ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 336.715
ПРОМЫШЛЕННО-СЕЛИТЕБНЫЙ КЛАСТЕР -ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К «УМНОМУ ГОРОДУ»
Н.Н. КРУПИНА, доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления
E-mail: [email protected] Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета,
Пятигорск
Статья посвящена проблемам современной городской среды, так как существующие формы управления городскими и коммунальными службами себя практически исчерпали и не удовлетворяют современным требованиям. Проекты «умных городов» в Российской Федерации могут не только улучшить жизнь горожан, но и будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны в целом.
Цель исследования - выяснение условий формирования и успешного функционирования в составе индустриального города промышленно-селитебного кластера в качестве возможного инновационного инструмента в системе государственно-частного и социального партнерства.
В ходе изучения проблем современной городской среды применялись системный анализ, статистический и нормативный методы, эколого-экономичес-кая оценка урбанизированной среды.
Представлена характеристика элементов кластера, в том числе и с позиций «умных сред», проведено сравнение его сущностных признаков. Сделан вывод о том, что промышленно-селитебный кластер является частью индустриального города и имеет в качестве ядра территорию санитарно-защитной зоны, а устойчивость городской среды определяется маркировочной, барьерно-контактной, природоохранной, архитектурно-ландшафтной, мониторинговой и резервной функциями ядра.
Обозначены ключевые интересы предприятия, государства и местного сообщества в развитии
кластера. Сформулированы специфические принципы управления кластером.
Определен уровень коммерческого потенциала объектов озеленения и благоустройства территории ядра кластера.
Результаты работы могут использоваться в сферах городского, регионального и муниципального управления, при организации рационального природопользования и природоохранной деятельности промышленных предприятий, а также в учебно-методической и просветительской работе.
По итогам проведенного исследования автором обоснована и изложена кластерная инициатива как потенциальный инструмент формирования элементов ««умного города»; выявлены факторы кластеризации по критерию социо-эколого-эконо-мической устойчивости; сформулирован подход к организации взаимовыгодного партнерства в решении конфликтных социо-экологических проблем урбанизированной территории; показана возможность разработки механизма самоокупаемости части затрат некоммерческого характера в целях мотивации бизнеса к решению общественно значимых задач.
Ключевые слова: географический регион, «умный город», интеллектуальные системы, про-мышленно-селитебный кластер, ядро, региональная экономика, санитарно-защитная зона, маркировочная функция, барьерно-контактная функция, природоохранная функция, архитектурно-ландшафтная функция, мониторинговая функция
Рост привлекательности для населения, инвесторов, туристов
Эффективная социально-культурная сфера
В качестве инновационного подхода к комплексному решению проблем урбанизации активно обсуждается концепция «умного города» (интеллектуального, информационного, цифрового и т.д.). Обобщая известные трактовки, можно определить «умный город» (Smart citY) как урб анизированно е пространство, в котором применение интеллектуальных информационных инноваций обеспечивает экономичное и экологичное использование и развитие городских систем жизнедеятельности, высокое качество и безопасность жизни, бережливое ресурсопотребление и эффективное управление.
В основе функционирования города лежат «умные» среды (smartenvironments) - интеллектуальные электронные системы, способные получать и использовать информацию об окружающей реальности, а также приспосабливаться к нуждам пользователей для улучшения их взаимодействия с внешней средой [17]. Приоритетами для совмещения цифровых технологий и лучших практик сити-менеджмента являются энергетика, ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, инфраструктура (рис. 1).
В настоящее время реализовано более 200 проектов «умного города» (Берлин, Вена, Гонконг, Джазан, Копенгаген, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио, Торонто, Хушань и др.). Хороший пример -Барселона. При подготовке к Олимпиаде 1992 г. в городе было реализовано около 140 малых проектов, которые увеличили эффективность города при отсутствии его разрастания вширь [8]. В России отдельные «умные системы» оптимизации социальных коммуникаций, энергопотребеления и транспортных потоков реализованы в Москве, Сколково, Казани и некоторых других городах.
Появились и первые результаты функционирования «умных технологий», которые позволили:
- сократить потребление энергии до 30%;
- уменьшить потери воды до 15%;
Создание новых рабочих мест
Интеллектуальные здания, ЖКХ и
инженерная инфраструктура
Î
УМНЫЙ ГОРОД (SMART CITY)
Сотрудничество заинтересованных сторон
I
Оптимизация транспортных потоков
Рис. 1. Инфраструктура «умного города» (smart ску)
снизить время пребывания в пути и устранить задержки в движении транспорта на 20%;
- обеспечить долгосрочную социо-эколого-эко-номическую устойчивость за счет снижения техногенного загрязнения, повышения безопасности жизнедеятельности, позитивной динамики рынка труда, стремительного экономического роста за счет мультипликативного эффекта инвестиций.
Однако, по мнению автора, строительство «умных городов» (эталонных площадок) «с нуля» потребует большего времени и огромных денежных средств. В условиях катастрофического износа инфраструктуры старопромышленных городов нарастает потребность в альтернативном варианте -модернизации существующих городов, отдельных кварталов и инфраструктурных систем, внедрении «зеленых технологий». По оценкам экспертов [4, 8], системный подход властей к развитию «умных городов» отсутствует, реализуются только точечные решения. Для российских городов этот тренд остается красивой картинкой, мечтой или декоративным приемом в силу многочисленных ограничений, к которым можно отнести:
- недостаточную изученность вопроса;
- ограниченные бюджеты и полномочия;
- слабую развитость электронной промышленности;
- недостаточную безопасность и надежность «умных систем»;
- необходимость выработки единых стандартов для большого числа исполнителей;
- риск аварий и диверсий;
- технические и организационные сложности решения задачи для городских властей. Концепция «умного города» согласуется с
задачами реконструкции пространства и оптимизации ландшафтов старопромышленных городов на базе эколого-природного каркаса территории1, представляющего систему соединенных между собой природных (исторически сложившихся) и озелененных (искусственно созданных) территорий, которые функционируют в индивидуальном режиме природопользования и образуют пространственно организованную инфраструктуру. Она в свою очередь поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращает потерею биоразнообразия и деградацию ландшафта2.
Урбореконструкция как более приемлемая технология модернизации охватила не только исторические города Европы, но и мегаполисы России (Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Воронеж и др.). Главная ее цель - создание полноценной, комфортной и привлекательной среды как первоосновы высокого качества жизни, работоспособности, здоровья, активной гражданской позиции. Гармонизация среды достигается в процессе динамического равновесия между всеми составными элементами городской среды, обеспечивающего необходимую степень саморегуляции жизненного процесса3. Рациональным инструментом достижения устойчивой саморегуляции городского пространства и первым шагом на пути к «умному городу» может стать кластерный принцип управления особыми районами города, к которым следует отнести сопряженные промышленно-селитебные зоны.
Термин «кластер» в переводе с английского означает кисть, гроздь, пучок, скопление. Он ак-
1 Никитин А.В., Мингазова М.Н., Юпина Г.А. Проблемы формирования эколого-природного каркаса урбанизированных территорий (на примере г. Казани) // Известия КазГАСУ 2010. № 2. С. 88-96.
2 Садковская О.Е. Эко-кластеры как средство оптимизации городской среды (на примере малых и средних городов и районных центров сельских администраций юга России) // AMIT. 2011. № 4. С. 1-11.
3 Георгица И.М. Особенности конструирования экологичес-
кого каркаса крупных территорий // Ярославский педагогический вестник. Т. 111. 2011. № 1. С. 181-185.
тивно используется в технических, экономических и естественно-гуманитарных дисциплинах. Так, например, кластерный подход применил в своей теории конкуренции профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы М. Портер, показав, что «сконцентрированные географически и не жестко конкурирующие между собой взаимосвязанные фирмы могут стать достаточно мощной и активной производительной силой в глобальном экономическом пространстве» [16].
Принято выделять промышленный и региональный кластеры. Промышленный кластер строго не привязан к какой-либо области географического региона, имеет широкие границы, а входящие в него субъекты хозяйствования мотивированы к устойчивым кооперационным отношениям. Региональный кластер, как правило, формирует основу местной среды, объединяя промышленный и социальный капиталы конкретного региона, но фирмы в меньшей степени взаимозависимы, чем в промышленных кластерах.
Общий подход к кластеризации базируется на признании кластера эффективным образованием, способствующим синергии позитивных результатов, инициируемых инновационными процессами. При этом обосновываются приемы оптимизации урбанизированной среды на основе экологических кластеров, когда в любой городской микрорайон или квартал помещается новый планировочный элемент в качестве биологически активного ядра (биопруд, водоток, лагуна, луговина, опушка, тропинка)4. Экологический кластер имеет определенный хозяйственный и коммерческий потенциал.
Для определения условий формирования и успешного функционирования в составе индустриального города особых промышленно-селитеб-ных кластеров как возможного инновационного инструмента в системе государственно-частного и социального партнерства автором рассмотрен ряд аспектов, основным из которых являются:
- состав, структура, функции кластера;
- предпосылки формирования кластера;
- функции ядра кластера;
- чувствительность кластера к государственному
и социальному партнерству.
В рамках проведенного исследования приняты следующие определения.
4 Садковская О.Е. Эко-кластеры как средство оптимизации городской среды (на примере малых и средних городов и районных центров сельских администраций юга России) // AMIT, 2011. № 4. с. 1-11.
Промышленно-селитебный кластер - это
совокупность пространственно разграниченных функциональных зон города, имеющих развитую инфраструктуру, синергия взаимодействия (горизонтальных связей) которых обусловливает преобладание положительного влияния на динамику воспроизводства социо-эколого-экономических условий безопасности и комфортности урбанизированной среды над отрицательным влиянием производственно-хозяйственной деятельности.
В состав промышленно-селитебного кластера входят промышленная, санитарно-защитная и селитебная зоны (рис. 2). По иерархическому уровню он может быть местным (район города), городским (промышленный узел), региональным и межрегиональным (территориальный производственный комплекс).
Промышленная площадка - это территория размещения производственных объектов предприятия и связанных с ними коммунально-складских, транспортных и инженерных сооружений, включая воздухоохранные установки.
На площадке располагаются стационарные источники выбросов, из которых загрязненный газообразный поток («факел выброса») распространяется по направлению ветра и постепенно рассеивается в воздушной среде. Если за границей санитарно-защитной зоны концентрация примеси в любой точке селитебы будет равна или ниже предельно допустимой, то источник считается безопасным, а выброс допустимым. В противном случае происходит нарушение законодательства, при этом предприятие должно принимать меры, например устанавливать более прогрессивное пы-легазоочистное оборудование.
Центральное место в концепции умного города отведено предприятию будущего (factory of the future), основанному на принципах кооперации, бережливого производства, экологичности, новых социально-трудовых отношений, неотъемлемости управленческих, технологических и продуктовых инновациях. Акцент при этом делается на ресурсосбережении, оборотном водоснабжении, вторичном использовании отходов (рециклинге). В идеале стираются формальные границы между промышленной площадкой и поставщиками, между клиентами, потребителями и сотрудниками, между производством и обслуживанием. Отличительные черты «умного» производства проявляются в способности к «умному» действию и «умному»
реагированию за счет высококвалифицированной рабочей силы и компетентных специалистов, разумной автоматизации, непрерывного мониторинга, доступа объектов к необходимой информации, высокой интегрированности операционных активов, выявления внештатных ситуаций и приспособления к ним. Предприятия оптимизируют инфраструктуру путем уменьшения операционных издержек и повышения эффективности (даже на доли процентов), что обеспечивает добавление чистой прибыли.
Селитеба - территория размещения жилых кварталов, административных, спортивных, культурно-образовательных, торгово-развлекательных, лечебных, общественно-деловых, коммунальных объектов, улиц и путей внутригородского сообщения, озелененных зон рекреации. Эта часть города предназначена для непроизводственной деятельности большинства горожан, различных форм личного и семейного отдыха, воспитания детей, лечения, оздоровления.
Селитеба занимает в среднем 50-60% территории города, а ее организация направлена на создание максимально благоприятных условий для удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения и минимизацию затрат времени на пространственную доступность социальных объектов. В селитебе отмечается высокий уровень экологической обеспокоенности горожан.
Безопасность «умного города» охватывает:
- оснащение домохозяйств и критически важных объектов городской инфраструктуры камерами наблюдения, датчиками удаленного контроля и управления;
- организацию безопасного транспортного движения, удобного городского пространства;
- информационную безопасность;
- безопасность жилища и бизнеса;
- экологическую безопасность. Объединение технической и гуманитарной
составляющих становится основным вектором решения всего комплекса задач по обеспечению городской безопасности.
Наиболее привлекательный тренд «умного микрорайона» - возвращающие к «человеческому масштабу», создание мотивов для жизни в публичном пространстве с помощью многообразных «третьих мест», т.е. переходов от частного первого (жилья) и публичного второго (работа) пространства5. Электронная ар-
5 Ганин О.Б., Ганин И.О. «Умный город»: перспективы и тенденции развития // Искусство управления, 2014. № 1. С. 124-135.
О ffl
я ю л о
о я
Ü 2 Ï л о ^
с 5
О
К О
Й
Л -
^ X
н я и Я ^ о ^ Я ^ Я 3
/ =§ ¡S ¡2
; _а а. и
; И tfl
w » о ж ^.Ч яию «Н «О иИ s о
* ~ а я
-с -
я s I
ü I
й SX
X О
о
U И ^ й
cz и
н ^ и О
я
^ s
пп !"Ч
t* л
я и
я °
* О
ч 3
О s
2 ^
я ц
s m
« Е СМ <
й
^ b
зЯ Ь
О й
ш fr
О й
о. в
н S
m н
о 3 H ^
Я ü
f
=Я о
2 о
° н ^ ей
й
О Й
Й и
* 5 2 « л о
я „
н о
^ о
С Я
й is
â 3 а
о я
Я U
н я sx
О i-Q
Я ь
о и
IB 2 й
H О
Й £
^
а
н
0
1
SX
о
Л
кЗ я
3 я
13 й
ü о и
0
г
1
й
X
s
13 о
15 §
я и
О 2
и Ч
Ü й
У я
Q sx
& ь
о й
н я X
a g- 3
IB ^ ~
! 8 5 £ о й n
^ » S » ou о u S CUtntl X Л хнрц
Я О H
о
s я
о
о
й а
о к
ю и
Е -
0 к
1
и
4 =
х
5
о
6
х я H о о О
■-J
S 0.
хитектура, представленная «интеллектуальными» зданиями, домами, автомобилями, парковками, фонарными столбами, системами ночного видения, управления распределением электроэнергии, воды и газа, дополняется специальными креативными пространствами - районами дизайна и искусства, интернет-кафе, картинными галереями, библиотеками, спортивными центрами, историческими пешеходными кварталами, велодорожками в рекреационных зонах. Активное участие граждан в жизни города и управления им с использованием интеллектуальных и информационных систем становится движущей силой поступательного развития.
Санитарно-за-щитная зона - это территория, отделяющая предприятие от жилой застройки, ландшафтно-рекре-ационной зоны или зоны отдыха и защищающая население от вредных промышленных выбросов и физических воздействий. Функционирует зона в особом ограничительном режиме землепользования и служит
планировочным барьером, на границе которого достигаются санитарно-гигиенические нормы по содержанию загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы и уровню физического воздействия (шумов, вибрации, инфразвука, электромагнитного, теплового, ионизирующего излучения, статистического электричества). Размер такой зоны как отечественной природоохранной нормы6 определяется на основе расчета рассеивания загрязнений в приземном слое атмосферы, а также уточняется, согласуется и устанавливается по результатам натурных измерений и наблюдений.
По мнению автора, промышленно-селитебный кластер соответствует и фундаментальным принципам формирования кластеров, и принципам организации «умного пространства». Им присущи следующие черты:
- общность интересов (воспроизводство естественной среды жизнедеятельности);
- концентрация (пространственная сопряженность объектов);
- взаимодействие (набор формальных и неформальных отношений).
Среда жизнедеятельности формируется в результате интеграции процессов, протекающих в сопряженных элементах кластера, например процесс распространения и ассимиляции токсикантов в едином биосферном пространстве. Функционирование кластера происходит в активном взаимодействии с экологической, социально-культурной, экономической, инновационной и институциональной средами, поэтому его можно рассматривать как своеобразную форму самоорганизации города и воспроизводства эффективной деятельности в допустимых границах техногенного воздействия. Выделение кластера нацелено на оценку факторов, учет особенностей и закономерностей развития территории через поддержание экологической устойчивости отдельных ее зон.
Устойчивое развитие индустриального города во многом зависит от экологического состояния промышленно-селитебного кластера:
- во-первых, по причине трансграничного переноса вещества энергии и информации воздушными потоками;
6 О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1. 1.1200-
03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74
- во-вторых, вследствие перекрывания зон загрязнения от пространственно отдаленных кластеров;
- в-третьих, в результате негативного изменения фоновой концентрации загрязняющих веществ под влиянием транспорта.
Научный анализ свидетельствует, что управление микрорайонами города как разрозненными участками различного иерархического и функционального статуса в общей планировочной структуре населенного пункта не отвечает современным требованиям сохранения социо-эколого-экономической устойчивости урбанизированной территории.
Мотивы создания кластера проявляются в единстве экологической и промышленной политики, в необходимости объединения усилий в сдерживании процессов деградации биосферы и повышения комфортности городского пространства. Кластер, по мнению автора, может служить эффективным инструментом согласования противоречивых (в отдельных случаях даже конфликтных) частных и коллективных интересов. С одной стороны, промышленные территории являются причиной концентрации населения, базой региональной экономики, носителями активов, создающих общественный продукт, и фактором насыщения товарами и услугами потребительского рынка, обеспечения занятости, налоговых поступлений и формированием средств для развития территориальной инфраструктуры. С другой стороны, урбанизация, основанная на индустриализации, увеличивает силу антропогенного воздействия, приводит к деградации природных ландшафтов, масштабной интоксикации окружающей среды в результате трансграничного переноса и миграции загрязняющих веществ. Значительное ухудшение экологической обстановки провоцирует в мегаполисах рост заболеваемости и смертности, социальную напряженность и дискомфорт. В целом высокие производственно-экономические параметры развития не координируют со сравнительно низкими социальными, медицинскими и экологическими показателями.
Структурообразующим ядром промышленно-селитебного кластера является барьерная территория, формальная граница предприятия. Большинство исследователей (например, И.М. Георгица7) относят санитарно-защитную зону к буферным учас-
7 Георгица И.М. Особенности конструирования экологического каркаса крупных территорий // Ярославский педагогический вестник. Т. 111. 2011. № 1. С. 181-185.
ткам природного каркаса территории. Их назначение состоит в предотвращении либо минимизации внешних влияний на национальную экологическую сеть, на обеспечение дополнительной устойчивости за счет определенных видов ухода за ландшафтом или снятия некоторых аспектов антропогенного воздействия. Так, бульвар шириной 70 м при рядовой посадке деревьев и кустарников снижает уровень загрязнения воздуха на 15-20%, а многорядная посадка - на 25-30% [3]. В городах России успешно реализуются программы создания единой системы озелененных территорий в урбоэкосистемах.
Ядро кластера может значительно улучшать микроклимат городской среды за счет:
- улучшения качества воздуха по составу компонентов;
- усиления санитарно-защитной функции озеленения подбором пород растений и рациональной планировкой посадок (фильтрующие, изолирующие, смешанные);
- увязки зеленых насаждений санитарно-за-щитной зоны в единую систему городского, ландшафтного и рекреационного озеленения;
- увеличения площадей озеленения;
- улучшения показателей душевого озеленения;
- насыщения территории высокотехнологичными социально значимыми элементами благоустройства, функционирующими по принципу окупаемости затрат;
- мониторинга состояния городской среды, в том числе средствами биоиндикации.
По аналогии с функциями географических границ природно-технических геосистем8 обоснуем функции ядра, которые задают вектор развития кластера и определяют устойчивость городской среды.
Назначение маркировочной функции проявляется, во-первых, в обособлении территории промышленной площадки от жилых кварталов. Во-вторых, размер границ санитарно-защитной зоны служит информационным сигналом о степени опасности предприятия: чем дальше от источника эта линия, тем выше степень техногенного воздействия на окружающую среду. Граница санитарно-защитной зоны - это линия градостроительного регулирования, наносимая на генеральный план города, и схемы территориального планирования в
8 Бакарасов В.А. Функции границ при геоэкологическом проектировании природно-технических геосистем // Природные ресурсы. 1997. № 2. С. 109-113.
виде так называемой красной линии. Границы могут быть четкими, размытыми, изолированными или перекрывающимися. При определенных условиях они могут быть изменены в сторону увеличения или сокращения. Изучив динамику границ за определенный период, можно сделать важные выводы о тенденциях производственной безопасности.
Эффективность барьерно-контактной функции оценивается по уровню и общей площади озеленения, биологическому виду, продуктивности, устойчивости к токсикантам, фильтрующей способности, продолжительности вегетационного периода, возрасту зеленых насаждений. Озелененные участки санитарно-защитной зоны первыми принимают на себя электромагнитные, ионизирующие, акустические, загрязненные и запыленные воздушные потоки, аккумулируют примеси (от 20 до 60%), сдерживают ветровую нагрузку и избыточную солнечную радиацию, существенно сокращая интенсивность негативного техногенного воздействия на прилегающие жилые кварталы. Травяные газоны снижают интенсивность пылеобразования, не мешают обозревать архитектуру сооружений, способствуют выявлению художественных и эстетических качеств застройки. Важную роль играют подбор специальных насаждений и тип посадки (фильтрующие, изолирующие, одно- и многорядные).
Граница санитарной зоны не только разделяет, но и соединяет промплощадку и селитебу, выполняя роль своеобразного коридора, в котором задерживаются потоки пыли и копоти, ослабляются нагрузки электромагнитного излучения ветра и шума, избыточной радиации. Контактная составляющая проявляется в пространстве перехода санитарно-защитной зоны в селитебную.
Разделительная и соединительная функции диалектически взаимосвязаны, так как границы формально отделяют соседние функциональные участки города, но тем самым и объединяют их. Считается, что таким образом происходят оптимизация потоковых процессов и сбалансированность обмена веществами, энергией и информацией.
Рассматривая природоохранную функцию, можно констатировать, что, во-первых, по своей природе озелененные участки санитарно-защитной зоны являются частью природоохранных мероприятий, технологией «конца трубы», естественными «зелеными фильтрами». Согласно санитарному законодательству такая зона организуется в том
случае, если после проведения всех прогрессивных технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию выбросов, ограничению распространения техногенных физических факторов не удается достичь нормативных величин воздействия. Санитарно-защитная зона - это важная функциональная единица, которая должна активно влиять на процесс воздуоохраны.
Во-вторых, в границах защитной зоны сведена к минимуму хозяйственная деятельность, а подбор и посадка зеленых насаждений (деревьев, кустарников, травянистой растительности, цветов) увязаны в единую сетку экологических связей местного ландшафта, рекреационного озеленения и архитектурно-планировочной структуры города.
В-третьих, обеспечиваются грамотная планировочная структура и подбор растений с учетом конфигурации, рельефа территории, направления ветра и мощности источника выброса. На ближнем к источнику участке формируют полосы из сильно устойчивых растений по изолирующему или фильтрующему типу, далее допускается высаживать средне- и даже слабо устойчивые виды.
Статус санитарно-защитной зоны раскрывают Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации и другие нормативные акты.
Архитектурно-ландшафтная функция неотделима от существующего архитектурного решения городской среды, а также состояния природного ландшафта. Озеленение усиливает выразительность застройки, а размер, цвет и форма кроны позволяют создавать определенные пейзажные композиции вокруг цехов и административных зданий и декорировать глухие стены, заборы, старые постройки. Удачные приемы благоустройства (тротуары, ограждения, лестницы, скамейки, павильоны, беседки, фонари) и разнообразные малые архитектурные формы (фонтаны, памятники, скульптуры) выполняют декоративные и эстетические функции, способствуют гармонизации городской среды.
Помимо высадки защитных полос зеленых насаждений необходимо также озеленять в соответствии с правилами ландшафтного дизайна прицеховые участки, места отдыха работающих и участки, непосредственно прилегающие к жилым кварталам. Граница защитной санитарной зоны -участок перехода защитных насаждений в сферу городского озеленения, связующее звено, экологический коридор, что предопределяет обязательный учет ландшафтной организации пространства.
Мониторинговая функция - это комплексное эколого-медицинское наблюдение, контроль и оценка состояния городской среды в соответствии с выделенными для каждой компоненты промыш-ленно-селитебного кластера базовыми параметрами, прогнозирование динамики экологической ситуации и обоснование предупреждающих мер. В настоящее врем более 1/3 городского населения проживают в условиях среды, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам [1], в соответствии с которыми существуют пять степеней неблагополучия экологической ситуации в городе:
- относительно удовлетворительная - санитарно-гигиеническое положение соответствует установленным нормативам;
- напряженная - снижение продуктивности природных ресурсов и изменение режима самовосстановления природных систем;
- предкризисная - значительное ухудшение состояния среды жизнедеятельности;
- кризисная - резкое ухудшение здоровья населения, проявляющееся в нарушениях основных функций организма человека, резком росте заболеваемости;
- катастрофическая - серьезная опасность для жизни людей и воспроизводства будущих поколений.
В «умном городе» сеть интеллектуальных сенсорных узлов обеспечивает измерение множества параметров окружающей среды, и граждане могут контролировать концентрацию загрязнения, получая автоматические сигналы тревоги [4, 17]. Посты контроля размещаются на промплощадке, внутри и на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами в жилом массиве. Если селитеба будет подвержена разрушающему техногенному влиянию, то первые проявления трансформации будут обнаружены уже на ее границе с санитарной зоной, где биологические элементы наиболее чувствительны. Кроме того, должен быть задействован контроль за условиями труда, динамикой профессиональных заболеваний и производственного травматизма в целях своевременного предупреждения критических ситуаций, представляющих опасность для горожан. На основе данных мониторинга можно получить обобщенные оценки состояния урбанизированной территории, которые помогут выявить кризисные ситуации, критические факторы воздействия и наиболее подверженные воздействию участки селитебы, находящиеся в режимы высоких техногенных нагрузок.
Резервная функция представляет собой потенциальную возможность служить территориальным резервом и градостроительным ресурсом. Размер са-нитарно-защитной зоны может трансформироваться в результате диверсификации производства и изменения категории техногенной опасности, поэтому часто эта территория рассматривается как резерв для расширения производственного или жилищного строительства. По мнению О.В. Железновой, «сокращение размеров и утверждение границ санитарно-защитной зоны могут стать способом выявления скрытых, но не потерянных для города территориальных ресурсов» [9]. Решение об использовании территорий, высвобождаемых при сокращении размеров санитарной зоны (при наличии обязательного санитарно-эпидемиологического заключения) принимают органы власти. Согласно ст. 87 Земельного кодекса РФ9 в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, порядок землепользования определяет Правительство РФ. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ10 соблюдение ограничительного режима санитарно-защитной зоны регулируется в рамках территориального планирования.
Процессы управления качеством городской среды должны базироваться на основе соблюдения принципов устойчивого развития, к которым, по мнению автора, можно отнести следующие:
1. Принцип предупреждения - предполагает, что проектирование и бюджетирование санитарной зоны проводятся с учетом всех аспектов производственного и рекреационного использования территории, необходимости ее благоустройства через развитие социально значимых инфраструктурных элементов. Неэффективная природоохранная деятельность увеличивает объем накапливаемого социо-экологического ущерба («экологического следа»), возмещение которого в конечном итоге происходит за счет бюджетных ресурсов.
Формирование системы устойчивых, эстетически привлекательных, благоустроенных территорий, обладающих санитарно-защитными свойствами, способствует поступательному экологическому улучшению. При сильной загазованности территории промплощадки (более 6 ПДК11) «зеленые
9 Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3.
10 Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.04.2004 № 190-ФЗ.
11 ПДК - предельно допустимые концентрации вредных
веществ в воздухе рабочей зоны - концентрации, которые при
фильтры» защитной зоны не могут выполнять свои функции, поэтому решение проблемы снижения аэротехногенного воздействия заключается в модернизации газопылеулавливающего оборудования, функционирующего непосредственно на территории промплощадки. Проектирование и бюджетирование такой зоны должны проводиться с учетом всех аспектов производственного и рекреационного использования территории.
2. Принцип вовлечения заинтересованных партнеров - учитывает, что действующее законодательство предусматривает возможность формирования единой санитарно-защитной зоны группы предприятий (промышленного узла), что способствует интеграции мультипликативного и синергетического эффектов озеленения и благоустройства барьерной территории. Расширение границ промышленно-се-литебного кластера предполагает больший уровень открытости информации и обязательное участие общественности в принятии градостроительных решений.
3. Принцип функциональной развитости ядра промышленно-селитебного кластера (санитарно-защитной зоны) - определяет, что поступательное развитие промышленно-селитебного кластера осуществляется через мобилизацию потенциала са-нитарно-защитной зоны, обеспечение жизнеспособного состояния и устойчивого воспроизводства зеленых насаждений, реабилитацию и реконструкцию нарушенных участков. Предполагается проведение инвентаризации, создание реестра и мониторинг состояния зеленых насаждений, более эффективное управление ими как объектами основных средств12. Полноценные защитные свойства определяются специальным сочетанием многочисленных характеристик растений (размер, биоустойчивость, эффективность поглощения веществ, быстрота роста, прозрачность кроны, почвенные условия и т.п.). Санитарно-защитная зона имеет подзоны, для каждой из них требуется подбор индивидуальной конструкции полос и посадок, видового состава
ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.005-76).
12 Крупина Н.Н. Актуальные вопросы управления проблемными «зелеными» активами предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 1. С. 2-9.
насаждений в зависимости от характера загрязнений и условий их рассеивания. Инновационный характер развития кластера проявляется именно в организации мероприятий по озеленению и благоустройству территории с активным использованием интеллектуальных систем.
4. Принцип сочетания публичных и частных интересов - предполагает сочетание норм, обеспечивающих комплексное формирование качественной среды жизнедеятельности общества, открытость информации и участие общественности в принятии решений, а также реализацию конституционного принципа свободы и эффективности экономической деятельности частных хозяйствующих субъектов в условиях рынка.
5. Принцип непрерывности контроля - подразумевает, что объекты озеленения в урбанизированном пространстве изнашиваются, стареют и теряют свои функциональные свойства гораздо быстрее, чем в естественной среде. Рационализация затрат на их воспроизводство осуществляется на базе эффективного контроля и мониторинга, включая биоиндикацию.
Большинство исследователей характеризуют несколько ключевых признаков кластера, что позволяет на основе накопленных знаний определить и сопоставить характерные признаки промышленно-селитебного кластера (рис. 3).
Организация эффективных промышленно-селитебных кластеров должна быть отнесена к наиболее востребованным задачам городского управления [3], о чем справедливо писал еще Аристотель: «Правильную распланировку не следует придавать всему городу, а лишь отдельным частям и местам, что будет хорошо в смысле безопасности и красоты»13.
Выявлено, что в старопромышленных городах барьерные территории не дают полноценного защитного эффекта, а часто даже создают пространственные трудности. Причины - формальное обозначение барьерной зоны без должного контроля за ее режимом и неопределение зоны ответственности за озеленение и благоустройство14, высокий физический и моральный износ зеленых насажде-
13 Аристотель. Политика: соч. в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 376-644.
14 Подколзин М.М. Этапы формирования системы озелененных территорий в условиях техногенной нагрузки // Вестник государственного Волгоградского университета. 2012. № 4/5.
С. 60-65.
ний и сокращение площади озеленения15, взаимное перекрывание и интеграция в жилые массивы зон рассеивания загрязнений [14], вторжение транспорта и чужеродных объектов в исторический облик города [20].
Динамичное антропогенное изменение городского пространства входит в конфликт с социальными запросами населения и потребностями в комфортной среде. Пассивность предприятий в осуществлении природоохранных мероприятий нарушает ключевой принцип устойчивого развития: воспроизводство жизнедеятельности может происходить только в «жестких границах основных социальных и экологических нормативов» и ограничиваться возможностями ассимиляционного потенциала территории [5].
Установление, планировка, озеленение и благоустройство индивидуальной санитарно-защитной зоны, как правило, осуществляются силами и за счет собственных ресурсов предприятия без привлечения средств регионального или местного бюджета. В условиях конкуренции субъекты хозяйствования в одиночку не в состоянии преодолеть провалов рынка и самостоятельно обеспечить соблюдение нормативных требований к планировочной организации, озеленению и благоустройству санитарной зоны. Недостаток собственных средств, высокая стоимость инноваций, некоммерческий характер осваиваемых активов, риски, длительные сроки окупаемости «зеленых инвестиций», отсутствие должной нормативной правовой базы в части прав на землю (территорию зоны) и квотирования выбросов не мотивируют предприятия к инициативной «модификации городского пространства».
Органы власти могут инициировать установление единой санитарно-защитной зоны для промышленного узла и, следовательно, могут взять на себя функции координатора организации промышленно-селитебного кластера, поручив разработку программы муниципальному комитету по природопользованию. Известна практика достижения рыночного компромисса по принципу «выиграл - выиграл» («равновесие Нэша») [6],
15 Кулакова С.А. Оценка состояния зеленых насаждений города // Географический вестник. Экология и природопользование. 2012. № 4. С. 59-66.
Адоньева Т.Б., ИвановаЕ.М., Калюжная Л.А. Зеленые насаждения города Воронежа: современное состояние, проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. 2001. № 1. С. 136-139.
§3 15
О
"О
ш
ш
>
о о
Промышленно-территориальный (традиционный)
Промышленно-селитебный (предлагаемый автором)
Географическая близость объектов кластера
Определяется размером территории и расстоянием, на котором происходят деловые коммуникации
Определяется генеральным планом города и позицией административного образования в составе городского района (промышленного узла)
1=1 ■та о о»
С1>
1=1
о
г
о
я
"-и
С1>
В
С1> ¡Я
г м
Направленность взаимодействия
Производство и реализация блага, создание функциональной и социальной полезности, увеличение рыночной стоимости
Воспроизводство и поддержание должного качества среды жизнедеятельности, создание социо-экологической полезности
СО ОТ I
К)
о сл
Наличие производственной цепочки, обеспечивающей устойчивость кластера
Поставщики, деловые партнеры, посредники —» производители и обслуживающие структуры —» потребители. Доминирование взаимовыгодных коммерческих связей, обязательность конкуренции
Руководство предприятия, ответственное за выбор технологий, уровень эмиссии и соблюдение нормативов —» разработчик проекта санитарно-защитной зоны —» горожане. Доминирование санитарно-гигиенических и экологических нормативов деятельности
Наличие структурообразующееА ядра и институтов развития
Одна или несколько крупных фирм-лидеров, определяющих структуру кластера, органы власти, институциональная среда
Эффективные активы санитарно-защитной зоны в координации с природоохранными технологиями, государственно-частным партнерством, механизм фискального стимулирования
К)
СО
о
ш
о. -
ш о
о" со
73
гп
сг> о
о О
Инновационна^ направленность
Кластеры способны использовать свою инфраструктуру для генерации, распространения и внедрения инноваций
Технологические и управленческие инновации нацелены на минимизацию воздействия и самоокупаемость активов
Конкуренция Сотрудничество
Конкуренция и сотрудничество - это основные формы успешных межфирменных взаимоотношений внутри кластера и стимулирования инноваций. Максимизация выгод в краткосрочном периоде, долгосрочная устойчивость связей
Социо-эколого-экономический конфликт, вызванный провалами рынка. Потребность общества в устойчивом воспроизводстве естественных условий жизни и природно-ресурсного потенциала для нынешних и будущих поколений
Достижение критической массы»
Критическая масса объема производства (участников кластера) - это обязательное условие получения выгод и эффектов от создания, функционирования и развития _кластера_
Естественная обусловленность эколого-биологических процессов как основы жизни, объективность развития техногенного риска до критического или _катастрофического уровня_
Рис. 3. Сравнение сущностных признаков кластера
"-и
1-е о
6*3
С1> сп С1> 5»
СГ5
о
О
СО
о 13
когда отношения партнерства развиваются таким образом, что выгоды одного участника не означают потери другого. На пути к «умному городу» обозначим базовые интересы сторон в качестве основы партнерства:
- предприятие получает комплекс фискальных превенций в целях минимизации потерь прибыли и формирования целевого фонда (льготные кредиты, ускоренная амортизация зеленых насаждений, отмена налога на имущество в части земельного отвода под санитарно-защитные зоны и прогрессивные газоочистные установки с коэффициентом очистки не менее 98%, доступность социальной рекламы в СМИ, лизинг природоохранного оборудования, госзаказ на экологически чистую продукцию и др.);
- государство сокращает бюджетные расходы на преодоление внешних эффектов, повышает уровень правовой дисциплины в части экологической безопасности, наращивает позитивное общественное мнение и уровень лояльности населения к местной власти;
- местное сообщество (горожане) получает возможность жить и трудиться в благоприятной среде, где соблюдаются пределы допустимых антропогенных нагрузок. Степень опасности загрязнения воздуха служит надежным индикатором комплекса факторов городской среды, определяющих ожидаемый уровень здоровья населения. Общественность должна активнее подключаться к решению экологических и других социальных проблем города [12]. Промышленно-селитебный кластер может
способствовать развитию моделей совместных действий при активном участии общественности, администрации регионов и муниципальных образований с учетом географических особенностей и отраслевой специализации предприятий. Это крайне важно в части разработки механизма финансирования наиболее значимых затрат на создание самого кластера, на развитие и поддержание инфраструктуры, на разработку и реализацию отдельных проектов и программ. По мнению автора, денежный фонд должен объединять средства предприятия (группы предприятий), бюджетные и внебюджетные ресурсы, спонсорские вложения, пожертвования граждан.
Совместная работа возможна в рамках проектов государственно-частного партнерства или, например, в рамках функционирования рынка квот на
загрязнение окружающей среды [7], что открывает возможность эффективным природопользователям реализовать право на потребление природных условий (ассимиляционного ресурса) [15].
В процессе исследования организационно-экономических условий регионального развития и последствий урбанизации [11, 13, 18] определяют, что устойчивое движение означает одномоментные качественные изменения экономической, социальной и экологической подсистем в результате образования различных видов долгосрочных связей и применения инновационных форм, в числе которых называют и кластеры.
Приоритетные направления конструктивного взаимодействия и партнерства должны быть сосредоточены в мерах стимулирования рационального природопользования при четком разграничении компетенций партнеров, а также на применении комплексной экологической оценки городов и урбанизированных территорий [10], новой философии урбанизации [2] и концепции востребованности социального инвестирования [19].
Схема распределения основных возможных полномочий и согласования интересов партнеров приведена на рис. 4.
Объективно воздухоохранные активы, расположенные на промплощадке, «зеленые» активы санитарно-защитных зон должны эффективно воспроизводиться при условии приемлемой сбалансированности эксплуатационных расходов и возможных коммерческих доходов. Применительно к промышленно-селитебному кластеру рационализация бюджета должна выстраиваться по принципу самоокупаемости определенных элементов благоустройства санитарных зон. Убыток, обусловленный высокой затратностью инновационных технологий модернизации систем озеленения промышленных территорий, должен максимально возмещаться из предпринимательской прибыли, генерируемой непрофильными хозяйственными операциями с привлечением объектов благоустройства на правовых основаниях.
Оценка коммерческого потенциала основных активов промышленно-селитебного кластера приведена на рис. 5.
В идеальных условиях предприятие идентифицирует и активизирует такие операции обслуживания и целевого использования имущественной базы санитарно-защитной зоны, в которых объекты социально востребованы, регулярно повторяются и
Рис. 4. Схема возможных отношений партнерства в промышленно-селитебном кластере
генерируют сбалансированные денежные потоки (текущие расходы, амортизационные отчисления, платежи за услуги, арендная плата). К таковым имущественным элементам и непроизводственным объектам следует отнести автостоянки, Экологические («зеленые») парковки, складские помещения, торговые павильоны, биотуалеты, небольшие оснащенные участки для установки банкоматов, терминалов оплаты, рекламных табло. В условиях урбанизированной территории эти активы имеют
определенный коммерческий потенциал, способный при высокопрофессиональном управлении возмещать часть эксплуатационных издержек по всей инфраструктуре санитарной зоны. Главная задача при этом состоит в эффективном отборе и практическом осуществлении наиболее привлекательных комбинаций «озеленение - благоустройство», характеризующихся высоким уровнем сбалансированности притоков и оттоков денежных средств.
и
H
о
а
о и
Т &
и
о «
о
H о
и й H
о
g
и
о а
в
л s о
M «
о s
H
s
в
ев
н
ев о
а
О H
5
6
&
и
H H
и
о (в о О
n 2 Л h IÎ
о m О S
e о s о h s
e О n
о S «
R О и «
Л 11
и M <D n Ч л IS h CJ
и (J S iS и
a S о ш а
n Ц>
W г
О Ю
IP s
о ,
о Г) CJ
'is о <1>
•s 3 S ■e
« № S2 <N о
<и 1 <N
E a S t« ю о <D <D ч <D <D 4
я о о
У и ю ю
1
s ¡f
ci «
8 У
s и
Ü S 2
S
та m
О S
il 3 s
« Œ О H
a s s ®
2 « S °
Й &
2 s
и ° о «
§ л
¡5 5
s л
F
?!
Ин "
S Л
и и
й <3
s о а а t-
2
<D
S s
0
1
ш s
Ë
<D
Ю
о
È? JS
й о
2 M
Л
a о h
S
§ Ö
£ о О «
S a
5 <D
a 5 e 0
ч «
<D О
6 5
'й s g -e
<D О
я a
©
Рч *
I
<N <N И
О
О g
и S
& I
s s и о ^ о «
s s ш
h u H
2 I &
S3 H
U £
<D
4
h «
° (H
о g
о ж
« ^
s ' h
h
о S m о
H в
il ©
и PL
Ë *
Й Hr
S ж
a t
О
« h'
S о
§
8 si
e e
S °
s ч
5 о
« h
О <D
И ^
F о
Sis
I
ë о S
£ и
<D
я
«
u h
Л h S T
<D
И
4
5
y
s
4
Ю
s a a
со
5 4 о h <D
И
h O
<D
I?
&
О
<D
S
ш О
«
о « _
S g ч a
л
И н ^ й ^ я о S H ® § S
X
M 1
g ю 3 2
s £
о M
e «
§ о и
«
о
W О л
S" Рч
я й , J
S M
^ У
S &
н <и
S н
я о
И §
2 w
<D S ЧО
a S in
Is « ö
И S (N
« с
h w О « Ч о
<D
S2
A Q о ю
о
Я « С?
«s >
л
я §
в
о S
<D
И
s 2 S 5
« О П о a <D
ияя
a -е
ч в 00 S
=5
w о
« о
Si 13
^ SI
а «
<э
S w
о
В
S ч
е я
¡з «
^ Î2
Ô a
<D
<D
3
3 о
Г «
ю
« 2
о н
S ¡5
t« S
UD g
Ü §
л <D
И О
и
^ «
J ё
С О
ш о
ю
(D
a g н о о « ю
и
CJ д
ч" <D 1
h
» I
a "
<э ^
Н О
s 3
« и
л л
Э *
S <D
S *
s S
Л
g
S ce
л л л p
^
H Ю О u
J3
m о
S
<u tfl ID О
0 &
tu
1 Л H
m
га 3
Ü ^ Я О
К m Sä «
О
h О
К «
В a
w I
t^ о
SX к
^ is
О й
trf IS
S 0-
Успех модели самоокупаемости будет зависеть от решения первоочередных задач, основными из которых являются:
нормативное правовое обеспечение хозяйственных операций в промыш-ленно-селитебном кластере;
четкая регламентация порядка инвентаризации, ведения реестра и картографирования территории кластера и его ядра (сани-тарно-защитной зоны) с указанием данных об активах;
организация контроля за соответствием состояния активов требованиям законодательства, оперативным выявлением отклонений и обеспечением адекватного управленческого воздействия; проведением политики, ориентированной на минимизацию эксплуатационных затрат и рационализацию природоохранного бюджета, а также обеспечивающей финансовую отдачу определенной части объектов благоустройства территории в краткосрочном периоде и в перспективе получение выгоды в форме гудвилла и приращения нематериальных активов;
открытость и гласность, привлечение общественности к выработке программ.
Концепция «умного города» ориентирует не только на эффективное развитие территории, создание комфортной, безопасной среды, но и
создает условия для гармоничного и слаженного взаимодействия граждан. В настоящее время соответствующие технологии находятся на раннем этапе своего жизненного цикла, практическая реализация кластерной инициативы может приблизить «светлое будущее» для ныне живущих горожан.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразование российских старопромышленных и индустриальных городов в «умные» как общемировой тренд предполагает не только поиск доступных ресурсов, но и смену приоритетов, целей, задач, управленческих технологий и критериев эффективности. Поступательное позитивное преобразование наиболее проблемных зон таких городов через создание промышленно-селитебного кластера с «интеллектуальными» элементами может сделать далекую перспективу реально достижимой.
Список литературы
1. Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Воздух городов и его изменение. СПб.: Астерион, 2008. 254 с.
2. Бойкова М.В., Ильина И.Н., Салазкин М.Г. Будущее городов. Города как агенты глобализации и инноваций // Форсайт. Т. 5. 2011. № 4. С. 32-46.
3. Владимиров В.В. Город и ландшафт. М.: Мысль, 1986. 238 с.
4. Геращенко К. Звездный час «умных городов» // GRN/IRE. 2012. № 6. С. 2-5.
5. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс, 2000. 416 с.
6. Довбенко М.В., Осик Ю.М. Современные экономические теории в трудах нобелиантов. М.: Академия естествознания, 2011. 247 с.
7. Елкина Л.Г. Вильданова Л.В. Рыночный механизм управления охраной окружающей природной среды // Научное обозрение. 2013. № 1. С.220-226.
8. Ермак С. Новая городская утопия. Конкурентоспособность муниципалитетов // Эксперт-Урал. 2012. № 33. С. 5-8.
9. Железнова О.В. Санитарно-защитные зоны -поиск территориальных ресурсов // Территория и планирование. 2008. № 2. С. 62-67.
10. Ивашкина И.В. Урбоэкодиагностика: методология и принципы исследования городских территорий // Экология урбанизированных территорий. 2010. № 1. С. 6-13.
11. Лепихина Т.Л., АликинаЕ.Б., КарповичЮ.В. Анализ экономических и социальных последствий роста городов: проблемы оптимального выбора // Экономический анализ теория и практика. 2014. № 24. С. 58-62.
12. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: МГУ, 2006. 624 с.
13. Моткин Г. Модернизация индустриально-экологического типа: современный подход // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5. С.109-114.
14. Подколзин М.М. Функционирование объектов озеленения в условиях техногенной нагрузки на примере г. Волжского. Волгоград: ВолГУ, 2011. 40 с.
15. Понизов П. Количественная оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 4. С. 34-39.
16. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
17. «Умные» среды, «умные» системы, «умные» производства. СПб.: Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2012. 62 с.
18. Ушаков Е.П., Ушакова С.Е. Методология оценки экологического фактора в инвестиционном проектировании // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 10. С. 87-100.
19. Черкасова В.А. Направления влияния некоммерческих социальных инвестиций // Экономический анализ теория и практика. 2012. № 31. С.13-19.
20. Шаврак Е.И., Шапкина Т.С., Богоровская С.А. Математическое моделирование взаимосвязей между состоянием зеленых насаждений, уровнем автотранспортного загрязнения и заболеваемостью населения г. Волгодонска // Экологические системы и приборы. 2008. № 5. С. 49-53.
Regional economics: theory and practice Problem. Research. Solution
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
INDUSTRIAL AND RESIDENTIAL CLUSTER AS THE FIRST STEP TOWARDS A "SMART CITY"
Nadezhda N. KRUPINA
Abstract
Importance The article deals with the problems of the present-day urban environment as the existing forms of urban and municipal services management have become outdated and do not meet modern demands. The "Smart city" projects in the Russian Federation enable not only to improve the life of citizens, but also to contribute to enhancing investment attractiveness of the country on the whole.
Objectives The goal of the research is to clarify the conditions of building and successful functioning of industrial and residential cluster within an industrial city as an innovative tool in the system of public-private and social partnership.
Methods During my study of the problems of modern urban environment, I applied the method of system analysis, statistical and normative methods, and ecological-economic evaluation of urban environment. I presented the characteristics of the cluster's elements, including the description of the elements from a perspective of "smart environment", and compared its intrinsic features. I conclude that the industrial-residential cluster is a part of industrial city. It has a sanitary and protection zone as its core, and the sustainability of urban environment is determined by marking, barrier-contact, environmentally friendly, architecture and landscape, monitoring and reserve functions of the core. I have highlighted the key interests of an enterprise, the State and local community in the cluster development and defined specific principles of its management. The study determines the level of commercial potential of the facilities of urban landscaping and improvement of the territory of the cluster's core. Results The research findings may be used in the fields of urban, regional and municipal management, for organization of rational management of natural resources and environment-related activities of industrial enterprises, as well as in academic and awareness-building activities.
Conclusions and Relevance As the result of the research, I substantiated and described the cluster
initiative as a potential tool of building "Smart city" elements; identified factors of clustering based on the social, ecological and economic sustainability criteria; formulated an approach to organization of mutually advantageous partnership to resolve conflicting socio-en-vironmental problems of urban territory. I also showed a possibility of developing a self-recoupment mechanism for a portion of non-commercial expenditures to encourage business to solve socially significant tasks.
Keywords: geographical area, "Smart City", intelligent systems, industrial-residential cluster, core, regional economy, sanitary-protecting zone, marking, function, barrier-contact, environmental, architectural, landscape, monitoring
References
1. Bezuglaya E.Yu., Smirnova I.V. Vozdukh goro-dov i ego izmenenie [The air of cities and its modification]. St. Petersburg, Asterion Publ., 2008, 254 p.
2. Boykova M.V., Ilyina I.N., Salazkin M.G. Budushchee gorodov: goroda kak agenty globalizatsii i innovatsii [Urban Futures: Cities as Agents of Globalization and Innovation]. Forsait = Foresight-Russia, vol. 5, 2011, no. 4, pp. 32-46.
3. Vladimirov V.V. Gorod i landshaft [The city and its landscape]. Moscow, Mysl' Publ., 1986, 238 p.
4. Gerashchenko K. Zvezdnyi chas "umnykh gorodov" [Moment of glory of "Smart Cities"]. CRN/RE, 2012, no. 6, pp. 2-5.
5. Danilov-Danil'yan V.I., Losev K.S. Ekolog-icheskii vyzov i ustoichivoe razvitie [Environmental challenge and sustainable development]. Moscow, Progress Publ., 2000, 416 p.
6. Dovbenko M.V., Osik Yu.M. Sovremennye ekonomicheskie teorii v trudakh nobeliantov [Modern economic theories in the writings of Nobel Prize winners]. Moscow, Akademiya estestvoznaniya Publ., 2011, 247 p.
7. Elkina L.G., Vil'danova L.V. Rynochnyi mekha-nizm upravleniya okhranoi okruzhayushchei prirodnoi
sredy [A market mechanism of natural environment protection management]. Nauchnoe obozrenie = Science Review, 2013, no. 1, pp. 220-226.
8. Ermak S. Novaya gorodskaya utopiya. Konkurentosposobnost' munitsipalitetov [New urban utopia. Competitiveness of municipalities]. Ekspert-Ural = Expert-Ural, 2012, no. 33, pp. 5-8.
9. Zheleznova O.V. Sanitarno-zashchitnye zony -poisk territorial'nykh resursov [Sanitary-protecting zones: searching for territorial resources]. Territoriya i planirovanie = Territory and planning, 2008, no. 2, pp.62-67.
10. Ivashkina I.V. Urboekodiagnostika: metod-ologiya i printsipy issledovaniya gorodskikh territorii [Urban and ecological diagnostics: methodology and principles of urban areas research]. Ekologiya urban-izirovannykh territorii = Ecology of urban areas, 2010, no. 1, pp. 6-13.
11. Lepikhina T.L., Alikina E.B., Karpovich Yu.V. Analiz ekonomicheskikh i sotsial'nykh posledstvii rosta gorodov: problemy optimal'nogo vybora [An analysis of economic and social consequences of urban growth: problems of optimal choice]. Ekonomicheskii analiz teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 24, pp. 58-62.
12. Marfenin N.N. Ustoichivoe razvitie chelo-vechestva [The sustainable development of the mankind]. Moscow, MSU Publ., 2006, 624 pp.
13. Motkin G. Modernizatsiya industrial'no-ekologicheskogo tipa: sovremennyi podkhod [Modernization of industrial and ecological type: a modern approach]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of theory and practice ofmanagement, 2012, no.5, pp.109-114.
14. Podkolzin M.M. Funktsionirovanie ob"ektov ozeleneniya v usloviyakh tekhnogennoi nagruzki na primere g. Volzhskogo [Objects of landscaping functioning in the conditions of technogenic load on the case of Volzhski town]. Volgograd, VolSU Publ., 2011, 40 p.
15. Ponizov P. Kolichestvennaya otsenka effek-tivnosti proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Quantitative evaluation of public-private partnership
project efficiency]. Sotsial'nayapolitika i sotsial'noe partnerstvo = Social policy and social partnership, 2009, no. 4, pp. 34-39.
16. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Konkurentnye preimushchestva stran [International Competition. The Competitive Advantage of Nations]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1993, 896 p.
17. "Umnye" sredy, "umnye" sistemy, "umnye" proizvodstva ["Smart" environments, "intelligent" systems, "wise" manufactures]. St. Petersburg, Tsentr strategicheskikh razrabotok "Severo-Zapad" Publ., 2012, 64 p.
18. Ushakov E.P., Ushakova S.E. Metodologiya otsenki ekologicheskogo faktora v investitsionnom proektirovanii [A methodology for environmental factor evaluation in investment project development]. Im-ushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii = Property relations in Russian Federation, 2013, no. 10, pp. 87-100.
19. Cherkasova V.A. Napravleniya vliyaniya nekommercheskikh sotsial'nykh investitsii [Areas of influence of non-profit social investments]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic analysis: theory and practice, 2012, no. 31, pp. 13-19.
20. Shavrak E.I., Shapkina T.S., Bogorovskaya S.A. Matematicheskoe modelirovanie vzaimosvyazei mezhdu sostoyaniem zelenykh nasazhdenii, urovnem avtotransportnogo zagryazneniya i zabolevaemost'yu naseleniya g. Volgodonska [Mathematical modeling of relationships between the condition of green planting, the level of motor vehicle pollution and morbidity rate of Volgodonsk population]. Ekologicheskie sistemy i pribory = Ecological Systems and Devices, 2008, no. 5, pp. 49-53.
Nadezhda N. KRUPINA
Institute of Service, Tourism and Design, Branch of North Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russian Federation [email protected]