Научная статья на тему 'Проект учебной программы по дисциплине "Практикум по культуре речевого общения (английский язык)"'

Проект учебной программы по дисциплине "Практикум по культуре речевого общения (английский язык)" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДЫ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ДЕБАТЫ / КРУГЛЫЙ СТОЛ / COMMUNICATION-ACTIVITY APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / METHODS / THE ENG-LISH LANGUAGE / PUBLIC SPEAKING / DEBATING / ROUNDTABLE DISCUSSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Графова Ольга Игоревна, Гладкова Катерина Юрьевна

В статье авторы представляют проект программы по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения (английский язык)». Авторы предлагают сравнительно новые возможности в обучении иностранному языку в рамках коммуникативно-деятельностного подхода. Описываются три возможных формата обучения в рамках курса, а именно использование таких форм коммуникативной деятельности, как публичные выступления, дебаты, дискуссия в формате «круглого стола», и объясняется направленность и целесообразность введения подобного формата в рамках практических занятий по речевому общению. Авторы полагают, что ключевым моментом обучения иностранному языку на современном этапе становится понятие деятельности, подразумевающей активное использование обучающимся лингвистических и экстралингвистических навыков, активизацию творческого потенциала обучающегося. Курс предполагает моделирование конкретных коммуникативных ситуаций, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. В целом, авторы полагают, что представленный курс способствует формированию у студентов коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Графова Ольга Игоревна, Гладкова Катерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT OF AN ACADEMIC PROGRAMME "PRACTICAL COURSE OF COMMUNICATION (THE ENGLISH LANGUAGE)"

The article presents the project of an academic programme “Practical course of communication (the English language). The authors suggest acute and contemporary methods in learning a foreign language. The modern paradigm in pedagogy presupposes a combination of a communicative approach and the notion “activity” which means an active use of lingual, extralingual and creative resources of a student in the process of studying. Three possible formats of realization of the mentioned approaches are being suggested: public speaking, debating and round-table discussion. The aims, content, methods and forms of realization of these formats are being depicted. The logic of the course is also being explained. All in all, the authors claim the suggested programme to develop the communicative competence in students.

Текст научной работы на тему «Проект учебной программы по дисциплине "Практикум по культуре речевого общения (английский язык)"»

ЛИНГВОДИДАКТИКА

УДК 378

Графова Ольга Игоревна

Кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода,

Пермский государственный национальный исследовательский университет.

614099, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15

Тел.: +7 (342)2396283

Email: grafova.olly@gmail.com

Гладкова Катерина Юрьевна

старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода, Пермский государственный национальный исследовательский университет. 614099, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15 Тел.: +7 (342)2396283 Email: Katerina_G_L@mail.ru

ПРОЕКТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)»

В статье авторы представляют проект программы по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения (английский язык)». Авторы предлагают сравнительно новые возможности в обучении иностранному языку в рамках коммуникативно-деятельностного подхода. Описываются три возможных формата обучения в рамках курса, а именно использование таких форм коммуникативной деятельности, как публичные выступления, дебаты, дискуссия в формате «круглого стола», и объясняется направленность и целесообразность введения подобного формата в рамках практических занятий по речевому общению. Авторы полагают, что ключевым моментом обучения иностранному языку на современном этапе становится понятие деятельности, подразумевающей активное использование обучающимся лингвистических и экстралингвистических навыков, активизацию творческого потенциала обучающегося. Курс предполагает моделирование конкретных коммуникативных ситуаций, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов. В целом, авторы полагают, что представленный курс способствует формированию у студентов коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, коммуникативная компетенция, методы, английский язык, публичное выступление, дебаты, круглый стол.

Введение

В рамках коммуникативно-деятельностного подхода представляется необходимым вовлечение обучающихся в разного рода деятельность. Процесс овладения иностранным языком в учебных условиях должен иметь «деятельностный, когнитивный, творческий характер» и «стимулировать обучающихся к проявлению активности, радости и удовольствия от общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на занятиях» [Гальскова, Гез 2007, с. 78]. Таким образом, обучающиеся становятся активным звеном в коммуникации с педагогом, а также в процессе обучения. Активность, в отличие от пассивности, предполагает не просто воспроизведение, а подразумевает включение творческих возможностей и способностей обучающегося. Ориентиры на активность, творческое начало и максимальную включённость обучающихся в процессе формируют неисчерпаемое поле возможностей, когда многие интернет-ресурсы открыты для использования всем и каждому.

Коммуникативная компетенция в рамках обучения иностранному языку определяется как «совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке и понимания суждений других, о национально-культурных особенностях носителей изучаемого языка, о специфике различных типов дискурсов» [Литвинко, 2009]. Формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке усложняется тем, что для реализации подобных программ требуется определенная база-фундамент, которая позволит студенту стать активным и творящим субъектом коммуникативной ситуации. Поэтому программы и дисциплины под названием «Практикум по культуре речевого общения» обращены к обучающимся старших курсов и ведутся параллельно с практическим курсом языка. Само название дисциплины включает в себя два важных компонента, «практикум» и «речевое общение», семантика которых касается формирования коммуникативных навыков. Таким образом, основной задачей курса становится формирование коммуникативной компетенции, устной и письменной. В рамках данной статьи мы обратимся к устному компоненту данной компетенции, в то время как письменная составляющая потребует отдельного рассмотрения в будущем.

Основная часть

На современном этапе существует множество методов, включенных в коммуникативно-деятельный подход в обучении, в том числе и в обучении иностранному языку. Это и проектная деятельность, и методика проблемного обучения, и моделирование ситуаций. Многие из них, за последние десятилетия, стали неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. Однако их комбинирование, появление новых интернет-ресурсов, реальная практика преподавания (опыт) позволяют создавать новые методы и способы формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке. Мы обратимся к нескольким видам деятельности в рамках курса «Практикум по культуре речевого общения» и способам их реализации.

1) Курс публичных выступлений.

2) Дебаты.

3) Дискуссия в формате круглого стола.

Мы предлагаем рассматривать приведённые выше блоки как компоненты программы «Практикум по культуре речевого общения», которые следует реализовывать последовательно в течение всего учебного периода, отведённого для реализации данной программы. Выбор данных видов речевой деятельности и предложенная последовательность обусловлены несколькими факторами. Во-первых, в рамках каждого из компонентов на занятии преподаватель и студенты моделируют разные, приближенные к жизни и профессиональной деятельности коммуникативные ситуации. Во-вторых, в зависимости от уровня языковой и коммуникативной подготовки студентов, от их интересов преподаватель выбирает темы и проблемные ситуации, которые могут быть раскрыты в формате как публичной речи, так и дебатов и дискуссии. В данном случае, преподаватель также свободен в выборе стиля общения (академический, деловой, неофициальный) в зависимости от того, какие речевые нормы, этикетные формулы он намерен отработать. В-третьих, в рамках данных компонентов программы у студентов формируются не только необходимые речевые стратегии, но и навыки адекватного невербального поведения, навыки составления и демонстрации компьютерных презентаций, навыки интерпретации визуальных средств репрезентации информации, активно расширяется кругозор и накапливаются экстралингвистические знания.

Более того, каждый из описанных далее компонентов программы нацелен на обыгрывание различных коммуникативных ситуаций, в которых отрабатываются всех виды умений, необходимых для устного общения: 1) собственно речевые умения, то есть умение вступать в общение, умение переспрашивать собеседника, умение прогнозировать результат высказывания; 2) умения речевого этикета, то есть уточнение, сочувствие, благодарность; 3) умения невербального общения; 4) умение общаться в различных организационных формах общения, то есть установление отношений, планирование совместных действий; 5) умения общаться на разных уровнях: в паре, в группе [Пассов, Кузовлева, 2010, с. 336-342]. Это доказывает необходимость использования данных компонентов для формирования профессиональных компетенций лингвистов и переводчиков.

Перейдем к рассмотрению первого компонента предложенного проекта курса «Практикум по культуре речевого общения».

Описание: публичное выступление (англ. «Public Speech») - это особый тип подготовленного или неподготовленного монологического высказывания с обязательным акцентом на интеракцию с аудиторией. Каждое публичное выступление нацелено на выполнение не только информативной функции, но и ряд других функциональный составляющих, таких как эмотивная, убеждающая, мотивирующая.

Цель: курс публичных выступлений нацелен на опосредованное обучение иностранному языку, а главной задачей имеет формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке.

Средства достижения цели: обучающийся проходит несколько этапов предподготовки, подготовки и реализации конкретного публичного выступления.

Алгоритм работы в рамках курса представляется следующим.

1) Обучающиеся смотрят одно из предложенных публичных выступлений, используя интернет-ресурс.

2) В классе обучающиеся обсуждают публичное выступление, выделяют в нём особенности, осуществляют анализ выступления по определённым параметрам под руководством педагога.

3) Педагог ставит перед обучающимися задачу осуществить своё публичное выступление на примере уже просмотренного с определённым коммуникативным заданием (убедить, мотивировать, вызвать чувства и так далее).

4) Обучающиеся производят подготовку к публичному выступлению.

5) Обучающиеся представляют публичные выступления в рамках занятия.

6) Каждый обучающийся-спикер отвечает на вопросы от аудитории и от педагога.

7) Педагог представляет обратную связь по содержанию и презентации публичного выступления каждого обучающегося.

8) После презентаций публичных выступлений педагог и обучающиеся обсуждают результаты с акцентом на достижение поставленной цели и использованные средства.

Данный алгоритм повторяется несколько раз. В рамках курса обучающиеся представляют от 5 до 8 публичных выступлений с дальнейшим их обсуждением и работой над ошибками.

Использование интернет-ресурсов: очень важным средством достижения поставленной цели в рамках данного курса становится интернет-ресурс www.ted.com [TED], на котором можно найти разнообразие публичных выступлений, записанных на камеру. Каждая из них может сопровождаться субтитрами (если это требуется) на разных языках, также обучающиеся могут распечатать себе транскрипт любой публичной речи (если это требуется) для дополнительной подготовки или в случае необходимости уточнения какой-либо информации.

Дополнительные материалы: в рамках курса реализуется обсуждение нескольких статей по теме публичных речей, которые включают в себя как теоретические аспекты, так и прикладные советы по структурированию материала, body language (в переводе с английского языка означает «язык тела»), методам убеждения и так далее.

Следующий компонент предложенного проекта программы по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения», представляет собой дебаты на известную заранее тему.

Описание: дебаты в риторике определяются как «метод ведения спора, при котором стороны противопоставляют собственные точки зрения с целью убедить некую третью сторону (зрителей, судей)» [Словарь базовых риторических терминов]. Дебаты в педагогике становятся всё более распространенным методом формирования коммуникативной компетенции и в дисциплинах гуманитарного цикла. Дебаты, реализуемые в рамках учебной ситуации, представляют собой ролевую игру, определенную модель коммуникативной ситуации, где перед каждым из участников ставятся определённые задачи [Орешина, 2008]. Дебаты являются формой командной деятельности, в которой (в отличие от публичного монологического выступления) этап подготовки также имеет командный характер. В связи с этим у обучающегося формируются навыки межличностного взаимодействия и работы в команде.

Целью использования учебных дебатов является формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке в заданной ситуации общения.

Алгоритм работы: данный вид деятельности предполагает реализацию следующих этапов.

1) Ознакомительный этап, в ходе которого студентам предлагается просмотреть видеозапись официальных дебатов с последующим обсуждением и анализом.

Предполагается знакомство с различными типами дебатов. Далее, задаётся какая-либо социальная проблема из определённой области жизни (образование, искусство, наука, технологии) На занятии студенты в группах обсуждают проблему, формулируя собственное мнение, обмениваясь точками зрения, способами решения данной проблемы. Предполагается активизация фоновых знаний по теме, пассивного словаря, а также изучение и отработка новых языковых единиц в рамках данной проблемы.

2) Подготовительный этап, предполагающий активную поисковую и аналитическую работу. На данном этапе студенты дома занимаются поиском информации на заданную тему, формулируют аргументы за и против.

3) Этап собственно дебатов, который проходит в рамках учебного занятия. В процессе жеребьёвки на занятии участники узнают свои социальные роли: команда «за», команда «против», председатель дебатов (chairperson), слушатели. Далее в определённом порядке, который обусловлен типом дебатов, заслушиваются аргументы сторон, происходит обмен мнениями, комментариями, вопросами.

4) Этап рефлексии, в который включается преподаватель и предлагает осмыслить сильные и слабые стороны выступлений, комментирует, анализирует, выслушивает мнения студентов.

Данный алгоритм может быть пройден несколько раз. Предлагается отработать как один тип дебатов, так и несколько разных типов в зависимости от целей и установок преподавателя, заинтересованности студентов.

Использование интернет-ресурсов. Для реализации данного компонента программы предлагается обращение к справочным ресурсам: энциклопедии Encyclopedia Britannica [Encyclopedia Britannica: электронный ресурс], различным газетам и научным журналам, таким как газета The Times [The Times Newspaper], газета The Guardian [The Guardian Newspaper], журнал Scientific American [Scientific American Magazine], информационному и новостному порталу The BBC [The BB Caroundthe UK].

Формируемые компетенции

В целом процесс подготовки и проведения дебатов представляет собой комплексный вид работы, который предполагает освоение знаний, умений, навыков и компетенций, формируемых в рамках первого компонента программы (публичные выступления), а также включает в себя активное межличностное взаимодействие и формирование навыков работы с информацией.

Заключительный компонент проекта программы по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения» - дискуссия в формате «круглого стола».

Описание. Дискуссия в формате «круглого стола», как и в случае с дебатами, предполагает обсуждение острой или неоднозначной социальной проблемы. Однако в отличие от предыдущего вида коммуникативной деятельности, в данном формате работы коммуникативные роли участникам процесса не задаются. Студенты выступают индивидуально, представляя аргументированное мнение в форме устного монологического выступления, а также спонтанно участвуют в дискуссии, задавая вопросы и комментируя мнения коллег в ходе дискуссии. Таким образом, дискуссия в формате «круглого стола» не предполагает чёткого регламента и строгой последовательности действий. Обозначена лишь одна коммуникативная роль председателя, которая определяется жеребьёвкой.

Цель данного компонента программы - формирование коммуникативной компетенции на иностранном языке в заданной ситуации общения.

Алгоритм работы

1) Ознакомительный этап предполагает знакомство с новым форматом работы, обсуждение его сходств и отличий. Кроме того, происходит знакомство с проблемным вопросом в определенной области жизни, обсуждение, обмен мнениями, изучение новой лексики, активация старого словаря.

2) Подготовительный этап. Поиск и анализ информации по заданной теме, подготовка аргументированного монологического выступления на заданную тему с выражением собственной позиции. Расширение фоновых знаний по теме.

3) Этап собственно дискуссии в формате «круглого стола», в ходе которого выбирается председатель и происходит обсуждение поставленной проблемы.

4) Этап рефлексии, нацеленный на осмысление сильных и слабых сторон выступлений, комментарии, критический анализ.

Использование интернет-ресурсов. Предполагается использование уже перечисленных интернет-ресурсов, а также любых иных, необходимых для поиска информации.

Данный вид коммуникативной деятельности, являясь заключительным в программе, обобщает полученные на предыдущих этапах умения, знания, навыки и компетенции, и позволяет совершенствовать их в более свободном и нерегламентированном формате коммуникативной деятельности. Предполагается, что студенты будут иметь возможность свободно использовать различие языковые средства, стилистические приёмы, коммуникативные формулы и клише для свободного выражения мысли на заданную тему, а нежесткий формат работы стимулирует проявление творческих способностей студентов.

В целом, поэтапная реализация представленных выше компонентов служит формированию у студентов следующих компетенций:

1) владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста;

2) способен моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов;

3) умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации.

Заключение

Подводя итог, ещё раз подчеркнем, что формирование устной коммуникативной компетенции является чрезвычайно важным для студентов языковых специальностей в аспекте их обучения будущей профессиональной деятельности. Представленный нами проект программы «Практикум по культуре речевого общения» является комплексной методикой формирования коммуникативной компетенции, ключевым аспектом которой выступает использование языковых средств в конкретном виде коммуникативной деятельности. Реализация данной программы способствует не только совершенствованию языковых и коммуникативных способностей обучающегося, но и реализации его творческого и личностного потенциала, формированию компетенций, которые будут необходимыми в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2007. 336 с.

2. Литвинко Ф. М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования. Сборник научных статей, Белорусский государственный университет. Вып. 9. Минск, 2009. URL: https: // bsu.by/Cache/pdf/230533.pdf (дата обращения: 4.10.2019).

3. Орешина Е. Е. Дебаты и форматы дебатов в теории и практике преподавания иностранного языка // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. Вестник ТГУ, 2008. Вып. 5. С. 328-332.

4. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. Москва: Русский язык, 2010. 568 с.

5. Словарь основных риторических терминов. URL: http: // allrefrs.ru/1-45461.html (дата обращения: 04.11.2019).

6. TED: Ideas Worth Spreading. URL: http: // www.ted.com (дата обращения: 04.10.2019).

7. Encyclopedia Britannica. URL: http: // www.britannica.com (дата обращения: 03.10.2019).

8. Scientific American Magazine: Science News, Articles and Information. URL: http: // www.scientificamerican.com (дата обращения: 04.10.2019).

9. The Times Newspaper. URL: http: // www.thetimes.co.uk (дата обращения: 04.10.2019).

10. The Guardian Newspaper. URL: http: // www.theguardian.com (дата обращения: 04.10.2019).

11. The BBC around the UK. URL: http: // www.bbc.co.uk (дата обращения: 04.10.2019).

Grafova O. I.

Ph.D. (Philology), Linguistics and Translation Department, Perm State University

Gladkova K. Yu.

Senior Lecturer, Linguistics and Translation Department, Perm State University

PROJECT OF AN ACADEMIC PROGRAMME "PRACTICAL COURSE OF COMMUNICATION (THE ENGLISH LANGUAGE)"

The article presents the project of an academic programme "Practical course of communication (the English language). The authors suggest acute and contemporary methods in learning a foreign language. The modern paradigm in pedagogy presupposes a combination of a communicative approach and the notion "activity" which means an active use of lingual, extralingual and creative resources of a student in the process of studying. Three possible formats of realization of the mentioned approaches are being suggested: public speaking, debating and round-table discussion. The aims, content, methods and forms of realization of these formats are being depicted. The logic of the course is also being explained. All in all, the authors claim the suggested programme to develop the communicative competence in students.

Keywords: communication-activity approach, communicative competence, methods, the English language, public speaking, debating, round-table discussion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.