Научная статья на тему 'Проект типового задания на выполнение научно-исследовательской работы обучающимися информационных направлений в соответствии с ФГОС во 3++'

Проект типового задания на выполнение научно-исследовательской работы обучающимися информационных направлений в соответствии с ФГОС во 3++ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / СТИЛЬ НАУЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION / RESEARCH WORK / PROFESSIONAL STANDARD / TERMS OF REFERENCE / STYLE OF SCIENTIFIC PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швец Сергей Викторович

В статье предлагаются подходы к проектированию типового задания на выполнение научно-исследовательской работы обучающимися информационных направлений в соответствии с содержанием ФГОС ВО 3++, ориентированным на требования профессиональных стандартов. Данные стандарты делают акцент на использование постоянно меняющихся компетенций в соответствии с темпами развития информационных технологий. В качестве базы научно-исследовательской работы принята нормативная документация, используемая в профессиональной сфере, одним из основных преимуществ которой является стабильность требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFT TYPICAL TASK FOR THE PERFORMANCE OF A SCIENTIFIC RESEARCH BY TRAINIEES OF INFORMATION TECHNOLOGIES ACCORDING TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION 3 ++

The article gives approaches to designing a typical task for a research work of students in Information Science in accordance with the Federal State Educational Standard 3+ oriented to the professional standards requirements. These standards emphasize the use of constantly changing competencies in accordance with the pace of the information technology development. The regulatory documentation used in the professional field, with the stability of requirements as one of the main advantages, has been adopted as the basis for the research work.

Текст научной работы на тему «Проект типового задания на выполнение научно-исследовательской работы обучающимися информационных направлений в соответствии с ФГОС во 3++»

22. Дулесов, А. С. Построение оптимальной структуры технической системы методом «ветвей и границ» с учётом критериев экономичности и надёжности / А. С. Дулесов, Д. Ю. Карандеев // Надёжность и безопасность энергетики. - 2016. - № 2 (33). - С. 56-59.

23. Карандеев, Д. Ю. Учёт количества информации в задачах построения оптимальных структур распределительных сетей с резервированием / Д. Ю. Карандеев // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2017. - N° 20. - С. 16-19.

24. Шилдт, Г. С++: базовый курс / Г. Шилдт. - 3-е изд.; пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2010. - 624 с.

25. Карандеев, Д. Ю. Реализация мультимедийного приложения на языке программирования С++ посредством использования библиотеки SFML / Д. Ю. Карандеев // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 12. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61029 (дата обращения: 25.08.2019).

Исследование выполнено при поддержке Фонда содействия инновациям по программе «УМНИК» в рамках договора № 13138ГУ/2018 от 23.05.2018.

© Карандеев Д. Ю., Карандеева И. Ю., 2019

УДК [721.012.1:378:001.891)]:004.9

ПРОЕКТ ТИПОВОГО ЗАДАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВО 3++

Швец Сергей Викторович,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье предлагаются подходы к проектированию типового задания на выполнение научно-исследовательской работы обучающимися информационных направлений в соответствии с содержанием ФГОС ВО 3++, ориентированным на требования профессиональных стандартов. Данные стандарты делают акцент на использование постоянно меняющихся компетенций в соответствии с темпами развития информационных технологий. В качестве базы научно-исследовательской работы принята нормативная документация, используемая в профессиональной сфере, одним из основных преимуществ которой является стабильность требований.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, научно-исследовательская работа, профессиональный стандарт, техническое задание, стиль научного изложения.

DRAFT TYPICAL TASK FOR THE PERFORMANCE OF A SCIENTIFIC RESEARCH

BY TRAINIEES OF INFORMATION TECHNOLOGIES ACCORDING TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION 3 ++

Shvets Sergey Viktorovich,

Ph. D. of Technical Sciences, Associate Professor, the Department of Computer Software and Automated Systems

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article gives approaches to designing a typical task for a research work of students in Information Science in accordance with the Federal State Educational Standard 3+ oriented to the professional standards requirements. These standards emphasize the use of constantly changing competencies in accordance with the pace of the information technology development. The regulatory documentation used in the professional field, with the stability of requirements as one of the main advantages, has been adopted as the basis for the research work.

Key words: Federal State Educational Standard of Higher Education, research work, professional standard, terms of reference, style of scientific presentation.

Принципиальным отличием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) [1] от стандартов предыдущих поколений является

директивное требование учёта профессиональных компетенций, заявленных в профессиональных стандартах соответствующих специалистов в области информационных техно-

логий [2]. При этом основное внимание уделяется именно перечню компетенций, которые при стремительном развитии области компьютерных технологий имеют тенденцию к быстрой смене и постоянному уточнению, о чём неоднократно заявляет профессиональное сообщество. В то же время уже в самом образовательном стандарте ФГОС ВО 3++ имеются компетенции, которые прямым образом требуют использования профессионально-нормативной документации при выполнении учебных и научно-исследовательских работ. Так, в общепрофессиональной компетенции ОПК-4 указывается, что выпускник должен быть «способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью». Кроме того, компетенция ОПК-6 («способен разрабатывать бизнес-планы и технические задания...»') требует знания правил составления такой документации.

Результатом научно-исследовательской деятельности обучающихся высших учебных заведений являются рефераты, курсовые работы и проекты, выпускные квалификационные работы и др. Поэтому абсолютно обоснованно и логично использование государственных стандартов, установленных для соответствующей деятельности, прежде всего, для оформления отчёта о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32-2017 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления») [3]. Таким же образом для составления технических заданий необходимо использовать ГОСТ 19.201-78 «Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению» [4]. Большим преимуществом указанного подхода является стабильность правил, установленных для такой деятельности: предыдущая редакция ГОСТ 7.32-2017 предлагалась в 2001 году, а ГОСТ 19.201-78 (с изменениями) действует с 1978 года по настоящее время.

Согласно универсальной компетенции УК-4 («способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)») обучающийся должен представить результаты научно-исследовательской работы на русском и английском языках как средствах профессионального общения в области информационных технологий с учётом грамотного использования профессиональных терминов и стиля научного изложения. Подтверждением актуальности такого подхода является использование его в течение уже длительного времени в ведущих вузах страны, в которых в основе оформления научно -исследовательских работ лежат шаблоны оформления диссертационных исследований. Кроме того, нужно иметь в виду, что ведущие университеты мира разработали единые подходы к программам подготовки технических кадров для обширной индустрии современных компьютерных технологий, которые учитывают глобальность этих процессов и их встроенность в мировую экономическую и информационную системы [5]. При этом основное внимание в этих программах уделяется именно единообразию и взаимозаменяемости различных национальных стандартов.

В условиях глобального характера информационных технологий весьма высока конкуренция среди специалистов, стремящихся занять высокие позиции в профессиональной иерархии. В связи с этим, наряду с высокими профессиональными качествами, большое значение имеют и умения эффективной самопрезентации (ОПК-3: «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий...»). Значимую помощь в этом может оказать использование целого спектра современ-

ных средств (PowerPoint, CamtasiaStudio правления бакалавриата, специалитета или ма-

или др.). гистратуры в соответствии с нормативными

Предлагаемый проект типового задания документами, регламентирующими их подго-

(Приложение) учитывает рассмотренные выше товку в образовательном учреждении и приня-

новации, однако требуется дополнительное тыми в профессиональной сфере.

уточнение в зависимости от конкретного на-

Приложение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» (ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова») Инженерно-технологический институт Кафедра программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Направление подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем»

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ПОВТиАС

_(_)

«01» сентября 20_г.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР) - БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Студент_Группа №_

(Фамилия, имя, отчество)

Тема:_

Срок предоставления к защите - « 01 » июня 20 г.

1. Исходные данные:

♦ Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки (ФГОС ВО 3++);

♦ Профессиональный стандарт 06.001 «Программист»;

♦ ГОСТ 7.32-2017;

♦ Техническое задание (ГОСТ 19.201-78).

2. Используемые операционные системы

3. Прикладное программное обеспечение, устанавливаемое на рабочую станцию/сервер

4. Состав аппаратной платформы рабочей станции/сервера

5. Содержание пояснительной записки (50-60 стр.):

- Титульный лист (1 стр. - наименование министерства, вуза, института, кафедры, образовательной программы, темы ВКР, ФИО автора и ФИО, учёная степень и учёное звание научного руководителя).

- Бланк задания.

- Реферат (1 стр., 850 печатных знаков - структура и объём работы, количество иллюстраций, таблиц, приложений, количество использованных источников, ключевые слова (5-15 слов), объект исследования, цель ра-

16

боты, результаты исследования и их новизна, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов исследования, экономическая эффективность или значимость работы, прогнозные предположения о развитии объекта исследования).

- Содержание (1 стр. - термины и определения, перечень сокращений и обозначений, введение, наименование всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников, наименование приложений).

- Термины и определения (1-2 стр. - русские и англоязычные термины по алфавиту. В настоящем исследовании применяют следующие термины с соответствующими определениями:...).

- Перечень сокращений и обозначений (1-2 стр. - русские и англоязычные термины по алфавиту. В настоящем исследовании принимают следующие сокращения и обозначения: ...).

- Введение (2-3 стр. - основание и исходные данные для разработки темы, актуальность, объект и предмет исследования, цель работы, решаемые задачи, новизна работы, практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту, структура и объём работы).

- Раздел 1. Аналитический обзор (7-10 стр. - обзор 3-5 аналогов исследования, анализ существующих решений, предлагаемые решения). Выводы.

- Раздел 2. Архитектура программного продукта (7-10 стр. - модели информационных процессов, модели жизненного цикла). Выводы.

- Раздел 3. Программная реализация (10-15 стр. - выбор средств программирования из 3-5 рассмотренных, описание алгоритма, блок-схема, фрагмент документированного листинга кода программы). Выводы.

- Раздел 4. Обеспечение информационной безопасности и анализ качества разработанного ПО (5-7 стр. - показатели качества, результаты тестовых испытаний и опытной эксплуатации, предложения по сопровождению и улучшению качества программы, перспективы развития). Выводы.

- Заключение / Сопс1шюп (1-2 стр. - на русском и английском языках, краткие выводы по результатам исследования, оценка полноты решения поставленных задач, разработка рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов исследования, результаты оценки технико-экономической эффективности внедрения, результаты оценки научно-технического уровня выполненного исследования в сравнении с существующими решениями).

- Список использованных источников (20-30 источников, нумерация ссылок - по мере упоминания в тексте).

- Приложения: техническое задание (введение, основание для разработки, назначение разработки, требования к программе, требования к программной документации, технико-экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приёмки), инструкция пользователя, инструкция по администрированию, описание демонстрационного ролика, документированный листинг кода программы, справка о внедрении результатов выпускной квалификационной работы, презентация к докладу (на электронном и бумажном носителях), скриншот деморолика, тезисы доклада (название на русском и английском языках, автор, аннотация - не более 300 знаков на русском и английском языках, актуальность, существующие решения, предлагаемые решения, перспективы, выводы) и другие материалы портфолио (копии грамот, дипломов, публикаций по направлению подготовки).

6. Перечень основного материала презентации.

1. Титульный лист (наименование министерства, вуза, института, кафедры, образовательной программы,_темы

ВКР, ФИО автора и ФИО, учёная степень и учёное звание научного руководителя).

2. Техническое задание.

3. Актуальность, цели и задачи работы.

4. Аналитический обзор.

5. Диаграммы информационных потоков.

6. Модели жизненного цикла.

7. Обоснование выбора средств разработки программного продукта.

8. Блок-схема модуля алгоритма.

9. Фрагмент документированного листинга кода программы.

10. Информационная безопасность.

11. Результаты тестовых испытаний.

12. Предложения по сопровождению и улучшению качества программы.

13. Перспективы развития разработки.

14. Инструкция пользователя.

15. Инструкция по администрированию.

16. Апробация (научные семинары, конференции, публикации, внедрение)

17. Результаты проверки на объём внешних заимствований.

18. Заключение / Сопс1доюп (на русском и английском языках).

19. Демонстрационный видеоролик (может быть представлен непосредственно в докладе). 7. План-график выполнения ВКР

Содержание этапа работы Сроки выполнения Отметка о выполнении

1. Сбор исходных материалов 1 сентября - 30 октября 20 г.

2. Разработка алгоритмов и программная реализация 1 ноября - 15 марта 20 г.

3. Анализ результатов тестовых испытаний и опытной эксплуатации 16 марта - 15 апреля 20_г.

4. Оформление пояснительной записки в соответствии с ГОСТ 7.32-2017 16 апреля - 15 мая 20_г.

5. Оформление презентации 16 мая - 30 мая 20 г.

б.Самостоятельная проверка ВКР на объём внешнего заимствования на сайте www.antiplagiat.ru, доведение показателя до нормативного (не менее 50 %) 31 мая - 1 июня 20_г.

7. Проверка ВКР на кафедре на объём внешнего заимствования 2-5 июня 20 г.

8. Предзащита ВКР (на предзащиту предоставляются непереплетённая пояснительная записка, презентация, деморолик, доклад) на электронном и бумажном носителях По графику

9. Прохождение нормоконтроля (на нормоконтроль предоставляются непереплетённая пояснительная записка и презентация) на электронном и бумажном носителях По графику

10. Устранение замечаний нормоконтроля, предзащиты 11-16 июня 20 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Переплёт ВКР (твёрдая обложка без надписи, цвет любой) 16-20 июня 20 г.

12.Получение отзыва научного руководителя 16-20 июня 20 г.

13. Подпись ВКР научным руководителем 16-20 июня 20 г.

14. Получение допуска к защите с подписью зав. кафедрой 16-20 июня 20 г.

15. Защита ВКР - отзыв научного руководителя, справка о результатах проверки ВКР на объём внешнего заимствования предоставляются на заседание ГЭК отдельно от пояснительной записки В сроки защиты

16. Предоставление ВКР в формате .pdf на кафедру ПОВТиАС После защиты

8. Требования к оформлению пояснительной записки

- Текст основной части работы выполняется академическим стилем на одной стороне страницы формата A4

(297^210 мм) печатным шрифтом «Times New Roman». Цвет шрифта - чёрный. Размер шрифта - 14. Интервал основной части документа - полуторный.

- Рисунки и таблицы нумеруются по разделам и рекомендуется размещать на отдельных страницах после упо-

минания в тексте.

- Каждый раздел начинается с новой страницы и заканчивается выводами по разделу.

- В выводах кратко описываются результаты исследования, проведённого в разделе.

- Разметка страницы содержит следующие параметры:

• левое поле - 30 мм, правое поле - 10 мм;

• верхнее поле - 20 мм, нижнее поле - 20 мм;

• ориентация листа для текстовой информации - книжная;

• ориентация листа для иллюстраций, таблиц, блок-схем - книжная или альбомная;

• колонка одна;

• номер страницы указывается внизу, в центре.

- Нумерация страниц сквозная, титульный лист и бланк задания не нумеруются.

- Пояснительная записка с приложениями оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2017.

9. Требования к оформлению презентации и деморолика:

- презентация оформляется в программной среде по выбору студента (Power Point или другие);

- демонстрационный ролик создаётся в программной среде по выбору студента (Camtasia Studio или другие).

10. Требования к докладу на защите ВКР

Доклад по теме ВКР предоставляется на материалах презентации, написанный строгим научным стилем с учётом грамотного использования профессиональных русско- и англоязычных терминов с правильным ударе-

нием (обеспечение, средства, программные коды, договор, эксперт и т. д.). (Выпускник защищает ВКР без использования текста написанного доклада).

Научный руководитель:___

(подпись, дата) (должность, учёная степень, учёное звание, инициалы, фамилия)

Студент: ___

(подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. - М., 2017. - 19 с.

2. Профессиональный стандарт «Программист». - М., 2013. - 17 с.

3. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления: ГОСТ 7.32-2017. - Издание официальное. - М.: Стандар-тиинформ, 2017. - 28 с.

4. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению: ГОСТ 19.201-78. - Издание официальное. - М.: Стандартиинформ, 2010. - 3 с.

5. Computer Science Curricula 2015. - АСМ, 2015. - P. 1 - 355 p. © Швец С. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.