Научная статья на тему 'К вопросу о государственной поддержке развития аэро- космического кластера'

К вопросу о государственной поддержке развития аэро- космического кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юкласова А.В.

В статье рассматриваются особенности государственной поддержки развития аэрокосмического кластера. Анализируется инновационный территориальный аэрокосмический кластер. Выделяются особенности государственной поддержки и перспективы развития аэрокосмического кластера Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of state support of development of aerospace cluster

In the article the peculiarities of state support of development of aerospace cluster are viewed. Innovative territorial aerospace cluster is analyzed. Peculiarities of state support and prospects of development of aerospace cluster of the Samara Region are singled out.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственной поддержке развития аэро- космического кластера»

Юкласова А.В.

К вопросу о государственной поддержке развития аэрокосмического кластера //Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и рправление». 20Ч5. № 9/2 (131). С. 51—61 51

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК 330

А.В. Юкласова*

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАЗВИТИЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА**

В статье рассматриваются особенности государственной поддержки развития аэрокосмического кластера. Анализируется инновационный территориальный аэрокосмический кластер. Выделяются особенности государственной поддержки и перспективы развития аэрокосмического кластера Самарской области.

Ключевые слова: государственная поддержка, кластер, инновационный территориальный кластер, аэрокосмический кластер.

Государственное регулирование экономики определяют как совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государственные и созданные при их участии органы осуществляют управленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы общества [7, с. 26].

Данный процесс осуществляется посредством комплекса мер, к числу которых относят создание государственных и государственно-частных организаций, расширение практики государственных заказов, создание мощных инвестиционных фондов, разработку и реализацию программ развития территорий и специальных программ, содействие развитию инновационной деятельности венчурного финансирования, политику в развитии фондового рынка, преодоление коррумпированности государственного аппарата, ценовую, налоговую и кредитную политику.

Особенно актуальна государственная поддержка для промышленных объединений, которые реализуют приоритетные инновационные направления развития страны на своих территориях.

* © Юкласова А.В., 2015

Юкласова Анастасия Валерьевна (yuklasova.anasta@mail.ru), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

** Работа выполнена в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный аэрокосмическиП университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)» среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Грант на научно-исследовательскую работу по теме: «Моделирование и оценка динамики факторов и показателей производства структурно-модернизируемых промышленных предприятий (на примере аэрокосмического кластера)».

Мировая практика подтверждает, что наиболее эффективным инструментом государственной поддержки инициатив промышленных объединений страны являются кластеры.

В России базовым документом, впервые установившим рамки кластерной политики, стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В качестве условия модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов было обозначено создание сети территориально-производственных кластеров.

Согласно распоряжению Правительства РФ было предусмотрено формирование 2 типов кластеров:

— инновационных высокотехнологичных кластеров, расположенных в основном в урбанизированных регионах;

— территориально-производственных, расположенных, в свою очередь, на слабо освоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий.

Необходимо отметить и Стратегию инновационного развития РФ на период до 2020 г., в ней также был сделан особый акцент на поддержку кластерных инициатив. В рамках данной Стратеги предполагается, что формирование территорий инновационного развития и инновационных кластеров будет способствовать активизации инновационной деятельности страны, а само развитие инновационных кластеров будет стимулироваться софинансированием из федерального бюджета региональных программ содействия малому бизнесу и дополнительной поддержкой регионов, активно инвестирующих в создание своих инновационных систем (см. рис.).

Федеральные

механизмы

развития

Государственные программы и федеральные целевые программы

Поддержка развития инновационных кластеров

Государственная поддержка малого и среднего

предпринимательства

Региональные механизмы и институты управления

Областные целевые программы:

- развития

пре дпринимательства;

- развития инновационной деятельности

Центры

кластерного

развития

Институты предпринимательства

Региональная экономика: аэрокосмический кластер

Рис. Схема развития инновационных кластеров

С 19 марта по 20 апреля 2012 года в Минэкономразвития России был осуществлен прием конкурсных заявок на включение в Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. За этот период поступило 94 заявки, однако лишь 25 из них были одобрены после двух конкурсных этапов.

В результате поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. был утвержден перечень инновационных территориальных кластеров (табл. 1), состоящий из двух групп программ.

В первую группу вошли 14 программ развития кластеров, предполагающих поддержку за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, на территории которых они базируются. Отметим, что в число первой группы программ был включен инновационной территориальный аэрокосмический кластер Самарской области.

Во вторую группу вошли остальные 11 территориальных кластеров, т. к. программы их развития требуют доработок, поэтому на первом этапе их поддержка за счет предоставления межбюджетных субсидий не предполагается.

Таблица 1

Перечень пилотных инновационных территориальных кластеров по отраслевым направлениям

№ Отраслевое направление Наименование кластера

1. Ядерные и радиационные технологии «Дубна» (Московская область)

Саровский инновационный (Нижегородская область)

ЗАТО г. Железногорск (Красноярский край)

Ядерный (Ульяновская область)

2. Производство летательных и космических аппаратов, судостроение Аэрокосмический (Самарская область)

«Технополис "Новый Звездный"» (Пермский край)

Авиастроение и судостроение (Хабаровский край)

«Ульяновск-Авиа» (Ульяновская область)

Судостроительный (Архангельская область)

3. Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность Фармацевтика и медицинская промышленность (Санкт-Петербург)

Фармацевтика и медицинская техника (Томская область)

Биофармацевтический (Новосибирская область)

Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина (Калужская область)

Биотехнологический (Московская область)

Биофармацевтический (Алтайский край)

4. Новые материалы «Физтех ХХ1» (Московская область)

«Троицк» (Москва)

Титановый (Свердловская область)

5. Химия и нефтехимия Автомобилестроение и нефтехимия (Нижегородская область)

«Камский» (Татарстан)

Нефтехимический (Башкортостан)

Комплексная переработка угля (Кемеровская область)

6. Информационные технологии и электроника «Зеленоград» (Москва)

ИТК «СибАкадемСофт» (Новосибирская область)

ИТ и электроники (Томская область)

ИТ-кластер (Санкт-Петербург)

Радиационные технологии (Санкт-Петербург)

Эффективная светотехника (Мордовия)

Радиоэлектроника (Санкт-Петербург)

Отметим, что в 2013 г. для успешного регулирования процедуры субсидирования развития инновационных территориальных кластеров был принят ряд нормативных актов, а наиболее значимым из них стало Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов

Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров» [4].

Из таблицы 1 видно, что кластеры в соответствии с отраслевой спецификой были структурированы в шесть отраслевых направлений, где «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение», т. е. направление, к которому причисляют аэрокосмический инновационный территориальный кластер, занимает не последнее место, т. к. мощный аэрокосмический кластер является залогом успешного развития страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации созданы, успешно функционируют и вошли в состав участников первой группы государственной программы «Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации» четыре инновационных территориальных аэрокосмических кластера, базирующихся на территории следующих регионов: Самарская и Ульяновская области, Хабаровский и Пермский края. Общая характеристика кластеров аэрокосмической промышленности Российской Федерации представлена в таблице 2.

В свою очередь, инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области является мощной системой, которая базируется на 3 приоритетных в национальном масштабе промышленных комплексах (подкластерах): ракетно-космическом, двигателестроительном и авиастроительном. Следует отметить, что каждый подкластер включает в свой состав ряд ключевых предприятий:

— ракетно-космический подкластер: ФГУП «ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"», ОАО «Пластик»;

— авиастроительный подкластер: ОАО «Авиакор — авиационный завод», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Агрегат», ОАО «Гидроавтоматика», ФГУП «НИИ "Экран"», ЗАО «Завод аэродромного оборудования»;

— подкластер двигателестроения: ОАО «Кузнецов», ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Салют», ОАО «Завод авиационных подшипников».

Однако согласно «Программе развития Самарского аэрокосмического инновационного территориального кластера» ядро кластера составляют три основных предприятия:

1) ФГУП «ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"», которое является головной организацией в России, специализирующейся на создании ракет-носителей среднего класса и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли;

2) ОАО «Кузнецов» — один из крупнейших в России опытно-конструкторских комплексов по созданию ракетных и газотурбинных двигателей;

3) ОАО «Авиакор — авиационный завод», которое входит в состав холдинга «Русские машины» и осуществляет производство, ремонт и обслуживание самолетов Ту-154 и Ан-140, а также поставку компонентов для авиационной техники.

Также научную деятельность кластера обеспечивают специализированные конструкторские бюро, научно-исследовательские и инновационно-внедренческие организации.

Особое место среди них занимают вузы, входящие в состав кластера, они готовят специалистов и выполняют научно-исследовательские работы для всех трех подкластеров:

— Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет),

— Самарский государственный технический университет,

— Самарский государственный университет.

Рассматривая сильные стороны и отличительные особенности инновационных территориальных аэрокосмических кластеров РФ (табл. 3), видим, что инноваци-

Характеристика кластеров аэрокосмической промышленности Российской Федерации

Таблица 2

Наименование Инновационный Инновационный Инновационный Консорциум «Научно-

кластера территориальный территориальный кластер территориальный кластер образовательно-

аэрокосмическии кластер Самарской области авиастроения и судостроения Хабаровского края ракетного двигателестроения «Технополис "Новый звездный"» производственныи кластер "Ульяновск-Авиа"»

Субъект РФ Самарская область (г.о. Самара) Хабаровский край Пермский край (г. Пермь) Ульяновская область (г. Ульяновск)

Отраслевое Производство летательных и космических аппаратов, судостроение

направление

Статус Инновационные территориальные кластеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные - ракетно-космическое - авиастроение; - высокотехнологичные - гражданское крупное и

направления производство; - судостроение отрасли машиностроения малое авиастроение.

специализации - авиастроение; (ракетное, авиационное производство

кластера - двигателестроение; двигателестроение. инновационной авионики.

- агрегатостроение и энергетическое производство

оказание услуг, машиностроение); композиционных материалов

необходимых для - центры компетенции по для авиастроения.

разработки, производства металловедению, международные и

испытаний, эксплуатации металлообработке и др. внутрироссийские

летательных аппаратов производственным технологиям грузоперевозки, подготовка кадров для авиации стран СНГ; - НИОКР в области авиационных материалов и технологий производства для авиации

Организация- ГАУ Самарской области Автономная некоммерческая ОАО «Протон - Пермские ОАО «Корпорация развития

координатор «Центр инновационного организация Моторы» Ульяновской области»,

развития и кластерных «Дальневосточное агентство ОГКУ «Развитие

инициатив» содействия инновациям» Авиационного кластера Ульяновской области»

онный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области занимает особое место благодаря своей уникальности, т. к. в нем присутствует полный цикл производства всего спектра аэрокосмической техники, высокий уровень сетевого взаимодействия и высокая степень локализации производства, что является безусловным плюсом.

Таблица 3

Сильные стороны и отличительные особенности инновационных территориальных

аэрокосмических кластеров [8]

№ Наименование аэрокосмического кластера / территориальное расположение Сильные стороны и отличительные особенности кластера

1. Инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области / Самарская область (г.о. Самара) - наличие полного цикла производств всего спектра аэрокосмической техники; - научно-исследовательский и научно-производственный потенциал; - реализация приоритетных государственных задач по обеспечению обороноспособности страны; - применение оригинальных, уникальных, не имеющих аналогов в мире технических решений, повышающих конкурентоспособность за счет эксплуатационной привлекательности, универсальности и экономических характеристик

2. Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края / Хабаровский край (г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре) - наличие сильных промышленных предприятий; - наличие образовательной базы в области машиностроения; - широкие транспортно-логистические возможности региона (ОЭЗ в порте Ванино, удобное географическое положение, наличие различных транспортных узлов); - приближенность к азиатским рынкам; - наличие опыта межотраслевой кооперации различных отраслей машиностроения; - наличие инфраструктуры и земельных участков под реализацию инвестиционных проектов в центральных городах края; - устойчивые связи с институтами развития; - наличие потенциала для развития экспортоориентированных бюджетообразующих секторов экономики

3. Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис "Новый звездный"» / Пермский край (г. Пермь) - тесные кооперационные связи множества предприятий и организаций; - наличие в регионе ведущих научных центров

4. Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск-Авиа"» / Ульяновская область (г. Ульяновск) - развитая профильная инфраструктура, в том числе федеральная ОЭЗ портового типа, ульяновский наноцентр, аэропорт «Ульяновск-Центральный», международный аэропорт «Ульяновск-Восточный»

Согласно отчетным данным, на 249 % в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилось число высокопроизводительных рабочих мест, на 39 % возросла средняя выработка в кластере, т. е. 1,2 млн руб. на человека в год, а общий объем инвестиций из всех источников вырос на 47 %.

Рассматривая ключевые показатели развития кластеров аэрокосмического направления (табл. 4), видим, что совокупность объема производства в 2014 г. составила 55,8 млрд руб., что на 1 % меньше совокупной выручки кластера Хабаровского края, однако в несколько раз превышает объем выручки кластеров Пермского края и Ульяновской области (13,1 % и 14,6 % соответственно). По количеству занятых в организациях — участниках кластера Самарский аэрокосмический занимает лидирующее место.

Таблица 4

Ключевые показатели развития производственного и инфраструктурного потенциала территорий, на которых размещены кластеры аэрокосмического направления

(по данным 2014 года) [5]

Показатель Пермс- Самарская Ульяновская Хабаровский

кий область область край

край

Выручка участников 48,5 55,8 47,6 56,4

кластеров,

млрд руб.

Количество занятых 26,4 46 27,8 28,6

в организациях -

участниках кластеров, тыс.

чел.

Уровень безработицы в 7,6 5,1 6,9 6,8

регионе, %

Средняя номинальная 32,2 30,3 25,1 40,9

начисленная заработная

плата в регионе,

тыс. руб.

Количество студентов в 43,8 30 н/д 42,2

вузах - участниках

кластера, тыс. чел.

Наблюдается и отставание по некоторым показателям. Так, средняя номинальная начисленная заработная плата в Самарском регионе уступает Пермскому краю на 5,9, Хабаровскому — на 25 %. Контингент студентов вузов, являющихся участниками кластера в Самарском регионе, также меньше на 13,8 тыс. чел и 12,2 тыс. чел. соответственно.

Характерной особенностью аэрокосмического кластера Самарского региона является его ориентация на внешние рынки. Так, по оценкам экспертов, мировой аэрокосмический рынок составляет сегодня около 4 трлн рублей. Доля аэрокосмического кластера Самарского региона составляет 0,95 % (для сравнения: доля кластера ASIS — 2,5 %, bavARIa — 7,4 %, общая доля ведущих аэрокосмических кластеров России — 5 %) [5].

Однако развитие аэрокосмического кластера Самарской области в ближайшей перспективе будет происходить в условиях обострения внешних рисков по отношению к экономике России в целом и экономике региона в частности. Этому способствуют замедление динамики роста российской экономики, дальнейшее усугубле-

ние конфликта России и ее ближайшего соседа Украины и США, что, безусловно, выльется в ухудшение условий заимствования на внешних рынках и ограничение взаимной торговли с рядом стран, которые присоединились к пакету санкций.

В настоящий момент государственная поддержка предприятий кластера аэрокосмической промышленности Самарского региона осуществляется в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 гг.», программы «Развитие инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013—2017 гг.» (следует отметить, что первоначально данная программа была рассчитана до 2015 г., однако 15 октября 2014 г. согласно распоряжению правительства Самарской области № 792-р в программу были внесены изменения, в результате чего горизонт планирования был расширен до 2017 г.), программы «Инновационное развитие машиностроительного комплекса Самарской области до 2020 г.», а также Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2030 г. (в Стратегии кластерному подходу отводится исключительная роль в развитии промышленного сектора). В них определены финансовые инструменты и перспективные направления развития отрасли. С учетом правил и норм ВТО, современного российского законодательства и возможностей региональных властей ходатайства перед Правительством РФ о принятии необходимых нормативно-правовых актов и административных решений определен перечень инструментов, т. е. механизмов которые применяются или могут быть применены в целях господдержки аэрокосмической промышленности. В зависимости от компетенции органов государственной власти предлагаемые инструменты имеют различия.

Перечень значимых мер государственной поддержки кластера авиационной промышленности, входящих в компетенции федеральных и региональных органов управления, представлен в таблице 5.

Таблица 5

Перечень значимых мер господдержки кластера авиационной промышленности, входящих в компетенции федеральных и региональных органов управления

Характеристика мер господдержки

Получаемый эффект

Разработка и внедрение механизма возвратного финансирования согласно принятым в международной практике критериям

Обеспечение доступа к финансированию при ограниченности предложения со стороны мировых рынков капитала, что обусловлено значительными объемами первоначальных вложений, длительностью сроков окупаемости, высокой рискованностью проектов авиастроения

Субсидирование процентных ставок по кредиту на покупку российской авиационной техники

Предоставление доступа к финансированию при ограниченности предложения со стороны мировых рынков капитала, что обусловлено значительными объектами первоначальных вложений, длительностью сроков окупаемости, высокой рискованностью проектов авиастроения

Отмена таможенных пошлин на оборудование и технологии, закупаемые за рубежом,при условии, что они значительно лучше российских аналогов

Предотвращение роста технологического отставания отечественных предприятий от ведущих мировых производителей

Разработка программы утилизации воздушных судов

Стимулирование обновления регионального авиапарка и поддержка производителей региональных воздушных судов

На региональном уровне предполагается принятие и исполнение следующих мер государственной поддержки:

— введение сниженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, для предприятий отрасли;

— поддержка экспортеров посредством деловых конференций, миссий, компенсаций затрат, связанных с производством и реализацией товаров, работ и услуг, предназначенных для экспорта;

— поддержка малого и среднего предпринимательства и передача части функций крупных предприятий кластера малым и средним предприятиям на аутсорсинг.

Реализация предложенных мероприятий позволит не только преодолевать барьеры глобальной конкуренции и экономические ограничения, но и с успехом реализовать существующий экспортный потенциал аэрокосмического кластера Самарской области и страны в целом, генерируя при этом необходимый поток миграции созданных технологий в неавиационные секторы промышленности.

В целях развития аэрокосмического кластера Самарской области привлекаются региональные инвестиции, а также осуществляется государственная поддержка (табл. 6).

Таблица 6

Финансирование аэрокосмического кластера Самарской области [5]

Объем финансирования за счет средств областного бюджета

2013 г. 234 865,47 тыс. руб.

2014 г. 178 730,7 тыс. руб.

2015 г. 218 460,7 тыс. руб.

ИТОГО : 63 2 056,87 тыс . руб .

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета

2013 г. 421 504 тыс. руб.

2014 г. 567 869 тыс. руб.

2015 г. 601 073 тыс. руб.

ИТОГО: 1 590 446 тыс. руб.

Таким образом, объем финансирования за счет средств федерального бюджета на 39,7 % превышает региональные инвестиции.

Также согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 27 августа 2015 г. № 605 «Об утверждении перечня мероприятий, отобранных для софи-нансирования за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров» в перечень мероприятий, отобранных для инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области, вошли следующие [3]:

1) предоставление субсидий государственному автономному учреждению Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» на проведение мероприятий по реализации проектов развития кластера;

2) предоставление субсидий государственному автономному учреждению Самарской области «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» на финансовое обеспечение развития инжинирингового центра инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области, включая приобретение

имущества и оплату лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ (экземпляра программы для ЭВМ), на выполнение работ и оказание услуг организациям — участникам инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области по направлениям деятельности;

3) предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на осуществление уставной деятельности в части развития и финансового обеспечения деятельности инжинирингового центра инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области и выполнения работ и оказания услуг организациям — участникам инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области по направлениям деятельности.

Таким образом, правильно принятая политика поддержки кластеров — это действенный инструмент конкурентоспособности страны, инновационного потенциала, темпов экономического роста, а также важное условие обеспечения устойчивости и экономической независимости страны в условиях глобализации.

Библиографический список

1. Аэрокосмический кластер Самарской области. URL: http://www.investinsamara.ru/ samara_region/aerospace_cluster/ (дата обращения: 30.11.2015).

2. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Конкурентоспособность аэрокосмического кластера Самарской области в современном экономическом пространстве: барьеры развития и новые возможности // Концепт. 2015. Современные научные исследования. Вып. 3. ART 85775. URL: http://e-koncept.ru/2015/85775.htm. - ISSN 2304-120X.

3. Об утверждении перечня мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров: [приказ Министерства экономического развития РФ от 27 августа 2015 г. № 605]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71072216/.

4. Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: [постан. Прав-ва РФ от 06.03.13 № 188] // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1037.

5. Программа развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013-2017 гг.: [распоряж прав-ва Самарской области от 20 сентября 2013 г. № 630-р] // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW256;n=69048 (дата обращения: 30.11.2015).

6. Результаты реализации в 2014 г. программы развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области. URL: cluster.hse.ru/upload/ iblock/.../1923236f69f6503dbb3fbf450fa546d2 (дата обращения: 30.11.2015).

7. Рисин И.Е., Трещевский Ю.Н., Сотников С.М. Государственное регулирование экономики. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. 240 с.

8. Российская кластерная обсерватория. URL: http://cluster.hse.ru/clusters/ ?PAGEN_1=2 - (дата обращения: 30.11.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 г.: [приказ Минпромторга РФ от 23.04.2005 г. № 319] // Консультант Плюс: официальный сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144641/ (дата обращения: 30.11.2015).

10. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г. Стратегия социально-экономического развития: [распо-ряж. Прав-ва Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р]. URL: http://www.pfo.ru/ ?id=37359 (дата обращения: 30.11.2015).

References

1. Aerospace cluster of the Samara Region. Retrieved from: http://www.investinsamara.ru/ samara_region/aerospace_cluster/ (accessed 30.11.2015) [in Russian].

2. Guseva M.S., Amel'kina D.V. Competitiveness of an aerospace cluster of the Samara Region in modern economic space: barriers of development and new possibilities. Concept. 2015. Modern scientific research. Issue 3. ART 85775. Retrieved from: http://e-koncept.ru/ 2015/85775.htm . ISSN 2304-120X [in Russian].

3. Approval of the list of measures selected for co-financing at the expense of subsidies from the federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation on the implementation of complex investment projects on the development of innovative regional clusters. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated August 27, 2015 № 605. Retrieved from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71072216/ [in Russian].

4. On approval of rules of distribution and provision of subsidies from the federal budget to the budgets of subjects of the Russian Federation on the implementation of activities under the pilot program of innovative regional clusters. Government Decree dated 03.06.13, № 188. Collected legislation of the Russian Federation, 2013, no. 10, Article 1037 [in Russian].

5. The program of development of innovative territorial aerospace cluster in the Samara Region for 2013—2017: Government Decree of the Samara Region dated September 20, 2013, № 630-p. Official site of the company «Consultant Plus». Retrieved from: http://base.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW256;n=69048 (accessed 30.11.2015) [in Russian].

6. The results of implementation in 2014 of the program of development of innovative regional aerospace cluster of the Samara Region. 22.12.2014. Retrieved from: cluster.hse.ru/ upload/iblock/.../1923236f69f6503dbb3fbf450fa546d2 (accessed 30.11.2015) [in Russian].

7. Risin I.E., Treshchevsky Yu.N., Sotnikov S.M. State regulation of economics. Voronezh, Izdatel'stvo Voronezh. gos. un-ta, 2003, 240 p. [in Russian].

8. Russian cluster observatory. Retrieved from: http://cluster.hse.ru/clusters/?PAGEN_1=2 — (accessed 30.11.2015) [in Russian].

9. The development strategy of the aviation industry for the period up to 2015: Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation dated 23.04.2005 № 319. Official site of the company «Consultant Plus». Retrieved from: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_144641/ (accessed 30.11.2015) [in Russian].

10. Strategy for socioeconomic development of the Volga Federal District for the period until 2020. Strategy of socioeconomic development. Order of the Government of the Russian Federation dated 07.02.2011 № 165-p. Retrieved from: http://www.pfo.ru/?id=37359 (accessed 30.11.2015) [in Russian].

A.V. Yuklasova*

TO THE QUESTION OF THE STATE SUPPORT OF DEVELOPMENT OF AEROSPACE CLUSTER**

In the article the peculiarities of state support of development of aerospace cluster are viewed. Innovative territorial aerospace cluster is analyzed. Peculiarities of state support and prospects of development of aerospace cluster of the Samara Region are singled out.

Key words, state support, cluster, innovative territorial cluster, aerospace cluster

Статья поступила в редакцию 12/IX/2015.

The article received 12/IX/2015.

* Yuklasova Anastasia Valerievna (yuklasova.anasta@mail.ru), Department of State and Municipal Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

** The work is carried out within the frameworks of the program to improve the competitiveness of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolev (National Research University)» among the world's leading research and education centers. Grant for research work on the topic: «Modeling and evaluation offactors and dynamics ofproduction indicators of structurally modernized industrial enterprises (on the example of aerospace cluster)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.