развития инновационных территориальных кластеров».

Рис. 1. Структура Пермского кластера ракетного двигателестроения

На конкурс поступило 94 заявки. По результатам экспертного рассмотрения пермская заявка «Программа развития инновационного территориального кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”» получила высокие оценки и была включена в число лучших по направлению «Авиакосмические технологии» (рис. 2). Таким образом, программа развития инновационного территориального кластера «Технополис “Новый Звездный”» поддержана Правительством Пермского края, администрацией г. Перми, одобрена Федеральным космическим агентством России и вошла в состав приоритетных проектов развития России.

Месторасположение инновационного территориального кластера «Технополис “Новый Звездный”» - территория поселка Новые Ляды (г. Пермь, Пермский край). Специализация кластера - ракетное и авиационное двига-телестроение, высокотехнологичная продукция энергетического машиностроения.

Инициатором создания технополиса «Новый Звездный» и координатором Программы развития кластера является ОАО «Протон-ПМ». ОАО «Про-тон-ПМ» - ведущее российское предприятие в области ракетного двигателе -строения. Общество зарекомендовало себя в качестве надежного серийного производителя двигателей для первой ступени ракет-носителей тяжелого класса «Протон-М».

Рис. 2. Аэрокосмические кластеры России1

Ключевым проектом кластера в области ракетного двигателестроения является освоение ОАО «Протон-ПМ» производства узлов и агрегатов экологически чистого кислородно-керосинового двигателя нового поколения. Новый двигатель предназначен для перспективного семейства ракет-носителей «Ангара» - будущего российской транспортной космонавтики. Реализация проекта ведется в кооперации с другими предприятиями отрасли и связана с необходимым развитием отечественной технологической базы.

Размещение производства компонентов двигателя нового поколения в Пермском крае определено в качество одного из приоритетов Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года. Направление «Ракетное двигателестроение» реализуется в соответствии со Стратегией развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу. Финансирование работ по проекту преду-

По информации Д.С. Иванова (III Всероссийская научно-практическая конференция «Принципы и механизмы формирования инновационной системы. Дубна, 3-5 октября 2012).

смотрено Федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса России до 2020 года».

Пермский кластер отличает исторически выстроенные промышленные кооперационные связи между предприятиями-участниками: ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «НПО «Искра», ОАО ПЗ «Машиностроитель», ОАО «Пермская научнопроизводственная приборостроительная компания». В кооперации с крупными предприятиями работает более 1500 предприятий малого и среднего предпринимательства.

Ключевое место в кластере занимают ведущие научно-образовательные организации региона: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский научный центр Уральского отделения Российской академии наук и академические институты.

Преимуществом кластера «Технополис “Новый Звездный”» является наличие в регионе ведущих научных центров: Института механики сплошных сред УрО РАН, Института технической химии УрО РАН, Центра порошкового материаловедения, Центра прототипирования и прогрессивных технологий механической обработки материалов, Центра технологий параллельных и распределенных вычислений в двигателестроении, Центра инженерноконсалтинговых услуг, Центра разработки управляющих программ для станков с ЧПУ и др. Ключевые проекты реализуются с привлечением этих научных центров.

С учетом значимости проекта для развития экономики Пермского края Правительством региона и администрацией г. Перми предложены мероприятия по развитию инфраструктуры территории поселка.

Важным моментом развития кластера является идеология развития образовательной системы. В программе по данному направлению заложен экспериментальный инновационный подход, выраженный в создании цепочки непрерывного образования «дошкольное учреждение - школа - вуз (техникум) -технополис». Такой подход к образованию позволит подготавливать профессиональные кадры в соответствии с нуждами предприятий кластера, осуществляя профессиональную ориентацию и отбор одаренных детей уже на этапе раннего развития, повысить престижность работы на предприятиях отрасли.

Таким образом, концептуальная идея создания кластера базируется на реальных возможностях, сконцентрированных в регионе, созданных предшествующим периодом специализации региона как центра отечественного ракетного двигателестроения. Вместе с тем сами по себе эти уникальные возможности имеют одну принципиальную особенность - их разрозненность, разноотраслевую принадлежность и достаточно высокий уровень корпоративной закрытости и конфликтности, что и составляет реальный контекст

всей конструктивной работы по объединению усилий. Первым шагом на пути формирования потенциала уникальности является формирование целевой стратегической картины.

2. Целевая стратегическая картина.

Успешное выполнение технического перевооружения предприятия ОАО «Протон-ПМ» и развитие инновационной и социальной инфраструктуры на территории базирования кластера позволят создать условия для эффективной реализации других перспективных проектов Федерального космического агентства в рамках развития космической промышленности и развития отечественного ракетного двигателестроения.

В результате реализации программы развития кластера «Технополис “Новый Звездный”» к 2020 году будут созданы условия для формирования на базе кластера промышленного и научно-производственного комплекса в области отечественного двигателестроения, обеспечивающего закрепление лидирующей роли России в области космической деятельности. Приоритетные направления и проекты развития кластера представлены на рис. 3.

Задачи долгосрочной государственной

экономической политики Проекты кластера

ГП РФ «Космическая деятельность России»

ГП РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

ГП РФ «Развитие авиационной промышленности»

«Президентская программа подготовки управленческих и инженерных кадров»

Указ Президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Указ Президента «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

Рис. 3. Приоритеты стратегической программы развития кластера «Технополис “Новый Звездный”»

Техническое перевооружение ОАО «Протон-ПМ» под организацию серийного производства агрегатов ракетно-космического двигателя для РН-«Ангара» в целях поддержания мирового лидерства в отрасли

л

Техническое перевооружение ОАО «Пермский моторный завод» под организацию серийного производства турбореактивного авиационного двигателя ПД-14 в целях выхода на * ^

мировой рынок____________________________-.Щ

Организация производства газотурбинных электростанций мощностью от 2,5 до 25 МВт с перспективой до 40 МВт в рамках диверсификации производства

Разработка, оснащение и создание образовательных программ, инженерной школы, сети среднего образования

Строительство автодороги, соединяющий областной центр г. Пермь с территорией базирования кластера пос. Новые Ляды

Организация жилищного строительства ^ с реконструкцией прилегающих инженерных сетей

Реализация проектов развития должна обеспечить выход и закрепление позиции по ключевым параметрам, критически важным для конкурентного преимущества в глобальном масштабе, отражающим инновационный характер развития кластера: по динамике совокупной выручки; производительности; доле инновационной продукции; доле инновационно активных предприятий.

Реализация запланированных мероприятий должна обеспечить реальные условия и репутацию технополиса «Новый Звездный» как уникального места для творческого развития личности и существенно повысить его инвестиционную привлекательность.

Анализ стратегических приоритетов и целей свидетельствует об их исключительной напряженности, ориентированности на преодоление ключевых разрывов и отставаний в инновационном развитии от лучшей мировой практики и заявлении о кластере как о зоне опережающего развития.

Вместе с тем основной разрыв, который будет необходимо преодолеть для достижения целевых ориентиров, - это переход от традиционно сложившейся стратегической модели поведения, ориентированной преимущественно на доступ к физическим, финансовым ресурсам и административному ресурсу, на возможность специфических соглашений с властью, к модели инновационного саморазвития. Модель инновационного саморазвития кластера как организации, переход от позиции «ручного управления» к развитию субъектности, проявляющейся в многоуровневом лидерстве, включенности персонала в принятие решений, в инициировании и поддержании процессов выработки решений. К сожалению, следует констатировать и тот факт, что менеджмент подавляющего количества отечественных компаний не воспринимает модель инновационного саморазвития организации как источник конкурентного преимущества и доминирующий ресурс в достижении конкурентного превосходства, что и составляет ключевую проблему разработки и реализации стратегии кластера.

3. Стратегия создания инновационного саморазвивающегося кластера.

Основная стратегическая установка - это достижение скоординированности «инновационных моделей поведения» [10] максимального количества участников кластера и, на этой основе, достижения значимых эффектов синергии и результативности. Новая модель поведения участников [3, 8, 9] предполагает, прежде всего, формирование активного субъекта управления и осуществление важнейших переходов в его поведении, в его саморазвитии:

• от действий по инструкции в стандартных ситуациях и по указанию вышестоящего руководителя в нестандартных ситуациях к самостоятельным действиям на основе персональной стратегической ответственности;

• от концентрации всех властных и экспертных полномочий на уровне топ-менеджмента к распределенной модели властных полномочий;

• от «ручного» управления к рефлексивной координации самоорганизующихся участников, структурных подразделений и проектов развития [3];

• от непосредственного принятия решений «суперадминистратором» к конструированию процессов (созданию технологий) выработки решений;

• от жесткой иерархии к естественно изменяющейся иерархии;

• от концентрации всех контрольных функций в центре к распределенной ответственности.

Основу стратегической концепции, обеспечивающей данные переходы, должны составить пять компонентов: (1) принципы; (2) целевая картина; (3) дорожная карта; (4) сценарии; (5) механизмы активизации субъекта управления.

3.1. Принципы. Наряду с традиционными принципами стратегического управления, фокус внимания сосредотачивается на принципе активного субъекта управления и принципе экстремального поведения. Приведение данных принципов в действие требует ответа на спектр взаимосвязанных вопросов: кто является субъектом инновационного саморазвития? кто персонально отвечает за создание бизнес-среды творческой напряженности? кто и как будет формировать пространство коммуникаций, вовлеченности и доверия?

3.2. Целевая картина представлена в виде трехкомпонентной конструкции:

• модель инновационного саморазвивающегося кластера [3];

• параметры порядка;

• управляющие параметры.

Таким образом, инновационный кластер ракетного двигателестроения - это большое объединение географически локализованных организаций, обеспечивающих гибкую технологическую цепочку производства отечественных ракетных двигателей мирового уровня конкурентоспособности, а также необходимые инфраструктурное и бизнес-окружение, интегрированные в общую стратегию и создающие условия (среду) для инновационного саморазвития людей и, на этой основе, кластера.

В настоящее время мало работ, в которых предпринимались бы попытки применить к построению стратегии развития концепцию параметров порядка - базового элемента синергетики. Выделить эти параметры для социально-экономических систем сложно. К числу доминирующих параметров порядка нами отнесены:

• лидероемкость (численность руководителей-лидеров, интегрированных в программу по критериям: компетентность, приверженность, мотивация, относительно численности ключевых управленческих позиций);

• организационная зрелость (степень зрелости кластера по совершенству подходов, применяемых в управлении);

• инициативность (потенциал инициирования импульса инновационных изменений, способность переходить от потребности к действию);

• качество жизни (анализ восприятия (удовлетворенности) персонала стратегических сегментов по факторам: качество трудовой занятости; условия для саморазвития, вовлеченность, условия жизнеобеспечения, здравоохранения и т.д.);

• управляющие параметры (темпы роста объемов выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью; достижение мирового уровня по показателям инновационной активности участников кластера).

3.3. Дорожная карта. «Дорожная карта» как инструмент стратегического фокусирования группы лидеров на общих приоритетах и инициирования проектов развития в условиях, когда стратегические результаты принимаемых решений не являются очевидными. Практическая реализация идеи «дорожной карты» нами представлена в виде процесса саморазвития ключевых участников, на основе их вовлечения в процессы бизнес-моделирования и этапы реализации процесса перехода к новой бизнес-модели (табл. 1).

Таблица 1

«Дорожная карта», базовая модель стратегического перехода к инновационному саморазвивающемуся кластеру (ИСК)

Номер этапа Наименование этапа Содержание этапа

1 Текущая модель кластера Описание и фиксация всех подходов, применяемых организациями, участниками кластера. Идентификация текущей модели

2 Интересы и недостающие роли Самооценка зрелости кластера, финансово-инвестиционная оценка проектов (финансовая модель), оценка сложности проекта, оценка рисков проекта, матрица «Стейкхолдеры и интересы»

3 Приоритеты и параметры Выявление приоритетов, карты рисков и факторов сложности. Экспертные процедуры формирования группы доминирующих параметров порядка, управляющих параметров, областей для регламентации

4 Сценарии развития Критерии оценки сценариев развития. Оценка реализуемости сценариев, выявление критических условий реализации сценариев

5 Целевая картина Конкретизация модели кластера будущего. Конкретизация управляющих параметров и параметров порядка, их (стартовое) нормирование

6 Импульс изменений Заявление об обязательствах лидеров по реализации требуемого сценария. Нормативы взаимодействия. Концепция трансформационного проекта

7 План управления программой План управления проектом. Система мониторинга контролируемых параметров. Рефлексия и самооценка

8 Модель ИСК Реализация плана управления проектом. Мониторинг контролируемых параметров, рефлексия и самооценка. Итоговая оценка реализуемости и адекватности создаваемой модели кластера

3.4. Сценарии. Сценарии развития нацелены на выявление потенциала реалистичности перехода к инновационному саморазвивающемуся кластеру. Синтез сценариев развития кластера проведен на основе оценки изменения параметров порядка и вероятностей выхода на тот или иной сценарий развития.

Адекватность модели в рамках сценарного подхода определяется выбором параметров порядка и обоснованием логики их взаимного влияния. Все обозначенные сценарии создавались как аттрактивные, т.е. характеризующие поведение кластера в соответствии с предполагаемыми управленческими воздействиями. При формировании сценариев использовались методы неформализованных сценарных построений с приоритетным использованием мнений экспертов. Были выделены четыре сценария: кризисный, инерционный, интеграционный, инновационный.

Разработанные сценарии не являются равновероятными, переход будет проходить на основе конфликта сценариев, который возникает, когда заинтересованные стороны преследуют конфликтные интересы. Инновационный сценарий имеет относительно невысокую стартовую оценку реалистичности (табл. 2), что соответствует реальной мировой практике успешности кластерных инициатив.

Таблица 2

Возможные сценарии и базовые условия их реализации

№ п/п Сценарии Характеристика сценариев Вероят- ность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Кризисный Неблагоприятная макроэкономическая и социальнополитическая ситуация, кризис на корпоративном уровне, деградация производственно-технологических возможностей и инвестиционных возможностей 0,3

2 Инерционный Сохранение современного положения в экономике и социальной сфере на макроуровне и корпоративном уровне. Преобладание сложившихся форм принятия решений, доминирование традиционных подходов к регламентации 0,4

3 Интеграцион- ный Смена корпоративной позиции в отношении проекта, включение проекта в стратегическое направление более крупного масштаба, более перспективное. Утрата экономической самостоятельности проекта, снижением его инвестиционной привлекательности для ОАО 0,1

4 Инновацион- ный Переход к новой модели хозяйствования на основе самоорганизации и саморазвития, использования новых подходов в построении организации и новых технологий взаимодействия с потребителем и партнерами 0,2

Реальность инновационного сценария является вызовом для менеджмента, научного и экспертного сообщества и будет зависеть от способности управления реализовать механизмы активизации субъекта управления.

3.5. Механизмы активизации субъекта управления. Инициирующую миссию в активизации субъекта управления для целей реализации стратегии инновационного саморазвития кластера должна сыграть бизнес-школа (БШ) нового типа - бизнес-школа «Новый Звездный».

Миссия БШ - создание и поддержание рефлексивно-креативной среды саморазвития (активного субъекта управления) инновационных руководителей. Реализация данной миссии предполагает освоение новой модели управления.

Цель - развернуть технологии вовлечения и инициирования процессов саморазвития ключевого управленческого персонала и обеспечить их участие в разработке целей, стратегий, бизнес-моделей и программ саморазвития, персональную ответственность за достижение и результативность саморазвития.

Механизм - 5-уровневая система подготовки: концептуальный уровень; уровень локализованной организации; уровень инновационной группы; уровень подготовки ключевых сегментов персонала; уровень предпринимательского сектора (табл. 3).

Таблица 3

Механизм формирования активного субъекта управления в стратегии инновационного саморазвития кластера

Уровень Сегментная группа Тип программы обучения и программы развития Результат

1. Концептуальный Руководители высшего звена ор-ганизаций-участни-ков кластера (2030 чел.) Постоянно действующие семинары в режиме ситуационного центра для обсуждения актуальных проблем развития кластера, программы типа ББЛ Актуализированные видение, миссия, цели, стратегии, бизнес-моде -лирование, модели управления партнерскими отношениями

2. Локализованная организация Резерв высшего руководства предприятия (20-30 чел.) Проектно-ориентированная программа типа МВА, программы и проекты высокого уровня сложности Стратегия и бизнес-модель, модели лидерства, лидерское наставничество, корпоративная культура, результативные проекты развития

Окончание табл. 3

Уровень Сегментная группа Тип программы обучения и программы развития Результат

3. Инновационная группа ИРП предприятия, руководители проектов (СТП «Управление ИРП» как основа) Проектно-ориентированная программа типа Президентской программы и проекты среднего уровня сложности Модели лидерства, лидерское наставничество, корпоративная культура, результативные проекты развития

4. Инновационный персонал Система сегментации учебного центра предприятия Целевые программы подготовки и аттестации Качество и результативность исполнения функций, вовлеченность, восприимчивость и инновационная активность

5. Предпринимательский сектор Группы стратегических сегментов МСБ Целевые программы развития МСБ Достижение стратегических целей развития МСБ

Функции: мониторинг восприятия персоналом качества занятости и управления; разработка параметров и критериев оценки качества и результативности управления; сегментирование управленческого персонала; инициирование разработки программ саморазвития; реализация современных технологий обучения, ориентированных на результат; контроль процессов саморазвития и деловой репутации инновационных руководителей.

Структура управления: высший орган управления БШ - корпоративный совет, утверждающий концепцию, цели, стратегию, бизнес-модель и декана БШ. Декан БШ - руководитель БШ, персонально отвечающий за реализацию стратегии развития БШ, реализацию эффективной бизнес-модели и олицетворяющий ролевую модель культуры инновационного саморазвития.

По итогам формирования стратегической концепции кластера ракетного двигателестроения «Технополис “Новый Звездный”» могут быть сделаны следующие выводы:

1. Успешность стратегии зависит от способности модели управления реализовать на практике механизмы формирования активного субъекта инновационного саморазвития, осознающего свои цели, интересы, стратегию и обеспечивающего: инициирование и поддержку творческой напряженности и поиска инновационных идей; формирование и продвижение бренда, уникальность идеи создания кластера; формирование бизнес-среды инновационного саморазвития.

2. Реализация данных подходов предполагает понимание эволюционирующих социально-экономических и управленческих отношений из-за слож-

ности освоения новой модели управления, существенного изменения внутренней среды организации и высокой турбулентности и неопределенности внешних условий.

3. Решение проблем такой сложности потребует создания соответствующей системы научного обеспечения и исполнения головным предприятием инициирующей миссии.

Список литературы

1. Шумпетер И. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.

2. Татаркин А.И. Развитие промышленного комплекса региона с использованием кластерных инициатив // Федерализм. - 2012. - № 3(67). -С. 29-42.

3. Комаров С.В., Молодчик А.В., Пустовойт КС. На рубеже изменения парадигмы менеджмента: саморазвивающиеся, самоорганизующиеся системы // Журнал экономической теории. - 2012. - № 3(30). - С. 132-141.

4. Иванова Н. Приоритеты инновационной политики: Россия и мир // Динамика инноваций. - Новосибирск: Тренды, 2011. - С. 158-173.

5. Саморазвивающиеся социально-экономические системы: теория, методология, прогнозные оценки: в 2 т. / под общ. ред. А.И. Татаркина. - М.: Экономика; Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2011.

6. Руководство по созданию и развитию инновационных центров (технологии и закономерности) / Рейтинговое агентство «Эксперт РА». - Сколково, 2012. - 23 с.

7. Путеводитель по методологии организации, руководства и управления // Хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 197 с.

8. Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. -2004. - № 2. - С. 5-15.

9. Хэмел Г. Менеджмент 2.0: Новая версия для нового века // Harvard Business Review (HBR). -2009. - Октябрь. - С. 91-100.

10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

Получено 29.05.2013

I.A. Arbuzov, S.V. Tolchin, N.B. Akatov

A STRATEGY OF INNOVATIVE SELF-DEVELOPMENT AT OJSC PROTON-PM: CREATING AN INNOVATIVE ROCKET ENGINE BUILDING TERRITORIAL CLUSTER ‘NEW STELLAR SCIENCE AND TECHNOLOGY PARK’

Of all the numerous cluster initiatives just a few managed to prove their efficiency and demonstrate sensible results. This explains why it is so crucial to create modern strategic theoretical and methodological foundations (concept vision) for initiation and development of a certain cluster. The present article describes a strategic approach entitled innovative cluster self-development, exemplified by the rocket engine building cluster ‘New Stellar science and technology park’. This approach draws on some mechanisms of creating an active management subject and promoting a model of innovative selfdevelopment at the cluster Proton-PM, the latter being a reservoir of competences and unique ideas of preserving competitive advantages in the international market of the new generation rocket carriers for space exploration.

Keywords: innovative cluster; innovative self-development; active subject of management; cluster innovative self-development strategy; strategic transit model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.